Социальная психология психологическая структура общения. Характеристика основных функций процесса общения. Общение как социально-психологический феномен

16.09.2019 Виды
Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

33. Функции и средства общения

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция – функция объединения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Средства общения Основные разновидности средств общения. Поскольку общение ребенка с окружающими людьми есть деятельность, оно протекает в форме действий, составляющих единицу этого процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей,

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. Этапы генезиса речи как средства общения Анализ психологической литературы позволил нам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в

Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Кратохвил Станислав

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

7. Средства общения Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.Упражнение-разминка «Пишущая машинка»Описание упражнения.

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, взгляд, т. е. понять язык невербального (вербальный –

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает

Из книги автора

ГЛАВА 2 Средства общения Все средства общения делят на две группы: речевые и неречевые (рис. 2.1). Рис. 2.1. Классификация средств

Из книги автора

2.1. Речь, или вербальные средства общения Речь - это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык - это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей. В разных языках (английском, немецком, русском и т. д.) эти

Из книги автора

2.2. Невербальные средства общения Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия.Невербальным средствам общения придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине

Из книги автора

Другие невербальные средства общения Общение действиями включает: 1) показ двигательных действий при обучении;2) движения, выражающие отношение к собеседнику (например, аплодисменты);3) прикосновения: похлопывание собеседника по плечу или по спине в знак одобрения его

Из книги автора

Невербальные средства этнического общения В главе 1 данной работы невербальная информация рассматривалась в аспекте ее восприятия и оценки личных и деловых качеств собеседника (этнофора). Здесь же она анализируется с позиций разнообразных возможностей человека,

Из книги автора

Контекстуальные средства общения В отечественной научной литературе информация по контекстуальным средствам общения этнофоров почти отсутствует. Имеются публикации по данной проблеме на английском языке. К контекстуальным средствам общения относятся

Из книги автора

3.2. Вербальные и невербальные средства общения Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой

ОБЩЕНИЕ - процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деянести: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками.

Понятие общения используется и для характеристики специфики взаимодействия и общения между представителями различных этнических общностей (см. Культура общения).

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ - его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.



Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Отечественная психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта. Прежде принципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности.

Исходя из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей. То есть, любые формы общения, принадлежащие к специфическим формам совместной деятельности. К тому же люди не просто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегда общаются во время соответствующей деятельности.

Г. Андреева считает, что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват (от лат. derivatus - отведенный, derivo - отвожу, образуют: производное от чего то первичного).

Другими словами, общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Вместе с тем деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. По мнению Г. Андреевой, такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует пониманию самого общения как важного условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Относительно другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения позволяет рассматривать эту дефиницию как такую, что не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности; она может выступать и в роли само мотивированного процесса. Как пример, имеем фатичное (от лат. Fatuus - глупый, пустой) общение, в деятельном аспекте бессодержательным, целью которого является поддержание самого процесса общения.

Идея автономности и самоценности общения (А. Реан, Я. Коломинский) обосновывается, во-первых, теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (оно необходимо для того, чтобы разделить с другим человеком свое горе или радость, чтобы чувствовать себя человеком), во-вторых, с позиций субъект-субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой «субъект - объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать как объект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса).

Общение как самостоятельное и возведенное к деятельности понятие может быть определено следующим образом: это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Из всего вышеуказанного нетрудно заметить, что понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному:

как особый вид деятельности;

как специфическая социальная форма информационной связи;

как форма взаимодействия субъектов;

как самостоятельная и сведенная к деятельности категория;

как процесс межличностного взаимодействия;

как обмен мыслями, чувствами и переживаниями;

как существенный аспект человеческой деятельности;

как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей;

как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что деятельность человека во всех ее модификациях, и общение индивида с другими людьми переплетены в его жизни теснейшим образом и фактически ни одна из них невозможна без другой. Из этого следует, что любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляется через общение и наоборот.

И даже общение с самим собой (пролонгированное общение) происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался. То есть индивид действует так: он заранее обдумывает сценарий разговора, предусматривает возможные аргументы и контраргументы участников общения, тактические приемы убеждения, возможные типы контактов и т.д.

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Наблюдение за детьми, которые первые годы своей жизни провели среди животных и не имели возможности общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии как психическом и физическом, так и социальном.

Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида. Изучая поведение младенцев, американские исследователи К. Ф. Лейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скин отмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми только жестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует, пожалуй, о генетической « запрограмтрованности » на общения с окружением.

Общение – это полифункциональный процесс. Исследователи, выделяя разнообразные критерии, представляют различную классификацию функций общения:

1) эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая самопознания (А. В. Мудрик);

2) установления общения, инструментальная, осознания, самоопределения (А. Б. Доб-рович);

3) сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А. А. Брудный);

4) контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.

Однако наиболее актуально рассматривать общение в системе отношений, что позволяет выделить три группы функций:

1) психологические, определяющие развитие человека как индивида и личности;

2) социальные, обуславливающие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы;

3) инструментальные, определяющие связи между человеком и миром в широком смысле этого слова, между различными социальными группами.

Ещё вариант функций общения

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных Функций общения.

1. Прагматическая функция общение реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие поведения, деятельности и отношения ребенка к миру и самому себе опосредовано его общением со взрослым. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого, трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю активность ребенка.

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Конечно, эмоциональные межличностные отношения - не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывает всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в общение человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.


14. Коммуникативная сторона общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой. Каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), "обращаться" к нему, по выражению В.Н. Мясищева. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (SS). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная "прибавка" в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева, 1981), потому, что люди не просто "обмениваются" значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев, 1972. С. 291). Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: "все должны говорить на одном языке".

Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин "тезаурус", обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной.

Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них (Зимбардо, 1993), скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название "некоммуникабельность"), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито "безразличного" тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.


15. Невербальня коммуникация.

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis – устный и лат. cоmmunicatiо – общаться) - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Выделяют следующие формы:

паралингвистические компоненты к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи. Кроме того как эмоциональные индикаторы (в частности напряжения) могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание;

мимические выражения;

кинестезические выражения (поза, телодвижения);

движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека);

проксемику (характеристики межличностной дистанции).

Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

Около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

Наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

Внешний вид собеседника,

Мимика (выражение лица),

Пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

Его диапазон,

Тональность,

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

Темп речи,

Смех и т.д.


16. Перцептивная сторона общения.

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, от меры точности "расшифровки" и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации с ним согласованных действий. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, может значительно отличаться от ожидаемого ими.

Очень часто восприятие человека человеком обозначают термином "социальная перцепция", введенным Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого "нового взгляда" (New Look) на восприятие. Позднее за этим термином закрепилось понимание процесса восприятия всех "социальных объектов" (другие люди, социальные группы и большие социальные общности), т.е. более широко, чем просто восприятие человеком человека. При рассмотрении общения целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Более того, само употребление термина "восприятие" также является не совсем точным, так как речь идет о познании человека человеком в целом, включая и когнитивные процессы.

Идентификация - уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека. Здесь предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия - другое, близкое по содержанию к идентификации, явление, понимаемое как "вчувствование", умение распознавать эмоции окружающих, откликаться на них. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально его понять и эмоционально откликнуться на его переживания.

Рефлексия - определяется в процессах общения как знание и понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого. В общении это выглядит как своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение. Именно от этого зависит подлинное взаимопонимание, личностное развитие. Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других.

Эффекты межличностного восприятия-зависят от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, причин его. В обыденной жизни люди обычно мало знают о действительных причинах поведения другого. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, которых в действительности нет. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения с каким-то имевшим место в прошлом опыте образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Так или иначе возникает целая система способов такого приписывания - каузальная атрибуция. Значительна при этом роль "первого впечатления", предубеждений и установок. Наиболее изученными механизмами "приписывания" являются эффекты "ореола" ("галоэффект"), "первичности и новизны", а также "сте-реотипизации".

Эффект ореола-происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия

Эффекты "первичности" и "новизны"-зависят от порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомых людей преобладающей является самая первая известная информация о нем. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация о нем оказывается наиболее значимой.

Стереотипизация-это сложившийся некоторый устойчивый образ события, явления или человека, которым мы пользуемся как своеобразным "сокращением" при взаимодействии. В более широком плане и все описанные выше эффекты можно рассмотреть как проявления стереотипизации. Впервые термин "социальный стереотип" был введен У. Липпманом в 1922 году и содержал негативный оттенок, связанный с ложностью или неточностью восприятия. В житейском плане это всевозможные предубеждения и предвзятости.

Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название "аттракция". Буквально аттракция - привлечение, но здесь не просто привлечение, а процесс формирования привлекательности какого-то человека и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения к нему. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Половые различия в общении. Общение между мужчинами больше подчинено статусной иерархии, чем общение между женщинами. При этом люди с меньшими статусом выигрывают больше от использования социально приемлемых видов поведения, чем люди с высоким статусом (Carli L.G., 1989). Общаясь между собой, мужчины и женщины демонстрируют в большей степени мужское, чем женское поведение: больше говорят по делу, чаще не соглашаются друг с другом. Различия в стереотипном поведении больше при общении с коммуникантом своего пола. Мужчины выражают больше несогласия при общении с мужчинами. Женщины общаются с женщинами в более драматическом ключе, чем с мужчинами. Коммуниканты обоего пола более убедительны в общении с женщинами, чем с мужчинами.


17. Имплицитная теория личности.

Имплицитная теория личности (от англ imрlicit – невыраженный и греч. theoria – исследование) - обыденные представления о связях между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда относительно мотивов поведения, авторы - Дж. Брунер и Р. Тагиури (1954 г.). Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании. Рассуждение строится по модели: если оценивающий убежден, что черта Х всегда встречается вместе с чертой У, то наблюдая у отдельного человека черту Х, оценивающий автоматически приписывает ему черту У. Такое произвольное сцепление черт называется «иллюзорная корреляция».

Особую роль теория приобретает в ситуации общения людей в группе. Здесь эти теории сталкиваются, оказывая влияние на всю систему взаимоотношений. Восприятие личностью партнера, основанное на ложном ожидании, может привести к ощущению дискомфорта и отказа от общения.

И. т. л. позволяет сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях.

Особое влияние на развитие проблематики И. т. л. оказала теория личностных конструктов Дж. Келли (конструкт – свойственный каждой личности способ видения мира, интерпретации его элементов, совокупность конструктов составляет степень когнитивной сложности человека).

ИТЛ – если человек добрый, то он еще и щедрый. Группировка личностных черт.

Функция – быстрое формирование мнения о человеке…

Имплицитная теория личности - это определенная когнитивная система, которая влияет на то, как мы воспринимаем других людей.

18. Социальные категории и стереотипы.

Свенцицкий:

Когда мы воспринимаемобъекты окружающего мира, мы идентифицируем их в соответствии с определенными признаками. При этом, исходя из своего опыта, мы создаем определенные классификации этих объектов. Так, стол мы относим к категории мебели, чашку - к категории посуды, а кота - к категории домашних животных. В каждую категорию попадают объекты, которые имеют существенные общие черты и свойства. Такая категоризация облегчает нам познание мира, дает нам возможность успешно действовать в нем. Мы не обходимся без категоризации и тогда, когда речь идет о людях.

Эта тенденция, которую мы постоянно демонстрируем, называется процессом социальной категоризации. От того, к какой социальной категории мы относим какого-либо человека, зависит и наше отношение к нему, и последующие действия.

Одного и того же человека можно отнести к различным социальным категориям. Пример про экс-президента Чили: о генерале Пиночете. Одни называют его "кровавым диктатором", другие - "творцом чилийского экономического чуда" - разное отношение к нему людей.

Нельзя сказать, что подобная категоризация является всегда адекватной.

Мы можем видеть кого- либо впервые, однако и этого бывает достаточно, чтобы составить себе определенное мнение о нем. Пол, возраст, раса, национальность, элементы внешнего облика воспринимаемого нами человека - длина волос, тип одежды, различные украшения и т.д. - все эти признаки, как по отдельности, так и вместе взятые, побуждают нас относить его к какой-либо категории. При этом мы обычно приписываем ему те или иные личностные свойства, способности, мотивы, социальные ценности, т.е. осуществляется процесс стереотипизации. То есть, в итоге, мы его оцениваем в той соц. категории, к которой он, по нашему мнению, принадлежит. И далее приписываем ему все свойства, которые относятся к данной категории.

Сам по себе термин "стереотип" заимствован из типографского мира. Так называется монолитная печатная форма, применяемая при печатании больших тиражей. Подобная форма позволяет экономить время и силы. В социальные науки термин "стереотип" ввел в 1922 г. американский журналист У. Липпман. Когда мы относим кого – либо к категории, нам легче строить свои взаимоотношения с ним.

Б. Рэйвен и Д. Рубин выделяют две важные функции стереотипов.

1) посредством стерео-типизации облегчаем восприятие сложной информации. Нам легче приписать черту характера человеку (использовать стереотип), чем разбираться в нем. Это особенно важно тогда, когда нужно быстро принимать решение в ситуации неопределенности.

2) стереотипы ведут к легкой форме общения (поскольку одних и тех же стереотипов придерживаются многие люди). Стереотипы выступают как форма "социальной стенографии".

Широко распространены этнические (или культуральные) стереотипы (стереотипы наций) (итальянцы более эмоциональны и менее искусны в работе, чем жителей Северной Европы - немцы и скандинавы).+ваши примеры.

Не забываем!! Стереотипы содержат зерно истины. Имеются рациональные основания для формирования тех или иных стереотипов.

Вместо того чтобы попытаться учесть всю уникальность человека, его воспринимают лишь на основе какой-то единственной категории, к которой он принадлежит. Стереотипы рождают определенные ожидания относительно поведения людей и дают нам возможность взаимодействовать на этой основе.

Хало-эффект (эффект ореола ).(Термин «хало» взят из метеорологии.Хало - это светлые круги, наблюдаемые около Солнца или Луны и представляющие собой определенное оптическое явление. В психологическом смысле данный термин впервые использовал Э. Торн-дайк в 1920 г.)

Окружающий нас мир, как и люди, живущие в нем, - все преисполнено тех или иных противоречий. Яркий красивый гриб порой оказывается ядовитым, а невзрачное растение - полным целебных свойств. Мы ловимся на эту удочку. Преподаватель вуза, просмотревший на экзамене зачетную книжку студента и обнаруживший в ней одни "пятерки", часто ставит пятерку и сам. Дабы не нарушать статистику. Преподаватель логично, как ему кажется, полагает, что и на его вопросы студент, ответит на "отлично". Можно заключить, что преподаватель оказался под влиянием эффекта ореола.

На формирование того или иного впечатления о человеке может влиять весь внешний облик + одежда, речь, манеры. Эксперимент: студентка пошла на собеседование. Когда она казалась привлекательной и (или) интеллигентной, ей приписывали более благожелательные черты, долгосрочные перспективы работы.

Лекция:

Блондинка – дура,

Политика – грязь,

Красота – самовлюбленность.

Стереотип с одной стороны упрощает, а с другой – усложняет. С-п - это «твердый опечаток», упрощенный образ соц. объекта. Он складывается в условиях дефицита информации, как результат обобщения личного опыта.

Стереотип не возникает на пустом месте.

ТорнДайк говорит: тенденциозность восприятия это когда при оценке черт личности мы попадаем под влияние общего впечатления.

19. Теория каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.

Теория атрибуции – описание того, как мы объясняем причины своего поведения и поведения других людей

отец атрибуции – Ф. Хайдер

Атрибуция каузальная (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю) - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

ФОА - тенденция переоценивать значение внутренних (диспозиционных - характер) факторов при объяснении человеческого поведения и недооценивать роль внешних (ситуационных) факторов.

Роль культуры в ФОА:

Зап.культура придаёт особое значение индивид.свободе и автономии, поэтому побуждает нас преувеличивать роль диспозиционных (внутренних) атрибуций и приуменьшать влияние ситуации;

Коллективистские культуры Востока придают особое значение групповому членству, взаимозависимости и конформности по отношению к членам группы, поэтому предпочитают ситуативные, а не личностные диспозиции.

Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений:

1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты, личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;

3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Исследования каузальной атрибуции, которые первоначально относились к социальной психологии, в настоящее время охватывают и другие разделы психологической науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта.

Наиболее существенные результаты экспериментального исследования каузальной атрибуции заключаются в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;

2) отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных - внутренними.

Каузальная атрибуция изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

Ошибки атрибуции

В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по преимуществу совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень “правильности” приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории:

подобия, т. е. согласия с мнением других людей

различия, т. е. отличия от мнения других людей

соответствия, т. е. постоянства действия причины во времени и пространстве.

Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.

Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психологии.

О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще Сеченов. Первым в России стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения Лазурский, Выготский, Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (то есть производящего материальные и духовные ценности), Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности.

В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т. д.

Основные аспекты передачи и восприятия информации в процессе общения. Любая совместная деятельность людей неотделима от их общения. В основе общения лежит коммуникативный процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и восприятие этой информации данными лицами. В любом единичном акте передачи и восприятия информации необходимы, как минимум, два человека - отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант или адресат).

Подходя к проблематике общения с точки зрения теории информации, можно выделить в соответствии с работами классиков этой теории Шеннона и Уивера три следующие проблемы коммуникаций (передачи - приема информации).

1. Техническая проблема. Насколько точно могут быть переданы символы коммуникации?

2. Семантическая проблема. Насколько точно переданные символы выражают желаемый смысл?

3. Проблема эффективности. Насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в желаемом направлении?

Все эти проблемы тесно связаны между собой. Так, технические помехи какого-либо передающего устройства или неточность используемых понятий могут уменьшать степень эффективности той или иной коммуникации. При научном анализе коммуникаций обычно исходят из модели Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:

1) источник информации (ее отправитель, коммуникатор);

2) передатчик;

3) приемник;

4) получатель информации (коммуникант, адресат коммуникации).

В роли отправителя информации может выступать любой индивид, имеющий намерение что-либо сообщить другому лицу или группе лиц, а также повлиять на них соответствующим образом. Отправитель информации зачастую является в то же самое время и источником информации, однако эти две роли не следует полностью отождествлять. Например, когда на лекции преподаватель рассказывает об исследованиях других ученых, то он выступает скорее как коммуникатор, а не как источник данной информации.

Та или иная информация кодируется ее отправителем на основе системы знаков для передачи адресату коммуникации. Преобразование информации в сигналы производится коммуникатором посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электрическое табло). Коммуникатор может сказать или написать что-либо, продемонстрировать схему или чертеж, наконец, выразить свою мысль мимикой и жестами. Таким образом, при передаче информации всегда используется ряд определенных знаков.

Сигналы коммуникатора поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения. Коммуникационную цепь замыкает получатель (адресат) информации - лицо, которое воспринимает и интерпретирует эту информацию.

Весь путь прохождения информации, от ее отправителя до получателя, называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Необходимо отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, телефон, радио, телевидение и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом, когда участники коммуникации взаимодействуют лицом к лицу на основе устной речи или используя невербальные знаки.

Роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе общения. Одна из первейших проблем, с которой встречается каждый коммуникатор, заключается в необходимости привлечь внимание адресата информации к предстоящему сообщению.

Можно назвать две очевидные характеристики коммуникации, позволяющие удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него данного сообщения. Поэтому коммуникатору важно иметь ясное представление о том круге сведений, которым располагает будущий адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентаций.

Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность «тезаурусов» отправителя информации и адресата. В переводе с древнегреческого «тезаурус» означает сокровище. В данном случае под тезаурусом понимается вся совокупность информации, которой располагает данный человек. Большие различия в запасе и характере информации затрудняют общение. Известно, что члены каждой профессиональной группы имеют свой, специфический язык, широко используемый в практике их трудовой деятельности. С одной стороны, наличие такого языка помогает специалистам быстрее обмениваться информацией друг с другом, с другой, - использование ими элементов своего профессионального жаргона в общении с представителями других профессиональных групп отрицательно сказывается на их взаимопонимании.

Эффективность общения зависит от многих социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Эти факторы являются предметом исследования в отечественной и зарубежной социальной психологии. Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участников общения, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов. Имеются экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что возрастные, профессиональные и ролевые характеристики участников общения существенно влияют на процессы передачи и восприятия информации.

Успешному межличностному общению могут препятствовать различные помехи. Иногда отправитель информации неправильно ее кодирует, например, выражает свое сообщение несоответствующими словами. В данном случае можно считать, что не решается семантическая проблема коммуникации. Так, порой то или иное неосторожное слово или необдуманная фраза могут болезненно задеть адресата коммуникации и вызвать у него острую эмоциональную реакцию возражения и противодействия. Ситуация может превратиться в конфликтную. Нередко коммуникатору потом еще долго приходится убеждать адресата коммуникации в том, что тот его неправильно понял, что он не хотел его обидеть, что имел в виду совсем не то, о чем подумал получатель информации, и т. д.

Процесс передачи информации также может сопровождаться помехами, из-за чего информация поступает к получателю в искаженном виде. Это бывает, например, когда информация проходит через большое число лиц или иерархических уровней организации. По данным американских авторов, в устном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% информации. Отметим, что человек, которому адресована информация, может просто ее неправильно интерпретировать.

Западные исследователи уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути межличностных коммуникаций (Роджерс, Ротлисбергер). Главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того, чтобы в процессе обмена мнениями сохранять нейтральную позицию. К возможным барьерам, препятствующим эффективному общению, относят различия в образовании, опыте, мотивации и другие.

В процессе передачи информации используются различные знаковые системы. На этом основании обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникации.

При вербальной коммуникации используются сообщения, выраженные в словах (устно, письменно или в печатной форме). Важнейшим средством такой коммуникации является устная речь, хотя бы по той причине, что она не требует особых материальных затрат при межличностном общении. Кроме того, обращаясь к устной речи, можно передавать информацию не только словами или предложениями. В такой речи люди используют еще и паралингвистические средства, которые также могут нести определенный смысл. Это степень громкости речи, ее ритм, распределение пауз, а также вокализация - смех, плач, зевота, вздохи. Например, если кто-то со смехом говорит нам: «Пошел вон отсюда!», совсем не вкладывая буквальный смысл в свои слова, то мы понимаем подтекст этой фразы. Или, если человек увеличивает темп своей речи, то этим он хочет сообщить нам о своем беспокойстве или волнении. Таким образом, существует огромное разнообразие различных лингвистических и паралингвистических форм передачи информации. Однако наряду с вербальными формами коммуникации люди используют и невербальные формы, которые иногда поддерживают вербальные сообщения, а иногда и противоречат им. Порой невербальные формы коммуникации даже превосходят по своей действенности вербальные формы. Невербальная коммуникация подразумевает передачу информации без использования языка слов. При этом мы получаем информацию посредством зрения, фиксируя такие выразительные элементы поведения, как лицевую экспрессию, жесты, позу, мимику, внешний вид в целом.

Вопросы для повторения

1. понятие методологии научного исследования

2. основные требования к научному исследованию в социальной психологии

3. теория и эмпирика в социально-психологическом исследовании. Типы исследования

4. программма социально-психологического исследования

5. проблемы измерения в социальной психологии (валидность)

а) шкалы как способы измерения социально-психологических характеристик

б) надежность и обоснованность данных

в) виды выборки

г) условие применения тестов в социальной психологии

6. методы социально-психологического исследования (опрос, наблюдение, анализ документов)

7. активные методы социально-психологического воздействия (социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, методологические игры, социально-психологическое консультирование)

8. критерии эффективности прикладных исследований


В психологической науке все существующие подходы к изучению общения сводятся к трем сторонам:

· коммуникативная сторона (общение как обмен информацией)

· перцептивная сторона (общение как взаимонимание)

· интерактивная сторона (общение как взаимодействие)

Общение как обмен информацией. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией.

Информация в ходе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, кодируется и декодируется. Возникает процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

Простейшая модель межличностного общения – пара индивидов, связанных между собой и вступивших в диалог. Для ее построения отвечают на следующие вопросы.

Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

Что? (передается) – сообщение (текст)

Как? (осуществляется передача) – канал

Кому? (направлено сообщение) – аудитория (адресат)

С каким эффектом? – эффективность

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. В психологии изучают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются неречевые знаковые системы).

Речь – это самое универсальное средство коммуникации. Речь – процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Поэтому эффективность общения предполагает общий для общающихся язык. Важны и такие факторы, как образование, общая культура и культура речи.

Внешняя речь развернута, ориентирована на других.



Внутренняя речь предназначена для самого себя. Она характеризуется обобщенностью, сжатостью, ориентацией на смысл сообщения.

Важнейшим способом общения как обмена информацией является диалогическая речь.

Диалог предполагает и включает:

· уникальность и равенство партнеров,

· различие и оригинальность их точек зрения,

· ориентацию каждого на понимание и активную интерпретацию его точки зрения партнером,

· ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании;

· взаимодополнение позиций участников общения (их соотнесение и является целью диалога).

Отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного и развернутого построения речи.

В процессе общения наиболее часто встречаются фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов.

Фатический диалог – обмен речевыми высказываниями только для поддержания разговора.

Информационный диалог – обмен информацией различного свойства.

Дискуссионный диалог – при столкновении различных точек зрения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как взаимодействие с каждым из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что происходит в процессе дискуссии.

Исповедальный диалог – самое доверительное общение. Интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разделении или общих смыслов ценностей и жизни.

Вербальная речь дополняется употреблением неречевых (невербальных) средств общения: кинессикой, паралингвистикой, проксемикой, визуальным общением. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

Кинессика (оптико-кинетическая система знаков ) включает восприятие моторики различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, тела – пантомимика) – отображает эмоциональные реакции человека.

Паралингвистическая система знаков – вокализация речи (качество голоса, его диапазон, тональность).

Экстралингвистика – паузы в речи, покашливания, смех, плач, темп речи.

Проксемика – нормы пространственной (оптимальные дистанции общения: интимная, личностная, социальная, публичная) и временной организации общения (оптимальное время общения – 30 минут).

Визуальное общение – контакт глаз, ранее связывали с интимным общением, сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз (например, общение лицом к лицу или окрик в спину), включаются в более широкий диапазон общения.

Общение как взаимопонимание. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Взаимопонимание может иметь две функции.

1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию;

2) не только понимание, но и принятие , разделение этих целей, установок, которое позволяет не только составить действия, но и устанавливать особого рода отношения (близости, привязанности), выражающееся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Познание другого человека предполагает одновременное осуществление нескольких процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии собственного поведения. Но в эти процессы включены, как минимум, два человека, и каждый из них является активным субъектом. Сопоставление себя с другим осуществляется с двух сторон. Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы и установки своего собеседника, т.е. восприятие человека человеком предполагает идентификацию.

Идентификация – уподобление себя другому. Один из самых простых способов понимания другого человека в реальной ситуации, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Второй такой механизм познания другого – эмпатия (не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы).

Эмпатия – это эмоциональное понимание другого (ситуация другого человека не продумывается, а прочувствывается).

Особое значение для познания в общении имеет и механизм рефлексии. В социальной психологии Рефлексия– осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но и знание того, как он понимает тебя, оценка ситуации и ее перспективы.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению социально-психологических эффектов: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

Эффект ореола . Информация о человеке «прочитывается» определенным образом. Она накладывается на то представление о нем, которое было создано заранее. Ярко проявляется эффект ореола при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств, а общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Наиболее ярко эффект ореола проявляется, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, или когда суждения касаются моральных качеств.

С эффектом ореола тесно связаны эффекты первичности и новизны. Они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления информации о нем.

Эффект первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше.

Эффект новизны –в ситуациях восприятия знакомого человека новая информация оказывается наиболее значимой.

Шире все эти эффекты можно рассматривать как проявление особого процесса, сопровождающего восприятия человека человеком – явление стереотипизации .

Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания.

Социальные, профессиональные, этнические стереотипы в общении имеют специфическое происхождение и смысл. Они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта, при построении выводов на основе ограниченной информации.

Это приводит, во-первых, к определенному упрощению и сокращению процесса познания, хотя и не способствует точности построения образа другого. Во-вторых, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения , когда на основе негативного опыта, всякое новое восприятие окрашивается неприязнью. Предубеждения могут нанести серьезный вред взаимоотношениям людей.

Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда, на основе ограниченной информации об отдельных представителях этнических групп, строятся предвзятые выводы обо всей группе.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Одновременное участие людей в деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее.

Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать (т.е. организовывать совместную деятельность). В психологии все взаимодействия подразделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).

Кооперация способствует организации совместной деятельности, достижений.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время исследованиями психологов установлены позитивные стороны конфликта. Например, описаны 6 типов конфликтов, характерных для педагогической деятельности и пути их лреодоления. Сходные с этими внутриличностные конфликты возникают у ряда специалистов профессиональной сферы «человек-человек», интенсивно взаимодействующих, контактирующих с людьми.

1. конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей педагога. Осознание невозможности одинаково хорошо выполнить все свои дела может привести добросовестного педагога к внутриличностному конфликту, к потере уверенности в себе, разочарованию в профессии. Такой конфликт – следствие плохой организации труда педагога; его преодолеть можно выбрав главные, но реальные и посильные задачи (при рациональных средствах и методах решения).

2. конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей учителя. Работники органов народного образования, руководители школ, коллеги, ученики и родители могут оспаривать методы, формы обучения и воспитания, правильность выставления оценок и т.д. Педагогическая позиция, высокая профессиональная культура помогут учителю психологически грамотно преодолевать подобные конфликты.

3. конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных предметов школьной программы. Музыку, труд, изобразительное искусство, физкультуру причисляют к «второстепенным» предметам. В то же время престиж любого школьного предмета зависит, в конечном счете, от личности и качества работы учителя.

4. конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения учителя от различных предписаний и планов, не оставляющих места самодеятельности. При этом деятельность педагога находится под вниманием и контролем общественности и органов управления.

5. конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере . Не многие учителя занимают пост директора школы и его заместителей, имея неограниченные возможности профессионального роста и личной самореализации.

6. конфликты, обусловленные несовпадением ценностей , которые пропагандирует учитель в школе с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен. Педагогу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и в школе, чтобы отстоять свою профессиональную позицию.

Конкретным содержанием общения как взаимодействия является соотношение индивидуальных «вкладов» в единый процесс деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность – когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга.

Совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником.

Совместно-взаимодействующая деятельность – когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен.

Способы воздействия в общении. Общение включает три основных способа воздействия:

1. Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. (Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления воздействий через заражение является паника, как эмоциональное состояние массы людей).

2. Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на группу или на другого человека. (Основано на некритическом восприятии сообщения или информации. В отличие от заражения, которое обычно носит невербальный характер, (музыка, эмоции, игры, танцы) внушение – носит вербальный характер. Осуществляется через речь, особенно сильно воздействует на впечатлительных, не имеющих жизненных принципов и убеждений, неуверенных людей с неразвитым логическим мышлением.)

3. Подражание – проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу (воспроизведение). Особое значение имеет в процессе психического развития человека.

Общение является одной из трех основных сфер жизнедеятельности человеческого общества наряду с трудовой деятельностью и познанием. Выступая необходимым элементом трудовой деятельности людей и реальным бытием их сознания. общение пронизывает всю материальную и духовную жизнь общества, организует и обеспечивает нормальное функционирование общест­венного организма. Иначе говоря, оно представляет собой одну из необходимых предпосылок существования человеческого общества. Впоследствии оно становится необходимой и существенной стороной любого вида человеческой деятельности. С развитием общества, материальной и духовной культуры общение превращается в самостоятельный вид человеческой деятельности, занимая важное место в жизни людей и удовлетворяя их все более усложняющиеся эмоционально-нравственные потребности.

Кроме того, общение - это необходимое условие и важный фактор существования и социализации человека как личности. В процессе общения каждый индивид одновременно является и субъектом и объектом взаимодействия. Поскольку один из общающихся становится объектом воздействия другого человека, то он становится в той же мере и объективным обстоятельством жизни этого индивида, второй - обстоятельством жизни первого. А это значит, что само общение, будучи обстоятельством жизни для индивидов, наряду с трудовой деятельностью превращается в решающий фактор развития общества в целом и формирования каждого отдельного индивида. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» называют общение одним из основных факторов общественного развития.

Какое место занимает общение в системе общественных отношений?

Общественные отношения являются основой и выражают сущность непосредственного и опосредованного взаимодействия людей, конкретных отношений общения между ними. К. Маркс и Ф. Энгельс, создавая научную социологию, свели действия и отношения отдельных индивидов к отношениям больших социальных групп, к классовым отношениям и в бесконечном хаосе общественных связей раскрыли глубокие повторяющиеся явления, разделив все общественные отношения на материальные и идеологические, выделив производственные в качестве основных, первичных. Это, конечно, не означает, что непосредственные личные и все другие отношения и формы общения между людьми для классиков марксизма-ленинизма не существовали и не заслуживали внимания и изучения. В теории марксизма всегда различался подход к человеку со стороны экономической, политической, идеологической и с точки зрения непосредственных человеческих, психологических, личностных отношений. В. И. Ленин обращал внимание на необходимость изучения конкретных отношений, так как они формируют реальных личностей. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии», наряду с общением в его универсальном значении как совокупности всех объективных общественных отношений, говорят и об индивидуальном общении людей как их конкретных связях и отношениях, складывающихся в практической жизнедеятельности. Индивиды вступают «в общение между собой не как чистые Я, а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития своих производительных сил и потребностей, и так как это общение, в свою очередь, определяло производство и потребности, то именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало - и повседневно воссоздает - существующие отношения». То есть в реальной действительности, в повседневной жизни имеют место только личные взаимоотношения индивидов. Но это лишь видимая, являющаяся сторона общественных отношений, сущность которых скрыта от непосредственного наблюдения. В них и через них реализуются объективные социальные, материальные и идеальные отношения, которые составляют действительную сущность индивидуальных отношений личностей. Там, где пересекаются действительные объективные интересы людей, где они объективно поставлены во взаимные отношения друг к другу, там они с необходимостью вступают и в отношения общения - такова реальная действительность. Конкретные индивидуальные отношения между людьми необходимы, неизбежны и имеют всеобщий характер. Через них осуществляется непосредственная связь личности с обществом. Они и составляют отношения общения. Следовательно, общение в социологическом аспекте - это конкретные индивидуальные отношения всеобщей связи и взаимодействия, являющиеся формой существования объективных социальных отношений .



Отношения общения имеют индивидуально-избирательный характер, зависят от субъективных стремлений личностей, выражают их волеизъявления, их личные привязанности, симпатии и антипатии.

В социально-психологическом плане общение представляет собой сложный и многогранный процесс. Прежде всего, оно выступает как информационный процесс, то есть как процесс передачи и восприятия информации участниками общения, причем не только словесной, но и эмоциональной. Общение - это и психологические отношения людей друг к другу, отношения привязанности, доверия, симпатии, антипатии. Это и эмоциональный контакт, который выражается в эмоциональном созвучии общающихся людей - сопереживании, сочувствии, соучастии. Общение - в то же время и акт волеизъявления; это выражается в стремлении участников общения воздействовать друг на друга и проявляется в форме внушения, убеждения, просьбы, приказа и т. д. Общение - это и установление взаимопонимания между общающимися. Внутренней основой и необходимой предпосылкой взаимопонимания является возможность идентификации, взаимного уподобления общающихся людей друг другу, способность вообразить себя на месте другого. На этой основе вырастает сочувствие и соучастие. Можно говорить о высоком уровне взаимопонимания, для которого характерна адекватность взаимооценки и совпадение системы социальных и индивидуальных значений и о низком уровне взаимопонимания, когда системы социальных и индивидуальных значений у общающихся резко различны или нет совпадения в уровне взаимооценки. Взаимопонимание особенно необходимо в межличностном общении.

Таким образом, общение между людьми в социально-психологическом аспекте представляет собой сложное, комплексное явление. Начинаясь с психического контакта, общение перерастает в сложный психологический процесс взаимодействия, имеющий свои, психологические предпосылки и условия протекания, динамику развития и определенный результат. По своей сущности оно представляет собой конкретное осуществление социальной связи между людьми, как реальное проявление системы общественных отношений. Иначе говоря, общение, возникая на основе общественных отношений людей и являясь по своей сущности формой их реализации, практически, конкретно выступает как сложное психологическое взаимодействие, как своеобразный психологический процесс установления взаимосвязи между людьми. Содержание самого процесса общения объективно обусловлено основаниями и ситуацией общения и в то же время зависит от субъективных целей, желаний, представлений его участников. Характер и результаты общения также испытывают на себе влияние индивидуально-психологических свойств общающихся людей. Поэтому изучение общения между людьми не может вестись без учета объективного социального содержания его и в то же время предполагает анализ конкретных психологических характеристик его предмета, характера и результатов.