Газданов ночные дороги краткое содержание. Гайто Газданов. Ночные дороги. Гайто ГаздановНочные дороги

21.10.2019 Виды

Приступая к описанию дичи, я считаю за лучшее начать с лучшей, то есть с болотной, о чем я уже и говорил, и притом именно с бекаса, или, правильнее сказать, со всех трех видов этой благородной породы, резко отличающейся и первенствующей между всеми остальными. Я разумею бекаса, дупельшнепа и гаршнепа, сходных между собою перьями, складом, вообще наружным видом, нравами и особенным способом доставания пищи.

К ним принадлежит и даже превосходит их вальдшнеп, но он займет свое место в разряде лесной дичи. Досадно, что мы не имеем для этих куликов своих русских названий и употребляем одно французское и три немецкие. Впрочем, народ зовет бекаса диким барашком, о чем было сейчас сказано, а вальдшнепа лесным куликом и красным куликом. Печатно называют последнего - слука и говорят, что это название древнее и доныне живущее в народной речи на юге России.

Cказка ключницы Пелагеи

В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны - по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.

Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».

К числу дичи, как я уже сказал, принадлежат не одни птицы, но и звери, как-то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы. Мне хорошо известны только зайцы, и о них-то я намерен поговорить теперь.

В Оренбургской губернии, да, кажется, и во всех других, зайцы водятся трех пород: русаки, беляки и тумаки. Я не причисляю к дичи земляного зайчика, или тушканчика, которого в пищу не употребляют. Имя русака происходит, вероятно, не от того, что он живет на Руси, а разве от того, что и зимою хребет спины остается у него серый, как будто русый. Беляк, очевидно, назван по совершенной белизне своей шерсти в зимнее время. Тумак, происходя от совокупления русака с беляком, получил имя, обличающее его происхождение: слово тумак значит помесь. Обыкновенное местопребывание русака и тумака - степь или безлесные горы, беляка - лес. Но всегда есть исключения: иногда и в степи попадаются беляки, иногда и в лесных местах, как, например, около Москвы, водятся русаки, только они почти никогда не ложатся на дневку в большом лесу, а всегда на открытых местах или в мелком кустарнике; старый русак, матерой, как говорят охотники, всегда крупнее и жирнее беляка одного с ним возраста и в то же время как-то складнее: уши у русака острее; лапки его, особенно передние, поменьше и поуютнее, и потому русачий малик (след) отличается с первого взгляда от белячьего.

Диких голубей три породы, но они так различны, что я о каждой буду говорить особо, предварительно сказав несколько слов вообще о их свойствах.

Голубь с незапамятных времен служит эмблемою чистоты, кротости и любви - и не напрасно: все эти три качества принадлежат ему по преимуществу. Чистота его доказана святыми, ветхо- и новозаветными словами. Любовь голубя к голубке и общая их нежность к детям признаны всем народом русским и засвидетельствованы его песнями и поговорками: авторитет убедительный и неопровержимый. Слова ласки и сожаления, голубчик и голубушка, постоянно слышны в речах простого народа. Хотят ли сказать, как ладно живет муж с женой, как согласны брат с сестрой, как дружны между собой приятели и приятельницы, и непременно скажут: «Они живут, как голубь с голубкой, не наглядятся друг на друга». Желая выразить чье-нибудь простодушие или доброту, говорят: «У него голубиная душа».

Глухой тетерев по его величине, малочисленности, осторожности и трудности добыванья беспрекословно может назваться первою лесною дичью. Он не отлетает на зиму; напротив, водится в изобилии в самых холодных местах Сибири. Имя глухаря дано ему не потому, что он глух, а потому, что водится в глухих, уединенных и крепких местах; точно так и последнее имя моховика происходит от моховых, лесных болот, в которых живут глухари. В молодости моей я еще встречал стариков охотников, которые думали, что глухие тетерева глухи, основываясь на том, что они не боятся шума и стука, особенно когда токуют. Мнение это совершенно ошибочно.

Вся лесная дичь живет более или менее в лесу, некоторые же породы никогда его не покидают. Итак, я предварительно рассмотрю и определю, сколько умею, разность лесов и лесных пород.

Я сказал о воде, что она «краса природы»; почти то же можно сказать о лесе. Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса - хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов.

Породы уток многочисленны и разнообразны. Я стану говорить только о тех, которые мне более или менее коротко известны. Оренбургская губерния по своему географическому положению и пространству, заключая в себе разные и даже противоположные климаты и природы, гранича к северу с Вятскою и Пермскою губерниями, где по зимам мерзнет ртуть, и на юг с Каспийским морем и Астраханскою губерниею, где, как всем известно, растут на открытом воздухе самые нежные сорты винограда, - представляет полную возможность разнообразию явлений всех царств природы и между прочим разнообразию утиных пород, особенно во время весеннего пролета. Но я не стану говорить об утках собственно пролетных: это завело бы меня слишком далеко и при всем том дало бы моим читателям слабое и неверное понятие о предмете. Пролетные утки не то, что пролетные кулики: кулики живут у нас недели по две и более весной и от месяца до двух осенью, а утки бывают только видимы весной, никогда осенью и ни одного дня на одном месте не проводят. Охотникам достаются они как случайная редкость.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды. Но и все его движения исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающейся с его пушистого тела; начнет ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет также носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, - все живописно и великолепно в нем.

Объемом собственно тела он менее, хотя подлиннее, дрофы и едва ли будет с большого старого гуся, но длинные перья на спине, боках и величина крыльев дают ему вид самой большой птицы. Журавль очень высок на ногах, шея его также очень длинна, и если б нос соответствовал другим членам, как то бывает у куликов, то ему следовало бы быть в пол-аршина длиною, но его нос, крепкий и острый к концу, темно-зеленоватого костяного цвета, не длиннее трех вершков, голова небольшая. Журавль весь светло-пепельного, сизого цвета; передняя часть его головы покрыта черными перышками, а задняя, совершенно голая, поросла темно-красными бородавочками и кажется пятном малинового цвета; от глаз идут беловатые полоски, исчезающие в темно-серых перьях позади затылка, глаза небольшие, серо-каштановые и светлые, хвост короткий: из него, начиная с половины спины, торчат вверх пушистые, мягкие, довольно длинные, красиво загибающиеся перья; ноги и три передние пальца покрыты жесткою, как будто истрескавшеюся, черною кожею.

Собираясь говорить о степной дичи, я считаю нужным рассказать все, что знаю о месте ее жительства.

Слово степь имеет у нас особенное значение и обыкновенно представляет воображению обширное пространство голой, ровной, безводной земной поверхности; многие степи таковы действительно, но в Оренбургской губернии, в уездах Уфимском, Стерлитамацком, Белебеевском, Бугульминском, Бугурусланском и Бузулуцком, степи совсем не таковы: поверхность земли в них по большей части неровная, волнистая, местами довольно лесная, даже гористая, пересекаемая оврагами с родниковыми ручьями, степными речками и озерами.

Произведения разбиты на страницы

Сергей Тимофеивич Аксаков вошел в литературу как автор стихов и рассказов, но прославился он благодаря доброй и яркой сказке "Аленький цветочек". Автор рос и взрослел попутно со своим временем, и вся его творческая жизнь отражает собой историю отечественной литературы периода жизни писателя.

Наша литература помнит в нем одного из талантливейших своих мемуаристов, непревзойдённого бытописателя, замечательного литератора, пишущего о природе и, самое главное, как классика русского языка. Любовь к его произведениям по прежнему жива и находит своих почитателей среди людей разных возрастов. Аксаков пытался писать просто и понятно, но также он прекрасно знал всю силу великого и могучего русского языка. Так как произведения автора входят в школьную программу, то читать рассказы и сказки Аксакова люди начинают с младшей школы. Его произведения помогают детям развивать воображение и бережно относиться к природе.

Согласно истории, как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея, села у печки, подперев голову одной рукой и начала свой рассказ: "В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек...

Да, ключница была в действительности.
Она была крепостной крестянкой. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина Ключница Пелагея - прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького мальчика Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.

Сказку "Аленький цветочек" многие из нас знают, как народную.

Откуда берутся сказки

  • Самый первый сочинитель.
  • Человек, который записал сказку.

У народной сказки тоже есть сочинитель, это тот, кто самый первый ее сочинил, и от которого ее узнали наши прабабушки и прадедушки.

Так кто же ее придумал? Каким образом она сохранилась до наших дней?

Но это же очень просто. Все знают, что ее автор Сергей Тимофеевич Аксаков.

Но это немного не так. Он только воспроизвел старинный рассказ.

В книге Сергея Тимофеевича Аксакова "Детские годы Багрова-внука", в самом конце, размещена сказка "Аленький цветочек". Но Аксаков не сочинял ее, а только припомнил ее, чтобы воскресить и донести до нас.

В ее заглавии упоминается о ключнице Пелагее.
Кто же она, эта женщина, поведавшая это полюбившееся предание? Была ли она на самом деле?

Что известно о ключнице Пелагее

  • Кем работала крестьянка Пелагея у Аксаковых?
  • Что еще она делала в семье?
  • Чему научился у нее Сергей Тимофеевич?

До нас дошли сведения, что Пелагея была крепостной и в семье Аксаковых выполняла большую и важную работу. Она следила за порядком в хозяйстве, за амбарами и кладовыми. А еще ее часто приглашали в дом, где долгими осенними и зимними вечерами она рассказывала сказки. Она была хорошей сказочницей, рассказывала очень хорошо и интересно, и знала очень много разных сказок со всего света.

Все вместе любили они слушать сказочницу, а маленькому Сереже особенно запомнилась история про аленький цветочек. Он даже мог сам ее рассказать тем, кто хотел ее услышать. Он вырос, стал писателем, но часто вспоминал о добром старинном сказании и то, как он рассказывал его в детстве, подражая Пелагее и ее шуткам и присказкам.

Мудрая Пелагея научила Сергея Тимофеевича Аксакова любить природу и народное искусство России, и работая над книгой воспоминаний о своей семье и русской жизни тех лет, он восстановил и эту почти забытую сказку.
.
Он дал ей второе рождение и новую долгую жизнь. Много поколений людей росло с ней, но сказка до сих пор любима.

В статье представлена биография Аксакова, известного русского писателя. Он известен многим как автор сказки а также как создатель "Семейной хроники", "Записок ружейного охотника" и других произведений.

Биография Аксакова начинается 20 сентября 1791 года, когда Сергей Тимофеевич появился на свет в городе в Уфе. В семейной хронике "Детские годы Багрова-внука" автор рассказал о своем детстве, а также составил характеристику своих родственников. Если вы хотите поближе познакомиться с первым этапом жизненного пути такого писателя, как Сергей Аксаков, биография для детей и взрослых, изложенная в этом произведении, наверняка заинтересует вас.

Годы обучения в гимназии

С. Т. Аксаков получил образование сначала в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. Об этом он рассказал в своих воспоминаниях. Матери очень трудно далась разлука с Сергеем, и она едва не стоила жизни как ей, так и самому писателю. В 1799 г. поступил в гимназию С. Т. Аксаков. Биография его отмечена тем, что вскоре мать забрала его обратно, поскольку во впечатлительном и нервном ребенке от одиночества и тоски начала развиваться как признавался сам Аксаков.

В течение года писатель находился в деревне. Однако в 1801 году он поступил в гимназию уже окончательно. С этим учебным заведением связана дальнейшая биография Аксакова. Сергей Тимофеевич неодобрительно отзывался об уровне преподавания в этой гимназии. Однако к нескольким преподавателям он испытывал большое уважение. Это, например, Карташевский. В 1817 году этот человек женился на сестре писателя, Наталье Тимофеевне. Во время обучения Сергей Тимофеевич был отмечен похвальными листами и другими наградами.

Учеба в Казанском университете

В 1805 году, в возрасте 14 лет, Аксаков стал студентом Казанского университета, только что основанного. Часть гимназии, где учился Сергей Тимофеевич, была отведена для нового учебного заведения. Некоторые преподаватели из нее стали профессорами университета. Студенты же были выбраны из числа лучших учеников гимназии.

Проходя курс университетских лекций, одновременно Аксаков продолжал обучение в гимназии по некоторым предметам. В первое время существования университета не было разделения на факультеты, поэтому все 35 первых студентов проходили множество наук: логику и высшую математику, химию и анатомию, классическую литературу и историю. В 1709 году, в марте, Аксаков завершил обучение. Он получил аттестат, в котором были указаны среди прочих науки, о которых Сергей Тимофеевич знал только понаслышке. В университете эти предметы еще не преподавали. Во время обучения у Аксакова возникла страсть к охоте и театру. Эти увлечения сохранились на всю его дальнейшую жизнь.

Первые произведения

Первые произведения написал в возрасте 14 лет С. Т. Аксаков. Биография его отмечена ранним признанием его творчества. В журнале под названием "Аркадские пастушки" было помещено первое стихотворение Сергея Тимофеевича. Его сотрудники пытались подражать сентиментальности Карамзина и подписывались пастушеческими именами: Аминтов, Дафнисов, Ирисов, Адонисов и др. Стихотворение Сергея Тимофеевича "К соловью" было оценено современниками. Аксаков, поощренный этим, в 1806 году основал вместе с Александром Панаевым и Перевозчиковым, ставшим впоследствии известным математиком, "Журнал наших занятий". В нем Аксаков выступал уже противником Карамзина. Он стал последователем Шишкова А. С. Этот человек создал "Рассуждения о старом и новом слоге" и был начинателем славянофильства.

Студенческая труппа, переезд в Москву и в Петербург

Как мы уже говорили, Аксаков увлекался театром. Страсть к нему побудила его создать студенческую труппу. В устраиваемых представлениях Сергей Тимофеевич выступал и сам, при этом показывал сценическое дарование.

Семейство Аксаковых получило в 1807 году приличное наследство, которое досталось от тетки Куроедовой. Аксаковы переехали в Москву, а через год - в Петербург, чтобы дочь получила воспитание в лучших учебных заведениях столицы. С. Т. Аксаковым в полной мере овладело в это время сценическое увлечение. Тогда же стал работать переводчиком в комиссии, занимающейся составлением законов, Сергей Тимофеевич Аксаков. Краткая биография его отмечена в это время и новыми знакомствами.

Новые знакомства

Аксаков хотел усовершенствоваться в декламации. Это желание привело его к знакомству с Шушериным, знаменитым актером конца 19 - начала 20 века. Молодой театрал проводил множество свободного времени у этого человека в разговорах о сцене и в декламациях.

С. Т. Аксаков приобрел кроме театральных знакомств и другие. Он сошелся с Романовским, Лабзиным и А. С. Шишковым. С последним он очень сблизился. Этому способствовал декламаторский талант Шишкова. Сергей Тимофеевич устраивал спектакли в доме Шишкова.

1811-1812 годы

В 1811 году решил оставить работу в комиссии Сергей Тимофеевич Аксаков, краткая биография которого отмечена новыми попытками найти себе занятие по душе, ведь прежняя служба не привлекала его. Сначала, в 1812 году, Аксаков уехал в Москву. Через некоторое время он перебрался в деревню. Здесь он провел годы нашествия Наполеона Бонапарта. Аксаков вместе с отцом записался в милицию.

Побывав последний раз в Москве, писатель познакомился через Шушерина с рядом литераторов, живших здесь, - Кокошкиным, Ильиным, Шатровым и др. Немного раньше Аксаков начал работать над переводом трагедии "Филоктет" Софокла, выполненным Лагарповым. Этот перевод требовался для бенефиса Шушерина. В 1812 году трагедия была выпущена.

Годы после нашествия французов

В период с 1814 по 1815 год Сергей Тимофеевич находился в Петербурге и Москве. В это время он сошелся с Державиным. Аксаков создал "Послание к А. И. Казначееву" в 1816 году. Впервые оно было издано в 1878 году в "Русском архиве". В этом произведении писатель негодует, что галломания общества того времени не уменьшилась после нашествия французов.

Личная жизнь Аксакова

Краткая биография Аксакова продолжается женитьбой на О. С. Заплатиной, дочери одного суворовского генерала. Ее матерью была турчанка, которую в возрасте 12 лет забрали в плен при осаде Очакова. Турчанка была воспитана и крещена в Курске, в семье Воинова. В 1792 году на свет появилась Ольга Семеновна, супруга Аксакова. В возрасте 30 лет женщина скончалась.

Сразу же после свадьбы Сергей Тимофеевич отправился в вотчину Тимофея Степановича, своего отца. Здесь в следующем году у молодых супругов появился на свет сын Константин. Сергей Тимофеевич безвыездно прожил в доме своих родителей 5 лет. Прибавление в семье было ежегодно.

Сергей Тимофеевич в 1821 году выделил сыну село Надежино в Оренбургской губернии. Это место встречается под именем Парашина в семейной хронике. До того как переехать туда, Аксаков поехал в Москву. Здесь он провел зиму 1821 г.

Возвращение в Москву, возобновление знакомств

Краткая биография Аксакова продолжается в Москве, где он возобновил свое знакомство с литературным и театральным миром. Сергей Тимофеевич завязал дружбу с Писаревым, Загоскиным, Шаховским, Кокошкиным и др. Писатель издал перевод десятой сатиры Буало. За это Сергей Тимофеевич удостоился стать членом знаменитого "Общества любителей российской словесности".

В 1822 году, летом, Аксаков вновь отправился вместе со своей семьей в Оренбургскую губернию. Здесь он безвыездно оставался вплоть до 1826 г. Аксакову не давалось занятие хозяйством. Подрастали его дети, которых нужно было учить. Выходом для Аксакова стало возвращение в Москву для занятия здесь должности.

Аксаков окончательно перебирается в Москву

В 1826 году, в августе, Сергей Тимофеевич навсегда простился с деревней. С этого времени до самой своей смерти, то есть около 30 лет, он лишь 3 раза, да и то наездом, был в Надежине.

С. Т. Аксаков вместе с шестью своими детьми перебрался в Москву. Он возобновил дружбу с Шаховским, Писаревым и пр. Биография Аксакова Сергея Тимофеевича отмечена в это время переводческими работами. В 1828 году взялся за прозаический перевод мольеровского "Скупого". А еще раньше, в 1819 году, он стихами изложил "Школу мужей" этого же писателя.

Работа в "Московском вестнике"

Аксаков деятельно защищал своих товарищей от нападок Полевого. Он уговорил Погодина, который издавал "Московский вестник" в конце 1820-х годов, завести в журнале "Драматическое прибавление", над которым работал Аксаков. Сергей Тимофеевич с Полевым враждовал и на страницах "Галатеи" Раича и "Атенея" Павлова. В 1829 году Сергей Тимофеевич прочитал сделанный им перевод восьмой сатиры Буало в "Обществе любителей российской словесности".

Служба цензором

Через некоторое время Аксаков перенес вражду с Полевым на почву цензуры. В 1827 году он стал одним из членов цензурного комитета г. Москвы. Эту должность Сергей Тимофеевич занял благодаря покровительству своего друга А. С. Шишкова, который в то время был министром народного просвещения. Сергей Аксаков прослужил цензором около 6 лет. При этом несколько раз он выполнял обязанности председателя комитета.

Аксаков - инспектр училища, смерть отца

Биография Аксакова Сергея Тимофеевича (дальнейших лет его жизни) представлена следующими основными событиями. Аксаков стал работать в межевом училище в 1834 году. Работа здесь продолжалась также в течение шести лет, до 1839 года. Аксаков сначала был инспектором училища. Через некоторое время, когда оно превратилось в Константиновский межевой институт, занял должность его директора. Сергей Тимофеевич разочаровался в службе. На его здоровье она влияла очень дурно. Поэтому в 1839 году он решил выйти в отставку. В 1837 году умер его отец, оставив значительное наследство, на которое и зажил Аксаков.

Новый круг знакомств

Круг знакомств Сергея Тимофеевича в начале 1830-х годов изменился. Скончался Писарев, Шаховской и Кокошкин потеряли свое былое влияние, Загоскин поддерживал с Аксаковым чисто личную дружбу. Сергей Тимофеевич начал подпадать под влияние молодого университетского кружка, в который входили Погодин, Павлов, Надеждин вместе со своим сыном Константином. Кроме того, близко сошелся с Гоголем (портрет его представлен выше) Сергей Аксаков. Биография его отмечена знакомством с Николаем Васильевичем в 1832 году. Их дружба длилась 20 лет, до самой (4 марта 1852).

Поворот в творчестве

В 1834 году Аксаков напечатал в альманахе "Денница" небольшой рассказ под названием "Буран". Это произведение стало поворотным в его творчестве. Сергей Аксаков, биография которого до этого времени не была отмечена созданием такого рода произведений, решил обратиться к действительности, освободившись в полной мере от ложноклассических вкусов. Идя по пути реализма, писатель в 1840 году принялся за написание "Семейной хроники". Произведение было закончено в 1846 году. Отрывки из произведения были опубликованы в "Московском сборнике" в 1846 году.

В следующем, 1847, появилось еще одно произведение Аксакова - "Записки об ужении рыбы". А еще через несколько лет, в 1852 году - "Записки ружейного охотника". Эти охотничьи записки имели большой успех. Имя Сергея Тимофеевича стало известно всей стране. Его слог был признан образцовым, а характеристики рыб, птиц и зверей - мастерскими изображениями. Произведения Аксакова признали И. С. Тургенев, Гоголь и др.

Затем Сергей Тимофеевич начал создавать воспоминания семейного и литературного характера. В 1856 году была издана "Семейная хроника", имевшая большой успех. Мнение критиков разошлось по поводу этого произведения, которое считается одним из лучших в творчестве Сергея Тимофеевича. Например, славянофилы (Хомяков) считали, что Аксаков первым среди русских литераторов нашел положительные черты в современной ему действительности. Критики-публицисты (например, Добролюбов), напротив, находили отрицательные характеристики в "Семейной хронике".

В 1858 году вышло продолжение этого произведения. Оно называется "Детские годы Багрова-внука". Это произведение имело меньший успех.

Болезнь и смерть

Биография Аксакова Сергея Тимофеевича для детей и взрослых отмечена тяжелой болезнью, с которой ему приходилось бороться в последние годы. Здоровье писателя пошатнулось примерно за 12 лет до смерти. Из-за болезни глаз он был вынужден долгое время находиться в темной комнате. Писатель не был приучен к сидячей жизни, его организм пришел в расстройство. При этом Аксаков лишился одного глаза. Болезнь писателя начала доставлять ему жестокие страдания весной 1858 г. Однако он переносил их с терпением и твердостью. Последнее лето Сергей Тимофеевич провел на своей даче, находившейся близ Москвы. Когда болезнь отступала, он диктовал новые произведения. Это, например, "Собирание бабочек". Произведение было опубликовано уже после смерти писателя, в конце 1859 года.

Краткая биография Сергея Аксакова отмечена переездом в Москву осенью 1858 года. Он провел в больших страданиях всю следующую зиму. Однако, несмотря на это, он все еще занимался иногда литературой. В это время Аксаков создал "Зимнее утро", "Наташу", "Встречу с мартинистами". Биография Аксакова заканчивается в 1859 году, когда Сергей Тимофеевич скончался.

Много раз появлялись отдельными изданиями. В частности, "Семейная хроника" пережила 4 издания, а "Записки ружейного охотника" - целых 6. И в наше время не угасает интерес к жизни и творчеству такого писателя, как С. Аксаков. Биография для детей и взрослых, представленная в этой статье, лишь вкратце знакомит с его творческим наследием. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской литературы.

Людмила Мещерякова
Путешествие по сказке Аксакова Сергея Тимофеевича «Аленький цветочек». Педагогический проект

1. Вид проекта . Цель проекта…3

2. Задачи проекта…3

3. Срок реализации проекта… . 3

4. Участники проекта… . 4

5. Образовательная область…4

6. Актуальность темы…. 4

7. Предполагаемые результаты…. 5

8. Теоретическое обоснование проекта… 5

9. Методика обследования…. 5

10. Входная диагностика…. 6

12. Описание работы… 9

13. Заключительная диагностика…10

14. Сравнительный анализ результатов входной и

заключительной диагностики…12

16. Отчёт по проекту… . 13

17. Календарно - тематическое планирование к проекту

«. Т. «Аленький цветочек » ….14

18. Использованная литература….17

18. Приложение…. 18

Практически - творческий проект ««Аленький цветочек » .

Ничто так не характеризует степень

развития общества,

степень общественной культуры,

как уровень читающей публики

в данный исторический момент.

Н. А. Рубакин

1. Вид проекта : практически-творческий проект .

2. Цель проекта : создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

3. Задачи проекта :

1. Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.

2. Познакомить детей с творчеством великого русского писателя Аксакова Сергея Тимофеевича .

3. Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

4. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта

5. Подвести к мотивационной оценке поступков и характеров героев сказок .

6. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки .

7. Активизация творческого мышления детей.

8. Расширить возможности сотрудничества с библиотекой, активизировать посещение библиотеки.

9. Формировать умения воплощать фантазийные замыслы в художественной деятельности, развивая партнерские отношения со сверстниками.

10. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности. («Музыка» , «Театр» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» )

4. Срок реализации проекта : 2 месяца.

5. Участники проекта :

родители;

представители социума;

педагоги .

6. Образовательные области :

«Художественная литература» , «Музыка» , «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Безопасность» .

7. Актуальность темы

В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования по образовательным областям, одна из которых "Чтение художественной литературы". Таким образом, чтение впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач : формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса. При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.

Актуальность проекта заключается в следующем :

Необходимость разнообразить представления дошкольников об истории родного края на примере авторской сказки С . Т. Аксакова , который много лет жил в Поволжье.

Необходимость разработки на основе сказки и материалов краеведения проекта для детей дошкольного возраста.

Повышение качества духовно – нравственного воспитания.

Создание единого образовательного пространства, объединяющего детей, родителей и педагогов ДОУ .

8. Предполагаемые результаты :

1. Постановка музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек »

2. Выставка творческих работ детей «Волшебный цветок » .

3. Дети дают мотивационную оценку поступкам героев сказка , понимают жанровые особенности сказки .

4. Проявляют потребность в посещении библиотеки.

5. Создают образ волшебного цветка (в паре) договариваясь и прислушиваясь к мнению сверстника.

6. Родители : помощь в подготовке костюмов и декораций. Предложения по расширению и совершенствованию проекта .

9. Теоретическое обоснование проекта :

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

10. Методика обследования :

Беседа с детьми с целью выявления знаний о содержании сказки и об её авторе ; вопросы, составляющие основу опросника.

11. Входная диагностика : Старшая группа «А»

№ п/п Вопросы диагностики

1Кто написал сказку «Аленький цветочек » ?

2Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек ?

Где происходят события этой сказки ?

«Дал слово - держи!» - эта поговорка в сказке к кому относится ?

Чем бы ты ответил на гостеприимство хозяина?

Что помогло Настеньки справиться со злыми чарами

Выявлены следующие результаты сказке –9% детей ; со средним уровнем – 30% детей; с низким уровнем–61% детей. Проанализировав результаты диагностики, выяснила, что у детей маленький запас знаний о сказке и её авторе . Возникла необходимость ликвидировать многие пробелы в нравственных суждениях и представлениях детей данной возрастной группы.

1. Подготовительный этап

Работа с педагогами .

Цели :

вызвать у педагогов интерес к проекту ;

познакомить с его задачами;

подвести к видению своего места в проекте ;

обеспечить педагогов всем необходимым для успешного проведения проекта

Взаимодействие с родителями

Цели :

заинтересованность родителей проектом ;

дать представление о том, как можно участвовать в нем;

направить на совместную творческую деятельность с детьми;

Возраста

Цели :

расширить представления дошкольников об истории родного края на примере авторской сказки С . Т. Аксакова ;

подвести к восприятию художественного произведения С. Т. Аксакова ;

2. Основной этап

Работа с педагогами :

Цели :

повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов ;

повышение компетентности педагогов ДОУ в организации образовательного процесса приобщения детей к художественной литературе, театру, художественному творчеству, музыке;

Взаимодействие с родителями :

Цели :

повышение уровня педагогической культуры родителей в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

заинтересованность родителей проблемой сохранения интереса к книге, к чтению.

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста :

Цели :

повышение знаний у детей об истории своего края, об авторе – земляке. Воспитывать у детей интерес к творчеству С. Т. Аксакова .

развитие у них интереса к чтению, развитие мышление и воображение ребенка, обогащение его эмоций.

формирование у детей нравственных качеств : доброты, сочувствия, честности, благодарности;

формирование положительных эмоций в ходе подготовки музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек » ;

воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания;

3. Заключительный этап

Работа с педагогами :

Цель :

повышение качества духовно-нравственного воспитания;

систематизация накопленного педагогического опыта ;

Взаимодействие с родителями :

Цель :

совместное просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;

привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для спектакля

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста :

Цель :

развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в театральной деятельности (постановка спектакля по сказке , продуктивной (выставка творческих работ детей «Волшебный цветок » , коллективная работа по конструированию «Дворец Чудища» , пластилинопластика «Волшебный цветок » , полученные знания о литературном произведении;

расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;

понимать связь между настоящим и будущим родного края (Д/И «Путешествие в прошлое » );

эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина «Сказки у нас в гостях » ).

13. Описание работы :

Беседы на этические темы «О жадности и доброте» , «Дал слово - держи!»

Чтение сказки , рассматривание иллюстраций;

Просмотр видео сказки «Аленький цветочек » , поставленной мной в 1998 году в подготовительной группе.

разучивание русских народных песен и хороводов :

организация экскурсии в библиотеку и в краеведческий музей; (история Руси, её быт, объяснение старых слов (архаизмов) :ключница, туалет, венец и др.)

продуктивная деятельность, организация выставок произведений детского творчества;

русские народные игры «Золотые ворота» ,

ритмопластика по музыку

литературная викторина «Сказки у нас в гостях »

подготовка музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек »

деятельность, приобщающая детей и родителей к ценностям сотрудничества.

Родители стали единомышленниками воспитателей, а для этого организована разнообразная совместная деятельность педагогов , детей и родителей, в которую входит :

Оснащение групповой комнаты предметами народно-прикладного искусства, народными играми, игрушками;

Участие в народных праздниках и развлечениях;

Организация экскурсий по городу, в музей и т. д. ;

Совместные выставки работ детей и родителей;

Конкурсы совместных работ детей и родителей;

Совместные субботники и т. п.

Совместная работа родителей и детей в детском саду воспитывает чувство гордости за сделанное с душой совместное дело, желание сохранять и оберегать культурное наследие.

14. Заключительная диагностика :

В конце второго месяца с целью выявления результативности данного проекта была проведена заключительная диагностика по тем же направлениям.

руппа «А»

Были получены следующие результаты : с высоким уровнем представления детей о сказке и её авторе– 59% детей; со средним уровнем – 37% детей; с низким уровнем – 4% детей.

15. Сравнительный анализ результатов входной и заключительной

диагностики.

Проанализировав данные входной и заключительной диагностик, графиков, можно сделать вывод, что количество детей с высоким уровнем представления детей о сказке и её авторе увеличилось на 50% детей, количество детей со средним уровнем увеличилось на 7%, из-за того что уменьшилось количество детей с низким уровнем на 57%.

16. Отчет по проекту :

В группе старшего дошкольного возраста реализуется проект «Путешествие по сказке Аксакова Сергея Тимофеевича «Аленький цветочек » , в рамках которого у детей формируются навыки самостоятельности, активности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла.

Продолжая осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника.

Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов , сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников, сотрудничества с социальными партнёрами.

Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает экскурсии, целевые прогулки, рассказы , беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта ; чтение произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о народных промыслах, беседы о творчестве местных художников с рассматриванием картин, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности : рисование цветными карандашами или красками по выбору детей «Волшебный цветок » , конструирование из бумаги «Цветочек счастья » , аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Аленький цветочек » , лепка с использованием нетрадиционных материалов «Есть на свете цветок » и др. Игровая деятельность включает дидактические и театральные игры, сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях дети прослушивают и разучивают песни о цветах , слушают классику.

У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению. Родители стали осознавать себя более компетентными в нравственном воспитании детей.

Проект информационный , творческий, краткосрочный, реализован в рамках ДОУ с привлечением семьи и социума (библиотека, музей, детская школа искусств, дом творчества.) Работа с социальными партнёрами продолжается. Дети проявляют потребность в посещении библиотеки, музея, театра.

Проект межпредметный , ребенок в проекте - участник от зарождения идеи до получения результата. Каждый ребёнок вносит свою посильную лепту в общее дело, дети проявляют инициативность, индивидуальность, видят себя в проекте , оценивают своё личное участие, убеждаются в пользе общих усилий для достижения единой цели.

Календарно - тематическое планирование

к проекту «Путешествие по сказке Аксакова С . Т. «Аленький цветочек »

Использованная литература

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Аксаков С . Т. Детские годы Багрова-внука.

Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2004. Гурович Л. М. Ребенок и книга : Книга для воспитателя детского сада.

М.: Просвещение, 2002. 64 с.

Журнал «Дошкольное воспитание» , №2, 1991, №4, 2007.

Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007

Иванова Э. Сказка и современное детство//Дошкольное воспитание. -1985.№9.

Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко . - Воронеж, 2006.

Шорохова О. А., Играем в сказку . Москва “Творческий центр”, 2006 г.

Приложение.

1. Словарная работа …20

2. Вопросы к беседе по содержанию сказки С . Т. Аксакова «Аленький цветочек » . …20

3. НОД. Конструирование из бумаги. Тема «Цветочек счастья » …. 21

4. НОД. Тема : «Наши отношения» …25

5. НОД. Рисование цветными карандашами или красками по выбору детей. Тема «Волшебный цветок » ….34

6. НОД. Аппликация с использованием нетрадиционных материалов. Тема «Аленький цветочек » …. 36

7. НОД Литературная викторина «Сказки у нас в гостях » …. 38

8. НОД. Лепка с использованием нетрадиционных материалов. Тема «Есть на свете цветок » ….45

10. Беседа-рассуждение по нравственному воспитанию «Сказка ложь да в ней намёк , красным девицам урок» ….48

11. Сценарий музыкально-театрализованного представления «Аленький цветочек » …. 50

12. Детский спектакль «Аленький цветочек » Видеодиск. Постановка 1998г. 54

13. «Театральные этюды» Актёрская разминка. Фото…54

14 .Текст песни «Песня о волшебном цветке » Ю. Чичков, М. Пляцковский…55

15. Пантомимы :«Настеньки и Чудища» , «Настеньки и отца» . Фото…56

16.«Милый мой хоровод» , «Травушка - муравушка» . Знакомство с русским народным хороводом….57

17. Знакомство с русским народным танцем «Ромашка» . Фото…. 59

18. С/Р игра «Театр» . Описание. ….59

19. «Аленький цветочек » Актёрская разминка. Репетиция спектакля. Фото. 62

20. Интервью : «Как бы ты отнеслась к Чудищу или что такое красота?» …. 62

21. Свободное конструирование. Лего. «Дворец Чудища» . Фото…64

22. «Волшебство» Ритмопластика. Фото…. 64

23. «Золотые ворота» , «Горелки» , Русские народные игры. Описание…65

24. «Восточный базар» . Танцевальные этюды. Фото….66

25. Рассказ о жизни и творчестве Аксакова С . Т….66

26. «Чтобы дети росли добрыми!» Сценарий совместного досуга для родителей и детей …. 68

27.«Подумайте!» Тест на знание сказки детей и родителей…72

29. Помощь родителей в подготовке костюмов и декораций. Фото….74

30. Викторина по сказке Аксакова Развлечение для детей и родителей…. 74

31. Сообщение для родителей на информационном стенде «Это интересно!» : «Любимые сказки и ваш характер » …76

32. Анкета для родителей «Любите ли вы читать?» …84