О прекращении деятельности присоединенного юридического. способа для прекращение деятельности юридического лица. депозитный и сберегательный сертификат

17.08.2019 Виды

3 способа прекращения деятельности юридического лица.

Регистрация юридического лица – ответственный шаг и это должен понимать каждый предприниматель, регистрирующий, например, ООО.

И дело даже не в относительной сложности регистрационной процедуры и не в том, что имеются отдельные нюансы в ведении бизнеса, а в том, что прекращение деятельности юридического лица – процесс крайне длительный и непростой.

Но это не значит, что закрыть предприятие, которое числится как юрлицо, невозможно. Есть 3 основных способа, которыми может воспользоваться каждый бизнесмен.

3 причины для прекращения деятельности юридического лица

Когда как юридическое лицо (ЮЛ) он думает о выгодах, которые получит от такой формы ведения деятельности, но не задумывается о том, что ликвидировать или реорганизовать такое предприятие будет достаточно сложно.

Конечно, это правильно. Начиная новый проект, нужно мыслить положительно и думать о прибыли, а не о банкротстве. И все же никто не застрахован от краха надежд.

Есть разные причины, по которым приходится прекращать функционирование юрлица:

  1. Неисполнение обязанностей, которые предприниматель брал на себя, когда регистрировал бизнес.
  2. Денежные затруднения – невыполнение финансовых обязательств перед кредиторами в течение трех и больше месяцев.
  3. Желание самих учредителей избавиться от своего детища по разным причинам: новый проект, прекращение предпринимательской деятельности, смена гражданства и т.д.

Прекращение деятельности юрлица бывает двух основных типов:

  1. добровольное;
  2. принудительное.

С добровольным типом все понятно: учредители или уполномоченные ими лица начинают процесс полной ликвидации ЮЛ, мотивируя это, к примеру, тем, что срок, на который было зарегистрировано предприятие, истекает, или же первоначальные задачи, что ставились перед регистрацией компании, были успешно выполнены.

Основанием для принудительной остановки деятельности может служить судовое решение.

Такое постановление суд дает тогда, когда:

  • юридическое лицо своей деятельностью нарушало законодательство РФ, например, работало без лицензии, вело преступную деятельность, систематически нарушало Трудовой кодекс и т.д.;
  • регистрация компании проводилась с нарушениями – в этом случае регистрационная процедура признается недействительной;
  • юрлицо не может выполнить свои финансовые обязательства, должно кредиторам и трудовому коллективу много денег.

Независимо от того, добровольно или принудительно происходит остановка работы предприятия, нужно придерживаться установленной законодательством процедуры, чтобы у проверяющих органов не было к вам претензий.

Алгоритм действия зависит от того, какой именно способ вы изберете.

3 способа для прекращение деятельности юридического лица

Если предприниматель заинтересован в полном прекращении работы юридического лица, ему не обязательно сразу же его ликвидировать.

Есть и другие законные методы, к которым можно прибегнуть.

Существует 3 основных способа прекратить деятельность ЮЛ:

  • ликвидировать его;
  • реорганизоваться;
  • добиться официального статуса банкрота.

1) Реорганизация, как способ прекращения деятельности юридического лица

Посвящены статьи 57 – 60 ГК РФ.

Их следует внимательно изучить, если ваша цель, как владельца, не полностью прекратить свою предпринимательскую деятельность, а вести ее посредством управления другим ЮЛ.

Реорганизация влечет за собой серьезное изменение структуры компании. Например, два или больше ООО сливаются в одно или же регистрируется новое предприятие, которое перебирает на себя часть обязанностей уже существующего.

Основным отличием реорганизации от, например, ликвидации является тот факт, что в ходе реорганизационной процедуры есть приемник, который и берет на себя полностью или частично долю обязательств юрлица, работа которого прекращается.

Чтобы законно реорганизовать свое юридическое лицо, следует придерживаться следующего порядка действий:


1.

Решение о реорганизации, которое принимается в письменном виде на собрании учредителей, акционеров или трудового коллектива

2.

Составление плана реорганизации, назначение ответственных лиц за те или иные процессы

3.

Погашение всех задолженностей, как перед кредиторами, так и перед сотрудниками компании

4.

Уведомление о реорганизации. В течение 3 дней со дня принятия решения о реорганизации происходит уведомление налоговой о начале реорганизации общества, на основании которого ИФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о начале реорганизации юридического лица. В 5-дневный срок со дня направления уведомления в налоговую о начале реорганизации оповещаются кредиторы. После внесения записи о начале реорганизации общества в ЕГРЮЛ дважды с периодичностью раз в месяц в «Вестнике государственной регистрации» публикуется уведомление о реорганизации общества.

5.

Проведение инвентаризации с подготовкой отчета инвентаризационной комиссии

6.

Подготовка финансовых документов, в том числе – и промежуточной бухгалтерской отчетности

7.

Составление передаточного акта (для слияния, присоединения, преобразования) или разделительного баланса (для разделения, выделения). Традиционно к передаточному акту прилагают бухгалтерскую отчетность и акты инвентаризации.

8.

Формирование новых учредительных документов, которые будут регулировать деятельность вновь образовавшегося юридического лица

9.

Составление заключительной отчетности реорганизованного юридического лица:
а) начисление зарплаты работникам;
б) расчет амортизации по нематериальным активам и основным средствам;
в) списание расходов будущих периодов, которые невозможно включить в передаточный акт;
г) закрытие счета учета затрат прибылей и убытков, выведение чистой прибыли со дня составления промежуточной отчетности до дня, предшествующего дате исключения юрлица из ЕГРЮЛ;
д) составление заключительной бухгалтерской отчетности ликвидированных ООО или ЗАО;
е) передача архива документов материально ответственным лицам вновь образованных обществ;
ж) передача ценностей и материальных активов новому обществу.

10.

Внесение записи в Единый государственный реестр, которая и подтверждает, что реорганизация успешно завершена

Не стоит думать, что реорганизация – наиболее простой путь прекращения функционирования ЮЛ.

Процедура достаточно длительная и сложная, ее трудно совершить без профессиональной помощи.

2) Ликвидация – наиболее верный метод прекратить деятельность юридического лица

Ликвидация – это полное устранение ЮЛ без передачи своих обязательств какому-то другому юрлицу.

Законные основания ликвидации описаны в 61 – 64 ГК РФ.

Ликвидационная процедура очень сложная и многоуровневая. Следует придерживаться строгого алгоритма действий, чтобы не затягивать процесс:

1.
Принять решение о ликвидации способом, указанным в статуте компании, например, на собрании акционеров.
2. В течение трех дней проинформировать налоговый орган о том, что вы собираетесь ликвидировать предприятие. К этому письму обязательно нужно присовокупить принятое на собрании решение.
3. Получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа. Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора. Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также .
4. Уведомить банк о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.
5. Официально объявить о предстоящей ликвидации. Для этого нужно дать объявление в журнал «Вестник государственной регистрации», уполномоченную публиковать подобного рода сведения
6. Уведомить письменно сотрудников компании не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. При наличии на предприятии профсоюзного органа, он также должен быть уведомлен о предстоящем массовом высвобождении работников. Сделать это нужно не позднее чем за три месяца.
7. Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населенного пункта, где расположена ликвидируемая компания. Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда.
8. Уведомить всех кредиторов о ликвидации лично или посредством писем
9. Законодательство не устанавливает форму промежуточного ликвидационного баланса, поэтому как правило он составляется по форме обычного бухгалтерского баланса. К этому времени уже известны все кредиторы юридического лица.
10. Провести инвентаризацию на основании ФЗ «О бухгалтерском учете»
11. Погасить все задолженности перед кредиторами
12. Составить ликвидационный баланс по унифицированной форме № 1 по ОКУД. Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса. Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.
13. Подать в регистрационный орган следующие документы:
1) заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица по форме № Р16001, утвержденной Правительством РФ. Данный документ подается в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. О порядке заполнения указанного заявления подробно написано в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утв. Приказом МНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
2) Ликвидационный баланс.
3) Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Документы, установленные подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
14. Убедиться, что запись о ликвидации юридического лица действительно внесена в ЕГРЮЛ

Для прекращения деятельности путем ликвидации обычно нужны вот такие документы:

Ликвидация юридического лица может длиться годами, особенно, если действовать в одиночку, а не с помощью профессиональных юристов и бухгалтеров.

3) Прекращение деятельности юридического лица с помощью банкротства

Юрлица в результате банкротства невозможно без постановления арбитражного суда.

Банкротом ЮЛ признается лишь в том случае, если 3 месяца не погашало свою кредитную задолженность, а сумма его долгов настолько велика, что больше стоимости всего имущества, числящегося за юридическим лицом.

Без изучения 65 статьи ГК РФ в этом случае не обойтись:

Процедура завершения деятельность через организацию банкротства достаточно сложная и длительная, потому что к делу привлекается суд.

Если владелец принимает решение идти таким путем, то есть смысл обратиться в специальное агентство по банкротству, которое подскажет, как лучше действовать и займется оформлением требуемой документации.

Ликвидация юридического лица. Каковы способы и порядок ликвидации?

Юридическая консультация.

Временное прекращение деятельности юридического лица

Если вам нужно не полное прекращение деятельности юридического лица, а временная передышка, чтобы собраться силами, активизировать активы, привлечь кредитора, совершить брендирование и т.д., то можно приостановить ведение дел на некоторое время.

Чтобы временно прекратить ведение дел компании, нужно сделать следующее:

  1. Прекратить любую хоздеятельность: не делать денежные переводы, не проводить закупки, не получать прибыль и т.д.
  2. История расчетного счета должна быть чистой – то есть без информации о каких-либо операциях.
  3. Руководством оформляется приказ о том, что работа компании приостанавливается на какой-то срок. Этот приказ демонстрируется всем работникам, их подписи свидетельствуют о том, что они с документом ознакомились.
  4. Налоговая должна получить официальное уведомление (его приносит инициатор лично, регистрирует на сайте госуслуг https://www.gosuslugi.ru/structure/10000001169 или отправляет заказной корреспонденцией).

Несмотря на то, что работа компании приостанавливается, причем – на законных основаниях, есть ряд видов деятельности, которые юрлицу придется выполнять: платить налоги, вести бухгалтерскую и отчетную документацию.

Избавиться ото всех обязанностей можно лишь в том случае, если ЮЛ полностью ликвидируется.

Временное прекращение деятельности юридического лица может быть также принудительным. В этом случае инициатива будет исходить уже не от владельца, а от государственных органов.

Такое случается, если нужно, к примеру, провести следственные действия и юрлицо становится фигурантом криминального дела.

Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица - ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация;
  • присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность;
  • разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование;
  • выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций;
  • преобразование - организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.

Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 — 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Например, в п. 6.1 ст. 15 Закона N 208-ФЗ об АО подробно указано, какую информацию должно содержать уведомление о реорганизации. И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица - это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.

Именно этим — признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация - это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.

При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование - публикация в специализированном издании - «Вестнике государственной регистрации».

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие - правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.

При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.

Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.

Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения — реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации - передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.

Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц. При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Прекращение предпринимательской деятельности юридического лица предполагает его выбытие из соответствующих гражданско-правовых отношений. Информация о субъекте исключается из ЕГРЮЛ. Рассмотрим далее порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Актуальность вопроса

Прекращение деятельности юридического лица регламентируется законодательством. Процедура предполагает несколько этапов, в ходе которых осуществляется анализ работы, составляется документация, решается вопрос о погашении обязательств, если они были у субъекта. Существование юрлиц не ограничивается временными рамками. Однако в ряде случаев возникает необходимость завершить работу. Так, ликвидация предприятия может обуславливаться несостоятельностью, невозможностью погашать обязательства в установленные сроки. В таких случаях процедуру проводят через суд.

Основания прекращения деятельности юридического лица

Процедура завершения работы компании может являться добровольной или принудительной. В первом случае в качестве основания будет выступать решение органа юрлица либо учредителей. Принудительная процедура начинается по постановлению судебной инстанции. Прекращение деятельности юридического лица, проводящееся по решению учредителей либо уполномоченного органа компании, может обуславливаться:

  1. Истечением периода, на который была сформирована фирма.
  2. Достижением цели, поставленной при создании компании.
  3. Уменьшением либо увеличением количества членов ниже или выше числа, установленного в уставе или законе.
  4. Признанием недействительной регистрации организации судом вследствие допущенных при ее образовании неустранимых нарушений правовых актов.
  5. Несостоятельностью.
  6. Снижением цены чистых активов до уровня ниже минимального объема уставного капитала.
  7. Прочими обстоятельствами.

Решение судебной инстанции принимается, если:

  • Выявлено нарушение закона в процессе функционирования организации.
  • Осуществлялась деятельность, которая запрещена нормами, или не предусмотренная в уставе и пр.

Способы прекращения деятельности юридического лица

Законом определены различные процедуры, в результате которых компания завершает свою работу. В законодательстве предусматривается прекращение деятельности юридического лица путем:

  1. Реорганизации. Этот вариант предусматривает завершение работы одной компании и создание на ее базе новых. Все обязанности и права первоначальной организации при этом переходят к преемникам.
  2. Ликвидации. В этом случае существовавшая компания завершает свою работу без создания иных фирм. Ликвидация предприятия предполагает полное погашение имеющихся обязательств.

Нюансы

Как выше было сказано, прекращение деятельности юридического лица может осуществляться по решению уполномоченного органа либо собрания учредителей. Это зависит от организационно-правового типа компании. В ООО и АО этот вопрос включен в компетенцию общего собрания. Некоторые виды прекращения деятельности юридического лица предполагают получение согласования Госкомитета по антимонопольной политике. К таким случаям, в частности, относят преобразование, присоединение и слияние. Нормативные акты, регламентирующие конкуренцию и монополии, допускают принудительное прекращение деятельности юридического лица в форме выделения и разделения.

Такое решение принимается Госкомитетом и его территориальными подразделениями. Компании, которые получили соответствующее предписание, должны провести необходимые процедуры в определенный срок. Если фирма этого не сделает, Госкомитет направляет исковое заявление о прекращении деятельности юридического лица в суд. В этом случае будет назначен внешний управляющий, которому поручается провести установленные мероприятия. Учредительная документация вновь образующихся компаний, разделительный баланс согласовываются и утверждаются судебной инстанцией и затем регистрируются по общим правилам.

Нормы ГК

Одна из распространенных причин, обуславливающих прекращение деятельности юридических лиц, - банкротство. Порядок проведения процедуры регламентируется ст. 61-64 ГК. Признание компании несостоятельной влечет ее ликвидацию. Процедура включает в себя следующие этапы:

  1. Размещение в официальных изданиях информации о начале процесса и сроке, в течение которого кредиторы могут заявить о своих требованиях. Он не должен составлять меньше двух месяцев с даты публикации. При этом назначается ликвидационная комиссия, которая занимается выявлением всех кредиторов, рассылает им письменные уведомления, предпринимает меры, направленные на получение дебиторской задолженности.
  2. Формирование промежуточного баланса. Он составляется по окончании срока, предоставленного кредиторам для заявления требований. В балансе содержатся данные об имуществе компании, приводится перечень претензий контрагентов, результаты их рассмотрения. Этот документ должен быть утвержден учредителями либо уполномоченным органом компании по согласованию с учреждением, осуществляющим госрегистрацию фирм.
  3. Составление ликвидационного баланса. Он формируется после окончания всех расчетов с кредиторами.
  4. Внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации предприятия.

Особенности расчетов с кредиторами

В случае если у предприятия недостаточно средств для погашения обязательств, ликвидационная комиссия организует реализацию его имущества с публичных торгов. Выплаты сумм, вырученных от реализации, осуществляется по очередности, определенной ст. 64 ГК, согласно промежуточному балансу с даты его утверждения. Исключение составляют кредиторы 5-й очереди. Им выплаты производят по окончании месяца с даты утверждения баланса.

Исключения

Указанные выше положения не распространяются на казенные предприятия и учреждения. При недостаточности средств у указанных субъектов погашение обязательств осуществляется в судебном порядке за счет имущества собственника. Оставшиеся объекты после расчетов передаются участникам общества, которые обладают вещными правами на них либо обязательственными правами в отношении компании, если другое не устанавливается нормативными актами либо учредительной документацией.

Формы завершения деятельности

Реорганизация юрлица может производиться путем:

  1. Слияния. В этом случае несколько компаний объединяются в одну. Она по передаточному акту получает обязанности и права первоначальных фирм.
  2. Присоединения. В этом случае происходит "поглощение" одного предприятия другим. К последнему обязанности и права также переходят по передаточному акту.
  3. Разделения. Оно предполагает формирование на базе одного юрлица нескольких самостоятельных организаций. К ним обязанности и права первоначальной фирмы переходят в соответствии с балансом.
  4. Выделения. В данном случае из существующей компании отделяется организация. При этом первоначальная фирма сохраняется. К выделенному предприятию обязанности и права переходят по разделительному балансу.
  5. Преобразования. Оно предполагает изменение организационно-правового типа компании. Переход прав и обязанностей осуществляется по передаточному акту.

Реорганизация признается законченной после госрегистрации вновь образованных юрлиц. Данное правило не распространяется на процедуру присоединения. Она считается оконченной с момента включения в Госреестр записи о завершении деятельности поглощенной компании.

Документы

Обязанности и права переходят ко вновь образованным компаниям на основании передаточного акта либо баланса. В указанных документах должны присутствовать положения, касающиеся правопреемства. В них включаются сведения обо всех переходящих обязательствах, оспариваемых в том числе, перед имеющимися кредиторами, а также обо всех должниках. Акт или баланс утверждаются тем, кто принимал решение о проведении реорганизации. Документы предоставляются в орган, уполномоченный на проведение госрегистрации. В случае невозможности определить правопреемника у вновь сформированных предприятий возникает солидарная ответственность перед кредиторами.

Госрегистрация

Только после ее проведения компания будет признана реорганизованной. Правила госрегистрации зависят от формы процедуры. Для постановки на учет компании, реорганизованной путем слияния, в уполномоченный орган предоставляют:

  1. Учредительную документацию всех субъектов, участвующих в процессе.
  2. Протоколы с собраний (проводимых отдельно в каждой компании и совместных).
  3. Договор о слиянии и передаточный акт.
  4. Подтверждение факта публикации о начале процедуры в официальных изданиях.
  5. Доказательство письменных уведомлений кредиторов.
  6. Копии балансов компаний.
  7. Наименование вновь образующейся фирмы.
  8. Характеристика формирования капитала компании.
  9. Данные паспорта руководителя образующейся фирмы.
  10. Юридический адрес нового предприятия.

Дополнительно (при необходимости) предоставляется документ, подтверждающий согласование или уведомление антимонопольного органа. При реорганизации путем присоединения госрегистрация выполняется по правилам, предусмотренным для регистрации изменений, которые вносятся в учредительную документацию.

Специфика правопреемства

При реорганизации особое значение имеет объем обязанностей и прав, которые переходят по балансу или акту. Правопреемство может быть:

  1. Частичным. При этом переход обязанностей и прав осуществляется как к нескольким, так и к одному субъекту. Такая ситуация имеет место при выделении.
  2. Полным с переходом обязанностей и прав к одному преемнику. Эта ситуация имеет место при преобразовании, присоединении и слиянии.
  3. Полным с переходом обязанностей и прав к нескольким субъектам в соответствующих долях. Такое правопреемство характерно для разделения.

Момент перехода

Вопрос о его определении возникает практически у всех реорганизуемых субъектов, а также у их кредиторов. Последних, в частности, беспокоит процесс погашения обязательств. В действовавшем ранее ГК указывалось, что переход имущества осуществляется в день, когда подписан передаточный акт или утвержден разделительный баланс. В нормах нового Кодекса данный подход исключается. Между принятием учредителями или уполномоченным органом решения о реорганизации и непосредственной процедурой проходит определенный период. В ст. 57 ГК четко установлен момент, в который субъект считается реорганизованным. При разделении, выделении, слиянии, преобразовании им выступает дата госрегистрации вновь созданных компаний. Правопреемство не основывается на каком-либо договоре. Оно выступает как следствие реорганизации. Из этого следует, что определяющее значение при установлении момента перехода обязанностей и прав будет иметь факт госрегистрации. До ее окончания преемство невозможно, поскольку еще не создан принимающий субъект. Аналогичным образом обстоит дело с присоединением. В этом случае реорганизация также считается оконченной после включения соответствующей записи в Госреестр о прекращении работы присоединенного субъекта.

Заключение

Для предотвращения нарушений при оформлении правопреемства в ходе реорганизации в ГК предусматривается специальное правило. В соответствии с ним, при отсутствии в разделительном балансе либо акте о передаче положений о переходе обязанностей и прав, госрегистрация вновь образованных компаний не осуществляется. При возникновении неопределенности в решении вопроса о правопреемстве, действует законодательное положение о солидарной ответственности фирм. Оно обеспечивает дополнительные гарантии для кредиторов и обязывает юрлиц в любом случае исполнять свои обязательства.

банкротство ликвидация кредитный законодательный

Понятие и способы прекращения юридических лиц

Деятельность юридического лица согласно ныне действующему ГК РФ прекращается посредством его реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как: слияние нескольких юридических лиц в одно; присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому; разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций; выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц; преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность, по крайней мере, одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению11 Гражданское право: учебник / под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 383..

Традиционно реорганизация рассматривается с точки зрения последствий прекращения юридических лиц: относительное прекращение при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация тесно связана с универсальным правопреемством, производными основаниями возникновения и относительными основаниями прекращения права собственности и иных вещных прав. Ее существенные признаки: специфика субъектного состава, форм, содержания и правовых последствий.

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов. Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках предварительное согласие антимонопольных органов требуется в случаях слияния и присоединения любых объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов); слияния и присоединения коммерческих организаций, если общая сумма их активов превышает 100 тыс. минимальных зарплат (а если она превышает 50 тыс. минимальных зарплат, то требуется обязательное уведомление антимонопольного органа о состоявшейся реорганизации); разделения и выделения унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных зарплат (если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%). При нарушении этих требований антимонопольный орган вправе требовать в судебном порядке признания недействительной состоявшейся реорганизации.

В случаях, прямо предусмотренных указанным законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда.

В соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции на товарных рынках антимонопольный орган (которым в соответствии с абз. 6 п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Собр. законод. Рос. Фед. - 2013. является Федеральная антимонопольная служба) вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности. Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов указанной деятельности. Предписание о принудительном разделении или выделении коммерческой организации принимается при наличии следующих условий:

Если это ведет к развитию конкуренции;

При возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

При отсутствии между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи. В частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

При возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

При этом неисполнение решения о принудительной реорганизации дает право суду по требованию антимонопольного органа назначить внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет такую реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК РФ)11 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под редакцией С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского. - М.: Юридическая фирма «Контракт», 2009. - С. 475..

Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства. Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено, прежде всего, в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не «затерялись» в ходе реорганизации22 Долинская В.В. Акционерное право: учебник. - М.: Юридическая литература, 2009. - С. 260..

Данный процесс таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью). Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК). Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица11 Хаймович М. Реорганизация предприятия // Бизнес - адвокат. - 2013. - № 8. - С. 37..

Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц. Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ), т.е. по сути, непризнание состоявшейся реорганизации. Если же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК РФ). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов22 Гражданское право: учебник / под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 398..

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения - с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Поскольку права и обязанности юридического лица не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию).

Возможна и принудительная ликвидация юридического лица в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Она наступает в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ11 Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009..

Рассматривая ликвидацию юридического лица, можно отметить, что она представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК РФ). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова «в ликвидации».

Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации также рассчитана, прежде всего, на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

Признание юридического лица (индивидуального предпринимателя) несостоятельным должником (банкротом) и принятие в отношении него специальных мер, таких как прекращение деятельности фирмы (ликвидация) связаны со стойким и систематическим неисполнением им принятых на себя обязательств. Причины невыполнения обязательств могут быть самыми разными – от порочной структуры баланса до превышения обязательств над активами.

Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление им текущих платежей, а более конкретным – неудовлетворение требований кредиторов в течение 3 месяцев с момента истечения сроков исполнения обязательств.

Основания для ликвидации юридического лица

Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ основаниями для прекращения деятельности фирмы, т.е. ликвидации юридического лица являются :

    решение его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

    решение суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

    признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

    другие случаи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Приведенный перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим. Юридическое лицо может прекратить свое существование в результате:

    реорганизации путем преобразования, слияния, присоединения, разделения (при этом происходит переход прав и обязанностей в порядке правопреемства);

    ликвидации (при этом не происходит переход прав и обязанностей в порядке правопреемства).

Реорганизация

При реорганизации, независимо от ее вида, всегда имеет место правопреемство, которое охватывает не только обязательства, но и иные как имущественные, так и неимущественные права реорганизуемого предприятия.

В случае ликвидации и реорганизации путем присоединения юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае реорганизации путем преобразования, слияния, разделения юридическое лицо считается реорганизованным и прекратившим свое существование с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации в форме выделения прекращения существования юридического лица не происходит, но происходит частичный переход прав и обязанностей в порядке правопреемства в отношении вновь возникших юридических лиц. Например, по общему правилу в добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его органа, уполномоченного на то учредительными документами, по собственному усмотрению этого органа. Однако решение о добровольном прекращении деятельности фирмы в связи с объявлением о своем банкротстве юридическое лицо вправе принять лишь совместно с кредиторами (согласно требованиям пункта 2 статьи 65 Гражданского кодекса РФ).

Принудительная ликвидация

Что касается принудительной ликвидации, то помимо общих правил, содержащихся в пункте 2 статьи 61, Гражданский кодекс РФ устанавливает основания принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц. Так, полные товарищества ликвидируются в случаях, предусмотренных статьей 81 (если в товариществе остается единственный участник) и пунктом 1 статьи 76 в следующих случаях:

  • а) выход участника из товарищества;
  • б) смерть участника;
  • в) признание участника безвестно отсутствующим, недееспособным, или ограниченно дееспособным;
  • г) признание участника несостоятельным (банкротом) или открытие в отношении него реорганизационных процедур по решению суда (всвязи с его неплатежеспособностью);
  • д) прекращение участвующего в товариществе юридического лица вследствие его ликвидации или реорганизации;
  • е) требование личного кредитора участника о выделе части имущества товарищества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале товарищества, с целью обращения взыскания на это имущество); товарищества на вере - согласно пункту 1 статьи 86 (при выбытии всех участвующих в товариществе вкладчиков); общества с ограниченной ответственностью - согласно пункту 1 статьи 88 (если число участников общества превысит предел, установленный законом об обществах с ограниченной ответственностью, при условии, что такое общество не было преобразовано в акционерное в течение года), пунктам 3, 4 статьи 90(в случае нарушения обществом обязанности полностью оплатить свой уставный капитал в течение первого года деятельности общества, если общество в установленном порядке не уменьшило уставный капитал до размера фактически оплаченного, либо если стоимость чистых активов общества окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала); акционерное общество - абзацу 3 пункта 2 статьи 97 (если число участников закрытого акционерного общества превысит предел, установленный законом об акционерных обществах, при условии, что такое общество не было преобразовано в открытое в течение года) и пункту 4 статьи 99 (если стоимость чистых активов общества окажется меньше определенного законом минимального размера уставного капитала).

Процесс ликвидации

Начальным этапом процесса ликвидации юридического лица является принятие решения о ликвидации и незамедлительное письменное сообщение об этом регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного юридического лица. В зависимости от основания ликвидации такое решение принимается учредителями (участниками) юридического лица или соответствующим органом. В едином государственном реестре юридических лиц делается отметка о том, что конкретное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1 статьи 62 Гражданского кодекса РФ).

Следующий этап - назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора. С данного момента отмена решения о ликвидации возможна только по решению судебного органа, если иное не установлено законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ). Действия ликвидационной комиссии таковы: она помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ объявление о ликвидации юридического лица помещается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, отражающий состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. К таким данным относятся сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Указанный баланс подлежит утверждению учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ).

При недостаточности имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункт 3 статьи 63 Гражданского кодекса РФ). В дальнейшем ликвидационная комиссия производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Такая выплата осуществляется в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ и, как уже указывалось выше, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (пункт 4 статьи 63 Гражданского кодекса РФ). Затем ликвидируемое юридическое лицо снимается с учета в налоговой инспекции и в отделениях внебюджетных фондов с выдачей справки установленной формы для последующего представления в регистрирующий орган. Назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора является одним из этапов процедуры ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) назначается практически в любом случае лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, и действует в соответствии со статьями 63 и 64 Гражданского кодекса РФ. Состав ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен быть согласован с регистрирующим органом, осуществившим государственную регистрацию данного юридического лица.

Если решение о ликвидации принимается судом, он вправе возложить ликвидацию на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят функции и права органов ликвидируемого юридического лица (генеральногодиректора и др.), то есть полномочия по управлению его делами. При этом полномочия, закрепленные в связи с ликвидацией за учредителями или участниками юридического лица прямым предписанием закона (например, утверждение ликвидационных балансов), к ликвидационной комиссии (ликвидатору) не переходят.

В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица и, соответственно, в силу статьи 854 Гражданского кодекса РФ любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению этой комиссии. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Указанная запись вносится государственным органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица. Для этого в регистрирующий орган следует представить следующий комплект документов:

    оригиналы учредительных документов юридического лица;

    газету с публикацией о ликвидации юридического лица;

    ликвидационный акт (протокол заседания ликвидационной комиссии, в котором предприятие признано ликвидированным);

    ликвидационный баланс, утвержденный уполномоченным органом с отметкой налоговой инспекции;

    заполненную ликвидационную карту;

    информационное письмо налоговой инспекции о снятии юридического лица с учета;

    справки всех внебюджетных фондов о снятии юридического лица с учета;

    справку о сдаче архива;

    справки о закрытии счетов юридического лица;

    печать и угловой штамп юридического лица (если таковой имеется) для уничтожения.

Исключение ликвидированного предприятия из реестра подтверждается свидетельством о ликвидации, выдаваемым регистрирующим органом ликвидационной комиссии (ликвидатору). В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Все документы ликвидируемого предприятия по личному составу (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости и другие) подлежат обязательной сдаче в архив по месту расположения предприятия. Кроме того, в архив сдаются документы по уставной деятельности предприятия (протоколы собраний учредителей и тому подобное). Подробный перечень и порядок оформления документов и сдачи их в архив следует уточнить в местном архиве.

После приемки документов архивом выдается справка установленного образца, которая впоследствии сдается в орган, осуществляющий регистрацию ликвидации предприятия . Документы, не подлежащие сдаче в архив, должны быть уничтожены по актам. Порядок хранения документов бухгалтерского учета определен Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так, статьей 17 определено, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Сроки хранения различных видов документов установлены согласно перечню типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения (утв. Главным архивным управлением при Совмине СССР 15.08.88 (с изменениями от 27.06.96).

Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

Деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается в случаях:

    вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

    предоставления в регистрирующий орган заявления о прекращении предпринимательской деятельности.

В первом случае государственная регистрация индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом соответствующего решения, а во втором - со дня получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации заявления о прекращении предпринимательской деятельности. Таким образом в случае добровольного прекращения предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель утрачивает свой статус предпринимателя с момента сдачи свидетельства о регистрации в орган, выдавший ему данное свидетельство.

Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган по месту учета о ликвидации (прекращении) своей деятельности в течение трех дней со дня принятия такого решения (пункт 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ). Процедура признания предприятия банкротом в юридической практике неоднозначна, поскольку при этом возникают не соответствующие или вовсе противоречащие друг другу задачи:

    с одной стороны, требуется удовлетворить притязания основного кредитора, а если должник оказался в тяжелом финансовом положении, то возможна реализация всего его имущества; тогда должник фактически прекращает свое существование, и, следовательно, требования других кредиторов удовлетворить будет невозможно;

    с другой стороны, возникает проблема защиты интересов предприятия, прежде всего интересов работающих на нем людей.

Отличие реорганизации от ликвидации

С учетом этих факторов может последовать судебное решение не о ликвидации, а о реорганизации предприятия-должника. Реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых. Отличие реорганизации от ликвидации заключается в следующем. При реорганизации, независимо от ее вида, всегда имеет место правопреемство, то есть переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к вновь создаваемому. При этом к вновь создаваемому юридическому лицу переходят все обязательства реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (в том числе задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате соответствующих налогов и сборов). А, например, право на осуществление отдельных видов деятельности, которыми реорганизуемое юридическое лицо занималось на основании специального разрешения (лицензии), к вновь создаваемому юридическому лицу перейти не может. Это связано с тем, что лицензия - документ сугубо индивидуализированый, который выдается на имя конкретного юридического лица. Таким образом, возникающему в процессе реорганизации «новому» юридическому лицу следует получать необходимые лицензии вновь, уже на свое«новое» имя.

Что касается ликвидации, то в этом случае перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица в порядке правопреемства не происходит. Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды реорганизации юридических лиц (статья 58):

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

Слияние юридических лиц

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций, и на их базе образуется новое юридическое лицо. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - правопреемника. С данного момента юридические лица, реорганизованные путем слияния, считаются прекратившими свое существование.

Присоединение юридического лица к другому юридическому лицу

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. То есть одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое, а это «другое» продолжает свое существование. Реорганизация юридического лица путем присоединения осуществляется путем регистрации прекращения деятельности юридического лица, присоединяющегося к другому юридическому лицу. Это «другое» юридическое лицо считается правопреемником присоединившегося юридического лица с момента прекращения существования последнего. Присоединенное юридическое лицо считается прекратившим существование с момента исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Государственная регистрация прекращения деятельности присоединяющегося юридического лица осуществляется регистрирующим органом путем внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Одновременно в устав «другого» юридического лица вносятся сведения о правопреемстве, то есть об обязательствах, перешедших к нему от присоединившегося юридического лица в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Соответствующие изменения устава также подлежат государственной регистрации.

Разделение юридического лица

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Иными словами, на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. Реорганизация юридического лица путем разделения осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. Реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование с момента государственной регистрации всех юридических лиц - правопреемников реорганизованного. Регистрирующим орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о новых юридических лицах, возникающих в результате разделения юридического лица.

Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Таким образом возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает свое существование. Реорганизация юридического лица в форме выделения осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающего юридического лица (лиц), которое будет правопреемником юридического лица, из которого произошло выделение в части прав и обязанностей, определенных разделительным балансом.

При реорганизации в форме выделения юридическое лицо, из которого произошло выделение юридического лица (лиц), не прекращает свое существование. Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации юридического лица - правопреемника. В устав юридического лица, из которого произошло выделение, вносятся сведения о правопреемстве, то есть об обязательствах, перешедших к выделившемуся юридическому лицу в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Указанные изменения устава подлежат государственной регистрации.

Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида

Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида заключается в изменении организационно-правовой формы. При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В этом случае юридическое лицо прекращает свое существование, и на его базе возникает новое. Преобразование юридического лица осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающего юридического лица. Преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (правопреемника).

Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них - при разделении, слиянии и преобразовании - наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) или несколько новых(при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц.

Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями (участниками) или органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами. Лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков (пункт 2 статьи 60 Гражданского кодекса РФ). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение об его реорганизации, утверждают передаточный акт или разделительный баланс. Составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица.

Завершающим этапом процесса реорганизации, в зависимости от ее вида, является либо государственная регистрация вновь возникших юридических лиц (при слиянии, разделении, выделении и преобразовании) или внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (при присоединении). Для регистрации представляются учредительные документы вновь возникших или существующих юридических лиц, передаточный акт или разделительный баланс, а также другие документы.