Склонность к рискованному поведению. Склонность к риску и готовность к изменениям подростков с различным уровнем лидерского потенциала. Комплекс мер по недопущению или устранению конфликтных ситуаций при силовых отношениях


1.2. Понятие склонности к риску в психологии

На сегодняшний день психологами в значительной мере исследуются личностные особенности подростков. Актуальным в этой связи представляется исследование взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску. Исследование риска в психологии, и в частности его влияние на поведение людей в различных ситуациях неопределенности, сейчас достаточно актуально и представляет собой немалый интерес для исследователей.

В настоящее время в психологических исследованиях риска можно выделить три основных направления.

Первое определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха» . Т.В. Корнилова выделяет критерий для ориентировки в свойствах субъективного риска: риск с точки зрения субъекта есть там, где им не только обнаружено несоответствие требуемых и наличных - или потенциальных возможностей в управлении им ситуацией, но и где неопределенной является оценка самого потенциала этих возможностей . Здесь риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности.

Гипотезу о существовании «надситуативного» риска сформулировал В.А. Петровский, который рассматривал риск как особого рода активность. В.А. Петровский готовность субъекта к «личностному риску» трактует как динамическое образование, определяемое активностью самого субъекта .

В рамках надситуативной активности риск всегда рассчитан на «ситуативные преимущества»; риск мотивированный, целесообразный. Это риск для чего-то: ради самоутверждения, денег и т.п.

Как отмечает Т.В. Корнилова «надситуативный риск как особая форма проявления активности субъекта связан с существованием надситуативной активности, представляющей собой способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи» .

Второе направление рассматривает риск с точки зрения теории решений как ситуацию выбора между альтернативными или возможными вариантами действий. Этой точки зрения придерживались Ю. Козелецкий и В.В. Кочетков. Эта позиция связана с измерением вероятности ошибки или неуспеха выбора в ситуации с несколькими альтернативами.

И, наконец, третье изучает взаимосвязь индивидуального и группового поведения в ситуациях риска и представляет собой социально-психологический аспект риска.

Общее у вышеперечисленных концепций заключается в том, что они единогласно считают ситуацию риска ситуацией оценки .

Риск выражает «прогностическую оценку вероятности неблагоприятного исхода развивающейся (еще не закончившейся) ситуации. Риск – это не описательная (атрибутивная) характеристика ситуации, а оценочная категория, неразрывно связанная с действием человека, его оценкой – «оценкой себя» .

В соответствии с этим определением ситуация риска возникает только тогда, когда появляется субъект, действующий в этой ситуации. При этом важно отметить, что ситуация риска может оказаться опасной, если субъект вынужден действовать в ней, но опасная ситуация не обязательно является рискованной. Для разных субъектов, действующих в одних и тех же условиях, ситуация может оказаться разной – рискованной для одного и нерискованной для другого.

Следовательно, понятие риск неразрывно связано с представлением о действии субъекта и может быть определено как характеристика этого действия. Но характеристика действия как рискованного не атрибутивна, а оценочна. Риск является оценкой возможности осуществления действия, возможности достижения результата, соответствующего цели.

Таким образом, риск – это «прогностическая, предваряющая действие оценка, формирующаяся на стадии организации или планирования действия» .

Кроме прогностической оценки, необходимым условием ситуации риска является неопределенность. И, если рассматривать риск в психологическом аспекте, то главные источники неопределенности находятся в самом действующем субъекте. Именно он «взвешивает» условия, в которых действие будет осуществлено, факторы, влияющие на действие и его будущий результат.

И в конечном счете, по мнению ряда исследователей, все источники неопределенности субъективны и определяются возможностями и ограничениями человека учитывать различные факторы, влияющие на действие и его будущий результат. Источники неопределенности могут быть как внешние, так и внутренние.

Еще один фактор – субъективная оценка затрат на достижение желаемого результата. Чем больше затрат требует действие, тем выше критерий принятия решения о его необходимости.

Особая группа факторов, влияющих на выбор критерия, связана с индивидуально-личностными особенностями субъекта. Прежде всего, это склонность к риску. Так, П. Вайнцвайг анализирует «готовность к риску» как позитивную характерологическую составляющую «храбрости». Г. Айзенк готовность к риску как склонность к поиску сильных ощущений отличает от импульсивности, более тесно связанной с темпераментом. Ю. Козелецкий, относит склонность к риску к личностным чертам, поскольку ее проявление обусловлено как средовыми факторами, так и другими, личностными - уровень тревоги, агрессивности и др.

М.А. Котик в понятие «готовность к риску» кроме устойчивых качеств индивида включает и ситуативные факторы трудовой задачи, по отношению к которым складывается такая готовность .

Как видно, риск является достаточно многогранным явлением, которое можно рассматривать с разных, а иногда и с противоположных позиций. Неоднозначность данного понятия еще раз доказывает актуальность этой проблемы не только в психологии, но и в других науках, которые занимаются изучением деятельности субъектов, коллективов, организаций и т.д.

Таким образом, можно определить понятие риска как ситуативной характеристики деятельности, связанной с неопределенностью её результата и возможными неблагоприятными последствиями в случае неуспеха. В психологии различают три значения термина риска: 1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности; 2) риск как действие, грозящее субъекту потерей; 3) риск как ситуация выбора между двумя альтернативами – менее привлекательной, но более надежной и более привлекательной, но менее надежной.

Под термином «склонность» имеется в виду избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Склонность к риску в данной работе обозначает направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и ситуаций, связанных с риском. Склонность к риску означает выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери.

1.3. Общая характеристика девиантного поведения

Девиантное поведение – это отклоняющееся поведение от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы .

По определению Я.И. Гилинского, поведение является девиантным, если поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам . Девиантное поведение рассматривается как социальное отклонение, и характеризуется как отступление от существующих социальных норм, их нарушение, т.е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора. В этих, а также других аналогичных определениях сущности девиантного поведения заложен один общий принцип, согласно которому социальные отклонения порождаются в основном социальными факторами, хотя эта точка зрения и не является единственной .

В.Т. Кондрашенко , рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека, выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно–психических заболеваниях.

Девиантное или отклоняющееся поведение, поскольку оно не обусловлено нервно–психическими заболеваниями, понятие социально–психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно–историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. В связи с этим необходимы социальные, психологические и иные критерии для оценки его выраженности .

В отечественной литературе принято выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения . Непатологические девиации – это нарушения поведения у психически здорового человека. В.В. Ковалев подчеркивает, что судить о девиантном поведении как о самостоятельном микросоциально–психологическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии, в противном случае имеющиеся нарушения поведения должны расцениваться как клинический признак этой патологии.

Однако в любом случае девиантное поведение сохраняет свою связь с поло–возрастными особенностями личности и ее непатологическими отклонениями, к числу которых применительно к детям можно отнести: психологические особенности возрастного развития, возрастные непатологические ситуационно–личностные реакции, особенности характера и социально–педагогическую запущенность.

Патологические формы девиантного поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно–психических нарушениях, как патологические ситуационно–личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития .

Однако существуют такие виды отклоняющегося поведения, которые являются серьезными и рассматриваются как социальная патология. К ним относятся преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и некоторые другие проявления девиантного поведения подростков.

Необходимость в регулировании поведения подростков будет всегда оставаться одной из актуальнейших социально-психологических проблем. Стремление к его преодолению чаще всего и является тем внутренним мотивом, который побуждает подростков с недостаточно устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям не соответствующим общепринятым нормам поведения. Причинообразующими факторами отклонений в поведении подростков могут быть также психологическая невосприимчивость социальных норм, являющаяся следствием издержек его социализации, или же отклонений на биологическом уровне.

Девиантное поведение подростков – многоплановое психо-социальное явление. Оно проявляется в самых различных сферах его жизнедеятельности. Каждому из них свойственны определенные признаки, черты, способы и формы проявления.

Типология девиантного поведения позволяет выявить специфические особенности причинно-следственных связей, связей, свойственных каждому из них. В зависимости от типа нарушаемой нормы девиантное поведение классифицируется, например, по видам: преступление и аморальные поступки, к которым можно отнести пьянство и алкоголизм, наркоманию и проституцию и т.п. Однако это деление может быть относительным, т.к. игнорирование морально-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление или иное правонарушение. Девиантное поведение классифицируется по уровню и масштабности (индивидуальный или массовый характер), по элементам его внутренней структуры (по принадлежности к той или иной социальной группе, половозрастным характеристикам и другое), по ориентированности (экстровертированное – направленное на внешнюю среду, интровертированное – ориентированное преимущественно на самого себя: пьянство и алкоголизм, наркомания, самоубийство и другое). Типизация девиаций в поведении возможна также и по другим основанием, выбор которых в каждом конкретном случае обуславливается поставленными задачами и целями .

Немаловажным элементом сложной системы механизмов в социальных отклонениях является отношение самого подростка к совершившим им нарушениям норм поведения, реакция на мнение окружающих, всего общества. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция. Этот феномен в сознании подростков с девиантным поведением давно обнаружен социально-психологическими исследованиями. Установлено, что всем им свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдание своих поступков и действий, какими бы тяжелыми и опасными они ни были. Такая однозначно целенаправленная, как правило, оценочная ориентированность подростков с девиантным поведением значительно затрудняет борьбу с этим социальным злом, нередко снижает эффективность профилактических мероприятий. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности подростка мотивировки своих действий у них постепенно снижаются, переходя к полной потере, свойственного человеку, стремления к признанию и престижу.

Риск заболеть депрессивным расстройством имеет любой из нас. Депрессия может... головного мозга. Склонность к этому расстройству у некоторых людей наследственная. У других депрессия бывает связана...

  • Депрессия в школьном возрасте

    Курсовая работа >> Психология

    По мнению английских психологов, сильно рискуют здоровьем детей. В результате такого сурового... , чрезмерно ранняя сексуальная активность, подростковая депрессия , склонность к правонарушениям, даже аллергические симптомы могут...

  • Депрессия и методы борьбы с ней

    Реферат >> Психология

    Механизма депрессии в когнитивной психотерапии рассматривается т.н. негативное мышление, которое выражается в склонности депрессивных... курс когнитивной психотерапии значительно снижает риск повторения депрессии . Современные методы психотерапии ориентированы...

  • ХАРАКТЕР

    Характер представляет собой устойчивое сочетание психических свойств человека, в которых выражается его отношение к окружающему, способы поведения и реагирования.
    Характер – это единство индивидуального и типического, потому что в каждом симптомокомплексе свойств характера имеются свои особенные подструктуры с их неповторимыми взаимоотношениями.

    Вероятно, главными в симптомокоплексе характера являются волевые черты, которые при интеграции их в свойства личности определяют силу или слабость характера. Таким образом, характер не является простой совокупностью или случайным набором отдельных черт.
    Все его свойства взаимосвязаны, взаимозависимы.
    В результате закономерных взаимосвязей черт характер представляет собой целостную иерархическую структуру.
    В этой иерархии одни черты основные, определяющие, ведущие, а другие – подчиненные. Каждое из структурных свойств характера формируется при жизни в онтогенезе как способ реализации отношений в деятельности и общении.

    В структуре характера могут преобладать
    интеллектуальные,
    эмоциональные
    волевые компоненты.

    Физиологической основой характера является динамический стереотип. Его особенности, так же как воспитание и сложности отношений с людьми, могут породить акцентуации характера, то есть чрезмерные усиления отдельных черт, которые приводят к дисгармоничному обращению человека с другими людьми, неадекватному отношению к себе, деятельности и так далее.

    Для изучения свойств характера предлагаются тест-опросники диагностики уровня волевой саморегуляции, склонности к риску и выявление преобладающих характерологических тенденций.

    Исследование склонности к риску

    Цель исследования: оценить склонность к риску. Материал и оборудование: опросник А.Г.Шмелева, бланк для ответов и ручка.

    Процедура исследования

    При исследовании возможен как индивидуальный, так и групповой варианты. В последнем случае важно обеспечить независимость ответов испытуемых. Каждый получает текст опросника с инструкцией и бланк для ответов, состоящий из номеров вопросов и расположенной рядом графы для ответов.

    Инструкция испытуемому. "Перед Вами набор утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Если верно, то в листе ответов против номера этого утверждения, поставьте знак "плюс" (+), а если неверно – "минус" (-).

    Опросник
    1. Я часто говорю до того, как обдумать сказанное.
    2. Мне нравится быстрая езда.
    3. Я часто меняю свои интересы и увлечения.
    4. Лучший способ приобрести настоящих друзей – говорить людям то, что о них думаешь.
    5. Во множестве случаев вопрос на экзамене может быть поставлен так, что он оказывается совершенно не связанным с программой, и вся подготовка оказывается бесполезной.
    6. Жизнь без опасностей мне не кажется слишком скучной.
    7. Если хочешь занять высокое положение по службе, следуй пословице "Тише едешь – дальше будешь".
    8. Азартные игры мешают развитию у человека чувства ответственности за то, чтобы принимать продуманные решения.
    9. Я быстрее испытываю скуку от какого-либо занятия, чем большинство людей, делающих то же самое.
    10. Я лучше пройду пешком две-три остановки, когда тороплюсь, а автобуса долго нет, хотя знаю, что автобус меня догонит, вместо того, чтобы ждать.
    11.Мне интересно сделать так, чтобы подзадорить кого-нибудь.
    12. Только неожиданные обстоятельства и некоторое чувство опасности позволяют мне мобилизовать свои силы.
    13.Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
    14.Только по-настоящему смелые действия позволяют человеку получить известность и признание.
    15. Мне неприятны те лица, которые из-за собственной прихоти превращают серьезные дела в легкомысленные игры.
    16. Когда я вырабатываю конкретный план действий, я почти всегда уверен (уверена), что мне удастся его осуществить.
    17. Когда на небе светит солнце, я никогда не беру с собой на прогулку зонт, даже если прогноз обещает дождь.
    18. Я часто стремлюсь испытать возбуждение.
    19. Мне неприятно, когда мне навязывают пари, даже если я полностью уверен (уверена) в своем мнении по данному вопросу.
    20. В некоторых случаях я не остановлюсь перед тем, чтобы солгать, если мне нужно произвести хорошее впечатление.
    21. По-настоящему умный человек избегает скороспелых решений – он умеет дождаться таких моментов, когда действовать можно наверняка.
    22. Я не считаю, что трюки, выполняемые цирковыми акробатами, без страховочного пояса, выглядят более впечатляющими.
    23. Я предпочитаю работу, включающую перемены к путешествиям, даже если она может быть небезопасной.
    24. Я всегда плачу за провоз багажа на транспорте, даже если не опасаюсь проверки.
    25. Я думаю, что стоит верить в свой шанс, даже когда перевес не на моей стороне.
    26. В творческом деле главное – это дерзкий замысел, пусть даже в результате нас ждет неудача из-за нелепых случайностей.
    27. Я не пожалею денег ради того, чтобы в нужный момент выглядеть состоятельным и привлекательным человеком.
    28. Когда при встрече мой знакомый на меня не смотрит, я не стану навязывать ему свое общение и здороваться первым.
    29. Большинство людей не понимает, до какой степени их судьба зависит от случая.
    30. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и комфортом, с одной стороны, и безопасностью, с другой, я выберу безопасность.
    31. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю острое увлечение какой-либо затеей.
    32. Я предпочитаю приобретать такую одежду, про которую я твердо знаю, что она надежна и выглядит хорошо независимо от скачков моды.
    33. Когда я играю в различные игры, я люблю взять инициативу на себя, даже зная, что противник только и ждет этого.
    34. Во время путешествий я люблю отклоняться от известных маршрутов.
    35. Я часто попадаю в такие ситуации, из которых мне хочется поскорее выбраться.
    36. Если я даю обещание, то практически всегда сдерживаю его, независимо от того, удобно мне это или нет.
    37. Если мой непосредственный начальник будет "зажимать" мои новаторские идеи, у меня хватит смелости довести их до сведения руководителя более высокого ранга.
    38. Азартные игры развивают у человека способность принимать смелые решения в сложных жизненных ситуациях.
    39. Когда я читаю остросюжетную книгу, я никогда не тороплюсь быстрее узнать, чем все кончится, и с удовольствием читаю по порядку.
    40. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
    41. Лучший способ вызвать искреннее отношение к себе – доверять людям.
    42. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю счастливое ощущение покоя и комфорта.
    43. Мне бывает гораздо труднее купить одну дорогую вещь, чем ряд дешевых вещей той же суммарной стоимости.
    44. Если я играю, то я предпочитаю играть или спорить на что-нибудь.
    45. Люди слишком часто безрассудно тратят собственное здоровье, переоценивая его запасы.
    46. Если мне не грозит штраф, то я перехожу улицу там, где удобно, а не там, где положено.
    47. Я не рискую покупать одежду без примерки.
    48. Только смелый человек способен на подлинно благородное отношение к людям, независимо от того, как они относятся к нему.
    49. В командной игре важнее всего взаимная подстраховка.
    50. В жизни людям на самом деле очень часто приходится играть в опасную игру "пан или пропал".

    Обработка результатов
    Цель обработки результатов – получить показатель величины склонности к риску как черты характера. Показатель подсчитывают по числу совпадений знаков ответов согласия-несогласия на утверждения шкалы склонности к риску.

    2+, 3+, 4+, 6-, 7-, 8-, 9+,
    11+, 12+, 13-, 14+, 15-, 17+, 18+, 19-,
    21-, 22-, 23+, 25+, 26+, 27+, 28-,
    30-, 31+, 32-, 33+, 34+, 37+, 38+, 39+,
    40+, 41+, 42-, 43-, 44+, 45-, 47-, 48+, 49-,
    50+.

    Для оценки отношения испытуемого к исследованию в опроснике заданы утверждения, согласие с которыми свидетельствует об искренности отвечающего, а несогласие – о неискренности.

    Шкала искренности:
    Ответы "Неверно" ("-") по пунктам: 1, 5, 10, 16, 20, 24, 29, 35, 36, 46.

    Показатель совпадений ответов по второй шкале, равный 8, 9 или 10, свидетельствует о недостоверности результатов тестирования. В этом случае тестирование нужно повторить, обратив дополнительное внимание испытуемого на инструкцию.
    Анализ результатов

    Анализ склонности к риску как черты характера имеет важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. В ходе анализа результатов следует ориентироваться на то, что показатель склонности к риску может варьировать от 0 до 40.
    Чем больше величина показателя, тем больше склонность к риску.

    Если показатель склонности к риску составляет 30 и более единиц, то ее уровень является высоким, такого человека можно назвать рискующим при условии, что его ответы были достаточно искренними.

    Если показатель в границах от 11 до 29 – то склонность к риску средняя,
    а если меньше, чем 11, то уровень риска низкий, такой человек не любит рисковать, и его можно назвать осмотрительным.

    Во время интерпретации результатов следует принять во внимание, что большая склонность к риску свидетельствует не только о решительности, но может вести и к авантюризму,

    Жизнь человека, независимо от возраста, всегда сопряжена с риском.

    Постоянно меняющиеся обстоятельства, новые ощущения, незнакомые люди вокруг, неизвестность — благодатная почва для того, чтобы делать или не делать что-то, они вселяют в человека страх нового и желание получить большее. И здесь часто встает выбор: рискнуть и получить желаемое или не рисковать и остаться с тем, что имеешь. Природа риска основана на борьбе со страхами и умении делать первый шаг.

    Риск заставляет нас задумываться над своим поведением, оценивать ситуации, в которые мы попадаем, анализировать собственные страхи и отделять «могу» от «не могу».

    По статистике более 70% людей боятся изменений в жизни, предпочитая стабильность переменам. Этим можно объяснить тот факт, что привыкнув к окружающей действительности, они начинают довольствоваться малым: «Есть — и хорошо, нет — само собой, куда мне!». И если их вдруг вырывают из созданного годами особенного мира, то многие не знают, что дальше делать. Им кажется — началась полоса краха их надежд. Психология риска - целая отрасль знаний, позволяющая человеку разобраться в природе этого состояния, найти пути решения проблем, разработать алгоритм, с помощью которого можно отвести от себя проблему.

    Природа риска и его эволюция

    Сложно сказать, когда появилась это состояние, но известно точно, что очень давно. В животном мире оно свойственно всем особям, начиная с насекомых, рыб, пресмыкающихся и заканчивая хищниками. Появление личинки стрекозы или малька из икры рыбы - сам по себе риск. Животные рискуют быть съеденными, они могут попасть в среду обитания, не свойственную им. Это касается и человека, где риск напрямую связан с появлением чувства небезопасности.

    Ключевой момент, останавливающий нас и не позволяющий рисковать — это страх. Его природа кроется глубоко в нашем психоэмоциональном состоянии, эмоциях, которые мы когда-либо переживали. Получается, что риск — это порождение страха и неизвестности. Те, кто принимает решение преодолеть страх и неизвестность, получают новые ощущения. Когда люди попадают в привычный для них мир, тогда ощущение страха резко проходит.

    Принимают на себя риск и часто получают новый эмоциональный всплеск те, кто хочет изменить что-то в своей жизни, риск — словно катализатор движения вперед, переломный момент, исход которого зависит от того, решитесь вы или нет, рискнете ли изменить происходящее, если есть шанс потерять что-то из имеющегося.

    Какое значение имеет риск в жизни человека?

    Помните известное изречение: «Кто не рискует, тот не пьёт шампанского»? В нем есть доля истины. На самом деле, риск в жизни человека играет большую роль. Отдельно надо сказать об экстремалах, ищущих постоянно новых впечатлений и ощущений, напрямую связанных с риском. Сплав по горной реке, спуск с крутого склона ледника или горы, полет на дельтаплане над ущельем или жерлом вулкана – это только несколько примеров рискованных ситуаций, которые люди создают себе сами. Такие «сорвиголовы» постоянно находятся в зависимости от адреналина, получаемого через рисковые ситуации.

    Эта доза адреналина, которая обостряет чувства, заставляет кровь бурлить, а мозг эффективнее работать затмевает собой рядовые бытовые ситуации. И эти кратковременные реакции требуют постоянной подпитки. Именно поэтому, подталкивая себя к рискованным действиям, люди осознанно понимают, что находятся на границе жизни и смерти, особенно, если занимаются рискованными видами спорта, например, альпинизмом. Для таких людей риск, как наркотик. Часто они ставят только одну цель — получить признание и самоутвердиться.

    Для многих риск — стиль жизни, своеобразная подзарядка, способ получения дополнительной энергии.

    Посмотрев один раз в глаза страху, такой человек просто не может отказаться от этого в следующий раз. Риск дает, в первую очередь, опыт, удовольствие от управления жизнью. Появляется полная уверенность в себе, огромный опыт. Психологи рекомендуют, перед тем как рисковать, убедиться в том, что это принесет больше пользы, чем вреда. Обязательно взвешивайте каждую сторону решения перед тем, как рискнуть.

    Склонность к риску есть у всех: у кого-то меньше — во внезапном желании поступить непривычным образом, у кого-то больше — попробовать подняться на гору без страховки. Вопрос только в том, как он будет использоваться на практике. Будут ли правильно делаться выводы от поступков, принесет ли это пользу человеку.

    Риск часто рассматривается как возможность получения чего-то желаемого, достижения цели. Иногда такие ситуации способны полностью изменять жизнь человека.

    Рискуя, мы берем ответственность за свою жизнь или за жизни других людей. В качестве примера можно привести аварийную ситуацию на самолете, когда жизнями пассажиров рискует и несет за них ответственность всего один человек - пилот. Ему приходится единолично принимать решения за несколько десятков человек. Такой риск можно назвать наиболее ответственным, сознательным. Тут приходится смотреть, в первую очередь, не на себя или свое эмоциональное состояние, а на здравомыслие, учится оценивать ситуацию исходя из обстоятельств.

    Риск обязательно должен быть оправдан, и касается это не только приведенной выше ситуации. Перед тем, как рисковать, обязательно проанализируйте цели, ради которых делаете это, ценности, которые могут быть навязаны обществом или близкими людьми.

    Неоправданная склонность к риску

    Не путайте рискованные поступки с глупыми, которые никак не связаны с ответственностью и улучшением жизни. Чаще всего такие примеры встречаются среди подростков, привыкших действовать импульсивно, необдуманно. Подростки стремятся к свободе, но эмоционально еще не готовы критично оценивать обстоятельства, в которые они попали. Риск для них - это привычное дело, игра.

    Если мы идем на риск, то тем самым укрепляем свое эго. Полученный опыт позволяет критично оценить любые другие ситуации, он укрепляет веру в положительный исход, позволяет найти в себе дополнительные силы для продолжения пути.

    Умение рисковать не спонтанно, а обдуманно — одно из важных качеств, которое важно в себе воспитывать. Для этого, прежде всего, не надо бросаться в крайности: так вы рискуете оказаться либо скованным страхом (боязнь рисковать), либо превращаетесь в «сорвиголову», совершенно перестав контролировать происходящее (при зашкаливающей склонности к риску ради адреналина).

    Большинство людей предпочитают идти на риск только в самых серьезных, жизненно важных ситуациях, учитывая уместность, логичность и природу риска. В то же время склонность к риску в подростковом и юношеском возрасте значительно выше. Неизвестно, могли бы декабристы пройти нелегкий путь ссылки, пережить его, если бы были намного старше. В зрелом возрасте любые обстоятельства рассматриваются иначе и склонность к риску после 45-50 лет значительно снижается, уступая место стабильным и нерискованным решениям. Так что если вы еще хотите что-то круто поменять, рискуйте сейчас.

    Наблюдаемое нами в настоящее время падение фондовых индексов на всех торговых площадках мира вслед за американским рынком акций является прекрасной возможностью продемонстрировать модель поведения инвесторов на валютном рынке, которая называется “склонность к рискам – уход от рисков”.

    Эта модель характеризует поведение инвесторов в зависимости от преобладающих на рынке настроений, связанных с аппетитами к рискам, и вместе с ними направления потоков капитала.

    В периоды роста мировой экономики и, прежде всего экономик развитых стран, инвесторы положительно оценивают будущие перспективы. В погоне за большей доходностью они готовы принимать на себя большие риски. Это приводит к перераспределению финансовых потоков в направлении фондовых рынков, рынков развивающихся стран и высокодоходных валют.

    К высокодоходным валютам относят прежде всего австралийский доллар (AUD) и новозеландский доллар (NZD). В это же время активно используются операции Carry Trade, заключающиеся в продаже низко доходных валют (прежде всего японской йены) и покупки высокодоходных валют. Аналогично, операции Carry Trade используются и на других рынках, например рынке облигаций, что приводит к покупке инвесторами облигаций развивающихся стран (например России или Бразилии), которые имеют большую доходность по сравнению с облигациями развитых стран.

    На графике фондового индекса S&P 500 вы видите длительный растущий тренд. С начала 2016 года на протяжении 2 лет практически не было серьезных коррекций. Это период склонности инвесторов к риску. Однако 2 февраля 2018 года индекс начал активно снижаться. На следующий торговый день снижение переросло в обвал. Индекс S&P 500 снизился за один день на 113.11 пунктов (-4.10%), Nasdaq на 273.41 пунктов (-3.78%), индекс Dow на 1175.14 пунктов (-4.6%). Наступил момент уходить от рисков. Обратите внимание, что перед самим падением индекс показывает очень активный рост, который выводит значения индекса из восходящего канала прорывая верхнюю границу. Это ничто иное как покупок. В результате – очень сильная коррекция.

    Нарастание опасений относительно внешних рисков, снижение фондового рынка, приводит к обратной ситуации – сворачиванию аппетитов к риску, уходу от рисков. Это может быть вызвано внешнеполитическими, политическими и иными причинами. Обвал рынков, военные конфликты, политическая неопределенность, выборы, стихийные бедствия также вынуждают инвесторов занимать выжидательную позицию и уходить в безопасные активы, важные решения центральных банков. Прежде всего это государственные облигации США. также является традиционным защитным активом.

    На графике доходности 10-летних государственных облигаций США мы видим также активный рост доходности, что связано со склонностью инвесторов к рискам. Они продают низко доходные государственные облигации (в результате растет доходность облигаций) и инвестируют в более доходные активы. Это обусловлено в том числе и продолжением цикла подъема процентных ставок ФРС. Но как только упал фондовый рынок США, инвесторы начали уходить от рисков и активно скупать самые надежные эталонные облигации. Вы это видите на графике в виде резкого падения доходности. И как на графике индекса S&P 500 мы видим кульминацию покупок. Значение доходности долго торгуется на верхней границе восходящего канала в точке а, прорывает границу, резко ускоряется и происходит обвал.

    На валютном рынке статус валюты “убежища” имеет прежде всего японская йена, а также доллар США и швейцарский франк. Несмотря на то, что после отмены Национальным банком Швейцарии привязки курса франка к евро в 2015 году, он утратил однозначный статус валюты убежища, инвесторы продолжают покупать его в периоды неопределенностей и нарастания рисков. Для валют убежища важным фактором является стабильность курса на протяжении длительного периода времени, соответственно действия центробанков по регулированию курсов валют положительно влияют, с точки зрения инвесторов, на безопасный статус этих валют. Конечно сами центральные банки далеко не в восторге от реализации подобных рыночных моделей.

    На часовом графике японской йены вы видите, что пара USDJPY после разворота росла, отражая общий рост доллара на валютном рынке. Однако в момент, когда стало понятно, что фондовый рынок начал уже падать (точка b на графике), инвесторы стали активно скупать японскую иену. Падение аппетитов к риску привело к снижению пары USDJPY практически до уровня поддержки. Это происходило одновременно с укреплением доллара США, падения евро и британского фунта, что крайне не типично для валютного рынка.

    Почему именно эти валюты? Как известно из базовых основ формирования валютных курсов, валюты, страны которых имеют большое положительное сальдо внешней торговли, имеют склонность дорожать по отношению к другим валютам. Центробанком этих стран приходиться искусственно поддерживать пониженный курс национальных валют для стимулирования экспорта. Для этого используется мягкая монетарная политика, низкие ставки, программы QE и другие методы. Япония и Китай являются именно такими странами. Доллар США используется как валюта-убежище прежде всего по причине резервного статуса американской валюты, а также благодаря крупнейшей в мире экономике, сильному финансовому сектору, политической стабильности и высокой ликвидности доллара США.

    Последние годы становиться заметно, что единая европейская валюта также начинает рассматриваться инвесторами как валюта-убежище. Это происходит благодаря политической стабильности и сильной экономике еврозоны. Также статус анти-доллара позволяет инвесторам уходить в евро в ситуациях, когда неопределенность связана с ситуацией внутри США и сказывается на американском долларе.

    Подведем промежуточные итоги. Настроения инвесторов в ситуации склонности к рискам характеризуются следующим:

    растут фондовые рынки;
    растут рынки развивающихся стран;
    растет доходность государственных облигаций;
    падает золото;
    падает японская йена (растет пара USDJPY);
    падает швейцарский франк (растет пара USDCHF).

    В ситуации ухода от рисков – все наоборот. Совершенно не обязательно присутствие всех этих факторов одновременно. Например, в настоящий момент золото ведет себя очень устойчиво и не стремиться к росту. Возможно по причине того, что оно уже находится на многолетних максимумам. Основные индикаторы – фондовые индексы, доходность эталонных государственных облигаций и японская йена.

    Есть еще один инструмент, который отслеживает настроения инвесторов, связанные с рисками, и который активно используется трейдерами прежде всего на фондовом рынке. Его часто называют «индексом страха», но на самом деле его применение куда более всеобъемлюще. Это VIX – индекс рыночной волатильности Чикагской биржи опционов (Chicago Board Options Exchange Market Volatility Index). Индекс VIX – это результат применения модели Black Scholes по оценке опционов. Блэк (Black) и Шоулс (Scholes) – два профессора, обнаружившие математический способ вычисления цены опционов пут и колл. В результате применения их математической модели на рынке опционов произошла революция. В их уравнении одна переменная всегда отсутствует – волатильность (σ) или подразумеваемая неустойчивость. Это и есть индекс VIX, который показывает волатильность в 30-дневных опционах на индекс S&P 500 в соответствии с расчетами из уравнения модели Black-Scholes. Считается, что индекс VIX не просто вычисляет прошлую или будущую волатильность, но и предсказывает ее в будущем.

    Первый вариант индекса VIX Чикагская биржа (Chicago Board Options Exchange) начала рассчитывать в 1993 году. Индекс был создан для оценки рыночных ожиданий относительно 30-дневной волатильности и рассчитывался с использованием рыночных цен опционов на индекс S&P100. В 2003 году, Чикагская биржа обновила методику расчета VIX. Теперь он базируется на S&P 500 Index (SPX) и оценивает ожидаемую волатильность с помощью усреднения цен опционов на SPX, выбранных по широкому списку страйков с определенными весами. Новая методология трансформировала индекс VIX в практический стандарт торговли и хеджирования волатильности. В 2004 году CBOE вывела на биржу первый фьючерсный контракт на VIX, а в 2006 года запустила VIX-опционы.

    На недельном графике VIX (красный) и S&P500 (синий) мы видим четкую взаимосвязь на истории. Рост “индекса страха” совпадает с периодами коррекции или падения индекса S&P500, а соответственно и с периодом бегства от рисков на финансовых рынках. Обратите внимание, что весь последний период роста индекса S&P 500 примерно с 2009 года индекс VIX снижался, достигнув своего минимального значения перед вчерашним падением на фондовых рынках мира.

    Значение VIX измеряется в процентах и, немного упрощая, означает диапазон движения, который ожидается в индексе S&P 500 в течении ближайших 30 календарных дней. Поскольку он является мерой восприятии рынком волатильности, то эта волатильность может ожидаться трейдерами в любом направлении. Иными словами высокое значение VIX означает только то, что инвесторы видят большой риск в возможном резком, сильном и непредсказуемом рыночном движении. При значениях VIX менее 20 на фондовом рынке прогнозируется достаточно “благоприятный климат” с низкими рисками. Когда VIX падает слишком низко, он отражает удовлетворенность инвесторов, что опасно из-за ожидания участниками рынка скорого скачка волатильности. Когда значение VIX больше 20 прогнозируется обстановка с повышенными рисками и инвесторы включают режим ухода от рисков.

  • Тема 2. Систематизация и классификация хозяйственных рисков
  • 2.1. Расширенная систематизация хозяйственных рисков
  • 2.2. Классификация хозяйственных рисков
  • Тема 3. Рискообразующие факторы
  • 3.1. Понятие фактора риска. Факторы внешней и внутренней среды
  • 3.2. Среда прямого и косвенного воздействия на предпринимательскую структуру
  • 3.3.Факторы внешней среды
  • 3.4. Рейтинг странового риска
  • Тема 4. Методы выявления и оценки рискообразующих факторов
  • 4.1. Характеристика методов выявления хозяйственных рисков
  • 4.2.Факторы внутренней среды предприятия
  • 4.3. Оценка профиля внешней среды. Профиль фирмы
  • 4.4. Комбинация возможностей, угроз, сильных и слабых сторон. Swot-анализ
  • 5. Влияние на риск этапов жизненного цикла предприятия5.1. Этапы модели жизненного цикла предприятий
  • 5.2. Характеристика эксплерентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразуюицих факторов на этом этапе
  • 5.3. Характеристика патиентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.4. Характеристика виолентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.5.Характеристика комутантного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.6. Характеристика леталентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • Оценка хозяйственных рисков
  • 6. Зоны риска
  • 6. 1. Риск как опасность потерь. Разновидности возможных потерь
  • 6.2. Схема зон риска
  • 6.3. Кривая риска и ее характерные точки
  • 7. Количественная оценка риска
  • 7.1.Абсолютная и относительная оценки риска. Кривая распределения вероятностей достижения определенного уровня прибыли или убытка
  • 7.2.Возможность количественной оценки риска
  • 7.3.Методы исчисления коэффициента риска.
  • 7.4.Показатели математической статистики, используемые для оценки риска (математическое ожидание, дисперсия, коэффициент вариации)
  • 7.5. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни
  • 7.6.Шкала риска
  • 8. Риск-менеджмент
  • 8.1. Особенности процесса управления хозяйственными рисками
  • 8.2. Функции подсистемы управления хозяйственными рисками
  • 8.3. Процедуры принятия решений и алгоритм управления уровнем хозяйственного риска в производственной деятельности предприятия
  • 8.4. Организация управления хозяйственным риском на производственном предприятии
  • 8.5. Склонность к риску
  • 8.6. Эвристические правила для принятия решений в условиях риска
  • 9. Методы минимизации хозяйственных рисков
  • 9.1. Классификация методов снижения хозяйственных рисков
  • 9.2. Методы уклонения
  • 9.3. Методы локализации
  • 9.4. Методы диссипации
  • 9.5. Методы компенсации
  • 10. Оценка эффективности методов управления риском
  • 10.1. Общие подходы к оценке эффективности методов управления риском
  • 10.2. Экономические критерии оценки эффективности управления риском
  • 10.3. Анализ экономической эффективности страхования и самострахования
  • 11.1. Методы анализа рисков: исторический, статистико-экономический, монографический, экспериментальный, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический
  • 11.2. Классификация ошибок персонала в ситуациях риска
  • 11.3. Типы людей по склонности человека к риску
  • 11.4. Формы создаваемых бизнес-структур
  • Комплекс мер по недопущению или устранению конфликтных ситуаций при силовых отношениях
  • Тема 12. Становление и развитие адаптивного к риску механизма хозяйствования
  • 12. 1. Стратегии управления рисками, связанными с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и экологического характера
  • 12.2. Стратегии риск-менеджмента по осуществлению эффективной деятельности предприятия
  • 12.3.План преодоления кризисных ситуаций
  • Тема 13. Страхование – важнейший прием риск - менеджмента
  • 13.1. Содержание и виды страхования рисков. Необходимость и основные задачи актуарных расчетов
  • 13. 2. Сдерживающие факторы при страховании хозяйственных рисков
  • 13.3. Передача риска без страхования
  • 13.4. Способы резервирования средств для покрытия возможных убытков
  • Тема 14. Страхование и управление рисками в разных странах
  • 14.1. Образцы руководства по управлению рисками в зарубежных организационно-правовых структурах
  • 14.2. Национальные страховые рынки
  • 14.3. Программа управления рисками в мировом масштабе
  • 14.4. Международные стратегии по страхованию и управлению рисками
  • 4.2. Глоссарий терминов (основных понятий) по темам дисциплины
  • 11.3. Типы людей по склонности человека к риску

    Изучение общих критериев и методов достижения успешной деятельности менеджеров и предпринимателей свидетельствует, что качественный уровень личности, способной к рациональной хозяйственной деятельности, складывается из трех необходимых компонентов: общих способностей, специфических профессиональных навыков и индивидуальных различий, позволяющих определить типы предприимчивых людей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности менеджера:

      практичность ума – способность применять знания на практике, умение обобщать и использовать прошлый опыт в конкретной ситуации;

      глубина ума – способность доходить до сущности явлений, процессов, раскрывать их причины и следствия, определять главное;

      общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

      активность – умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;

      инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений, энергичность, предприимчивость;

      настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

      самообладание – способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях;

      работоспособность – выносливость, способность выдерживать напряженный темп работы длительное время;

      наблюдательность – умение видеть главное, сохранить в памяти важнейшие моменты из происходящего;

      организованность – сила воли подчинить себя необходимому режиму, постоянно планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность;

      самостоятельность – умение самому находить пути достижения поставленных целей, брать на себя ответственность при выполнении ключевых задач.

    Специальными исследованиями установлено, что более высокий уровень образования менеджеров увеличивает склонность к риску. Однако их повседневная деятельность направлена на оправданный риск. Высокая профессиональная подготовленность, знание конъюнктуры рынка позволяют данной категории работников добиваться в большинстве случаев высоких конечных результатов.

    По склонности человека к риску выделяют четыре типа людей.

    Первый тип – это люди так называемого практического склада. Прежде чем рисковать, они просчитывают возможные варианты действий и следующие за ними события и готовы нести ответственность за принятое решение.

    Второй тип несколько похож на первый своей активностью и инициативностью. Однако люди этого типа не столь эмоционально устойчивы, хотя рискуя, они также подвергают анализу возможные альтернативы и последствия при их осуществлении. Их отличает наличие потребности в риске. Если эта потребность не реализуется в профессиональной деятельности, то это выливается в хобби, связанное с неопределенностью и риском.

    Третий тип - люди, испытывающие потребность в рискованных действиях. В случае удачи могут преуспевать, но даже в случае неудач идут по жизни, не принимая их близко к сердцу.

    Люди четвертого типа рискуют для достижения собственных целей. Иногда в основе их рискованных поступков лежит стремление получить желаемое любым путем: агрессия, эгоизм.

    Таким образом, роль личностного фактора в обеспечении высокоэффективного и безопасного труда существенна.

    Согласно существующим психологическим концепциям хозяйственной деятельности, мотив и цель образуют своеобразный вектор поведения индивида, определяющий направление его деятельности. Вектор "мотив – цель" выступает высшим регулятором любого вида хозяйствования.

    Сильными мотивирующими факторами выступают страх и жадность. В бизнесе страх может заставить предпринимателя тщательно изучить все возможные риски, прежде чем он возьмется за решение какого-либо дела. Ведущим побудительным мотивом для предпринимателя служит получение прибыли для расширения своего дела, развития фирмы и стимулирования занятых работников. Однако, как свидетельствует зарубежный опыт, это не определяющий мотив. Он заранее обусловлен, ибо без получения прибыли предприниматель не сможет осуществлять свое дело. Наиболее существенными мотивами при организации собственного дела являются стремление человека улучшить свое экономическое, материальное и социальное положение в обществе. Среди других мотивов предпринимательской деятельности следует отметить возможность самовыражения личности, возможность заниматься приносящим выгоду обществу видом деятельности.

    Менеджер, формируя команду исполнителей, создает оперативную систему управления персоналом. При этом важно исследовать основные направления мотивации работников с целью реализации стратегической миссии (предпочтения) фирмы.

    Общеизвестно, что открывая фирму, каждый мечтает получить наибольшую выгоду. Однако на пути достижения наивысшей прибыли по закону, который действует в коммерческом мире, возникает риск понести и значительные потери, оказаться банкротом. Поэтому как у предпринимателя, так и у группы работников в зависимости от предрасположенности к рискованной деятельности могут возникать противоположные мотивации от максимизирующих устремлений до предпочтения покоя, наличия свободного времени. Способность персонала эффективно вести порученное дело, активно выполнять свои функциональные обязанности, рисковать в допустимых пределах разумного – все это важно учитывать при подборе кадров.

    При наличии достаточного количества информации, позволяющей определить, какие по величине коэффициенты риска сопутствуют реальной экономической деятельности, можно построить шкалу возможного поведения лиц в рискованных ситуациях (рис.).

    Рис. Шкала возможного рискованного поведения на условных данных

    Например, поведение предпринимателя, ориентированного на неоправданный риск, обычно определяется желанием получить сверхприбыль сомнительными методами (обманом покупателей, невыполнением обязательств с посредниками по коммерческой сделке). Это тип авантюриста, который руководствуется принципом "авось, пронесет". Предприниматели этого типа, как правило, имеют слабую профессиональную подготовку и слишком большую самоуверенность. Отличительной чертой порядочных и опытных работников является наличие у них стереотипов поведения, позволяющих совершать сравнительно небольшое число ошибок.