Отрасли специализации промышленности индии кратко. Естественные ресурсы и население Индии. Внешний долг и государственный долг Индии

21.08.2019 Виды

Структура промышленности Индии

По структуре и уровню развития экономики Индия относится к аграрно-индустриальным странам. Более $60\%$ экономически активного населения страны занято в сельском хозяйстве, а $20\%$ - в промышленности и кустарном производстве.

Индийская промышленность производит примерно $1,5\%$ мировой промышленной продукции. Но структура промышленного комплекса еще недостаточно совершенна. Она находится в стадии формирования.

В промышленности Индии преобладают добывающие отрасли. Современные отрасли обрабатывающей промышленности развиваются быстрыми темпами.

Рассмотрим отраслевую и территориальную структуру промышленности Индии детальнее.

Топливно-энергетический комплекс

Основу топливной промышленности Индии составляет каменноугольная промышленность. Месторождения угля сосредоточены на востоке страны. Нефть и газ добывают на западе страны , в районе Мумбайи (Бомбея). Нефтеперерабатывающие предприятия размещены в Дели и в морских портах:

  • Калькутта,
  • Мумбайи,
  • Ченай (ориентированы на привозную нефть ).

Основу электроэнергетики составляют тепловые электростанции , которые дают $72\%$ электроэнергии. Значительное количество энергии в стране получают за счет сжигания древесины, соломы, отходов от переработки сахарного тростника.

На горных реках Гималаев и порожистых водотоках плоскогорья Декан построены гидроэлектростанции , производящие $26\%$ электроэнергии. Растет доля и атомной энергетики .

Металлургия

Металлургическими центрами являются:

  • Бокаро,
  • Дургапуре,
  • Бхилаи,
  • Джамшедпур.

Основной отраслью цветной металлургии является алюминиевая (Хиракуд, Риханд), которая работает на собственных бокситах с использованием местной электроэнергии. Плавятся также медь, свинец, цинк. Развивается золотоперерабатывающая промышленность. Для нужд машиностроения Индия довозит от $20$ до $60\%$ различных цветных металлов.

Химическая промышленность

Индия относится к странам со средним уровнем развития химической промышленности. Химическая промышленность занимает важное место в хозяйстве страны. Преобладает производство аминокислот, удобрений, искусственного и синтетического волокна, лаков и красок. Основные центры отрасли расположены в штатах:

  • Гуджарат,
  • Махараштра,
  • Тамилнад,
  • Пенджаб,
  • Бихар.

Химия полимеров на основе нефтепереработки развивается в Мумбайи.

Машиностроение

Машиностроение характеризуется развитием транспортной отрасли. Так, локомотивы выпускают в Варанаси, дизели - в Мумбаи, Колкатпи, железнодорожные вагоны, самолеты - в Ченнаи (Мадрасе), Бангалоре, морские и речные суда - в Мумбаи, Вишакхапатнами. В последнее время развивается тяжелое машиностроение в городах Дургапур и Ранчи.

Наряду со старыми отраслями тяжелого металлоемкого машиностроения развиваются трудоемкие и наукоемкие отрасли, использующие местную дешевую рабочую силу. Эти приятия, где собирают мотоциклы, велосипеды, станки, бытовую технику, разрабатывают компьютерные программы, развиваются в крупных городах:

  • Мумбаи,
  • Чена,
  • Калькутте,
  • Бангалоре.

Легкая промышленность

Легкая промышленность охватывает хлопчатобумажную, кожевенно-обувную отрасли. Индия производит самое большое в мире количество хлопчатобумажных тканей на $750$ фабриках, расположенных преимущественно в штатах Махараштра и Гуджарат. Продукция джутовых фабрик, сосредоточеных в Колкате, составляет большую долю в экспорте страны.

Пищевая промышленость

Пищевая промышленность характеризуется производством масла и растительного жира из арахиса, кунжута, клещевины, горчицы, льна, кокосовых орехов, а также тростникового сахара и чая.

Другие отрасли

Важную роль в хозяйстве Индии играет кустарное производство. Оно дает почти половину дешевой промышленной продукции, удовлетворяющей потребности внутреннего рынка и на экспорт. Это художественные ремесла, различные промыслы. К ним относятся ковроткачество, ювелирное дело, ткачество, резьба по слоновой кости, художественная работа по металлу. Маслобойни, кузницы, столярные, дубильные, гончарные, мыловаренные, швейные, мебельные предприятия есть в каждом населенном пункте. Они удовлетворяют повседневные потребности населения, служат ждя привлечения туристов.

Пример 1

Индия - единственная в мире государство, в котором производят мелкие бриллианты.

Мумбай является крупным центром киноиндустрии. Там расположены крупнейшие кинофабрики Индии, которые в народе называют «Болливуд» . Популярные киноактеры приравниваются индийцами к национальным героям.

Индия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Развернутые экономические реформы, предпринятые в последнем десятилетии имели далеко идущие последствия. GE Сapital называет эту страну уникальной, PepsiCo находит ее самой быстрорастущей, а Motorola уверена, что она превратиться в глобальный источник. Операции на территории Индии заняли центральную позицию в глобальной деятельности этих гигантов.

Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста.

Индия внастоящее время находится на пути развития в экономику открытого рынка, однако все же следы прошлой политики страны остаются. Экономическая либерализация, включая отмену госконтроля промышленности, приватизацию государственных предприятий и снижение контроля над внешней торговлей и инвестициями, началась в начале 1990-ых и служила тому, чтобы ускорить экономический рост страны, который составил в среднем больше чем 7% ежегодно с 1997 года.

Экономика Индии разнообразна и охватывает традиционное деревенское сельское хозяйство, современное сельское хозяйство, изделия кустарного промысла, широкий диапазон современных отраслей промышленности и множество видов услуг. Немного больше половины рабочей силы находится в сельском хозяйстве, но сектор услуг - основной источник экономического роста. Он составляет больше половины ВВП Индии, а занята в нем только одна треть рабочей силы.

Индия извлекла выгоду из наличия многочисленного образованного англоговорящего населения и стала основным экспортером услуг в области информационных технологий и программистов. В 2010 году индийская экономика восстановилась после мирового финансового кризиса - в значительной степени из-за сильного внутреннего спроса - и рост превысил 8% в течение года в реальном исчислении. Экспорт товаров, который составляет приблизительно 15% ВВП, возвратился к докризисным уровням. Промышленное развитие и высокие цены на продовольственные товары, которые стали следствием совместного воздействия слабых муссонов 2009 года и неэффективности действий правительства системе распределения продовольствия, стали причиной высокой инфляции, которая достигла максимума приблизительно в 11% в первой половине 2010 года, однако затем постепенно уменьшалась к однозначным значениям, после серии увеличений процентной ставки Центрального банка страны.

В 2010 году власти уменьшили субсидии в сфере производства топлива и удобрений, продали небольшой процент акций в некоторых государственных предприятиях и продали с аукциона права на использование частот 3G телекоммуникаций в частности для того, чтобы снизить дефицит бюджета. Индийское правительство стремится удержать свой бюджетный дефицит на уровне 5,5% ВВП в 2010-11, финансовом году, что ниже чем 6,8% в предыдущем году.

Долгосрочные проблемы Индии включают широко распространенную бедность, несоответствующую физическую и социальную инфраструктуру, ограничение несельскохозяйственных возможностей трудоустройства, недостаточный доступ к качественному среднему и высшему образованию и миграцию сельского населения в города.

Сельское хозяйство Индии

Сельскохозяйственный сектор, который так долго был оплотом индийской экономики, теперь составляет только приблизительно 20% от валового национального продукта, тем не менее, обеспечивает занятость 60% населения. В течение нескольких лет после обретения независимости, в удовлетворении своих потребностей в продовольствии Индия зависела от иностранной помощи. В последние 50 лет пищевая промышленность неуклонно растет, главным образом из-за увеличения числа орошаемых земельи широко распространенном использовании высокопродуктивных семян, удобрений и пестицидов. Страна имеет большие запасы зерна (около 45 миллионов тонн) и является мировым экспортером зерна. Товарные культуры, особенно чай и кофе приносят главный экспортный доход. Индия - крупнейший в мире производитель чая, ежегодно производящий около 470 миллионов тонн, из которых 200 миллионов тонн экспортируется. Индия также занимает около 30% мирового рынка специй, экспорт которых составляет около 120,000 тонн в год.

В сельском хозяйстве Индии до сих пор сохраняются большие контрасты - крупные плантации соседствуют с мелкими крестьянскими хозяйствами. Многие крестьяне имеют мало земли или вообще её не имеют. В большинстве сёл вообще нет электричества. По площади орошаемых земель (54,8 млн га) Индия занимает первое место в мире. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Индии составляет 15%.

Основными потребительскими культурами Индии являются рис и пшеница. Современная Индия в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии, хотя и на очень низком уровне примерно в 250 кг на душу населения. В юго-восточной части Индо-Гангской низменности располагается главная рисоводческая зона Индии, где рис возделывают в сезон харифа (май-сентябрь) под муссонные дожди, а в сезон раби (октябрь-апрель) используется искусственное орошение.

Животноводство играет важную роль в сельском хозяйстве Индии. По количеству поголовья крупного рогатого скота (221,9 млн т) Индия занимает первое место в мире, однако по потреблению мяса - одно из последних в мире, что объясняется религиозными воззрениями индийцев - в индуизме корова является священным животным. Насчитывается 58,8 млн овец, 18 млн свиней, 9 млн верблюдов.

Индия занимает второе место в мире по объему производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство и сектора, с которыми оно связано, такие как лесоводство и рыболовство, составили 15,7% ВВП в 2009–10 фин. г., использовали 52,1% всей рабочей силы, и несмотря на устойчивое снижение доли в ВВП, все еще являются самым большим сектором экономики и существенной составляющей социально-экономического развития Индии. Урожаи всех зерновых культур выросли с 1950 года, из-за особого внимания к сельскому хозяйству в пятилетних планах и устойчивого совершенствования технологий, применения современных сельскохозяйственных методов и предоставления сельскохозяйственного кредита и субсидий. Однако, сравнения с другими странами мира показывают, что средний урожай в Индии - составляет только 30%-50% самого высокого среднего урожая среди стран мира. Индийские штаты Уттар-Прадеш, Пенджаб, Харьяна, Мадья-Прадеш, Андхра-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия и Махараштра - ключевые сельскохозяйственные регионы Индии.

В Индии орошается 546 820 квадратных километров земельной площади, или приблизительно 39% всех пахотных земель. Внутренние водные ресурсы Индии включая реки, каналы, водоемы и озера и морские ресурсы, включающие восточные и западные побережья Индийского океана и другие заливы, предоставляют занятость почти шести миллионам человек в рыбной отрасли. В 2008 году у Индии была третья по величине рыбная промышленность в мире.

Индия - крупнейший производитель в мире молока, джута и пульса, и также имеет вторую по величине популяцию крупного рогатого скота в мире - 175 миллионов животных в 2008 году. Индия - второй по величине производитель риса, пшеницы, сахарного тростника, хлопка и арахисов, так же как и второй по величине в мире производитель фруктов и овощей (10,9% и 8,6% мирового фруктового и овощного производства соответственно). Индия - также второй по величине производитель и крупнейший потребитель шелка в мире (77 миллионов тонн в 2005 году).

Промышленность Индии

После десятилетия реформ производственный сектор готовится удовлетворять потребности нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании к 1994 году достигли рекордного уровня, и множество транснациональных корпораций решили открывать свои магазины в Индиис целью использования преимущества улучшенного финансового климата. С целью дальнейшего роста промышленного производственного сектора были разрешены прямые иностранные инвестиции по автоматическиому маршруту почти во всех отраслях промышленности с некоторыми ограничениями. Структурные реформы были предприняты в режиме акциза с целью введения единой ставки и упрощаения процедур и правил. Индийским филиалам транснациональных корпораций разрешили платить лицензионный платеж родительской компании для регистрации международных торговых марок, и т.д.

Темпы роста промышленного производства в Индии, % к предыдущему году

Компании в производственном секторе объединились в области их основной компетентности, налаживая связи с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, экспертизы менеджмента и доступа к иностранным рынкам. Выгодно низкие затраты, связанные с производством в Индии, зарекомендовали Индию как привлекательный сектор для производства и источник для мировых рынков.

Вступление Индии на путь индустриализации повысило роль её топливных и сырьевых ресурсов. Запасы полезных ископаемых значительны. Добывается железная руда (73,5 млн т), каменный уголь, нефть. Индия не обеспечивает полностью потребности в нефти и вынуждена импортировать её. Потребление нефти составляет около 100 млн т в год.

Главными центрами обрабатывающей промышленности Индии являются города Бомбей, Калькутта, Дели и Мадрас. По развитию атомной промышленности Индия является лидером в развивающемся мире. Главной отраслью лёгкой промышленности является текстильная промышленность, которая работает на отечественном сырье. Для металлургии используется собственная железная руда. Развиты такие отрасли, как автомобильная промышленность, сборка велосипедов, производство телевизоров и радиоприемников, бумаги, удобрений и цемента. Главными экспортными промышленными товарами являются транспортное оборудование, одежда и лекарства.

По состоянию на 2010 год на долю промышленности индии приходилось 28% ВВП, в промышленности было задействовано 14% трудоспособного населения. В абсолютных цифрах, Индия является 12-ой в мире по объему промышленного производства. Индийский промышленный сектор подвергся существенным изменениям в результате экономических реформ 1991 года, которые сняли ограничения импорта, ввели иностранную конкуренцию, привели к приватизации определенных отраслей промышленности государственного сектора, улучшенную инфраструктуру и привели к увеличению производства товаров народного потребления. После реформ, индийский частный сектор столкнулся с увеличением внутренней и иностранной конкуренции, включая угрозу более дешевого китайского импорта. Это заставило производителей снижать затраты, обновлять управление, полагаться на дешевую рабочую силу и новые технологии. Однако, это стало препятсивем к созданию новых рабочих мест даже в малом бизнесе, где ранее полагались на относительно трудоемкие процессы.

Текстильное производство - второй по величине источник занятости в Индии после сельского хозяйства - составляет 20% всего объема продукции обрабатывающей промышленности и предоставляет рабочие места более чем 20 миллионам человек. Согласно заявлениям правительства, преобразование текстильной промышленности от деградации до быстро развивающейся отрасли стало самым большим достижением центральных властей. После освобождения промышленности в 2004–2005 гг. от многих обременений, прежде всего финансовых, правительство дало зеленый свет потоку инвестиций – как внутренних, так и внешних. В период с 2004 по 2008 год общий объем инвестиций составил 27 миллиардов долларов. К 2012 году, как были убеждены в правительстве, этот показатель должен был достичь 38 миллиардов; инвестиции в 2012 году должны были создать дополнительно более чем 17 миллионов рабочих мест.

Однако спрос на индийский текстиль на мировых рынках в 2008 году стал падать. Согласно данным Министерства торговли и промышленности, только в течение 2008–2009 финансового года (который заканчивается 31 марта) текстильная и швейная промышленность вынуждены были сократить приблизительно 800 тысяч новых рабочих мест – почти половина от уровня в 2 миллиона рабочих мест, который должен сокращен в экспортно-ориентированных секторах индийской экономики, чтобы смягчить воздействие мирового кризиса.

Финансовый Сектор Индии

Обширный финансовый и банковский сектор способствует быстрому росту экономики Индии. Индия может гордиться широкой и хорошо развитой банковской сетью. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании, предприятия рискового капитала и пр. К тому же, страна имеет развитый фондовый рынок. Индийские фондовые рынки быстро трансформируются в сторону мирового рынка, который является современным в отношении инфраструктуры в соответствии с мировой практикой, типа производной торговли на фьючерсах, особые условия торгов для екоторых акций, торги через интернет и т.д.

Премьер-министр Индира Ганди национализировала 14 банков в 1969 году и еще 6 банков в 1980 году. Обязательным для банков стало направлять 40% кредитов приоритетным секторам экономики, таким как сельское хозяйство, мелкая промышленность, предприятия розничной торговли, предприятия малого бизнеса и т.д., а также гарантировать выполнение своих социальных обязательств и целей связанных с развитием экономики. С тех пор число филиалов банков увеличилось от 8260 в 1969 году до 72170 в 2007 году, и количество населения, приходящееся на одно отделение, за этот же период уменьшилось с 63800 до 15000 человек. Объем вкладов населения в банках увеличился с 1,2 млрд. долл. в 1970–71 гг. до 776,91 млрд. долл. в 2008–09 гг. Несмотря на увеличение сельских отделений с 1860 или 22% общего количества отделений в 1969 году до 30590 или 42% в 2007 году, только 32270 из 500000 деревень имели собственное отделение банка.

Более чем половина личных сбережений граждан инвестированы в физические активы, такие как земля, здания, рогатый скот, и золото. На долю банков государственного сектора приходится более чем 75% общей стоимости банковского имущества в стране, а на долю частных и иностранных банков - 18,2% и 6,5% соответственно. В период либерализации экономики правительство провело существенные банковские реформы. В то время как некоторые из них касаются национализированных банков, слияния компаний, уменьшения вмешательства государствав банковскую деятельности и увеличения доходности и конкурентоспособности, другие реформы послужили открытию частных и иностранных банков и страховых компаний.

Сектор Услуг Индии

Главный толчок к промышленному росту исходил из сектора услуг. Услуги составляют 55% от валового национального продукта. Быстрота, качество и сложность типа выставляемых на продажу услуг повышаются и стремятся соответствовать международным стандартам. Финансовые услуги, программными услугами или бухгалтeрские услуги, этот сектор высоко профессионален и является главным стимулом к экономическому развитию. Интересно, этот сектор заполнен участниками, каждый из которых занимает определенную нишу на рынке.

Индия быстро становится главной силой в секторе информационных технологий. Согласно Национальной Ассоциации Программных и Сервисных Компаний (NASSCOM), более чем 185 компаний Fortune 500 компаний пользуются индийскими программными услугами. Этот потенциал все более и более выявляется всемирными программными гигантами типа Microsoft, Hughes, и Computer Associates, которые сделали существенные вложения в Индии. Ряд транснациональных корпораций пользуются относительным преимуществом стоимости и высоко квалифицированным персоналом, доступными в Индии, и открыли центры услуг и центры обработки заказов в Индии с целью удовлетворения потребностей своих клиентов во всем мире.

Развитие инфраструктуры

Развитие инфраструктуры в Индии традиционно было заботой государственного сектора. После осознания потребности в быстром росте и усовершенствовании качества основных средств инфраструктуры, частное и иностранное участие было поощрено через пакет привлекательных стимулов и льгот. Индия сегодня раполагает большой инфраструктурой в виде развитой гражданской авиации, железных дорог, дорожной сети, отгрузки, передачи данных, выработки и распределения энергии. Индия имеет одну из самых больших дорожных сетей в мире. Страна делает большие успехи в области космических технологий и ракетостроения. Первый пробный запуск спутника Satellite Launch Vehicle, GSLV-D1 был успешно выполнен 18 апреля, 2001 Центром SHAR, Sriharikota. Правительство постепенно сняла с него роль единственного проводника средств инфраструктуры. Это выражается в прогрессивном инкорпорировании системных служб государственного сектора в области телекоммуникаций и портов, прекращении регулирования внутреннего обслуживания длинного расстояния, предложенное извлечение государственных инвестиций в авиакомпании (Air India и Индийские Авиалинии) и предложение по аренде аэропортов в Хайдарабаде, Ахмедабаде, Гоа, Кочи и Амритсаре. Следуя политике частного участия в дорожном секторе, Министерство Дорожного Транспорта представило 20 проектов общей стоимостью 10 млрд рупий. Из этих 20 проектов, 6 - по строительству окружных дорог, а остальные 14 - по строительству мостов и туннелей.

Внешняя торговля Индии

В последние годы объем внешней торговли Индии резко возрос, а его доля в ВВП страны увеличилась с 16% в 1990–91 гг. до 43% в 2005–06 гг. Главные торговые партнеры Индии - Европейский союз, Китай, Соединенные Штаты и Объединенные Арабские Эмираты. В 2006–07 гг. экспорт Индии включал в себя технические товары, нефтепродукты, химикаты и фармацевтические препараты, драгоценные камни и драгоценности, текстиль и предметы одежды, сельскохозяйственную продукцию, железную руду и другие полезные ископаемые. Импорт включал в себя сырую нефть и нефтепродукты, автомобили, электронные товары, золото и серебро. В 2010 году объем экспорта составил 225,4 млрд. долл., а объем импорта - 359,0 млрд. долл. Торговый дефицит в течение того же года составил 133,6 млрд. долл.

Внешний долг и государственный долг Индии

Отношение внешнего долга к ВВП снизилось от 38,7% в 1992 году до 14,6% в 2010 году. Государственный долг Индии в 2010 году составил 71,84% ВВП или 1171 млрд. долл.

Прогноз развития индийской экономики

В 2007 году ВВП Индии превысил отметку 1 трлн долл., благодаря чему страна вошла в клуб государств-триллионеров, став его двенадцатым участником. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном швейцарским банком Credit Suisse. Преодолению барьера способствовало укрепление национальной валюты Индии, рупии, по отношению к доллару.

Темпы роста индийской экономики в 2011/2012 финансовом году, который начинается 1 апреля 2011 года, могут составить 9,25%. Однако правительству страны необходимо принять меры для снижения уровня инфляции в стране, - заявил министр финансов Индии Пранаб Мухари. "Ожидают, что в следующем году экономика вернется на докризисный уровень, - отмечено в экономическом обзоре, подготовленном советниками министра. - Преобладают опасения относительно инфляции". Индии необходимо сократить дефицит бюджета наряду с повышением базовых ставок для сдерживания инфляции, которая в этом финансовом году была "неудобно высокой", полагает Мухари, сообщает "Интерфакс".

"Мы видим признаки того, что экономический рост останется по-прежнему мощным, а бюджетная политика будет направлена на сокращение дефицита и сдерживание инфляции", - отметил ведущий экономист компании Religare Capital Markets Ltd. Джей Шанкар.

Несмотря на ускоренное развитие индустрии, Индии в мировом промышленном производстве остается незначительной - 1,3%. В то же время если вспомнить, что на все развивающиеся страны, которых насчитывается более сотни, приходилось в середине 70-х годов 8,7% мировой продукции обрабатывающей промышленности, то Индия предстает как одна из крупнейших индустриальных держав среди развивающихся стран. Промышленность страны включает разнообразнейшие формы производства - от современных мощных фабрично-заводских предприятий государственного сектора индийского и иностранного монополистического капитала до промыслов и ремесел, составляющих наследственную профессию каст миллионов кустарей и ремесленников.

Между этими полюсами существует множество переходных форм мелкотоварного производства, начального капиталистического предпринимательства, мелкой средней капиталистической промышленности.

Известно, что опережающее развитие энергетики - необходимая создания тяжелой индустрии, повышения производительности труда во всех сферах производства, модернизации отсталых секторов хозяйства. В общем энергетическом балансе Индии продолжают преобладать непромышленные виды энергии; бытовое потребление топлива (в основном для приготовления пищи) почти целиком обеспечивается дровами, кизяком, сельскохозяйственными отходами. В стране прилагаются большие усилия, чтобы увеличить добычу угля, ресурсами которого она обеспечена лучше по сравнению с другими энергетическими источниками. За годы независимости угледобыча почти утроилась, превысив 100 млн. т в начале 80-х годов. Существенное воздействие на размещение и функционирование хозяйства оказывает угольной промышленности на северо-востоке полуостровной части страны: и разрезы, сосредоточенные на протяжении 300 км по долине р. , дают свыше 2/3 всего добываемого угля, в том числе весь коксующийся. Это вызывает длительные и дорогостоящие перевозки. составляет % всех грузов, перевозимых железными дорогами. Освоение угольных месторождений, расположенных вне Дамодарского бассейна, - одна из официально поставленных в Индии задач.

Небольшие современные механизированные предприятия образуют наиболее быстро развивающийся сектор мелкой промышленности. Потенциально они обладают возможностями специализироваться на производстве узлов и деталей для фабричных предприятий. Однако пока «японский» кооперации мелкой и крупной промышленности не получил широкого распространения в Индии.

Индия - одна из крупнейших железнодорожных держав : к концу 70-х годов протяженность ее железных дорог достигла почти 62 тыс. км, из них половина имеет узкую колею метровой ширины.

Первые железные дороги были проложены в начале 1850-х годов как классические «линии проникновения» от главных портов в глубь страны. После подавления Великого народного восстания 1857-1859 гг. строительство железных дорог стало главным орудием стратегического и экономического упрочения британского господства в Индии. Основные железные дороги, соединив порты между собой и с внутренними территориями, оставили связь глубинных районов друг с другом крайне слабой. Созданная к началу XX в. железнодорожная сеть позволила выкачивать сырье из глубинных районов, содействуя росту Калькутты, Бомбея, Мадраса и стимулируя в них возникновение фабричной промышленности. В то время как главные порты были связаны между собой ширококолейными путями, обширные внутренние территории (прежде всего княжества , территории Катхиявара и Раджастхана), а также -ское левобережье, получили лишь метровой колеи. Унаследовав большую по протяженности железнодорожную сеть, независимая Индия была поставлена перед задачей усиления межрайонных связей и изменения сети в интересах национального развития.

При большой протяженности железнодорожной сети основные перевозки грузов и пассажиров сосредоточены на нескольких магистральных направлениях ширококолейных дорог, связывающих Калькутту, Дели и Мадрас. Основная грузов, перевозимых по железным дорогам, - уголь, железная руда и другая продукция горнодобывающей промышленности, которые в сумме образуют около половины общего грузопотока. Среди готовых промышленных изделий в наибольших количествах перевозятся и продукция черной металлургии, а также . Важную роль играют перевозки зерновых. Железные дороги выполняют основную транспортную работу: на них приходится 3/4 грузовых и половина пассажирских перевозок.

За годы независимости протяженность автогужевых дорог почти утроилась , достигнув к концу 70-х годов 1 200 тыс. км. Однако лишь 480 тыс. км составляют дороги с твердым покрытием - «пакка», так называют в Индии дороги, проходимые круглый год. Крупнейшие города страны соединены между собой национальными автострадами, асфальтированными, обсаженными тенистыми деревьями. Но их общая протяженность составляет лишь 29 тыс. км. Национальные автострады расширяются и реконструируются. Индийский участок сооружаемой трансазиатской магистрали - проходит по направлению - Дели - Агра - - - Калькутта, что еще более усиливает значение этой главной североиндийской автострады.

Однако 3/4 дорог Индии - это грунтовые «качча», которые становятся в сезоны дождей труднопроходимыми. Тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира. Почти % сельских дорог считается непригодной для движения моторизованного транспорта. Упряжка волов или буйволов - основное средство передвижения крестьян, для доставки товаров на ближайший местный рынок «манди» - в среднем на расстояние 15-20 км. Гужом перевозится 200 млн. т грузов в год - столько же, сколько железными дорогами страны. Замена крестьянских упряжек моторизованными видами транспорта - длительный процесс, связанный с улучшением сельских дорог, повышением стоимостной ценности сельскохозяйственной продукции, удешевлением средств доставки и т. д.

Не менее роль автотранспорта в грузовых и особенно пассажирских перевозках быстро возрастает. В конце 1970-х годов автобусы перевозили 10 млрд. пассажиров в (железные дороги - 2,4 млрд.). Доля автотранспорта в грузовых перевозках повысилась с 1950 до 1980 г. втрое. К сожалению, развитие автомобильных перевозок затруднено тем, что они находятся в ведении правительств отдельных штатов и для переезда автомашин из одного штата в другой необходимо получение специальных разрешений. Посты, инспекции, налогообложение, существующие на всех дорогах при переезде из одного штата в другой, замедляют и удорожают грузовые автомобильные перевозки.

Индия - морская . осуществляет большую часть внешнеторговых грузоперевозок страны. Почти 90% морского грузооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них - Бомбей, через который в конце 70-х годов проходило 17-18 млн. т. , длительное время главенствовавшая в колониальный , находится в трудном положении. , в которой находится город-порт, быстро мелеет. Сооружение глубоководного аванпорта Халдии должно облегчить сложившееся . Крупнейшие порты Южной Индии - , Коччи. Наиболее быстро растут порты, специализирующиеся на вывозе железной руды, которая в годы независимости стала одним из главных экспортируемых Индией товаров. Благодаря этому порт Мармаган () выдвинулся по грузообороту на второе место в стране, был создан новый специализированный Парадип, быстро расширился Вишакхапатнама. порт Кандла, созданный в экономически пока слаборазвитой части Гуджарата, растет медленно.

Существенный прогресс за годы независимости достигнут в развитии авиатранспорта как на международных, так и на внутренних линиях. На комфортабельном самолете за пару часов можно перебраться из одного конца страны в другой. Начали появляться в промышленных районах специализированные виды транспорта: трубопроводы, канатные дороги. Внешние экономические связи. Индии в годы независимости динамично развивается, при этом не просто расширяется ее объем, но изменяется структура товарооборота и география внешних связей страны. Объем импорта почти постоянно превышает экспорт. Это связано с резким увеличением стоимости импортируемых нефти и нефтепродуктов, поглощающих свыше У4 средств, расходуемых на импорт. Второе место во ввозе занимают машины и оборудование, далее следуют черные и цветные . Среди капиталистических торговых партнеров Индии в импорте преобладают , в экспорте - . Великобритания, господствовавшая во внешней торговле страны в колониальный период, ныне отодвинулась на третье место. Значителен объем внешнеторговых операций Индии с . Расширяются торговые связи с развивающимися странами, особенно Азии и бассейна Тихого океана. Страны Ближнего и Среднего Востока - основные поставщики нефти, превосходящие другие государства по стоимости импорта и объему отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Индии.

Важную роль в индустриализации, достижении хозяйственной самостоятельности и укреплении государственного сектора играет экономическое сотрудничество Индии с социалистическими странами, и в первую очередь с . Экономические связи между нашими странами развиваются на основе межправитель-ственньгх соглашений экономическом и техническом сотрудничестве. В результате успешной реализации этих соглашений в Индии с помощью СССР сооружены и введены в эксплуатацию 50 промышленных и других объектов в отраслях государственного сектора. Среди них такие мощные новостройки, Kajc введенные в и расширяющиеся металлургические комбинаты в и Бокаро, угольные шахты, железорудные разработки, нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы, электростанции, заводы тяжелого машиностроения в Ранни, горношахтного оборудования в Дур-гапуре, тяжелого электрооборудования в Хардваре, завод приборостроения в , предприятия медицинской промышленности в Ришикеше, Хайдарабаде и Мадрасе. В 1979 г. было подписано соглашение об оказании технического содействия СССР в строительстве нового металлургического завода близ Вишакхапат-нам.

Построенные в Индии при экономическом и техническом содействии других стран предприятия выплавляют 33% всей стали, добывают 16% железной руды и 60% нефти, производят 20% электроэнергии, практически все металлургическое оборудование и значительную часть горнодобывающего оборудования.

Большую роль играет помощь Советского Союза Индийской Республике в подготовке технических и научных кадров. Символом научно-технического сотрудничества наших стран стал запуск в 1975 и 1979 гг. советскими ракетами-носителями первых индийских научных спутников Земли - «Ариабата» и «Бха-скара».

В марте 1979 г. была подписана Долгосрочная программа экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между СССР и Индией. программа рассчитана на 10-15 лет и предусматривает дальнейшее развитие сотрудничества в строительстве в Индии промышленных и других объектов, включая сотрудничество на компенсационной основе в различных отраслях тяжелой и легкой промышленности. В декабре 1980 г. во время официального дружественного визита Генерального секретаря и Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева в Индию были подписаны Совместная советско-индийская , соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве и торговое соглашение на 1981-1985 гг.

Одним из элементов внешних экономических связей является международный , приносящий стране определенную часть дохода в иностранной валюте. Число иностранных туристов за последние полтора десятилетия быстро растет. В 1960 г. Индию посетило 120 тыс. туристов, а в 1979 г. - около 800 тыс. Из них больше половины прибыли из стран Западной Европы и Северной Америки.

Структура промышленности Индии

По структуре и уровню развития экономики Индия относится к аграрно-индустриальным странам. Более $60\%$ экономически активного населения страны занято в сельском хозяйстве, а $20\%$ - в промышленности и кустарном производстве.

Индийская промышленность производит примерно $1,5\%$ мировой промышленной продукции. Но структура промышленного комплекса еще недостаточно совершенна. Она находится в стадии формирования.

В промышленности Индии преобладают добывающие отрасли. Современные отрасли обрабатывающей промышленности развиваются быстрыми темпами.

Рассмотрим отраслевую и территориальную структуру промышленности Индии детальнее.

Топливно-энергетический комплекс

Основу топливной промышленности Индии составляет каменноугольная промышленность. Месторождения угля сосредоточены на востоке страны. Нефть и газ добывают на западе страны , в районе Мумбайи (Бомбея). Нефтеперерабатывающие предприятия размещены в Дели и в морских портах:

  • Калькутта,
  • Мумбайи,
  • Ченай (ориентированы на привозную нефть ).

Основу электроэнергетики составляют тепловые электростанции , которые дают $72\%$ электроэнергии. Значительное количество энергии в стране получают за счет сжигания древесины, соломы, отходов от переработки сахарного тростника.

На горных реках Гималаев и порожистых водотоках плоскогорья Декан построены гидроэлектростанции , производящие $26\%$ электроэнергии. Растет доля и атомной энергетики .

Металлургия

Металлургическими центрами являются:

  • Бокаро,
  • Дургапуре,
  • Бхилаи,
  • Джамшедпур.

Основной отраслью цветной металлургии является алюминиевая (Хиракуд, Риханд), которая работает на собственных бокситах с использованием местной электроэнергии. Плавятся также медь, свинец, цинк. Развивается золотоперерабатывающая промышленность. Для нужд машиностроения Индия довозит от $20$ до $60\%$ различных цветных металлов.

Химическая промышленность

Индия относится к странам со средним уровнем развития химической промышленности. Химическая промышленность занимает важное место в хозяйстве страны. Преобладает производство аминокислот, удобрений, искусственного и синтетического волокна, лаков и красок. Основные центры отрасли расположены в штатах:

  • Гуджарат,
  • Махараштра,
  • Тамилнад,
  • Пенджаб,
  • Бихар.

Химия полимеров на основе нефтепереработки развивается в Мумбайи.

Машиностроение

Машиностроение характеризуется развитием транспортной отрасли. Так, локомотивы выпускают в Варанаси, дизели - в Мумбаи, Колкатпи, железнодорожные вагоны, самолеты - в Ченнаи (Мадрасе), Бангалоре, морские и речные суда - в Мумбаи, Вишакхапатнами. В последнее время развивается тяжелое машиностроение в городах Дургапур и Ранчи.

Наряду со старыми отраслями тяжелого металлоемкого машиностроения развиваются трудоемкие и наукоемкие отрасли, использующие местную дешевую рабочую силу. Эти приятия, где собирают мотоциклы, велосипеды, станки, бытовую технику, разрабатывают компьютерные программы, развиваются в крупных городах:

  • Мумбаи,
  • Чена,
  • Калькутте,
  • Бангалоре.

Легкая промышленность

Легкая промышленность охватывает хлопчатобумажную, кожевенно-обувную отрасли. Индия производит самое большое в мире количество хлопчатобумажных тканей на $750$ фабриках, расположенных преимущественно в штатах Махараштра и Гуджарат. Продукция джутовых фабрик, сосредоточеных в Колкате, составляет большую долю в экспорте страны.

Пищевая промышленость

Пищевая промышленность характеризуется производством масла и растительного жира из арахиса, кунжута, клещевины, горчицы, льна, кокосовых орехов, а также тростникового сахара и чая.

Другие отрасли

Важную роль в хозяйстве Индии играет кустарное производство. Оно дает почти половину дешевой промышленной продукции, удовлетворяющей потребности внутреннего рынка и на экспорт. Это художественные ремесла, различные промыслы. К ним относятся ковроткачество, ювелирное дело, ткачество, резьба по слоновой кости, художественная работа по металлу. Маслобойни, кузницы, столярные, дубильные, гончарные, мыловаренные, швейные, мебельные предприятия есть в каждом населенном пункте. Они удовлетворяют повседневные потребности населения, служат ждя привлечения туристов.

Пример 1

Индия - единственная в мире государство, в котором производят мелкие бриллианты.

Мумбай является крупным центром киноиндустрии. Там расположены крупнейшие кинофабрики Индии, которые в народе называют «Болливуд» . Популярные киноактеры приравниваются индийцами к национальным героям.

Индия занимает почетное место среди аграрно-индустриальных стран, исходя из структуры и уровня развития современной экономики. В сельском хозяйстве занято 60% трудоспособного и экономически активного населения, в свою очередь только 20% занимается кустарным производством и промышленностью.

В Индии производится приблизительно 1,5% промышленной продукции мира. Несмотря на большой объем производства, промышленный комплекс остается на несовершенном уровне и только набирает обороты, находясь в стадии формирования.

В быстром темпе в Индии развивается добывающая промышленность, которая преобладает в стране.

Чтобы понимать структуру промышленности государства, необходимо детально ознакомиться с каждой отраслью.

Топливно-энергетический комплекс

Топливный комплекс Индии в большей степени состоит из каменноугольной промышленности. Угледобывающие предприятия разместились на востоке страны, где были найдены крупные месторождения угля. На западе Индии добывается нефть и газ. Самый крупный район по добычи нефти и газа находится в Мумбаи (иное название - Бомбей). В столице и крупных морских портах, таких как Калькутта, Ченнай, Мумбаи, развита нефтеперерабатывающая отрасль.

Основой электроэнергетики являются тепловые электростанции, которые на 72% обеспечивают страну электроэнергией. Подача электричества происходит благодаря сжиганию древесины, переработанного сахарного тростника, соломы.

Гидроэлектростанции, расположенные на берегах горных рек Гималаев и на плоскогорье Декан, обеспечивают страну электричеством на 26%. Постепенно развивается атомная энергетика.

Металлургическая промышленность

Основой для развития и становления тяжелой промышленности Индии служит металлургия. Предприятия по производству и переработке черной металлургии работают преимущественно на собственном сырье, реже используя привозное.

Наибольшее скопление металлургических предприятий находится в:

  • Бокаро;
  • Бхилаи;
  • Дургапуре;
  • Джамшедпуре.

Особенное место в сфере цветной металлургии занимает алюминиевая отрасль, которая функционирует на своих бокситах с применением местной электроэнергии. В сфере цветной металлургии перерабатывается медь, цинк, свинец. Индия поставляет 20-60% цветных металлов для машиностроения. Быстрыми темпами развивается золотоперерабатывающая промышленность.

Химическая промышленность

Химическая промышленность в Индии не достаточно развита, страна входит в состав стран со средним уровнем развития данной отрасли. Большая часть работы направлена на производство аминокислот, различного вида волокна, удобрений искусственного происхождения, красок, лаков. Химическая промышленность сосредоточена в:

  • Гуджарате;
  • Тамилнаде;
  • Бихаре;
  • Махараштре;
  • Пенджабе.

Машиностроение в Индии

Развитие транспортной отрасли в Индии набирает обороты. В Варанаси выпускаются локомотивы, в Мумбаи производят дизели и речные судна, В Ченнаи налажено производство самолетов. Дургапур и Ранчи известны развивающимся тяжелым машиностроением.

Современный мир требует введения и развития инновационных и трудоемких отраслей. Индия использует дешевую рабочую силу для производства мотоциклов, станков, велосипедов, бытовой техники, разработки современного программного обеспечения. Данная отрасль развита в крупнейших городах страны:

  • Мумбаи;
  • Калькутте;
  • Чена;
  • Бангалоре.

Развитие легкой промышленности

Индия является самым большим в мире поставщиком хлопчатобумажных тканей, которые производятся на 750 фабриках. Наибольшая их концентрация расположена в штатах Гуджарат и Махараштра. Самая большая доля экспорта государства выпадает на продукцию джутовых фабрик, размещенных в Колкате. Также в Индии развита кожевенно-обувная отрасль.

Пищевая промышленность

Данная отрасль предполагает производство масла, растительного жира из кунжута, льна, арахиса, кокосовых орехов. Здесь производится чай и тростниковый сахар.

Другие отрасли промышленности

Кустарное производство, которое включает в себя художественные ремесла, ювелирное дело, ковроткачество, резьбу по слоновой кости и другое, призвано удовлетворять потребности внутреннего рынка. Половина продукции уходит на экспорт. Каждый населенный пункт Индии располагает маслобойнями, кузницами, гончарными, швейными и другими малыми предприятиями. Развитое кустарное производство привлекает любопытных туристов.

Интересен тот факт, что Индия является единственной страной, где занимаются производством мелких бриллиантов.

В стране развита киноиндустрия, главным центром которой является Мумбаи. "Болливуд" известен во всем мире, а герои индийских фильмов отождествляются с национальными героями.