Нужен сжатый воздух. Сжатый воздух: для чего и как используется. Расчет потребления сжатого воздуха

06.08.2019 Виды

Использование сжатого воздуха

ПНЕВМООБОРУДОВАНИЕ

Использование сжатого воздуха

На троллейбусе используется энергия сжатого воздуха для привода в работу определенной группы аппаратов. Используемое давление 8 атм. Допустимый перепад – 1,5 атм. При этом перепаде (6,5-8,0атм.) аппараты продолжают нормально работать.

Аппарата, в зависимости от выполняемой функции, объединены в три системы:

I. Тормозная – для привода в действие колод.тормоза барабанного типа

  1. Два тормозных резервуара
  2. Четыре тормозных цилиндра
  3. Камазовский тормозной кран
  4. Нижние стрелки манометров

II. Вспомогательная – для поддержания кузова на одинаковом расстоянии от дороги (рабочая высота пневмоэлементов 290мм)

  1. 6 пневмоэлементов
  2. Вспомогательный резервуар (возможен и резервуар привода дверей)
  3. Три регулятора уровня пола
  4. Редуктор давления

III.Напорная (накопительная) – для сжатия, очистки и накопления воздуха

  1. Двигатель-компрессор
  2. Напорный (накопительный) резервуар (магистральный)
  3. Регулятор давления (автомат компрессора)
  4. Влагомаслоотделитель
  5. Противозамораживатель
  6. Обратный клапан
  7. Предохранительный клапан
  8. Буксирный клапан
  9. Верхние стрелки манометров

-ВОЗДУХОПРОВОДЫ – стальные и медные трубки разного диаметра соединяют между собой аппараты пневмосистемы. К аппаратам, меняющим свое положение относительно шасси подведены резиновые шланги (регулятор давления, тормозные цилиндры, влагомаслоотделитель)

-РЕЗЕРВУАРЫ - для накопления, охлаждения сжатого воздуха и отдачи его по системам. При охлаждении в резервуарах скапливается конденсат, его необходимо периодически удалять через установленные на днище сливные краны при наличии давления в системе.

Представляют собой стальные цилиндрические емкости со сферическими днищами, внутри покрыты антикоррозийные покрытием.

Емкость одного резервуара 25л.

Новые резервуары испытываются заливкой масла, давлением – 13 атм.

Установлены: Два тормозных – под кабиной; два (три) остальных – под средней площадкой.

Уход :

1. После 1000 км. пробега проверять наличие утечки воздуха через краны

2. Не реже 1 раза в год снимать, очищать паром и горячей водой внутри.

3. Производить внешний осмотр при эксплуатации постоянно

ВЛАГОМАСЛООТДЕЛИТЕЛЬ

Служит для освобождения от влаги и масла воздуха, поступающего в систему

Cостоит из корпуса 7, имеющего верхнее и нижнее днище 2, 9. В корпус вмонтированы диффузор 6, решетка 3, входной патрубок 5, переходящий в направляющую спираль 4. Снизу установлен сливной кран.

1.Штуцер сливного крана 2. Днище

5. Входной патрубок 6. Диффузор

7. Выходной патрубок 8. Днище.

Работа: Сжатый воздух от компрессора поступает через входной патрубок 5 нижний отсек, там он расширяется, разгоняясь по спирали 4 . Тяжелые капли влаги и масла оседают на стенках и решетке 3 , стекают в углубление нижнего днища 2 . Затем воздух по диффузору поднимается вверх, оставляя на нем капли влаги и масла и через выходной патрубок 8 уходит в систему. Капли стекают по диффузору через решетку в нижнее днище и там накапливаются. Получившийся конденсат нужно периодически сливать через сливной кран, имеющий шаровый клапан и тягу.

В строительной, судостроительной, горной промышленностях и в других областях техники широко применяют пневматические инструменты, т. е. инструменты, приводимые в действие сжатым воздухом. На любом большом, заводе применяют пневматические молотки и сверла; в шахтах пользуются пневматическими отбойными молотками.

Каждый такой инструмент присоединяется резиновым шлангом к магистрали - трубе, в которую непрерывно накачивается воздух с центральной компрессорной станции. Простейшая схема нагнетательного насоса-компрессора показана на рис. 302. При вращении маховика поршень 1 движется в цилиндре вправо и влево. При движении поршня вправо сжатый воздух открывает клапан 2 и нагнетается в магистраль; при движении влево новая порция воздуха засасывается в цилиндр из атмосферы, причем клапан 2 закрывается, а клапан 3 открывается. На рис. 303 показано устройство манометра, применяемого для измерения давления сжатого воздуха или других газов. Полая металлическая трубка 1 овального сечения, изогнутая в виде кольца, подсоединяется открытым концом 2 к объему, давление в котором нужно измерить. Вблизи конца 2 трубка, жестко прикреплена к корпусу манометра. Закрытый конец 3 соединен с механизмом, приводящим в движение стрелку прибора. Чем больше давление газа, тем больше распрямляется трубка 1 и тем больше отклоняется стрелка. Обычно положение стрелки, соответствующее атмосферному давлению, отмечается нулем на шкале. Тогда манометр показывает, на сколько измеряемое давление превышает атмосферное: показания прибора дают так называемое «избыточное давление». Такие манометры употребляют, например, для измерения давления пара в паровых котлах.

Рис. 302. Схема компрессора

Рис. 303. Устройство манометра для больших давлений

Укажем еще несколько применений сжатого воздуха.

Воздушные (пневматические) тормоза широко применяют на железных дорогах, в трамвае, троллейбусах, метро, автомашинах. В пневматических тормозах на поездах тормозные колодки 1 прижимаются к бандажам колес сжатым воздухом, находящимся в резервуаре 2, расположенном под вагоном (рис. 304). Управление тормозами производится при помощи изменения давления воздуха в магистральной трубе, которая соединяет вагоны с главным резервуаром сжатого воздуха, находящимся на тепловозе и наполняемом компрессором. Управление устроено так, что при уменьшении давления в магистрали распределительный кран 3 соединяет резервуар 2 с тормозным цилиндром 4 и тем самым осуществляет торможение. Уменьшение давления в магистрали может осуществляться машинистом, который отъединяет магистраль от компрессора и соединяет ее с атмосферой. Тот же результат может быть достигнут, если открыть кран экстренного торможения в любом вагоне или случится обрыв магистрали.

Рис. 304. Схема устройства воздушного тормоза на поездах железной дороги

Сжатым воздухом пользуются в нефтяной промышленности при добыче нефти. В районе залежей нефти под землю накачивают сжатый воздух, вытесняющий на поверхность нефть. Иногда, вследствие каких-либо процессов, происходящих в нефтеносном слое, в подземных слоях накапливается сжатый газ. Если пробурить в земле скважину, доходящую до уровня нефти, газ будет вытеснять нефть на поверхность земли. Разность давлений подземного газа и атмосферы бывает настолько велика, что заставляет нефть, поднявшуюся по скважине, бить высоким фонтаном.

Рис. 305. Устройство для переливания дистиллированной воды

На том же принципе основан прибор, которым часто пользуются в лабораториях для переливания дистиллированной воды из сосуда. Если подуть в трубочку 1 прибора (рис. 305), то из трубки 2 будет выливаться вода. Так как сосуд все время закрыт пробкой, то жидкость может долгое время сохраняться, не загрязняясь.

Для освобождения от воды («продувки») балластных отсеков подводной лодки воду вытесняют сжатым воздухом, хранящимся на борту лодки в специальных баллонах.

Мало кто из пользователей догадывается, насколько важно иметь сжатый воздух в баллончиках для компьютера.

А ведь на самом деле он может спасти от непредвиденной поломки, дискомфорта в использовании устройства, а также от ряда других неприятных ситуаций.

Содержание:

Где взять качественный сжатый воздух

Увы, это так. Правы были пророки и теперь даже воздух продается.

Продается сжатый воздух в баллончиках разных типов и выбирая его в торговой сети, важно понимать, что вы покупаете именно сжатый воздух в баллончиках для компьютера, а не для какого-либо другого устройства.

Поэтому его стоит искать в салонах компьютерной техники в отделах расходных материалов и средств по уходу за компьютерной техникой.

Также подобные товары можно найти на аналогичных интернет-сайтах.

Если же попытаться найти что-то подобное в других местах, наверняка с этим будут связаны определенные проблемы.

Все потому, что если сжатый воздух используется для других целей, в его составе могут присутствовать сторонние компоненты, наличие которых может быть весьма опасным для содержимого корпуса вашего , или подобного устройства, требующего очистки.

К примеру, производители сжатого воздуха для ремонта автомобилей могут добавлять в него средства, препятствующие дальнейшему разрушению деталей автомобиля.

А вот сжатый воздух, применяемый ювелирами, может содержать компоненты, которые в процессе работы позволят связать микрочастицы драгоценных металлов, поскольку их можно будет вторично использовать при создании иных изделий.

Совет: обращайте внимание на то, где вы приобретаете сжатый воздух, и на содержимое флакона. Почерпнуть его можно из надписи на этикетке. К примеру, недобросовестный продавец может «впарить» неподходящий для обработки компьютерных деталей воздух.

Как использовать сжатый воздух

Обычно сжатый воздух продается в металлической таре – флаконах, где воздух консервируется под давлением.

Емкость этой тары может варьироваться в зависимости от предпочтений производителя, но обычно баллоны большого объема в продажу не поступают, учитывая требования по безопасности, касающиеся продаваемого продукта.

Обратите внимание, что для того, чтобы использовать сжатый воздух из флакона, необходимо использовать весь комплект.

Да, именно так.

Продается сжатый воздух не просто в баллончиках, а в форме комплекта, в который входит также специальная насадка в виде тонкой полимерной трубки.

Она одним концом в форме адаптера надевается непосредственно на подвижное сопло баллона, а вторым направляется непосредственно на очищаемую поверхность или размещенный на ней элемент.

Вопреки распространенному мнению бездумно нажимать на клапан распылителя не стоит. Необходимо придерживаться нескольких строгих правил, которые избавят от проблем в будущем.

Вот несколько из них:

  • струю воздуха необходимо направлять непосредственно на очищаемый объект;
  • не стоит выпускать весь сжатый газ за одно распыление;
  • нажатия должны быть серийными и кратковременными.

Все эти правила строго обоснованы.

К примеру, кратковременные направленные нажатия способствуют экономному использованию воздуха, ведь его давления вполне достаточно и для удаления пыли, и для удаления ряда липких загрязнений.

Рис. 2 – Правильный способ держать баллон

Чем заменить сжатый воздух

Как уже отмечалось выше, замена одного баллончика с газом другим может повлечь за собой непоправимые последствия.

К примеру, огнеопасные газовые смеси, применяемые для очистки, могут стать причиной возгорания, короткого замыкания либо некачественно проведенной очистки.

Подобные ситуации могут возникнуть, если во флаконе окажется увлажненный воздух или газ, поддающийся воспламенению.

При этом последствия чистки таким газом могут проявиться даже не во время ее выполнения, а после, когда компьютер или другое очищаемое электронное устройство будет подключено к сети.

Выбирая замену баллончикам с хладагентом (именно его чаще всего используют производители), стоит четко понимать особенности использования сжатого газа и цель его применения. Соответственно, газ, направляемый в корпус, должен быть сухим, без дополнительных примесей и желательно инертным. К сожалению, в домашних условиях подобные требования соблюдать удается не всегда и приходится использовать не сжатый газ, а кое-что другое.

Альтернативы в домашних условиях

Два наиболее распространенных пути решения этой проблемы предполагают использование бытовой техники.

В первом случае это фен для укладки волос, который бывает далеко не у каждого владельца компьютера, а во втором – пылесос. Но и в этом случае не все так гладко.

Что касается фена, то при его использовании важно, чтобы он работал в режиме без нагрева воздуха.

В противном случае можно поплатиться работоспособностью компьютера, поскольку во многих из них, например, в ноутбуках и может использоваться клей, который под воздействием высокой температуры плавится.

Что касается пылесоса, то при его использовании важно использовать обратный режим, когда воздух не всасывается, а, наоборот, выдувается.

Необходимо это для того, чтобы ненароком не вырвать из корпуса припаянный провод или же при высокой мощности пылесоса еще какой-либо компонент.

Такая особенность предусматривается далеко не в каждой модели, поэтому будьте осторожными.

Рис. 3 – Правильный способ использования сжатого воздуха

Как сделать баллончик собственными руками

Как для расходного материала одноразового использования, стоимость баллончика с воздухом кажется просто заоблачной.

И хоть она и связана со сложным технологическим процессом производства, многие считают ее необоснованной.

Именно поэтому часть пользователей пытаются сделать подобный инструмент для в домашних условиях.

Задача эта вполне выполнимая, однако будет далеко не всем под силу. Все потому, что для ее реализации необходимо предусмотреть сразу несколько деталей.

Во-первых, будет необходим пустой контейнер.

Использовать можно, к примеру, уже использованный контейнер из-под сжатого воздуха, но ни в коем случае не из-под лака или дезодоранта, поскольку в них могут находиться остатки спирта или химических средств.

Второй обязательный компонент – автомобильный компрессор. Именно он позволит закачать воздух в пустой флакон.

И, конечно, соединительные элементы – ниппель автомобильной камеры и фрагмент газовой горелки, которые позволят связать баллон с компрессором и сократить потери воздуха при заправке.

Важно: при таком способе заправки важно соблюдать особую осторожность. Во-первых, применять на всех поверхностях такую смесь нельзя, поскольку в ней содержится огнеопасный кислород, а во-вторых, при заправке нельзя превышать допустимое давление во флаконе. В противном случае он разорвется и станет причиной травм и прочих повреждений.

Как сделать самодельный многоразовый баллон сжатого воздуха для чистки компьютера

Данный метод исключает нарушение конструктивной целостности баллона, путем вкручивания, вклейки или впаивания вело, мото или авто ниппелей, что позволяет доводить в баллоне давление, предусмотренное изготовителем и исключает выстреливание вышеперечисленных предметов в пользователя. Роль предохранителя при превышении допустимого давления играет резиновая трубочка с хомутом (не затягивайте хомут очень сильно) Видео о испытание давлением, которое может выдержать данная конструкция сниму в ближайшее время

В современном высокотехнологическом мире сжатый воздух незаменим, он используется повсеместно и на сегодняшний день является вторым по важности источником энергии после электричества для очень многих промышленных предприятий.

Что же представляет из себя сжатый воздух? Какие существуют принципы и особенности сжатия воздуха, и что следует помнить при работе с ним?

Начнем с определения: сжатый воздух - это воздух, который находится под давлением, превышающим атмосферное. По сути, сжатый воздух - это сжатый атмосферный воздух, то есть тот воздух, которым мы дышим, который состоит из различных газов:

21% кислород

1% другие газы.

Состояние воздуха (газа) можно описать тремя параметрами:

Давление (Р);

Температура (С);

Удельный объем (Vуд.);

В технологии сжатия воздуха все три параметра измеряются в конкретных величинах:

Рабочее давление (давление сжатия) измеряется в барах;

Температура сжатого воздуха измеряется в градусах Цельсия;

Объем используют как для определения размеров ресивера, так и для расхода компрессорами сжатого воздуха, выраженный в лит./мин или куб.м./час

Одним из средств сжатия воздуха является его “выработка” компрессорным оборудованием. Таким образом, сжатый воздух начинает свой путь в компрессоре.

Прежде чем попасть к потребителю сжатый воздух проходит следующие этапы:

На каждом из этих этапов происходит своего рода трансформация воздуха из одного состояния в другое. Рассмотрим основные принципы и особенности сжатого воздуха.

Температура.

В процессе поступления воздуха из атмосферы в компрессор воздух начинает сжиматься. В момент сжатия воздуха в компрессоре его температура может достигать до 180 С , однако через какое-то время, когда воздух попадает дальше, в ресивер, его температура начинает падать, к примеру, на “выходе” из поршневого компрессора она равняется примерно 40-45 С .

Таким образом, падение температуры сжатого воздуха “на лицо”, и воздух, действительно, остывает. В тот момент, когда его температура начинает понижаться, идет процесс возникновения конденсата или другими словами влаги. Таким образом, о сжатии воздуха важно знать следующее:

При сжатии всегда происходит повышение температуры. Чем сильнее сжимается воздух, тем выше поднимается температура, и даже при сжатии воздуха до невысокого давления происходит значительное возрастание температуры.

Повышение температуры происходит не из-за механического трения частей компрессора и тому подобного, а из-за самого сжатия.

Водяные пары также сжимаются, и при последующем понижении температуры - конденсируются.

При сжатии воздуха пары воды становятся основным загрязнением.

В сжатом воздухе сконденсировавшаяся вода является загрязнением, которое улавливает и переносит другие загрязнения.

Концентрация вредных веществ возрастает, и может стать опасной, если их не удалить.

Самое главное - то, что в итоге сжатия воздуха после падения температуры воздуха возникает конденсат, и это может стать настоящей проблемой для потребителя.

Значительное содержание воды в сжатом воздухе становится причиной коррозии пневмосети. Взвешенные частицы и ржавчина действуют как абразив на элементы пневмоавтоматики. Всё это приводит к серьезным повреждениям пневматического оборудования, тем самым вызывая простои оборудования, повышение эксплуатационных расходов и повреждение производимых изделий.

Состав сжатого воздуха.

При подаче в компрессор обычный воздух содержит около 1,8 миллиардов частиц пыли. Таким образом, воздух, попадающий в компрессор, уже содержит загрязнения в виде твердых частиц. К этому надо добавить и то, что мы уже выяснили - некоторое количество влаги или водяного пара, который при сжатии конденсируется, тоже образует загрязнение воздуха. Но и это еще не все: в процессе работы маслянных компресоров в воздушный поток (в результате нагревания масла) могут попадать масляные пары и образовавшийся углерод.

Масляный туман или пар, исходящий из потока сжатого воздуха, может стать причиной сбоя в работе компрессора, сколов краски от корпуса либо появления отверстий (пробоин) на нем. При эксплуатации компрессора в пищевой отрасли либо в медицинской сфере существует риск попадания вредных веществ в организм человека. Масляный туман является наиболее трудновыводимым элементом при его отделении от воздушного потока.

Все это в целом приводит к тому, что загрязнения в атмосферном воздухе с наличием водяных паров и масляного тумана, в процессе работы компрессора превращаются в 2 миллиарда частиц пыли и 0,03 мг/м.куб. масляных паров в выходном воздушном потоке.

Попадая в пневматическую систему, такая агрессивная смесь приводит к ускоренному износу оборудования и выходу его из строя.

Поэтому встает вопрос о качестве воздуха, которое определяется содержанием частиц пыли, масляного тумана и водяных паров. Требование к качеству сжатого воздуха определяет производитель оборудования и нормируется по DIN ISO 8573-1:2001 или ГОСТ 17433-80. Существуют следующие стандарты ISO для типов сжатого воздуха:

Очистка сжатого воздуха.

В последнее время производство качественного сжатого воздуха приобрело особое значение, так как современная промышленность предъявляет высокие требования к оборудованию, а потребитель - к качеству выпускаемой продукции. В связи с этим существуют комплексные системы подготовки и очистки сжатого воздуха. Если коротко остановится на основных этапах, то они выглядят так.

Для принудительного удаления влаги из сжатого воздуха на первом этапе применяют охладители воздуха, которые охлаждают горячий, содержащий влагу воздух до температуры +10 С по отношению к температуре окружающей среды. В результате резкого охлаждения происходит процесс конденсации. На выходе из охладителя сжатый воздух содержит влагу в виде взвеси капелек воды - водяного конденсата и пара. На следующем этапе получения сжатого воздуха с необходимой точкой росы (содержанием влаги) используются осушители сжатого воздуха.

Для удаления содержащихся в сжатом воздухе других посторонних примесей (песок, пыль, частицы метала от трущихся элементов компрессора, продукты окисления пневматической магистрали, пары масел и т. п.), применяются магистральные фильтры.

Таким образом, какими бы ни были требования по чистоте воздуха, современные системы подготовки и очистки воздуха позволяют эффективно подготовить и очистить воздух до необходимого уровня.

DIN ISO 8573-1:2001 Качество сжатого воздуха

Стандарт качества сжатого воздуха для каждой категории применения

Пневмомагазин.ру

Области применения сжатого воздуха и энергоемкость его производства

Самым большим среди отраслей потребителем воздуха является черная металлургия . В ней сосредоточены наиболее крупные технологические блоки, использующие сжатый воздух: доменные печи, конверторы, мартеновские печи, прокатные станы, вагранки. В черной металлургии сосредоточены и самые крупные компрессорные агрегаты. Такие ТКУ, как К-5000 и К-7000 созданы специально для воздухоснабжения доменных печей.

В этой отрасли наибольший процент турбокомпрессоров из общего количества компрессорных машин, а доля поршневых машин составляет примерно 20 % и имеется тенденция к ее уменьшению. Доля энергозатрат на производство сжатого воздуха здесь составляет 5-7 % от общего расхода энергии на производство основного продукта.

Сопоставимой по масштабам потребления воздуха является цветная металлургия . Здесь нет таких крупных единичных потребителей воздуха, как доменные печи, но требуется большое разнообразие нагнетателей с различными давлениями нагнетания. Доля энергопотребления на сжатие воздуха в отрасли колеблется от 8-10 % до 60 % в шахтных выработках и рудниках.

Крупным потребителем сжатого воздуха является машиностроение . Большое разнообразие мелких потребителей, индивидуализация режимов их работы определяют сложные графики воздухопотребления со значительной суточной и недельной неравномерностью. На предприятиях этой отрасли расход электроэнергии на привод компрессоров достигает 20-25 % общего энергопотребления.

Потребление сжатого воздуха в химической промышленности отличается большим разнообразием требуемых параметров, качества, масштабов и режимов подачи. Здесь в равной степени находят применение поршневые, винтовые и турбокомпрессорные установки. Воздухоснабжение в этой отрасли может осуществляться как от центральной станции, так и от отдельных установок, входящих в состав технологического оборудования.



Очень крупными потребителями сжатого воздуха являются горнодобывающая и угольная промышленность. Доля энергопотребления систем воздухоснабжения в этой отрасли достигает примерно 25 % общего расхода энергии в ней.

В классификации отраслей промышленности особое место занимают воздухоразделительные установки. Они могут быть как самостоятельными предприятиями, так и подотраслью металлургии, химической промышленности и т.п. Здесь на сжатие воздуха тратится от 70 до 90 % общего энергопотребления.

Классификация потребителей

Практически на любом предприятии для тех или иных целей нужен сжатый воздух. Он используется:

а) для привода различных пневмомеханизмов, инструментов, пневмотранспорта и т.п., т.е. для получения механической энергии;

б) для получения газов, из которых состоит воздух (азот, кислород, аргон, и др. инертные газы);

в) для технологических нужд – при проведении реакций окисления, горении, сушке и т.п.;

г) для пневматических систем измерения, контроля и регулирования на взрывоопасных производствах (химическая промышленность, горнодобывающая и др.).

Воздух для технологических целей не является энергоносителем. Он является исходным продуктом (или компонентом) для получения новых веществ (продуктов). Потребителями сжатого воздуха как энергоносителя (пневмоприемниками ) являются механизмы и устройства, использующие воздух для различных производственных операций и технологических процессов.

По способу преобразования энергии сжатого воздуха все пневмопотребители можно разбить на три группы.

1-я группа . Устройства для преобразования потенциальной энергии сжатого воздуха в механическую работу:

а) с продольно-возвратным движением рабочего органа. Это молоты, отбойные и клепальные молотки, трамбовки вибраторы, подъемники, толкатели, долбежные машины и т.п.;

б) с вращательным движением рабочего органа. Это устройства с турбинным или поршневым приводом: сверлильные, шлифовальные (фортуны), отрезные полировальные, винтозавертывающие и другие машины.

2-я группа . Устройства для преобразования потенциальной энергии в кинетическую. Это различные обдувные устройства (песко- и дробеструйные установки), эжекторы, форсунки, краскораспылители, пульверизаторы, пневмотранспортные установки и др.

3-я группа . Устройства, использующие сжатый воздух без преобразования его энергии. Это различные пневматические приспособления: поддержки, патроны, зажимы, устройства регулирования и автоматизации, мерные устройства и т.д.

По назначению и способу применения различают две основные группы пневмоприемников:

а) пневмоинструменты ;

б) пневмооборудование .

К пневмоинструментам относятся устройства, предназначенные для механизации производственных процессов (замена ручного труда). Это переносной агрегат, приводимый в действие пневмодвигателем. Пневмоинструменты отличаются кратковременными режимами работы.

Пневмооборудование – это, как правило, стационарные установки с длительными режимами работы.

Параметры потребляемого сжатого воздуха

Давление.

Анализ паспортных данных различных промышленных пневмоприемников показывает, что необходимое давление сжатого воздуха перед ними не превышает 0,7-0,8 МПа. В большинстве случаев оно требуется еще меньше – 0,4-0,7 МПа.

Понижение давления (ниже паспортного) ведет к понижению мощности и производительности пневмомеханизма. При этом из-за нерасчетных режимов работы, как правило, возрастают удельные расходы воздуха.

Повышение давления воздуха (сверх необходимого) влечет увеличение утечек, которые и так часто выше допустимых. Так, вместо обычных потерь в 20-30 %, при превышении давления они доходят до 50-60 % от общего расхода сжатого воздуха.

Если пневмосеть находится в нормальном состоянии, то потери давления из-за гидравлического сопротивления не превышают 0,05 МПа, даже для самых удаленных точек (норма 0,01-0,03 МПа). Таким образом, в системах, не оснащенных системой осушки воздуха, давление развиваемое компрессором не должно превышать требуемое пневмоприемником более чем на 0,05 МПа. Если такого давления недостаточно, это означает, что имеется:

Чрезмерный износ оборудования;

Чрезмерные потери давления в распределительных устройствах, шлангах, местных сопротивлениях;

Чрезмерные утечки (в стыках, шлангах, запорных устройствах пневмомеханизмов и т.п.).

Выбор компрессоров для КС с завышенными развиваемыми давлениями приводит:

Для поршневых компрессоров (ПК) – к недоиспользованию мощности;

Для центробежных компрессоров (ЦБК) – к снижению экономичности, так как компрессор в этом случае работает в нерасчетном режиме с более низкими значениями КПД.

Температура воздуха.

Температура воздуха на входе в пневмоприемник оказывает сильное влияние на его потребление. Работоспособность 1 кг сжатого воздуха при его адиабатном расширении в пневмомеханизме от давления P 1 до давления P 2 определяется выражением, кДж/кг:

где – изобарная теплоемкость воздуха, кДж/(кг×К); Т 1 – температура сжатого воздуха на входе в механизм, К; Р 1 , Р 2 – давления воздуха на входе и выходе пневмомеханизма соответственно, МПа.

Таким образом, за счет подогрева сжатого воздуха перед его использованием можно снизить его потребление при неизменном количестве совершаемой работы.

На практике в большинстве случаев воздух в концевом воздухоохладителе КУ охлаждается до температуры 40-45 °С, что недостаточно для конденсации влаги и масла и в то же время этим существенно снижается его работоспособность. Это указывает на необходимость рассмотрения целесообразности использования концевого воздухоохладителя в каждом конкретном случае.

Как показывают расчеты, температуру сжатого воздуха можно доводить до 60-70 °С, при этом температура ручного инструмента не превысит значений 35-40 °С, а экономия электроэнергии при этом составит 10-15 % по сравнению с исходным вариантом.

Вопрос о выборе оптимального влагосодержания должен решаться на основании технико-экономического обоснования. От правильности решения этого вопроса зависит экономичность применения сжатого воздуха.

Если воздух используется для химических реакций, для транспортирования гигроскопических веществ и т.п., то его влагосодержание должно удовлетворять специфическим требованиям таких процессов, оговариваемых в технологическом регламенте. Так, например, в автомобилестроении в соответствии с ГОСТ 9.010-80 «Воздух, сжатый для распыления лакокрасочных материалов» влагосодержание воздуха с давлением 0,6 МПа ограничено значением 1,6 г/м 3 .

К сжатому воздуху для питания пневматических систем и устройств, работающих при давлении до 2,5 МПа, требования к влагосодержанию оговариваются в ГОСТ 17433-80 «Сжатый воздух. Классы загрязнения». В пересчете на условия t в =20°С и P в =0,9 МПа устанавливается следующее влагосодержание: для классов загрязненности 0 и 1 d в £0,156 г/кг, а для классов 3, 5, 7, 9, 11 и 13 d в £0,9 г/кг. Для остальных классов влагосодержание (точка росы) не регламентируется.

При применении сжатого воздуха в машиностроительной, металлургической и горнодобывающей промышленности важно, чтобы отсутствовала конденсация водяного пара во время транспортировки сжатого воздуха от компрессорной станции до потребляющего оборудования. То есть необходимо, чтобы возможная минимальная температура воздуха в пневмосети всегда была выше точки росы осушенного воздуха.

Считается экономически приемлемой точка росы сжатого воздуха 2-3°С (под рабочим давлением). Именно такая степень осушки принята повсеместно на большинстве предприятий горнодобывающей промышленности, машиностроения и др.

Загрязнение воздуха.

Опыт эксплуатации пневмооборудования, инструмента, пневматических приводов и пневматических систем управления показал, что повышение надежности и долговечности их работы невозможно без качественной подготовки сжимаемого воздуха, очистки его от загрязнений.

Загрязнения, содержащиеся в воздухе, могут оказывать физическое и химическое воздействие на пневматические устройства в виде:

1) закупорки отверстий и сопел влагой, льдом и механическими частицами;

2) смывания смазки, коррозии металлических и разрушения резиновых деталей;

3) повреждения прокладок и рабочих поверхностей клапанов, мембран, золотников;

4) износы и заклинивания трущихся поверхностей.

Идеальным случаем является полное удаление загрязнений сжатого воздуха, что в большинстве случаев экономически нецелесообразно.

Требования к очистке воздуха зависят от эксплуатационных условий. Необходимая степень очистки определяется опытным путем, обобщается и гостируется.

Контрольные вопросы

1. Какие отрасли промышленности являются наиболее крупными потребителями сжатого воздуха?

2. Для каких целей используется сжатый воздух?

3. Какими достоинствами обладает сжатый воздух как энергоноситель?

4. Какие параметры характеризуют сжатый воздух, используемый в качестве энергоносителя?

5. К чему приводит превышение требуемых значений давления воздуха в системе?

6. К чему приводит заниженное давление воздуха в коллекторе потребителя?

7. Какие последствия могут возникнуть при использовании воздуха с повышенной влажностью?

8. Какие виды воздействий на элементы систем воздухоснабжения оказывают загрязнения сжатого воздуха?


РЕЖИМЫ ВОЗДУХОПОТРЕБЛЕНИЯ