«Совершенное благо для человека. Что значит «жить по правилам»

23.09.2019 Виды

Идти или не идти? Делать или не делать? Участвовать или нет? Может, зубы почистить потом? Может, пообедать раньше? Постоянное напряжение выбора, которое истощает силы человека, изнуряет его. Выбор - занятие крайне утомительное. Он буквально высасывает все силы, не оставляя порой даже на донышке, так что, сделав выбор, человек порой не находит сил осуществить то, что он выбрал. Требуется восстановление. Приходится ждать и копить силы. А жизнь утекает. Времени все меньше. Задуманное не делается.

Какой выход? Есть три стратегии. Первая и самая популярная: “спрятаться в домик”, убегать всякий раз, когда нужно принимать решение, прикидываться, юродствовать, сваливать на других.

Второй вариант: всякий раз ответственно делать выбор, мужественно вступать в состязание с искушением. Подходит не всем. Только очень сильные люди сгодятся на такие битвы. Кстати, надолго их тоже не хватает. У обычного человека такой режим приводит к депрессии, отчаянию, периодическим срывам. Просто не хватает сил постоянно жить в этом сверхчеловеческом ритме.

Третий путь: определив приоритеты своей жизни, доверить привычке максимально возможное число повседневных дел и хлопот, умышленно автоматизировать свою жизнь. Приняв решение один раз и навсегда, осуществлять его бездумно, не колеблясь, не позволяя вариантов. Только в этом случае удается высвободить силы для решения задач, которые того стоят. Упорядочить свою жизнь. Привести ее в порядок. Найти приемлемый для себя ритм жизни. Сделать этот выбор однажды и навсегда. Как говорила одна старушка, “жить по порядку”.

Выбор - утомительное занятие. Ситуация выбора изнуряет человека. Навык бережет силы. Может быть, оттого мы и такие вялые и слабые, хотя находимся в цветущем возрасте и в относительном здоровье и благополучии? Все оттого, что жизнь наша не упорядочена. Встаем, как получится, завтракаем на ходу, смотрим на детей скользящим, сканирующим взглядом - нет сил сфокусироваться. Торопимся, все куда-то летим и вечно не успеваем...

“Жить по порядку” - не просто. Во-первых, этот порядок надо еще найти. Найти самому, а это серьезный труд. Серьезный, но благодарный. Найти ритм и закрепить. По кенигсбергскому философу Канту жители города сверяли часы. Однако свой ритм жизни Кант нашел и закрепил не раньше сорокалетнего возраста. До этого времени он находился в поиске и экспериментировал.

Христианин по определению должен большое внимание уделять своей внутренней духовной жизни. Это занятие требует больших сил. Спасение - занятие затратное. Открыв аскетические книги, мы заранее, по пионерскому обычаю, готовимся к воспитанию силы воли, а отцы настойчиво нам говорят о воспитании привычки. “Привычка свыше нам дана, Замена счастию она”.

Постоянно жить усилием воли удавалось лишь личностям героическим, и то недолго. Необходимость всякий раз совершать выбор изматывает человека, убивает в нем силы жить. Воспитание привычек и терпеливое им следование, наоборот, дает силы и для труда, и для любви, и для творчества. Дело не в скорости, а в навыке. Советский премьер Алексей Николаевич Косыгин ездил по Москве со скоростью сорок километров в час. По Москве! Премьер!

И все успевал. И успел сделать невероятно много, не имея мобильных телефонов и интернета. Конечно, сейчас мы так ездить не сможем - настигнут и прибьют коллективно. Дело не в скоростях, а в воспитании привычки, в мужестве “жить по порядку”.

Архимандрит Савва Мажуко

Живи по порядку, и все будет как надо. Порядок-то для пользы придуман, не от безделья рукоделье. Жди, и Бог даст. Ты видел ли когда, чтоб помолился о чем - и сразу в церкви же с потолка упало? Время нужно, чтоб Господь все утряс да подвел тебя к тому, о чем просишь. А когда мечешься по жизни, как заяц угорелый, только Божий замысел путаешь! Не рыпайся, не ропщи! На своем месте будь, твое все равно твоим станет!

А.В. Иванов. Золото бунта,
или Вниз по реке теснин

«Что есть воля Божия и как ее узнать?» - рано или поздно этот вопрос рождается в сердце каждого человека, стремящегося идти христианским путем. Но стоит ему об этом задуматься, как на него тут же обрушивается ряд других не менее важных и сложных дилемм: «Как я могу подчинить себя Богу и остаться при этом свободным?», «А какой путь мне уготовал Бог, что из предложенного - мое?», «Как выбрать нужное, а главное: как побороть ненужные сомнения?» Об этом пишут святые отцы, на эту тему опубликовано немало богословских статей и книг, об этом говорят в своих проповедях пастыри Церкви. Однако вопросы остаются, и зачастую человеку кажется, что всем все понятно и только он один страдает от своих недоумений, только его жизнь - самый сложный и запутанный клубок препятствий, заграждающий ему путь к светлой жизни во Христе. Как научиться управляться с этим клубком, не дав ему запутаться еще больше, рассказывает преподаватель Миссионерского института г. Екатеринбурга, автор и ведущий цикла программ на телеканале «Союз» .

Константин Владиленович, в одной из своих видеолекций вы приводите слова Антония Великого о том, что благочестивый человек - это тот, кто знает Бога, кто исполняет Его волю. «Благочестив тот, кто делает то, к чему призвал его Бог, а не то, что он сам хочет», - комментируете вы слова святого отца. Неужели следование Божественной воле означает полный отказ от своих желаний?

Сама постановка вопроса, изумление и тревога, которые в нем слышатся, ясно раскрывает вечную правду о нас: мы боимся вмешательства Бога в нашу жизнь. Это одновременно и причина всей уродливости нашей жизни, и следствие первоначального падения. Ведь Адам знал волю Божию совершенно ясно, отчетливо, определенно - но он подумал (поверил навету), что вдруг Бог действительно скрывает от человека некое благо. В этом источник наших грехов, и это следствие нашего неверия.

Вот, например, увидев новую машину соседа, мы начинаем думать, что наша собственная машина вовсе не так уж хороша, мощна, вместительна, комфортна и современна. Это не объективные данные, ведь до появления машины соседа нас все устраивало. Все, что мы имеем в настоящий момент, есть полнота доступных нам благ Божиих. Но наши желания, жажда обладания чем-либо другим вступают в противоречие с Промыслом и явлением Божественной любви и заботы. Именно потому, что мы представляем Бога несправедливым, нещедрым, лицеприятным и невсемогущим.

Воля Божия есть то, что я выбрал бы сам для себя, если бы обладал совершенным ведением

Это совершенное благо для каждого отдельного человека. Можно сказать так: это то самое, что я выбрал бы сам для себя, если бы обладал совершенным ведением. Но в это нужно поверить. ; как говорил преподобный Серафим Саровский: «Я предал себя Богу, как железо ковачу». А мы не доверяем Ему, боимся, что Он сделает нам больно, заставит делать неприятное, вмешается и отодвинет наше «Я» в сторону. Мы думаем о Нем не как об Отце, не как о Любви, не как о Возлюбленном и Желанном, а как о тиране, диктаторе, чья главная задача - заставить нас сделать так, как Он хочет.

- Откуда же у нас возникает такое ощущение, ведь всем известно, что Бог есть Любовь?..

- Это то, чего добился от нас сатана. Он исказил наше представление о Боге в тот самый момент, когда внушал свои мысли Еве. Помните, змей приполз к Еве и спросил ее: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»? Это ложь и клевета на Бога. Но мысль уже запала Еве в сознание, потому что она продолжает говорить со змеем, вместо того чтобы возмутится и запретить ему. Именно по этой причине святые отцы всегда советуют не вступать в разговор с лукавыми помыслами, особенно теми, которые содержат хулу на Бога, - лучше молиться. Ева пытается растолковать змею его заблуждение: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть», - и попадает в сеть, ведь змей ждет этого возражения и уже определенно и авторитетно заявляет Еве: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Видите, он создает иной образ Бога - завистливый и ревнивый. Стоит ли слушаться «такого Бога», стоит ли лишаться блага, если оно есть, да еще и растет в саду, в пределах нашей досягаемости? Если бы оно действительно было вредно, разве Бог посадил бы это в раю?.. Подобным образом и мы верим искаженному образу Бога и становимся неспособными даже подумать о том, чтобы исполнить волю Божию. То есть мы уже думаем о том, что требования Бога, Его воля действительно могут представлять некую угрозу нашей свободе и нашему благу.

- Можете привести пример, как это происходит в нашей жизни?

Мы говорим: «я хочу сделать ТАК», «я люблю ЭТУ девушку», «я хочу слушать ЭТУ музыку», «я хочу пойти туда и посмотреть ЭТО»… Мы чувствуем при этом, сами же чувствуем, что Бог не одобряет наш выбор, поэтому так дерзко, с вызовом, и заявляем свои права, но… молния или кирпич на нас с неба не падают (в исключительных случаях бывает и такое, но это либо исключительные люди, либо исключительные обстоятельства). Бог позволяет нам делать то, что мы выбираем, и не оставляет нас и в этом случае, но Его возможность взаимодействовать с нами сужается по нашей собственной воле - мы не хотим полноты этого взаимодействия. Поскольку это был наш собственный выбор, последствия его не будут добрыми, ибо все, что вне воли Божией, по-прежнему смерть!

Вспомним, например, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников не ищет воли Божией. Основываясь только на своих сатанински горделивых логических умопостроениях, он творит страшный поступок - убивает человека (с его точки зрения - никчемную «вошь») - и в душе Раскольникова разверзается адская бездна, доводя его почти до безумия, а помыслы о самоубийстве не оставляют его даже на каторге… Состояние Раскольникова и есть наказание, ожидающее всякого человека, который отвергает волю Божию, считая себя вправе диктовать миру и людям свою волю. И это не потому, что Бог «сердится», а потому, что своеволие, грех есть смерть. Мир не имеет жизни сам в себе, мир сотворен волей Божией, и только этой волей мир сохраняет возможность существования, и существования, исполненного благом, переполненного блаженством.

- Иногда верующие люди переживают по поводу того, что именно угодно Богу.

Эти вопрошания двоедушны: человек как бы говорит Богу: дай мне делать то, что приятно и выгодно, но обещай, что не рассердишься

Да, кажется, что человек всерьез ищет волю Божию. Но это чаще всего заблуждение, впрочем, вполне искреннее. Какую лучше девушку выбрать: «эту» или «ту»? Это переводится так: «знать бы, с кем из них я буду счастлив». Куда лучше работать пойти: в храм или в банк? Переводится это так: «я хотела бы поработать в храме, но семью-то мне не прокормить». Очевидно, что человек ищет своего , а не Божиего. И на такие вопрошания человек чаще всего не получает никаких ответов, разве что ему повезет и он набредет на духоносного отца с даром прозорливости. Потому что в этих вопрошаниях налицо двоедушие: человек как бы говорит Богу: дай мне делать то, что приятно и выгодно, но обещай, что Ты на это не рассердишься.

- Но ведь иногда человеку и правда бывает нелегко распознать волю Божию.

Это действительно очень трудно. Но трудность проистекает из-за того, что внутренне мы на самом деле не готовы ее воспринять. Оказывается, существует некий закон: когда человек исполняет то, что сознает как волю Божию, тогда ум просвещается и большинство вопросов отпадают сами собой, а остающиеся вопросы в молитве постепенно разрешаются.

Вот еще пример. Мне очень нравится современный детский фильм «Щенок». Герой кинорассказа не знал о Боге ничего, потому что рос в советское время, но однажды он пожалел сироту, отдав ему самое ценное, что у него было, - и в этот момент почувствовал прикосновение Бога, с Которым не расставался уже больше, став со временем священнослужителем.

А мы обычно хотим узнать волю Божию, не исполняя ничего, поэтому ничего и не получается. Как сказано в псалме 18: «Заповедь Господня светла, просвещает очи». Скажем, если мы знаем и принимаем заповедь, что нужно прощать всех, а сами сознательно не прощаем по значимым для нас причинам, то нет никакого смысла вопрошать Господа в отношении других значимых для нас вещей: Господи, открой мне, как ты хочешь, чтобы я поступил… Иди, с человеком, прости его, и сразу же получишь и разрешение в своем недоумении.

Отдать себя Богу всецело - но не стиснув при этом зубы (эта жертва не будет ни принята, ни освящена), а с трепетом и радостью

Вся сложнейшая аскетическая задача и состоит в том, чтобы по собственной воле подчинить себя Богу, покорить себя Ему (см.: Рим. 6:13; Рим. 8:7), всего себя собрать воедино и отдать себя Богу всецело, не стиснув при этом зубы (эта жертва не будет ни принята, ни освящена), а с трепетом и радостью, как некогда невесты отдавались в руки своих женихов: уходя в неизведанное, в послушание другой воле, но воле возлюбленного, воле возлюбившего.

- «Не стиснув при этом зубы, а с трепетом и радостью» - не так-то это просто…

В этом труд всей нашей жизни. Борьба не только с собственными «хотелками» (страстями и похотями), с уверенностью, что я сам по себе своим разумом и силой смогу сделать то, что считаю хорошим (в этом выражении целый ряд духовных ошибок), но и борьба с неверием Богу, недоверием к Нему.

В Ветхом Завете есть интересный пример. Удивительнейший по своим физическим качествам судия Самсон, получивший благодать от Господа, несмотря на свидетельство Закона, советы родителей, на очевидные свидетельства от Самого Бога, хочет жить с женщиной, которая не суждена ему, не любит его и погубит его. Самсон с удивительным упорством настаивает на своей воле, получает Далилу в жены - и в итоге лишается благодати, а фактически (с социальной и духовной точки зрения) и жизни: он, слепой, вынужден пребывать в храме Дагона… И вот как раз Самсон смог принять это состояние, «не стиснув зубы». А потому, когда к нему возвращается сила, он не ищет заманчивой свободы, в которой столько соблазнов своеволия, а принимает обозначенное Богом определение - умереть там, где опутали его оковы.

То есть вновь и вновь нужно утверждать себя в вере, предстоя Богу с открытым лицом, исполняя то, что Он велит: не осуждать, терпеть, молиться за врагов, прощать и верить, что, несмотря на бушующее вокруг житейское море, нет силы, способной победить силу возлюбившего меня Бога.

- Такая задача посильна нам, мирским людям, живущим в современном обществе?

Такая задача, по-видимому, вообще никому непосильна. Ни сегодня, ни тысячу лет назад. Даже апостолы однажды воскликнули: «Так кто же может спастись?!» И, как мы видим из Евангелия, вплоть до сошествия Святого Духа они были не в состоянии следовать воле Божией. Но Богу всё возможно. И сила Духа в человеке действует таким образом, что внутри самого человека рождаются импульсы, желания, устремления, совершенно согласные с волей Божией. Человек воспринимает их как собственные желания, а не как внешнее давление. Он волю Божию воспринимает как свою собственную.

Женщина, потерявшая мужа, вовсе не обязана нести подвиг блаженной Ксении, а православный священник вовсе не обязан лишить себя и свою жену супружеского общения, как святой Иоанн Кронштадтский. Но эти святые, размышляя в молитве о том, как они должны послужить Богу, почувствовали решительное желание (решимость воли плюс желание сердца) послужить именно так . Это было их собственное желание, но в этом была и воля Божия, потому что все в этом деле с духовной точки зрения было успешно.

У современных верующих людей есть еще другая проблема - непонимание со стороны окружающих. Они живут как бы в духовном вакууме…

Действительно, проблема нашего времени в том, что младенец, пусть даже крещеный, с пеленок приучается родителями, учителями, друзьями и явлениями культуры к тому, чтобы жить по своей воле. Все вокруг живут так и его учат тому же. Бог отодвигается на периферию жизни: Он есть, об этом нужно помнить, но ты сам хозяин своей жизни, и никто не может ею управлять.

Меня же всегда поражали некоторые свидетельства из жизни святых. Например, Прохор Мошнин (будущий преподобный Серафим Саровский) имел друзей-сверстников (шесть-восемь человек), которые с юности вожделели монашеского аскетического подвига. Четверо из них ходили пешком в Киев, чтобы узнать, в какой монастырь им пойти. И ушли. Таких случаев в истории русской (да и всякой другой) святости великое множество: вокруг находились соратники, единомышленники, духоносные отцы, праведные жены, которые подсказывали и показывали, поддерживали и вдохновляли.

Вот такого социального окружения сейчас нет. И человек, на сердце которого приходит помысел жить не по учению мудрости человеческой, а по заповедям, ища волю Божию, действительно, сразу же встречает не соратников, а критиков и насмешников. Ощущая свое одиночество, он вполне естественно впадает в сомнение: наверное, я и вправду чего-то не понимаю, ведь все вокруг христиане, но не мучают себя такими вопросами…

У человека духовно неопытного может возникнуть вопрос: а как же свобода, о которой так много говорят в Церкви? Как можно сопоставить свободу человека и следование воле Бога, которое предполагает подчинение?

Следование воле Божией и есть обретение свободы. С точки зрения богословия, Бог совершенно свободен. Не от чего-то или от кого-то свободен - свобода есть свойство Божественной природы. Собственно, Он и есть единственно свободное Существо в бытии. Все остальное зависит от Него и несвободно, хотя бы от тления и смерти. Человек колеблется, не зная, что выбрать, ему хочется и того, и другого, он видит пользу и радость и в том, и в другом. Это колебание воли и подчеркивает ее слабость, неопределенность, зависимость. Свобода не колеблется во благе, она всегда пребывает в жизни, всегда творит жизнь, всегда несет жизнь, свет и благо.

Все, что создал Бог, - “весьма хорошо”, а этот уродливый мир создали мы сами

Враг внушил нам другую мысль: быть свободным значит поступать так, как ты считаешь правильным; делать то, что ты считаешь благом. Вот и посмотрите: все вокруг - войны, аборты, разводы, пьянство, воровство, убийства, нищета - есть плоды такой свободы. Часто атеисты, оправдывая свое неверие, говорят о том, что в мире, мол, очень много зла, страдания и смерти, и «нормальный бог» не мог создать такого мира. Так ведь Господь и не создавал мир в том виде, в котором мы видим его сейчас! Все, что создал Бог, - «весьма хорошо», а этот уродливый мир, нерасторжимо связанный с болью, страданием, рабством и смертью, создали мы сами, своей собственной волей. И как раз те люди, которые так заботятся о свободе человека, должны радоваться: современный мир ясно свидетельствует, что человек свободен, иначе такого мира просто не могло быть!

Митрополит Антоний Сурожский в одном из своих радиоинтервью сказал, что человеку не сразу дается способность «не просить Бога ни о чем, а просто радоваться о Боге», до этого нужно пройти через какой-то период… Когда понимаешь, что в идеале нужно настолько довериться Богу, Его воле, что ни о чем не просить, осознаешь, насколько ты еще духовно слаб и неопытен. Как, по вашему мнению, лучше проходить этот период, о котором говорит владыка? Это чувство полного доверия - оно же не придет само по себе…

Надо просто проживать свою жизнь с Богом так, как она проживается. И во всех нуждах обращаться к Нему с молитвой - за близких, в трудных обстоятельствах, в болезнях. Чем чаще и сердечнее делает это человек, тем полнее он вживается в жизнь с Богом, тем отчетливее видит он, как сказал другой владыка, «Промысл Божий в своей жизни», и от этого все чаще и чаще начинает благодарить. Сначала благодарение достигает той же количественной меры, что и прошения о благах; потом благодарение все полнее и полнее входит в жизнь человека, вытесняя из жизни прошения. Это некоторая мера святости, совершенного доверия Богу.

Даже в чрезвычайных обстоятельствах надо помнить: Бог никогда никого не оставляет

Терпение скорбей с обращенностью к Богу в молитве помогает человеку становиться опытным. Опытность же заключается в том, что человек даже в чрезвычайных обстоятельствах, даже во мраке ГУЛАГа не впадает в отчаяние, не колеблется, зная (именно зная !), что Бог нигде никого не оставляет; и такое дерзновение перерождает сердце благодатью Святого Духа, делая его способным к совершенной любви. Чего же еще просить?

Но путь к этому неблизкий. И начинается он с того, чтобы в трудных обстоятельствах с несомненной верой и доверием Богу терпеливо просить у Него милости. Просить терпеливо и неотступно.

С самого детства нас учат правилам поведения в разных ситуациях. Что значит жить по правилам и одинаковы ли они для всех людей? Попробуем ответить на эти и множество других вопросов, чтобы понять, почему нужно знать и следовать правилам и для чего они были приняты в обществе.

Правила вокруг нас

Чем бы мы ни занимались, нам всегда приходится выполнять какие-то обязательные требования. О них каждому человеку с самого юного возраста рассказывают дома и в школе. И люди не могут их нарушать. Иначе людей, нарушивших правила, ждет осуждение со стороны взрослых и друзей или даже какое-либо наказание.

Правила (или нормы) - это законы, которые регулируют действия людей в различных ситуациях.

Примеры таких правил:

  • условия игры , о которых ребенок заранее договаривается с друзьями: не драться, не подглядывать и другие;
  • школьные правила : нельзя опаздывать на урок, нужно аккуратно писать в тетради, вежливо разговаривать с учителями и учениками;
  • правила дорожного движения: переходить дорогу по зебре, ходить по тротуарам, либо по левой стороне улицы;
  • правила пожарной безопасности : аккуратно обращаться с электроприборами, не играть со спичками.

Есть разные виды правил, которые также называют социальными нормами. В учебнике 7 класса обществознания приводятся такие классификации :

  • по направленности : предписывающие и запрещающие (Например, дорожные знаки);
  • по степени обязательности : нормы-правила (Военные отдают честь старшим по званию) и нормы-ожидания (Приветствие при встрече, опоздание);
  • по форме : формальные (Закон) и неформальные (Правила поведения за столом).

Также правила можно разделить на такие группы :

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

  • по строгости мер к нарушителям: строгие и не строгие;
  • по количеству людей, для которых действуют: для всех (Правила дорожного движения) и для определенной группы (Нормы поведения для военных).

Привычки и обычаи

Не все правила прописаны в специальных документах. Есть и такие, которые мы узнаем, когда смотрим на родителей, учителей, других людей, и пользуемся ими каждый день: например, мы приветствуем друг друга при встрече, зимой надеваем зимнюю одежду, а летом - летнюю.

Действия, которые повторяются в течение некоторого времени, называют привычкой. А если действия совершаются многими людьми, то такие привычки называют обычаями.

  • Привычки обычно появляются стихийно, но могут и вырабатываться специально. Они бывают полезными и вредными.

К первым можно отнести: зарядку по утрам, здоровое питание, регулярную уборку в своей комнате и так далее. Вторую группу составляют курение, употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, лень и другое.

Некоторые действия могут не только вредить человеку, но и быть опасными для его здоровья и даже жизни. Поэтому стоит внимательно относиться к своим привычкам.

  • Обычаи -- это коллективные привычки. Чаще всего они передаются из поколение в поколение. Сюда входят различные ритуалы: например, свадьба, крещение ребенка, посвящение в студенты и многое другое.

Все действия, которые совершаются во время ритуала, принято называть обрядами.

Что такое хорошие манеры?

Часто можно услышать, как о ком-то говорят: он не умеет себя вести. Что это значит?

Оказывается, существуют особые правила поведения, которые приняты всеми людьми. Все они называются одним словом - этикет. В каждой ситуации действуют свои нормы. Например, сидя за столом, нельзя громко стучать ложкой по тарелке и разговаривать, не прожевав еду.

Манеры - это формы поведения человека, то, как он себя ведет. По ним окружающие люди оценивают человека.

Самым вежливым и воспитанным человеком при дворе Петра I считался граф Б. П. Шереметев. Его наряд, речь, поведение соответствовали принятым нормам, а его утонченность и сдержанность вызывали одобрение общества.

Что мы узнали?

Вокруг действует множество разных правил. Они регулируют наши взаимоотношения с другими людьми, контролируют поведение и не позволяют кому-либо нарушать наши права. Данные нормы являются примером, как мы должны себя вести, чтобы был порядок, а это - условие нормального существования общества. Поэтому важно соблюдать их всегда.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 296.

Выскажи своё мнение о споре двух семиклассников.

    Пётр . Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают.

    Лариса . Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.

Многообразие правил

Как известно, Винни Пух считал, что в гости лучше ходить по утрам, а улицу переходить на любой сигнал светофора, но обязательно в толпе. Далеко не всем правила Винни Пуха кажутся безупречными. Могут ли существовать правила на все случаи жизни? Могут ли правила быть одинаковыми для всех? Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем разобраться в мире правил.

Кажется, что правила существовали всегда. По правилам ухода за ребёнком тебя вовремя кормили и с тобой гуляли. Играя со сверстниками, ты договаривался о правилах игры и обижался на тех, кто эти правила нарушал. Когда пришло время, ты пошёл в школу. Тут правил стало намного больше. Они окружают тебя со всех сторон. Правила в учебниках учат, как писать, читать, считать. Правила поведения учащихся предписывают не опаздывать, не сорить, не шуметь во время урока и т. д. А ведь существуют ещё правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте и др.

В самом слове «правила» слышится «правильно», «прав». В словаре В. И. Даля так и написано: «Правило - закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах». Мудрый знаток русского языка подметил, что правило чаще всего связано с установленным порядком действий при известных обстоятельствах. Следовательно, правила создаются для того, чтобы люди могли успешно действовать в тех или иных случаях. Правила по-другому называются нормами.

    Правила, или нормы, регулируют действия людей. Поведение, соответствующее правилам, общество признаёт правомерным и считает нормой.

В обществе действует множество правил, или социальных норм. Познакомимся с некоторыми из них.

Социальные нормы

Можно и по-другому сгруппировать правила, действующие в обществе: по строгости мер, которые применяются к нарушителям, по тому, на какое количество людей они рассчитаны.

«Привычка свыше нам дана...»

Многие социальные нормы сложились очень давно, кажется, что они существовали всегда. Часть этих норм продиктована удобством или здравым смыслом. С наступлением весны ты меняешь зимнюю одежду на более лёгкую. Встречая знакомого, здороваешься. При этом ты можешь даже не задумываться, почему так поступаешь. При повторении определённых действий возникает привычка. Большинство привычек приобретается людьми стихийно, под влиянием ситуаций, в которых соблюдение нормы даёт нужный результат. Недаром говорят, что привычка - вторая натура. А ещё говорят, что привычка - стереотип поведения.

Далеко не все привычки полезны. Существуют вредные и даже опасные привычки. Их никак нельзя отнести к правилам. Никто не станет спорить, что вредно читать лёжа, болтать во время еды. К опасным привычкам относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков. Из-за подобных пристрастий у людей возникают тяжёлые болезни. Многие люди, употребляющие алкоголь и наркотики, умирают молодыми. А сколько людей уходят из жизни только из-за того, что они не привыкли соблюдать правила дорожного движения!

Существуют привычки, которые издавна действуют в больших группах людей. Такие коллективные привычки называются обычаями. Чаще всего к ним относятся правила или образцы действий, одобряемые обществом. Обычаи наследуются от предков, передаются из поколения в поколение. Особую роль обычаи играли в древние времена, когда их соблюдение рассматривалось как непременное условие сохранения порядка, привычного образа жизни.

Обычаи тесно переплетаются с особыми действиями, совершаемыми специальными лицами в строгой последовательности, - ритуалами. Здесь тоже существуют свои правила. Они устанавливают, кто, в какой очерёдности, с помощью каких слов, жестов или предметов совершает действия. Вспомним, например, как в Средние века проходил важный ритуал посвящения в рыцари (опоясывание мечом и т.д.).

Современные ритуалы также торжественны и важны. Например, поступление в высшее учебное заведение сопровождается ритуалом посвящения в студенты. Первокурсники произносят специальную клятву, получают подарки. В их честь произносятся торжественные речи, звучит гимн студентов.

Совокупность действий, установленных обычаями или ритуалами, принято называть обрядами. Часто обряды осуществляются во время церемоний. Например, знаменитая чайная церемония в Японии включает особые наряды участников, использование специальных предметов, особый порядок приготовления чая, неспешную беседу, созерцание красоты и гармонии мира.

Правила этикета и хорошие манеры

Тебе, конечно, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда о человеке говорят: «Он не умеет себя вести, у него дурные манеры, он не знает правил этикета».

Этикет - это принятая в определённых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Правила эти складывались веками, многие из них ушли в историю навсегда, а некоторые остались. Подчас на наших глазах появляются новые правила этикета.

Посмотри на рисунки. Художник пошутил и все правила этикета перепутал. Объясни, как нужно поступать по правилам.

Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих, называются манерами. Конечно, далеко не каждый, у кого манеры соответствуют правилам этикета, автоматически считается воспитанным или деликатным человеком. Чтобы стать таковым, нужно воспитать в себе внутреннюю культуру, уважение к людям.

Итак, подведём итоги. Находясь рядом с другими людьми, ты встречаешься с множеством правил, которые давно стали общественными нормами. Правила регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признаёт и осуждает.

Правила (или социальные нормы) служат эталоном, образцом поведения. Они помогают сохранять порядок в обществе.

Эти правила позволяют предвидеть реакцию других людей на твои действия. Когда человек выполняет эти правила, он может быть уверен, что его действия не причинят неудобства окружающим, не натолкнутся на их неприятие или осуждение. Выполнять правила стоит во всех случаях: и когда вокруг множество людей, и когда поблизости никого нет. В этом случае следование социальным нормам входит в привычку, становится неотъемлемой чертой характера.

Правила поведения в обществе могут быть как относительно мягкими пожеланиями, так и жёсткими запретами, за нарушение которых отвечать приходится перед государством. О таких правилах пойдёт речь в следующем параграфе.

Проверим себя

  • Какие правила поведения существуют? Назови как можно больше видов таких правил.
  • Что такое привычки? Приведи примеры полезных и вредных привычек.
  • Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Почему многие из них, возникнув в далёкие времена, существуют и сегодня?
  • Зачем в обществе существуют правила этикета?

В классе и дома

  • Среди многочисленных правил, которые ты обязан выполнять, есть самые важные. Какие правила ты относишь к са-мым-самым? Объясни почему.
  • О каких нормах идёт речь в следующем тексте? «Вос-преемник спросил его: «С каким намерением желаешь ты вступить в рыцарское общество?» Вновь посвящаемый отвечал ему в согласии со словами, произнесёнными до этого епископом. Тут же он принёс клятву верности ему как своему сюзерену. Тогда, по приказанию последнего, началось облачение его в рыцарские доспехи. Этим делом занимались рыцари, им помогали дамы и молодые девушки. Сперва прикрепили ему левую шпору, затем правую, надели кольчугу, а после всего опоясали его мечом...»
  • За нарушение установленных правил обычно применяются санкции. Словарь определяет санкции как меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм, правил. Могут быть и позитивные санкции, например аплодисменты актёру или музыканту за исполнительское мастерство. Но чаще всего, говоря о санкциях, имеют в виду первое значение этого слова.
    Какие санкции имеются в виду в следующей детской считалке? «Три-четыре-пять, я иду искать. Пора-не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить».
  • В составленной по указанию Петра I книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» говорилось: «Никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит».
    Переведи это правило на современный язык, объясни его смысл.
  • Как ты думаешь, какие правила этикета появились в XX - начале XXI в.? Объясни причины их появления и значение в жизни людей.

Учимся общаться в интернете

Сетикет
(из основных правил поведения в Интернете)

Помни, что, когда ты используешь компьютерную связь, перед тобой нет лица собеседника, есть только экран монитора.

Нет эмоций, нет мимики, жестов - одни слова, текст, только что набранный на клавиатуре. В такой ситуации важно не забыть, что собеседник не скоростной компьютер, а вполне реальный человек со своими взглядами.

В онлайновом (сетевом) общении очень легко неправильно истолковать слова оппонента.

Прежде чем написать что-либо, реши, реально ли сказать тот же текст человеку при личной встрече.

Будь кратким и пиши исключительно по сути. Никто не станет читать длинное послание.

Помни, что безграмотные письма с массой ошибок обычно вызывают раздражение. Если ты не уверен в правописании, обратись к помощи программы для проверки орфографии.

Не стоит рассчитывать, что на все свои вопросы ты немедленно получишь ответы.

Не стоит посылать электронную почту чужим людям.

При посещении популярных файловых серверов помни о существовании других пользователей. Поставь себя на их место.

Пока кто-то беспорядочно листает списки файлов, другие видят сообщение «Server too busy» - система перегружена.

Если ты знаешь и умеешь больше других это ещё не повод для того, чтобы поучать и делать замечания. Если без замечаний не обойтись, делай их вежливо, корректно.

Главное, не забывай ставить себя на место других пользователей Сети.

Что значит жить по правилам? Жить по правилам - это необходимое условие нормального существования в обществе. Жить по правилам - это значит пользоваться своими правами во благо себе и окружающим. Жить по правилам - это значит соблюдать определенные правила поведения, принятые в обществе.

Как мы знаем, общество представляет собой группу людей, которые между собой постоянно взаимодействуют. Все способы взаимодействия людей в обществе происходят не в хаотичном порядке, а по определенным правилам - социальным нормам. Жить по правилам - значит подчиняться социальным нормам, которых в обществе огромное количество. К социальным нормам относятся: нормы права, мораль, религиозные нормы, а также традиции и обычаи.

Правила поведения отличаются друг от друга по источнику возникновения, так правовые нормы издает государство в виде нормативно-правовых актов, моральные - придуманы обществом. Различие происходит также по степени их фиксирования: право в письменной форме, мораль в сознании общества, религиозные нормы в сознании верующих.

Правовые нормы регулируют в обществе наиболее важные общественные отношения и поддерживаются силой государственного принуждения. За несоблюдении правовых норм, следует наиболее тяжелые последствия.

Моральные нормы отличают добро и зло, что есть нравственно, пронизывают почти все сферы общества и являются прародителями правовых норм. За несоблюдение норм морали, следует менее жесткое наказание, а именно общественное порицание.

Религиозные нормы объясняют как устроен наш мир с точки зрения религии, раскрывают нам смысл жизни, наказание за их несоблюдение происходит уже после смерти человека, когда он предстанет перед судом Божьим.

Традиции и обычаи определенного этноса - это дань уважения старшим предкам. Встреча нового года, Пасха, Масленица это все праздничные правила поведения, как провести тот или иной знаменательный день. Нарушение традиций практически никак не влияет на жизнь нарушителя, лишь некоторые могут удивиться такому событию, не более, ведь следование традициям - личное дело каждого.

За несоблюдение правил поведения в обществе существую санкции, формальные и неформальные. Это своего рода ответственность, т.е. реакция общества и государства за несоблюдение правил поведения. Ответственность бывает уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная.

Таким образом, мы видим, что жить в обществе лучше по правилам, ибо в противном случае к нарушителю будут применены меры взыскания, что негативно скажется на его благополучии.