Что такое тилт шифт объектив и как сделать его своими руками. Шифт-объективы помогают избегать препятствия во время съемки. Как это работает

12.08.2019 Виды

Поговорили и о путях решения этой проблемы, с которой часто сталкиваются фотографы, снимающие сравнительно мелкие предметы. Эти пути решения были как хорошо работающими, так и не очень.

Сейчас же мы расскажем вам об одном из самых известных методе увеличения глубины резко изображаемого пространства - о съемке с применением тилт-шифт оптики.

Конечно, и этот метод нельзя назвать универсальным. Он применим лишь тогда, когда необходимо уместить в глубину резко изображаемого пространства достаточно протяженную поверхность, которая расположена под углом к камере. Обыкновенный объектив дает возможность добиться резкости только в плоскости, которая параллельна матрице (или плёнке, если мы снимаем на плёнку). Стандартная оптика допускает съемку фронтальных ракурсов объекта, но не позволяет сфотографировать его под углом. Вот тут нам и потребуется объектив с подвижками.

Оптическая схема тилт-шифт объективов ничем не отличается от схемы обычных объективов с фикс-фокальной системой Разница лишь в том, что тилт-шифты имеют механизм - шарнир с верньерой - с помощью которого можно наклонять оптическую ось объектива по отношению к байонету фотоаппарата. Так же в такой оптике обычно вращается и передняя часть. Это сделано для изменения направления наклона. Кроме всего прочего, в тилт-шифт объективах имеется механизм сдвига - шифт. С его помощью исправляются перспективные искажения, в том числе и при съемке небольших предметов. Но, так как сегодня у нас идет речь об управлении глубиной резкости, говорить об этом мы пока не будем.

Рассмотрим классический тилт-шифт Canon 90 mm TS-E. Именно его чаще всего используют в предметной съемке в системе Canon. Этот объектив позволяет давать наклон лишь в достаточно незначительных пределах - только 8 градусов в каждую сторону. Так как же такой маленький, казалось бы, наклон помогает компенсировать углы наклона предметов, которые мы фотографируем, вплоть до 90 градусов? Дело в том, что тут начинает работать правило Шаймпфлюга. Его работу хорошо иллюстрирует вот этот рисунок:

В системе, оптическая ось которой отклонена от вертикали, глубина резко изображаемого пространства представляет собой клин, который постепенно расширяется по мере удаления от фотокамеры.

Теперь становится понятным, что зависимость глубины резкости от масштаба (дистанции фокусировки) и от величины отверстия диафрагмы работает и в подвижных оптических системах, но за исключением того, что плоскость глубины резко изображаемого пространства тут наклонна, а ширина не имеет постоянного значения, она увеличивается тем больше, чем дальше от камеры.

Тут легко увидеть, что для компенсации наклона объекта съемки в 45 градусов, объектив достаточно наклонить только лишь на 8-10 градусов. Если вам захочется более точно всё рассчитать - обратитесь к Википедии, там опубликованы достаточно громоздкие формула для таких вычислений. На практике реально, да и проще, обойтись без всей этой математики, а подобрать угол наклона визуально, путем проб, интуитивно.

Между прочим, некоторые фотографы не понимают принципов работы тилт-шифт объективов и поэтому боятся и не хотят работать с ними.

Объект, снятый с диафрагмой f/2.8 без наклонов. Фокусировка выполнена по ближнему углу. ГРИП в данном случае мала, около 1 см.

Наклон объектива сделает плоскость фокусировки паралельной объекту съемки, и вся поверхность куба окажется в фокусе.

Принципы наклонов объектива, помимо правила Шаймпфлюга, в общих чертах можно сформулировать примерно так: В своем наклоне передняя линза объектива должна как бы стремиться к наклону поверхности снимаемого объекта. Для этого, если возникает такая необходимость, объектив не только наклоняют, но и поворачивают вокруг своей оси. Плоскость глубины резкости при изменении дистанции фокусировки сдвигается вверх или вниз.

В некоторых современных фотокамерах имеется режим live view. При съемке такими камерами отпадает необходимость рассчитывать наклоны математически. Ведь живая картинка с матрицы уже при двукратном увеличении позволит нам видеть, как лежит плоскость глубины резко изображаемого пространства, и фотографу останется лишь внести поправки, учитывая описанный выше принцип.

Изменение дистанции фокусировки приводит к смещению ГРИП.

При съемке с тилт-шифт оптикой нужно учитывать, что при сильных наклонах объектива может оказаться достаточно серьезным падение резкости по краям кадра, особенно при съемке на открытых диафрагмах. Поэтому не нужно наклонять объектив сверх меры, а объект съемки необходимо располагать в центре кадра. Это позволит достичь максимальной резкости.

На основе материалов с сайта:

21.12.2014 10716 Справочная информация 0

Принцип работы

Оптическая схема Tilt/Shift объективов такова, что поле качественного изображения намного превышает площадь кадра, благодаря чему фотограф может сдвигать кадр в границах данного поля, перемещая либо наклоняя объектив относительно плоскости сенсора. В результате этого теряется соответствие центров перспектив объектива и изображения. В результате получается эффект, соответствующий смещению кадрирования от центра изображения к краю в объективах с широким углом обзора.

Сдвиг имеет два основных использования: смена перспективы или расширение угла зрения (с использованием нескольких снимков). При этом сенсор запечатлевает не всё круговое изображение целиком, а часть его - центральное прямоугольное кадрирование. Для расширения угла зрения используются несколько снимков.

Говорить, что Tilt/Shift объективы что-то исправляют в кадре, не совсем верно. Они скорее позволяют перестроить сюжет соответственно привычному для нас восприятию. Как известно, наше зрительное восприятие не отражает в точности геометрическое построение мира, как это делает зеркало, а производит в мозгу психологическую обработку увиденной картинки.

Обратной стороной медали является то, что объективы с функцией сдвига имеют более значительные размеры и массу по сравнению с обычными объективами (при тех же значениях фокуса и наибольшей диафрагме). Помимо этого при значительном сдвиге в поле зрения попадут те части кругового изображения, которые имеют уже ухудшенное качество. Но тут надо сказать, что на обычном объективе постоянно доступное изображение часто бывает не лучшего качества. Tilt/shift объектив c фокусным расстоянием 24 мм соответствует по своим оптическим данным обычному объективу с фокусным расстоянием 16 мм в связи с одинаковым размером кругового изображения. А из этого следует, что tilt/shift объектив с фокусом 24 мм уступает по качеству полученного оптического изображения обычному объективу с фокусом 24 мм. Это и понятно - чем больше угол зрения, тем качество ниже.

В маркировке объективов, допускающих только сдвиг оптической оси в поперечном направлении, присутствуют буквы PC, означающие управление перспективой (англ. Perspective Control, Perspective Correction). При наличии дополнительной возможности наклона оптической оси, объектив чаще всего маркируется аббревиатурой TS, означающей сдвиг и наклон.

Пример использования

Например, необходимо снять и цветы на переднем плане, и замок на заднем плане.

Красной линией помечена зона наилучшего фокуса. Как видите, только на F16 нам удается захватить и то и другое в глубину резкости. Но при этом оба объекта находятся на границах ГРИП и не будут идеально резкими. Не говоря уже о том, что F16 — значение диафрагмы объектива, которое превышает дифракционный лимит для большинства современных камер и потому тоже вносит свою лепту в снижение резкости фото.

Canon TS-E 90/2.8

Объектив Canon TS-E 90/2.8 - еще один представитель tilt/shift объективов, о которых мы начали говорить в предыдущей статье

Объективы Tilt/Shift позволяют

— наклон объектива относительно плоскости изображения;

— сдвигать его в сторону, относительно плоскости изображения;

Зачем это всё нужно?

Если вы будете фотографировать высокое здание на обычный объектив, то у вас три пути.
Первый путь - это направить объектив вверх.

Но при этом возникает сильное искажение снимка, перспектива усиливается, и вертикальные линии начинают сильно «заваливаться» в верхней части кадра.

Второй путь - снимать сверху, наклонив объектив вниз. Тогда здание кверху расширяется и вертикали сходятся внизу. Еще менее приятное зрелище.

Третий путь - снимать, направив оптическую ось объектива перпендикулярно зданию. Тогда вертикали останутся вертикальными, но вряд ли вам удастся захватить всё здание в кадр при вменяемом расстоянии съемки от здания.

Как исправить сходящиеся вертикали?

Можно попробовать исправить на компьютере.
В Adobe Camera Raw есть вкладка Lens Corrections , в которой можно вручную исправить многие перспективные искажения.

Проблема этого метода в том, что искажения устраняются путем растягивания снимка и соответственно снижением его качества до 50%.

В зависимости от того, с какой стороны изображение у вас было искажено изначально (вертикали сходились вверху или внизу), здание получится сплющенным или вытянутым. Соответственно при исправлении (выравнивании вертикалей) на компьютере края отрежутся, но здание будет неправильных пропорций. Дальнейшее исправление высоты здания дополнительно ухудшит качество фото за счёт интерполяции недостающих пикселей.

Shift эффект

На помощь фотографу, снимающему архитектуру, приходит Shift-эффект, которые заключается в смещении объектива относительно плоскости изображения.

На самом деле этот эффект открывает нам намного больше возможностей.

Мы получаем средство изготовления панорам. Вас не будет беспокоить детализация ваших снимков, так как вы увеличиваете вашу матрицу (виртуально) в соответствии с силой сдвига оптической оси объектива.
Вы можете сдвигать объектив влево, вправо, вверх, вниз и делать снимки. Впоследствии сшить полученные изображения в Adobe Photoshop (функция Auto-Align->Reposition) и наслаждаться многомегапиксельной панорамой (~60% увеличение кадра для полнокадровой камеры . 21 Мпикс->33.6 Мпикс).

Tilt эффект

При съемке пейзажей нам часто бывает сложно захватить в и передний и задний план одновременно.
Например, цветы на переднем плане и замок на заднем плане.

Красной линией помечена зона наилучшего фокуса. Как видите, только на F16 нам удается захватить и то и другое в глубину резкости. Но при этом оба объекта находятся на границах ГРИП и не будут идеально резкими. Не говоря уже о том, что F16 - значение диафрагмы объектива, которое превышает дифракционный лимит для большинства современных камер и потому тоже вносит свою лепту в снижение резкости фото.

И тут нас спасает Tilt-эффект, который позволяет располагать ГРИП не перпендикулярно плоскости изображения, а в соответствии с принципами Шаймпфлюга (см.иллюстрацию).

Обзор и впечатления от пользования объективом Canon TS-E 90/2.8

Объектив имеет металлический корпус, в отличие от многих пластиковых автофокусных объективов Canon . Но и стоит он немало. Фокусировка с рук затруднена, лучше использовать штатив.
Оптическое качество на высоте, но при экстремальных углах наклона есть некоторое падение резкости по краям.

Особенно интересен для фотографов, занимающихся предметной съемкой. С одной стороны, он не даёт такого сильного эффекта, как более широкоугольные TS-E объективы, а с другой - он даёт бОльший масштаб. Т.е. если для съемки архитектуры лучше взять , Canon TS-E 24mm f/3.5L или Canon TS-E 45mm f/2.8 , то для предметки - однозначно Canon TS-E 90/2.8 .

У него есть и небольшие минусы. При всём своем высоком качестве он не макрообъектив и не позволяет снимать с большим масштабом, в отличие от Canon 100/2.8L Macro и Canon 180/3.5L Macro .

Эта проблема может быть решена двумя способами:

Удлинительные кольца
- макронасадка

В остальном ГРИП этого tilt/shift объектива изменяется так: клин ГРИП поднимается, если вы фокусируетесь на короткую дистанцию, и опускается, если фокусируетесь на дальнюю дистанцию.

Как найти плоскость наивысшей резкости

Находите самые высокие точки предметов на переднем и заднем плане (X и Y на рисунке). Если вы вообразите доску, то она будет лежать на точках X и Y. Плоскость Шаймпфлюга (наивысшей резкости) будет лежать на серединах высоты X и Y (проходить через точки A и B).

возвращаясь к объективу Canon TS-E 90/2.8...

На объективе имеются маленькие колесики — стопоры (отмечен синим кругом) и большие колесики для перемещения частей объектива (отмечен красным кругом).

Стопор ослабляется и объектив смещается влево-вправо (шифт) или наклоняется вверх/вниз (тилт).
Собственно направления я пишу чисто условно, так как при повороте объектива все направления меняются.
На фото вверху объектив смещен вправо, относительно плоскости изображения (шифт) и наклонен вниз (тилт).

На фото выше объектив уже без шифта, но с тилтом влево (он просто повернут).

На данном фото красной стрелкой показан стопор, который фиксирует объектив в одном положении поворота. Объектив вращается по 45 градусов.

Использование объектива Canon TS-E 90/2.8

Теперь «перейдем к слайдам»...

Как видите, разница значительная. С тилтом мы имеем гораздо более резкое изображение. При этом на обоих снимках одинаковая.

Но тилт-шифт объективы хотя и интересные, применены могут быть в основном к плоским объектам, таким как монеты, часы, кольца и проч.
К примеру, если вы фотографируете отдельную жемчужину, то тилт-шифт объектив вам никак не поможет. Для этого нужны другие средства, о которых я рассказываю .

Дабы окончательно вас порадовать, прилагаю большую книгу с красивыми фото, сделанными на тилт-шифт объективы.

Надеюсь эта статья послужит вам толчком к новым творческим свершениям!

Объективы с возможностью поворота и сдвига (Tilt/Shift) позволяют фотографам преодолеть обычные ограничения по глубине резкости и перспективе. Многие оптические трюки, которые позволяют эти объективы, невозможно воспроизвести в цифровом виде - что делает их незаменимыми для определённой ландшафтной, архитектурной или продуктовой съёмки. Первая часть данной статьи рассматривает возможности сдвига (shift) и сфокусирована на его использовании с цифровыми зеркальными камерами для управления перспективой и создания панорам. Вторая часть рассматривает использование вращения (tilt) для управления глубиной резкости .

Введение: сдвиг и вращение

Сдвиг позволяет фотографу изменить положение изображения, передаваемого объективом, относительно сенсора цифровой камеры. Это означает, что центр перспективы объектива перестаёт соответствовать центру перспективы изображения, и возникает эффект, аналогичный использованию кадрирования в боковую часть изображения, полученного объективом с более широким углом зрения.

Вращение позволяет фотографу повернуть плоскость наиболее резкого фокуса, так что она более не перпендикулярна оптической оси объектива. Это порождает клиновидную глубину резкости, ширина которой нарастает с удалением от камеры. Эффект вращения необязательно увеличивает глубину резкости - он просто позволяет фотографу переопределить её положение для лучшего соответствия предмету съёмки.

Концепция: изображаемый круг объектива

Изображение, запечатлеваемое цифровым сенсором вашей камеры - это фактически всего лишь центральное прямоугольное кадрирование кругового изображения, передаваемого объективом («изображаемого круга»). У большинства объективов этот круг имеет размеры, лишь слегка превосходящие нужды сенсора. Сдвиговые объективы, наоборот, передают значительно больший изображаемый круг, чем это обычно требуется - тем самым позволяя фотографу «сдвинуть» изображаемый круг, чтобы выборочно кадрировать заданный прямоугольник.

Применить сдвиг: влево вправо

Обычный объектив Объектив с возможностью сдвига

Сдвиг имеет два основных использования: смена перспективы или расширение угла зрения (с использованием нескольких снимков). Оба способа рассматриваются в следующих разделах. Вышеприведенный пример мог бы быть более полезен при создании панорамы, поскольку средний телеобъектив сжимает перспективу (делает её плоской).

Возможности сдвига сопутствует дополнительное преимущество: в центральной позиции эти объективы обычно обеспечивают более высокое качество на краях изображения, аналогично использованию полнокадровых объективов 35 мм на камерах с кроп-фактором. Это означает меньшее размытие и виньетирование, с потенциально менее выраженными искажениями.

С другой стороны, объективы с возможностью сдвига должны быть намного больше и тяжелее, чем сравнимые обычные объективы (с тем же фокусным расстоянием и максимальной диафрагмой). К тому же большой сдвиг покажет части кругового изображения со сниженным качеством изображения, хотя оно может быть ничем не хуже, чем постоянно доступное на обычном объективе. Далее, tilt/shift объектив 24 мм оптически будет аналогичен обычному объективу 16 мм в связи с аналогичным размером изображаемого круга. Следовательно, tilt/shift объектив 24 мм наверняка уступает по оптическому качеству обычному объективу 24 мм, поскольку объективы с более широким углом зрения обычно имеют худшее оптическое качество.

Использование сдвига для управления перспективой

Обычно сдвиг используют для управления перспективой с целью выпрямления сходящихся вертикальных линий в архитектурной фотографии. Когда камера направлена горизонтально, вертикальные линии, параллельные для наблюдателя, останутся параллельными в отпечатке:

Схождение вертикальных линий появляется, когда объектив камеры (т.е. центр изображаемого круга) отклоняется от горизонта. Трюк сдвигового объектива заключается в том, что он может передать изображение, которое находится выше или ниже горизонта - даже если центр изображаемого круга сохраняет горизонтальность. Этот эффект позволяет изменить перспективу.

Обычный объектив Сдвиг объектива
меняет перспективу

Сдвиг объектива придаёт архитектуре гораздо большую выраженность и делает её более возвышенной, чем это воспринимается глазами. Это может быть очень полезным эффектом в ситуациях, когда невозможно отдалиться от здания достаточно далеко, чтобы придать ему такую перспективу (как это может оказаться при съёмках зданий на узкой улице).

Заметьте, что на примере выше точка схождения перспективы не была направлена непосредственно на горизонт, и как следствие, вертикальные линии не идеально параллельны (хотя намного более, чем при использовании обычного объектива). Зачастую лёгкая сходимость линий желательна, поскольку совершенно параллельные вертикальные линии могут порой выглядеть чрезмерно и неестественно.

Аналогичный эффект перспективы мог бы быть достигнут с использованием обычного объектива и цифровой обработки. Например, можно было бы использовать более широкоугольный обектив и затем сделать кадрированный отпечаток, хотя тем самым большая часть мегапикселей камеры осталась бы за кадром.

Второй возможный способ - это растянуть снимок, сделанный обычным объективом, используя в Фотошопе инструмент изменения перспективы (так что он станет похож на перевёрнутый трапецоид).

Второй метод сохранил бы большее разрешение, но горизонтальное разрешение изображения в этом случае деградировало бы с увеличением высоты. В любом случае, объективы со сдвигом обычно достигают наилучшего качества.

Техническое примечание: часто спрашивают, может ли цифровое управление перспективой достичь результатов, аналогичных по качеству объективам со сдвигом. И хотя цифровая обработка очевидно понижает разрешение, вопрос в том, действительно ли это хуже, чем размытие, вызванное использованием границы изображаемого круга для оптически некачественного объектива tilt/shift. Мой личный опыт говорит о том, что использование объектива со сдвигом визуально лучше для объективов Canon TS-E 45 и 90 мм. Объектив Canon TS-E 24 мм выглядит более рисково; всё же, если соответственно удалить хроматические аберрации, я по-прежнему считаю, что объективы со сдвигом несколько лучше.

Использование сдвига для гладких панорам

Используя последовательность фотографий со сдвигом, можно создавать цифровые панорамы . У этого метода есть преимущество постоянства оптического центра объектива, что означает, что можно избежать необходимости использования панорамной головки для устранения ошибки параллакса на переднем плане. Ещё одним потенциальным выигрышем является то, что финальный составной снимок сохранит прямоугольную перспективу исходного объектива.

Объективы Canon и Nikon могут сдвигаться вплоть до 11 и 11.5 мм, соответственно, что описывает физический сдвиг относительно сенсора камеры (в каждом из направлений). Ниже приведены несколько распространённых использований сдвига, которые должны обеспечить лучшее понимание того, что сдвиг на 11 мм в действительности означает для снимков. Поскольку каждый объектив может вращаться вокруг своей оси, сдвиг может применяться в любом направлении:

Панорама с использованием горизонтального сдвига в альбомной ориентации
Полнокадровый сенсор 35 мм
Прирост площади: 60%
Соотношение сторон: 2.42:1
Сенсор с кроп-фактором 1.6
Прирост площади: 100%
Соотношение сторон: 3:1

Широкий угол с использованием горизонтального сдвига в портретной ориентации
Полнокадровый сенсор 35 мм
Прирост площади: 90%
Соотношение сторон: 1.28:1
Сенсор с кроп-фактором 1.6
Прирост площади: 150%
Соотношение сторон: 1.66:1

Примечание: все диаграммы показаны в масштабе для сдвига 11 мм; прирост площади округлён до 5%

Заметьте, что кроп-сенсоры выигрывают от сдвига больше, чем полнокадровые. Для панорам можно достичь весьма широкого соотношения сторон 2:1 и 3:1 для полного кадра и кропа, соответственно, со значительно большим разрешением. Многие другие комбинации из ориентации камеры, направления сдвига и размера сенсора могут быть исследованы с помощью калькулятора в следующем разделе.

Сдвиг можно также использовать в других направлениях помимо вверх-вниз и влево-вправо. Следующий пример иллюстрирует все варианты сдвига с разницей в 30° для полнокадрового сенсора 35 мм в альбомной ориентации:

Наведите курсор на снимок, чтобы увидеть рамки кадров для каждого из сдвигов.
Полученный снимок содержит втрое больше мегапикселей, чем одиночное фото;
для кроп-фактора 1.6 их было бы больше в 5 раз.

Процесс склеивания полученных снимков более прост, поскольку нет необходимости исправлять перспективу и искажения объектива, и виньетирование объектива не будет неравным между изображениями. Следовательно, можно использовать Photoshop или другую программу редактирования изображений для того, чтобы расположить снимки послойно и выровнять их вручную. Не забудьте переключиться в ручной режим или фиксированную экспозицию, поскольку виньетирование может заставить камеру экспонировать снимки со сдвигом дольше, чем без него - даже если используется малое отверстие диафрагмы. Это происходит потому, что сквозной (TTL) экспозамер камеры основан на измерениях при полностью открытой диафрагме (наименьшая f-ступень), а не при диафрагме, используемой для экспозиции.

Иначе, можно использовать программы построения панорам для серии сдвинутых снимков для создания панорамы с управлением перспективой. Такая панорама потребовала бы от объектива сдвига вверх или вниз и сохранения такой позиции для каждого из снимков, входящих в панораму.

Калькулятор объективов tilt/shift

Калькулятор сдвига рассчитывает угол зрения, покрываемый сдвигом вверх-вниз или влево-вправо, а также другие значимые величины. Он скорее преднозначен для получения представления о возможностях сдвига, чем для использования на практике. Тем самым, когда у вашего объектива есть маркировка про 5 и 10 мм сдвига, вы сможете лучше представить себе, как это повлияет на итоговое изображение. Диаграмма в калькуляторе (справа) динамически адаптируется для иллюстрации полученных значений.

Объективы Tilt/Shift – достаточно узкоспециализированная оптика, которая не часто используется любителями фотографии. Однако такие объективы расширяют творческие возможности и позволяют решать разнообразные специфические задачи. Тилт-шифт объективы интересны тем, что с их помощью можно преодолеть различные ограничения по глубине резкости и перспективе, добиваясь оригинальных, необычных эффектов при съемке.

Особенности тилт-шифт объективов

Главная отличительная черта объектива Tilt/Shift – это возможность наклонять/поворачивать и сдвигать оптическую схему относительно светочувствительного сенсора. Достигается это за счет того, что передняя группа линз остается подвижной. Именно она способна наклоняться на определенный угол относительно плоскости матрицы.

Что это дает фотографу? Сдвиг и вращение позволяют изменять глубину резкости в нужной плоскости, управлять перспективой и корректировать геометрические искажения. Посредством Tilt/Shift объектива можно, например, получить ГРИП в одной части фотографируемой сцены очень маленькую, а в другой – близкую к бесконечности. Возможность сдвига обеспечивает сразу два варианта использования оптики – изменение перспективы и расширение угла обзора.

Исправить перспективные искажения и добиться некоторых необычных эффектов, которые получаются с помощью объектива Tilt/Shift сегодня, в принципе, можно и программными средствами. Но согласитесь, гораздо лучше и проще сразу снять все «правильно», чтобы не тратить кучу времени на последующую обработку. Несмотря на преимущества Tilt/Shift оптики, связанные, в первую очередь, с возможностью управления ГРИП, у нее есть и недостаток – достаточно высокая цена при том, что такой объектив вы, вряд ли, будете использовать в повседневной съемке.

Применение тилт-шифт объективов

Чтобы понять все плюсы и особенности объективов Tilt/Shift, лучше разобрать применение такой оптики на конкретных примерах. Остановимся более подробно на тех ситуациях, когда использование подобной оптики будет актуальным:

— Съемка архитектуры

Прежде всего, такой объектив стоит использовать в архитектурной съемке. Дело в том, что при фотографировании какого-либо высокого строения обычным объективом, у вас имеется три варианта. Первый – просто направить оптику вверх и тогда, к сожалению, будут заметны искажения, связанные с усилением перспективы. В верхней части кадра вертикальные линии просто начнут «заваливаться». Причем такие искажения будут проявляться тем сильнее, чем выше сооружение и чем ближе к нему вы будете находиться. Второй вариант – попробовать сфотографировать здание сверху, наклонив оптику вниз. Но результаты тоже получатся далеко не самыми приятными. На снимке здание будет расширяться к верху, вертикальные линии будут сходиться внизу.

Наконец, последний вариант – это съемка, когда оптическая ось объектива располагается перпендикулярно зданию. В этом случае уже не будет заметно схождение вертикальных линий, однако захватить все здание в кадр будет проблематично. Конечно, можно сфотографировать здание, направив объектив фотоаппарата вверх, а затем исправить проявившиеся искажения в графическом редакторе. Но нужно понимать, что программные средства устраняют искажения путем растягивания кадра, что, естественно, снижает качество изображения и, вдобавок, здание на снимке получается немного вытянутым или сплющенным.

Здесь-то на помощь фотографу и приходит тилт-шифт объектив. С помощью сдвига можно управлять перспективой для выпрямления сходящихся вертикальных линий. Это позволяет сохранить на фотографиях высокие стены зданий строго вертикальными и избавиться, таким образом, от искажений и «заваливаний». Применение тилт-шифт объектива особенно актуально в тех ситуациях, когда вы не можете отдалиться от здания на удобную для съемки дистанцию.

— Пейзажи

Тилт-шифт объектив полезен и в пейзажной съемке – в тех случаях, когда вам требуется, чтобы и удаленные, и близлежащие объекты оказались в зоне резкости. С данной оптикой вы можете управлять ГРИП, захватив в глубину резкости и передний, и задний план одновременно.

— Панорамы

Востребованы объективы Tilt/Shift при съемке панорам. Для этого камеру устанавливают на штатив и, пользуясь сдвигом оптической схемы, делают несколько кадров, из которых затем можно склеить панораму. Преимущество такого способа состоит в том, что вам не нужно прибегать к использованию панорамной головки, чтобы устранить ошибки параллакса на переднем плане. Сам процесс склейки также упрощается, поскольку не требуется исправлять перспективу.

— Предметная съемка

Возможность управления ГРИП можно использовать при осуществлении предметной съемки. Ведь при съемке небольших предметов, вроде ювелирных украшений, фотограф нередко сталкивается с ситуацией, когда предмет (или его часть) просто не получается резким. Не помогает даже закрытие диафрагмы до предельных значений. Tilt/Shift объектив же позволяет управлять ГРИП путем наклона относительно плоскости фотографируемого объекта. Для получения резких фотоизображений предмета достаточно лишь сделать наклон оптики под нужным углом, чтобы получить оптимальную зону резкости.

— Эффект «игрушечности»

Tilt/Shift объективы используются для создания необычных, забавных эффектов. В частности, для превращения больших по размеру объектов в миниатюрные фигурки. Многие из нас видели в Интернете потрясающие изображения архитектурных объектов и зданий, как будто снятых с высоты птичьего полета, и поэтому выглядящих на фотографиях маленькими домиками. Таким способом достигается иллюзия игрушечного мира. Этот эффект «миниатюры» или «игрушечности» можно получить за счет короткой и избирательной глубины резкости, используя все тот же тилт-шифт объектив.

Конечно, Tilt/Shift объектив – это не та оптика, которую вы будете использовать постоянно. Но если вы задумались о создании интересных, необычных творческих эффектов или столкнулись со специфической задачей, которую трудно решить стандартной оптикой, то наличие тилт-шифт объектива в вашем арсенале будет весьма кстати.