Мотивационное письмо на обмен. Как написать хорошее мотивационное письмо для поступления в магистратуру за рубежом. Определимся с терминами

21.10.2019 Виды

инструкция

Как написать мотивационное письмо: личный опыт

Чуть ли не главный пункт любого пакета документов, который нужно оформить для получения гранта, поступления в институт или на стажировку - это мотивационное письмо, или Statement of purpose. Люди с большим опытом в подготовке документов рассказали «Теориям и практикам» о том, как написать хорошее мотивационное письмо, а также поделились личными примерами.

Мотивационное письмо в резиденцию

Ольга Карякина

художник, графический дизайнер, получила грант от резиденции UNIDEE в 2011 году


Работая над письмом, я придерживалась стандартной структуры: вступление, основная часть, заключение. На работу над письмом у меня ушло два дня. Во вступлении говорилось о существующей проблеме и о возможности ее разрешения с помощью предлагаемого проекта. Здесь я использовала американский стандарт написания эссе, когда в конце первого абзаца пишется основная мысль. Дальше идут три небольших абзаца, которые эту мысль конкретизируют и развивают. Также в основной части стоит написать о том, почему данный проект стоит развивать именно в этой резиденции: что существующие у них возможности дадут для развития проекта. Последний абзац - это заключение, в котором обычно суммируются все идеи, которые описывались выше. Если бы я еще раз писала для UNIDEE, то сделала бы письмо немного конкретнее - но не сильно, так как не стоит забывать, что в любом случае проект изменится. В качестве структуры мотивационного письма удобно брать за структуру эссе языкового экзамена.

Есть сайты, которые предлагают шаблоны таких документов, но на практике с ними не очень удобно работать - получается совершенно мертвый текст. Единственная помощь, которая мне понадобилась - это обсуждение с моим другом, живущим в Америке, того, как сформулировать некоторые мысли по-английски, потому что то, как мы говорим и как говорят носители языка, сильно отличается. Хотя для неанглоязычных стран русский английский вполне подходит.

Наверное, единственное, о чем не стоит писать в мотивационном письме, - это то, что вы плохо умеете взаимодействовать с людьми. Да и вообще, не надо быть скучным и писать всю правду. Гранты - это чистая политика. И письма должны быть написаны дипломатично, чтобы получить нужный результат».

Мотивационное письмо для стажировки в иностранную компанию

Екатерина Стетюха

стипендиатка программы DAAD Journalisten International, студентка магистратуры Технического университета прикладных наук Вильдау:

«Когда я писала это письмо , опыта в таких делах у меня было немного, и я много наводила справки и собирала информацию, как это правильно делать. Поскольку письмо изначально было на немецком языке, то я узнавала у коллег из Германии, какие клише и речевые выражения уместны в таком жанре публицистического стиля, как мотивационное или сопроводительное письмо. Работа длилась неделю, потому что у меня не было возможности выделить время на одно только письмо. Я записывала светлые мысли, которые приходили в голову между делом, и в свободную минуту оформляла их в предложение или абзац. Мое мнение: быстро хорошее письмо не пишется, лучше выделить время, чтобы подумать и отредактировать. Впоследствии я стала писать такие тексты значительно быстрее, при этом то письмо пока самое успешное.

Всего в письме четыре абзаца. В первом я рассказала о себе и своем образовании, во втором - о моих профессиональных интересах и полученном международном опыте. В третьем абзаце шла речь о том же, потому что во втором все не уместилось. И в заключении одно предложение о том, что участие в данной образовательной программе мне бы очень помогло и расширило бы мои горизонты. Подход классический: введение, основная часть и заключение. Может быть, кому-то что-то более креативное придет в голову. Я придерживалась традиционных канонов.


Расскажите в вашем мотивационном письме о сильных сторонах вашей личности: скажем, вам совсем еще немного лет, скажем, 23, а у вас уже два диплома и опыт работы, еще участие в международных проектах и два языка. Об этом стоит красиво сказать - такой self-marketing.

Плюс стоит обосновать необходимость вашего участия в проекте - в частности, объяснить, зачем именно вам учиться за рубежом. Если у вас уже есть российское образование, то нужно показать связь между вашим отечественным дипломом и возможным зарубежным. Ведь кто-то будет вкладывать в вас деньги. Он имеет право знать, зачем - и какие дивиденды в будущем принесет вам образование на чужбине.

Помимо этого важен международный опыт, пусть минимальный. Иногда этот фактор является решающим, если приходится выбирать между несколькими кандидатами. К зарубежному опыту относятся и туристические поездки тоже, они расширяют горизонт. Правда, эту информацию в очень краткой форме я бы включила в резюме. В мотивационном письме лучше написать о семинарах, курсах и учебных программах, которые вы прошли за рубежом. Такой опыт очень ценен. Чтобы его приобрести, можно самому заплатить за учебную программу или подать документы на грант или стипендию. Например, очень легко пройти курсы английского или любого другого языка за свой счет, можно и получить финансовую поддержку фондов. Если это ваш первый опыт, то в сопроводительном письме так прямо и пишите. Вернувшись на родину после такой поездки, вы точно станете немного другим человеком, более открытым и гибким.

Истории, которые рассказывают коллегам на корпоративных вечеринках, в мотивационном письме не пишут. Не стоит хвастаться, что на третьем курсе чуть не вылетели из университета, пусть это останется вашей личной историей. Наверняка тогда вы испугались, многому научились и узнали больше о своих сильных и слабых сторонах. И пишите только правду. Вашему тексту поверят, и придется соответствовать тем ожиданиям, которые вы зароните в головы приемной комиссии. Стоит позаботиться о том, чтобы соответствовать тем критериям, которые указаны в правилах отбора. Будьте уверены, что вам туда надо».

Целью мотивационного письма (Statement of purpose) является представление себя потенциальному учебному заведению, в которое вы хотите поступить, работодателю, у которого хотите работать и т.д. Оно является отражением ваших личностных качеств и интеллектуальных способностей.

Изучите себя, а потом презентуйте

Одна из самых больших проблем кандидатов в том, что они, как правило не способны тщательно изучить себя и свои мотивы, взглянув на них с аналитической точки зрения.

Члены приемных комиссий, как правило, отдают предпочтение интересным, нестандартным, глубоким текстам, из которых явно следует, что автор прошел через процесс тщательного размышления и самоанализа.

Выделитесь

Комиссии ищут нечто не только аналитическое, но и индивидуальное. Это значит, что вам нужно сообщить некоторую информацию, которой вы редко делитесь с другими, а также оценить свою личность более критически, чем обычно. Такой подход является ключевым к успешному написанию мотивационного письма.

Упражнение. Перед тем, как садиться за стол и писать свое эссе, вам нужно ответить на основные вопросы, которые приведены ниже.

1. Что особенного, уникального, своеобразного или впечатляющего есть в вашей биографии? Какие подробности вашей жизни (личные или семейные, ваши достижения или достижения людей под вашим управлением) помогут лучше понять вас и выделить среди остальных соискателей?

2. Как давно вы заинтересовались тем, чем занимаетесь сейчас? Что было причиной этого интереса? Какие факторы стимулируют ваш интерес? Почему вы убеждены, что подходите для этой области? Это не означает, что вы должны, например, написать сочинение на тему “Почему я хочу стать юристом”. Вместо этого расскажите какой опыт усиливает ваше решение пойти в юридическую школу.

3. Откуда вы узнали об этом гранте, обучении и т.д.?

4. Если вы работали во время обучения в университете, то расскажите, чему вы научились в процессе работы (например, приобрели управленческие навыки) и как работа способствовала вашему личностному росту.

5. Каковы ваши карьерные цели?

6. Если у вас есть пробелы или, наоборот, резкие взлеты в вашей успеваемости, то вам нужно объяснить их.

7. Есть ли у вас опыт преодоления трудностей (экономических, физических, семейных)?

8. Какими личностными характеристиками, которые могут повысить ваши шансы на успех в данной области вы обладаете? Как вы можете их продемонстрировать?

9. Какими навыками (коммуникабельность, лидерство, обучаемость и т.д.) вы обладаете?

10. Почему вы считаете себя наиболее подходящим кандидатом среди всех остальных?

11. Какие наиболее веские доводы вы можете привести в свою пользу?

Расскажите историю

Будьте правдивы и сообщайте только факты, однако подойдите к написанию письма, как к созданию художественного текста. Помните, что вам нужно написать интересный, живой рассказ, чтобы оставить своих конкурентов позади. Мотивационное письмо должно быть запоминающимся. Один из самых плохих приемов, который вы можете применить в своем письме - давление на приемную комиссию. Многие кандидаты действительно поступают именно так.

Описывайте свою жизнь осторожно (если необходимо, попросите помочь друзей и членов семьи) особенно в части сторон вашей личности и опыта, которые могут помешать получить желанное место.

Откройте новые грани

Если вы самый обычный человек, в вашей жизни вполне могло не быть ярких, запоминающихся событий, поэтому найти способ сделать письмо интересным и запоминающимся может быть сложно. Найти правильный угол обзора - жизненно необходимая задача. Устройте мозговой штурм для поиска идей, которые подчеркнут ваши личные качества, опыт и цели.

Сосредоточтесь на первом абзаце

Помните, что при написании мотивационного письма наиболее важным является введение или, если его нет, первый абзац. Именно здесь вы либо полностью захватываете внимание читающего, либо теряете его. Когда вы рассказываете историю, с самых первых слов вы стараетесь сообщить слушателю наиболее важные детали этой истории, а также те, которые представляют для него наибольший интерес.

Расскажите, кто вы такой

Члены приемной комиссии хотят получить представление о том, кто вы, почему вы являетесь особенным и чем вы отличаетесь от других кандидатов. Они заинтересуются вашей кандидатурой, захотят узнать о вас больше, если ваше письмо не будет похоже на тысячу таких же, которые они прочли ранее.

Бывает, что мотивационное письмо написано идеально с литературной точки зрения, но в нем не хватает энергии и напористости, а именно на эти качества комиссия обращает наибольшее внимание. Помните, что нужно обращать внимание в равной степени на то, что вы рассказываете и на то, как вы это делаете. Будьте внимательны в выборе того, что будете рассказывать приемной комиссии.

Все, что вы выберете для рассказа приемной комиссии будет в высшей степени вашим отражением, потому что это укажет им на ваши приоритеты и все то, что вы считаете действительно важным. Мотивационное письмо также часто является проекцией ваших суждений, поэтому будьте осторожны и тщательно обдумывайте все, что вы пишете. Еще раз подумайте о себе и своем прошлом, проанализируйте ваш опыт и возможности, чтобы выработать стратегию.

Подумайте, чтобы вы сказали, если бы члены комиссии дали вам пять минут, чтобы ответить на вопрос: “Что самое важное, что мы должны о вас знать?” Это упражнение заставит вас мыслить наиболее подходящим для работы над мотивационным письмом образом.

Не совершайте ошибок, пытаясь угадать, какого кандидата ищет приемная комиссия, и не старайтесь написать то, что по вашему мнению хочет услышать комиссия. Такие уловки в высшей степени очевидны, для людей, имеющих опыт работы в отборе и могут сильно навредить вам.

Будьте разборчивы. Не сообщайте неуместных фактов, и не старайтесь максимально подробно ответить на каждый вопрос - ваши суждения могут быть поставлены под сомнение.

Постарайтесь поддерживать позитивный и оптимистичный тон. В целом, вам нужно, чтобы ваше письмо было пропитано уверенностью и энтузиазмом.

Будьте конкретны и используйте детали в случае необходимости.

Соблюдайте установленные ограничения (по формату, количеству слов и т.д.) Не давайте повода отклонить вашу работу из технических соображений.

Будьте дотошны. (Читая, придирайтесь к каждому слову и дайте прочитать другим. Пусть они будут так же критично настроены.)

Если учебное заведение интересует, почему вы решили поступить именно к ним, а не в другую школу, не поленитесь провести небольшое исследование, чтобы понять, что отличает его от остальных. Если поступление в это заведение означает для вас географические или культурные изменения - это может быть фактом, стоящим упоминания.

Не повторяйте одну и ту же информацию несколько раз. Не включайте в письмо то, что уже есть в приложениях к нему.

Избегайте клише. Например, кандидат, поступающий в медицинскую школу, который пишет, что интересуется наукой и хочет помогать окружающим людям, вряд ли может претендовать на оригинальность.

Образование за рубежом требует от абитуриента написания мотивационного письма. Данное эссе должно полностью раскрывать ваши мотивации, желания и стремления поступить в определенный ВУЗ. К написанию письма нужно подойти крайне ответственно, ведь именно от впечатления о вашем очерке будет зависеть мнение приемной комиссии о вас.

Какими бывают мотивационные письма

Сегодня в разных высших учебных заведениях существуют свои требования по написанию мотивационного письма. Такое эссе может носить разное название, например:

Letter of intent

Personal Statement

Motivation letter

Letter of Motivation и др.

Однако, не смотря на различные названия смысл данных писем один. Нужно написать о себе наиболее подробную информацию и заинтересовать приемную комиссию, чтобы получить желаемое образование за рубежом. Если вы затрудняетесь с написанием письма, наши менеджеры с радостью помогут вам в этом ответственном деле. Свои вопросы вы можете задать в или позвонив по указанному в разделе контакты телефону.

Какую информацию должно содержать мотивационное письмо

Мотивационное письмо должно быть ярким, впечатляющим и привлекательным . При написании необходимо указать причину выбора университета, чем для вас интересны выбранная специальность и образование за рубежом, какие достижения важны для вас в выбранной профессии, какой вклад вы хотите принести в общество, получив данную специальность и др.

Также письмо должно содержать информацию о ваших спортивных интересах, ваших достижениях и стремлениях, ваших результатах в общественной и спортивной деятельности, ваших личных качествах и др.

Помимо этого обязательно укажите о наличии наград, дипломов и премий.

Вы должны не просто заинтересовать приемную комиссию, вы должны уверить членов комиссии в том, что вы надежный и целеустремленный кандидат, который будет отдавать все свои силы учебе при образовании за рубежом, и активно участвовать в студенческих мероприятиях университета.

Идеально написать, что вы с самого раннего детства готовились к образованию за рубежом и к поступлению именно в этот университет, прилагая для этого все усилия. Приложите к письму сертификаты языковых курсов, награды с различных кружков и секций.

Также не забудьте указать все, что вы знаете о данном университете. Изложите увлекательные факты из жизни ВУЗа, которые повлияли на ваш выбор. Отметьте известных выпускников университета и выдающихся преподавателей данного ВУЗа.

Сегодня в сети интернет представлено большое количество примеров мотивационных писем, которые предлагается скачать для получения образования за рубежом. Однако не все они соответствуют требованиям зарубежных университетов. Для того чтобы точно знать, какие требования предъявляет к такому эссе выбранный вами ВУЗ, нужно ознакомиться с условиями зачисления.

Такую подробную информацию может дать вам наш менеджер, с которым вы сможете связаться на странице .

При написании письма учитывайте, что его нужно перевести на язык принимающей страны. Если вы не уверенны, что сможете это сделать самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Каждое слово в вашем эссе должно быть однозначным и понятным. Не забывайте, что иностранные языки не так богаты и многообразны как русский язык и то, что вам понятно по-русски, может выглядеть некорректно в других языках.

Многие студенты ошибочно не уделяют должного внимания написанию мотивационного письма для образования за рубежом, а зря. В зарубежных университетах существует система тщательного отбора абитуриентов и если вы не произведете на членов приемной комиссии положительного впечатления, скорее всего, вам, поставят запрет на поступление.

Для того чтобы избежать данной ситуации, проконсультируйтесь перед написанием письма с нашими сотрудниками. Это позволит вам составить действительно интересное и привлекательное эссе, которое станет пропуском к поступлению в зарубежный ВУЗ.

Статья была вам полезна? свяжитесь с нашими консультантами по международному образованию и получите помощь в решении любых вопросов. Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время!


За свою работу по подготовке эссе с ребятами, поступающими в магистратуру за рубежом или подающими заявки на грант, я вижу, что почти все «мучаются» с одними и теми же вещами и совершают практически одинаковые ошибки.

Поэтому я решила собрать все в одной статье, чтобы Вы могли избежать этих ошибок и сделать свой процесс подготовки мотивационного письма наиболее легким и эффективным.

Как начать писать

Почти каждый, кто садится за написание мотивационного письма, с ужасом думает, с чего начинать и что вообще писать. На самом деле, это абсолютно нормально, потому что обычно такого рода письмо Вы будете писать впервые, и при этом, письмо нужно писать про себя, что тоже довольно необычно. Но есть несколько хитростей, которые помогают «запустить» процесс.

1. Наговорите текст

Это такой прием, который обычно вызывает удивление, но он очень помогает. Вместо того, чтобы садиться за компьютер и пытаться выдавить из себя какие-то предложения глядя на «чистый лист», просто наговорите свой примерный текст на диктофон.

Понятно, что «общаться» с телефоном тоже не очень комфортно, поэтому представьте, что Вы разговариваете с хорошим другом, которому Вы рассказываете зачем Вам нужно в магистратуру и что Вы хотите получить от этой учебы.

Я на 100% уверена, что проблемы рассказать другу, зачем я поступаю в магистратуру за рубежом, у Вас точно не будет!! Проблема есть только когда Вы садитесь писать письмо. Поэтому с помощью этого приема Вы значительно облегчите свою задачу написания мотивационного письма.

Ответьте вслух на несколько вопросов и запишите на диктофон:

— Почему я хочу учиться в магистратуре за рубежом?
— Почему я хочу учиться именно по выбранной специальности?
— Почему я выбрал конкретный университет/бизнес-школу?
— Что я хочу делать после окончания магистратуры (как будто все возможно)?

Повторюсь — говорите так, как если бы Вы рассказывали это другу. Так получаются наиболее искренние и персональные ответы.
Это невероятно важно, потому что большинство писем звучат очень формально и безличностно, и их ничего не выделяет из массы эссе.

После того, как Вы «выговорились», запишите Ваши ответы в документ — и вот у Вас уже есть основа текста, на базе которого дальше гораздо проще выстраивать логичное и сочное мотивационное письмо.

2. Создайте структуру

Гораздо проще писать эссе, имея план и понимание, о чем и где Вы говорите. Для начала Вы можете создать самую простую структуру, чтобы иметь некий каркас письма. Затем Вы начинаете постепенно наполнять каждую часть, и только потом смотрите, что и где изменить, добавить, или убрать.
Так работать над письмом гораздо эффективнее еще и потому, что если у Вас есть вдохновение прямо сейчас написать про свои достижения, Вы можете сразу это сделать, не теряя время на раздумия где это лучше писать.

Примеры структуры писем:

Вариант 1 (я — вы — мы)
— о себе и своих достижениях
— Ваша программа идеально соответствует моим желаниям/амбициям
— Мой потенциал+учеба на Вашей программе будет выигрышной всех

Вариант 2 (вчера — сегодня — завтра)
— я уже многому научился в определенной области
— сейчас я хочу получить новые знания
— в результате я смогу добиться того-то/заниматься тем-то
— Ваша программа идеально подходит моим задачам

Вариант 3 (что — почему — с какой целью)
— Что я хочу изучать (специальность)
— Почему эта специальность актуальна и почему я хочу изучать именно ее
— Как Ваша программа мне в этом поможет
— Какие результаты я ожидаю получить

{Примеры структуры приведены на базе презентации DAAD и Campus France по подготовке документов на учебную стипендию.}

И Вы можете посмотреть статью со вспомогательными фразами для более быстрого и легкого написания мотивационного эссе.

Процесс написания

Опять же, поскольку почти каждый пишет такого рода письмо впервые, то заранее сложно понять, как весь процесс лучше организовать. Привожу несколько советов, которые значительно упростят работу с мотивационным письмом.

1. Сначала пишите, потом редактируйте

Очень часто трудно писать просто потому, что в голове не формируются красивые, логичные фразы, а просто так писать не хочется. Так вот, именно из-за этого все так и сложно.

Разбейте весь процесс на 2 этапа.

Сначала Вы просто пишите — так как думаете, так, как приходит в голову, в независимости от того, насколько фразы «корявые», незаконченные или нелогичные. Ваша задача на этом этапе подготовить основу — идеи и мысли в письменной форме. Если будете пытаться корректировать и облагораживать фразы сразу по ходу, то письмо объемом на страницу Вы будете писать неделю вместо одного дня.
И только когда у Вас будет более-менее полный текст, приступайте к корректированию фраз, предложений, выстраиванию логики и т.д. Вы увидите, насколько проще редактировать текст, когда он уже есть на бумаге, а не просто в мыслях.

2. Пишите короткие предложения

Еще одна особенность, которая есть почти во всех мотивационных письмах — длиннющие предложения с несколькими причастными и деепричастными оборотами, каждое из которых занимает почти по абзацу. В таких предложениях очень часто теряется смысл и зачастую они просто неверно сконструированы. То есть, по логике они как-бы правильные, но на английском так никто никогда не скажет.
У Вас какая задача с Вашим письмом? Сделать так, чтобы Ваш читатель (то есть, сотрудник приемной комиссии) действительно прочитал письмо «от и до», и заинтересовался Вашим профайлом. А удерживать внимание при чтении очень длинных фраз практически невозможно.
Поэтому пишите короткие предложения, на одно предложение одна мысль. Внимание читателя будет на Вашей стороне!

3. Пишите конкретно

Успешные мотивационные письма отличают конкретные примеры в подтверждение любого заявления. В большинстве писем часто можно видеть что-то типа «I took part in many different projects ana events at my University. It is important for me to be an active person», и потом идут предложения про что-то совсем другое. Вот такие общие заявления не добавляют абсолютно никакого веса Вашему письму просто потому, что совершенно непонятно, что Вы подразумеваете. В чем именно Вы участвовали? И почему это так важно для Вас? И даже если Вы считаете, что в Вашем CV Вы уже перечислили все эти мероприятия, нельзя рассчитывать, что сотрудник приемной комиссии будет непременно обращаться к Вашим другим документам во время чтения письма. Пишите так, чтобы у любого читателя Ваше эссе не возникло вопросов по тому, что Вы заявляете. Если указываете что-то, приводите конкретный пример.

4. Пишите сразу на английском

То, что текст переведен с русского на английский, обычно сразу очень видно, потому что избежать ощущения перевода очень сложно. Фразы и предложения на русском строятся совершенно по-другому, чем на английском, а при переводе очень часто сохраняют именно русскую конструкцию, заменив только слова на английские. И вот это сразу дает впечатление некой некомпетентности.

Что делать, если языка все-таки «не хватает», чтобы писать эссе сразу на английском? Тогда я советую не просто переводить текст, а именно доносить смысл фраз и предложений. То есть, не переносить русскую конструкцию в английский вариант, а передавать смысл в текст на английском языке. Только в таком случае удастся избежать впечатления перевода и плюс, конечно, если Вы обращаетесь за , то все эти углы можно очень хорошо сгладить.

5. Проверьте свой текст несколько раз

Очень часто собственные ошибки (и даже простейшие опечатки) совершенно незаметны и программа ворд тоже может их пропустить. И это очень критично. Даже если у Вас великолепно отточенный текст с сильными идеями и выгодно поданной информацией, но в тексте встречаются ошибки, то это моментально портит впечатление. Для проверяющего документ сотрудника приемной комисии это знак не того, насколько Вы «занятой аппликант» , а знак небрежности и неуважения к элементарным требованиям к документам. Чтобы такого не допустить очень рекомендую удобный онлайн-сервис Grammarly , с помощью которого Вы можете сделать максимально полную проверку текста и выявить орфографические, грамматические и ряд других ошибок.

Теперь, когда Вы знаете, как быстрее и эффективнее подготовить мотивационное письмо, приступайте к написанию!

Готовите документы для поступления самостоятельно? Хотите получить примеры успешных писем?

Тогда Вам понадобятся системные советы и проверенные рекомендации для подготовки мотивационного письма для магистратуры за рубежом.

Вместо того, чтобы тратить дни и часы на то, чтобы понять как составить каждый раздел письма (что нужно включать в мотивационное письмо, как эффектно начать, о чем принципиально не нужно писать…), Вы можете взять руководство, где все эти моменты уже прописаны.

И Ваша задача - реально просто сесть, и читая руководство параллельно подготовить первый черновик документа. Вам не нужно будет искать шаблоны в интернете, думать, насколько это применимо к Вашей ситуации, и вообще, подходят ли эти примеры для поступления в магистратуру за рубежом, а не для работы.

МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Сообщаю о себе следующие сведения: в 1997 году окончила Казанский государственный педагогический университет, по специальности «История и история религий» и стала учителем. Все это время работаю по специальности.

Главной профессиональной целью считаю - достижение высоких результатов в различных видах педагогической деятельности. Для этого необходимо развитие и совершенствование компетенций через самообразование, саморазвитие, активную жизненную позицию, достижение системности.

Благодаря упорной работе я достигла существенных профессиональных успехов, приобрела опыт, знание педагогических технологий, расширила профессиональный кругозор. Во многом этому способствовало желание научиться самой и научить других. В последние годы являюсь руководителем районного методического объединения учителей истории и обществознания Кайбицкого муниципального района, муниципальным тьютором учителей предметников по внедрению ФГОС ООО, аттестующим экспертом.

Считаю наставничество важнейшим средством повышения результативности учебного процесса.

Тьютор может удовлетворить особый образовательный запрос учителя, ученика, родителя, оказывая поддержку в освоении нового.

Сам он должен обладать и развивать в себе профессиональные и личностные компетенции. Есть ли они у меня? Какие задачи ставлю перед собой для их развития?

Воспитываю в себе необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества , такие как общая культура, доброжелательное отношение к людям, самоорганизованность. Занимаю гуманистическую позицию по отношению к обучающимся, проявляю внимание к личности ученика. Стараюсь быть для окружающих образцом этики и общей культуры, учусь способности к восприятию внутреннего мира учащихся. Считаю очень важным для результативности обучения, чтобы на уроках был низкий уровень тревожности учеников и стабильная психологическая обстановка, умение педагога сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях, проявлять стрессоустойчивость.

В области постановки целей и задач педагогической деятельности важно уметь формулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Цели и задачи занятий формулируются на основе, как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Стремлюсь методически правильно и грамотно ставить цели и задачи урока, последовательно распределять учебный материал, решать все заявленные в течение урока педагогические задачи. Использую технологии развивающего обучения, которые позволяют достигать необходимого уровня принятия целей обучающихся.

Обладаю хорошим уровнем подготовки в области реализации компетенции обеспечения мотивации учащихся на осуществление учебной деятельности . Владею навыками мотивирования, имею необходимые знания для этого. Побуждаю интерес к предмету на уровне ярких примеров из содержания предмета, использую межпредметные связи. Включаю элементы практической значимости материала для учеников, трансформируя нормативные задачи в личностно-значимые. Использую положительную мотивацию (одобрение, похвала). Умею создать ситуации успеха для обучающихся с различным уровнем владения учебным материалом. Использую сравнение с прошлыми личными результатами для мотивирования обучающихся. Предметом главной заботы для меня является активная творческая познавательная и практическая деятельность учащихся. Хороший уровень мотивированности обучающихся косвенно доказывается и показателями результативности деятельности.

В области обеспечения информационной основы деятельности владею знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. На высоком уровне владею базовым компонентом содержания преподаваемого предмета. В декабре 2015 года задания ЕГЭ по истории выполнила на 98%. Преподношу изучаемый материал логично, в удобной для усвоения форме, понятной ученикам различных способностей. Активно использую возможности интерактивного обучения через интернет, администрирую виртуальный факультатив «История для всех», сообщество учителей «Учителя истории и обществознания, объединяйтесь!» в системе «Электронное образование в Республике Татарстан». Это расширяет образовательное пространство и позволяет решать учебные задачи, через включение в новые виды деятельности. В помощь учащимся создана коллекция презентаций, видеоматериалов, аудиоматериалов, творческих работ учащихся.

Учащиеся активно участвуют во внеурочной деятельности по предмету, посещают исторический кружок, военно-патриотический клуб «Подвиг», которыми руковожу.

В области реализации программы и принятия педагогических решений считаю себя достаточно компетентной. Целенаправленно обновляю методические и дидактические материалы, активно занимается самообразованием.

Большое внимание уделяю методической работе. Регулярно участвую в работе педсоветов, семинаров, конференций районного и республиканского уровней.

Компетентность в области организации учебной деятельности выражается в умении организовать творческую учебную деятельность обучающихся; формировать способы совместной профессиональной деятельности и сотрудничества; реализовать контроль и коррекцию учебной деятельности. Педагогическое оценивание сопровождаю аргументацией, показом обучающимся их успехов и недоработок, использую метод взаимооценки.

Считаю, что современного педагога должны отличать творческое отношение к организации взаимодействия с обучающимися, стремление к проявлению методического мастерства в своей деятельности, ответственное отношение к своим обязанностям, умение проявлять творческий подход к решению разнообразных педагогических задач.

Только педагог, работающий над развитием собственных компетенций, может стать наставником для учеников и учителей.