Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения. Недостатки традиционного чтения. Правильное публичное чтение

02.09.2019 Виды

Как правильно читать? Вопрос, казалось, несколько глупый. Если не говорить о знании грамоты, то бери книгу и читай себе на здоровье. На самом деле, не все так просто. Книги практически все мы читаем для собственного развития. А вот эффективно ли мы извлекаем для себя наиболее полезное? Особенно это касается книг по саморазвитию, психологии и так далее.

Итак, назовем основное условие того, что вы поймете, как правильно читать книги, и будете извлекать из этого процесса максимум полезной информации. Необходимо страстно желать научиться тому, что описывается в конкретном издании. То есть вы, как читатель, должны твердо решить для себя, что хотите и будете развивать все качества и навыки, которым книга учит вас. О ней должно сложиться максимально полное впечатление. Не стоит из желания сэкономить время пропускать какие-то главы или разделы. Если материал, изложенный в ней, необходимо запомнить, то одного прочтения будет явно недостаточно. Часто бывает, что человек пропускает важные моменты. В процессе прочтения нужно глубоко осмысливать написанное, останавливаясь то и дело. Можно запастись простым карандашом и подчеркивать важные моменты. При повторном очень поможет. Если изложенный материал для вас действительно важен, то память стоит освежать примерно раз в месяц. Просто просмотрите книгу, остановитесь на подчеркнутых моментах. Полученные знания обязательно следует закреплять на практике.

Касается вопроса о том, как правильно читать научную литературу, книги по самосовершенствованию и так далее. А вот с другими изданиями вы вольны поступать, как считаете нужным. Если вы читаете не имеет значения, как вы будете это делать. Некоторые, например, предпочитают изучать такие книги по порядку, другие же намеренно заглядывают на последние страницы, чтобы знать развязку.

Есть еще один вопрос, который волнует нынче многих. В наш век, когда количество печатной информации просто зашкаливает, такое умение будет весьма ценным. Поэтому, как правильно читать, конечно, важно, но куда лучше научиться делать это максимально быстро, чтобы развиваться с более высокой скоростью. Итак, что для этого нужно?

Во-первых, поменьше возвращайтесь глазами к уже прочитанному. Если же вам это нужно для полного понимания написанного, то стоит уделить внимание лишь отдельным фрагментам.

Во-вторых, вы должны определить для себя, какова цель прочтения той или иной книги. Если речь о профессиональной и учебной литературе, то она обычно изучается с целью получения конкретной информации. Вот на ней и сконцентрируйтесь.

В-третьих, необходимо научиться воспринимать текст, используя дифференциальный алгоритм, а в него входят ключевые слова, обязательно - смысловые ряды, и доминанта. Что все это значит? При прочтении подчеркивайте ключевые слова, которыми выражается основная смысловая нагрузка, карандашом. Из них формируются смысловые ряды, они позволяют вкратце понять, о чем идет речь в конкретном абзаце. Доминанта же выражает смысловую часть текста, но при этом ее формирует сам читатель своими словами после осмысления полученной информации.

В-четвертых, стоит читать про себя. Главным врагом скорочтения является артикуляция. Не следует при этом вслух произносить отдельные слова и даже шевелить губами. Если не получается, зажмите во рту карандаш. От артикуляции можно избавиться, если выстукивать ритм рукой в процессе чтения.

В-пятых, просто необходимо развивать Так вы будете быстрее находить нужную информацию в тексте, при этом ориентируясь на ключевые слова. Текст в идеале должен восприниматься целыми абзацами, а не строками или словами. Вы должны держать одну страницу в поле своего зрения.

В-шестых, вам следует развивать внимание. Ведь такие его качества, как устойчивость, концентрация, объем, переключение и распределение, делают чтение продуктивным.

Прежде чем говорить о том, как научиться быстро читать, следует задать вопрос, а зачем вообще нужно чтение. Что мы приобретаем во время прочтения литературы, в особенности сегодня, когда бумажный носитель информации можно заменить аудиокнигами и просмотром экранизаций интересных сюжетов.

Может уже и нет такой острой нужды в чтении?

Зачем нужно чтение

Только благодаря чтению человек может развивать свою грамотность. Согласитесь, абсолютно все правила написания слов мало кому запомнились, разве что преподавателям русского языка.

А начитанному человеку эти правила и не нужны, так как написание любых слов он легко может восстановить в своей памяти.

Даже правописание редко встречающихся слов можно воспроизвести на основе ассоциаций и знаний прочитанной массы слов.

Приоритетом для чтения всегда была художественная литература, так как в ней высокий словарный запас, а также воспринимается и читается она значительно легче, чем техническая или научная литература. Да и о том, что художественная литература интересней и увлекательней никто спорить не будет.

Благодаря чтению развивается образное мышление человека. Образы в фильмах порождаются картинками, которые мы просматриваем. А во время чтения происходит процесс сотворчества писателя и читателя. Воображение читателя творит и создает образы. В процессе чтения мозг тренируется и развивается.

Человеческие переживания и чувства, которые передает в литературе автор – это пережитый опыт человечества. Мы не в состоянии пережить все доступные нам эмоции и переживания за такую короткую жизнь. Воспитать эти чувства помогает проводник – книга, благодаря которой мы можем тонко понимать то, что чувствуют другие люди и лучше понимать свои эмоции.

Недостатки традиционного чтения

Ученые долго выясняли вопрос о том, почему люди читают так медленно, и им удалось установить пять основных недостатков медленного традиционного чтения:

  • Регрессия при чтении, то есть постоянное возвращение глаз на уже прочитанные строки с целью повторного чтения. Большинство из нас возвращаются, и даже не однажды, к исходной позиции прочитанного текста. Эта неуверенность в себе и приводит к тому, что прочитанные строки так и не запоминаются. Многократность возвратов разрушает цельность прочитанного текста.
  • Отсутствие программы чтения. Мы привыкли читать так, как придется. Но есть такая литература, которую действительно стоит читать медленно и внимательно. И наоборот, литература, которую нужно читать быстро, и ее большинство.
  • Проговаривание про себя читаемого текста, то есть артикуляция. На этот процесс люди тратят достаточное количество времени, так как подключается инерционный слуховой анализатор.
  • Невысокое поле зрения. Глазами во время их остановки на тексте воспринимается максимум три слова, а техника скорочтения предполагает охват всей страницы сразу. Вертикальное движение глаз лежит в основе быстрого чтения.
  • Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Мы можем читать даже тогда, когда мысли витают где-то далеко.

Упражнения для скорочтения как раз и помогают ликвидировать те недостатки, которые мы допускаем при традиционном чтении книг. Методика скорочтения формирует новые принципиально отличные способы чтения, развивает новые структуры мозга и повышает его активность. Н. П. Бехтерева говорила, что мозг должен работать, и чем больше он работает, тем эффективней результат его деятельности.

Основы быстрого чтения

Несмотря на то, что существует множество школ и методик скорочтения, в их основе лежат одни психологические законы.

Люди обучаются ставить свой взгляд таким образом, чтобы видеть как можно больше слов. Наш взгляд скользит от начала строки до ее конца, и мы схватываем каждую букву, а в лучшем случае каждое слово.

В технике скорочтения взгляд фиксируется на определенном месте, с заданным ритмом. Текст усваивается хорошо и качественно в тех случаях, когда есть симметрия или равные составляющие. Существуют специальные приемы расширения поля восприятия, так как мы используем не всю широту восприятия, которую возможно использовать.

Учеными была разработана специальная гимнастика для глаз, благодаря которой диапазон зрения расширяется, и можно увидеть вместо одного слова целую строку. На создание этой методики понадобилось несколько лет труда большого коллектива ученых, которые досконально изучали вопрос: как научиться быстрому чтению. Их разработки проверялись многими экспертами и защищены десятками патентов.

Молодежь уже успела оценить эту методику, и с каждым годом растет число желающих освоить технику быстрого чтения.

Читаем правильно

Многие читатели жалуются на то, что сюжет книги не запоминается настолько, насколько хотелось бы. В чем причина такого результата чтения, может есть секреты того, как правильно читать книги, чтобы можно было бы и через месяц пересказать ее содержание?

  1. Перечитывая книги в метро или в очереди, не всегда получается запоминать их сюжет. Лучше выделить для чтения время в домашней, тихой и спокойной обстановке.
  2. Всегда следует иметь при себе карандаш или маркер, которым можно будет делать заметки или подчеркивать значимые для вас места. Если книгу портить жалко, то читать следует с блокнотом, для того чтобы записывать в него понравившиеся цитаты, интересные мысли и фразы.
  3. Специалисты советуют выбирать более узкий формат книги, что позволяет глазам не бегать по периметру страницы, а придерживаться ее середины. Этот метод дает возможность не только усвоить информацию, но и быстрее прочесть книгу, а также решить вопрос о том, как правильно читать книги.
  4. Всегда нужно помнить о закладке в книге, так как без нее место окончания чтения будет постоянно теряться. На поиски места и вторичное прочтение искомых мест уходит достаточное количество времени.
  5. И самое важное в вопросе о том, как правильно читать книги − это не стесняться узнавать значения неизвестных слов из книги, так пополняется словарный запас читателя. Знания значений различных слов позволят применять их в подходящих ситуациях.

Как успевать читать

Составляйте списки литературы, которую вам необходимо прочитать, да так, чтобы в него входила не только художественная литература, но и книги по психологии, научная литература или современная проза, которая сможет расширить ваш кругозор.

Каждый культурный человек, живущий в социуме, имеет определенный перечень того, что необходимо знать. Эти знания позволяют поддерживать беседу и понимать то, чем живет нынешний мир.

Списки мы можем составлять большие, но где взять столько времени на прочтение всей литературы, если кроме того, мы ежедневно имеем дело с текстами профессиональных книг, интернета, инструкций и другими.

Мы столько получаем информации, что среднему человеку не всегда под силу воспринимать и запоминать все услышанное, увиденное или прочитанное.

Для такого количества информации средней техники чтения недостаточно, оттого и стали появляться курсы и школы быстрого чтения, где можно выяснить как научиться быстро читать книги и постичь навыки техники скорочтения с помощью разнообразных методов и упражнений.

Техника скорочтения – актуальная тема для людей, занимающихся своим интеллектуальным развитием. Специалисту любого уровня необходимо идти в ногу со временем и знать о том, какие изменения происходят в жизни, о новых открытиях, новых именах.

Аналитическое чтение с высоким качеством усвоения прочтенного материала необходимо школьникам и студентам, чтобы на выполнение домашних заданий или изучения нового материала минимально затрачивать времени и усилий.

Упражнения для быстрого чтения

Мы нередко ловим себя на том, что читая книгу, мы останавливаемся, так как понимаем, что думаем о чем-то другом. Приходится перечитывать абзац за абзацем снова. Концентрация внимания отсутствует, и мы все снова перечитываем. Естественно, теряется время, и падает скорость чтения.

  • Для того чтобы избавиться от этой вредной привычки, ученые разработали метод форсирования скорости, в основе которого лежит принцип принуждения. Текст прикрывается листом бумаги, и независимо от того, прочли вы первую строку или нет, следующая строка уже открывается. Лист бумаги всегда движется чуть быстрее, чем мы успеваем прочесть предыдущую строку.
  • Затем, все происходит наоборот, независимо от того прочтена строка или нет, она закрывается листом бумаги, чтобы не было возможности прочесть все заново. Это упражнение приучает человека к концентрации внимания.
  • Еще одно упражнение, развивающее внимание – это работа с зашумленными текстами. Обычные слова вставляются в текст, нарушая его стройность, что заставляет читающего человека концентрировать свое внимание на важной информации.
  • Повысить скорость чтения на несколько шагов вперед позволяет упражнение, которое развивает антиципацию, то есть обучает умению домысливать текст. Для начала домысливаются окончания, затем слова и фразы, а дальше уже можно домысливать и абзацы. Это отличное упражнение для , расширения поля восприятия.

Если часто выполнять такого рода упражнения, можно заставить свой взгляд двигаться вертикально.

Когда начинать обучаться

Глупо спорить с тем, что читать необходимо, причем постоянно. Лучше всего приучать к этому ребенка с самого детства, только что касается развития навыков быстрого чтения, однозначно ответить никто не может. Есть мнение, что до 14 лет такое чтение может даже навредить, но это только мнение, никем не доказанное.

Психологи считают, что обучать детей нужно, только не насильно, а в виде игры. Ну а пока идут споры о вреде и пользе быстрого чтения, сама жизнь заставляет нас овладевать такой техникой. Сотрудники крупных компаний и правительственных учреждений, а также те, кому по долгу службы приходится работать с большим объемом документов, это уже почувствовали.

Человек, который быстро читает, не может стать рабом скорости. Приобретая основные навыки быстрого чтения, он совершенствует и память и глубину восприятия, и неважно в каком возрасте он начнет осваивать эти навыки.

Что делать, если нет желания читать

Что такое чтение – это основной инструмент обучения. Школьник, который читает медленно, ничего не успевает, у него пропадает желание читать и учиться.

Прививать любовь к чтению нужно еще с детских лет, вместе с тем развивается творческое и логическое мышление ребенка. А как заставить себя читать взрослому человеку?

Психологи утверждают, что нужно вырабатывать в себе привычку. Для начала следует подбирать интересную литературу и откладывать ту, которая не понравилась. Также рекомендуется составить перечень литературы для создания символа личных достижений и приучать себя к тому, чтобы отводить на чтение не менее получаса в день.

Как заставить себя читать, если при большом потоке информации доступ к бумажному носителю самый ограниченный. Легче включить телевизор или обратиться за помощью к интернету, чем позволить себе потратить время на поход в библиотеку.

Пониженный интерес к чтению связан не только с ускорившимся ритмом жизни. Современной молодежи недостаточно той литературы, которая раньше входила в школьную программу. Она желает знать больше о современном мире, о происшествиях, которые преподносятся не книгами, а телевидением и интернетом.

Чтобы не думать о том, как заставить себя читать, нужно знать, что только книга может развить речь человека, а также его логическое и творческое мышление, кроме того, она дисциплинирует, воспитывает необходимые человеку качества.

Привить любовь к чтению можно упражнениями, обучающими быстрому чтению. Это увлекательный процесс, который благодаря некоторым упражнениям превращается из процесса хаотичного неорганизованного в организованное занятие. Люди читают быстрее, а самое главное – они полнее и глубже понимают прочитанное.

Время чтения: 8 минут

Дети должны получать определенные навыки и знания от родителей. Все мамы и папы должны знать о том, как научить ребенка читать правильно в домашних условиях по букварю или используя другие методики. Это умение поможет малышу легче воспринимать окружающий мир, адаптироваться в школе, получать знания по другим предметам. Есть разные методы обучения детей чтению. Узнайте об их особенностях.

Как правильно и быстро научить ребенка читать

Некоторые родители полагают, что заниматься с малышом должны только специалисты, но это мнение ошибочно. Зная несколько секретов, проявив настойчивость и терпение, вы научите кроху азам быстрого чтения самостоятельно в домашних условиях. С такими навыками малышу будет гораздо проще адаптироваться в обществе, он значительно быстрее освоит программу школьного обучения.

Когда учить ребенка читать

Раньше этот навык прививали малышам только в школе, в крайнем случае, в детском саду, т.е. не раньше пятилетнего возраста. Сейчас времена изменились и детей начинать обучение рекомендуется чуть ли не с первого года жизни. Как родителям убедиться в психологической и физической готовности малыша заниматься:

  1. Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.
  2. Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом.
  3. Дитя знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве.
  4. У крохи хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. Если есть дефекты речи, запишитесь к логопеду на прием.

По какой азбуке учить

Как правило, для занятий используется классический букварь и некоторые другие материалы: плакаты, кубики, карточки. Многие родители, испробовав современные методики, возвращаются к тому, чтобы научить чтению обычным способом. Можете приобрести букварь, разработанный Натальей Жуковой. Эта педагог предлагает способ обучения, сочетающий в себе классические и оригинальные подходы.

Основные правила техники чтения

Стоит отметить, что некоторые действия родителей способны на всю жизнь убить в человеке интерес к книгам. Как правильно научить ребенка читать:

  1. Никогда не заставляйте. Старайтесь заинтересовать ребенка, рассказывая интересные истории. Читайте ему вслух, подавайте собственный положительный пример, так вы быстрее научите его. Не заставляйте ребенка и не ругайтесь, если он делает ошибки. Хвалите малыша за успехи.
  2. Сначала учите воспринимать звуки, а лишь потом переходите к буквам алфавита.
  3. Занимайтесь освоением слогов. Так выучить буквы будет проще.
  4. Регулярно повторяйте пройденный материал. Лучше делать это в игровой форме, не устраивайте тестов, потому что это может быть обидно.
  5. Сначала учите простейшие слова с повторяющимися складами (ма-ма). Затем можно переходить к более сложным заданиям. Подойдет схема слог-буква (ко-т, до-м). Когда малыш освоит технику чтения слов, научите элементарным, а потом сложным предложениям. Самыми последними вводите упражнения с й, ь, ъ. Это очень простой механизм для того, чтобы овладеть навыком чтения вслух.
  6. На прогулке просите малыша произнести, что написано на вывесках, рекламных щитах, так вы быстрее научите его читать.
  7. Выбирайте игры на знания отдельных букв. Купите кубики с алфавитом.
  8. Не учите названиям букв («эр», «эс»). Он может коверкать слова потом.
  9. Занимайтесь каждый день, чтобы научить читать. Не бросайте уроки, даже если вы считаете, что малыш уже все умеет.

Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях

Есть разные схемы занятий с детьми, предложенные специалистами. Родителям рекомендуется детально изучить особенности каждой из методик, выбрать предпочтительную и заниматься только по ней. Если вы будете использовать несколько схем занятий, то можете попросту запутать малыша, отбить у него желание учиться. Ознакомьтесь с несколькими популярными способами раннего обучения.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог предлагает начинать изучение с письма. Мария Монтессори советует детям рисовать прописные буквы. Должны использоваться такие методики, как обводка, штриховка. Потом нужно переходить к изготовлению букв из объемных материалов, к примеру, пластилина. Рисунки и макеты нужно составлять, складывать буквы, а уже на последнем этапе произносить слоги.

Методика Николая Зайцева

Один из популярнейших способов обучения, обеспечивающий быстрый результат. Прекрасно подойдет активным детишкам. Обучение ведется по кубикам со складами. Есть такие, на которых одна буква, и те, на которых две. Они разноцветные. Кубики с гласными звуками золотистые. Те, на которых звонкие склады, серого цвета и называются железными. Деревянные кубики коричневого цвета содержат глухие слоги, а белые и зеленые – знаки препинания. У всех них для простоты восприятия разное наполнение, вес и размер.

Все занятия с кубиками по методике Зайцева проводятся только в игровой форме. В комплекте идут таблицы со складами, которые должны быть всегда на виду, и примеры специальных упражнений. Склады нужно собирать по определенным принципам, петь, имитировать звуки животных. Игры вы можете придумывать и самостоятельно, вместе с малышом, опираясь на то, что будет ему интереснее.

Методика Глена Домана

Направлена на осваивание не звуков и слогов, а сразу целых слов. Они написаны на специальных карточках с картинками. Родители должны показывать каждую из них ребенку по 15 секунд, громко объясняя значение. Первые занятия должны быть очень короткими, не дольше 5-10 минут. Преимущества эффективной методики Домана:

  • подходит детям с рождения;
  • можно использовать индивидуальный подход, формировать определенный словарный запас;
  • всесторонне развивает;
  • материал можно сделать и самостоятельно.

Не лишена система Домана и ряда недостатков. Педагоги выделяют такие ее минусы и недочеты:

  • процесс обучения пассивный;
  • не воспринимается детьми старше трех лет.

С чего начинать учить ребенка читать

Обязательно подберите подходящие пособия для занятий. Используйте книги, плакаты, карточки и кубики. Этапы обучения:

  1. Познакомьте малыша с открытыми гласными. Произносите их и пропевайте.
  2. После начального этапа перейдите к звонким согласным.
  3. Запомните глухие и шипящие звуки. Только после этого вы можете переходить к обучению чтению по слогам. Запоминание букв, а не звуков, может вызвать сложности в будущем.
  4. Научите малыша составлять слоги из двух гласных. Он должен понимать, как соединяются звуки.
  5. Перейдите к слогам, в которых первая буква согласная, а вторая гласная. Это будет просто.
  6. Складывайте слоги с шипящими.
  7. Перейдите к закрытым складам (гласная-согласная).

Обучение ребенка чтению в игровой форме

Развлекаясь, малышу проще всего привить интерес к книгам. Есть много игровых методик, направленных на проработку техники чтения:

  1. Учите вместе короткие стишки, рассказывающие о буквах.
  2. Смастерите буквы самостоятельно. Чтоб выучить алфавит, собирайте их из подручных материалов: пластилина, счетных палочек, спичек. Можете вырезать их из картона и обклеить цветной бумагой.
  3. Создайте альбом, в котором каждая страница станет «домом» для буквы. Вклеивайте туда картинки со словами, которые с нее начинаются.
  4. Выберите изучаемую букву. Бросайте крохе мяч и называйте слова. Если в них он услышит нужный звук, пусть поймает мяч, а если нет – отобьет.
  5. Сделайте круглые карточки со слогами и поиграйте в «Магазин». Каждый склад – монетка. Покупатель дает одну из них и заказывает у продавца тот товар, который с этого слога начинается (ба – банан, ку — кукла).
  6. Напишите склады на карточках крупными жирным шрифтом. Разрежьте каждую по горизонтали и перемешайте. Пусть дитя соберет все половинки и прочтет слоги.
  7. Дайте малышу длинное слово. Пусть найдет в нем несколько маленьких.
  8. Сделайте карточки со слогами. Показывайте ребенку рисунок с изображением того или иного слова. Пусть составляет его из слогов.

Как учиться читать по слогам

Специалисты рекомендуют начинать делать это сразу, ребенку еще не обязательно даже знать все звуки. Тогда процесс обучения пойдет значительно быстрее. Используйте игровые методики, разные вспомогательные материалы. Если малыш уверенно составляет склады, переходите на этап собирания слов. Запомните, как правильно научить ребенка читать по слогам. Занятия должны проходить в последовательности, которая описана ниже.

Уроки чтения по слогам

Процесс должен быть последовательным. Из каких этапов состоит обучение чтению по слогам:

  1. Сначала составляйте простые слова из повторяющихся слогов (па-па). Следите за произношением.
  2. Переходите к легким и понятным словам из трех-четырех букв (ле-с, по-ле).
  3. Процесс усложняется. Научите ребенка читать слова из трех и более слогов (ко-ро-ва). Желательно заниматься с картинками.
  4. Переходите к чтению простых предложений (ма-ма мы-ла ра-му).

Как научить ребенка читать не по слогам

Объединение складов в слова занимает у детей много времени и внимания. Родители должны научить ребенка бегло читать, произносить слоги слитно, хорошо усваивать текст и воспринимать его целиком. Для этого есть такие методики:

  1. Чтение на скорость. Выбирайте тексты, подходящие по возрасту ребенку, и засекайте, сколько он сможет прочесть за минуту. Потом пусть перескажет краткое содержание текста.
  2. Перемешайте слова в предложении и пусть ребенок составит его правильно. Начинайте с простых примеров.
  3. Ролевое чтение. Выберите детскую сказку. Пусть ребенок озвучивает одного героя, а вы другого. Читайте по ролям. Это поможет малышу выбирать правильную интонацию, держать ритм, делать паузы в нужных местах, понимать смысл.
  4. Сложные слова. Ежедневно давайте малышу прочесть 2-3 раза порядка 30 слов, в которых много трудных сочетаний согласных звуков.
  5. Развивайте боковое зрение и логическое мышление, тренируйте память, правильное произношение, скорость чтения.
  6. Устраните логопедические и другие проблемы.

Как научить ребенка читать по букварю Жуковой

Эта книга предлагает сочетание традиционных и современных методик. Уже на третьем задании ребенку предстоит чтение слогов. Порядок знакомства с буквами автор предлагает свой, а не традиционный алфавитный. В книге есть подробные инструкции по проведению уроков, поэтому даже родители без педагогического образования легко смогут организовать занятие. Чтобы научить ребенка читать в домашних условиях, применяется такая схема:

  1. Знакомство с гласными и согласными.
  2. Учимся читать по слогам.
  3. Осваивание закрытых складов.
  4. Переход от простых слов к сложным.

Видео

Объем информации в современном мире растет фактически в геометрической прогрессии. Именно поэтому через пять-семь лет после выпуска из ВУЗа всех специалистов почти в обязательном порядке отравляют на курсы повышения квалификации, где им в течение ограниченного времени преподаватели будут передавать новые знания. Заметьте - участие в курсах необходимо слушателю только лишь с целью не слишком отставать от современных тенденций. Вместе с тем, те специалисты, которые самостоятельно занимаются самообразованием, традиционно относятся к разряду лучших, имея более высокие доходы, чем коллеги. Качество их самообразования зависит в первую очередь от умения быстро и правильно читать.

Как научиться правильно и быстро читать? Учитывая, что почти все взрослые люди умеют читать, этот вопрос может показаться достаточно странным. Но это всего лишь на первый взгляд. Исследователями выявлено, что избыточность обычного печатного текста составляет порядка 70 процентов. В научной литературе этот процент поменьше, но много лишних слов все равно присутствует. Чего стоит хотя бы такое предложение:

«Представитель отряда парнокопытных удовлетворяет потребность организма в получении влаги, необходимой для жизнедеятельности, путем поглощения оной из сосуда, диаметр которого превосходит размер его головы». Как можно догадаться, речь может идти о лошади, которая пьет воду из ведра.

В соответствии с этим одним из самых полезных умений для правильного и быстрого чтения является выделение реального смысла текста. Для того, чтобы этому научиться, процесс чтения необходимо прерывать после ознакомления с каждым смысловым блоком. Напомню, что в данном материале рассматривается чтение для получения информации, потому что чтение художественной литературы может быть своеобразным гурманством, связанным с получением удовольствия от сюжетной линии, героев или каких-либо описаний. А удовольствие, как известно, не нуждается в скорости и является ценностью само по себе.

Итак, прочитав часть теста, необходимо прервать чтение и провести небольшую умственную работу, главная цель которой заключается в перекодировании (переводе) текста в собственные мысли. Этот метод называется методом поэтапного осмысления текста. Он основан на интуитивном выделении в процессе текста основных смысловых фрагментов, образующих смысл текста. Т.е. в результате читатель может рассказать о смысле текста одной фразой. Это позволит не завязнуть в деталях и описаниях, а также действительно получить информацию, ради которой и затевается чтение. Для лучшего запоминания выделенная информация связывается с уже имеющимися знаниями по прочитанной теме. Этот нехитрый прием позволяет значительно бысро и просто запомнить материал, а значит, позволит более правильно читать.

Чтобы быстро читать стоит научиться читать без регрессий - автоматических движений глаз по направлению к уже прочитанному материалу. Регрессии возникают от недостаточного внимания и, как результат этого, плохой концентрации на тексте и его непониманию. Т.е. фактически мозг несколько раз воспринимает одни и те же печатные знаки, и его аналитическая функция начинает из-за этого сбиваться. Кроме этого быстро утомляются глазные мышцы.
Для преодоления регрессивных движений глаз по тексту можно читать вслух. Кроме этого стоит тренировать расширять поле зрения, чтобы в дальнейшем


Как часто вы читаете книги? Большинство людей прочитывают около 1000 книг за всю жизнь, но есть и те, кто не читает их совсем. Статистика гласит, что только 55% россиян и 51% украинцев прочли хотя бы по 1 книге за 2017 год. Любопытный факт: по итогам опроса в РФ выяснилось, что больше всего читают люди из сел (в среднем 6-7 книг), а меньше всего (в среднем 5 книг) – жители Москвы и Петербурга.

Зачем читать книги

Читающего человека видно за версту. Он всесторонне развит и умен, будучи при этом отличным собеседником. В жизни таким людям гораздо легче справляться с трудностями и достигать своих целей.

Наконец, практически все успешные личности уделяют чтению значительную часть своего времени. Уоррен Баффетт, Билл Гейтс, Павел Дуров – все они читают от 50 книг ежегодно и призывают к этому людей в своих публичных выступлениях и интервью. Но действительно ли книги так полезны, как принято считать?

Как книги делают нас умнее


«Знания – это сила», - твердят каждому из нас с раннего детства, но это утверждение не совсем верное. Знания – это лишь потенциальная сила , которая ничего не стоит, пока ее не применят на практике. Этим фактом объясняется то, что из миллионов книголюбов лишь некоторым удается добиться сколько-нибудь значимых высот. Неиспользованные знания бесполезны, а результаты приносят исключительно действия.

Виды чтения

Однако книги дают больше, чем просто набор фактов. Различают несколько видов чтения.

  • Изучающее. Медленное чтение с целью полностью изучить и понять написанное. Подразумевается применение полученных знаний в дальнейшем. Таким способом читают наиболее важную литературу или отдельные ее фрагменты.
  • Ознакомительное. Так чаще всего читают художественную литературу. Читатель знакомится с основным содержанием текста, аргументацией автора. Степень понимания информации составляет около 70%.
  • Просмотровое. Читатель быстро просматривает текст, чтобы определить, содержится ли в нем нужная информация, после чего принимает решение о более глубоком изучении написанного.
  • Поисковое. Читатель ищет конкретные сведенья, не читая текст полностью. Фрагмент, в котором были найдены нужные данные, детально изучается.

Польза поискового и просмотрового чтения ограничивается быстрым получением нужных данных. Изучающее и ознакомительное чтение в этом плане намного продуктивнее. Человек не просто получает сухие факты, но также задействует аналитическую и творческую части мозга.

Польза чтения книг


  • Книги делают людей счастливее. К такому выводу пришли ученные из Ливерпульского университета. На основе опроса 4000 человек выяснилось, что читающие люди меньше страдают от депрессии, легче справляются с проблемами и обладают более высокой самооценкой.
  • Книги защищают память. Факт установили исследователи из Американской академии неврологии. В эксперименте приняли участие 294 человека примерно за 6 лет до своей смерти. Оказалось, что чтение способно более чем на 32% замедлять темп снижения памяти по мере старения.
  • Чтение повышает интеллект. Ученные из Королевского колледжа Лондона и университета Эдинбурга около 9 лет наблюдали за 1890 парами близнецов. В ходе эксперимента было установлено, что между навыками чтения и когнитивными возможностями испытуемых прослеживается четкая зависимость. Иными словами, чем больше человек читает, тем лучше он развит как личность.

Эти изменения возможны только при изучающем и ознакомительном чтении, когда читатель погружается в своего рода транс, оставаясь один на один со своим разумом. Такое психическое состояние чаще всего наступает тогда, когда человек читает что-то очень интересное в течение некоторого времени. Внешний мир исчезает, а на его место приходят яркие образы, созданные воображением на основе прочитанного. Это значит, что мозг сосредоточен только на книге и активно развивается, задействовав оба полушария.

Исходя из этого, книги трудно делить на «полезные» и «бесполезные». Ведь сами по себе они являются только сгустком информации, а личностный рост происходит в основном за счет самого процесса чтения. Таким образом, при изучении художественной литературы будет активнее работать и учиться правое, творческое полушарие мозга, а нехудожественной – левое, аналитическое.

Как правильно читать книги: эффективное чтение

1. Установите цель. Польза от чтения будет максимальной только в том случае, если у него есть четкая цель. Например, если вам нужно срочно найти важную информацию, имеет смысл воспользоваться просмотровым или ознакомительным методом чтения, а полезный фрагмент изучить более глубоко. Если же с помощью книги вы надеетесь обучиться чему-либо во всех деталях, подойдет изучающий способ.

2. Выберите хорошую книгу. Читать все подряд – плохая идея. Выбирайте только качественную литературу. Почитайте отзывы и рецензии, внимательно просмотрите содержание. Не приступайте к чтению, пока не убедитесь, что в книге содержится именно то, что вы ищете.

3. Читайте короткими сеансами. Прочитанное «залпом» запоминается плохо. Если вы собираетесь читать книгу изучающим или ознакомительным способами (полностью), разделите процесс на несколько дней или даже недель. Нехудожественную литературу лучше всего читать по утрам, когда мозг бодр и открыт для новых знаний, а художественная больше подходит для вечерних сеансов.

4. Записывайте прочитанное. Читая специальную литературу, записывайте самые важные тезисы. Так вы гораздо лучше их запомните и будете иметь возможность быстро отыскать их в случае необходимости.

5. Откажитесь от перфекционизма. Не читайте просто потому, что «жалко бросать». Если книга оказалась для вас бесполезной, в этом нет смысла. Оставьте ее в покое и займитесь действительно нужной литературой. Не важно сколько вы прочтете, если ничего не запомните и не усвоите.

6. Читайте регулярно. Приучите себя к ежедневному чтению и вскоре вы заметите, как ваша жизнь начнет меняться в лучшую сторону. Вы станете увереннее, умнее, остроумнее, общительнее, а трудности на жизненном пути перестанут вас пугать.

Только представьте, что можете обучиться абсолютно любому навыку, пообщаться с великими людьми, умершими тысячелетия назад, узнать практически любой факт, известный человечеству. Каким бы ни был ваш вопрос, ответ на него содержится в книгах, так как многие сотни людей задавались им до вас. Словом, в сражении на жизненных фронтах книги – лучшее оружие. Вооружайтесь!