Тренинг психолога с педагогами школы. Коррекционная работа психолога в школе. Упражнение «Без маски»

01.07.2020 Виды

Светлана Бесецкая

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель:

Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).

Задачи:

Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей

Осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе

Повысить коммуникативные навыки педагогов

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех

Развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер»

Мягкая игрушка для приветствия.

Ход тренинга:

Участники сидят в кругу.

Педагог-психолог:

Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.

Упражнение «Представься».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.

Инструкция: передавая мягкую игрушку (мячик, яблоко, клубок) участники называют свое имя и любимое занятие. Каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него и добавляет свое имя и свое любимое занятие.

Упражнение «Что себе подарить?»

Сегодня мы будем с вами рисовать. Каждый из вас нарисует картину-подарок самому близкому человеку. Как вы думаете, кому? Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас все и даже немножко больше? Конечно, это вы сами. Сегодня мы и займемся рисованием подарка самому себе. Это будет ваза с букетом цветов.

Психолог рисует на большом листе, на мольберте, а участники – на своих листах. Психолог делает большой рисунок для того, чтобы помочь участникам в создании собственного натюрморта.

Для начала мы определимся с формой вазы, ее дизайном. Теперь наполним вазу цветами. Сначала мы нарисуем серединки цветов, большие и круглые; разместите пять серединок-кружков в любом месте над вазой. Добавьте цветам стебли, покажите, что они стоят в вазе. Давайте подумаем, какой формы могут быть лепестки у наших цветов: округлые, с зубчиками, длинные, совсем маленькие. Закрасьте лепестки разными цветами, как вам нравится. Главное условие – чтобы при взгляде на рисунок у вас улучшалось настроение.

Теперь подумайте и назовите те качества, которые вам больше всего нравятся в людях. Психолог записывает на доске

Есть ли у вас качества из этого списка? Выберите себе в подарок те качества, которые у вас есть. Постарайтесь выбрать пять качеств. Вернитесь к своему рисунку. Давайте дадим ему название «Мои достоинства». Разместите в серединках нарисованных вами цветов те качества, которые вы выбрали для своего букета. Для того, чтобы заполнить серединки цветов, нарисованных психологом, можно предложить группе совместно выбрать те качества, которые есть у большинства присутствующих.

Посмотрите на свой букет: он показывает все то, чем вы сегодня можете гордиться.



Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Участникам предлагается поменяться местами тем, кто любит читать, шить, конфеты и т. д.


Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.


1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5 Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6 Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7 Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8 Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.


Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием.

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия

Задание: На плакате представлены фразы. Допишите незаконченные предложения.

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что….

Мне понравилось…

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение.

Обсуждение по кругу:

Чему научилась сегодня…

Что буду использовать в своей работе …

Психологическое занятие
с элементами тренинга для учителей

Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента.

Задачи:

Создание благоприятных условий для работы группы;

Углубление процесса самопознания.

Участники: 12–15 педагогов, два психолога.

Оборудование: школьный колокольчик, магнитофон, аудиокассета с записью шума моря, маркеры, раздаточный материал для групп, буклеты с рекомендациями по снятию стрессового напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Приветствие.
Упражнение «Приветствие по кругу»

Ведущий (предлагает закрыть глаза). Сейчас я дотронусь до того, кто сидит слева от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны .

Выбор имени

Ведущийпредлагает участникам подойти к столу, написать свое имя и закрепить его у себя на одежде. Участники подходят к столу и пишут свои имена.

Знакомство

Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение.

Предложения на карточках

Я доверяю людям, которые…

Самая большая радость для меня - это…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что…

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…

Думаю, что самое важное для меня…

Мне особенно приятно…

Человек, которому я могу доверять…

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда…

Человек считается успешным, если…

Ознакомление с темой тренинга, его целью

Ведущий . Тема нашего занятия: «Учитель-экспериментатор - это…». Цель занятия: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента. Для работы в группе нам необходимо принять правила.

Правила группы

1. Общение по принципу «здесь и теперь». Следует говорить о том, что волнует участников именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе.

2. Все активны.

3. Взаимная вежливость.

4. Безоценочность суждений.

5. Искренность.

6. Доверительный стиль общения.

Игра «Атомы»

Ведущий. Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Атомы». Представим себе, что все мы - атомы. Атомы все время хаотично движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. И тогда атомы должны объединиться в молекулы.

Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга руками).

II. Основная часть

Участники занимают места за столами.

Задание «Каким должен быть
учитель-экспериментатор?»

Ведущий. Вам предлагаются варианты качеств, которыми должен обладать учитель-экспериментатор. Выберите три наиболее важных для вашей группы качества и расположите их по степени значимости. На обсуждение вам отводится три минуты, сигналом к окончанию обсуждения будет звонок школьного колокольчика.

Варианты качеств

Коммуникабельность, готовность к диалогу, гуманность, самоконтроль поведения, оптимизм, уверенность в себе, эмпатийность, толерантность, стремление к самосовершенствованию, искренность, эрудиция, креативность.

По окончании обсуждения представители команд выходят к доске и вывешивают качества, аргументируя свою точку зрения.

Решение проблем

Участникам предлагаются три варианта проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе эксперимента. На решение проблемы отводится три минуты, после этого - обсуждение.

Возможные варианты проблемных ситуаций

1. Во время проведения эксперимента возникают различные проблемы. Одна из таких проблем на начальном этапе эксперимента - овладение навыками работы на персональном компьютере. Представьте себе, что вам более 35 лет и у вас возникли затруднения в освоении компьютерной грамотности. Ваши действия в сложившейся ситуации?

2. В условиях современной школы учитель испытывает большие психологические нагрузки. По данным социологических исследований, профессия учителя в ряду стрессогенных находится на 5-м месте после профессий журналиста, сотрудника МЧС, космонавта, врача-хирурга. Как сберечь здоровье учителя в сложных условиях?

3. Ученики проводят большую часть дня в своих учебных кабинетах или в довольно маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузку. Что может сделать учитель, чтобы снизить утомляемость учеников?

Обсуждение.

Советы по снятию
эмоционального напряжения

Ведущий . Современный учитель обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только учителя, но и учеников. Существуют разные способы снятия стресса .

Участникам предлагается в течение пяти минут обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций.

Релаксация. Упражнение «Прогулка к морю»

Данная медитативная техника направлена на расслабление и снятие напряжения; выполняется под музыку.

Ведущий . Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с горизонтом.

Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и легкий приятный ветерок ласково прикасаются к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться - бегать, прыгать, брызгаться, смеяться. Позвольте себе эти несколько минут быть самим собой и делать все, что хочется.

Вам пора возвращаться. Вот вы опять на скале и смотрите на этот мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Это ваше место, и вы всегда можете сюда вернуться, если будет нужна поддержка. Для этого придумайте свой ключ к этому месту - какой-нибудь жест - и запомните его. Теперь вы всегда, в любой ситуации можете получить поддержку. Не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в комнате.

Игра «Как вы проводите свободное время?»

Участникам предлагаются варианты заданий. Задача: показать при помощи жестов и мимики (невербально) ту ситуацию, которая представлена на карточке. Задача других участников - угадать ситуацию.

Варианты заданий: 1) путевка на море; 2) посещение парикмахерской; 3) вечер в ресторане.

Упражнение «Дружественная ладошка»

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий . Обведите контур своей ладони и напишите наней свое имя.Затем передайтелисток с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

По окончании работы участники забирают себе на память дружественные ладошки с пожеланиями.

III. Завершение

Рефлексия

Участники заполняют анкету:

1. Больше всего мне понравилось (не понравилось)…

2. Самым полезным для меня было…

3. Во время занятия я понял(а)…

4. Актуальным на занятии для меня было…

Подведение итогов

Ведущий. По окончании нашего занятия мы можем утверждать, что учитель-экспериментатор - это… (далее приводятся выводы, к которым пришли группы во время занятия):

- личность с развитыми качествами (перечислить качества);

Учитель-экспериментатор способен решить возникающие на его пути проблемы, учитывая не только свои интересы, но интересы школьника;

Это человек, владеющий навыками саморегуляции: может продуктивно работать и находить время для отдыха...

Н.БАБАЯНЦ,
педагог-психолог
Возжаевской МСОШ № 1
Г. САВЕЛЬЕВА,
педагог-психолог
Возжаевской МСОШ № 2,
Амурская область

ЛИТЕРАТУРА

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р . - СПб.: Питер, 2006. (Серия «Практикум по психологии»).

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006. (Серия «Эффективный тренинг»).

Тренинговое занятие для учителей

«Учимся радоваться жизни».

Главное – научиться радоваться жизни.

Лев Ландау

Высказывания мудрецов.

    “Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении”. (Марсель Ашар)

    “Зложелатель никогда цели не достигнет.
    Сделай зло – и зло в ответ злобного постигнет.
    Я хочу тебе добра – ты мне зла желаешь,
    Злись, почтенный, - но меня злоба не настигнет”. (Омар Хайям)

    “Нет”, сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем “Да”, сказанное только для того, чтобы избежать проблем”. (Махатма Ганди)

    “Полюбить можно лишь то, что знаешь”. (Леонардо да Винчи”)

    “Человеку не стало бы лучше, если бы исполнилось все, чего он желает”. (Гераклит)

Цель: сформировать у педагогов умение радоваться жизни, находить хорошее в каждом дне; развивать коммуникабельность, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать, спорить; воспитывать активность, самостоятельность; выработать приемы улучшения настроения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, высказывания, сердечки из цветной бумаги, листы А-4, таблица Робинзона Крузо, фломастеры, цветные карандаши, мешочек.

Ход занятия

Психолог:

Человеку дана только одна жизнь. Она должна быть долгой, счастливой, радостной и интересной. Многие люди не осознают, что в значительной степени от них зависит счастье построенной жизни. Надо ценить каждый наступающий и прожитый день. Побеждать тревогу, плохое настроение, страх, тоску, неверие в себя, сомнения. Стремиться к тому, чтобы быть выносливым, целенаправленным, оптимистичным, жизнерадостным и смелым, уверенным в себе.

К сожалению, зачастую мы не умеем организовать свою жизнь, чтобы она была насыщена эмоционально и интеллектуально, приносила радости, дружбу, общение, чтобы она, несмотря на “подводные рифы” и неожиданности, воспринималась как неоценимый подарок.

Давайте, поразмыслим на эту тему и постараемся что-то в себе изменить.

Учителя знакомятся с высказыванием Марселя Ашара:

« Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении».

Психолог:

Так легко и так тяжело тем, кто выполняет упражнения впервые, и не привык заниматься такими вещами. Все не так уж сложно, как вам сейчас представляется. Главное - работать, думать, чувствовать, анализировать – и дело пойдет на поправку. Просто нужно научиться радоваться жизни.

Вспомните, когда вы радовались последний раз – вчера, неделю, год назад? ... То есть в следующий раз вы порадуетесь завтра, через неделю, через год… Правильно? Вы всегда ставите условия: вот если бы… Вашу радость нужно заслужить. Только вот вопрос: кому нужно? Прежде всего, вам! Радость и смех сами по себе – исцеление, путь к любви, успеху. Вам так повезло! Вы живете в удивительно устроенном мире! Только осознайте все его разнообразие – звуков, цветов, людей, талантов, эмоций, возможностей…Дух захватывает!

Ну как, получается? Чувствуете, как на душе-то полегчало? Молодцы! Итак…

Запомните это радостное состояние хорошенько и никому не позволяйте вас из него вывести!

Станьте счастливыми!

Между прочим, ученые уже давно доказали, что счастливые люди и болеют намного реже. Им это просто ни к чему! А начать можно с малого: попробуйте хоть на полчаса стать другим человеком. Не проходите мимо мелочей жизни, которые доставят вам радость, пусть даже небольшую. А для начала просто подумайте, что бы это могло быть. Желательно даже записать это на бумажку и время от времени ее перечитывать.

Упражнение «Меня радует…».

Педагогам предлагается записать на листочках то, что приносит им радость.

Желающие зачитывают то, что написали.

Обсуждение.

Упражнение «Моя полянка».

Психолог предлагает всем занять удобную позу, сидя в кругу, закрыть глаза и представить (спокойная музыка).

«Все мы находимся на полянке, каждый на своей. У кого – то она маленькая, у кого – то большая. У кого – то светит солнышко, у кого-то идёт дождь. Какое время года на вашей полянке? Какое время суток? Кто вы на этой полянке: гриб, растение, животное, птица? Что вы чувствуете, как взаимодействуете с окружающими, если они есть?

После упражнения учителямя предлагается нарисовать свою полянку.

Психолог:

Козьма Прутков говорил: «Хочешь быть счастливым – будь им!»

Давайте, попробуем написать эту фразу, а точнее, напечатать ее.

Игра «Пишущая машинка».

Итак, мы – буквы алфавита. Будем печатать предложение «Хочешь быть счастливым – будь им!» Сейчас мы произнесем весь алфавит, все 33 буквы. Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться плюс «Пробел», «Точка», «Восклицательный знак». Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название. Точка – хлопнет в ладоши, пробел – топнет ногой, восклицательный знак – крикнет «Ура!».

Психолог:

Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче и приятнее общаться? (С тем, у которого хорошее настроение).

Упражнение «Пожелание другу» .

Учителям раздаются заготовки разноцветных сердечек. На сердечке предлагается написать приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе…»

Психолог собирает в декоративный мешочек сердечки с пожеланиями. Сердечки перемешиваются. Затем, в конце занятия каждый участник вынимает из мешочка пожелание.

Психолог: Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», который остался один на необитаемом острове).

Таблица, составленная Робинзоном Крузо.

Зло

Добро

Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.

Но зато я выделен из всего нашего экипажа, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.

Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.

Я беззащитен против нападения людей и зверей.

Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?

Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня.

Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.

Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.

Упражнение «Плохо – хорошо»

Цель: убедить педагогов, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.

Ход упражнения

Учителям предлагается любая малоприятная ситуация: например, плохая оценка, предательство лучшего друга и т.д.. Педагоги должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации. Можно под диктовку написать ответы на доске.

Самый лучший пример - героиня одноименного художественного фильма, созданного по роману «Унесенные ветром», Скарлетт. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе: «Я не буду думать об этом сегодня – я подумаю об этом завтра». Действительно утром приходит всегда хорошее, разумное решение. Недаром русская пословица гласит: «Утро вечера мудренее».

Психолог: Но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто.

Психолог:

А сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение:

Эх, проснуться б за час до рассвета,
Просто так… от предчувствия счастья!
И собравшись, сбежать незаметно,
Ведь хотелось хоть раз? Ну, признайся!
Свежий воздух вздохнуть, чуть поёжась
Улыбнуться бледнеющим звёздам
Ну, к чему мне теперь осторожность?
Возвращаться, увы, слишком поздно
Я возьму и умоюсь росою,
Рассмеюсь розовеющим эхом
И бельчонка спугнув под сосною,
Поспешу к краю леса прорехам
Вместе с солнцем мы выйдем к заливу
Окунёмся друг в друга и в море
Я забуду про слово «тоскливо»,
Отряхнусь от понятия «горе»
Счастье? Вот оно! Блёсткой дорожкой,
С горизонта течёт мне в объятья
Знаю я – быть счастливой не сложно,
Быть счастливой – простое занятие!

Психолог:

Какая бы ситуация не произошла в вашей жизни, помните: из любой, даже самой неприятной, можно найти выход.

Психолог:

Я желаю вам всем удачи. Живите с улыбкой и никогда с ней не расставайтесь. Улыбайтесь друг другу! Пусть вам всегда, везде и во всем будет хорошо. Да сбудутся ваши желания и мечты.

Учителя по очереди вынимают из мешочка сердечки с пожеланиями и зачитывают их.

Психолог: Закончить сегодняшнее занятие я хотела бы философским завещанием матери Терезы:

Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Осуществи ее.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.

Жизнь – это игра. Стань игроком.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай ее.

Жизнь – это долина слез. Преодолей все.

Жизнь – это песня. Допой ее до конца.

Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.

Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать ее.

ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ! ЗАВОЮЙ ЕЕ!

Цель : развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения.

Задачи :

1) гармонизация отношений;
2) углубление процесса самопознания;
3) познание себя при помощи группы;
4) отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

Ознакомление с темой тренинга, его целями, режимом работы.

Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выбранные правила на листе ватмана.

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

Говорить от своего лица.

Говорить о происходящем здесь и сейчас.

Избегать оценок.

Все активны.

Слушать, не перебивая.

Конфиденциальность.

Право на личное мнение.

Ко всем обращаться по имени.

Точность начала и конца занятия.

Педагог-психоло г: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это за-мечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возмож¬ность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу ра¬дость встречи.

Данный тренинг носит ознакомительный характер и направлен, в большей степени, на формирование представлений о таком компоненте личности, как уверенность в себе. На нашем тренинге мы попытаемся разобраться, что за феномен уверенность в себе; какие составляющие входят в его структуру и какими же правами, как личности, обладаем мы для того, чтобы поверить в себя и сделать нашу жизнь чуточку счастливее.

Информационный блок

Развитие уверенности в себе начинается с
устранения демона, который называется страх;
этот демон сидит у человека на плече и
нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать...»
Н. Хилл. Закон успеха

Психолог . Уверенность в себе - изменчивая, подвижная переменная в уравнении счастливой самодостаточной личности. Это не врожденное качество, оно формируется в течение всей нашей жизни и именно поэтому мы должны приложить усилия, чтобы поверить в себя. Как было бы просто, если бы все мы рождались с определенным уровнем уверенности - раз, и я верю в себя! А если у кого - то низкий уровень уверенности, то можно опустить руки и сказать: что уж поделать, я таким уродился.

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, те есть во взаимодействии с социальным окружением.

Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения»

Уверенные в себе люди характеризуются:

Независимостью;
самодостаточностью.

Внешние признаки уверенного человека:

Выглядит спокойным;
держится с достоинством;
открытый взгляд;
ровная осанка;
спокойный и уверенный голос.

Уверенный в себе человек умеет:

Отстаивать свою позицию мирно;
откровенно высказываться без враждебности и самозащиты;
отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.

Вводная часть

Приветствие.

1.Упражнение «Племя бумба-юмба»

Психолог . Мы с вами попали в племя бумба-юмба. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени. По сигналу - один хлопок в ладоши - мы должны дотронуться локтями, по сигналу - два хлопка в ладоши - потереться спинками, по сигналу - три хлопка в ладоши- потереться плечами.

Рефлексия: какие чувства вы испытывали?

2.Упражнение «Хвасталки»

Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.

Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».

Вопросы :

  • легко ли было говорить о своих успехах;
  • узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
  • легко ли было радоваться вместе с другими;
  • как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.

3.Упражнение «Волшебная чашка»

Психолог . Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?..

Ваша чашка особенная - волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка - твоя! Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

Задание: нарисуйте свою чашку.

Рефлексия

Что вы чувствуете после выполнения упражнения?

Почему ваша чашка всегда оставалась полной?

4.Упражнение «Без маски»

Психолог. Мы уже убедились, что в данной группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Кто хочет быть первым?

1. «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
2. «Мне очень трудно забыть, но я...»
3. «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»
4. «Мне бывает скучно, когда я...»
5. «Особенно меня раздражает то, что я...»
6. «Мне особенно приятно, когда меня...»
7. «Иногда люди не понимают меня, потому что я...»
8. «Верно, что я еще...»
9. «Думаю, что самое важное для меня...»
10. «Мои друзья редко...»
11. «Я горжусь тем, что...»
12. «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»
13. «У меня возникает чувство сомнения, когда...»
14. «Я заслуживаю того.....»
15. «Я абсолютно уверенна, что......»
16. «Я пока не научилась......»
17. " Я всегда хочу быть...."
18. «Я всегда радуюсь......»
19. «Я стремлюсь к тому......»

5.Упражнение с картиной «Звуковая гимнастика»

Цель: углубление знаний о способах и приемах саморегуляции через дыхание; обучение снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.

Сейчас мы выполним дыхательную гимнастику, которая эффективно влияет на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Каждый из вас выбрал букву, которую вам надо будет пропеть. В результате этого мы воздействуем на работу всего организма и параллельно снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, расскажу о правилах: выполняется она в спокойном, расслабленном состоянии, стоя с выпрямленной спиной; сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. (Потренируемся?)

А теперь попробуем спеть все вместе.... Отлично, мышечные зажимы мы сняли, подняли настроение. Время формировать «мышечный корсет»; расправляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя.

А - воздействует благотворно на весь организм;
Е - воздействует на щитовидную железу;
И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О - воздействует на сердце, легкие;
У - воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я - воздействует на работу всего организма;
М - воздействует на работу всего организма;
Х - помогает очищению организма;
ХА - помогает повысить настроение

6.Упражнение «Мое отражение»

Психолог . Поиграем в игру, которая поможет нам выявить наше отношение к самим себе. Задача каждого - внимательно посмотреть на себя в зеркало и попытаться воспринять себя несколько отстраненно, как если бы он видел не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло его внимание. Сосредоточенно изучите этого человека, а затем попытайтесь ответить на следующие вопросы:

Что привлекательного вы видите в этом человеке?

За что его можно любить?

Что в нем вызывает уважение, а может быть, восхищение?

Постарайтесь быть предельно честными. Это потребует от вас известной доли мужества.

Рефлексия

Что вы испытывали при выполнении этого упражнения?

Кто испытывал сильное сопротивление и так и не смог сказать в свой адрес ничего хорошего? (Это сигнал для серьезных раздумий о себе и о своей жизни.)

7.Упражнение «Скульптура»

Группа делится на две подгруппы. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая - человека без чувства собственного достоинства. Фигура лепится из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, создают ему мимику. Каждая подгруппа выбирает экскурсовода, который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. Экскурсанты (члены второй подгруппы) могут согласиться или не согласиться, внести свои коррективы.

Рефлексия

Что вы чувствовали в процессе «создания» скульптуры?

Что чувствовали сами «скульптуры»?

8.Упражнение «Я в тебе уверен»

Психолог . Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь знакомы.
Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверена, что ты...» Например: «Я уверена, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты никогда не скажешь обо мне плохо». Еще рая подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.

Рефлексия

Что вы чувствуете сейчас?

Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?

Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным?

9.Упражнение «Сон героя» (Звучит музыка)

Психолог . Мы долго играли и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Ваши руки совершенно спокойно лежат на коленях. Ваши ступни стоят на полу и расслаблены. Ваши руки и ноги становятся спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Ваше тело отдыхает...

Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет...

Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет...

Где вы живете...

Что вы делаете...

Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами?..

Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится мой дружеский голос. Можно разобрать отдельные фразы: «Ты замечательная... Мы тебя любим... У тебя все получится...»
Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон.

(Пауза 1 минута.)

Теперь вы чувствуете, что настало время возвращаться сюда к нам...

Когда я досчитаю до трех, вы проснетесь и будете бодры и уверенны. Постарайтесь запомнить все, что увидели о самом себе. Раз - два - три.

Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и напишите, какими вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого? (10 минут.)

Рефлексия

Довольны ли вы увиденным образом будущего?

Что понравилось больше всего?

Было ли что-то, что не понравилось?

Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?

10.Упражнение «Профессиональное будущее»

Цель: формирование профессиональной мотивации

Ведущий : Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось каждому из вас подарить презент на память

Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора.

Монета - повышение зарплаты;

Ключик - без труда найдете подход к родителям и детям;

Перо - обобщение опыта;

Бусинка - приобретение новых профессиональных качеств;

Радуга - энтузиазм в профессиональной деятельности;

Конфета - установка на профессиональные перспективы;

Краски - активная профессиональная позиция;

Кристальный цветок - стойкое психологическое здоровье.

Заключительная часть

11.Упражнение «Сердце коллектива»

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Приду¬майте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Орг. конец:

Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Красный - активные, энергичные, деятельные, оптимистичные. Символизирует возбуждение, агрессию, активность, энергию и силу.

Оранжевый - активность, свобода, оптимизм, открытость, общительность. Активизирует замкнутых и недоверчивых людей.

Желтый - мечтательные, полные надежд, не готовые активно действовать, занявшие выжидательную позицию. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль. Активизирует общение, повышает самооценку. Может означать склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению.

Зеленый - изменение и обновление, равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно-сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение.

Голубой - Символизирует интуицию, эмоциональность, духовность, гармонию. Пассивного человека приводит к печали и унынию.

Синий - чувствительные, впечатлительные, но спокойные и уравновешенные. Символизирует покой, вдохновение, творчество, самоанализ, разум.

Фиолетовый - (соединяет в себе синий и красный). Впечатлительные, деятельные. Символизирует творчество, интуицию, интеллект, духовный рост. Злоупотребление может вызвать тоску и депрессию.

Розовый - (соединяет в себе красный и белый). Романтичность, эмоциональность, нежность, примирение, чувствительность, изменение точки зрения. Избыток - потребность в защите, уход в мир грез.

Коричневый - консервативные, сдержанные или тревожные. Символизирует надежность, защиту, прочность.

Негативные чувства разочарование, недовольство, депрессия.

Белый - (соединяет все цвета). Открытые к общению. Символизирует очищение, божественность, удачу, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку. Может создать состояние превосходства над другими.

Черный - неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед, ориентирован на бессознательное.

Серый - (соединяет белый и черный). Безразличные, инертные, равнодушные или здравомыслящие. Символизирует покой, гармонию, равновесие.

Негативные чувства печаль, депрессия, болезнь, усталость, склонность к критике.

Серебряный - женственные, спокойные. Развивает воображение, фантазию, терпимость к мнению окружающих. Помогает увидеть собственные ошибки, устранить споры.

Золотой - целеустремленные, активные, энергичные. Символизирует власть, чистоту, славу, любовь, мудрость. Для безвольных не подходит, могут, не справится с энергией. Негативные чувства боязнь успеха, страх перед поражением, нежелание в чем-то участвовать.