Топливная продукция отраслей. Проблемы топливной промышленности

31.08.2019 Виды

Топливная промышленность объединяет предприятия по добыче и переработке топлива; в ее состав входят нефтяная, газовая, угольная, сланцевая отрасли. Наибольшее значение имеют три отрасли: нефтяная, газовая, угольная.

Нефтяная промышленность

Нефтяная промышленность России играет важную роль, как в экономическом развитии страны, так и на мировом энергетическом рынке. Производство нефти и газа - наиболее конкурентоспособные отрасли национальной экономики с позиций интеграции страны в систему мировых экономических связей. Они остаются высокоприбыльными и сохраняют возможности к развитию при любой степени открытости российской экономики для внешних рынков.

Нефть и газ являются одними из основных экспортных товаров России. Быстрый рост добычи нефти и крупномасштабный нефтяной экспорт многие годы фактически обеспечивали функционирование и развитие неэффективных секторов российской экономики.

Однако уже во второй половине 1980-х гг. ситуация начала заметно меняться. Максимум добычи нефти в России (569,5 млн. т) был достигнут в 1987г. В следующем году производство сохранилось примерно на этом же уровне. Этот год стал по существу последним годом некризисного развития нефтяной промышленности. В последующие годы наблюдалось быстрое падение добычи нефти, глубокий кризис отрасли. В 1996г. добыча нефти составила лишь 301,4 млн. т, или 52,9% уровня 1988г. Падение добычи нефти в России обусловлено комплексом геологических и экономических факторов.

Первая группа факторов связана с ухудшением качественных характеристик сырьевой базы отрасли, что обусловлено, прежде всего, высокой степенью выработанное™ эксплуатируемых запасов нефти, в том числе наиболее крупных и высокопродуктивных месторождений. К настоящему времени суммарные начальные извлекаемые запасы нефти на разрабатываемых месторождениях выработаны на 48%, большинство месторождений находится в стадии падающей добычи. В результате неуклонно снижается продуктивность действующих нефтяных скважин, растет обводненность добываемой нефти, увеличивается выбытие производственных мощностей. В то же время новые месторождения, вовлекаемые в разработку, характеризуются меньшей продуктивностью и величиной запасов, большей глубиной залегания нефтяных пластов и более сложным геологическим строением. Разработка таких месторождений требует значительно больших затрат, применения более сложных технических средств и технологий.

Истощение многих месторождений повлекло за собой падение рентабельности добычи нефти и массовую остановку нефтяных скважин. Экономически это обусловлено относительно низким уровнем внутренних цен на нефть и высоким уровнем налогообложения, которые делают нерентабельной эксплуатацию низкопродуктивных скважин. Остановка многих скважин происходит по техническим причинам. Однако ремонт низкопродуктивных скважин при существующих условиях, как правило, оказывается экономически нецелесообразным. В результате в последние годы наблюдается значительный рост доли бездействующих скважин в эксплуатационном фонде. В условиях резкого сокращения строительства новых скважин это привело к количественному уменьшению производственного аппарата отрасли.

Однако техническая и технологическая структура производственного аппарата нефтяной промышленности России не позволила хотя бы частично компенсировать ухудшение качества запасов и количественное сокращение производственных мощностей. Наращивание объемов производства нефти в России многие годы шло в основном за счет экстенсивного развития нефтедобычи, расширения масштабов применения устаревшей техники.

В результате всех вышеперечисленных факторов технический уровень нефтяной промышленности в настоящее время существенно отстает от мирового. По имеющимся оценкам, только 14% эксплуатируемого в отрасли оборудования соответствует мировому уровню. По своей производительности, надежности, долговечности и экологичности российское нефтяное оборудование существенно уступает применяемому в развитых странах. Например, межремонтный период работы нефтяных скважин в России в среднем не превышает 300 суток, тогда как в США и Западной Европе он достигает 4,5 - 5 лет. На основе применяемых в России технологий из недр извлекается не более 40% геологических запасов нефти, а на месторождениях с вязкой нефтью - не более 15%.

Необходимо также отметить, что практически отсутствует отечественное оборудование для разработки нефтяных месторождений с помощью горизонтальных скважин, позволяющее в несколько раз повысить продуктивность скважин, увеличить текущую добычу нефти и уровень нефтеизвлечения. Велико отставание в применении новейших методов повышения нефтеотдачи - термических, физико-химических, газовых. С применением термических и физико-химических методов добывается менее 3% всей добываемой нефти.

По официальным отчетам Минэнерго России, причинами резкого падения уровня добычи являются изменения в базе запасов нефти, устаревание технологии добычи, уменьшение объема работ по разработке и бурению, резкое сокращение количества новых месторождений, критическое состояние действующих мощностей ТЭК (более половины оборудования нефтедобычи имеет 50%-ный износ), неуклонное снижение инвестиций в производственные фонды топливной отрасли, а также комплекс политических, экономических и организационных проблем, многие из которых связаны с распадом единого экономического пространства бывшего СССР: бюджетное финансирование прекратилось почти полностью, и нефтедобывающие компании были вынуждены покрывать расходы своей прибылью, что стало почти невозможно ввиду огромных налогов, повышения транспортных тарифов и кризиса неплатежей.

С 1997г. на территории России произошло относительное повышение уровня добычи, объем которой, по оценке Госкомстата РФ, в 1997г. составил 305,6 млн. т, или 101,4% уровня 1996г. (рис. 1). В 1997г. Россия заняла по уровню добычи нефти третье место в мире после Саудовской Аравии и США. В 1999г. в Российской Федерации было добыто 304,8 млн. т нефти, в 2000г. - уже 323,3 млн. т, в 2001г. - 337 млн. т, что на 7,7% больше, чем в предыдущем. Однако этот уровень добычи в 1,8 раза меньше, чем в 1987 докризисном году.

Одним из основных факторов, влияющих на развитие нефтяного комплекса, является географическое распределение месторождений нефти по регионам. Основными нефтяными базами Российской Федерации являются:

а) Западно-Сибирская с шельфом Карского моря. Это самый крупный нефтедобывающий регион в РФ. Здесь извлекаются приблизительно 1/2 всех запасов России. В этом регионе сосредоточена основная часть неразведанных ресурсов. На долю региона приходится 67,5% всей добычи в РФ. Однако основные месторождения этого региона находятся в последней стадии выработки. Здесь наблюдается резкое снижение добычи и запасов нефти ввиду снижения масштабности открываемых месторождений. За прошедшее десятилетие добыча нефти в этом регионе сократилась на 50%, а степень выработки запасов составляет 33%;

б) Волго-Уральская. Этот регион являлся ведущей нефтедобывающей базой в бывшем СССР до 1987г., пока вперед не вышла Западная Сибирь. В настоящее время доля региона в общей добыче нефти в Российской Федерации составляет 25,5%, однако объемы добычи здесь падают: за 10 лет уровень добычи упал на 39%, а степень выработки запасов составляет 54%.

Самая крупная нефтедобывающая провинция в Волго-Уральском регионе - Татарстан; Башкортостан - вторая по величине нефтедобывающая провинция региона. Главное месторождение здесь - супергигант Арлан в Нефтекамске. Пермская область - третья по величине нефтедобывающая провинция Волго-Уральского региона. Среди других нефтеносных провинций этого региона - Самарская область, Удмуртская Республика, Оренбургская область, а также низовья Волги, которые включают Саратовскую, Волгоградскую и Астраханскую области и Республику Калмыкию;

в) Тимано-Печорская с большими ресурсами на морском шельфе. Это наиболее перспективный из районов европейской части России, включающий много открытых, но не разработанных месторождений. Уровень разведанности начальных ресурсов нефти здесь составляет приблизительно 50%. Тимано-Печорский бассейн является важной провинцией, но из-за географического местонахождения (на севере от Полярного круга) разработка и добыча нефти происходят в тяжелых условиях при экстремальных температурах. Доля региона в общем объеме добычи нефти РФ на 1997г. составила 3,5%. По геологическим оценкам доля извлеченных запасов в этом регионе составила 21%. Уровень добычи нефти в этой провинции за последние 10 лет сократился на 43%, однако в 1997г. среднесуточная добыча выросла на 6,4%.

Самыми старыми нефтедобывающими регионами в России являются Прикаспий и Северный Кавказ. Здесь выделяются Республика Дагестан, Грозненская, Ставропольская и Краснодарская области. Ввиду того, что уже почти вся нефть в регионе выработана, доля его в общей добыче нефти в РФ составляет 2,7%, а падение добычи за последнее десятилетие составило 42%. Здесь наблюдается самая высокая степень выработанное™ нефтяных месторождений - до 79%. Однако так же, как и в Тимано-Печорском регионе, в 1997 г. произошел рост добычи нефти (на 5,4%).

Восточная Сибирь является потенциально крупнейшим после Западной Сибири перспективным регионом в материковой части России. Согласно количественной оценке начальные суммарные ресурсы нефти освоены здесь лишь на 12%. По-видимому, Восточная Сибирь сохранит многолетнее избыточное превышение запасов над добычей. На этот регион приходится всего лишь 0,6% общего объема добычи нефти в РФ. Суммарные ресурсы нефти, по оценке государственной экспертной комиссии Минэкономразвития России, составляют 1,5 млрд. т. Это довольно значительная цифра, но новый нефтяной регион характеризуется практически полным отсутствием инфраструктуры. При существующей в регионе небольшой внутренней потребности в нефти и отсутствии необходимой инфраструктуры развитие крупных проектов здесь возможно только при привлечении иностранных инвестиций и развитии экспортных вариантов.

Крупный перспективный резерв сырьевой базы России, находящийся в начальной стадии освоения, - Дальний Восток. Первые месторождения здесь открыты на Камчатке, Чукотке и в Хабаровском крае. Уровень освоенности первоначальных запасов на Дальнем Востоке составляет менее 10%.

Северо-Сахалинский бассейн имеет нефтеносные районы на шельфе и на суше. В северной части Сахалина открыто 52 месторождения и 25 из них сейчас эксплуатируются. В 1975г. положено начало проекту «Сахалин-1», когда между СССР и японской компанией «Содеко» (Sakhalin Oil and Gas Development Co.) было подписано соглашение о сотрудничестве при проведении поисково-разведочных работ на шельфе Сахалина. В 1991 г. «Содеко» объединил усилия с компанией «Эксон» для того, чтобы проводить поисковые работы. Соглашение о производстве совместных работ, подписанное в мае 1995г., объединило четыре крупнейшие компании: «Роснефть», «Сахалинморнефтегаз», «Содеко» и «Эксон».

В Охотском море уже открыты нефтяные и нефтегазовые месторождения, которые являются реальными объектами промышленного освоения на ближайшие годы и на перспективу.

Нефть потребляется во всех районах страны. В сыром виде нефть не используется, из нее при переработке получают различные виды топлива (в том числе мазут - топливо для электростанций), новые химические продукты.

В прошлом из районов добычи нефть перевозилась по железным дорогам в цистернах и танкерами по водным путям.

В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам (например, в 1990г. - 94% общего объема). Они имеют большую пропускную способность, менее опасны в пожарном отношении и меньше потери по сравнению с другими видами транспортировки. Протяженность нефтепроводов в России более 70 тыс. км, они соединяют нефтедобывающие районы со всеми частями страны.

К основным магистральным системам нефтепроводов относятся:

1.Волго-Уральская система. Развитие системы нефтепроводов от Волго-Уральского региона осуществлялось в трех направлениях: на запад - в восточноевропейские страны (нефтепровод «Дружба»), на северо-запад - в Москву и Санкт Петербург и на восток - в район Сибири. Поскольку доставка нефтепродуктов железнодорожным транспортом в 2-3 раза дороже, чем поставка нефти по нефтепроводам, то с развитием нефтепроводной системы в основных районах потребления осуществлялось строительство нефтеперерабатывающих заводов.

2.Западно-Сибирская система. Освоение новых западносибирских месторождений в конце 1960-х и начале 1970-х годов представляло сложную задачу, поскольку этот регион расположен на 2400км дальше к востоку, чем Волго-Уральский регион. Необходимость подачи нефти из новых быстроразвивающихся западносибирских месторождений на основные нефтеперерабатывающие предприятия, расположенные в центрально-европейской части бывшего СССР, а также на экспортные пункты, расположенные на западной границе страны, потребовала быстрого расширения нефтепроводной системы.

3.Тимано-Печорская магистраль. Сейчас разрабатывается проект «Балтийского экспортного нефтепровода», который будет направлен из Тимано-Печорского бассейна в Приморск (там предполагается построить новый экспортный терминал) и в Финляндию. «Северные ворота» - проект, также рассчитанный на добычу нефти в Тимано-Печорском бассейне. Нефтепровод будет направлен к Арктическому побережью. На Печорской губе будет построен новый порт, из которого нефть будет поставляться на ледоколах в порты на Баренцевом море.

4.Дальневосточная магистраль.

5.Северо-Кавказская система.

«Каспийский нефтепроводный консорциум» несколько лет проводит переговоры по поводу строительства удобного нефтепровода из новых добывающих районов в Казахстане, в особенности из района Тенгиз, к Черному морю. В 1996г. Россия, Казахстан и Оман подписали представителями восьми крупнейших нефтяных компаний соглашение о строительстве нефтепровода от месторождения Тенгиз до порта Новороссийск. В консорциуме доля правительства России составляет 24%, Казахстана - 19, американской компании «Chevron» - 15, российской «Лукойл» - 10, американской «Mobil» и российской «Роснефть» - по 7,5, правительства Омана - 7%. В настоящее время обсуждается вопрос о сроках и объемах транзита азербайджанской нефти через территорию России по нефтепроводу Баку-Новороссийск.

В отношении российского экспорта нефти существуют прямо противоположные точки зрения. Однако ясно, что при всем многообразии мнений по данной проблеме ее решение во многом определяет динамику экономических процессов в России в целом. От того, по какому пути пойдет решение этой проблемы, зависит формирование модели сотрудничества РФ со странами ближнего и дальнего зарубежья, изменение приоритетов страны в международном разделении труда и ее полнокровное включение в мировую экономику.

Экспорт нефти играет важную роль в развитии экономики России, а в недалеком прошлом во многом определял возможности экономического роста бывшего Советского Союза. Поставки нефти и нефтепродуктов из СССР особенно высокими темпами росли в 1970-1980-х гг. В 1988г. уровень экспорта нефти и нефтепродуктов из СССР более чем в два раза превысил уровень 1970г. В обмен на топливо СССР получал оборудование (прежде всего для его добычи) и товары народного потребления.

Непрерывный рост объемов экспорта давал возможность наращивать внешнеторговый оборот, финансировать государственные расходы в условиях усиливающейся стагнации экономического развития СССР.

На сегодняшний день Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти в мире. По оценочным данным на 2000г., доля России в общемировой добыче нефти составляла 9%. Наибольший объем экспорта наблюдался в 1988г. (256,5 млн. т). Однако затем экспорт начал постепенно снижаться, достигнув минимума в 1994г. (рис. 2). С 1991 по 1993г. общий объем экспорта сократился более чем на 27%. Но начиная с 1994г. экспорт стабилизировался, что в сочетании с продолжающимся сокращением добычи обусловило увеличение доли экспортируемой нефти в общем объеме добычи.

Показатели

Объем добычи,

Объем экспорта, млн т

Доля экспорта в добыче, %

В состав топливной промышленности входят угольная, газовая, нефтяная отрасли, обеспечивающие добычу минерального топлива - главного источника энергии в электроэнергетике и технологического сырья в промышленности (углехимической, нефтехимической, газохимической отраслях). Доля топливной промышленности в промышленно-производственных основных фондах топливно-энергетического комплекса составляет около 60% (табл. 2.4).
Таблица 2.Основные показатели работы топливной промышленности России Потенциальные запасы топливно-энергетических ресурсо в Российской Федерации составляют около 6000 млрд. т (почти 50% мировых запасов), промышленные, разведанные запасы - около 300 млрд. т. На долю угольных запасов приходится 88 - 90%, нефти и природного газа - 10- 12%.
Запасы топливно-энергетических ресурсов размещены по территории России неравномерно: значительная их доля располагается в восточный районах - в Сибири и на Дальнем Востоке.
Восточная и Западная Сибирь, а также Дальневосточный экономический район - избыточные по запасам различных видов топлива районы, занимающие первое и второе места. На третьем месте - Уральский, Поволжский, Северный районы. Остальные регионы европейской части страны - Центральный, Южные, Западные - отличаются дефицитом топливно-энергетических ресурсов.
Структура запасов топливно-энергетических ресурсов в различных районах России неодинакова. В большинстве районов преобладает угольное топливо, в Западно-Сибирском, Поволжском, Уральском, Северном и Северо-Кавказском районах - нефть и газ. По качеству различные виды ТЭР также существенно различаются: тепловой коэффициент угля варьирует от 1 до 0,4 (за 1 принимается коксующийся уголь с теплотой сгорания 7000 ккал), нефти - 1,43 - 1,5, природного газа - 1,19- 1,40. Наибольшее освоение запасов характерно для более обжитой и лучше изученной части - западной зоны России. В Сибири и на Дальнем Востоке из-за слабой освоенности этих территорий объем добычи топлива существенно превышает его потребление. Огромные потоки угля, нефти и газа (в количестве около 1000 млн. т у. т.) отсюда ежегодно направляются в дефицитные районы европейской части России, СНГ и на экспорт в страны Восточной и Западной Европы. Топливно-энергетический баланс в настоящее время можно охарактеризовать как нефтегазовый: если в 1940-х гг. доля нефти и газа в СССР не превышала 20%, то в 80-х гг. и в 1995 г. составила более 80%, а доля угля снизилась до 14,5%.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:

  1. Глава 2. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

Топливная промышленность занимается добычей различных видов топлива, важнейшими из которых является нефть (30 % приходной части мирового топливно-энергетического баланса), уголь (около 25 % ) и природный газ (около 20 % ).

Нефти добывается в мире около 3 миллиардов тон в год. Основными нефтедобывающими странами являются Саудовская Аравия (около 450 млн т в год ), США (около 400 млн т в год ), Россия (около 300 млн т в год ), Иран, Мексика, Китай, Норвегия, Венесуэла, ОАЭ, Нигерия, Великобритания, Канада, Ирак, Индонезия, Кувейт. В мировую торговлю поступает 2/5 добываемой нефти. Основные экспортеры страны ОПЕК, Россия, Мексика, Канада, Норвегия, импортеры США, Япония, страны Западной Европы (кроме Норвегии и Великобритании). Перевозят нефть в основном морским транспортом.

Природного газа в мире добывается около 2 млрд м 3 в год. Основными газодобывающими странами являются Россия, США, Канада, Нидерланды, Великобритания, Алжир, Туркмения, Индонезия, Узбекистан, Саудовская Аравия, Норвегия. Основные экспортеры – эти же страны, кроме США и Великобритании, импортеры Япония, США, страны Западной Европы (кроме Нидерландов, Норвегии и Великобритании). Транспортируется газ по газопроводам (в том числе по подводному межконтинентальному) и морским транспортом (в сжиженном виде).

Угля в мире добывается около 4 млрд т в год. Здесь лидируют США, Китай, Россия, Германия, Индия, Австралия, ЮАР, Польша. На мировой рынок поступает около 1/10 добываемого угля. Главными экспортерами являются Австралия, США, ЮАР, Польша, импортерами Япония, западноевропейские страны . Перевозится уголь морским транспортом.

Всего в мире ежегодно вырабатывается около 12,5 трлн кВт∙ч электроэнергии . Лидируют здесь США, Россия, Япония, Китай, Германия, Канада, Франция, Великобритания, Индия, Бразилия. Важным показателем является производство электроэнергии на душу населения. По этому показателю впереди находится Норвегия , а затем идут Канада, США, Швеция, Финляндия, Исландия.

В мировой электроэнергетике ведущее место принадлежит тепловым электростанциям , которые вырабатывают 63 % энергии. На втором месте находятся гидроэлектростанции (20 % ), они дают более 50 % электроэнергии в Норвегии, Швеции, Швейцарии, Бразилии, Канаде и некоторых других странах. На третьем месте – атомные станции (17 % ), они преобладают во Франции, Литве, Бельгии, Корее.

Топливно-энергетическая промышленность , несмотря на ее важное значение в жизни человека, наносит урон окружающей среде.

Так, при добыче полезных ископаемых нередко нарушается почвенный покров, уничтожаются природные ландшафты , что делает невозможным полноценное существование флоры и фауны в этой местности.

При неправильной транспортировке нефти и газа происходит загрязнение Мирового океана , что приводит к гибели морских растений и животных. Сейчас разрабатывается комплекс мер, предотвращающих попадание вредных веществ в воду, – например, прокладывание разных маршрутов, создание контейнеров с двойным дном и др. Но, несмотря на это, из-за небрежности человека по-прежнему загрязняется окружающая среда.


Продукты переработки тепловой энергетики попадают в атмосферу , изменяя ее состав. Эта проблема особенно актуальна, поскольку является одной из глобальных проблем : вредные выбросы разрушают озоновый слой планеты.

При строительствах ГЭС происходит изменение микроклимата территории , ее гидрологического режима.

Атомная энергетика породила проблему утилизации радиоактивных отходов, а неправильная эксплуатация или ремонт атомных электростанций могут привести к ужасающим последствиям.

Решением многих проблем сможет стать разработка и внедрение очистных сооружений, малоотходных и безотходных технологий и др.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

топливный россия географический промысел

Понятие и структура топливной промышленности

Топливная промышленность - совокупность отраслей горнодобывающей промышленности, занятых добычей и переработкой различных видов топливно-энергетического сырья.

Топливная промышленность входит в состав топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

Данная отрасль включает в себя: нефтяную (нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую), газовую, угольную, торфяную, сланцевую, уранодобывающую, дровяную.

Топливо - группа ресурсов, используемых в основном для получения тепловой, механической и электрической энергии.

Топливо классифицируется:

1) По физическому состоянию:

газообразное;

2) По способу получения:

Естественное, добываемое непосредственно из земли (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф, дрова, уран);

Искусственное, получаемое в результате переработки природного топлива и других веществ (кокс, мазут, бензин, коксовый газ, доменный газ и др.).

По топливным ресурсам Россия занимает первое место в мире. Их структура в региональном разрезе характеризуется большей частью явным преобладанием угля, однако он везде играет ведущую роль как условие развития топливной базы промышленности. В Западной Сибири, Поволжье, на Северном Кавказе и Урале первостепенное значение этой точки зрения имеют нефть и природный газ.

Среди прочих полезных ископаемых нефть и газ занимают особое положение в топливной промышленности, определяемое рядом причин.

Во-первых, нефть и газ представляют собой сырьё, даже частичная замены которого на альтернативное - потребует существенной перестройки структуры промышленного производства и значительных капитальных вложений.

Во-вторых, нефть и газ потребляются в огромных масштабах и при современных темпах потребления нефть имеет резкую тенденцию к истощению. Переход же к освоению качественно худших по природным характеристикам ресурсов нефти и газа вызывает стремительный рост затрат на эти цели.

В-третьих, являясь уникальным сырьём, нефть и газ требуют значительных затрат труда на их выявление, добычу, транспортировку и переработку.

Особенности топливной промышленности.

Её продукция в дальнейших стадиях производства трансформируется в тепловую энергию.

Повсеместная потребность в продукции топливной промышленности.

Топливо перевозится только до места сжигания, и в весовом составе новой продукции материально не участвует.

Все виды топлива (за исключением газа) имеют огромную массу и перевозка их требует больших издержек.

Практически все виды топлива применяются во всех отраслях народного хозяйства. Основным потребителем всех видов топливно-энергетических ресурсов (кроме моторного топлива) является промышленность. Индустрия потребляет более половины суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве, около трёх четвертей котельно-печного топлива, почти две трети электроэнергии и 80% тепловой энергии, производимой централизованно на ТЭЦ и в крупных котельных.

Россия располагает огромными топливными ресурсами и полностью обеспечивает себя ими. Опора на собственные топливно-энергетические ресурсы являются серьёзным преимуществом нашей экономики. Россия считается крупным экспортёром топлива среди стран мира. Топливная промышленность имеет большое районообразующее значение, она создаёт предпосылки для развития топливоёмких производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе нефтехимических, углехимических, газо-промышленных.

Таблица 1 Производство первичных энергоресурсов по видам топлива в России (млн. тонн условного топлива)

Потребление первичного топлива и энергетических ресурсов в России заметно превышает аналогичный показатель у других рассматриваемых стран, что является достаточно очевидным с учетом численности населения и производимого ВВП. Вместе с тем, Россия заметно опережает своих партнеров по «четверке» и по относительному удельному потреблению энергии, которое составляет 4,29 т н. э. на человека против 2,45 - 2,88 т н. э. на человека у Белоруссии, Казахстана и Украины (2001 г.). У России этот показатель близок к среднедушевому потреблению энергии индустриальных стран (ОЭСР - 4,68 т н.э./чел.), что можно было бы оценить положительно, если не учитывать энергоемкость ВВП. К сожалению, энергоемкость российского ВВП, с учетом паритета покупательной способности, ровно в 2 раза выше, чем у стран ОЭСР (соответственно: 0,44 и 0,22 т н. э./тыс. долл.). Если же проводить сопоставление по ВВП в ценах и по валютному курсу 1995 г., то, по оценкам МЭА, разрыв в энергоемкости ВВП резко увеличивается и превышает 8 раз (Россия - 1,65 т н. э./тыс. долл.; ОЭСР - 0,19 т н. э./тыс. долл.). Проведенное сопоставление энергоемкости ВВП показывает как на сохраняющийся у России потенциал энергосбережения, так и на имеющуюся возможность «укрепления» курса рубля.

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Управления Бизнес Процессами и Экономики

Кафедра Экономики и Менеджемента

РЕФЕРАТ

Топливная промышленность России и Красноярского края

Студент группы УБ11-01 Киреев М.

Студентка группы УБ11-01 Ивкина В.

Преподаватель Лихачева Т.П.

Красноярск 2013

Введение ……………………………………………………………………3

1 Характеристика отрасли ……………………...........................................6

1.1 Россия..……………………………………………………………….6

2 Машиностроение в топливной промышленности ……………………14

2.1 Россия ……………………………………………………...................14

Заключение ………………………………………………………………...27

Список использованных источников …………………………………....28

Введение.

Топливная промышленность - комплекс отраслей горнодобывающей промышленности, занимающихся добычей и переработкой различных видов топливно-энергетического сырья: добыча угля, нефти, газа, горючих сланцев, торфа, урановых руд. Топливная промышленность входит в состав топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

Данная отрасль включает в себя: нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую, угольную, торфяную, сланцевую, уранодобывающую.

Топливо – группа ресурсов, используемых в основном для получения тепловой, механической и электрической энергии.

Топливо классифицируется:

    По физическому состоянию:

    газообразное;

    По способу получения:

    естественное, добываемое непосредственно из земли (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф, дрова, уран);

    искусственное, получаемое в результате переработки природного топлива и других веществ (кокс, мазут, бензин, коксовый газ, доменный газ и др.).

Угольная промышленность относится к числу важнейших отраслей народного хозяйства. Велико значение угля в топливном балансе страны. Угли можно использовать для получения горючих газов и т.д. Большое количество специальных сортов углей идёт на производство кокса, необходимого для металлургической промышленности.

Среди прочих полезных ископаемых нефть и газ занимают особое положение, определяемое рядом причин.

Во-первых, нефть и газ представляют собой сырьё, даже частичная замены которого на альтернативное – потребует существенной перестройки структуры промышленного производства и значительных капитальных вложений.

Во-вторых, нефть и газ потребляются в огромных масштабах и при современных темпах потребления нефть имеет резкую тенденцию к истощению. Переход же к освоению качественно худших по природным характеристикам ресурсов нефти и газа вызывает стремительный рост затрат на эти цели.

В-третьих, являясь уникальным сырьём, нефть и газ требуют значительных затрат труда на их выявление, добычу, транспортировку и переработку.

Особенности топливной промышленности.

    Её продукция в дальнейших стадиях производства трансформируется в тепловую энергию.

    Повсеместная потребность в продукции топливной промышленности.

    Топливо перевозится только до места сжигания, и в весовом составе новой продукции материально не участвует.

    Все виды топлива (за исключением газа) имеют огромную массу и перевозка их требует больших издержек.

Практически все виды топлива применяются во всех отраслях народного хозяйства. Основным потребителем всех видов топливно-энергетических ресурсов (кроме моторного топлива) является промышленность. Индустрия потребляет более половины суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве, около трёх четвертей котельно-печного топлива, почти две трети электроэнергии и 80% тепловой энергии, производимой централизованно на ТЭЦ и в крупных котельных.

Россия располагает огромными топливными ресурсами и полностью обеспечивает себя ими. Опора на собственные топливно-энергетические ресурсы являются серьёзным преимуществом нашей экономики. Россия считается крупным экспортёром топлива среди стран мира. Топливная промышленность имеет большое районообразующее значение, она создаёт предпосылки для развития топливоёмких производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе нефтехимических, углехимических, газо-промышленных.

    Характеристика отрасли

1.1 Россия

1.1.1 Нефтяная промышленность.

Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности.

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

По степени изученности месторождения делятся на четыре группы:

А) Детально разведанные месторождения.

В) Предварительно разведанные месторождения.

С1) Слабо разведанные месторождения.

С2) Границы месторождений не определены.

Рисунок 1. Добыча нефти на территории РФ

На территории Российской Федерации находятся три крупных нефтяные базы: Западносибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печерская.

Нефть не используется в первоначальном виде, поэтому нефтеперерабатывающие заводы - основной ее потребитель. Они располагаются во всех районах страны, т.к. выгоднее транспортировать сырую нефть, чем продукты ее переработки, которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом она из мест добычи в места потребления перевозилась по железным дорогам в цистернах. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля в транспортировке продолжает расти. В состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные станции и нефтехранилища. Скорость движения нефти - 10-12 км/ч. Стандартный диаметр - 12 тыс.мм. Производительность в год - 90 млн. тонн нефти. По эффективности с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами. Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери при транспортировке (доставке).

Стоимость строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за 2-3 года.

1.1.2 Газовая промышленность.

Экономико-географическая характеристика газовой промышленности.

Роль отдельных видов топлива в экономике России менялась. В начале века большое значение имели дрова. Затем они постепенно начали вытесняться углём (к 50-м гг. угольная промышленность давала более половины всего топлива). А позже начался рост нефти и газа.

Добыча природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями.

Рисунок 2. Добыча природного газа в РФ

Только пять месторождений - Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных запасов России. Запасы Медвежьего оцениваются в 1.5 трлн.м 3 , а Уренгойского - в 5 трлн.м 3 .

Следующая особенность заключается в динамичности размещения мест добычи природного газа, что объясняется быстрым расширением границ распространения выявленных ресурсов, а также сравнительной легкостью и дешевизной вовлечения их в разработку. За короткий срок главные центры по добыче природного газа переместились из Поволжья на Украину, Северный Кавказ. Дальнейшие территориальные сдвиги вызваны освоением месторождений Западной Сибири, Средней Азии, Урала и Севера.

1.1.3 Переработка газа и газового конденсата.

В отличие от нефти природный газ не требует большой предварительной переработки для использования, но его необходимо сразу отправлять к потребителю. Газ – главный вид топлива там, где нет других энергетических ресурсов.

Сформировалось несколько регионов переработки газа – Оренбургский, Астраханский, Сосногорский (Республика Коми) и Западно-Сибирский. Они разнятся по номенклатуре и количеству выпускаемой продукции, что прежде всего объясняется объёмом разведанных запасов ближайших месторождений и химическим составом добываемого здесь газа.

1.1.4 Угольная промышленность.

Экономико-географическая характеристика угольной промышленности.

Угольная промышленность по объёму добычи топлива в натуральном выражении находится на первом месте, значительно превосходя все остальные отрасли топливной промышленности по численности рабочих и стоимости производственных основных фондов.

Угольные ресурсы дифференцируют по разным признакам, среди которых в первую очередь следует выделить глубину залегания, степень метаморфизма и характер географического распространения.

Рисунок 3. Добыча угля в РФ(млн. т).

Весьма существенно, что 54% запасов расположено на глубине до 300 м, 34% - на глубине 300 – 600м. и 12% - на глубине 600 – 1800 м. Почли Ѕ запасов каменных и 2/3 бурых углей находятся в зоне глубин до 300м. в разных района запасы по зонам глубин распределяются далеко не одинаково. Ближе всего к поверхности залегают угли Урала (около 9/10 запасов – в зоне до 600 м.). Наиболее глубокое залегание угля характерно для европейской части России.

Из общих геологических запасов угля в стране свыше 9/10 приходится на восточные районы, в том числе примерно 60% - на Сибирь и 30% - на дальний Восток. В целом выявленные ресурсы угля размещены по территории страны более разрозненно, чем нефть и природный газ. В то же время основная масса сосредоточена в нескольких крупнейших бассейнах. Например Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский и Кузнецкий бассейны имеют более общих геологических запасов угля.

1.1.5 Предприятия топливной промышленности

Топливная промышленность – один из наиболее доходных видов деятельности в РФ. Отсюда следует наличие большого количества крупных компаний и корпораций. По состоянию на 2012 год, в 10 самых крупных предприятий РФ по объему капитализации входят 7 компаний, занимающихся нефтяной и нефтегазовой промышленностью («Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл», «ТНК-ВР», «НоваТЭК», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть»). А в 2007 году среди 400 крупнейших предприятий РФ, компании нефтегазовой и угольной промышленности по объему реализации занимали 34,1% (31 предприятие). В общем, официальный реестр субъектов, занимающихся добычей нефти, насчитывает 187 позиций.

Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.

Благодаря высоким ценам на нефть на мировом рынке рост добычи превзошел тот прогноз, который заложен в "Энергетической стратегии России до 2020 года". Таким образом, при средних ценах на российскую нефть на мировом рынке в диапазоне 95-100 долл. за баррель - добыча нефти в России может достигнуть к 2020 г. 550-590 млн. т в год, и в первую очередь за счет ввода в разработку новых месторождений.

1.2.1 Нефть

Красноярский край по начальным прогнозным ресурсам нефти, природного газа и конденсатов находится на втором месте в стране после Тюменской области. Начальные геологические (прогнозные) ресурсы в крае составляют 55,8 млрд т. условных углеводородов (УУВ), а установленные ресурсы нефти составляют 8,3 млрд т, свободного газа - 23,6 трлн м 3 , растворенного в нефти газа - 637,7 млрд м 3 и конденсата - 1,6 млрд т. В газах центральных районов содержится гелий (по оценкам, 33,4 млрд м 3).

Объем добычи нефти в Красноярском крае в первом квартале 2013 года вырос на 24,2 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В январе-марте 2012 года в регионе из недр было извлечено 4,29 миллионов тонн топливо. Таким образом, можно сказать, что за первый квартал в крае добыто свыше 5,2 миллионов тонн нефти.

Что касается природного и попутного газа, то его добыча составила в январе-марте 2013 года 870,5 миллионов кубометров – рост на 18,5 процентов.

В 2012 году Красноярский край обеспечил около 3% российской нефтедобычи - 135 миллионов баррелей или около 18 миллионов тонн нефти. Почти вся нефть - 99% добыта на Ванкорском месторождении, которое действует с августа 2009 года. Также, на Ванкоре было добыто 470 миллионов кубометров газа.

С января по ноябрь 2010 года в Красноярском крае добыто 1901 миллион кубических метров природного и попутного газа, что составило 128 % к соответствующему периоду прошлого года.

Весь добытый газ используется в Красноярском крае, и не вывозится за его пределы. Кроме того, в 2009 году на территорию края было ввезено 1825,5 миллиона кубических метров природного горючего газа из Тюменской области.

В Красноярском крае в январе-сентябре 2010 года на развитие вида экономической деятельности «Добыча природного газа» крупными и средними организациями было использовано 1,6 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал, что на 4,9 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

По данным на конец 2009 года оборудовано газом 20,8 % жилищного фонда Красноярского края. В городской местности оборудовано газом 15,2 % общей площади жилых помещений, в сельской местности - 38,7 %. В январе-сентябре 2010 года населению отпущено 12,5 тысячи тонн сжиженного газа. Фактический уровень оплаты населением за услуги газоснабжения в январе-сентябре 2010 года составил 96,5 % от объема начисленных платежей.

За последние шесть лет (ноябрь 2010 года к декабрю 2004 года) тарифы на бытовое газоснабжение выросли в 3 раза. На конец 2004 года средний тариф на газ для населения составил 46,75 рубля с человека в месяц, газ сжиженный в баллонах по 50 литров - 187 рублей. В конце 2009 года плата с человека за сжиженный газ составила 99,30 рубля, а пятидесятилитровый баллон сжиженного газа – 456,12 рубля. В 2010 году тарифы на газоснабжение выросли в феврале на 32,3 %, в том числе плата за газ в месяц с человека выросла на 38,3 %, и составила 136,80 рубля. Пятидесятилитровый баллон сжиженного газа – 574,56 рубля.

1.2.3 Уголь

В Красноярском крае сосредоточены гигантские запасы угля. Канско-Ачинский бассейн (с запасами 640 млрд тонн) является крупнейшим в регионе и одним из самых перспективных не только в России, но и в мире. Уголь в Красноярском крае добывается в основном открытым способом.

Месторождения углей в Приенисейском (ныне Красноярском) крае были известны еще в первой половине XVIII века, но их практическая разработка началась лишь несколько веков спустя. «Горючий камень» из Канско-Ачинского бассейна впервые начали применять в промышленных целях в 1905 г. В 1939-1954 гг., после обнаружения мощных пластов в районе Бородино, Назарово, Абана, Итата, Партизанского, бассейн превратился в крупную базу угольной промышленности страны. После открытия Березовского месторождения с промышленными запасами более 5,9 млрд тонн край стал одним из главных поставщиков топлива для развивающейся тяжелой индустрии и энергетики. Бородинский и Березовский разрезы были крупнейшими в СССР.

На рынке добычи угля в крае присутствуют две крупные компании, «Красноярсккрайуголь» и «СУЭК». В число первой входит «Переясловский» разрез с самой высокой производительностью труда среди всей угольной промышленности – 684 тонны в месяц на работника. «СУЭК» занимается разработкой Канско-Ачинского бассейна.

Недропользователи Красноярского края в январе-июне 2012 года, в сравнении с первым полугодием прошлого года, увеличили добычу угля на 6% - до 20,3 млн т угля.

Добыча бурого угля (лигнита) за шесть месяцев составила 20 млн т, что на 5,7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Добыча каменного угля увеличилась на 28,1% - до 292 тыс.т.

В прошлом году недропользователи края добыли 40,194 млн т угля, в 2010 году - 40,71 млн т угля.

Согласно прогнозу социально-экономического развития края на 2012-2014 годы, в регионе запланировано увеличение объемов добычи угля за счет поэтапного ввода новых энергетических мощностей на угольном топливе - Железногорской ТЭЦ и энергоблока Красноярской ТЭЦ-3. Кроме того, к 2014 году предполагается завершение строительства третьего энергоблока "Березовской ГРЭС" мощностью 800 МВт, что позволит дополнительно увеличить годовой объем добычи угля в ОАО "Разрез Березовский - 1".

Таким образом, в 2012 году планируется увеличение добычи угля недропользователями края на 1,1%, 2013 году - на 6,9%, 2014 году - 11,5%.

2 Машиностроение в топливной промышленности

Существующий парк бурового оборудования характеризуется крайне высокой степенью износа, моральным и физическим устареванием большей части эксплуатируемого оборудования и не может выполнить данную задачу.

Таблица 1. Структура спроса на нефтегазовое оборудование, $ млрд

Таблица 2. Структура производства нефтегазового оборудования, $ млрд

В советское время обеспечение нефтегазового комплекса необходимым оборудованием являлось одной из приоритетных задач машиностроения страны. Советский Союз практически полностью обеспечивал себя основными видами нефтегазового оборудования, качество оборудования в целом соответствовало уровню развитых стран (хотя к концу 1980-х гг. наметилось некоторое отставание). К середине 1980-х гг. в России ежегодно производилось 550-570 комплектов буровых установок для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения. Лидером по объемам производства буровых установок являлся «Уралмашзавод», на который приходилось порядка 65-70% от общего объема производства. Этот завод являлся монополистом в производстве установок для бурения скважин глубиной свыше 2500 метров.

В 1990-е гг. спрос на буровое оборудование обрушился, объемы производства буровых установок к 1997 году снизились до 12 комплектов (сокращение более чем в 45 раз к советским максимумам!). Начиная с 1998-1999 гг., производство буровых установок начало постепенно увеличиваться, что было связано с улучшением ситуации в нефтегазовом комплексе, ростом объемов эксплуатационного бурения (по другим видам нефтегазового оборудования ситуация была еще более тяжелой – так, производство турбобуров к 2002 году снизилось более чем в 200 раз по сравнению с советскими максимумами). В результате, по итогам 2002 года, было произведено уже 98 буровых установок. Однако уже в 2003 году было зафиксировано очередное снижение объемов производства – отмена в 2002 году отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы привела к значительному снижению объемов геологоразведочных работ и, как следствие, падению спроса на буровую технику. В последующие три года производство буровых установок колебалось в диапазоне 45-70 комплектов в год. Снижение объемов выпуска было связано как с некоторым ухудшением ситуации на рынке, так и с изменениями в самой отрасли – ситуацией вокруг ОАО «Уралмашзавод» (вывод бурового дивизиона из состава одного из ведущих производителей нефтегазового оборудования). К 2007-2008 гг. на фоне роста объемов бурения и увеличения закупок бурового оборудования нефтяными и нефтесервисными компаниями выпуск буровой техники значительно вырос. В 2008 году был достигнут максимальный объем производства за последние 16 лет (с 1992 года) – 103 комплекта. Экономический кризис привел к значительному снижению объемов закупок новой техники, в результате, по предварительным оценкам, производство буровых установок в 2009 году составило 35 единиц.

Таблица 3. Производство нефтепромыслового и бурового геологоразведочного оборудования, млрд руб.

За последние годы структура отрасли претерпела значительные изменения, причем в отличие от многих других отраслей промышленности (где преобладала тенденция к консолидации активов, созданию крупных отраслевых промышленных групп) в производстве бурового оборудования не наблюдалось четкой тенденции к консолидации отрасли. Так, в 2004-2005 гг. из структуры одного из ведущих производителей нефтегазового оборудования ОАО «Уралмашзавод» был выведен буровой дивизион, контроль над которым в 2005 году получила группа «Интегра». В 2007 году была создана группа «Кунгур», объединившая Кунгурский и Ишимбайский машиностроительные заводы и ряд других предприятий.

К концу 2009 года более 70% от общего производства буровых установок было сконцентрировано на предприятиях трех компаний – группы «Интегра» (УрБО), Волгоградском заводе буровой техники и группе «Кунгур». Основной объем производства группы «Кунгур» в сегменте бурового оборудования приходится на мобильные буровые установки грузоподъемностью 100-250 тонн, а также на самоходные буровые установки для бурения поисковых скважин на нефть и газ. Волгоградский завод буровой техники производит стационарные буровые установки грузоподъемностью 100-320 тонн и мобильные буровые установки грузоподъемностью 125-200 тонн. В 2006-2008 гг. компания произвела порядка 40 комплектов буровых установок, ведет активную работу по разработке и внедрению новых технологий, расширению продуктовой линейки. По производству тяжелых буровых установок вело «УрБО» (группа «Интегра»). По данным компании, за последние 4 года (2006-2009 гг.) было произведено более 40 установок. При этом основ-ным поставщиком комплектующих для «УрБО» вплоть до конца 2007 года оставался «Уралмаш», буровые установки продолжали выпускаться под брендом «Уралмаш». Основные разработки, используемые «УрБО», также были сделаны еще в рамках единого «Уралмаша». Де-факто «УрБО» стал центром прибыли в этой производственной цепочке, поэтому разрыв производственных отношений с «Уралмашем» привел к существенному снижению эффективности «УрБО» (увеличение транспортных издержек, сложности с контролем качества из-за увеличения числа поставщиков и т.д.).

Фактически опыт разделения «Уралмаша» показал неэффективность данной модели – для обеспечения действенного, конкурентоспособного производства наиболее приемлемой является модель, сложившаяся в советское время, – концентрация конструкторского бюро, производства комплектующих и конечной сборки в рамках одной компании. В условиях быстро растущего импорта такая консолидация является необходимым условием сохранения производства бурового оборудования в стране как такового. На данный момент в сегменте производства тяжелых буровых установок такими возможностями (объединением всех звеньев производственной цепочки в рамках одной компании) располагает лишь «Уралмаш». От успешного возвращения завода на рынок буровых установок сейчас зависит не только судьба предприятия (возможность значительно нарастить объемы реализации), но и судьба всей отрасли. Сейчас самое время заниматься развитием отрасли для того, что обеспечить ее будущее на десятилетия вперед.

В советские годы на фоне достаточно быстрого развития нефтегазового комплекса в 1960-1980-е наблюдался постоянный рост закупок нефтегазового оборудования, поэтому средний возраст эксплуатируемых в производстве машин был значительно ниже нормативного срока службы (на уровне 10-12 лет), что создало определенный запас прочности. В 1990-е гг. продолжение использования уже имеющегося оборудования позволило практически полностью прекратить закупки нового оборудования. Многократное снижение объемов закупок привело к росту износа имеющегося парка нефтегазового, в частности бурового оборудования, к середине 2000-х гг. достигшего 70-80%. Средний возраст парка буровых установок вырос до 15-16 лет.

Рисунок 4. Структура парка буровых установок, % к итогу

Для оценки текущего парка бурового оборудования ИЭФ оценил объемы видимых продаж буровых установок потребителям (как сумма производства внутри страны и чистого импорта) за последние годы и, используя стандартные предположения о темпах выбытия оборудования, пришел к оценке имеющегося парка буровых установок на уровне 1,7-2,0 тыс. установок. Эти оценки совпадают с оценками ряда отраслевых экспертов. Необходимо отметить, что парк имеющегося оборудования существенно отличается от реально эксплуатируемого парка: число работающих буровых установок в стране составляет 700-800 единиц, с учетом установок, находящихся в ремонте, эффективный (действующий) парк буровых установок можно оценить лишь в 850-1000 единиц. Более 90% от имеющегося оборудования составляют установки российского производства, хотя в последние годы происходит экспансия на российский рынок китайских и (в меньшей степени) западных производителей. Однако, несмотря на рост закупок буровых установок в 2006-2008 гг., лишь 30% от всего имеющегося парка буровых имеет срок эксплуатации меньше 10 лет, значительная часть буровых установок была произведена еще в советские годы или в начале 1990-х гг. и к настоящему моменту морально устарела.

Одной из основных особенностей российского рынка нефтегазового оборудования последних 10-15 лет было доминирование расходов на поддержание текущей эксплуатации над расширением производства. В конце 1990-х гг. на буровое оборудование направлялось менее 4% от всех расходов на нефтегазовое оборудование. В последние годы расходы на буровое оборудование возросли до 15-20% от всех затрат на нефтегазовое оборудование, однако положение до сих пор коренным образом отличается от ситуации в странах, ведущих активную политику по расширенному воспроизводству минерально-сырьевой базы, наращиванию объемов добычи. Так, в США расходы на буровое оборудование даже в конце 1990-х гг. не опускались ниже 25% от общих расходов на нефтегазовое оборудование, а в последние годы они выросли до 40-45%. Аналогичным образом развивается отрасль в странах Азии и Латинской Америки. Исключением являются страны Западной Европы, где в последние годы объем расходов на буровое оборудование не превышает 5% от всех затрат на оборудование, что связано с высокой изученностью имеющихся нефтегазовых провинций (прежде всего, Северного моря), крайне низкой вероятностью открытия новых значимых месторождений, вступлением большинства крупных нефтегазовых месторождений в стадию падающей добычи и, как следствие, сокращением объемов эксплуатационного бурения. Другим примером достаточно низких расходов на буровое оборудование являются страны Ближнего Востока и Африки, где эксплуатация высокодебитовых скважин на уникальных месторождениях позволяет при достаточно небольших объемах бурения и относительно низких расходах на нефтегазовое оборудование (в том числе и буровое) обеспечить не только поддержание, но и наращивание нефтедобычи.