Формы связной речи. Требования к диалогической речи

28.08.2019 Виды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ «Детский сад №21 комбинированного вида г. Балахны Особенности речевого творчества дошкольников Презентация учителя-логопеда Стельмашонок Н.Е.

Детское творчество Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Ребёнок выявляет своё понимание окружающего, своё отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своём творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе. Большая роль в развитии речевого творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребёнка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приёмов и в рациональном сочетании их с применяемым методом.

Словесное творчество Словесное творчество – это художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений. Детское словесное творчество – как вид детского творчества представляет собой творческую активность детей в художественно-речевой деятельности, выражающуюся в пересказах текстов художественных произведений, в выразительном чтении стихов, а также в умении создавать новые сочинения (сказки, рассказы), что чаще происходит на основе контаминации (соединения) знакомых произведений. В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений, ознакомление с разными жанрами литературы. Процесс развития словесного творчества у детей требует соблюдения условий, необходимых для формирования детского творчества в целом.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются: проведение систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа); своевременное развитие активного восприятия художественного слова; воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Задачи: Младший возраст - способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественно-речевой деятельности с элементами творчества. Средний возраст - развитие творческих проявлений и воображения в художественно-речевой и игровой деятельности; учить комбинировать, сочленять целостные сюжетные ситуации, которые способствуют расширению содержания рассказа. Воспитывать чувство удовлетворения и радости от реализации своих замыслов и желаний. Старший возраст - развитие детской самостоятельности и инициативы в речевом творчестве, стремление к активной деятельности в создании необычных историй, используя методы фантастической аналогии, гирлянды и ассоциации, решение проблемной ситуации.

Технология обучения детей составлению сравнений Обучение составлению сравнений начинают с 3 летнего возраста. Специально подобранные упражнения, дидактические игры применяют в совместной и индивидуальной работе с детьми. Модель составления сравнений - Название объекта - Обозначение его признака - Определить значение этого признака - Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте Например: Цыпленок По цвету (признак) Желтый (значение этого признака) Такой же желтый как солнце

Младший возраст Скажи, какой?, Кто больше увидит и назовет?, Какой? Какое? Какая? Цель: выделять и обозначать признаки предмета как внешние, так и внутренние. Показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия, учить видеть особенности предметов, их качество, состояния; сравнивать с другими предметами Про кого я говорю? Узнай по описанию. Описывать ребенка из группы называя детали одежды и внешние признаки не называя имени. Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на признаки описываемого предмета.

Младший возраст Кто больше увидит и назовет? Какая это игрушка? Дети рассматривают игрушку или предмет и описывают его внешний вид. Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предметов Кто больше слов скажет? По картинке рассказать о животном, подбирая слова разных частей речи. Цель: называть качества, признаки и действия животных, черты характера. Кто заблудился? Отвечать на поставленный вопрос не однозначно, подбирая близкие по смыслу слова. Цель: учить образовывать однокоренные слова подбирать синонимы к заданным словам. Кто что умеет делать? Дети по картинкам говорят что любят делать животные. Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Старший возраст Дидактическая игра: Добавь словечко Цель: по названным определениям назвать предмет. Развивать наблюдательность, выделять признаки предметов, видеть не только внешние признаки, но и внутренние состояния Дидактическая игра: Какой это человек? Цель: сравнивать людей с животными (по внешнему виду, движениям поступкам) Характеризовать нравственные поступки, эмоциональное состояние людей и сравнивать их с животными

Составление загадок Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

Модели составления загадок Модель № 1. Например: загадка про фрукт. Признаки Описание признака По цвету Жёлтый По форме Овальный Модель № 2. Какой? Что бывает таким же? Жёлтый как солнышко Овальный как яйцо

Для детей старшего возраста задание усложняется: ребенок, сравнивая один предмет с каким либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Модель № 3. На что похоже? Чем отличается? Похож на солнце, но не горячий Загадка позволяет выявить степень наблюдательности, умственного развития, сообразительности, а так же уровень творческого мышления. Обогащается словарь детей, расширяется представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.

Игры на развитие фантазии и словесного творчества Игра «Увеличение - уменьшение". Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. Хотела бы увеличить выходные. Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко или достать с крыши мячик. Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы. Игра «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. - В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? - О чем думает ваша обувь? - О чем думает мебель? Игра «Измени характер персонажа». Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

Игры на развитие фантазии и словесного творчества Игра «Разными глазами» Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота. Игра «Подарок» Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать, что бы он хотел подарить: "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т. д.. Игра «Обними невиданное животное» Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное. Все выше указанные игры помогают: - развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста; - обогатить словарный запас; - сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Становление речевого творчества взаимосвязано с целым рядом психических процессов (мышление, память, воображение,восприятие,речь, поэтому целесообразно применять в работе различные методы и приемы усложняя их по мере овладения: -игра «На что похоже» - это прием из мнемотехники, на одной половинке страницы можно нарисовать что-то, а на второй на что это похоже (лента похожа на речку, речка похожа на дорогу и т.д.) -игра «Превращалки» (пояс можно превратить в обруч, обруч в солнышко, солнышко в цветок,одуванчика и т.д. -игра «Допиши две строчки» (Косолапые медведи размечтались на обеде Дайте меду с курагой мы из клетки ни ногой.) -«Перевирание сказок» (Жили-были дядя с тетей. Нет, бабушка с дедушкой и т.д.)

Придумывание историй с обязательными словами (предложить придумать историю в которой есть такие персонажи -Маша,велосипед,медведь, грибы, заяц, конфета. -«Салат из сказок» (в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей) -оживление обычных предметов (можно оживить самые различные предметы.которые окружают нас - стол, пылесос, ложку,вилку,мыло). -введение в сказку ребенка (наша Маша вместе с Крошечкой-Хаврошечкой пошли пасти коровушку и что с ними случилось дальше) -что было бы,если бы -игра «Вопрос-ответ» (учит быстро находить ответ на любой вопрос) -составление рассказов по схемам и опорным картинкам.

виктория ильина
Презентация «Развитие речевого творчества дошкольника» из опыта работы воспитателя

Каждый год в нашем детском саду проводится конкурс "Педагог года". Работа воспитателя предстает перед судом жюри в разных формах : открытое занятие, досуговое мероприятие, а в этом году задача была несколько иной. Требовалось показать работу над темой самообразования, выбранной самим воспитателем . Это позволяет выявить круг интересов педагога, направленность его творческой реализации . Конечно, темы были самые разнообразные - театрализация в ДОУ, использование ИКТ, проектная деятельность по возрастам. Очень интересный был предствален проект о русской традиционной деревянной ложке. Также воспитатели не забыли о работе с родителями , ее особенностях. Также рассказывали о творчестве из бросового материала, о необходимости изучения правил дорожного движения и безопасного поведения.

Моя работа была посвящена речевому творчеству дошкольников . Структура презентации такова ,что сначала дается обоснование выбора темы. ее обусловленность требованиями ФГОС, далее я показываю выбор технологии для реализации целей и задач. Технология была использована в работе с детьми ,родителями и мной как педагогом в плане развития (публикации по играм ТРИЗ с детьми разных возрастов) .

Хочется надеяться,что все педагоги после обмена опытом работы продолжат поиск интересных форм и творческих идей в работе с детьми !

Публикации по теме:

«Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники» (из опыта работы воспитателя Муниципального дошкольного образовательного.

Из опыта работы «Развитие музыкального творчества дошкольников. Музыкальное движение» Главная моя задача в развитии танцевального творчества - научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце.

Из опыта работы. «Развитие музыкального творчества дошкольников. Слушание музыки» Особое внимание в своей работе по развитию музыкально-творческих способностей, я уделяю важнейшему виду музыкальной деятельности слушанию.

Из опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие дошкольника» ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления.

Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы» Из опыта работы воспитателя МКДОУ «Детский сад № 17» Астафьевой Татьяны Сергеевны Тема: «Развитие речи детей посредством чтения художественной.

Опыт работы по «Художественному - эстетическому развитию». Слайд 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Педагогический проект «Творим, фантазируем, играем». Я хочу Вам представить опыт работы по теме «Развитие коммуникативных навыков через.

Жанна Даньшина
Презентация «Влияние Устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития ребенка , когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Для того, чтобы помочь детям справится с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи . Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция необходимая каждому. Благодаря речи , мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте , так как становится основным средством общения. Одним из действенных средств развития речи детей младшего дошкольного возраста является устное народное творчество .

Устное народное творчество-это словесное творчество народа , передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа , получает первые впечатления о ней. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков , позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка , дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор играет важную роль в воспитании и развитии речи детей , сюда входят; сказки, пословицы, поговорки, колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация «Влияние устного народного творчества на развитии речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные.

Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Содержание Цель работы: – повышение своего профессионального мастерства и компетентности; – способствовать речевому развитию детей третьего.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №47» План самообразования.

«Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» М. Горький Актуальность использования фольклора в ДОУ. Иногда.

Самообразование педагога детского сада «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" На 2015-2016 учебный год мною была выбрана.

Самообразование. Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5 лет». Цель работы: Объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества План самообразования воспитателя второй младшей группы Лесничих Т. А. на 2017 – 2018 учебный год по теме «Развитие речи у детей младшего.


В последнее время чрезвычайное увлечение обучению детей грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результате речь старших дошкольников отличается скудностью словарного запаса, плохой дикцией, слабой выразительностью. Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.


В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детского творчества в разных видах деятельности уделялось пристальное внимание (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков; Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина). Исследователи Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская, О.С. Ушакова, Л.Я. Панкратова, А.Е. Шибицкая направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в литературной сфере, а также на поиски путей формирования творческих способностей ребенка, в том числе и на определение оптимальных условий для речевой деятельности детей, обеспечивающих индивидуальный подход к их творческому росту.


Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от детей много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подобных изречений. Подобное явление называется словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.


Мы считаем наиболее актуальным решение задач развития речевого творчества в системе работы по развитию речи старших дошкольников, основываясь на следующих положениях: занятия речевого, познавательного цикла несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка; литературный материал представляет собой яркий, наглядно- образный эталон речевой культуры народа; литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру ребенка; в ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи ребенка средствами выразительности речи; речевая развивающая среда позволяет дошкольнику осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях.


Гипотеза данного проекта базируется на предположении о том, что уровень развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста повышается, если: - воспитатель будет заинтересованным руководителем процесса развития словесного творчества; - будет организовано специальное обучение не только на специальных занятиях по развитию словесного творчества, но и в других режимных моментах; - литературные произведения будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития словесного творчества. Цель – разработка системы работы по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.


Задачи: 1. Изучить понятие связной монологической речи и ее значения для развития детей дошкольного возраста. 2. Выявить особенности восприятия литературных произведений и развития словесного творчества старших дошкольников, а также возможности создания детьми своих собственных сочинений на основе контаминации знакомых сказок. 3. Разработать содержание и методику обучения, направленного на развитие словесного творчества.


Ресурсное обеспечение проекта Для выполнения работы необходимо наличие следующих ресурсов: специально организованная речевая среда в группе, включающая все необходимые компоненты учебно-методического комплекса; методический уровень воспитателя, соответствующий достаточной степени готовности к проведению работы в данном направлении; перспективное планирование занятий; включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОУ демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей; комплект диагностических материалов (система критериев и оценок, рекомендации к проведению диагностики, диагностические листы (протоколы).


Проанализировав наработки педагогов, психологов и детских писателей, мы отобрали, усовершенствовали и дополнили разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок. Рассмотрим их структуру, особенности использования и роль в воспитательно-образовательном процессе.


Знакомые герои в новых обстоятельствах. Одним из вариантов этого метода будет изменение ситуации в искомых сказках. Мы рассказываем детям сказку и договариваемся что- то изменить в ней. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. Например, «Золушка убегала от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. Что же потеряла Золушка?» И как ее нашел принц? Путем рассуждений, проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья. Постепенно дети сами учатся менять ситуации в сказках.


Коллаж из сказок. Если истории знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Мы предлагаем детям продумать сюжет новой сказки, в которой Баба Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к Лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях и получится «коллаж из сказок». Приведем еще один возможный пример «коллажа из сказок». Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, но он забыл заклинание. Дальше ребята вместе с воспитателем придумывают, как помочь сказочным героям. А если предложить еще необычную картинку (например, изображение хвостов разных животных), дети смогут придумать неожиданный вариант развития действия.


Сказки из пословиц. Краткая по объему, меткая и емкая по содержанию пословица прекрасно может служить основой для сказки. Пословица: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Начало сказки: Однажды мальчик-охотник увидел сразу двух зайчиков. Они были такие маленькие... Пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Начало сказки: Жили-были ленивый медведь и трудолюбивая рыбка... Пословица: Не все коту масленица. Начало сказки: В одном доме жил ленивый-преленивый кот. Дошло до того, что мышки его полюбили. И тогда хо­зяева попросили кота уйти... Придумайте свои варианты.


Сказки из фразеологизмов. Стойкие слова и словосочетания из сказок и житейских ситуа­ций сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов. С одной стороны, удачное, к месту использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл, а с другой стимулирует словесное творчество. Детей, начиная с 56 лет, мы знакомим с фразами, которые часто встречаются в рассказах и сказках, затем помогаем понять их насто­ящий смысл и только потом начинаем вместе сочинять. Фразеологизм: Балбес Начало сказки: Жил – был на свете Балбес. Он всех не любил и его все не любили… Фразеологизм: Крокодиловы слёзы Начало сказки: Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело… Фразеологизм: Лакомый кусочек Начало сказки: Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек – шоколадное яйцо с игрушкой внутри…


Сказки от «грамматической арифметики». «Грамматическая арифметика» загадка, представленная в виде двух слагаемых. Первое слагаемое первая часть слова, второе зашифрованное объяснение второй части слова. Сумма распрост­ раненное пояснение значения слова, которое нужно отгадать. На­ пример: Ба + пресноводное животное с клещами = временное жи­ лище. (Барак.) Но ведь «барак» совсем не сказочное слово. Давайте придумаем другое: от слова «Лариса» отнимем часть слова «иса» и добавим часть слова «пальчик» «чик». Получится «ларчик». И вот уже складывается начало сказки: «Одной девочке на день рождения по­ дарили ларчик. Долго она не решалась его открывать...». Сочините сказки от таких вариантов грамматической арифметики: С + спрятанные ценности = ? (склад); С + тонкая ветка - ? (спрут).


Сказки из странных историй. Мы предлагаем вашему вниманию темы странных историй, в которых уже заключена завязка сказки, а ее развитие зависит от сотворчества взрослых и детей. Вам решать, какие из них лучше использовать в виде свободных продолжений и переложений: «Как поссорились чашка с ложкой», «Путешествие в страну чистюль», «Сказка о капризной пуговице», «Сказка о левом башмаке», «О царе Беспорядке и царице Ленивице», «Почему стоит темноты бо­яться». Вот несколько примеров начала сказок из странных историй. Однажды девочка проснулась, а мамы нет. Она начала так горь­ко плакать, что слезы залили ее платье, кровать и через дверь выли­лись на лестничную площадку... Жили-были стеклянные игрушки: папа, мама, сын и дочка. Они умели смеяться, бегать, прыгать, кататься, звенеть, становиться на голову. И всегда боялись разбиться. Однажды... Жила-была одна семья. Как-то ночью к ним влез Магнит. Он украл…Приходит папа, видит пропажу, берет увеличительное стекло и выходит на балкон... Сочините сказку вместе с детьми.


Сказки из мусора. Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор никому не нужные отходы порой служат прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. В этом плане нельзя не отметить полезность использования отходов оказывается, можно «дать» им вторую жизнь. Значит, ко всему нужно относиться экономно и изобрета­ тельно. Конечно же, вначале сами взрослые показывают и расска­ зывают сказки из мусора.




Сказки из «живых» капель и клякс. Интересно сочинять сказки на основе кляксографии. Главная задача здесь научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. На что похожа твоя или моя клякса? Кого или что она тебе напоминает? эти вопросы очень полезно задавать, так как они развивают мышление и воображение ребенка. После этого, не при­нуждая малыша, а показывая ему, рекомендуем перейти к следую­щему этапу обведению или дорисовке клякс. В результате может получиться целый сюжет. А «живые» капли получить еще проще: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните ее в разные стороны тотчас же появится какой-то образ. Попросите ребенка описать его и со­чинить историю с этим героем.


Сказки о чудищах. Вначале мы придумываем необычное живое существо чудище, затем побуждаем малышей представить его себе и ответить на следующие вопросы. Как оно передвигается? (Ползает, прыгает, скользит...) Представь, что ты сам это чудище. Как ты будешь причесываться и умываться? Какие звуки оно издает? Как оно выглядит? На кого похоже? Нарисуй его. Где оно живет? (В норе, на деревьях, в воде...) Чем питается? (Мороженым, мясом, корой деревьев...) Как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости? Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире, таком знакомом и таком неизвестном.


Сказки о фантастических странах. Фантастические страны взрослые придумывают сами, а затем дети дают им название («Тили-тили-тряндия», «Небывандия» и т.д.) и рассказывают об этих странах примерно по такому плану. Кто живет в этой стране? На чем ездят? Что едят? С кем и как мы попадем фантастическую страну? Что будем там делать, с кем дружить, играть, воевать? Что привезем из этой страны? Сочинению историй о фантастических странах сопутствует игра «Бывандия Небывандия». Она научит детей различать реальные и сказочные явления, поможет в рисовании выдуманных и настоя­щих предметов и т.д. Воспитатель заранее обговаривает с детьми, в какую они отправятся страну Бывандию или Небывандию, и в зависимости от выбранной темы решают, какие предметы понадобится в таком сказочном путешествии?


«Перевирание» сказок. Перевирание сказки развивает у детей чувство юмора, они начи­нают понимать иронию, лукавство, исходящие от близких. Кроме того, такой подход к известным сказкам ставит ребенка в активную позицию, заставляет сосредотачиваться, исправлять запрограммиро­ванные ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях и действиях. Например: «Катится, катится Колобок, а навстречу ему тигр» «Нет, не тигр, а заяц», поправляет ребенок». Важно во время перевирания стать по возможности актером удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхи­титься детской находчивостью и памятливостью.


Сказки по-новому. Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Разве не привыкают дети к тому, что Колобок добрый, лиса хитрая, волк злой, Золушка и Крошечка-Хаврошечка трудо­любивые, скромные? Привычные, любимые образы, много раз слы­шанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. За основу берется известная сказка, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предпо­ложим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послуш­ную и скромную, а зайчик в хитрого и злого... Подойдут любые варианты переделки сказки.


Бином фантазии. Дети последовательно просматривают картинки или игрушки, затем выбирают два объекта, которые трудно объединить в сказоч­ном сюжете. Сочинение истории про них и называется «бином фантазии». Так, можно показать детям две картинки, на которых изображены кошка и сумка, и предложить придумать сказку. Конечно же, легче представить себе отношения между кошкой и собакой, кош­кой и мышкой. Но необходимо специально создать обстановку повышенной сложности. Только размышляя, изобретая, находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, могут развиваться дети. Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для их соединения методом «бином фантазии». Приведем пример одной такой сказки. «Слон в шкафу». В доме жил фарфоровый слон. Скучно было ему и одиноко, не было у него друзей. Пошел он однажды погулять и вдруг увидел, что в конце улицы стоит шкаф и скучает. Слон спросил: «Почему вы тут стоите, разве у вас нет дома?» «Нет у меня ни дома, ни друзей - я совсем один!» ответил шкаф. Слон предложил: «Давайте дружить!» Шкаф согласился. Стали они разговаривать, да так и подружились. С тех пор шкаф живет у слона дома, они охраняют друг друга.


Сказки о любимых игрушках. Любимые игрушки довольно веский повод сочинять о них сказки. Многие дошкольники думают, что жители города Игр самый веселый на свете народ. Но иногда игрушкам бывает очень скучно. Послушайте, что рассказала однажды кукла Катя. Меня подарили на день рождения одной девочке. Сначала она обрадовалась и играла со мной целый день. А потом положила в боль­шую- большую коробку. Там скучали другие куклы: маленькие и боль­шие, старые и новенькие. Они и рассказали, что у их хозяйки очень много игрушек и каждый раз ей покупают новые. И тут вдруг кукла Катя заплакала. Может быть, девочка никогда не будет со мной играть? Я, наверное, умру от скуки. Что же теперь делать? Попробуйте, ребята, помочь огорченной кукле Кате.


Сказки о временах года, запахах, звуках. Вы, наверное, уже согласились с нами, что поводов для составле­ния сказок может быть множество. Неисчерпаемым источником сказочных сюжетов служит окружающая нас природа: ее звуки, запахи, времена года. Мы рекомендуем составлять сказки как о каждом запахе или звуке, так и о возможных и невозможных их сочетаниях. Например, весенние запахи: воздух пахнет свежестью, подснеж­ник землей, вкусно пахнет первая зелень, сладко цветы яблони, сирень; весенние звуки: журчат ручьи, шумит теплый весенний ве­тер, слышны капли дождя, поют птицы и т.д. А затем переходить к сказкам с более обобщенным смыслом. Например, «Сказка весны» может начинаться так: «Жила-была ве­сенняя девочка, звали ее Веснянка, была она светлая, лучистая и всегда веселая. Голосок ее журчал как весенний ручеек. Но однаж­ды...» Или: «В одном царстве-государстве перепутались весенние запахи и осенние звуки...». Аналогично подбираются запахи и звуки других времен года (осени, лета, зимы) и сочиняются о них истории.


Сказки с середины. Для развития творческого воображения и логического мышле­ния мы советуем учить ребят додумывать не только конец, но и середину сказки или рассказа (где в основном и развивается сю­жет). А в качестве помощи необходимо предложить детям затейли­вое начало и понятный, яркий конец. Например, придумайте заголовок и середину сказки: «Однажды мы с папой спешили из детского сада. Вдруг мы увидели... Теперь это мой самый лучший друг». А вот концовки нужно тщательно подбирать. Они должны быть интересные, образные, к примеру, такие: «И снова в дождик и в метель со мной шагает мой портфель». Или: «Чтоб сыта была коровушка моя, чтобы сливочек Буренушка дала». Или: «Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ей жизнь».


Частица «не» и новые сказки. Частица «не» просто волшебница, она помогает создавать но­вые варианты сказок, будит детское воображение. Однако нужно учесть, что у этого метода есть твердое правило: частица «не» ста­вится (употребляется) только перед существительными, прилагатель­ными и глаголами, часто перед именами героев сказки. Например: «Испекла бы ты, бабка, не колобок... Катится, катит­ся не колобок, а навстречу зайчик...». Или: «Жили-были не три поросенка...» Или: «Подарили девочке на день рождения не крас­ную шапочку...». В результате частого употребления частицы «не» получаем сказку-задачку со всевозможными отгадками-вариантами.


Сказки к «волшебным рисункам». Нет необходимости объяснять, что «волшебный рисунок» поможет ребенку в сочинении сказок. Но к подбору таких рисунков предъявляются особые требования. Они должны быть действительно «волшебными», т.е. изображать волшебные предметы: сапоги-скороходы, лампу Алладина, волшебную палочку и т.д. Например, нарисуем скатерть-самобранку, покажем изображение детям и спросим: «Кому и когда она будет особенно нужна?» Детские ответы отличаются большим разнообразием, а взрослые чаще подводят примерно к такому сюжету: «Однажды люди путешествовали на корабле. Во время сильной бури произошло кораблекруше­ние, в результате чего все оказались на необитаемом острове. Среди пассажиров была добрая фея с волшебной палочкой, она взмахнула ею, и на остров прилетела скатерть- самобранка...».


Из сказки убежали все глаголы или существительные. Благодаря средствам массовой информации сегодня дети знают достаточно много сказок. Порой даже становится скучно их слу­шать. Чтобы поддержать интерес дошкольников к сказочным историям, внести элементы юмора, сосредоточить их внимание на знако­мом произведении, мы предлагаем рассказывать сказки с пропусками глаголов или существительных. Однако этот метод очень часто применять не рекомендуется, а чтобы ребятам было интересно, можно использовать такую мотивацию: «В одной очень знакомой тебе сказке надоело некоторым словам находиться в книжках. Решили они попутешествовать. И оставили такую записочку: «Угадаете ли вы эту сказку без нас?» Давайте, ребята, попробуем определить, из каких сказок убежали слова». Например, если из сказки «Рукавичка» убрать все слова, кроме глаголов, получится: шел... бежала... бежит... залезла… жить... скачет…спрашивает...; а если оставить только существительные, получится: дед... лесом... собачка... дед...


От точек к сказкам. Не случайно французский математик Пани отмечал, что мы слишком много работаем с дошкольниками по конкретному материалу: считаем мячики, зайчиков, составляем рассказы по реалистическим картинкам. Тем самым задерживаем развитие абстрактного мышления и творческого воображения детей. Пани настоятельно советовал работать просто сточками. В процессе обучения сочинению сказок это можно использовать следующим образом. Предлагаем детям множество точек, затем соединяем их так, что бы получились рисунки забавных животных, о которых можно рассказать в одной сказке. Точка это тот же шифр, знак. В данном случае мы хотим составление и использование шифров сделать отправным моментом сочине­ния. В дошкольном возрасте (примерно с 56 лет, если ребенок уже совсем неплохо читает) можно использовать флажковую грамоту.


Сказки про самого себя. Этот метод очень полезен. Во-первых, потому что дети любят слушать, что же случалось или могло случиться с ними или их близкими мамами, бабушками, любят придумывать истории про самих себя или своих братьев, сестер. Во-вторых, эта творческая деятельность помогает воспринимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену действительности. В результате, закончив сказку, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Чтобы его еще больше заинтересовать, пусть он своего героя, т.е.самого себя, назовет только по инициалам. Какой ребенок не мечтает поскорее вырасти, стать взрослым и делать, что душе заблагорассудится? Можно предложить пофантазировать на эту тему, придумать сказку, в которой обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись бы местами. Например. Я встала очень рано, приготовила завтрак, пошла будить маму и папу, но они не вставали. Я свистела в свисток, поливала их из чайника. Потом стянула их с кровати. Они устроили такой рев, что соседи стали стучать по батарее. Я опаздывала в детский сад, но папа никак не мог одеться, а мама найти губную помаду. Наконец мы вышли на улицу. Папа не захотел идти пешком и стал проситься на ручки, кричать и топать ногами. Пришлось его посадить в коляску. А мама бежала за коляской. Наконец-то я их отвела на работу, а вечером пришлось забирать обратно. Вечером я купала маму, она пищала и выскальзывала из рук, так как была намыленной. Потом я уложила их спать и упала с ног от усталости.


Сказки в рисовании. Чтобы впечатления от прочитанной сказки были у ребенка более полными и яркими, необходимо рассмотреть с ним иллюстрации, имеющиеся в книге, обратить внимание на сочетание красок, выра­зительность образов. Далее предложите ему нарисовать понравившийся отрывок. Особенно эффективно использовать иллюстрации и рисунки при сочинении истории не с начала, а с конца или середины. Они помогут ребенку не запутаться в сюжете, а может даже пофантазировать и соединить по-новому знакомые эпизоды.


Музыкальные сказки. Сказки-тесты. Экологические сказки. Имя и сказки. Гороскоп и сказки. Гадание на кофейной гуще. По следам к сказкам. Сказки с новым концом. Моделирование сказок. Аналогии известных сказок. Сказки из загадочных объявлений. Краткие истории. Сказки от превращений. Сказки о путешествиях. Решение противоречий в сказках. Сериал в сказках. Цветные сказки. Эксперименты в сказках. Сказки по смешанным образам. Сказки о фантастических странах. Случайные сказки. Сказки из фантастических явлений. Сказки от ММА (метод морфологического анализа). Из сказок – задачки.


Процесс обучения сочинению сказок, несомненно, оказывает большое влияние на развитие речи детей. Но и обратный эффект очевиден: чем лучше подготовлен ребенок в речевом отношении, тем легче он справляется со всеми заданиями, тем больше развиты у него воображение, творческие способности, которые он затем воплощает в сказках. Сказка учит жизни, пробуждает сочувствие ко всему хорошему, желание следовать примеру положительных героев она ценна для нравственного воспитания, сказка имеет громадное значение для эмоционального становления ребенка, так как он переживает все события вместе с героем; полезна для умственно­го совершенствования, так как способствует развитию логики и фантазии. В сказке малыш воплощает свои желания, свою мечту, а затем реально стремится ее осуществить.


Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.




Воспитательно-образовательную деятельность осуществляю по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательное пространство выстраиваю, в соответствии с требованиями ФГОС, по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие и художественно- эстетическое развитие.




Тема: «Развитие речевого творчества посредством художественного слова» Развитие речевого творчества Нравственный аспект речевого поведения Культура слушания Средства выразительности устной речи (темп интонация, сила голоса и др.) Развитие связной речи Речевой этикет в разных ситуациях общения Вербальные и невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения)


Актуальность проблемы речевого развития Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.


Задачи: Познакомить с нормами русского литературного языка, с фольклором. Разработать систему работы по формированию коммуникативных навыков у детей, развитию речевого творчества, установлению сотрудничества и доверительных отношений между детьми. Развивать навыки вербального и невербального общения. Различать литературные жанры. Проявлять интерес к самостоятельному сочинению. Разработать перспективное планирование по приоритетному направлению «Развитие речевого творчества» в различных видах деятельности. Разработать систему мероприятий, направленную на взаимодействие с родителями в формировании у детей коммуникативных способностей


Основные направления деятельности проведение системы работы по развитию речевого творчества; развитие у детей речевого аппарата, пальцевой моторики; формирование у детей потребности в речевом общении для адаптации в социуме; поиск и осуществление эффективных путей взаимодействия с семьями воспитанников для успешного достижения цели. обобщение полученного опыта и представления его педагогическому сообществу на уровне МБДОУ


Принципы Принцип доступности изучаемого материала (отбор знаний наиболее актуальных для ребёнка, в соответствии с его возрастом) Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса Принцип дифференцированного подхода к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей, интересов Принцип свободы самовыражения; ничем не ограниченное выражение своих отношений, ощущений Принцип развивающего обучения


МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Словесные Практические Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры наглядные Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Хороводные игры






Алгоритм развития речевого творчества Работа по обогащению и активизации словаря. Переход на распространённую речь. Подводить к оригинальности мышления и распространенным высказываниям одновременно. Помощь наводящими вопросами поискового характера. Воспитание восприимчивости у детей – способности увидеть необходимые свойства в обычных и необычных предметах и явлениях. Постепенно подвести детей к желанию творить, сочинять. На первом этапе сочиняем вместе с опорой на картинку. Затем по говорящим рисункам. Отходя от наглядности, изменяем конец знакомой детям сказки. Активизируем творческое воображение метод (А что потом?) и совместное решение проблемного вопроса к сказке. Постепенный переход к моделированию сказок и умению отвлекаться от конкретных предметов и образов











Результаты работы с детьми У детей повысилась эффективность запоминания, творческая активность. Дети проявляют инициативу и активность в общении; решают бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками. Инициативны в разговоре, отвечают на вопросы, задают встречные, используют простые формы объяснительной речи. Пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывают знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляют описательные рассказы и загадки, с помощью родителей издают книжки. Проявляют словотворчество, интерес к языку, музыкально – театрализованной деятельности.







ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной партнёрской (взросло-детской) деятельности», «С чего начинается Родина», «Моя семья», «Зимушка –зима», «Масленица». «Моя семья и мир её увлечений», «Хочу быть здоровым», «Здоровое питание – основа процветания». Взаимодействие с педагогами Выступление в работе семинара- практикума по развитию коммуникативных способностей детей Консультации для воспитателей по теме «Развитие словотворчества», «Книжки – самоделки » Сообщение к педагогическому совету на тему « Приобщение детей к культуре родного края через словотворчество ». Проведение открытого интегрированного занятия для педагогов «Дети в гостях у медведей » Планирование совместной деятельности по проведению праздников и развлечений Программа профессиональной деятельности на следующий межаттестационный период Разработать и представить участникам образовательных отношений методические рекомендации по формированию коммуникативных способностей в соответствии с ФГОС ДО. Направление: развитие речевого творчества, посредством театрализованной деятельности.