«HUMAN» Яна Артюса-Бертрана: людям — о людях

16.08.2019 Виды

Француз на сегодняшний день является одним из самых известных в мире фотографов. Многие фотографы вошли в историю своего любимого дела (фотографии) за счет энтузиазма и храбрости, а также мастерства в том или ином виде фотографии доведенного едва ли не идеала. Но есть и такие, которые внесли нечто новое в само искусство фотографии. Ян Артюс-Бертран принадлежит к числу последних. Собственно аэрофотография известна с третьей четверти девятнадцатого века (в этот период появились снимки, сделанные с воздушных шаров). Основоположником аэрофотографии считается легендарный парижский фотограф и воздухоплаватель известный как Надар (настоящее имя Гаспар Феликс Турнашон). В 1858 году Ян Артюс - Бертран сделал первый в истории снимок с воздуха, поднявшись на воздушном шаре над Парижем, однако эта его работа, к сожалению, не сохранилась. Есть что - то символическое в том, что спустя три с половиной десятилетия после смерти Надара (даты жизни которого 1820 - 1910), а именно в послевоенном 1946 году в Париже родился мальчик, которому в конце двадцатого - начале двадцать первого века суждено было стать новой легендой воздушной фотографии. Это был .


В юности Ян Артюс-Бертран окончил парижскую школу искусств и стал актером. Однако, несмотря на хорошие перспективы, в возрасте двадцать один год Ян неожиданно уехал в горы Оверни (одна из французских провинций), устроившись работать там сторожем в заповеднике. Следующим его пристанищем стал кенийский заповедник Масаи - Мара, в котором Ян, вместе с женой - биологом, занимался исследованием львов. Именно там Ян Артюс - Бертран впервые произвел фотосъемки с вертолета (необходимые для исследований) и с тех пор навсегда стал фанатом аэрофотографии. Вернувшись на родину, Ян работал как фотожурналист, снимая как во Франции, так и за ее пределами, причем преимущественно занимаясь обычными, а не воздушными съемками. Его работы печатались в самых известных международных изданиях, однако небо (вернее вид земли с неба) по - прежнему манило нашего героя.



В 1991 году Ян Артюс-Бертран делает очередной поворот в своей карьере, создавая собственное фотоагентство Altitude. Благодаря отличной профессиональной репутации ему удалось убедить ЮНЕСКО стать участником своего авторского проекта «Земля, увиденная с неба» (англ. «Earth from the Air»), который с самого начала существует под эгидой этой уважаемой международной организации. Ян занялся фотографиямя с воздуха, делая их в самых разных уголках Земли. Изредка съемка велась с воздушных шаров, но чаще всего с вертолета, позволяющего зависать над нужными для фотографий точками.



Высота, используемая им для съемки также различна (от 30 до 300 метров над землей) и зависит от характеристик снимаемых объектов. Возможно, главное значение съемок Яна Артюса Бертрана состоит в том, что он создал новую концепцию самого метода воздушной съемки. До него фотографии, сделанные с воздуха, встречались в тематических альбомах (посвященных отдельным местностям, массовым мероприятиям, животным или явлениям природы) в качестве своеобразного дополнения к традиционным фотографиям. Но именно французский фотограф стал первым, кто сделал аэрофотографию основой авторского взгляда на мир и расширил географию своей деятельности до большей части планеты. Тематика работ Яна также широка и включает в себя как творения человека (например, мегаполисы), так и природу. Стремясь показать нашу планету во всем многообразии, Ян Артюс - Бертран не избегает запретных тем. В работах француза можно увидеть ужасающие последствия разрушительного цунами 2004 года, а также свалки близ мегаполисов, вырубленные леса и высохшие реки.



Многое из перечисленного есть следствие бездумной (с точки зрения экологии) деятельности человека, вид на результаты которой с воздуха еще более подчеркивает остроту этих проблем. Не остались в стороне от авторской воздушной съемки и социальные катаклизмы, например уничтоженные талибами статуи Будды в афганской провинции Бамиан и лагерь косовских беженцев в Албании. Мечта Яна Артюса - Бертрана посетить все страны мира (и поработать в них), что очень сложно по политическим причинам. Например, Китай и Саудовская Аравия категорически запрещают иностранцам вести воздушную съемку своей территории. Количество уже посещенных им стран определить сложно - оно разнится от публикации к публикации, также как и количество стран, где проходили выставки фотографий этого проекта. Впрочем, это не удивительно - будучи в возрасте шестьдесят с небольшим лет наш герой, по - прежнему, полон энтузиазма и продолжает работу. Да и временные выставки охватывают все новые и новые страны и города.



Думаем что часто встречающая цифра примерно в сотню посещенных Яном Артюсом - Бертраном стран (что составляет около половины государств мира) не будет преувеличением. Кстати, его выставки проходили и в России - в Самаре (июнь - сентябрь 2002 года, Самарская набережная) Москве (июль - сентябрь 2006 года, Чистые пруды), Новосибирске. А в июне 2009 года в кинотеатрах многих стран мира с успехом демонстрировался совместный фильм Яна Артюса - Бертрана и культового французского режиссера Люка Бессона «HOME», основанный на многолетней (более 15 лет) работе проекта фотографа «Земля, увиденная с неба».


Ян Артюс-Бертран (Yann Arthus-Bertrand) — легендарный французский фотограф, прославившийся своими уникальными аэрофотоснимками.

В 17 лет попробовал реализовать себя в кино в качестве ассистента режиссера, актера. Но его всегда увлекала дикая природа и в 21 год он принимает предложение стать управляющим заповедника во Франции, а через 5 лет уезжает в Кенийский национальный парк, где 3 года жил в племени масаи и занимался изучением поведения львов. В это время он серьёзно увлекается фотографией, особенно ему нравилось снимать окружающие пейзажи, поднимаясь на воздушном шаре.

После возвращения во Францию в 1981 г. и издания своего первого фотоальбома «Львы», он становится уже известным фотографом и журналистом, сотрудничает с Paris Match и Geo. Увлекается спортивной фотографией, неоднократно снимает автогонки Париж-Дакар, теннисный турнир Ролан-Гаррос.

В 1991 году Ян Артус-Бертранд открывает агентство и фотобанк Altitude, основной специализацией которого были фотографии сделанные с воздуха.

Тем не менее, в 1994 году он получает грант UNESCO на исследование Земли с воздуха. В рамках реализации проекта в течение нескольких лет фотограф побывал почти в 170 странах мира и, проведя много тысяч часов в кабине вертолета, ему удалось сделать уникально всеобъемлющую и гигантскую серию снимков планеты с воздуха. Эти снимки принесли автору невероятную славу. Выставки его работ проходят почти во всех странах мира, в том числе и в городах России. Спустя некоторое время, Ян Артюс-Бертран выпускает книгу «Земля, увиденная с неба», которая была переведена на 24 языка и издана общим тиражом более 3 млн.

В 2007 году Ян Артюс-Бертран вместе с Люком Бессоном (Luc Besson) начинает съемки документального фильма «Дом». Главная цель которого - показать как красоту планеты, так и весь негатив от деятельности человеческой цивилизации. Этот фильм уникальный по красоте и силе воздействия на каждого зрителя посмотрело огромное количество людей. Он стал логичным продолжением проекта “Земля, увиденная с неба”.

Ян Артус-Бертранд - кавалер Почётного Легиона, лауреат премии Жоржа Помпиду, посол Доброй воли ООН.

"Проектом "Земля, увиденная с неба" я хочу максимально достоверно показать людям, как выглядит наша планета сегодня. Я думаю, что фотограф может влиять на отношение людей к проблемам экологии и сохранения окружающей среды. Теперь принято считать, что человек может влиять на изменение окружающей среды и я хочу своими фотографиями помочь людей поверить, что это реально" . Ян Артюс-Бертран.

Историческая справка

Жан Артюс-Бертран родился в Париже 13 марта 1946 года. Детство происходило в послевоенной Франции, и, может быть, этот факт повлиял на миротворческий характер будущего фотографа. Увлечение фотографией пришло не сразу: изначально молодой студент Парижской школы искусств постигал азы актерского мастерства. Знания и накопленный в съемках опыт помог позже в создании четырех картин, где Жан Артюс-Бертран выступал в качестве режиссера. В общей сложности в кинематографической копилке француза восемь сыгранных ролей, работа продюсером и сценаристом в четырех фильмах.

Наибольший успех принесли съемки экологического фильма «Дом», вышедшего в прокат в 2009 году. Но начало этого проекта было положено намного раньше. Потеряв интерес к актерскому ремеслу, молодой Жан Артюс-Бертран сначала уезжает в глухую французскую провинцию, а затем и вовсе на другой материк - в Африку. Находясь в единении с природой, Жан, совместно с супругой Анне, работали в кенийском заповеднике Масаи Мара. Первоначальной целью путешествия было собрать информацию о жизни львиного прайда для защиты научной диссертации.

По признанию самого Жана, все изменилось, когда ему исполнилось тридцать лет - в 1976 году. Занимаясь наблюдением за львами, приходилось их много снимать и сравнивать поведение зверей в различное время года. Кроме того, Бертран, совместно с супругой, открыл небольшой семейный бизнес по организации обзорных экскурсий на воздушном шаре. Именно тогда у французского исследователя и зародилась мысль об использовании этого аппарата легче воздуха для съемок нашей планеты. Первым нашумевшим результатом стал выпуск книги «Львы», в котором, помимо увлекательного текста, были помещены уникальные фотографии этих животных с воздуха.

Значение для современности

Книга «Львы» вышла в 1981 году, произведя огромный успех. Жан Артюс-Бертран продолжал работать журналистом и фотографом, а его работы помещались на страницах National Geographic, Paris Match и GEO. В 1991 году Жан открыл собственное агентство Altitude, специализирующееся на съемке объектов Земли с воздушного шара.

Свой основной проект - фильм «Дом» - Жан Артюс-Бертран создал совместно с известным кинорежиссером Люком Бессоном и продюсером Франсуа Анри Пино. Вся картина целиком смонтирована из кадров, отснятых в воздухе. Задуманный изначально как научно-просветительский, фильм получился с преобладанием сюжетов о губительных последствиях воздействия человека на живую природу.

Съемочная группа побывала в 53 странах мира, но в этом списке отмечены только государства, разрешившие пролет и съемку. Некоторые страны запретили полностью работу съемочной группы, а в большинстве происходила серьезная цензура отснятого материала. В Аргентине вся группа была задержана на неделю в тюрьме до полного разбирательства целей съемки поверхности земли.

Отснятый фильм, который и сегодня закрыт для показа в 36 странах мира, заставляет зрителей задуматься об уязвимости нашей планеты. Каждый человек всего за два часа совершает кругосветное видеопутешествие, в котором отражена не только красота мира, но и масса сложностей в нем. Видеоряд хорошо показывает и социальные, экономические проблемы в жизни человечества. Так, несмотря на кажущуюся свершившейся техническую революцию, две трети посевных площадей в мире обрабатываются руками, а не машинами. Путешествие Жана Артюс-Бертрана не демонстрирует прелестей пляжного или экскурсионного, беспечного отдыха. Наоборот, посмотрев этот фильм, многие из зрителей осознают необходимость изменения отношений с природой.

Заключение

Жан Артюс-Бертран и сегодня продолжает вести активный образ жизни, пополняя свое портфолио интересными съемками. В Интернете работает его личный сайт, куда вошли снимки, запрещенные для показа на фотовыставках в ряде государств мира.


Ян Артюс-Бертран - французский фотограф с мировым именем. Получил известность благодаря проекту «Земля, увиденная с неба» («Earth from the Air») - серии фотографий различных уголков Земли, снятых с воздуха.

Изначально Артюс-Бертран специализировался на съемке животных. Природа всегда была его страстным увлечением. С семнадцати до двадцати лет он работал в киноиндустрии сначала как помощник директора, затем как актер, среди прочего сыграв с Мишель Морган в фильме «Скажи мне, кто ты». Но в 1967 году Ян занялся работой, больше отвечавшей его склонностям - он управлял заповедником в центральной части Франции. В тридцать лет он со своей женой Энн переехал в Кению, чтобы изучить поведение львов в заповеднике Масаи Мара (Massai Mara). Ощущая потребность в использовании для передачи фактов не текста, а изображений, он и стал фотографом. Работая над своей первой книгой «Львы» (1981), Ян осуществлял съемку с воздуха, летая на воздушном шаре. Он увидел, как прекрасен мир, когда на него смотришь с высоты, и стал заниматься аэрофотосъемкой различных объектов.


По возвращении во Францию Ян стал фотокорреспондентом, специализирующимся на приключениях, спорте и природе. Он оформил десять публикаций по ралли Париж - Дакар, которые каждый год делает ежегодник Ролана Гарроса, используя фотографии любителей природы. В 1989 году он решил собрать сто лучших французских фотографов и организовать «3 дня во Франции» - соревнование и книгу. Его страсть к аэрофотосъемке все росла, он получил признание на международном уровне, его фотографии публиковались в таких популярных журналах, как Paris-Match, Geo, Life, National Geographic.

В 1991 году в Париже он основал Altitude Agency (Агентство «Высота»). Это единственная в своем роде фотобиблиотека, специализирующаяся на аэрофотосъемке - визуальный банк данных видов с высоты, хранящий работы фотографов со всего мира. В 1995 году под патронатом экологического научного отдела ЮНЕСКО он взялся за грандиозный проект - создание научного банка данных съемок планеты с высоты. Этот продолжающийся и по сей день обзор экосистем планеты с иного ракурса до сих пор составляет важную часть его работы. Параллельно Ян продолжает вести систематическую опись домашних животных и их пород, фотографируя животных в студии или на открытом воздухе на фоне холста.


В 2000 году Артюс-Бертран провел выставку, на которой была представлена коллекция из ста тысяч фотографий, сделанных в семидесяти шести странах. Некоторые из них были опубликованы в его книге «365 days: Earth from the Air». Эта выставка проводилась в Великобритании, Сингапуре, Польше, Нидерландах, Финляндии и других странах. Артюс-Бертран является членом Академии изящных искусств института Франции. Одну из своих наиболее известных фотографий (на ней изображено «сердце» около деревни Во в Новой Каледонии) Артюс-Бертран использовал как обложку для своих книг «The Earth from the Air» и «Earth from Above».

В 2003 году он начал работать над проектом «Другие шесть миллиардов» и отправил трех операторов по разным странам для встреч с людьми, живущими в местах, сфотографированных с воздуха. Он выпустил около шестидесяти книг со снимками пейзажей, сделанными с вертолета или воздушного шара. Выставки его работ проводились по всему миру.


Француз Ян Артюс - Бертран на сегодняшний день является одним из самых известных в мире фотографов. Многие фотографы вошли в историю своего любимого дела (фотографии) за счет энтузиазма и храбрости, а также мастерства в том или ином виде фотографии доведенного едва ли не идеала. Но есть и такие, которые внесли нечто новое в само искусство фотографии. Ян Артюс - Бертран принадлежит к числу последних. Собственно аэрофотография известна с третьей четверти девятнадцатого века

(в этот период появилисьснимки, сделанные с воздушных шаров). Основоположником аэрофотографии считается легендарный парижский фотограф и воздухоплаватель известный как Надар (настоящее имя Гаспар Феликс Турнашон). В 1858 году Ян Артюс - Бертран сделал первый в истории снимок с воздуха, поднявшись на воздушном шаре над Парижем, однако эта его работа, к сожалению, не сохранилась. Есть что - то символическое в том, что спустя три с половиной десятилетия после смерти Надара (даты жизни которого 1820 - 1910), а именно в послевоенном 1946 году в Париже родился мальчик, которому в конце двадцатого - начале двадцать первого века суждено было стать новойлегендой воздушной фотографии. Это был Ян Артюс - Бертран.

В юности Ян Артюс - Бертран окончил парижскую школу искусств и стал актером. Однако, несмотря на хорошие перспективы, в возрасте двадцать один год Ян неожиданно уехал в горы Оверни (одна из французских провинций), устроившись работать там сторожем в заповеднике. Следующим его пристанищем стал кенийский заповедник Масаи - Мара, в котором Ян, вместе с женой - биологом, занимался исследованием львов. Именно там Ян Артюс - Бертран впервые произвел фотосъемки с вертолета (необходимые для исследований) и с тех пор навсегда стал фанатом аэрофотографии.

Вернувшись на родину, Ян работал как фотожурналист, снимая как во Франции, так и за ее пределами, причем преимущественно занимаясь обычными, а не воздушными съемками. Его работы печатались в самых известных международных изданиях, однако небо (вернее вид земли с неба) по - прежнему манило нашего героя.

В 1991 году Ян Артюс-Бертран делает очередной поворот в своей карьере, создавая собственное фотоагентство Altitude. Благодаря отличной профессиональной репутации ему удалось убедить ЮНЕСКО стать участником своего авторского проекта «Земля, увиденная с неба» (англ. «Earth from the Air»), который с самого начала существует под эгидой этой уважаемой международной организации. Ян занялся фотографиямя с воздуха, делая их в самых разных уголках Земли. Изредка съемка велась с воздушных шаров, но чаще всего с вертолета, позволяющего зависать над нужными для фотографий точками.

Высота, используемая им для съемки также различна (от 30 до 300 метров над землей) и зависит от характеристик снимаемых объектов. Возможно, главное значение съемок Яна Артюса Бертрана состоит в том, что он создал новую концепцию самого метода воздушной съемки. До него фотографии, сделанные с воздуха, встречались в тематических альбомах (посвященных отдельным местностям, массовым мероприятиям, животным или явлениям природы) в качестве своеобразного дополнения к традиционным фотографиям. Но именно французский фотограф стал первым, кто сделал аэрофотографию основой авторского взгляда на мир и расширил географию своей деятельности до большей части планеты.

Тематика работ Яна также широка и включает в себя как творения человека (например, мегаполисы), так и природу. Стремясь показать нашу планету во всем многообразии, Ян Артюс - Бертран не избегает запретных тем. В работах француза можно увидеть ужасающие последствия разрушительного цунами 2004 года, а также свалки близ мегаполисов, вырубленные леса и высохшие реки.

Многое из перечисленного есть следствие бездумной (с точки зрения экологии) деятельности человека, вид на результаты которой с воздуха еще более подчеркивает остроту этих проблем. Не остались в стороне от авторской воздушной съемки и социальные катаклизмы, например уничтоженные талибами статуи Будды в афганской провинции Бамиан и лагерь косовских беженцев в Албании. Мечта Яна Артюса - Бертрана посетить все страны мира (и поработать в них), что очень сложно по политическим причинам.

Например, Китай и Саудовская Аравия категорически запрещают иностранцам вести воздушную съемку своей территории. Количество уже посещенных им стран определить сложно - оно разнится от публикации к публикации, также как и количество стран, где проходили выставки фотографий этого проекта. Впрочем, это не удивительно - будучи в возрасте шестьдесят с небольшим лет наш герой, по - прежнему, полон энтузиазма и продолжает работу. Да и временные выставки охватывают все новые и новые страны и города.

Думаем что часто встречающая цифра примерно в сотню посещенных Яном Артюсом - Бертраном стран (что составляет около половины государств мира) не будет преувеличением. Кстати, его выставки проходили и в России - в Самаре (июнь - сентябрь 2002 года, Самарская набережная) Москве (июль - сентябрь 2006 года, Чистые пруды), Новосибирске.

Идея создать фотопроект “Земля, увиденная с неба ”, в котором объединились бы снимки всех континентов Земли с высоты птичьего полета, родилась у фотографа в 90-х годах прошлого века.

Вроде бы отличная идея, но почему-то Яну Артюс-Бертрану никто не верил, что подобная затея может оказаться прибыльной и что она прославит фотографа. Только в 1994 году Яну с большим трудом удалось найти спонсоров, после 200 писем с отказами о парнерстве.

За несколько лет фотограф побывал более чем в 160 странах и сделал огромное количество снимков, проведя на борту вертолета более пяти тысяч часов. Самые удачные снимки Ян опубликовал в своей книге «Земля, увиденная с неба». Книга была переведена на 24 языка и разошлась общим тиражом в более трех миллионов экземпляров. На данный момент Ян Артюс-Бертран (Yann Arthus-Bertrand) опубликовал более 60 книг.

…Не буду вас больше утомлять, давайте посмотрим мою подборку фотографии из 54 стран с высоты птичьего полета.

01. Фруктовый сад в долине Ghorband провинции Парван. Афганистан


02. Уборка урожая картофеля. Алжир


Снова Алжир


03. Пальмовые плантации. Малайзия

04. Переправа скота через реку Chimehuin. Аргентина


И снова Аргентина - Ледник Перито Морено, Санта-Крус.

05. Гора Трафальгар в природном заповеднике Принс-Регент. Австралия

06. Двойной канал вблизи города Брюгге. Бельгия

07. Слоны в дельте реки Окаванго. Ботсвана

08. Сбор хлопка возле города Банфора. Буркина-Фасо

09. Осенний лес в районе Шарлевуа, провинция Квебек. Канада

10. Стада быков возле лагеря кочевников. Чад - центральная Африка

11. Заснеженные вершины вулкана Villarrica. Чили

12. Жилищные участки на окраине Копенгагена. Дания

13. Горы между Luperon and Puerto Plata. Доминиканская Республика

14. Поля близ города Кито. Эквадор

Еще один сельскохозяйственный ландшафт возле Кито. Эквадор

15. Лодки, застрявшие в водорослях Нила. Египет

16. Ярко окрашенные поля, департамент Vaucluse. Франция

И снова Франция - Heart in Voh в Новой Каледонии

17. Национальный парк Ivindo. Габон


18. Фруктовые деревья среди пшеницы. Македония. Греция

19. Поле на границе между Доминиканской Республикой и Порт-о-Пренс. Гаити

20. Лагуны Лос-Микос, регион Сан-Педро-Сула. Гондурас

21. Реки с вулканическим пеплом. Исландия

Горная местность вблизи Maelifellssandur. Снова Исландия

22. Стадо Зебу (дикие быки). Штат Муту-Гросу. Бразилия

23. Сбор морских водорослей, Бали. Индонезия


24. Оливковые плантации. Израиль


25. Деревня вблизи города Сиена, регион Тоскана. Италия


26. Сбор хлопка. Кот-д’Ивуар

27. Ирригационная система в пустыне Wadi Rum. Иордания

28. Бегемоты на озере Найваша. Кения

29. Всадники к югу от озера Иссык-Куль. Киргизия

30. Деревня возле города Ambatolampy. Madagascar


31. Деревня. Мали


32. Караван в дюнах. Мавритания


33. Горы Порт-Луи и Ле-Пус, остров Маврикий. Республика Маврикий


34. Вспашка земли вблизи города Замора. Мексика


35. Подготовка рыболовных сетей в порту Агадир. Марокко


36. Деревенька Химба, регион Кунене, Намибия


37. Рисовые поля на юге Покхара, регион Пахар. Непал


38. Поля тюльпанов около городка Лиссе, что вблизи Амстердама. Нидерланды


39. Торговые караваны. Нигерия


40. Поля Норвегии


41. Рисовые поля в Джебель Ахдар. Оман


42. Дорога Hiram Bingham, ведущая к Мачу-Пикчу - городу потерянных Инков. Перу


43. Шоколадные горы. Остров Bohol. Филиппины


44. Извержения вулкана на Камчатке. Россия


45. Свалка отходов недалеко от города Дакар. Сенегал


46. Стадо овец около города Мурсия. Испания


47. Торнадо на Балтийском море у берегов Швеции


48. Небольшая деревенька вблизи города Женева. Швейцария


49. Три повозки, участвующие в сборе урожая на рисовых полях. Тайланд


50. Поля на склонах долины. Борозды поля сделаны в специальном направлении, позволяющем удерживать дождевую воду. Тунис


51. Сельскохозяйственный ландшафт. Турция


52. Уффингтонская белая лошадь — сильно стилизованная меловая фигура длиной 110 м. Англия


53. Большой призматический источник в Йеллоустоунском национальном парке. Благодаря ярко окрашенным бактериям и водорослям дно мелкого озера, образовавшегося у выхода источника, переливается всеми цветами радуги. США


54.Одинокая пальма среди реки в национальном парке Канайма. Венесуэла