Социально значимый проект
« Профессии, которые мы выбираем »
Василенко Светлана Алексеевна
Предмет, класс СБО, 9 –е классы
Актуальность проекта
Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Краткая аннотация проекта
Проект предназначен для закрепления и углубления знаний и умений учащихся по разделу « Профориентация и трудоустройство». Работа над проектом ведётся под руководством учителя СБО с привлечением воспитателей, библиотекаря, социального педагога, психолога, медработника и службы занятости Павловского района. Результаты работы оформляются воспитанниками под руководством педагогов.
Цель проекта:
Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи проекта:
учиться самостоятельно и под руководством педагогов собирать необходимую информацию по теме проекта;
осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
ознакомление с основными принципами выбора профессии;
знакомство с особенностями современного рынком труда;
составление индивидуального проекта саморазвития по выбранному профилю в соответствии с диагностическими данными.
Ожидаемый результат:
повышение компетенции школьников в области профессионального самоопределения;
реализация подростками своего проекта в жизни, успешная социализация в обществе.
Пояснительная записка.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь несколько профессий. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии. В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший,
что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
что он может (возможности и способности),
что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Учитывая эти возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, возникла необходимость помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работнику, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
План реализации проекта (5 недель).
1. Организационные мероприятия (1 неделя).
Ознакомление воспитателей, библиотекаря, психолога, школьного врача с темой, целями проекта.
Проведение диагностических исследований, направленных на профессиональное самоопределение учащихся: анкетирование, тестирование – учителем на уроках СБО;
собеседование с психологом;
медицинская профконсультация.
2. Просветительские мероприятия (2 неделя ):
Час общения: Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий. – учитель СБО.
Посещение Центра занятости населения - учитель СБО, психолог, соц. педагог.
Встречи учащихся 9 –х классов с выпускниками школы.
Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения района.
3. Исследования учащихся (3 неделя)
Исследования учащихся спроса профессий на рынке труда в Краснодарском крае, изучение статистики.
Поиск учебных заведений в крае по выбранной профессии
4. Оформление результатов проектной деятельности (4 неделя).
Написание эссе «Мой выбор».
Подготовка проектов презентаций «Мой выбор».
5. Защита проекта (5 неделя).
Защита проекта организуется в виде конкурса на общешкольном мероприятии – праздник е «Фестиваль профессий». На неё приглашаются воспитатели, учителя, администрация, социальный педагог, педагог-психолог. В ходе мероприятия учащиеся с помощью учителя демонстрируют знания, приобретённые в процессе учебного проекта, рассказывают о том, что было самым интересным в ходе работы. В процессе защиты проекта дети вместе с учителем СБО представляют презентации, читают свои эссе по теме «Мой выбор» , делятся впечатлениями. По завершении защиты проекта проводится анализ полученных результатов, наиболее активные учащиеся награждаются на общешкольной линейке.
Список литературы.
Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fszn.permkrai.ru%2F%3Fo%3D563%26id%3D2241%26m%3D10%26y%3D2012%23news2241
1.Описание проблемы.
Мы хотим обратить ваше внимание на тех людей, которые не реализовались в жизни, которые живут бесцельно, которые прожив жизнь не реализовались, как личности. Как правило эти люди озлобленны, они зачастую одиноки. Многие из них заливают горе алкоголем, погибают от наркотиков. Из-за этого возникают насилие в семьях, разводы, где страдают дети.
Давайте посмотрим в корень, в начало этой проблемы. Обратим внимание на то, когда эти люди заканчивали школы и стояли перед выбором будущей профессии. Кем они хотели стать в жизни? Многие из них мечтали, но так и не достигли своей мечты. Не смогли реализовать себя в будущей профессии.
Этому могли помешать социальная среда, экономические перемены, влияние родителей, собственная неопределенность. Ведь большинство вообще не знают себя, свои способности и таланты. Такие люди ни о чём не мечтают и не знают кем бы они хотели быть.
Проблема:
Выпускники до конца не осознают, кем на самом деле они хотят быть.
Выбор профессии –сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует опасность–затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. К тому же мир профессий, как и всё остальное в этом возрасте часто кажется чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» -всё плохо. Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себя. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, включающих оценку своих объективных возможностей.
В современном образовательном учреждении отсутствует эффективная работа по подготовке подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда.
Соответственно,явной становится необходимость разработки модели профориентационной,предпрофильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении.
2.Цели и задачи
Ø Создание условий для развития самостоятельной активно-развивающейся творческой личности, способной к адаптации в обществе.
Ø Разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки подрастающего поколения.
Ø Сочетать трудовое воспитание с нравственным, сделав профессиональную ориентацию элементом свободного социального самоопределения личности.
Ø Направить старшеклассников в специальные центры, чтобы они открыли себя, узнали свои наклонности. Чтобы было стремление достичь поставленных целей, преодолев препятствия, не останавливаться на достигнутом.
Ø Поэтому мы организуем команду социальных волонтёров с подготовленной программой, в которую включены тесты и семинары профессиональной направленности. Покажем презентацию своей будущей профессии.
Задачи:
Ø Создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах,формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
Бекметова Алина
Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессионаотной ориентации.
Муниципальный конкурс
социальных проектов по профориентации
среди учащихся 8-11 классов
общеобразовательных школ
проект: "Профессия XXI века!"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна
Елабуга, 2016
Автор проекта Бекметова Алина Руслановна, 8 Б класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г.Елабуга, пр.Мира д.53, кв.32, 89046671361.
Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы, г.Елабуга, пр.Мира д.55, кв.55, 89872774096, [email protected].
Сведения о проекте Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессиональной ориентации.
Основное содержание проекта
Актуальность проекта
Выбор профессии – это серьезный шаг, который предстоит сделать каждому из нас. От этого выбора зависит вся дальнейшая наша жизнь. Сделать единственно правильный выбор, реализовать себя в изменяющихся социально – экономических условиях весьма сложно.
В настоящее время становится актуальным оказывать профориентационную помощь молодежи. Это прежде всего связано с повышением требований современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. С точки зрения государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала всей страны. Профориентационная работа выступает залогом развития личности.
В Елабужском районе также проводится работа по профориентации школьников и студентов, но, к сожалению, все чаще мы читаем в газете и в Интернете объявления о приеме на работу. Очень много свободных рабочих мест, но работодатели не могут найти людей на эту должность. Мне кажется, что проблема в том, что люди не имеют нужного образования для этой должности.
Школьники участвуют в различных конкурсах по профориентации, ездят на экскурсии на Экономическую зону, с ними проводят классные часы на данную тему. Но все это не достаточно, чтобы заинтересовать школьников. Очень важно с 8 класса психологически подготовиться к выбору профессии. А для этого нужна поддержка не только со стороны школы и родителей.
Цель проекта: разработка мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию молодежи, удовлетворяющую перспективным направлениям социально-экономического развития Елабужского муниципального района .
Задачи:
Целевая группа: проект " Профессия XXI века!" рассчитан на подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района.
Методы:
1. Психологические тренинги в классе "О выборе профессии" совместно с сотрудниками психологического центра для детей "Шанс-Омет".
2. Психологические консультации для школьников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития .
3. Просмотр видеороликов о профессиях, востребованных на рынке труда в настоящее время. (Ролики должны быть созданы работодателями различных предприятий Елабужского района.)
4. Письменный тест-опрос учащихся о профессиях, которые им наиболее интересны.
Мероприятия :
1. Проведение классных часов совместно с представителями экономической зоны (и других предприятий) и профессиональных учебных заведений города (вузов и сузов) на тему "Востребованные профессии Елабужского муниципального района ".
2. Проведение классного часа совместно с родителями "Профессии моих родителей".
3. Профориентационные экскурсии. Ознакомление подростков с трудовой профессией через практику . (Беседа учащихся с сотрудниками предприятий о их должности и рабочем месте, совместное участие в работе).
Партнеры: Центр занятости населения, психологического центр для детей "Шанс-Омет", профессиональные учебные заведения города, работодатели различных предприятий, МБОУ СОШ Елабужского района РТ.
Выводы: Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. Из этого следует, что методы профориентационной работы представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.
Предполагаемые результаты.
1) Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центра занятости населения, психологического центра для детей "Шанс - Омет", работодателей различных мероприятий. 2) Увеличение спроса среди учащихся на рабочие профессии.
Практическое использование проекта Данный проект можно применить с 1 сентября 2016 года во всех школах Елабужского муниципального района. Это поднимет спрос молодёжи на рабочие места, и поможет подросткам определиться с выбором профессии, начиная с 8 класса.
Список использованной литературы
1. Е.А. Климов. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.
2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.
3. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007.
4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис, 2007.
5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.
Информационные источники
http://www.rabotka.ru/infoworker/ Справочник профессий;
http://azps.ru/porientation/ Профориентация;
http://www.mubiblioteka.ru/kak_vibrat_professiyu/ Как выбрать профессию.
Елена Чаплыгина
Социальный проект «Какие они, профессии?»
Лысенко Наталья Борисовна, старший воспитатель
Оферкина Любовь Михайловна, музыкальный руководитель
АнтоноваТатьяна Сергеевна, инструктор по физическому
воспитанию МБДОУ ЦРР - д/с «Золушка»
Тип проекта : творческий (познавательный)
Длительность : апрель-май 2015г.
Возрастная группа : старшая группа (5-6 лет)
Участники проекта : дети старшей группы, старший воспитатель Лысенко Н. Б., музыкальный руководитель Оферкина Л. М., инструктор по физическому воспитанию Антонова Т. С., родители воспитанников.
Сроки реализации : апрель-май 2015г.
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Актуальность проекта :
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу . Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде . В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии . Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика , милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают , как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка . Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Проблема : Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями , их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.
Цель проекта : Формирование у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями пекаря , библиотекаря, пожарного, продавца. Повышение познавательной активности в рамках познавательной деятельности.
Задачи проекта :
1. Закрепить знания детей о профессиях : пекарь, библиотекарь, пожарный, продавец.
2. Развивать познавательный интерес детей к профессиям , расширять детский кругозор.
3. Определить значимость профессий .
4. Формировать уважение к труду взрослых разных профессий .
5. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях , изо и других видах деятельности.
Планируемые результаты :
1. Более глубокие знания детей о профессиях пожарного
2. Появление интереса, желания узнать как можно больше о других профессиях .
3. Рассказы детей об этих профессиях .
4. Понимание значения слово «профессия » и где её можно получить, приобрести.
5. Формирование бережного отношения к результатам труда взрослых, уважение к человеку- труженику.
6. Активизация речи детей по теме проекта (спец одежда, пожарный «рукав» , формуляр читателя, закваска, печь, замес, витрина и т. д.)
7. Появление исследовательского интереса (выпечка хлеба, варка каши, издательство книг, газет и т. д.)
Реализация проекта проводится в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, раздел «Познавательное развитие» .
В ходе реализации проекта необходимо выяснить , что знают дети о профессиях и что хотят узнать .
Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
Что есть такие профессии как профессия пекаря , пожарного, библиотекаря, продавца.
Знаем номер службы 01 или 112.
Где можно купить вещи, продукты.
Из чего пекут хлеб, варят каши.
Книга – это здорово!
В мире много разных профессий . Что такое спец. одежда?
Как появились первые книги?
История возникновения пожарных дружин на Руси.
Где в старину люди приобретали необходимые для жизни вещи, продукты?
Современные машины, облегчающие труд человека.
Какие ещё бывают профессии .
Как стать хорошим пекарем, врачом, строителем, библиотекарем и т. д. ?
Проблемные ситуации в ходе реализации проекта , которые заставят детей проявить познавательную мотивацию : почему книги делают из бумаги? Почему спец. одежду шьют из спец. материалов? Почему в выпечку кладут дрожжи? Можно ли сварить кашу в холодной или тёплой воде?
Этапы реализации проекта .
1 этап – постановка проблемы
Обсуждение с детьми вопроса, знают ли они что такое профессия , какие бывают профессии , какая профессия самая главная ?
Что нужно сделать, чтобы стать пожарным, пекарем, библиотекарем, продавцом?
Какими качествами должны обладать люди данных профессий ?
Какую пользу приносят люди этих профессий ?
Какую носят одежду люди этих профессий ?
Какие технологии и орудия труда используют люди данных профессий ?
Подготовка :
Отобрать иллюстрации, видеопрезентации об этих профессиях .
Подобрать познавательную, художественную литературу, рассказывающую о профессиях пожарного , пекаря, библиотекаря, продавца.
Составить конспекты ООД .
Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.
Организовать экскурсии на хлебозавод или пекарню, в пожарное депо, в детскую библиотеку, в магазин (по возможности, в редакцию газеты «Вестник Когалыма» ).
2 этап - проектирование
Обсуждение вариантов поиска информации : расспрос родителей, поиск энциклопедий, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, фотоиллюстраций, картинок.
Совместное обсуждение со взрослыми, какие атрибуты необходимо изготовить для с-р игр, при каких условиях и как они будут печь хлеб, варить кашу.
3 этап - поиск информации
Создание развивающей среды.
Внесение в группу иллюстрации пожарного, пекаря, библиотекаря, продавца.
Пополнение уголка книги следующими произведениями : Маршак «Рассказ о неизвестном герое» , «Пожар» ; Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?» , «Кому что нужно?» , С. Михалков «А что у вас?» , В. Маяковский «Кем быть?» , «Хлеб- всему голова» , В. Степанов «Какие бывают профессии » и др.
Внесение дидактических и настольных игр : «Кому что нужно для работы?» , «Магазин покупок» , «Ассоциации » , лото «Профессии » , «01- пароль отважных» , «В мире профессий » , «Кем быть?»
ООД (план занимательной деятельности)
Речевое развитие : Тема «Профессии » (составление рассказа по картинкам) .
Социально-личностное : Темы : «Кому нужно позвонить, если ты увидел огонь?» , «Один дома!» ,«Библиотекарь, библиотека и книги» , «Откуда хлеб на стол пришёл» .
Изобразительная деятельность : Рисование – пожарный, продавец, пекарь в спецодежде.
Коллективная аппликация (коллаж) «Мужские и женские профессии » .
Лепка предметов для труда пекаря, пожарного, продавца (каска, весы, посуда, полка для книг)
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась :
В ходе режимных моментов;
В процессе организации педагогом различных видов детской деятельности (игровая, коммуникационная, продуктивная, познавательно-исследовательская («Почему книги делают из бумаги» , «Почему спецодежду шьют из специальных материалов» , восприятие художественной литературы);
В ходе экскурсий на хлебозавод (пекарню, в детскую библиотеку, в магазин, в пожарное депо, в издательство «Вестник Когалыма» ;
В ходе самостоятельной деятельности детей.
Предметно-развивающая среда группового помещения и внутреннего помещения детского сада (кухня, библиотека д/с, организованные экскурсии в пожарное депо, хлебозавод, детскую библиотеку, магазин стали местами поиска ответов на познавательные запросы ребят.
В рамках работы над проектом установлено эмоциональной взаимодействие с родителями воспитанников :
Рассказы родителей, бабушек. дедушек о том, кем они работают, как они выбирали профессию , что делают на работе, какую пользу приносит их труд людям;
Изготовление атрибутов к с/р играм по теме проекта ;
Привлечение детей к приготовлению разнообразных блюд, обогащали знания детей о пользе тех или иных продуктах, о творческом подходе к приготовлению пищи.
Фотовыставка «Мои родители и их профессия » .
4 этап - продукт детской деятельности
Изготовление карточек для игры в библиотеку, «продуктов» для игры в магазин (из солёного теста - хлебобулочные изделия, из бумаги и картона –шоколадки, конфеты и т. д. ; акция «Мы- друзья книги» (ремонт книг) .
Продуктивная деятельность - выпечка хлеба (булочек, печенья, приготовление каши «для настоящих героев» .
Создание альбома с рисунками детей, совместные творческие работы (аппликация, поделки из пластилина, выставка поделок.
Выпечка хлеба, печенья.
Варка каши «Дружба»
Чтение художественной литературы по теме проекта (например, чтение еврейской сказки о пекаре «Белая одёжка» ).
Сюжетно-ролевые игры : «Магазин» , «Кулинария» , «Пожарное депо» , «Семья» , «Библиотека» , «В гости к бабушке» .
Разучивание игр, загадок, физкультминуток, динамических пауз, пословиц, стихов, песен по теме проекта .
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?
Взаимодействие с музыкальным руководителем :
Разучивание песен «Мы сегодня повара» муз. и слова Зайцевой, «Модницы» Г. Ф. Вихарёва, постановка «Танец поваров» .
Развлечение «Кем быть?»
Взаимодействие с инструктором по физическому воспитанию :
Проведении динамического часа «Пожарные на учениях» , игр- эстафет «Весёлый магазин» , «Убегу от огня» , «Тушение пожара» , «Кто быстрее испечёт» и др.
5 этап – презентация проекта
Создание альбома «Все работы хороши!» или («Мужские и женские профессии » , «Кем быть?» , «Кем работают наши родители»
Выставка атрибутов к с/р играм с привлечением родителей «Сделаем игры наших детей яркими и интересными»
Развлечение «У меня растут года!» (совместно с родителями)
Использованная литература :
1.«Беседа с дошкольниками о профессиях » Т. В. Попова, 2005г.
2.«Профессии . Какие они ?» Т. А. Шорыгина, 2007г.
3. «Учимся, говорим, играем» Г. И Сергеенко, 2006г.
4. «Развитие речи в детском саду» Г. А. Кошлева,2009 г.
5. «ОБЖ для дошкольников» Т. П. Гарнилеева,
Интернет ресурсы :
1. http://минобнауки. рф .
2. http://www.teoriy