Как мотивировать подростка к учебе. Мотивация на учебу: как стимулировать ребенка к получению новых знаний

12.10.2019 Виды

Если ребенок не хочет учиться, если ему скучно и лень, это становится большой проблемой для родителей. Как активировать волшебную мотивацию и помочь детке получать удовольствие от учебы? - попробуем разобраться! Ведь когда ребенок сам бежит в музыкалку или сам и вовремя садится за уроки, - это не только экономит родительские нервы, но и позволяет ученику добиваться лучших результатов. На самом деле лучших.

Когда мозг в восторге

У нейропсихологов есть своя история о том, откуда берется счастье. Представьте наш мозг: толпы нейронов, снующие между ними химические агенты, кровеносные сосуды и электрические импульсы. Когда человек приступает к какому-то занятию, в коре головного мозга активизируется зона, которая за это занятие отвечает. Скажем, мальчик играет в футбол: он умеет бить по мячу, принимать передачу, он активно и радостно обменивается сигналами с другими игроками, - одним словом, он в своей тарелке. В его мозге активно включается хорошо развитый «футбольный» участок коры, клетки омываются свежей кровью, густо пробегают электрические разряды, выделяются стимулирующие вещества, плетутся новые нейронные связи, все сияет, искрит, пульсирует, как на празднике, - и субъективно это переживается как драйв, счастье и осмысленность.

А вот другой мальчик: он тоже играет в футбол, но при этом тайно мечтает скорее пойти домой клеить танчики, по мячу он бьет слабо и неловко, игроки шпыняют его за непонятливость, а тренер недовольно морщится. В это время «футбольная» зона коры, конечно, включается и оживает, но сигналы по ней бегут слабые и разрозненные, выделяются стрессовые вещества, а участок коры «про танчики» постоянно пытается перехватить лидерство. И субъективно мальчик переживает это как раздражение, скуку и пустую трату времени. Счастья в этом мало, не говоря уже о смысле: мальчику может казаться, что глупее нет занятия, чем отбирать друг у друга мячик на поле.

Хорошая новость заключается в том, что даже не слишком любимое занятие заставляет мозг работать и отпускать человеку энергию на действия. А значит у него есть шанс найти в своих делах светлые и вдохновляющие моменты (например, когда удар по мячу будет удаваться все лучше) - стать счастливее и захотеть развиваться дальше. Самые несчастные люди, с точки зрения биохимии мозга, - это скучающие бездельники, которые не знают, чем себя развлечь и как занять. Они лежат или слоняются без дела, ищут хоть какие-то стимулы и развлечения, чтобы победить мучительную скуку. Маленьким детям незнакомо это состояние, но как ни печально, к подростковому возрасту многие девочки и мальчики впадают в апатию и начинают лениться.

Существует миф, будто у человека есть «волшебная кубышечка» - запас сил, которые можно расходовать, а можно сэкономить - и тогда останется больше энергии «для себя» и «на удовольствия». На самом же деле, говорят ученые, силы приходят к нам, как молоко к кормящей матери: пока мама кормит малыша, у нее есть молоко, но как только младенца отлучают от груди - выработка молока понемногу прекращается. То же самое происходит с количеством энергии, которую мозг отпускает нам для действий: пока мы активны (а лучше всего - делаем дела с удовольствием), у нас есть силы, но как только мы отказываемся от дел - сил и счастья становится все меньше. Конечно же, отдых необходим, и трудоголики страдают не меньше бездельников, впадая в другую крайность. Но все равно именно разнообразная интересная работа головой, телом и душой дает счастье, симпатию к себе и ощущение полноты жизни - когда в течение дня в работу включается весь мозг, искрясь и пульсируя, как новогодняя елка. И как раз это ощущение счастья и драйва может стать отличным стимулом к развитию и мотивацией к учебе.

Как счастье помогает учебе?

А теперь зададим коварный вопрос про мальчиков и футбол: кто из героев нашей истории добьется лучших результатов? Кто будет усерднее заниматься и расти над собой? Казалось бы, ответ очевиден, и первый успешный мальчик скоро станет звездой стадионов, а второй отползет к своим танчикам со смесью стыда и облегчения.

Но здесь на сцену выходит важное слово - проактивность. В основе ее - волевое решение и живой интерес: «Я сам, я хочу, я сделаю, мне надо». Многие мамы нервно замирают, вспоминая кризис трех лет, негативизм и вредное детское «я сам!» по делу и не по делу - но именно так начинает проявлять себя детская воля. И если дать ей окрепнуть, то она приведет к успеху. Когда ребенок незаметно для себя принимает решение: «Я буду заниматься футболом, научусь кататься на скейте, буду играть в театре, мне нравится, хочу, мое», - то он почти победил. Потом у него может смениться интерес, он переключится с театра на уроки вокала (и имеет на это полное право), но именно настойчивость воли и страсть помогают расти и развиваться в выбранном деле.

Сложность в том, что проактивность включается только изнутри. Мама и папа могут сколько угодно хвалить, обещать подарить планшет и щенка за пятерки в музыкальной школе, но если ребенок не захочет заниматься сам - то результаты его будут средними, а интерес к занятию угаснет очень быстро, даже если у детки есть способности. Но бывает так, что случается странное: однажды ребенок начинает сам получать от своего занятия радость и кайф. Он сам вдруг слышит, что «Кошкин дом» на флейте-пикколо звучит сногсшибательно, он хочет еще, он видит в этом смысл, его самоуважение растет! Он играет «Во поле береза стояла» и просто млеет от своего могущества. Так включается «Я сам, хочу и буду», - и часто это подобно сходу лавины. Так ребенок идет к успеху, к самостоятельности и снимает с родителей мучительную обязанность изо дня в день заставлять чадо заниматься (ну, разве что поддерживать и подогревать).

Шутка в том, что проактивность включается иногда при загадочных обстоятельствах. Например, наш мальчик-с-танчиками может остаться в футболе из вредности и упорства, или из желания понравиться девочке, или из соперничества с другом, - и постепенно так втянется и научится получать от занятий столько удовольствия и драйва, что станет лучшим. Конечно, родители могут делать попытки помочь ребенку найти свою волшебную стезю: знакомить его с разными интересными темами, показывать захватывающие фильмы, приводить на выставки, на спортивные соревнования, в научные лаборатории... Другими словами - создавать вокруг ребенка богатое, эмоционально и интеллектуально насыщенное поле, чтобы ребенку было за что зацепиться умом и сердцем. Это очень похоже на «танцы с бубном», но иногда срабатывает (хотя часто проактивность включается, скорее, вопреки родительским усилиям).

Так, например, современный ученый-химик с мировым именем Артем Оганов рассказывает, что интерес к химии у него проснулся в четыре года, когда он «случайно» нашел в шкафу отличную детскую книгу по химии, которую подложила туда мама. Мама предлагала сыновьям разные темы, внимательно следила, на что они живо откликнутся, - и помогала им расти в этом направлении. Мама другого известного «мальчика» - Бориса Гребенщикова старалась показывать ему самые интересные вещи, с которыми сталкивалась сама, - книги, музыку, театральные постановки, занятия в творческих студиях, - и тоже шла вслед за интересами сына.

Получается, что лучшее, что может сделать родитель, - это обеспечить ребенку разнообразные стимулы, дать ему свободу выбора и внимательно следить за деткой. Если видим, что ребенок включился, с радостью погружается в тему, глаза блестят и шестеренки крутятся, - ура, удача! - поддерживаем и помогаем движению. Рецепт для подавления воли и проактивного начала тоже прост: побольше контролировать ребенка, ходить за ним по пятам и выбирать ему занятия на свой вкус, уныло нудеть об обязанностях и глушить инициативу.

Как комфорт отбивает желание учиться

В родительских умах долгие годы живет идеал благополучного и развитого ребенка. Его растили в любви и оберегали от психических травм, помогали развивать разные способности, водили на концерт в ползунках, выбирали лучшую школу, нанимали репетиторов… ГВ по требованию и совместный сон плавно перетекают в английский язык с носителем и тренинги лидерских качеств. При этом психологи говорят, что в подростковом возрасте благополучные детки, с которыми слишком много занимались, нередко впадают в апатию и ничего не хотят. Точно так же как «золотая молодежь» часто имеет диагнозы «депрессия + различные зависимости».

И здесь еще раз хочется повторить максиму: только собственная активность дает устойчивое ощущение счастья и мотивацию к развитию. Родители порой так сильно хотят дать ребенку хороший старт, что нагружают его ответственностью и очень полезными занятиями, помогают выучить языки, освоить науки, побеждать в олимпиадах, рисовать и играть на музыкальных инструментах. Ребенок занят и пристроен к делу, он успешный и милый, но ему некогда продохнуть, поскучать, посмотреть по сторонам и Самому захотеть чего-то добиться или что-то освоить. Казалось бы, у человека есть все данные для триумфального вхождения во взрослую жизнь, он все умеет, - но не знает, чего хотеть, его глаза не горят, он движется по накатанной и не находит внутри себя стимулов к активным действиям и развитию.

Само собой, у любого подростка или взрослого человека есть все шансы прислушаться к себе, найти свою точку приложения сил, включить проактивность и счастливо двинуться вперед. Но дадим слово статистике: дети, которых слишком опекали и направляли, так же, как и дети, которыми слишком пренебрегали, - во взрослом возрасте более склонны к девиантному поведению, депрессиям и психическим нарушениям. В то же время дети, которым уделяли среднее количество внимания, во взрослом возрасте гораздо чаще остаются в границах нормы.

Хочу и надо - меж двух огней

Получается, что такой простой вопрос: «Как помочь ребенку хорошо учиться?» - на самом деле связан с жизнеполагающими темами про счастье и волю, поиск своего дела, свободу и границы. И как раз тема свободы и границ дает еще несколько важных и конкретных ключей к успеху.

И в детской, и во взрослой жизни есть два берега: Хочу и Надо. Если высадиться на один из этих берегов и помахать ручкой другому, то можно смело прощаться с покоем и надеждами на счастье. Единственный выход - соединять их мостом. С одной стороны, ребенку необходимо привить ответственность и дисциплину, чтобы он освоил важные для жизни навыки, учился взаимодействовать с людьми, получил аттестат и профессию, в конце концов. И был жив-здоров. С другой стороны, на ребенка нельзя слишком давить, чтобы он не закрылся, не впал в уныние от избытка обязанностей, а мог дышать вполне свободно и выбирать те дела, которые делают его счастливым и значимым.

Мера дисциплинарных воздействий подбирается индивидуально, с учетом возможностей и привычек каждой семьи: одного ребенка нужно хвалить и подталкивать, другого выслушивать и заманивать, - честная родительская интуиция и любовь пополам с уважением делают свое дело. Но существуют также вполне рабочие методы, которые помогают укрепить самостоятельность, ответственность и удовольствие от учебы, даже если речь идет о нелюбимой алгебре. Конечно, в итоге ребенок не примется целовать учебник, но его знания и уверенность в себе могут заметно подрасти.

Как помочь ребенку захотеть учиться

Постепенно передавайте ребенку ответственность за уроки, оценки и ориентирование в школьных делах. Если домашнее задание для первоклашки записывает мама, а уроки помогает делать вся семья, то к средней школе нужно донести до детки мысль, что учеба - это его работа. Его будут поощрять за успехи и помогут, если все плохо, но надеяться нужно на себя. И передайте эту ответственность честно: ведь порой мамы сами не замечают, как въедливо контролируют ребенка, будто его учеба - это мамино дело и мамина честь. Не впадайте в панику из-за его провалов, не кидайтесь чуть что спасать детку своими крепкими руками - тогда ребенок ощутит ответственность всерьез. И ощутит гордость и уверенность, когда научится справляться с проблемами сам.

Не забывайте о пряниках. Часто родители размахивают кнутом и применяют карательные меры, когда ребенок приносит двойки и замечания, но слишком вяло реагируют на хорошие результаты. А хорошие результаты - это не только пятерки и победы в олимпиадах, это еще и умение собраться вовремя, помнить о секциях и факультативах, разные интересы, которые ребенок приносит из школы. Раньше дочка делала уроки до десяти вечера, а теперь все заканчивает к восьми? - несомненный успех! Хвалите ребенка, делайте для него что-то хорошее, просто чтобы отметить какое-нибудь школьное достижение. Это не подкуп - просто важно, чтобы учебные обязанности больше ассоциировались у ребенка с радостными и позитивными вещами.

Научите ребенка в разных школьных делах находить плюсы и бонусы. Нужно написать реферат по музыке? - помогите выбрать такую тему, от которой ребенок просияет. Скучно на геометрии? - зато можно вот так рисовать красивые фигуры и точки. Не запоминаются даты по истории? - зато учитель рассказывает интересно. Чем больше интересных и бодрящих нюансов найдет для себя ученик, тем легче и охотнее он будет заниматься.

Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» - и пошел играть в Лего, Майнкрафт (или клеить танчики). Награда - это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство исполненного долга, - научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах. Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду прежде, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!

Замечательный метод справляться с монотонной работой - разбивать ее на части. Тогда при завершении каждого этапа, когда ученик «выдыхает» и внутренне гладит себя по головке, мозг получает положительную обратную связь и подкрепляет успех небольшой порцией гормонов удовольствия. От этапа к этапу удовольствие будет расти, пока ученик все не закончит.

Отличный рабочий способ усилить учебную мотивацию - это связать учебу с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. Дальше мозг уже сам наладит внутренний распорядок, логистику, систему поощрений и стимулов. И тогда учеба - это уже не тяжкий труд с постным лицом, а рабочее пространство возможностей и радостных находок!

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)

Что такое счастье? Каждый человек хочет быть счастливым, успешным, здоровым и красивым. Но зачастую счастье – это не большая ответственность, сотни подчиненных и внушительная зарплата. Счастье – это возможность заниматься любимым делом, наслаждаться им изо дня в день и получать от этого доход. Для чего мы живем, если человек вынужден каждый день идти на нелюбимую работу, терпеливо ожидая конца рабочего дня? Зачем нужна учеба, если она скучная, сложная и непонятная, если там нет друзей, а учительница слишком строга? Для чего такое времяпровождение? Сегодня мы поговорим о мотивации для ребенка. Ходить в школу нужно, это бесспорно. Но как сделать этот процесс легким и интересным? Как увлечь ребенка, чтобы он ходил в школу с удовольствием и с радостью получал новые знания?

Как привить ребенку любовь к учебе

Современные родители с самого рождения стараются сделать из ребенка всесторонне развитую личность. С младенчества таскают по развивающим центрам, с трех лет отдают в спортивные секции, занимаются языками и творчеством. Одно дело, когда ребенку нравится что-то одно. И другое, когда малыш похож на загнанную лошадь, ему некогда просто поскучать, погулять на улице, побездельничать. Зато мама чувствует себя прекрасно – она делает из ребенка успешного человека. Но зачастую дети быстро перегорают, не хотят ничем заниматься, даже школьные уроки им больше неинтересны. Чтобы учеба была в радость, нужно знать несколько мотивационных аспектов, которые следует применять регулярно.

Используйте знания
Дайте ребенку воспользоваться тем, что он уже изучил. Ведь кому может понравиться скучная теория? Если малыш уже знает счет, позвольте ему сосчитать стоимость купленных товаров в магазине. Проводите физические и химические опыты на бытовом уровне. Самое интересное – это пользоваться языком. Если у вас есть возможность встретиться с незнакомым носителем языка – не упускайте ее, обязательно поговорите с ним. Это может быть пассажир на соседнем кресле в самолете, иностранец на площади — кто угодно. Главное, чтобы человек был настроен позитивно.

Учитесь учиться
Процесс получения информации тоже немаловажен. Если ребенок получает все в готовом виде, обучение становится скучным и неинтересным. Иногда ребенок просит маму или папу объяснить что-то, что родители и сами уже не помнят. В таких случаях не нужно стесняться говорить малышу, что вы этого не знаете или не помните. Это совсем не стыдно. Стыдно не стремиться к знаниям. Обязательно поищите интересующую вас тему в интернете, попробуйте найти информацию в книгах, встретьтесь с компетентными людьми, наконец. Научите ребенка искать нужную информацию и стремиться к знаниям, ведь это так интересно.

Пример
Иногда мотивацией для ребенка может стать удачный пример. Посмотрите вокруг или даже на себя. Покажите малышу, что люди становятся успешными и богатыми не потому, что деньги достались от родителей или выигрались в лотерею (хотя такое тоже бывает). Зачастую успех – это труд, сообразительность, упорство и смекалка. Объясните ребенку, что он должен учиться и всесторонне развиваться, если хочет чего-то добиться в будущем. Обязательно покажите и обратный пример – тот, кто не учился, не получил никакого образования, вынужден работать за малую плату, потому что человек не умеет делать чего-то уникального.

Главное не оценки, а знания!

Ожидание пятерок — это одна из самых распространенных ошибок родителей. Вечером каждого дня они спрашивают, какие оценки ребенок получил в школе. Но на самом деле важно спросить, чему малыш сегодня научился в школе, о чем новом узнал, с чем познакомился. Не вынуждайте ребенка учиться на одни пятерки – это еще одна большая ошибка. Не может человек быть асом и в гуманитарных и в точных науках. Главное ведь не цифры в дневнике, а возможность выбрать направление в жизни. Будущему филологу совсем не понадобятся логарифмы, а инженеру необязательно знать о тонкостях почкования. Мы не говорим вам о том, что ребенок должен забросить половину неинтересных предметов. Просто не требуйте быть идеальным во всех сферах, иначе у него разовьется синдром отличника, когда ребенок очень остро переживает малейшую неудачу, болезненно относится к критике, когда он только выполняет поставленные задачи, но не может сформировать их самостоятельно.

Будьте в курсе событий
Иногда ребенок не хочет ходить в школу, и на это есть веские причины. Возможно, он не нашел общего языка с учительницей, может быть его обижают сверстники или он по каким-либо причинам опозорился перед одноклассниками. Именно поэтому нужно всегда быть в курсе того, что происходит у ребенка в школе. Для этого обязательно регулярно общайтесь с классным руководителем, узнавайте, с кем дружит и общается ваше чадо. Но важнее всего выстроить доверительные отношения с самим ребенком, не запугивать и не ругать его, когда он что-то рассказывает. И тогда вы будете первыми узнавать обо всех событиях и проблемах в школе, вплоть до романтических чувств к представителям противоположного пола. Это позволит вам быстро реагировать на проблемы, а не дожидаться, когда преследования сверстников превратятся в полное нежелание ходить в школу.

Структурируйте задачи
Иногда ребенок не хочет учиться, просто из-за того, что ему все кажется сложным и невыполнимым. Научите его преодолевать эти сложности, для этого нужно структурировать поставленные задачи. Задали написать реферат по музыке? Сначала нужно найти интересную тему, почитать о ней в интернете, найти в библиотеке бумажную книгу и взять информацию оттуда. Возможно, у вас есть соседка, которая работала в консерватории, она не откажется дополнить реферат интересными фактами. Это только кажется, что сложно, но если разложить большую задачу на маленькие задания, выполнение домашней работы не представляет собой особой проблемы.

Не учитесь за ребенка
Если мама до средних классов продолжает помогать ребенку делать домашнее задание, у него не остается чувства ответственности за свои поступки и действия. Ребенок должен понимать, что в семье каждый выполняет свою часть обязанностей. Мама и папа работают, младшие дети ходят в детский сад, бабушка готовит еду и т.д. А его работа – это ходить в школу и получать знания. Когда ребенок сможет сам нести ответственность за домашнее задание, он научится распределять свое время, будет быстрее справляться с поставленными задачами. Безусловно, нужно помогать ребенку с тем, что у него не получается, но контролировать процесс полностью не стоит.

Поощряйте ребенка
Согласитесь, что на двойку вы реагируете гораздо более бурно, чем на пятерки и четверки, которые ребенок приносит из школы ежедневно. Просто потому, что вы привыкли к этому. Обязательно хвалите свое чадо, какого бы возраста он ни был. Скажите, что в этот раз контрольная удалась ему лучше, отметьте похвалу учителя, расскажите об успехах всем домашним. Это только кажется, что хорошие отметки должны быть в порядке вещей. Но на самом деле, ребенок очень чувствителен к поощрениям.

Не сравнивайте
Ни в коем случае, никогда не сравнивайте ребенка с его одноклассниками, старшими братьями и сестрами. Так вы не только сеете враждебность, но и взращиваете у него комплекс неполноценности. Не говорите, что у соседа по парте сочинение оказалось лучше. Просто спросите у своего сына, что помешало ему написать сочинение так хорошо, как он обычно это делает.

Развивайте свое чадо
Это не значит, что ребенка нужно отдать в первый попавшийся кружок, который находится рядом с домом. Наверняка, малышу нравится какой-то предмет, будь то музыка, химия или математика. Вот тут-то и должны применяться ваши родительские обязанности. Нравится ребенку музыка – отведите его в музыкальную школу, помогите выбрать инструмент, найдите хорошего учителя. Если ребенок увлечен химией, можно купить ему энциклопедию и маленькую детскую лабораторию со специальными реагентами – благо сейчас все это есть в доступной продаже. Математика очень пригодится в конструировании – отведите ребенка в кружок «Юный техник». Обязательно следите за малышом и его увлечениями, развивайте его по интересам.

Биографии

Еще одна прекрасная мотивация – прочесть биографии успешных людей в той сфере, которая привлекает ребенка. Если ему нравится русский язык, обязательно прочтите биографии известных писателей и журналистов, поговорите с ребенком о достижениях этого человека.

Закон социальной психологии гласит – ребенок тянется за своим окружением, не хочет отставать от уровня детей, находящихся рядом. Поэтому очень важно выбирать коллектив, где будет находиться малыш. Мотивация к учебе – это постоянная и ежедневная задача родителей, которые должны с пониманием, любовью и терпением относиться к ребенку, отвечать на его вопросы, вовремя поддерживать его. И тогда обучение будет легким и интересным. А наказаниями, придирками и угрозами ничего не добиться – помните об этом.

Современный мир полон информации, любому специалисту необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, если он хочет оставаться профессионалом в своем деле. Поэтому очень важно мотивировать ребенка не запоминать школьную программу, а уметь вовремя найти нужную информацию, воспользоваться ею, быстро осваивать новые инструменты для работы. И тогда он вырастет успешным и конкурентоспособным специалистом, который постоянно двигается вперед.

Видео: как мотивировать ребенка учиться

Вот и отшумело первое сентября! Вы проводили своего ребенка в школу, радуясь за него. А в глубине души, снова засквозила тревога, что вашему школьнику будет трудно. Пройдет две, три недели и детское чувство радости, сменится хандрой полной потерей мотивации к обучению.

Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей

Общаясь на разных форумах родители перечисляют много способов повысить мотивацию детей к обучению. Они предлагают ставить в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.

Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем.

Мнений много, но нам хочется предложить вам взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с нескольких сторон.

Мотивация к обучению: научный подход

Первым мы рассмотрим научный подход и взглянем на истоки происхождения термина «мотивация» .

Этот термин происходит от английского «movere» - «двигать» . Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить кубики, он был очень горд собой, а на пятый раз, остался совершенно спокоен.

Вот так, выглядит мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны.

Итак, подводя итоги нашего научного блока, мы сможем сделать вывод, что мотивация к обучению закладывается с младенчества и стимулирует нас к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Мотивация к обучению: психологический аспект

Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткроет завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации к обучению. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие:

Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

Установив для себя правила приведенные выше, вы сможете дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию. Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха. В чем же заключается самостоятельность школьника?

По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне , когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

Вы можете возразить, что маленький ребенок еще не в состоянии самостоятельно ставить планы и принимать решения. Но помощь взрослого и заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной гиперопекой.

Для воспитания самостоятельности можно предлагать на первых порах (пока ребенок сам не научится ставить перед собой цели) варианты действий: «У тебя не получается задача. Что ты будешь делать?» (варианты: сделать сначала те уроки, что получаются; позвонить однокласснику; отложить до прихода того из родителей, кто может помочь, и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому языку. Что нужно повторить в первую очередь? На что обратить внимание во время диктанта? Что нужно сделать в конце диктанта?».

Эти алгоритмы очень полезны для выработки самостоятельных действий детей, так как они учат ребенка вырабатывать свой собственный алгоритм и в различных ситуациях. Для формирования мотивации к обучению у школьника запишите алгоритмы его действий в виде схем и повесьте этот лист над письменным столом ребенка, чтобы он с ним сверялся.

Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.

Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

Мы надеемся, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения. Желаем Вам удачи!

Центр развития Гармония.

Мы работаем для детей и взрослых.

Эта статья в помощь родителям, которые хотят помочь своему ребенку. Если у вашего ребенка недостаточно желания и мотивации к учебе, надеюсь, вам помогут эти советы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как мотивировать подростка к учебе

Один папа однажды задал мне серьезный вопрос: «Как можно мотивировать подростка к учебе?» Проблема вполне понятная и, увы, многим знакомая. А вот писать о ней и советы давать довольно сложно. В случае с дошколятами у меня всегда есть уверенность, что получится. Ну, не бывает малышей без познавательной потребности. Требуется всего лишь эту потребность в правильное русло направить. А вот с подростками «легкая артиллерия» не поможет. Да и тяжелая тоже - ругань, шантаж и наказания лишь усугубят ситуацию.

Что же делать?

Помнить, что движущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она нужна и удовлетворение от промежуточных результатов. Подросток должен осознать ценность обучения. Сам. По-настоящему (а не «да-да, пап, я с тобой согласен - только отвяжись!»).

Разговоры о том, что школа дает необходимые знания, что без образования не найти хорошую работу, что именно сейчас закладывается фундамент будущего - могут иметь смысл, когда подросток готов вас услышать, когда он уже самостоятельно эти вопросы поднимал и их обдумывал. В противном случае, вы просто тратите время (мели, Емеля, твоя неделя - а я тебя не слышу).

Что же, ничего нельзя придумать? Можно, но стоит забыть о нравоучениях и лобовой атаке. Пойдем обходными путями.

Самый простой вариант: ваш ребенок имеет некое увлечение, которое, возможно, станет его призванием. При этом его увлечение уже привязано (или легко может быть привязано) к к тому или иному школьному предмету - математике, программированию, английскому, биологии,…. В этом случае стоит подкидывать подростку информацию об интересующих его вещах. Увлекается компьютерами? - расскажите о новейших разработках в этой области. Кто создает программное обеспечение или придумывает компьютерные игрушки, где и в каких компаниях эти люди работают, где можно научиться чему-то интересному и познакомиться с профессионалами. Посмотрите с ребенком видеоролики в YouTube с выступлениями Цукерберга, Джобса (кого уважает ваш отпрыск? ;)) Упомяните, что компании вроде Google и Microsoft ведут «охоту» за талантливыми студентами. Но чтобы в их сети попасть и получить опыт работы в уникальной среде, необходимо быть именно студентом. И, желательно, студентом хорошего ВУЗа. А для того, чтобы в этот ВУЗ поступить… Понимаете, к чему я клоню?

Обратите внимание: сначала подкидываем интересную ребенку информацию. Не один раз, а в течение некоторого времени. Пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность и поддержку. И лишь потом ненавязчиво обсуждаем вопросы, связанные с ВУЗом и учебой.

Второй вариант: с призванием и даже направлением ребенок пока не определился, но есть у него разные увлечения, из которых можно вытащить кое-что полезное. Если, конечно, подойти к ситуации творчески и с умом К примеру, ваш ребенок - фанат музыкальной группы. Американской. Предложите ему перевести пару любимых песен. Сложно? - а вот со знанием английского было бы куда проще. И можно было бы общаться на форумах с фанатами из других стран…

Дочка любит просматривать «луки» звезд? - найдите англоязычный сайт на эту тему…

Сын постоянно играет на компьютере? Попробуйте показать ему Scratch - программу, с помощью которой можно легко свои собственные игры создавать. Глядишь, чадо программированием увлечется.

Ваша задача: «привязать» интересы ребенка к тому или иному школьному предмету. Сделать этот предмет полезным инструментом, помогающим подростку.

Вы скажете: «А как же остальные предметы?». А дело в том, что если ребенок начинает чем-то увлеченно заниматься, английским, к примеру, то и ситуация с учебой в целом нормализуется. Во-первых, подросток получает опыт глубокого изучения определенного предмета, упорной и целенаправленной работы, который потом сможет перенести и в другие области. А во-вторых, его увлеченность поможет ему перейти в категорию «почти определившихся» детей, которую мы обсуждали выше.

Самая сложная ситуация. Никаких увлечений, хоть сколько-нибудь связанных с учебой, у вашего ребенка не имеется. Ему лишь бы с друзьями гулять, да лодыря гонять. В этом случае частенько трудотерапия помогает. Да-да, я абсолютно серьезно. Один мой знакомый своего загулявшего сына к себе на склад устроил. Чтобы тот летом поработал - 8 часов в день, как положено, и со стандартной (смешной) зарплатой. - Хочешь, сынок, так всю жизнь работать и копейки считать? - Можешь больше не учиться. Осенью сын за ум взялся. Школу закончил и в хороший ВУЗ поступил.

Идея простая: позволить ребенку не на словах, а на деле почувствовать прелесть низкоквалифицированного труда. А дальше - пусть думает.

А теперь самое важное. Попробуйте честно самим себе на вопрос ответить: что именно вы хотите от вашего ребенка? Чтобы у него был приличный аттестат? Или чтобы он нашел свое призвание, был по-настоящему увлечен чем-то, мог самостоятельно искать информацию и упорно работать в интересной ему области? Помните, что второй вариант совсем не обязательно будет подразумевать выполнение первого.