Особенности, формы и инструменты участия государства в предпринимательской деятельности. Современное положение и экономические проблемы современного российского предпринимательства. Государственное предпринимательство в России

План

Введение

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

    Понятие предпринимательской деятельности

    Предпринимательские отношения

    Признаки предпринимательской деятельности

    Формы и виды предпринимательства

    Государственная регистрация предпринимательской деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Предпринимательство в России следовало бы воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества, поэтому его существование должно:

быть экономически обосновано;

логично вписываться в систему производственных отношений;

демонстрировать преимущества перед плановой экономикой и иными непредпринимательскими способами хозяйствования;

обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижений научно-технического прогресса;

показывать рост производительности труда.

Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.

В данной работе мне хотелось бы остановиться на понятиях и признаках предпринимательской деятельности.

К важнейшим чертам предпринимательства, следует отнести:

самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решения, в рамках правовых норм;

экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства получение максимально возможной прибыли, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

хозяйственный риск и ответственность.

Эти признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

1. Понятие предпринимательской деятельности.

Принятие Закона об общих началах предпринимательства и Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности привело к развитию частной хозяйственной инициативы, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства.

За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения.

Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) - ст. 2 п. 1, предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

За термином "предпринимательство" и "предприниматель" стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой – производить продукцию, работы и услуги.

Предпринимательская деятельность предполагает, систематическое получение прибыли, которая является, продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушения. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако, на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация, должна получить лицензию. Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (например, дилерская деятельность, банковская).

Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от нее, могут быть обжалованы в суде.

Существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получениё какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.

На это обстоятельство указано в ч. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где сказано, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, а также в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г., где сказано, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.

2. Предпринимательские отношения

IIредпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления).

Обе группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности, как правило, возникают из договора.

Во вторую труппу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения в связи с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. Сюда включаются отношения по государственному регулированию экономики, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, ценообразования и т.д. Характерной чертой этих отношений является обязательность исполнения адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления.

В сфере экономики обе названные группы отношений тесно взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.

Особенностью предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Как гласит ст. 23 ГК РФ, предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического лица, а также юридические лица.

В предпринимательских отношениях основным является понятие "хозяйствующий субъект".

Хозяйствующий субъект - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие "хозяйствующий субъект шире понятия "предприниматель", так как некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.

3. Признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о понятии более узком, чем понятие "хозяйственная деятельность".

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются:

1) самостоятельная деятельность;

2) цель деятельности - получение прибыли;

3) систематический характер получения прибыли;

4) хозяйственный риск;

5) факт государственной регистрации участников.

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.

Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.

Важное условие коммерческой свободы - свободное ценообразование. Однако в экономике абсолютной свободы производителей не существует. предприниматель имеет полную, самостоятельность в, том смысле, что над ним, нет инстанции, выдающей команды: что делать, как и сколько. Он не свободен от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

2. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей. Труд этот непростой и соединяет в себе, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

3. В ГК уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли. Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью. Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли.

4. Признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск - это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Рисковый характер деятельности может привести не только к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. ГК РФ предусматривает повышенную имущественню ответственность предпринимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы п. 3 ст. 401 ГК РФ). Вместе с тем приведенное правило действует, если иное не предусмотрено законом или договором. В условиях правовой неподготовленности значительной чисти населения страны, предприниматели практически всегда могут внести в договор условие об ответственности за его нарушение по принципу вины. Кроме того, возможность трактовать непреодолимую силу довольно широко и не сводить ее лишь к стихийным бедствиям также позволяет виновному избежать ответственности.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им. Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.).

5. Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности - юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве. Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет за собой юридическую ответственность.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако на некоторые виды деятельности коммерческая организация должна получить лицензию. Имеются виды деятельности, на которые установлена монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием).

4. Формы и виды предпринимательства

Основными формами предпринимательской деятельности являются:

Индивидуальная;

коллективная - предпринимательство юридических лиц.

К первой группе субъектов относится частное предпринимательство граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также коллектив граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность "под общей фирмой" на основании договора полного товарищества.

Вторая группа субъектов, относящаяся к коллективной предпринимательской деятельности охватывается общим собирательным термином "предприятие": это унитарные государственные и муниципальные предприятия - наследство от планово-распорядительной экономики - и "рыночные" организационно-правовые формы: это коммандитное (смешанное) товарищество (или товарищество на вере), товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

Все вышеперечисленные субъекты предпринимательской деятельности осуществляют руководство своей предпринимательской деятельностью путем определения целей, задач, стратегий своей деятельности; форм использования имущества и выходят на рынок со своими товарами, работами, плодами и услугами и вступают в разнообразные правоотношения между собой, с потребителями своей продукции и государством. Неудивительно, что наряду с общими законодательными нормами и актами, регулирующими экономику страны, имеются специальные нормы и институты, которые относятся только к предпринимательской деятельности.

Так, индивидуальное предпринимательство имеет правовую форму организации без привлечения наемного труда и с привлечением наемного труда, а также возможно осуществление предпринимательства в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предприятия.

Таким образом, имеются три группы субъектов предпринимательского права: предприятия (предприниматели), организации управления и регулирования хозяйственной деятельностью и внутрихозяйственные подразделения.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе.

Виды предпринимательской деятельности приведены на схеме 1.

5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.
Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит.

Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х4 см. Регистрация должна быть произведена в день подачи документов или в 3-дневный срок после получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано или выслано по почте регистрационное свидетельство.

Количество видов деятельности, которые могут быть указаны в нем, не ограничено, однако те виды деятельности, которые запрещены действующим законодательством или за которые предусмотрена уголовная ответственность, не разрешаются. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах (предпринимателю, регистрирующему органу местной администрации и налоговому органу). В свидетельство вносятся только фамилия, имя, отчество гражданина, регистрирующегося в качестве предпринимателя. Другие граждане, предполагающие вести совместную с ним деятельность, в свидетельстве не указываются.

Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя - основной документ, подтверждающий его права и обязанности, предъявляющийся по требованию должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов исполнительной власти. Осуществление гражданином предпринимательской деятельности, не зарегистрированной в установленном порядке, влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения – лицензии. Перечни видов деятельности, на которые требуются лицензии, и органов, уполномоченных выдавать их, установлены ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензия выдается на каждый вид деятельности и действительна на всей территории Российской Федерации.

Физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность, обязаны своевременно встать на учет в налоговый орган по месту постоянного жительства либо по месту осуществления этой деятельности. Заявление о постановке на учёт подается предпринимателем в течение десяти дней после государственной регистрации.
Государственная налоговая служба в срок до 5 дней проверяет достоверность указанных в заявлении сведений и при положительном решении присваивает индивидуальному предпринимателю идентификационный номер налогоплательщика.
Индивидуальные предприниматели обязаны также зарегистрироваться в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования. Индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, должны также в течение 30 дней с момента заключения трудового договора зарегистрироваться в Фонде социального страхования Российской Федерации и в Государственном фонде занятости населения.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций;

Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров;

Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия;

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются: 1) самостоятельность; 2) наличие цели, заключающейся в получении прибыли; 3) систематический характер получения прибыли; 4) хозяйственный риск; 5) факт государственной регистрации участников. Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки развития предпринимательства недостаточно эффективна, её необходимо развивать и совершенствовать, ведь решение проблем развития предпринимательства может быть найдено только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.

Взаимодействие предпринимательства и общества должно выражаться успехами в социальной сфере: повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей.

И хотя постепенно степень зрелости российских предпринимателей повышается, в общественном сознании и на практике эта сфера деятельности, чаще, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, инвестициями, сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы. Предпринимательство еще крайне слабо инициирует и стимулирует отечественного товаропроизводителя.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. I и I I. М.: Инфра-М; Норма, 1996.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Боровский А.В., Буянов В.П. Регистрация предприятия: Как зарегистрировать свое дело: Практич. пособие. М.: Экзамен, 2005.

4. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат. сб. М.: Росстат, 2004.

5. Предпринимательство: Учебник / А. И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. СПб.: Лань, 2001.

6. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: Юнити-Дана, 2004.

7. Предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л. Г. Скамай. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003.

8. Предпринимательство: учебник для вузов/Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: "Юнити – Дана", 2005г.

9. Малое предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин М.: ИНФРА-М, 2002.

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролёром, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства – государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые национальной экономике. С одной стороны государство выступает как обыкновенный предприниматель, а с другой – как особый «общественный» предприниматель. В качестве последнего государственный капитал обеспечивает воспроизводство всего общественного капитала. Государство ведёт предпринимательство на базе государственного сектора экономики.

Создание государственного сектора непосредственно связано с военным производством. Становление новых отраслей военного производства всегда требует огромных затрат и связано с большим риском. Поэтому частные предприниматели не берут на себя этот риск. Новые отрасли военного производства создаются и поддерживаются государством.

Развитие науки и техники определяет потребность в создании принципиально новых отраслей, которые относятся к капиталоёмким отраслям, а сроки их окупаемости оказываются длительными, что не представляет интереса для частных предпринимателей. Государство вынуждено взять на себя обязанность по первоначальному финансированию этих отраслей. По мере становления такие отрасли становятся прибыльными и государство полностью или частично передаёт их частному бизнесу.

Развитие государственного сектора в капиталоёмких отраслях экономики позволяет обеспечить производство важнейших факторов производства, проводить политику низких цен на их продукцию. А это стимулирует ускоренное развитие потребляющих её отраслей экономики.

Потребность в квалифицированном здоровом работнике, необходимость установления социального партнёрства предопределяет участие государства в строительстве и содержании социальной сферы (школ, вузов, клиник и т.д.).

Реализация общенациональных интересов ограничивает прибыльность государственного сектора. Норма прибыли в государственном секторе ниже частного. Некоторые государственные предприятия являются убыточными. Это объясняется тем, что государственный капитал в первую очередь развивает отрасли, в которых не заинтересован частный капитал, но от которых зависят условия воспроизводства во многих других отраслях экономики.

Особую роль государственный сектор занимает в переходной экономике. На него возлагаются функции решения комплекса социально-экономических проблем. В России по мере становления и развития рыночных отношений роль государственного сектора сокращается. В 1997 году на государственных и муниципальных предприятиях было занято 40% всего занятого населения. Удельный вес государственного сектора экономики по активным показателям инвестиционной и строительной деятельности составляет 27%.

Расширение деятельности государственного предпринимательства находится в зависимости и возможности государственного бюджета. Стимулирование его развития при ограниченности ресурсов может заставить государство использовать внутренние и внешние займы.

Перераспределение доходов – это изъятие доходов у одних лиц с целью передачи их другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством. Широкое перераспределение доходов является характерным для социальной рыночной экономики.

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ затрагивает военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта и получение прибыли. Эта форма способствует решению проблем занятости и благосостоянию.

Государственные кредиты и субсидии. Они представляются государством за счёт государства или местных бюджетов, а также специальных фондов. Государственные кредиты и субсидии предоставляются юридическим и физическим лицам, местным органам власти.

Налоговое перераспределение доходов – это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определённых социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и др.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которые сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берёт на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с большим числом детей, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной помощи.

Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физкультуре и спорту.

Макроэкономическая стабилизация. В социальной рыночной экономике государство выполняет необходимую функцию – стабилизацию экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определённом уровне. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики.

К основным формам относятся: изменение государственных расходов, налогов и др. В период кризисных ситуаций достижение стабилизации экономики требует чрезвычайных мер, предусмотренных программой стабилизации или оздоровления экономики.

Проведение фискальной политики. Фискальная политика – сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определённых макроэкономических целей.

Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счёт роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что ведёт к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

Поддержка малого бизнеса. Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчинённую по отношению к монополиям роль в экономике. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике и созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку малому бизнесу посредством налоговой и кредитной политики, оказанию услуг (образовательных, консультативных).

Регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство способно регулировать не только внутренний, но и внешний рынок. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют следующие факторы:

Обострение конкурентной борьбы на мировых рынках;

Дестабилизация валютных курсов;

Возросшее не равновесие платёжных балансов;

Огромная внешняя задолженность.

Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики.

Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит политику либо либерализма, либо протекционизма.

Государственное регулирование среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической инновационной политики. Современная экономика базируется на эффективной научно-технической и инновационной политике, то есть на постоянном создании новой техники и технологий. Развитие изобретательства является существенным фактором инновации. Инновации (нововведение) – внедрение новой технологии, новых форм организации производства, труда и управления. Дальнейшее развитие социальной рыночной экономики предполагает ещё большее увеличение значимости знаний, научных разработок, идей.

Частный бизнес в теоретических исследованиях не заинтересован, так как их порой нельзя быстро внедрить в практическую деятельность и получить прибыль. Поэтому фундаментальная наука, осуществление общей научно-технической инновационной политики возлагается на государство.

В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объёма финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.

Обеспечение экологической безопасности. Вторая половина ХХ века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одним из них является разрушение экосистем и потеря части ВВП. Ежегодно потери только от атмосферного загрязнения составляют более: во Франции 0.7-0.9% от ВВП; в Италии 0.7% от ВВП; в Великобритании 1.7-2.3% от ВВП; в США 2.2-3% от ВВП. Общий ущерб нанесённый окружающей среде в результате хозяйственной деятельности в европейских странах оценивается 3-5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплексных мер по экологическому оздоровлению производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация также предоставляется государству. Государство организует систему контроля, оценки и слежения за изменением состояния окружающей среды. Государство создаёт сеть постоянно действующих станций наблюдения с помощью авиа космических средств контроля за изменением параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведёт оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство отдельных продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства и экологических норм.

Введение

На современном рынке государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений.

Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д.

В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутренних и внешних рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены элементы сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы. Ермишин П.Г. Основы экономической теории М.: Луч, 1998 стр.29

Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим как о роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.

Далее рассмотрим значение государственного предпринимательства на современном этапе функционирования экономики страны. Что входит в содержание государственного предпринимательства и какие тенденции государственное предпринимательство переживает в современной России?

Исходя из вышесказанного, ставим перед собой следующую цель: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.

Задачи данной работы, исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.

Поставленная цель решается через следующие задачи:

определить понятие государственного предпринимательства;

раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны;

изучить функции и значение государственного предпринимательства;

рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.

Понятие, сущность государственного предпринимательства

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства.

Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-комерческих операциях.

Государственное предпринимательство не является самым эффективным, оно менее эффективно, чем частное. Поэтому для мировой практики характерно, что непосредственной хозяйственной деятельностью государство занимается в тех условиях, когда она не выгодна для частников или они не в состоянии её выполнять.

В развитой рыночной экономике государственное предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций выполняет следующие функции: Лапустина М.Г. «Предпринимательство», ИНФРА-М, 2008 ст.11

Общеэкономическую

Ресурсную

Инновационную

Организаторскую

Определяющей функцией в развитой экономике является, общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных потребителей. Причём предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие государственного предпринимательства - одно из определяющих условий общеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией государственного предпринимательства является - ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причём под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется в первую очередь это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если нововведения в той сфере деятельности, в которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Предприниматели заинтересованы в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека.Предпринимательству как новому, типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна инновационная функция связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

Важная функция предпринимательства - организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы.Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектах предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все больше значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: Камаев В.Д. Экономическая теория, 10-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003 стр86

обеспечение необходимых темпов роста,

сглаживание циклических колебаний,

поддержание занятости,

стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Но не только это, государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. П.Г. Ермишин Основы экономической теории М.: Луч, 1998 стр.33Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также: Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М. Юрайт, 1999 стр168

предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,

помощь жизненно важным науки и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,

проведение региональной политики, создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

увеличение числа рабочих мест,

охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

строительство очистных сооружений,

развитие фундаментальных научных исследований,

производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить персоналов и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.

Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должныразрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим: Ермишин П.Г. Основы экономической теории М.: Луч, 1998 стр.33

Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно полезным трудом.

Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства, основные из них могут быть обозначены.Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник - 3-е изд. - М.Дело, 2001 стр.512, стр. 554, стр. 570

а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства. Опыт стран как развитых, так и развивающихся показывает, что частное предпринимательство должно быть дополнено государственным предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем выше роль государства как участника хозяйственной деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.

б) провести реорганизацию управления государственной собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом за исключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами (ведомствами и другими уполномоченными государством, в т.ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;

в) установить общественный контроль над эффективным расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества;

г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.

д) разработать единый реестр государственной собственности, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;

е) ввести обязательный аудит государственной собственности;

и) упорядочить механизм управления государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческих и некоммерческих государственных секторах экономики;

к) четко разделить все акционерные общества с государственным участием на две группы:

Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно реализовать в ближайшее время (в течение года) путем его продажи. В этом случае усилия государственных органов должны быть направлены на поиск институционального инвестора и рост курсовой стоимости акций. В ряде случаев целесообразно пойти на предпродажную санацию акционерных обществ, так как если общество находится на грани банкротства, трудно рассчитывать на продажу его акций по высокой цене. Проведение же санационных мероприятий позволит продать акции по более высокой курсовой стоимости. Во избежание переполнения фондового рынка вторичная эмиссия акций в указанных акционерных обществах не должна осуществляться до продажи государственного пакета;

Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно сохранить в течение относительно длительного времени. Основная цель государственных органов в этом случае состоит в обеспечении устойчивой работы обществ, получения существенных дивидендов на акции при условии направления необходимой части прибыли на развитие и модернизацию производства, поддержания стабильной, умеренно растущей курсовой стоимости акций. Важным моментом является недопущение нежелательного захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров. Для этого представитель государства должен отслеживать основные сделки с акциями акционерного общества. Представителю государства (в случаях, когда государство имеет менее 50 процентов акций) целесообразно объединиться для солидарного голосования по принципиальным для акционерного общества вопросам с каким-либо влиятельным акционером (группой акционеров), интерес которого (которых) в значительной степени совпадает с интересом государства. В отдельных случаях, как нам представляется, представители государства должны ставить вопрос об увеличении государственной доли в уставном капитале для сохранения контроля над обществом, имеющим, важное, значение для экономики России;

л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом акций у государства в доверительное управление непосредственному руководству АО, назначенному по контракту после победы на конкурсе предпринимательских проектов

м) развивать новые модели предпринимательской деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых компаний, для управления деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);

н) введение на макро-уровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для государственных предприятий;

Государственное предпринимательство является крайне важной составляющей всех сфер бизнеса, в основу которых заложена рыночно-ориентированная экономика.

Государственные функции в управлении рынком

Субъекты предпринимательства, имеющего отношение к государству, всегда выполняли наиболее важную роль на рынках услуг и товаров. Сегодня предпринимательская деятельность от лица государства включает в себя непосредственное управление такими важными стратегически-значимыми объектами как почты, железные дороги и так далее.

Объемы конкуренции между государственными и частными монополиями не так уж и велики, так как частные бизнесмены в моменты, когда их детища перерастают в крупные масштабы, сами оказываются заинтересованными в соответствующем контроле, что дает им все гарантии по защите от агрессии всевозможных конкурентов. Государство осуществляет и обеспечивает правовую поддержку самым разным видам частной деятельности предпринимателей, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

На данном современном этапе развития экономика рынка не сможет нормально существовать без государственного вмешательства.

Аспекты надзирающей деятельности

Данную надзирающую деятельность принято рассматривать в двух аспектах:

  • государство в роли субъекта рыночных отношений;
  • механизм по регулированию и общему контролю.

Сам по себе механизм функционирования и деятельности рынка включает в себя регулирующие инструменты, такие как политика ценообразования относительно товаров массового потребления и прямое соотношение заработной платы населения. Это и дает возможность поддерживать должный уровень в сфере трудовой занятости населения, а, кроме того, полностью обеспечивает его способность выступать потребителями различных товаров.

Постоянно проводится государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.

Частные особенности и определение предпринимательской деятельности, которая проводится государством

Для того чтобы каждая составляющая структуры в своей системе, функционировала удовлетворительно и качественно, необходимо прямое вмешательство государственных инструментов. На протяжении всей истории государство, кроме оборонительных, судебных функций и законодательных, также выполняло важную роль в экономической области. Контроль столь глобального органа над экономикой страны появился в период становления самых первых государственных образований и получил значительное развитие в европейских странах еще в начале периода средневековой эпохи. Абсолютно любая экономическая отрасль в той или иной степени подвергается государственному регулированию и контролю. На этом основано государственное предпринимательство.

Функции регулирования и контроля

Нет сомнений в том, что именно руководство стран должно обладать определенными функциями регулирования и контроля деятельности для того, чтобы быть в состоянии обеспечить достойные условия для функционирования бизнеса различных масштабов. Но среди предпринимателей, видимо, если исходить из их интересов, бытуют различные мнения по поводу того, в какой мере та или иная сфера производства может быть подвержена глобальному регулированию. Одни представители бизнеса настаивают на правильности фактического наличия и развития инструментов монополизма государства, а другие стараются придерживаться всевозможных либеральных взглядов. Параллельно с этим на исторических примерах, если взять в рассмотрение кейнсианскую революцию, уже было доказано, что экономическая сфера страны сама по себе не способна исцелять себя в ситуациях, связанных с финансовым упадком.

На ком лежит ответственность?

Вся ответственность за уровень функционирования субъектов государственного предпринимательства, и развитие экономики страны, лежит непосредственно на законодательном аппарате управления. Общеизвестно, что удовлетворение общества и нации в финансовом плане, прямо пропорционально объемам развития экономики страны. А для того, чтобы такой уровень считался качественным и высоким, правящие круги применяют целые группы методов регулирования и управления. Один из них - это, прежде всего, выстраивание грамотной системы по налогообложениям, законодательству, кредитной и денежной системе и так далее.

Задачи, преследуемые гос. предпринимательством в Российской Федерации

Среди основного перечня функций, возложенных на плечи государства, можно назвать следующие направления:

  • развитие топливной, энергетической и металлургической промышленности;
  • деятельность по прогнозированию научно - технических совершенствований;
  • сохранение среды жизнедеятельности и ее защита;
  • установление и создание социальной инфраструктуры, например, связь, медицинское обслуживание, транспорт, образование и так далее;
  • наличие гарантий в области социальной защиты для недееспособных и малоимущих групп населения;
  • развитие финансовой системы.

Все вышеперечисленные задачи должны быть решены лишь посредством задействования инструментов государственного управления.

Организационные и правовые функции, а также типы деятельности гос. предпринимательства

На территории Российской Федерации, как и во всех прочих странах, государственное предпринимательство считается неотъемлемой частью любой экономики. Но в данных рамках оно обладает своей спецификой, которая диктуется следующими факторами:

  • Экономический элемент, который контролирует государственное предпринимательство в России, сохранил признаки прежних форм Советского Союза, которые характеризовались глобальным регулированием во всех областях жизнедеятельности.
  • Необходимость наличия государственного предпринимательства в целях становления экономики страны.
  • Вмешательство инструментов руководящего аппарата во все области экономики, а также стереотипы о единственно верном понимании чиновников о проведении экономических отношений.
  • Закаленный традиционный менталитет, предполагающий значительный кредит доверия по отношению к государственным органам, но никак не к коммерческим.

Важна государственная поддержка среднего предпринимательства.

Сразу после исчезновения Советского Союза на всей территории бывшего пространства, в том числе и в России, поднялась массовая волна в сфере приватизации экономических предприятий, а также регистрация новоиспеченных юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В результате таких перемен численность организаций в России выросла в десять раз, что привело к появлению новых форм государственного предпринимательства.

Ведущие области предпринимательства в России

Среди главных и ведущих областей российского предпринимательства следует выделить такие, как:

  • сельское хозяйство;
  • промышленность;
  • торговые механизмы;
  • строительство.

После вышеупомянутой волны приватизации область государственного регулирования предпринимательства лишилась значительного числа предприятий.

Образ государственного предпринимательства

К формам предпринимательской деятельности государственных структур относят следующие варианты:

  • Объекты федеральной собственности, то есть речь идет о ядерной деятельности, связи, транспорте, банках и информации.
  • Объекты регионального характера, то есть субъекты Российской Федерации, а также различное муниципальное и федеральное имущество.

Признаки государственной деятельности

Как происходит государственное развитие предпринимательства?

К признакам предпринимательской деятельности государства относят:

  • собственность на недвижимость учреждений;
  • подчинение руководящих субъектов собственникам организаций;
  • на учреждение не возложена ответственность перед лицом закона за обязательства держателя существующего имущества.

Государственные организации являются одним из типов соответствующего предпринимательства. Абсолютно любые вопросы в отношении материальной, ценовой и производственной политики подобных учреждений контролируются исключительно государством. Если оно выступает в роли заказчика продукции, которая производится казенными организациями, то в рамках этого непременно заключается соглашение государственного заказа. После заключения такого документа данные учреждения не могут отказываться от возложенных на них обязательств, кроме случаев, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Государственное предпринимательство в России

Специфика управления нашей страны обоснована на своего рода командной системе по регулированию и надзору. Такая структура сама по себе является неким пережитком прошлой системы управления, существовавшей еще в Советском Союзе. Преодолеть данное неудобство можно с помощью стремления к общей коллегиальности в принятии абсолютно всех решений, а также использования мнений независимых экспертов и внедрения конкурсной основы для непосредственного утверждения новых руководящих кадров. Так осуществляется государственная поддержка предпринимательства.

Единственным общим признаком, который объединяет процедуру государственного управления в различных странах, выступает наличие специальных для этого министерств, которые формируются в целях контролирования деятельности той или иной сферы жизнедеятельности общества.


Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.
В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот, и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится 20 - 25 % национального достояния.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта. Сфера государственной производственной деятельности давно вышла за пределы почтово-посылочной службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освое-нию космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40 % вместо 5 - 10 % в начале века. Государственные инвестиции в экономику в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.
Располагая финансами, государства выступают по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает оп-ределенную стабильность рынку. Государственные расходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, в США к началу 1990-х гг. они приблизились к 1 трлн. долл. вместо 9 млрд. долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных расходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующую структурную политику, формировать такие производственные структуры, которые отвечают требованиям научно-технического прогресса, стимулировать научные исследования и подготовку высококвалифицированных кадров. Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов. Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно- технического прогресса с общенациональных позиций.
Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.