2003 г. в. С приложением схем. введение в менеджмент
менеджмент и управление
чем занимается менеджмент?
какие задачи решает менеджмент?
Управлять нужно по правилам
как воздействовать на людей?
личность и поведение
что такое личность?
направленность личности
алло, мы ищем таланты!
Все мы немного д"артаньяны
Основные элементы характера
Когда человек обращен вовне
свой среди чужих - чужой среди своих
Человек на работе
я, ты, он, она - вместе дружная семья
Когда все вместе и заодно.
Какие бывают коллективы?
Жизненный путь коллектива
Психологический портрет коллектива
в трудовом коллективе есть что-то от театра
коллектив и личность — кто кого?
вместе весело шагать по просторам
что собой представляет организация?
что характеризует организацию?
из чего состоит организация и что ее окружает
Законы организации
многоликий мир организаций
организационная культура
культура — это не только умение здороваться
слагаемые организационной культуры
менеджмент и организационная культура
типы организационных культур
организационная структура
как устроена организация?
функциональная структура
Дивизиональные организационные структуры
гибкие организационные структуры
виды гибких структур
фрагментарная структура
управленческие структуры
что собой представляет управленческая структура?
сколько нужно начальников?
Функциональная управленческая структура
Структура управления на основе отделений
Гибкие управленческие структуры
Возьмемся за руки, друзья.
можно ли делать то, что хочется?
что такое полномочия?
от чего зависят полномочия?
Кому быть главным?
что позволено Юпитеру - не позволено быку
кто кому подчиняется?
и в управлении знания - сила
что собой представляет управленческая информация?
информационная база данных
Игра в «испорченный телефон»
«Подводные камни» восприятия информации
быть или не быть?
кто виноват и что делать?
Решения бывают разные
от какой печки плясать?
Так что же выбрать?
реализация решений
цели организации
для чего существуют организации?
для чего нужны цели?
какими бывают цели?
постановка целей
эффективность достижения целей
управленческие стратегии
«искусство генерала»
от чего зависит стратегия?
КАК действовать на рынке?
Куда и как двигаться фирме?
как формируется стратегия?
попытка заглянуть в будущее
Методы стратегического анализа и формирования стратегий
Стратегия «кривизны»
проектирование будущего
Планирование: основные понятия
Каким должно быть планирование?
Методыразработки планов
перспективные планы
Особенности текущих планов
Вопросы и задания
стратегическое и оперативное управление организацией
Управление на основе предвидения изменений
Управление решением стратегических задач
Методы «быстрого реагирования»
Управление материальными запасами
доверяй, но проверяй
Принципы управленческого контроля
каким должен быть контроль?
виды управленческого контроля
Этапы процесса контроля
Внешний и внутренний контроль
кнут и пряник
Ради чего люди работают?
Содержательный подход к мотивации
Процессный подход к мотивации
тяжела ты, шапка мономаха
На то оно и начальство.
Уровни руководства
Редко, если вообще когда-либо,
какой-нибудь новый основной институт
так быстро доказывал свою необходимость,
и еще реже какой-нибудь другой институт
или новая руководящая группа возникали
так быстро, как развивался менеджмент.
Питер Друкер
ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ
Менеджмент и управление
Чем занимается менеджмент?
Какие задачи решает менеджмент?
Управлять нужно по правилам
Как воздействовать на людей?
Эта глава – начало всех начал. Из нее можно узнать, что такое менеджмент и какие его разновидности существуют; что за задачи и какими способами решает, какими правилами при этом руководствуется.
Менеджмент и управление
Понятие управления
Хозяйственное управление
Менеджмент
Кто не знает героев известной басни И. А. Крылова Лебедя, Рака да Щуку? И взялись они, казалось бы, за полезное дело, и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном – в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации.
Если внимательно посмотреть вокруг, нетрудно обнаружить, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. И в то же время несомненно, что здесь речь идет о принципиально разных вещах. Растения, машины, химические элементы и проч. являются неодушевленными объектами, подчиняющимися слепым действиям законов природы. Поведение таких объектов легко предугадать или рассчитать, поэтому управление ими носит технический характер.
Иное дело – люди. Им присущи индивидуальное сознание, воля, интересы, стремления. Их реакции на внешние воздействия практически непредсказуемы, поэтому управлять людьми по аналогии с техникой нельзя.
Здесь вступают в действие методы социального управления. Разновидностями последнего являются государственное управление, военное управление, хозяйственное управление и т. п. Именно хозяйственное управление и становится предметом нашего непосредственного изучения.
Долгие годы хозяйственное управление в нашей стране было командным, являлось частью плановой системы регулирования экономики, одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества. В этих условиях оно закрепощало людей, ограничивало их естественное стремление к самостоятельности, поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы и одновременно снимало с них всякую ответственность за реальные результаты.
Менеджмент также является разновидностью хозяйственного управления, но уже в рыночных условиях. Он предполагает экономическую свободу людей, право и обязанность, руководствуясь не предписаниями сверху, а выгодой, принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за их результаты своими деньгами, имуществом.
Термин management в значении, близком к современному (прежде он означал искусство объезжать лошадей), появился с началом промышленной революции XVIII–XIX в Англии, а затем распространился по всему миру.
Рождением своим менеджмент был обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей – менеджеров, профессиональных управляющих. Группы таких людей и получили название «менеджмент», которое по смыслу аналогично русскому слову руководство.
Менеджмент как деятельность может рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, это управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме «автономного плавания» и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых обстоятельствах.
С другой стороны, менеджмент – это самостоятельная управленческая деятельность, не обязательно предполагающая создание предприятия и руководство подчиненными; например, организация выступлений звезд эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т. п.
Цель менеджмента в том и другом случае – достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.
Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
И наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.
Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Менеджмент – это:
1. Деятельность по управлению организацией в условиях рынка.
2. Управление самостоятельным направлением деятельности без создания организации.
3. Группа высших руководителей, имеющих возможность принимать независимые хозяйственные решения.
4. Совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять процесс управления.
5. Учебная дисциплина.
Чем занимается менеджмент?
Направления менеджмента
Задачи, решаемые в рамках каждого из них
Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента, с которыми нам сейчас и предстоит познакомиться.
Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих, своевременного ремонта оборудования, устранении сбоев и неполадок; контроле качества, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка; текущем руководстве персоналом, его стимулировании, применении прогрессивных форм оплаты.
Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта.
Управление инновациями, т. е. нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.
Управление маркетингом (маркетинг-менеджмент), едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации, занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т. п.
Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее время включает управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала; поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
Суть финансового управления (финансового менеджмента) заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.
Наконец, управление эккаунтингом (эккаунтинг-менеджмент) связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.
с приложением схем
Учебно-методическим. центром
«Профессиональный учебник»
в качестве учебника
для студентов экономических ВУЗов
Издание третье,
исправленное и дополненное
Москва 2003
Рецензенты:
Кафедра экономики и управления
Московского государственного индустриального университета,
зав. кафедрой Герасина О.Н.:
доктор экономических наук, профессор Цыпкин Ю.А.
Основы менеджмента / В.Р. Веснин. - 3-е изд., доп. и испр., -В53 М.: 000 «Т.Д. "Элит-2000"», 2003. - 560 с.
ISBN 5-94126-018-0
Данный учебник поможет Вам получить глубокие н обширные знания в области менеджмента. Доступные объяснения и примеры, графики н схемы научат будущих специалистов грамотно руководить персоналом, правильно принимать решения, умело распределять время и ресурсы, решать конфликтные ситуации, хорошо уживаться в рабочем коллективе. Вы ознакомитесь со своими правами н обязанностями.
Благодаря несложной терминологии и объяснениям данное учебное пособие доступно учащимся старших классов средних школ и лицам, желающим самостоятельно овладеть навыками и знаниями в области управления.
Желаем Вам успешного овладения управленческими знаниями.
© 2003. Веснин В.Р. Текст, схемы, диаграммы, таблицы.
© 2003.000 «Т.Д. "Элит-2000"»
запрещается без письменного разрешения издательства
Глава I 7
Введение в менеджмент 7
МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ 8
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТ? 10
КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ МЕНЕДЖМЕНТ? 11
УПРАВЛЯТЬ НУЖНО ПО ПРАВИЛАМ 12
КАК ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЮДЕЙ? 14
Глава II 17
Личность и поведение 17
ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ? 17
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 19
АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ! 20
ВСЕ МЫ НЕМНОГО Д"АРТАНЬЯНЫ 22
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАРАКТЕРА 24
КОГДА ЧЕЛОВЕК ОБРАЩЕН ВОВНЕ 25
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ – ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ 27
ЧЕЛОВЕК НА РАБОТЕ 28
Глава III 31
Я, ты, он, она - вместе дружная семья 31
КОГДА ВСЕ ВМЕСТЕ И ЗАОДНО... 31
КАКИЕ БЫВАЮТ КОЛЛЕКТИВЫ? 34
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КОЛЛЕКТИВА 36
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОЛЛЕКТИВА 38
В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ЕСТЬ ЧТО-ТО ОТ ТЕАТРА 40
КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ - КТО КОГО? 42
Глава IV 44
Вместе весело шагать по просторам 44
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ? 44
ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ? 47
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЧТО ЕЕ ОКРУЖАЕТ 48
ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ 50
МНОГОЛИКИЙ МИР ОРГАНИЗАЦИЙ 52
Глава V 57
Организационная культура 57
КУЛЬТУРА - ЭТО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЕ ЗДОРОВАТЬСЯ 57
СЛАГАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 60
МЕНЕДЖМЕНТ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 62
ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР 64
Глава VI 68
Организационная структура 68
КАК УСТРОЕНА ОРГАНИЗАЦИЯ? 68
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 70
ДИВИЗИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ 71
ГИБКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ 73
ВИДЫ ГИБКИХ СТРУКТУР 76
ФРАГМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРА 76
Глава VII 79
Управленческие структуры 79
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ 79
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА? 79
СКОЛЬКО НУЖНО НАЧАЛЬНИКОВ? 80
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА 83
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОТДЕЛЕНИЙ 84
ГИБКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ 86
ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ... 88
Глава VIII 91
Можно ли делать то, что хочется? 91
ЧТО ТАКОЕ ПОЛНОМОЧИЯ? 91
ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ ПОЛНОМОЧИЯ? 93
КОМУ БЫТЬ ГЛАВНЫМ? 94
ЧТО ПОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ - НЕ ПОЗВОЛЕНО БЫКУ 96
КТО КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ? 98
Глава IX 103
И в управлении знания - сила 103
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ? 103
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ 105
ИГРА В «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН» 108
«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ 110
Глава X 113
Быть или не быть? 113
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ? 113
РЕШЕНИЯ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ 115
ОТ КАКОЙ ПЕЧКИ ПЛЯСАТЬ? 118
ТАК ЧТО ЖЕ ВЫБРАТЬ? 119
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ 122
Глава XI 125
Цели организации 125
ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЮТ ОРГАНИЗАЦИИ? 125
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЦЕЛИ? 127
КАКИМИ БЫВАЮТ ЦЕЛИ? 128
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ 131
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ 133
Глава XII 136
Управленческие стратегии 136
«ИСКУССТВО ГЕНЕРАЛА» 136
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СТРАТЕГИЯ? 138
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ НА РЫНКЕ? 141
КУДА И КАК ДВИГАТЬСЯ ФИРМЕ? 143
Глава XIII 146
Как формируется стратегия? 146
ПОПЫТКА ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ 146
МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 148
И ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ 148
СТРАТЕГИЯ «КРИВИЗНЫ» 153
Глава XIV 156
Проектирование будущего 156
ПЛАНИРОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 157
КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ? 158
МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ 160
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ 164
ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩИХ ПЛАНОВ 166
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 167
Глава XV 168
Стратегическое и оперативное управление организацией 168
УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ 169
УПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЕМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 170
МЕТОДЫ «БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ» 172
УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ 176
Глава XVI 179
Доверяй, но проверяй 179
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 180
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОНТРОЛЬ? 181
ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 182
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ 184
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ 186
Глава XVII 188
Кнут и пряник 188
РАДИ ЧЕГО ЛЮДИ РАБОТАЮТ? 189
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ 195
Глава XVIII 199
Тяжела ты, шапка Мономаха 199
НА ТО ОНО И НАЧАЛЬСТВО... 200
УРОВНИ РУКОВОДСТВА 201
РУКОВОДИТЕЛИ БЫВАЮТ ВСЯКИЕ 203
ГЛАВНОЕ - НЕ КТО РУКОВОДИТЕЛЬ, А КАКОЙ! 207
ЛИДЕРЫ СУЩЕСТВУЮТ НЕ ТОЛЬКО В СПОРТЕ 208
Глава XIX 211
Власть 211
ОСНОВЫ ВЛАСТИ 212
НА ЧТО ЖЕ ОПИРАЕТСЯ ВЛАСТЬ? 214
ПРОЧНА ЛИ ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ? 217
Глава XX 218
Стили руководства 218
ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ ЛЮДЬМИ 219
И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛИ РУКОВОДСТВА 221
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА. 224
ДО ОБЕДА НЕ БУДИТЬ, ПРИ ПОЖАРЕ ВЫНОСИТЬ ПЕРВЫМ... 224
«МНОГОМЕРНОЕ» РУКОВОДСТВО. 226
СЕГОДНЯ ТАК, ЗАВТРА - СЯК 226
Глава XXI 229
Всем нужно давать «порулить» 229
ЧТО ТАКОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ? 230
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМ 232
«ЗНАТОКИ» ПРИШЛИ НЕ ИЗ ОСТАНКИНО 234
И СНОВА КОМАНДЫ 236
УМ - ХОРОШО, А НЕСКОЛЬКО – ЛУЧШЕ! 237
Глава XXII 240
Управленческие конфликты 240
НЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ 241
ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 243
КОНФЛИКТ КАК ПРОЦЕСС 246
МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ! 249
Глава XXIII 252
Кадры решают всё 252
ПЕРСОНАЛ И ЕГО СТРУКТУРА 253
ОРГАНИЗАЦИЯ НАБОРА КАДРОВ 255
В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ НЕ ХОДЯТ 258
ЭКЗАМЕНЫ ДЕРЖАТ ВСЕ 259
ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ..., НО РАДИ ЧЕГО? 261
ПО СТУПЕНЬКАМ СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЫ 262
ВСЕМ МИНИСТРАМИ НЕ БЫТЬ... 264
КОГДА ПРИХОДИТСЯ ПРОЩАТЬСЯ 265
Словарь основных терминов 267
Схемы 281
Введение в менеджмент
Менеджмент и управление
Чем занимается менеджмент?
Какие задачи решает менеджмент?
Управлять нужно по правилам
Как воздействовать на людей?
«Редко, если вообще когда-либо,
какой-нибудь новый основной институт
так быстро доказывал свою необходимость,
и еще реже какой-нибудь другой институт
или новая руководящая группа возникали
так быстро, как развивался менеджмент»
Питер Друкер
ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ
Эта глава - начало всех начал. Из нее можно узнать, что такое менеджмент и какие его разновидности существуют; что за задачи и какими способами решает, какими правилами при этом руководствуется.
МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ
Понятие управления
Хозяйственное управление
Менеджмент
Кто не знает героев известной басни И.А. Крылова - Лебедя, Рака да Щуку. И взялись они, казалось бы, за полезное дело, и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном - в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации.
Если внимательно посмотреть вокруг себя, нетрудно обнаружить, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. И в то же время несомненно, что здесь речь идет о принципиально разных вещах. Растения, машины, химические элементы и пр. являются неодушевленными объектами, подчиняющимися в своем действии слепым законам природы. Поведение таких объектов легко предугадать или рассчитать, поэтому управление ими носит технический характер.
Иное дело - люди. Они обладают индивидуальным сознанием, волей, интересами, стремлениями. Их реакции на внешние воздействия практически непредсказуемы, поэтому управлять людьми по аналогии с техникой нельзя.
Здесь вступают в действие методы социального управления. Разновидностями последнего являются: государственное управление, военное управление, хозяйственное управление и т.п. Именно хозяйственное управление, осуществляемое в отдельно взятой организации или на предприятии, и становится предметом нашего непосредственного изучения.
Долгие годы хозяйственное управление в нашей стране было командным, являлось частью плановой системы регулирования экономики, одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества. В этих условиях оно закрепощало людей, ограничивало их естественное стремление к самостоятельности, поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы и одновременно снимало с них всякую ответственность за реальные результаты.
Менеджмент также является разновидностью хозяйственного управления, но уже в рыночных условиях. Он предполагает экономическую свободу людей, право и обязанность, руководствуясь не предписаниями сверху, а выгодой, принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за их результаты своими деньгами, имуществом.
Рождением своим менеджмент обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей - менеджеров, профессиональных управляющих. Группы таких людей и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство».
Термин management в значении, близком к современному (прежде он означало «искусство объезжать лошадей»), появился с началом промышленной революции XVIII-XIX вв. в Англии, а затем распространился по всему миру.
Деятельность по реализации управленческих задач также называется менеджментом. Она может рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, это - управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме «автономного плавания», связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых неожиданных обстоятельствах.
С другой стороны, менеджмент - это самостоятельная управленческая деятельность, не обязательно предполагающая создание предприятия и руководство подчиненными, например организация выступлений звезд эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т.п.
Цель менеджмента в том и другом случае - достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.
Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
И наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.
Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.
1. Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: КД Либроком, 2012. - 248 c.
2. Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга: Учебное пособие / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: КД Либроком, 2013. - 248 c.
3. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов.. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
4. Баронин, С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С.А. Баронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 160 c.
5. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х т.Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. - М.: Омега-Л, Эльга, 2012. - 1330 c.
6. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 320 c.
7. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
8. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Н.Новг.: НИМБ, 2012. - 320 c.
9. Исаченко, И.И. Основы самоменеджмента: Учебник / И.И. Исаченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 312 c.
10. Ковалев, В.В. Основы теории финансового менеджмента / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2015. - 544 c.
11. Коротков, Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 272 c.
12. Круи, М. Основы риск-менеджмента / М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 390 c.
13. Маркевич, А.Л. Основы экономики, менеджмента и маркетинга для морских специальностей рыбопромыслового флота / А.Л. Маркевич. - М.: МОРКНИГА, 2012. - 267 c.
14. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. - 672 c.
15. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. О.И. Медведь.. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.
16. Мясоедов, С.П. Основы кросскультурного менеджмента. Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учебное пособие / С.П. Мясоедов. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2012. - 256 c.
17. Попов, В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.
18. Попов, С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие / С.Г. Попов. - М.: Ось-89, 2013. - 176 c.
19. Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2013. - 240 c.
20. Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
21. Хангер, Дж., Д. Основы стратегического менеджмента: Учебник / Дж. Д. Хангер, Т.Л. Уилен. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 319 c.