Создание филиалов и представительств юридических лиц. Филиалы и представительства – их создание и ликвидация. Является ли обязательным указание филиалов и представительств в уставе

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Расположенное вне места нахождения самого юридического лица, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту (например, реклама продукции юридического лица, поиск и установление контактов с потенциальными покупателями, реализация продукции и др.).

Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (например, филиал учебного заведения).

Они не являются юридическими лицами, действуют на основании имущества, предоставленного им создавшим их юридическим лицом, и утвержденных им положений; их руководители действуют от имени юридического лица на основании полученной от него доверенности . Они должны быть указаны в учредительных документах создавших их юридических лиц. Об изменениях, вносимых в учредительные документы в связи с созданием или ликвидацией филиала или представительства, сообщается органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, в уведомительном порядке, без каких-либо согласований, а направление сведений носит информационный характер.

Ответственность за действия филиалов и представительств несут юридические лица, их создавшие.

Новая редакция Ст. 55 ГК РФ

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Комментарий к Ст. 55 ГК РФ

Судебная практика.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55).

Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.06.1996 N 6/8).

Другой комментарий к Ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Филиалы и представительства юридического лица являются его территориально обособленными подразделениями. Различие между представительством и филиалом заключается в том, что если представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью совершения для него юридических действий (п. 1 ст. 55), то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все или определенная часть функций (целей) юридического лица, в том числе и функции представительства (п. 2 ст. 55).

В соответствии с абз. 3 п. 3 комментируемой статьи филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Как правило, филиалы и представительства создаются и ликвидируются самим юридическим лицом. Однако законодательство РФ предусматривает, что в отношении некоторых организаций вопросы создания и ликвидации их филиалов (представительств) находятся в компетенции ее собственника. Так, в соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 8 Закона о высшем и послевузовском профобразовании филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем (учредителями) по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

2. Согласно п. 3 комментируемой статьи гражданская правосубъектность (правоспособность и дееспособность) филиалов и представительств производна от правосубъектности создавшего их юридического лица. Ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о данном филиале или представительстве. При этом законодательством РФ для некоторых видов юридических лиц может быть предусмотрена обязанность получения лицензии филиалом самостоятельно (такая обязанность предусмотрена, например, абз. 7 п. 3 ст. 8 Закона о высшем и послевузовском профобразовании).

Юридическое лицо наделяет филиал (представительство) соответствующим имуществом, которое учитывается одновременно на балансе филиала (представительства) и на балансе юридического лица. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств (филиалов), юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое было закреплено за филиалами (представительствами).

3. Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица. При этом представительства и филиалы юридического лица не являются его органами (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 16 сентября 1997 г. N 435/96 // Вестник ВАС РФ. 1998. N 1).

Для осуществления юридических действий от имени юридического лица организация должна выдать руководителю филиала (представительства) доверенность. Она выдается руководителю (директору) филиала (представительства) как конкретному физическому лицу, поскольку филиал (представительство) не является самостоятельным субъектом права.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 при определении компетенции руководителя филиала (представительства) необходимо исходить из того, что соответствующие полномочия руководителя должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала (представительства).

Здравствуйте! Сегодня поговорим про филиалы и представительства юридических лиц. Развитие любого бизнеса практически невозможно без территориального роста. Успешные предприниматели стараются не упускать возможности открыть новый офис (предприятие, точку продаж) в другом районе населенного пункта или и вовсе в другом конце страны. О том, как это делается и какие преследует цели, мы подробно расскажем в данной статье.

Цели открытия обособленных подразделений

Открытие обособленных подразделений преследует ряд целей:

  1. Расширение, быстрый охват новых регионов;
  2. Одновременное ведение бизнеса в нескольких выгодных регионах;
  3. Освоение новых районов, где еще не удовлетворен спрос;
  4. Продвижение, реклама и создание положительной репутации компании на новых территориях;
  5. Перемещение основных ресурсов или производства из-за сокращения спроса.

Но прежде чем приступать к расширению, следует разобраться, в чем сходства и различия между филиалом, представительством и иными обособленными подразделениями. Знание их особенностей и отличий в процедурах регистрации позволит не допустить ошибок при их организации.

Формы обособленных структурных подразделений

Филиалы и представительства - отдельно расположенные, самостоятельные структурные единицы организации. Тем не менее, за ними не признается статус обособленных юридических лиц. Всем имуществом и нормативными документами их снабжает компания-создатель. Она же контролирует назначение руководителей подразделений и определяет границы их влияния.

Филиал вправе вести производственно-хозяйственную деятельность, реализовывать без ограничений все функции , что уже гораздо шире возможностей представительства. Кроме того, допускается, что филиал будет иметь индивидуальное название, но содержащее наименование главного юридического лица.

Нельзя забывать, что компания с филиалами не имеет права оставаться на .

Представительство только представляет интересы компании или защищает их (например, продажа товаров или услуг от имени основной организации, подбор поставщиков, анализ рынка, подача запросов). Оно не может вести никакой деятельности, направленной на самостоятельное получение дохода. Обычно представительства используются на этапе подготовки, во время «прощупывания» неизвестного рынка.

Иные обособленные структурные подразделения - в нашей стране допустимы и другие формы территориальной обособленности. Так подразделение, которое регистрируется по упрощенным порядкам, которому не присвоен статус и функции филиала или представительства, будет называться структурным подразделением компании. Именоваться они могут отделениями, цехами, агентствами, бюро, пунктами приема или выдачи и т.д. Они не имеют права заводить свой расчетный счет, заключать сделки, вести свой бухгалтерский баланс и самостоятельно нанимать сотрудников.

Например, сетевой организации нет необходимости придавать статус филиала или представительства своей новой точке обслуживания клиентов, если нанимать сотрудников, осуществлять заказы, поставки и прочие сделки будет ведущая компания.

Пошаговая инструкция открытия филиала или представительства

Этап 1: Утвердить решение об открытии

Для начала нужно определить, для каких целей и функций будет создано подразделение. Исходя из этого выбирается форма организации. Далее предстоит утвердить положение о представительстве (или филиале), в деталях разработать приказ о его открытии.

  1. Порядок действий на этом этапе зависит от формы юридического лица, а также от норм, прописанных в его уставе. Например, для придется провести голосование на собрании участников общества – для утверждения решения необходимо более 2/3 голосов (если только в не прописано другое соотношение). Кроме того, нужно обсудить и принять решение о деталях: будет ли филиалу присвоено название, есть ли необходимость прописывать его адрес в уставе общества, будет ли подразделение вести собственный бухгалтерский учет. Любые итоги голосования и решения, полученные в ходе голосования, протоколируются, если в обществе только один участник - оформляется и нотариально заверяется его решение.
  2. Для АО: порядок согласования решения об учреждении обособленного подразделения во многом зависит от содержания устава организации. Например, решение могут принимать:
  • Совет директоров;
  • Собрание акционеров;
  • Наблюдательный совет.

Положение о филиале утверждается компетентным органом или решением руководителя. Любые заседания также обязательно протоколируются.

Положение о филиале (или представительстве) регулирует всю деятельность подразделения, оно должно содержать:

  • Наименование и юридический адрес головной компании;
  • Наименование и адрес расположения филиала;
  • Систему управления, перечень обязанностей, взаимоотношения с ведущей организацией и иные сведения, контролирующие рабочий процесс подразделения.

Согласно законам на 2018 год общество не обязано вносить сведения о филиалах и представительствах в устав, однако это всегда возможно сделать по собственной инициативе. Эти, как и любые другие, изменения в уставе следует предоставить в регистрирующий орган, которому подведомственно родительское предприятие.

Всю ответственность за работу филиала несет головное юридическое лицо. Даже претензии и судебные иски предъявляются не подразделению, а создавшей его организации.

Этап 2: Назначить руководителя

Назначение можно оформить кадровым приказом. Все права и обязанности руководителя нужно зафиксировать в доверенности за подписью и печатью руководителя юридического лица, открывающего филиал. Данная доверенность должна содержать некоторый минимум сведений.

К ним относятся:

  • Дата выдачи, так как без нее она будет считаться недействительной. Дата окончания действия может не указываться, но тогда доверенность будет действовать один год. Максимальный возможный срок - три года. Расторгнуть доверенность может каждая из сторон в любое время.
  • Перечень обязанностей руководителя и сделок, которые он может совершать от имени компании.

Руководитель в дальнейшем вправе передоверить часть прав и обязанностей другому сотруднику, но только с согласия лица, которое выдало первоначальную доверенность.

Этап 3: Зарегистрировать филиал в государственных фондах

Данные об обособленных структурных единицах предприятие обязано передавать в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц). Это можно сделать через регистрирующий орган, компетентный в данном вопросе на территории конкретного региона (отделение налоговой службы, МФЦ и другие). С 2016 года разрешена отправка электронных вариантов документов через нотариуса. Потребуется заполнить заявления по форме Р13001 и Р14001.

На базе информации, внесенной в , организация будет автоматически поставлено на учет в налоговой по месту нахождения подразделения, а в течение 5 рабочих дней об этом будет выдано уведомление. Подавать дополнительные документы нет необходимости, но если вы решили перестраховаться, или если в вашем муниципальном образовании процедура регистрации не налажена должным образом, можно в отделение ИФНС по месту нахождения филиала предоставить:

  • Заявление формы C-09-3-1;
  • Паспорт регистрирующего (и доверенность, если регистрацию производит третье лицо);
  • Свидетельство о постановке юридического лица на учет в ФНС.

Фактически оповещать налоговую о создании филиала есть смысл только после того, как данные о нем будут зафиксированы в уставе организации. В течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления ИФНС выдает компании свидетельство, в котором указан также КПП зарегистрированного представительства или филиала.

За открытие филиала или представительства без сообщения налоговой на юридическое лицо накладывается штраф (200 рублей).

При условии, что филиал будет осуществлять выплаты сотрудникам, у него будет свой бухгалтерский баланс и расчетный счет в банке, то его предстоит зарегистрировать в ФСС и ПФР.

Для регистрации филиала в ФСС потребуются:

  1. Копии протокола собрания, приказа, положения или других документов об учреждении подразделения, заверенные нотариусом;
  2. Свидетельство о регистрации в ФСС головной компании;
  3. Документы, подтверждающие регистрацию подразделения в ПФР.

Для регистрации в ПФР:

  1. Заявление, образец которого можно получить в конкретном отделении пенсионного фонда;
  2. Свидетельство о регистрации в ПФР юридического лица;
  3. Копии документов (заверенные нотариусом) об учреждении обособленной структурной единицы фирмы.

В ПФР и ФСС по месту учета материнской компании уведомление предоставляется в свободной форме, так как иной порядок законодательно не установлен.

Этап 4: Изготовить печать и открыть расчетный счет

Этот этап необязателен, но на каждое предприятие еще на первом этапе решает для себя, потребуются ли структурной единице счет, печать, особенная техника и прочие нюансы. Важно, что не позднее чем через неделю после открытия счета необходимо подать в ИМНС заявление по форме C-09-1.

Изменение адреса филиала или представительства

При переезде обособленной структурной единицы в регион, подведомственный другому налоговому органу, сначала потребуется снять ее с учета по старому адресу. Спустя 5 дней после внесения изменений в ЕГРЮЛ, юридическое лицо будет снято с налогового учета.

А именно при смене адреса потребуется:

  1. ИФНС - в течение 3 рабочих дней предоставить уведомления о прекращении деятельности по старому адресу и о начале работы по новому (в свободной форме);
  2. ФСС - сообщать туда об изменениях, равно как и регистрироваться, необходимо только в тех случаях, когда у структурной единицы открыт свой расчетный счет, она сама начисляет зарплату сотрудникам. В течение одного месяца подать в отделение по прошлому месту нахождения заявление о регистрации в роли страхователя по адресу новому;
  3. ПФР - не требует никаких заявлений и оповещений.

Закрытие филиала или представительства

Решение о прекращении работы обособленной структурной единицы может приниматься и регулироваться:

  • Собранием участников общества;
  • Документами (например, положением о филиале).

Для удобного разрешения вопросов, возникающих в связи с закрытием, создается ликвидационная комиссия, что не является обязательным условием.

С ее участием или без него организации необходимо осуществить:

  • Закрытие собственного расчетного счета филиала;
  • Сокращение или перевод на другие должности сотрудников;
  • Передачу обществу имущества и документов подразделения;
  • Иногда расчеты с кредиторами или партнерами. Этот пункт возникает довольно редко в первую очередь из-за того, что филиалы или представительства не выступают самостоятельными юридическими лица и совершают все сделки от ведущей организации, соответственно их ликвидация не считается основанием для досрочного прекращения обязательств перед контрагентами. Вся ответственность после закрытия перекладывается на юридическое лицо, создавшее структурную единицу.

Объявить о своем решении ликвидировать филиал предприятие обязано по форме С-09-3-2. Подать его потребуется в течение трех дней в налоговый орган по месту нахождения главного юридического лица. По месту нахождения филиала можно предоставить заявление С-09-1-1, но теоретически снятие с учета в региональной налоговой должно происходить без вашего участия, на основании информации из ЕГРЮЛ.

Иные обособленные подразделения

Решение об учреждении обособленного подразделения, которое впоследствии не будет зарегистрировано как филиал или представительство, может быть принято генеральным директором компании и создано по его приказу - если другие условия не прописаны в уставе общества. Возможны ситуации, когда необходимость открытия подразделения вытекает из условий договора, заключенного юридическим лицом (к примеру, для ведения строительных работ на отдаленной местности), тогда приказ не является необходимостью, датой создания будет дата начала работы.

Иные обособленные подразделения тоже требуют определенной регистрации. Даже если нет соответствующего приказа, организуется только одно рабочее место, удаленное от места нахождения и регистрации основной организации, оно все равно подлежит регистрации.

Подтверждением открытия обособленного подразделения выступают признаки:

  1. Расположение структурной единицы в другой административно-территориальной единице, подведомственной другому налоговому органу относительно головной компании;
  2. Создание рабочих мест на срок дольше одного месяца, то есть организация всех условий для выполнения трудовых обязанностей, и непосредственно начало их выполнения, вне места регистрации юридического лица;
  3. Фактическое начало работы подразделения.

После создания подразделения компания обязана по форме C-09-3-1 уведомить об этом ИФНС по месту своего нахождения.

Уклонение от уведомления грозит предприятию штрафом в 200 рублей за каждое начало работы, сокрытое от налоговых органов.

Если несколько подразделений открываются в пределах одного муниципального образования, но на территории разных налоговых органов, то организация может встать на учет только в одном из них. Выбор юридическое лицо делает самостоятельно, а о своем решении оповещает налоговую уведомлением по форме N 1-6-Учет.

После этого автоматически по месту нахождения структурной единицы предприятие будет поставлено на налоговый учет в течение пяти дней.

Юридическое лицо обязано в течение трех дней сообщать обо всех изменениях (ликвидация, смена адреса, смена формы управления) в ИФНС. Сделать это можно по форме C-09-3-1.

Если изменяется расположение обособленного подразделения, потребуется:

  1. Снять его с учета в ИФНС. Процедура занимает пять дней;
  2. После этого, на основе полученных документов встать на учет в налоговом органе, которому подведомственен новый адрес.

При ликвидации иного обособленного подразделения:

  1. Не позднее трех дней после прекращения работы подразделения проинформировать об этом налоговую по месту учета главного предприятия (форма C-09-3-2);
  2. Получить документы о снятии обособленной единицы с учета можно через 10 дней.

Любые уведомления и прочие документы можно предоставлять в ИФНС лично, заказным письмом или в электронной форме. Но учтите, что электронные заявления должны быть заверены утвержденной электронной подписью отправителя.

Также и ответное уведомление из налоговой можно получить не только лично, но и по почте.

Филиалы и представительства юридического лица являются его территориально обособленными подразделениями. Различие между представительством и филиалом заключается в том, что если представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью совершения для него юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все или определенная часть функций (целей) юридического лица, в том числе и функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК).

В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Следует заметить, что в налоговом законодательстве понятие обособленного подразделения юридического лица не совпадает с понятиями филиала и представительства, предусмотренными ст. 55 ГК Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ (ред. от 01.04.2009). Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и тех полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочим местом считается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..

Как правило, филиалы и представительства создаются и ликвидируются самим юридическим лицом. Однако законодательство Российской Федерации предусматривает, что в отношении некоторых организаций вопросы создания и ликвидации их филиалов (представительств) находятся в компетенции ее собственника. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем (учредителями) по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

Гражданская правосубъектность (правоспособность и дееспособность) филиалов и представительств производна от правосубъектности создавшего их юридического лица. Ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о данном филиале или представительстве. При этом законодательством Российской Федерации для некоторых видов юридических лиц может быть предусмотрена обязанность получения лицензии филиалом самостоятельно (такая обязанность предусмотрена, например, п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..

Юридическое лицо наделяет филиал (представительство) соответствующим имуществом, которое учитывается одновременно на балансе филиала (представительства) и на балансе юридического лица.

Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем имуществом, которое было закреплено за филиалами и представительствами. Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица. При этом представительства и филиалы юридического лица не являются его органами (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 435/96). Для осуществления юридических действий от имени юридического лица организация должна выдать руководителю филиала или представительства доверенность. Указанная доверенность выдается руководителю (директору) филиала (представительства) как конкретному физическому лицу, поскольку филиал (представительство) не является самостоятельным субъектом права. В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 при определении компетенции руководителя филиала (представительства) необходимо исходить из того, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала (представительства) Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002

Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..