Пусть земля ему будет небом! Воздушный асс Вася Цымбал, «Орион» и «Утренняя почта»

13.08.2019 Виды

Эта заметка написана на основе воспоминаний Героя Российской Федерации Александра Юрьевича Гарнаева - Заслуженного лётчика-испытателя России. Александр Гарнаев рассказал о своём друге – лихом пилоте Василии Цымбале и его отчаянном, совершенно хулиганском поступке – укрощении норвежского самолёта-разведчика «Орион».

Военный летчик Василий Цымбал отличался весёлым нравом и шебутной бесшабашностью. Когда он служил на Дальнем Востоке, то немного полихачил над палубой японского авианосца и «сдул» с неё вертолёт. Возможно, ему бы это сошло с рук, но он весьма неосторожно бросил в открытый эфир фразу, которая в цензурном варианте звучит так: «Конец котёнку!».

По этой реплике его вычислили, и перевели служить на Северный Флот в гарнизон посёлка Килпъявр, что под Мурманском. Там он тоже показал свой «чкаловский» характер.

Однажды, взлетев на сопровождение авианосной группы вероятного противника, причём уже в седьмой раз за дежурство, он просто прошёл над их палубой и включил слив топлива – устроил американцам обильный керосиновый душ... Этот «неуставной» метод оказался эффективным – НАТО-вские вертушки у морской границы Советского Союза стали шнырять намного меньше. А вот разведывательные «Орионы» ВВС Норвегии по-прежнему не давали покоя.

Четырёхмоторный винтовой «Орион» - это береговой патрульный противолодочный самолёт. Кстати, очень хорошая, удачная модель. Особенность этого воздушного разведчика в том, что в небе он может находиться до 12–ти часов. Один борт в течение половины суток может заставлять нервничать наши силы ПВО.

И вот однажды, тихим ясным воскресным утром 13 сентября 1987 года, один такой «Орион» стал нарушителем покоя наших морских границ. Он петлял над нейтральными водами, и, судя по всему, вёл контроль за перемещением нашей подводной лодки.

И тогда в воздух поднялся дежурный Су-27 под управлением старшего лейтенанта Василия Цымбала. И это был бы самый обычный, ничем не примечательный дежурный вылет, если бы на дворе не стояло воскресенье. А по воскресеньям в Советском Союзе ровно в 11:00 по центральному телевидению показывали замечательную музыкальную программу «Утренняя почта».

Современному молодому зрителю, который избалован многочисленными музыкальными каналами и многотысячными роликами в интернете, не понять, что значила для советского человека телепрограмма, которую вёл Юрий Николаев.

«Утренняя почта» долгое время была ЕДИНСТВЕННОЙ еженедельной музыкальной передачей. Только там советский народ мог увидеть новинки и хиты нашей эстрады. Иногда даже перепадало что-то из зарубежных исполнителей, в основном из соцлагеря.

Вся страна в воскресенье в 11 часов утра прилипала к телеящикам. Смотрели «Утреннюю почту» во всех воинских частях и дальних гарнизонах от Камчатки до Килпъявра, где служил наш герой. А накануне, как назло, был предварительный анонс, что завтра будет выступать кто-то из "Супер-Пупер-Европейских-Звёзд" того времени.

В общем, когда дежурный пилот Цымбал садился за штурвал своей Су-шки, то думал о том, что скоро ВСЕ его товарищи в домике дежурного звена посмотрят и послушают свежий выпуск «Утренней почты», а он, Василий Цымбал - нет. И всё из-за того, что какому-то заср… супостату дома не сидится, летает, он понимаешь, у наших границ.

Когда Василий подлетел к этому гадскому супостату, то обнаружил, что тот работает над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство.

«Орион» целенаправленно сбрасывал в море радиобуи для контроля перемещений наших субмарин. Чтобы помешать этому сбросу буёв, Цымбал начал выполнять проходы под «Орионом», на выходе включая слив топлива. Он хотел струей керосина сбить вражину с курса. Но тот упорно продолжал свою шпионскую деятельность. Тогда наш лётчик ещё раз зашел снизу под "Орион" и, сбросив скорость на минимум, закрыл тому обзор всей аппаратуры. Норвежец начал сбрасывать скорость в надежде, что истребитель свалится. Но в итоге сам "Орион" начал терять высоту и зацепил винтом четвёртого двигателя на правом крыле верхушку киля нашей Су-шки.

Винт у «Ориона», естественно, сломался. Обломки винта повредили ему движок и фюзеляж…

«Орион» обиделся, сдался, развернулся и взял курс на базу. Всё, приказ выполнен! Василий Цымбал доложил об этом на командный пункт. Ему дали добро на возвращение домой. Но напоследок воздушный асс Цымбал решил до конца унизить супостатов: он сделал боевой разворот, догнал норвежский разведчик, зашёл немного вперёд и слил топливо ему прямо на кабину и фюзеляж. Обгадил Василий неприятельский самолет-шпион как мог.

После чего с чувством выполненного долга вернулся на родной аэродром и успел-таки посмотреть «Утреннюю почту». День был прожит не зря. У «супер-пупер-европейской-звезды» в то утро в заполярном военном посёлке было на одного благодарного зрителя больше.

Гром и разгром грянули вечером. "Орион" дополз до своего аэродрома. Норвеги выкатили жалобу советскому послу. Тот сообщил в Москву. И понеслись разборы полётов. Упуская специфические лётные подробности, сообщу, что Василий, может быть, и выкрутился бы, но с борта "Ориона" вели фото и видеозапись всех маневров Су–27. Более того, норвежцы попросили Васю во время съемки снять маску, что он с удовольствием сделал и попозировал коллегам. И на следующий день в западной прессе началась шумиха, вышли статьи с Васиной физиономией и хорошо видимым бортовым номером Су-шки.

Короче, Цымбала перевели от греха подальше в город Крымск Краснодарского края, а его полк в Килпъявре долго сдавал зачеты по всевозможным Наставлениям и Правилам. Но, что интересно – на борту Васиного истребителя остроумные товарищи нарисовали маленький значок укрощённого «Ориона».

После этого воздушного приключения ещё долгое время в радиоэфире мурманского Севера звучали шутливые приветы НАТО-вским соколам: «Ахтунг! Ахтунг! Вася Цымбал в воздухе!».

Это по аналогии с легендарным лётчиком Александром Покрышкиным.

Recent Posts from This Journal


  • Миф об украинском сале

    Сало - не украинское изобретение, а украинцы - не самые большие салоеды в мире! Хотя большинство прочно ассоциирует сало с Украиной, считая его…


  • Фразы родом из СССР

    Советский неприкасаемый словарный запас Итак, давайте же вспомним фразы, которые в разное время заполняли речь советского, а сейчас, возможно, и…

  • Советский изобретатель Александр Игнатьевич Шаргей - Юрий Васильевич Кондратюк.

    Александр Игнатьевич Шаргей, советский учёный, один из основоположников космонавтики. В начале XX века расчитал оптимальную траекторию полёта к…


  • Кто предал членов «Молодой гвардии» на самом деле

    кадр из х/ф "Молодая гвардия" Исследователи, изучившие историю.«Молодой гвардии» и прочитавшие с роман, говорят, что история эта была придумана…


  • Советские мифы

    Я, не являюсь ни сторонником, ни противником СССР. Глупо протестовать против того, чего нет. И отстаивать несуществующее глупо. Я, за то, чтобы мы…

Вспоминает А. Гарнаев: С Васей Цымбалом мы были корешами, летали в Армавирском училище в одной эскадрилье на МиГ-23 (он сам был родом из Армавира). В свое время Вася был переведен с Дальнего востока в Килп-Явр за то, что сдул японский вертолет с палубы авианосца, а вычислен был по фразе, брошенной в открытый эфир: «Пи...у котенку! НЕ будет больше гадить!" /Вот откуда пошли котята/ В полку он отличался своей шебутной лихостью - как-то раз, взлетев по авианосной группе раз в пятый-седьмой за дежурство, он просто прошёл над их палубой, включив слив топлива - и устроил американиям обильный керосиновый душ... Потом эта история с Орионом... после которой НАТОвцы начали передавать Васе «привет», а Вася от греха подальше был переведен в Крымский Гвардейский полк. А случилось вот что... В тихое ясное утро, 13 сентября 1987 года, в воскресенье, оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО была дана команда на подъем в воздух одного самолета Су-27, из состава дежурного звена 941 иап ПВО. Нарушителем «покоя» был базовый патрульный самолет Р-3с «Орион» из 333 эскадрильи ВВС Норвегии. «Орион» вылетел с авиабазы Аннейя, «петлял» вдоль границы в Баренцевом море, над нейтральными водами, и судя по всему вел разведку перемещений кораблей СФ и контроль за выходом из баз наших подводных лодок. Особенностью этого самолета разведчика было то, что в воздухе он мог находиться до 12-ти часов и долго, долго заставлять «нервничать» силы ПВО. Задача дежурного Су-27 (941 иап ВВС ПВО, аэродром Килп-Явр) состояла в том, чтобы контролировать действия «Ориона» и не допустить нарушения государственной границы СССР. Самолет пилотировал ст.лейтенант Василий Цимбал. После взлета, КП ИАП «навело» истребитель на «Орион» и Су-27 начал «нарезать петли» возле «Ориона». Все происходило как обычный «дежурный» вылет, так как «Орионы» караулили наши ПЛ почти каждый день. Но! Кто, может быть, помнит, в то время в воскресенье, в 11.00 начиналась по телевидению программа «Утренняя почта». Все хиты советской эстрады, на то время, показывала в основном только «она», альтернативы практически не было. И смотрели эту передачу все и вся, и в домике дежурного звена так же. Накануне был анонс предварительный, что в этой «Утренней почте» будет выступать то ли Пугачева, то ли еще кто-то из «звезд» на то время. Вообщем ВСЕ посмотрят и послушают, кроме... Кроме летчика Василия Цимбала. Так как «Орион» будет «болтаться» у границы неизвестно сколько времени. Обидно, да! И Василий начал «гонять» самолет ВВС Норвегии Р-3с «Орион». «Орион» не патрулировал. Он целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство. Ставил (сбрасывал) радиобуи для определения момента момента выхода лодки на дежурство. Василий, чтобы воспрепятствовать сбросу буёв, начал выполнять проходы под «Орионом», на выходе включая слив топлива. В атаку на него несколько раз заходил, струей двигателей с курса его сбивал, фигуры высшего пилотажа вокруг него крутил. В итоге задел килем, винт двигателя правого крыла «Ориона», от чего винт сломался и его обломки пробили фюзеляж «Ориона». Все! «Орион» сдался и взял курс на базу. Василий Цимбал докладывает на КП - «Орион» уходит на базу. КП полка дает добро на возвращение на аэродром. Василий делает боевой разворот, догоняет «Орион», заходит впереди начинает слив топлива прямо на кабину и фюзеляж. «Обгадил» Василий самолет разведчик страны НАТО как мог. Затем вернулся на аэродром и успел таки посмотреть «Утреннюю почту», никому ничего не докладывая о произошедшем. После заруливания в ДС при осмотре Су-27 техник доложил, что самолет имеет повреждение законцовки правого киля: повреждения были небольшими - середина «пилотки» разлохмачена. Вася, спрашивает его техник, ты куда умудрился влезть? «При манерах кили трясло, вот, наверное, и поломалось». Такое частенько бывало и ранее, ничего особенного, поэтому киль просто заменили и благополучно забыли об этой истории. Более в этот день самолеты разведчики в акватории Баренцева моря не появлялись... Весь день было тихо и солнечно. Разгром начался вечером. «Орион» дополз до своего аэродрома. В этот же день был оповещен советский посол в Норвегии. Информация идет в Москву, там Министру обороны, от него к Главкому войск ПВО. Дежурный генерал ЦКП ПВО запрашивает Архангельскую армию ПВО, армия корпус, корпус - 941 ИАП. В полку спрашивают у Василия, что было? Тот как нормальный офицер отвечал, что ничего не было, обычный вылет. В полк приезжает Командир Корпуса, начинаются разбирательства. И все бы ничего, Василий может и выкрутился бы, но с борта «Ориона» вели видеозапись всех маневров Су-27. Копия была передана послу Норвегии. Отпираться было невозможно...

Летчик-испытатель Александр Гарнаев: « С Васей Цымбалом мы были корешами, летали в Армавирском училище в одной эскадрилье на МиГ-23 (он сам был родом из Армавира). В свое время Вася был переведен с Дальнего востока в Килп-Явр за то, что сдул японский вертолет с палубы авианосца, а вычислен был по фразе, брошенной в открытый эфир: «П...ц котенку!»
В полку он отличался своей шебутной лихостью — как-то раз, взлетев по авианосной группе раз в пятый-седьмой за дежурство, он просто прошёл над их палубой, включив слив топлива — и устроил американиям обильный керосиновый душ... Потом эта история с Орионом... после которой НАТОвцы начали передавать Васе «привет», а Вася от греха подальше был переведен в Крымский Гвардейский полк.
А случилось вот что...
В тихое ясное утро, 13 сентября 1987 года, в воскресенье, оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО была дана команда на подъем в воздух одного самолета Су-27, из состава дежурного звена 941 иап ПВО. Нарушителем «покоя» был базовый патрульный самолет Р-3с «Орион» из 333 эскадрильи ВВС Норвегии. «Орион» вылетел с авиабазы Аннейя, «петлял» вдоль границы в Баренцевом море, над нейтральными водами и судя по всему вел разведку перемещений кораблей СФ и контроль за выходом из баз наших подводных лодок. Особенностью этого самолета разведчика было то, что в воздухе он мог находиться до 12-ти часов и долго, долго заставлять «нервничать» силы ПВО.
Задача дежурного Су-27 (941 иап ВВС ПВО, аэродром Килп-Явр) состояла в том, чтобы контролировать действия «Ориона» и не допустить нарушения Г осударственной границы СССР. Самолет пилотировал старший лейтенант Василий Цымбал . После взлета, КП ИАП «навело» истребитель на «Орион» и Су-27 начал «нарезать петли» возле нарушителя . Все происходило как обычный «дежурный» вылет, так как «Орионы» караулили наши ПЛ почти каждый день.
Но! Кто, может быть, помнит, в то время в воскресенье, в 11.00 начиналась по телевидению программа «Утренняя почта». Все хиты советской эстрады на то время показывала в основном только «она», альтернативы практически не было. И смотрели эту передачу все и вся, и в домике дежурного звена так же. Накануне был анонс предварительный, что в этой «Утренней почте» будет выступать кто-то из «звезд» на то время. Вообщем ВСЕ посмотрят и послушают, кроме... Кроме летчика Василия Цымбала . Так как «Орион» будет «болтаться» у границы неизвестно сколько времени. Обидно, да! И Василий начал «гонять» самолет ВВС Норвегии Р-3с «Орион» с особой строгостью .
«Орион» не патрулировал. Он целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство. Ставил (сбрасывал) радиобуи для определения момента выхода лодки на дежурство. Василий, чтобы воспрепятствовать сбросу буёв, начал выполнять проходы под «Орионом», на выходе включая слив топлива. В атаку на него несколько раз заходил, струей двигателей с курса его сбивал, фигуры высшего пилотажа вокруг него крутил. В итоге задел килем винт двигателя правого крыла «Ориона», от чего винт сломался и его обломки пробили фюзеляж «Ориона».
Все! «Орион» сдался и взял курс на базу. Василий Цымбал докладывает на КП — «Орион» уходит на базу. КП полка дает добро на возвращение на аэродром. Василий делает боевой разворот, догоняет «Орион», заходит впереди начинает слив топлива прямо на кабину и фюзеляж. «Обгадил» Василий самолет страны НАТО как мог. Затем вернулся на аэродром и успел таки посмотреть «Утреннюю почту», никому ничего не докладывая о произошедшем.

После заруливания в ДС при осмотре Су-27 техник доложил, что самолет имеет повреждение законцовки правого киля: повреждения были небольшими — середина «пилотки» разлохмачена. Вася, спрашивает его техник, ты куда умудрился влезть? «При манерах кили трясло, вот, наверное, и поломалось». Такое бывало и ранее, ничего особенного, поэтому киль просто заменили и благополучно забыли об этой истории.
Более в этот день самолеты-разведчики в акватории Баренцева моря не появлялись...
Весь день было тихо и солнечно. Разгром начался вечером. «Орион» дополз до своего аэродрома. В этот же день был оповещен советский посол в Норвегии. Информация идет в Москву, там Министру обороны, от него к Главкому войск ПВО. Дежурный генерал ЦКП ПВО запрашивает Архангельскую армию ПВО, армия корпус, корпус — 941 ИАП. В полку спрашивают у Василия, что было? Тот как нормальный офицер отвечал, что ничего не было, обычный вылет.
В полк приезжает к омандир к орпуса, начинаются разбирательства. И все бы ничего, Василий может и выкрутился бы, но с борта «Ориона» вели видеозапись всех маневров Су-27. Копия была передана послу Норвегии. Отпираться было невозможно...

Стоит добавить, что времена-то были горбачевские, у которого натовцы в лучших друзьях ходили. В общем вместо награды Васю отправили в ссылку, правда, на прекрасную Кубань...

А вот как описал героя в своем рассказе "Памяти лётчика Васи Цымбала" Александр Романов.
Лётчика Васю Цымбала в Заполярье знали все. По популярности он долгое время опережал п резидента США.
А дело вот в чём.
Сидел Вася в составе дежурных сил на боевом дежурстве. Задача была проста: в случае нарушения госграницы взлететь и используя всю мощь истребителя Су-27 уничтожить супостата.
А супостат тут - как тут. В лице самолета разведчика "Орион". Кто не знает, обьясняю. Это самолет типа нашего Ил - 18. Внутри у него разведывательная аппаратура, а вооружения так и вообще нет. Встретились они далеко - далеко от границы, там где и берега не видно, а видно только, что внизу море Баренца волнами шумит.
И стал Вася перед супостатом свой норов и мощь показывать: и так пролетит, и эдак, и вверх колесами, и кулаком ему погрозит, и сверху обольёт его струйкой керосина - пометит, как будто он кот... Короче, сблизился опасно Вася с супостатом да и столкнулся.
Кое - как оба самолета благополучно доползли на свои аэродромы и там сели. Васю долго таскали феэсбэшники, угрожали, и каждый раз портили ему настроение, а потом перевели его служить подальше от тех мест, где супостаты встречаются.
А еще через какое - то время по инициативе бывшего директора мебельного салона, а в то время министра обороны РФ полк решили расформировать. Аргументация министра - мебельщика была вполне научно обоснована: нех...р ему там стоять...
Лётчики полка зажурились... Кругом только и слышалось:
- Это как же так? Отличный полк и вдруг расформировывать... В нём же сам Вася Цымбал летал...
А Вася до этого позора не дожил. Будучи в отпуске, он нелепо погиб...
В начале 2000-х утонул на Варнавенском водохранилище.

Военный летчик Василий Цимбал отличался шебутной лихостью и даже бесшабашностью. В Килп-Явр, что под Мурманском, его перевели с Дальнего Востока за то, что сдул вертолет с палубы «дружественного» авианосца.

Задачей авиаполка, куда прибыл Василий, было не допустить нарушения госграницы СССР в районе Баренцева моря. И как раз здесь силы НАТО вели активное наблюдение за нашими подводными лодками. То их самолеты, то вертолеты приближались к границе. Нашим летчикам приходилось по семь-восемь раз в день вылетать по тревоге. А на дежурство они заступали через день. Вот и решил Цимбал вместо барражирования возле «вероятных друзей» использовать «неуставной» метод.

Пролетая над авианосцем он «пописал» на палубу аварийным сливом топлива. Метод оказался эффективным - вертушки у морской границы стали шнырять намного меньше. А вот разведывательные «Орионы» ВВС Норвегии по-прежнему не давали покоя.

В тихое ясное воскресное утро 13 сентября 1987 года оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО была дана команда на подъем в воздух одного самолета Су-27.

Нарушителем «покоя» был базовый патрульный самолет Р-3с «Орион» ВВС Норвегии. Он «петлял» вдоль границы над нейтральными водами, и судя по всему вел разведку перемещений кораблей Северного Флота и контроль за выходом из баз наших подводных лодок. Особенностью этого самолета-разведчика было то, что в воздухе он мог находиться до 12-ти часов и долго, долго заставлять «нервничать» силы ПВО.

Задача дежурного Су-27 состояла в том, чтобы контролировать действия «Ориона» и не допустить нарушения госграницы. Самолет пилотировал старший лейтенант Василий Цимбал. Все происходило как обычный «дежурный» вылет.

Но! Кто, может быть, помнит, в то время в воскресенье, в 11.00 начиналась по телевидению программа «Утренняя почта», где звучали хиты советской эстрады. И смотрели эту передачу все и вся. В общем, все ее посмотрят, включая дежурное звено, кроме... Кроме летчика Василия Цимбала. Так как «Орион» будет «болтаться» у границы неизвестно сколько времени. Обидно! И Василий начал «гонять» «Орион».

А тот целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство. Сбрасывал радиобуи для определения момента выхода лодки на дежурство. Василий начал выполнять проходы под «Орионом», в атаку на него несколько раз заходил, струей двигателей с курса сбивал, фигуры высшего пилотажа вокруг него крутил. В итоге задел килем, винт двигателя правого крыла «Ориона», от чего винт сломался, и его обломки пробили фюзеляж «Ориона».

Все! «Орион» сдался и взял курс на базу. Василий Цимбал докладывает на командный пункт — «Орион» уходит на базу. Ему дают добро на возвращение на аэродром. Василий делает боевой разворот, догоняет «Орион», заходит впереди начинает слив топлива прямо на кабину и фюзеляж. «Обгадил» Василий самолет-разведчик как мог. Затем вернулся на аэродром и успел таки посмотреть «Утреннюю почту», никому ничего не докладывая о произошедшем.

При осмотре Су-27 техник доложил, что самолет имеет небольшое повреждение правого киля. Вася, спрашивает его техник, ты куда умудрился влезть? «При маневрах кили трясло, вот, наверное, и поломалось». Такое частенько бывало и ранее, ничего особенного, поэтому киль просто заменили и благополучно забыли об этой истории.

Более в этот день самолеты-разведчики в акватории Баренцева моря не появлялись. Весь день было тихо и солнечно. Разгром начался вечером. «Орион» дополз до своего аэродрома. Об инциденте был оповещен советский посол в Норвегии. Информация идет в Москву, там Министру обороны, от него к Главкому войск ПВО. В полк приезжает командир Корпуса, начинаются разбирательства. Василий, как нормальный офицер отвечал, что ничего не было, обычный вылет.

И все бы ничего, но с борта «Ориона» вели съемку всех маневров Су-27. Более того, норвежцы попросили Васю во время съемки снять маску, что он с удовольствием сделал и попозировал коллегам. Копия всех материалов была передана послу Норвегии. А на следующий день вышел журнал с Васиной физиономией и хорошо видимым бортовым номером СУ. Да еще НАТОвцы начали приветы Васе передавать.

На новом месте службы летал он нормально, но вел раздолбайский образ жизни и в начале 2000-х утонул на Варнавенском водохранилище. Вот такая история.

По материалам Форума авиаторов.

May 12th, 2014 , 10:04 am

В тихое ясное утро, 13 сентября 1987 года,в воскресенье,
Оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО
была дана команда на подъем в воздух одного самолета
Су-27, из состава дежурного звена 941 ИАП ПВО (п.Килп-Явр).
Нарушителем "покоя" был базовый патрульный самолет Р-3С
"Орион" из 333 эскадрильи ВВС Норвегии. "Орион" "петлял"
вдоль границы в Баренцевом море, над нейтральными водами,
и по всему вел контроль за нашей подводной лодкой.
Особенностью этого самолета разведчика было то,что в
воздухе он мог находиться до 12-ти часов и долго, долго
заставлять "нервничать" силы ПВО.

Задача дежурного Су-27 состояла в том, чтобы контролировать
действия "Ориона" и не допустить нарушения государственной
границы СССР.Самолет пилотировал ст.лейтенант Василий Цимбал.
После взлета, КП ИАП "навело" истребитель на "Орион" и
Су-27 начал "нарезать петли " возле "Ориона". Все происходило
как обычный "дежурный" вылет, так как "Орионы" караулили
наши ПЛ почти каждый день.

Но! Кто может быть помнит, в то время в воскресенье,в 11.00
начиналась по телевидению Программа " Утренняя почта".
Все хиты советской эстрады,на то время, показывала в основном
только "она", альтернативы практически не было.
И смотрели эту передачу все и вся и в домике дежурного звена
так же. Накануне был анонс предварительный, что в этой
"Утренней почте" будет выступать то ли Пугачева,то ли еще кто-то
из "звезд " на то время.

Вообщем ВСЕ посмотрят и послушают, кроме... Кроме летчика
Василия Цимбала. Так как "Орион" будет "болтаться" у границы
неизвестно сколько времени. Обидно, да!
И Василий начал "гонять" самолет ВВС Норвегии Р-3с"Орион".
В атаку на него несколько раз заходил, струей двигателей с курса
его сбивал, фигуры высшего пилотажа вокруг него крутил.
В итоге задел килем, винт двигателя правого крыла "Ориона".
От чего винт сломался,обломки его попали по фюзеляжу "Ориона".
Все! " Орион" сдался и взял курс на базу.
Василий Цимбал докладывает на КП -"Орион" уходит на
базу. КП полка дает добро на возвращение на аэродром.
Василий делает боевой разворот, догоняет " Орион", заходит вперед
и начинает слив топлива прямо на кабину и фюзеляж.
"Обгадил " Василий самолет разведчик страны НАТО как мог.
Затем вернулся на аэродром и успел посмотреть "Утреннюю почту", никому
ничего не докладывая о произошедшем.
Только при осмотре Су-27 техник усмотрел,что сбит обтекатель на киле,
но такое бывало и ранее, ничего особенного, заменили и все.
Более в этот день самолеты разведчики в акватории Баренцева моря
не появлялись... Весь день было тихо и солнечно. Разгром начался
вечером.

"Орион" дополз до своего аэродрома. В этот же день был
оповещен советский посол в Норвегии. Информация идет в Москву,
там Министру обороны,от него к Главкому войск ПВО. Дежурный
генерал ЦКП ПВО запрашивает Архангельскую армию ПВО,армия
корпус, корпус - 941 ИАП. В полку спрашивают у Василия, что было?
Тот как нормальный офицер отвечал, что ничего не было,обычный вылет.
В полк приезжает Командир Корпуса,начинаются разбирательства.
И все бы ничего, Василий может и выкрутился бы, но с борта "Ориона"
вели видеозапись всех маневров Су-27. Копия была передана
послу Норвегии. Отпираться было невозможно...

Полк долго сдавал зачеты по всевозможным Наставлениям и Правилам
имевшимся в авиации на то время.
Васю Цимбала превели в другой ИАП, по замене. А на его Су-27 потом нарисовали маленький "Орион"