Труд как процесс и как экономический ресурс. Учебник: Экономика и социология труда

05.09.2019 Виды

1. Производительность труда.

2. Качество труда.

3. Организация труда.

4. Квалификация труда.

Понятие рабочей силы, трудового потенциала и трудового капитала.

Труд как ресурс-то, благодаря чему производят полезные блага.Характеризуют такими понятиями как: труд.ресурсы, раб. сила,человеческий капитал,трудовой потенциал.

С переходом к рыночн.отношениям труд является все более специфичным ресурсом с точки зрения работодателя, обязанным приносить ему доход.Этому требованию больше отвечает понятие человеческий капитал.Если исходить из классич определения капитала-это все,что приносит доход, но под человеческим капиталом следует понимать способности человека,его знания и умения,которые могут стать источником получения дохода собственника.Трудовой потенциал характеризуется с точки зрения его участия в производстве полезных благ.

Воплощением труда как ресурса является раб. сила.-умственные и физич данные человека,его способность к труду. Рабо́чая си́ла в экономической теории - способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности. В условиях рыночной экономики - это товар, однако в отличие от других видов товара рабочей силе присущи следующие признаки:
1. товар создает стоимость, причем большую, чем он сам стоит (или, точнее сказать,чем оценивает его работодатель);
2. ни одно производство невозможно без привлечения данного вида товара;
3. от рабочей силы зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйственной структуры в целом. Под трудовым потенциалом работника понимают совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность работника, обобщающий показатель личностного фактора производства. Качества связаны: со способностью и склонностью работника к труду, состоянием его здоровья, выносливостью, типом нервной системы, т.е. всем тем, что отражает физический и психологический потенциал; с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющих способность к труду определенной квалификации; с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, идейной убежденности, интересов и потребностей Экономисты говорят о рабочей силе как товаре, а социологи чаще используют понятие – трудовой потенциал работника.Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели .

Человеческий капитал в широком смысле - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Показатели производительности труда.

Для расчета П.Т.используются показатели, характеризующие результативность использования труда, т.е.его эффективность. П.Т. рассчитывают с использованием 2-х показателей: выработка и трудоемкость .

Выработка определяется как отношение объема производимой продукции на среднесписочную численность работников или на затраты труда, обеспечившие этот объем производства. Для торг. предприятия выработка будет рассчитываться путем деление объема т/о на числ-сть работников или (В=ОТО/Ч, В=ОТО/3т).

Трудоемкость рассчитывается путем деления затрат труда на объем произведенной продукции.(Т=Зт/ОТО).Для характеристики индивид.товарооборота используется объем т/о в расчете на 1го продавца или затраты труда 1го продавца на объем т/о. Рассчитывают выработку и трудоемкость:

1)технологическую(раасчит.через объем т.о.и затраты труда осн.работников).

2)Выработка и трудоемкоссть обслуживания(рассч.путем сопоставления затрат труда и объема работ обслуживающего и вспомогательного персонала или путем расчета объема т.о.в %-тах к объему осн.персонала).

3)Технологическая В.и Т.(Вп=Вт+Во,Тп=Тт+То)

4)В.и Т.управления(рассч.по затратам труда аппарата управления).

5)В(Т)п+В(Т)о=В(Т)общ.

Применительно ко времени можно рассчитать часовую выработку,дневную,месячную и среднегодовую. Среднегодовая рассч-ся делением годового объема произв-ва (реализации)на годовой объем затрат труда. (Дневная В.=Часовая В.*прололж-ть раб.дня. Месячная В.=часовая в.* продолж.раб.дня* кол-во раб.дней в месяце.)

Анализ динамики и состава кадров предприятия

Понятие основного фонда оплаты труда и порядок его расчета при различных формах оплаты труда. Примерная структура фонда оплаты труда.

Основная оплата труда (тарифный/аккордный фонд, сдельный заработок) – опл труда, начисленная работнику по повременным тарифным ставкам, по сдельным расценкам, должностным окладом или в соответствии с действующими нормативами.

Структура: ФОТ=Оф+До+По+Н+МК+С+РК+Отп+Пс+Пп+ВСК

ФОТ-Фонд оплаты труда, Оф-основной фонд, До/По - дополн/повышенная оплата, Н-надбавки, МК – мастерство и классность(не в обязат порядке), С – надбавка за стаж(ТК РФ не предусмотр), РК – районные коэф, Отп-отпускные, Пс/Пп-премии за сечет себестоимости/от прибыли.

51. Планирование средств на заработную плату. Понятие фонда оплаты труда и фонда заработной платы .

ФОТ - общая сумма денежных средств, выплачиваемых работниками предприятия по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, а также доплат, надбавок и премий в течение определенного периода времени

ФЗП – сумма средств, необходимая для оплаты труда всех работников предприятия в течении опред периода.

Рассчитывают ФЗП на основе производственной программы предприятия, плановой численности работников по профессии и квалификации, установленных расценок на сдельные работы, планового бюджета рабочего времени 1 работника, действующих тарифных ставок и тарифных сеток, применяемых форм и систем оплаты труда, действующих доплат и надбавок, премиальных положений.

На малых/средних предприятиях плановый ФЗП можно определить методом прямого счета. Первоначально рассчитывают индивидуальный ФЗП по каждому рабочему месту с учетом обязательств работодателя перед работником согласно заключенному трудовому договору. Сумма ФЗП по рабочим местам образует плановый ФЗП предприятия.

Укрупненный метод: плановая численность работников*плановая средняя з/п.

Производительность труда должна расти более быстрыми темпами, чем средняя з/п.

Плановый Фзп необходимо увеличивать на величину ожидаемого роста инфляции в соответствии с принятым на предприятии порядком индексации з/п в связи с ростом розничных цен на товары и услуги.

Планирование рабочего времени и численности персонала.

Для планирования численности персонала необходимы расчеты: а) баланс рабочего времени 1 среднесписочного работника; б) численность работников по категориям; в) среднесписочная численность промышленно-производственного персонала по категориям персонала. => Затем устанавливают бюджет рабочего времени на плановый период.

«От достигнутого уровня».

Численность персонала в плановом периоде: Чпл =Чб (Чо.п /Iп.Т), Чб – среднесписочная численность работающих в базисном периоде, Чо.п - индекс изменения объема производства в плановом Iп.Т – индекс роста производительности труда.

Расчеты следует дополнить анализом использования фонда рабочего времени рабочих, составить на его основе план мероприятий, направл на лучшее использование раб силы, что находит отражение в индексе роста производит-ти труда.

Расчет осущ с учетом экономии численности работающих по всем факторам роста производительности труда. Численность раб-в предпр в плановом периоде: Чпл =Чб *Iп.Т + ∆Чисх,

Чиск-общее изменение исходной числ раб-х.

Эти методы применимы для предпр со стабильным объемом.

Более точные и для вновь создаваемых предпр: 1)по трудоемкости работ,2)по нормам выработки,3)по рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов и контроля за технологическими процессами.

Планирование рабочего времени

Планирование численности работников связано с показателем использования рабочего времени в течение года(чел/ч и чел/день).

Баланс рабочего времени-система показателей, характ ресурсы рабочего времени работающих, их распределение по видам и затрат и использованию. Рассчитывается на 1 рабочего, составляется по предприятию, цеху, участку. Этапы составления:1)расчет среднего фактического числа рабочих дней;2)установление средней продолжительности рабочего дня;3)определение эффективного фонда рабочего времени(ч) одного работника с учетом продолжительности, принятого календарного режима работы.

Три фонда времени: а)календарный- число календ-х дней в плановом периоде;б)номинальный- кол-во раб дней(максимальное в плановом периоде);в)эффективный фонд раб времени среднемесячного рабочего(ч)=произведение числа раб дней на фактическую продолжительность раб дня.

Число раб дней в плановом периоде = разница между номинальным фондом и количеством неявок. Плановые неявки-очередные,дополн, учебные отпуска; невыходы –болезнь, роды, выполнение госуд и общ обязанностей.

Отпуск планируется в соотв с закон-м и числом работников. Невыходы- по отчетным данным. Средняя продол раб дня – с учетом сокращенных предпр дней.

Основные понятия и характеристики труда.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом.

основные характеристики труда:

1. Производительность труда.

Производительность определяется количеством произведенных товаров или услуг за единицу времени (смена, год, месяц, день, час). Она дает возможность измерять результаты труда по различным параметрам.

2. Качество труда.

3. Организация труда.

Организация - это процесс любого труда, который обеспечивает трудовую дисциплину, координацию работников, наличие необходимых материалов и др.

4. Квалификация труда.

Из умения, опыта, знаний и профессионализма складывается общая квалификация.

Труд, который не требует особых навыков можно назвать малоквалифицированным. К нему относится переноска тяжестей, уборка помещений и подобные виды деятельности. Это простой труд.

Труд как ресурс и труд как процесс

Труд следует рассматривать с 2х точек зрения-как ресурс и как процесс.

Труд как процесс- всякое умственное или физич училие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого либо результата. Имеет 3 осн признака:цель(произв полезн благ),мотивация, содержание труда(целесообразное преобразование ресурсов и затраты времени и энергии)

Труд как ресурс-то, благодаря чему производят полезные блага.Характеризуют такими понятиями как: труд.ресурсы, раб. сила,человеческий капитал,трудовой потенциал.

Ресурсы-то, из чего и благодаря чему производят полезные блага.

Ресурсы делят на 3 крупн подгруппы:природные, ресурсы полученные под воздействием труда из прир.ресурсов, труд,посредством которого преобразуют прир ресурсы.

Под производством понимают процесс целенаправленного соединения средств труда,предметов труда и самого труда.

Понятие труд ресурсы связано с законодательством(труд кодексом).

Труд. ресурсы-все трудоспособное население страны.Отнесение населения страны к работоспособному осуществляется через понятие «предельный возраст трудоспособности»,он зафиксирован в труд. кодексе.(подростки от 14 до 16, жен 16-55, муж 16-60)периодически этот возраст меняется, зависит от демогр,эконом факторов.

В состав труд. ресурсов включают работающих пенсионеров


Одним из определяющих факторов производства является труд.
Носитель труда, т. е. рабочая сила человека, называется человеческим фактором.
Часть населения страны, обладающая способностями и возможностями участвовать в труде, образует трудовые ресурсы.
Близким к трудовым ресурсам, но более широким понятием является «трудовой потенциал».
Трудовой потенциал – это часть населения страны, образующая трудовые ресурсы, с учетом тех лиц, которые потенциально могут изменить трудовые ресурсы в ту или иную сторону.
Перечисленные три категории, вместе взятые, обрисовывают с разных сторон трудовой фактор страны.
В отличие от других факторов производства труд имеет особенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром в отличие от марксистской теории, где товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила.
Из этой посылки следует для марксизма важный вывод: поскольку товаром является не труд, а рабочая сила, то и оплачивается в форме заработной платы не весь продукт труда, а лишь часть его, необходимая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.
В отличие от марксистского классового подхода в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.
Так, некоторые исследователи выделяют ремесленный, технократический, инновационный виды управления трудом, соответствующие доиндустриальному, индустриальному и научно-техническому вариантам экономического роста (табл. 17.1).
Таблица 17.1 Виды управления трудом
РЕМЕСЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ характеризуется ручным производством (манус – рука, фактура – производство), наличием разделения труда (например, производство кареты требовало разделить труд между столярами, плотниками и т. д.), подчинением прежде самостоятельного рабочего единой команде и дисциплине.
ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ предполагает переход от ручного труда к машинному, углубление разделения труда, жесткие формы экономического принуждения, выделение управленческого труда в самостоятельный вид деятельности. В ходе изменения своей материальной базы (совершенствование техники) этот вид управления прошел несколько этапов. Переход к технократическому управлению осуществился в конце XIX и начале ХХ в. и связан с именем Ф. Тейлора.
Тейлоризм включает в себя методы, основанные на хронометраже каждой операции, которую выполняет рабочий. В соответствии с ним устраняются бесполезные движения рабочего и отбираются наиболее совершенные. Эти принципы работы легли в основу «научной организации труда».
Следующий этап технократического управления связан с именем Г. Форда.
Фордизм основан на поточно-конвейерном производстве, которое задает темп работы, снижает издержки, повышает выработку и тем самым – производительность труда.
30-40-е гг. ХХ в. отмечены включением в технократическое управление психических и социальных компонентов: социального обеспечения, установления минимального уровня оплаты труда, оплаты сверхурочных работ, введения техники безопасности и др. В значительной мере это было сделано под влиянием социальных достижений Советского Союза.
В 50-60-е гг. в технократическое управление внедряется теория «человеческих отношений», в которой доказывается, что людям нравятся самостоятельность в принятии решений, отсутствие мелочной опеки, уважение к ним и их труду. В соответствии с этим пересматривается режим работы, усиливается зависимость вознаграждения от результата работы, внедряются формы «участия рабочих в прибылях» и др.
Теория «человеческого капитала» появилась в 60-е гг. ХХ в. в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях НТР. Ее разработали представители неоклассического направления Г. Беккер, Дж. Минцер, Т. Шульц и др. По их мнению, в производстве взаимодействуют два фактора – «физический капитал», в который включаются средства производства, и «человеческий капитал», к которому относятся приобретенные знания, навыки, энергия. Величина «человеческого капитала» оценивается потенциальным доходом, который он способен приносить.
Человеческий капитал создается тогда, когда индивид осуществляет инвестиции в самого себя, оплачивая образование и приобретение квалификации, которое постепенно утрачивается и должно возмещаться. Выделяют три типа «амортизации образовательного потенциала»:
потеря накопленных знаний, особенно тех, которые редко применяются в повседневной деятельности специалиста;
моральное старение знаний как следствие прогресса науки и увеличения потока информации. Оно связано с переходом от обслуживания одного поколения техники к другому, более сложному (от пишущей машинки к компьютеру и т. д.);
функциональное старение знаний, требующее полной смены специальности.
ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ связано с переходом к новому технологическому способу производства, который потребовал привлечения высококвалифицированного «человеческого ресурса», способного самостоятельно принимать решения, быть лояльным фирме и обеспечивать высокую производительность и качество работы. Методы его применения находятся в состоянии развития.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда:

  1. 10.3 Производительность труда как показатель эффективности использования трудовых ресурсов
  2. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории
  3. 25). Рыночная экономика (market economy) - эконо- мика, в которой ресурсы распределяются на ос- нове децентрализованных решений,

Ресурсы предприятия

При создании предприятия его учредители имеют четкое понимание, для чего оно создается: какой продукт будет производиться, или какая услуга будет оказываться, или какая работа будет выполняться. С одной стороны, это условие является залогом успешного функционирования предприятия, потому что продукт его деятельности должен иметь своего потребителя или покупателя. С другой стороны, производство продукта, оказание услуги и выполнение работы, предполагает наличие определенного состава ресурсов.

Ресурсы, используемые в процессе производства, составляющие основу потенциала предприятия (организации), подразделяются на следующие виды: земля, труд, основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, информационные ресурсы и предпринимательские способности. Качество, оптимальное количество и соотношение ресурсов, их рациональное использование предопределяют конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий.

В данном разделе подробно представлены традиционные виды ресурсов предприятий.

Трудовые ресурсы и персонал предприятий

Труд как экономический ресурс

Главным источником богатства общества является труд. Труд - это процесс реализации физических и умственных способностей человека в производстве продукции или целесообразная деятельность, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Труд характеризует совокупность физических, интеллектуальных, творческих и других способностей человека, необходимых для производства различных материальных и духовных благ. В общем виде любую трудовую деятельность или способность к труду можно охарактеризовать количеством трудоспособных работников в организации, уровнем их профессионально-квалификационной подготовки, эффективностью труда, мотивацией труда и другими экономическими показателями. В конкретных условиях производства товаров процесс труда может быть определен затратами и результатами, производительностью труда, трудоемкостью продукции, интенсивностью труда, затратами на содержание и развитие персонала, оплатой труда работников и т.д. Различают альфа-труд (труд, регламентированный процессом производства, исполнитель не вносит нового) и бета-труд (труд креативный, творческий, новационный).

Сельскохозяйственный труд является особым видом труда, представляющим процесс, совершающийся между человеком и природой в целях удовлетворения потребностей, прежде всего в пищевых продуктах. Необходимо отметить, что сельскохозяйственный труд обладает рядом особенностей - это зависимость эффективности труда от природных, прежде всего погодно-климатических, условий и качества земли; сезонность использования труда; совмещение многими работниками ряда трудовых функций, что вызвано многообразием видов работ и короткими сроками их выполнения; это труд, зачастую маломеханизированный и не автоматизированный, тяжелый и малопривлекательный; часто это труд в личном подсобном хозяйстве.

Понятие "процесс труда" более узкое, чем "процесс производства". Процесс труда включает в себя три элемента: средства труда, предметы труда и непосредственно сам труд. Очевидно, труд никогда не утратит своей определяющей роли в процессе производства. Процесс труда есть потребление рабочей силы. Одна и та же численность работников может различаться совокупной способностью к труду в силу различий в подготовленности, возрасте, отношении к труду и т.п., а отсюда следует неодинаковое количество труда (как абстрактного, так и конкретного), которое ими может быть реализовано в процессе производства. Поэтому некоторые специалисты говорят о различном трудовом потенциале одинаковых по численности групп работников.

Различают понятия "трудовые ресурсы" и "рабочая сила". Трудовые ресурсы - это социально-экономическая категория, характеризующая потенциальные запасы труда, которыми располагает общество на данном этапе своего развития или трудоспособная часть населения, совокупность индивидуальных работников. Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей работника для производства потребительной стоимости. Превращаясь в рабочую силу, трудовые ресурсы приобретают качественную определенность. Рабочая сила характеризуется разными физическими данными и способностями, неодинаковой квалификацией, мобильностью, и труд, будучи неотделим от человека, неизбежно включает в себя социальный, психологический и политический аспекты.

Понятия "трудовые ресурсы" и "рабочая сила" различаются не только количественно, но и содержательно. Трудовые ресурсы включают в себя и запас рабочей силы. Трудовые ресурсы имеют смысл лишь в территориальном аспекте, тогда как рабочая сила применима к любой хозяйственной единице.

Трудовые ресурсы подразделяются на экономически активное (занятые, безработные) и экономически неактивное (неработающие пенсионеры и инвалиды) население. Границы трудовых ресурсов объективны (мужское население в возрасте от 16 до 60 лет, женское - от 16 до 55), но они могут иметь и юридическое выражение. Например, для женщин-механизаторов с 15-летним стажем, верхняя граница трудоспособного возраста составляет 50 лет.

В экономической деятельности различают понятие трудовой потенциал - интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду различных групп людей. В его рамках выделяют кадровый потенциал - способность основного состава квалифицированных работников создавать определенные материальные и духовные ценности.

Кадровый потенциал предприятия, по мнению отдельных специалистов, в широком смысле этого слова представляет собой умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения эффективности в различных сферах производства, в целях получения дохода (прибыли) или для достижения определенного социального эффекта.

В самом общем виде понятие "трудовой (кадровый) потенциал" характеризует определенные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели. Различают трудовой потенциал общества, организации и работника. Трудовой потенциал общества есть суммарный трудовой потенциал организаций, а трудовой потенциал организации - совокупность трудового потенциала ее работников. Трудовой потенциал работника - это совокупность физических и интеллектуальных качеств человека, определяющих его способность в определенных условиях достигать максимально возможных результатов и совершенствоваться в процессе труда. Трудовой потенциал работника - величина не постоянная и зависит от целого ряда факторов. Накопление новых знаний и навыков, улучшение условий труда могут повысить его, а ухудшение здоровья работника - уменьшить.

Трудовой потенциал тесным образом связан с личностным потенциалом работника, который представляет собой возможную трудовую дееспособность, его ресурсные возможности в области труда.

Выделяют следующие личностные потенциалы работника:

  • - психофизиологический - что составляет его работоспособность;
  • - познавательный - что он знает;
  • - ценностно-мировоззренческий - что он ценит и на что ориентируется;
  • - потребностно-мотивационный - что побуждает его к деятельности;
  • - коммуникационный - с кем и как он общается;
  • - творческий - что и как создает, самовыражается;
  • - трудовой (профессионально-квалификационный) - на что он способен;
  • - лидерский - способен ли он вести за собой;
  • - командный - способен ли к сотрудничеству, коллективному взаимодействию.

Основной задачей в ходе практической деятельности предприятий является максимальное использование потенциальных возможностей работников.

Трудовой коллектив организации составляют занятые на нем работники. Следовательно, под трудовым потенциалом предприятия подразумевается совокупная трудовая дееспособность сто коллектива, ресурсные возможности в области труда списочного состава организации исходя из их возраста, физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков.

К основным компонентам трудового (кадрового) потенциала относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм. Все эти характеристики могут быть применены как к отдельному человеку, так и к группе людей, предприятию, региону и всей стране.

Объективная цена рабочей силы определяется на свободном рынке рабочей силы и способствует повышению его качества. Рынок рабочей силы - это совокупность экономических отношений в сфере воспроизводства рабочей силы, ее покупки и продажи. При этом стоимость наемной рабочей силы представляет собой сумму издержек (затрат) работодателей, связанных с содержанием и использованием рабочей силы. Эти затраты делятся на прямые (прямая заработная плата; оплата за нерабочее время; премии и подарки, не входящие в фонд заработной платы; расходы на питание, напитки и другие натуральные выплаты, полученные в процессе экономической деятельности) и косвенные (расходы на жилье работников, которые берет на себя работодатель; расходы работодателей на социальное обеспечение; расходы на профессиональную подготовку; расходы на социальные услуги; прочие расходы на рабочую силу; налоги, рассматриваемые в качестве расходов на рабочую силу).

Следует отметить, что любая экономическая система предполагает эксплуатацию труда - отторжение части прибавочной стоимости, которая изымается работодателем. Каждый человек имеет возможность продавать рабочую силу, являющуюся его собственностью. Она определяется запасами физической и умственной энергии человека, здоровьем, возрастом и природными данными. Рыночной экономике присуще отсутствие принуждения к труду, отказ от регуляции движения трудовых ресурсов и рабочей силы, полная свобода работника при решении вопроса о трудоустройстве, трудовые отношения регулируются договором на контрактной основе.

В плановой экономике существовало принуждение к труду, не работающие по неуважительным причинам граждане привлекались к судебной ответственности, распределение трудовых ресурсов было директивным. Тем не менее и в рыночной экономике необходимость государственного регулирования рынка труда очевидна. Регулирование может принимать разные формы - политика доходов, социальной защищенности и т.д. Основное воздействие на рынок рабочей силы государство осуществляет путем установления минимального размера оплаты труда.

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА КУРСА

Недостатки заклёпочных и болтовых соединений

Заклепочным и болтовым соединениям, требующим образова­ния отверстий для заклепок и болтов, свойственны следующие недостатки:

1) повышенная трудоемкость операций сверления отверстий, клепки или установки болтов;

2) ослабление сечений отверстиями;

3) пониженная статическая и усталостная прочность вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий;

4) нарушение гладкости поверхности при клепке;

5) образование при клепке анодно-оксидированных листов во­круг каждой заклепки мелких радиальных трещин анодной пленки, вследствие чего понижаются коррозионная стойкость и усталостная прочность;

6) увеличение массы конструкции за счет массы головок за­клепок;

7) сильный производственный шум, сопровождающий клепаль­ные операции.

Некоторые из указанных недостатков устранимы.

Для компенсации ослабления сечений отверстиями увеличи­вают толщину соединяемых элементов в местах расположения за­клепок или болтов. Путем увеличения толщины сечений соединяемых элементов в ме­стах сверлений можно также успешно бороться и с понижением усталостной прочности заклепочных и болтовых соединений вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий.

Известно, что отсутствие ясности в терминологии обычно ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «за­работная плата».

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспек­тов отдельно.

/././. Сущность трудового процесса

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умствен­ное и физическое усилие, предпринимаемое частично или це­ликом с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделан­ной работы» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. От­мечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчер­кивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлет­ворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основ­ном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].



Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опос­редованным воздействием внешней материальной необходимо­сти» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 часов в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и ис­кусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристо­краты, священнослужители, дети купцов и т. п.

В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) - занимаются ду­ховной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рожде­нию относится к низшей касте, могут заниматься только наиме­нее привлекательными и тяжелыми видами труда 1 . Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни 2 . По известному определению Аристотеля, «раб - одушевленное орудие, а ору­дие - неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. 1994. С. 294]).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой про­мышленной революции, а также социальных революций и ре­форм во Франции, Германии и других странах. В результате ро­ста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для по­лучения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально из­менили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрас­левом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура

1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: «Судьбы наивысшей был жрец удостоен,

Жрецу подчинялся с охотою воин,

Тому и другому служили умельцы,

И люди торговые, и земледельцы,

А им угождали покорные шудры, -

Таков был закон стародавний и мудрый» [Махабхарата. С. 39].

2 См.: [Фасмер].

населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в на­стоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладаю­щая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты 1 , именно те, кто занят творчеством, созда­нием нового, вносят наибольший вклад в увеличение нацио­нального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, усло­вий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая вы­полняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особен­ности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс твор­чества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творче­ство - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм до­быча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн сло­весной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писате­ля, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством оп­ределяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко проти­вопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принци­пиальный мотив творческой деятельности - стремление инди­вида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, одна­ко он редко может быть реализован и, что более важно, не от­ражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма веро­ятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выра­зил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

1 См.: [Генкин, 2002а]. Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых на­учных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в созда­нии новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды твор­чества ученых, изобретателей, художников, писателей, арти­стов составляют в развитых странах значительную часть наци­онального богатства. Произведения науки и искусства актив­но участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следу­ет признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в раз­витии цивилизации играет деятельность, направленная на ду­ховное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспита­ние детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье являет­ся примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует зна­чительных усилий, которые в той или иной мере должны ком­пенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в на­уке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные органи­зации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участву-

ют в экономическом обмене, устанавливающем степень их по­лезности для различных людей и периодов времени.

В приведенных выше определениях понятие «труд» рассмат­ривалось как вид деятельности человека, т. е. как процесс. Мы полагаем, что этот процесс характеризуется тремя основными признаками: целью, содержанием и мотивами. Основная цель труда - производство благ; его содержанием является целесо­образное преобразование ресурсов природы и обусловленные этим затраты времени и энергии человека; мотивы - это при­чины, побуждающие человека трудиться.

Понятие «трудовой процесс» целесообразно определять через более общее понятие - «деятельность человека». Это понятие ха­рактеризует все виды человеческой активности: работа, приня­тие пищи, посещение театров, прогулки в лесу, танцы и т. д. и т. п. Иначе говоря, деятельность - это все, что мы делаем, когда не спим. Каждый вид деятельности связан с затратами вре­мени и энергии человека (впрочем, сон тоже требует того и другого).

Как видно из этих примеров, понятие «деятельность челове­ка» в общем случае относится к сфере физиологии. Социально-экономические аспекты деятельности связаны с причинами, побуждающими человека тратить время и энергию на производ­ство благ и ресурсов, необходимых домашнему хозяйству (тому, кто трудится, и его семье) и (или) предприятию, обеспечива­ющему удовлетворение потребностей общества через систему рынков.

Таким образом, можно сформулировать следующее опреде­ление.

Без нужных людей ни одна организация не может достичь своих целей и выжить.

Из опыта руководителя

Сущность управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди рассматриваются как достояние компании, добытое в конкурентной борьбе, которых нужно размещать, мотивировать их деятельность, развивать наравне с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей организации.

Управление персоналом - это самостоятельная сфера деятельности руководителей.

От квалификации решений в системе подбора, обучения, перемещения и материального поощрения работников зависят в значительной степени экономические результаты деятельности любой организации.

На малом предприятии проблемы управления персоналом решаются от случая к случаю, когда возникает потребность. Крупное предприятие может успешно функционировать только при наличии системы управления персоналом. Организуется и поддерживается эта система специализированными подразделениями, где работают соответствующие высококвалифицированные специалисты. Результативность системы управления персоналом зависит от знаний принципов всеми работниками, от активного участия в ее деятельности всех руководителей объединения. Трудовые ресурсы отличаются специфичностью по многим признакам:

Возможность отказа от условий труда.

Увольнение.

Забастовки и протесты.

Изменение эффективности труда.

Причастность к системе переподготовки и обучения.

Территориальная привязанность.

Социальная неоднородность.

Зависимость от закона «перемены труда».

В 1799 г Василий Иванович Прохоров и его шурин Ф. И. Резанов основали товарищество «Прохоровская трехгорная мануфактура» в виде ситценабивной фабрики в Москве. Через пять лет они купили у князя Хованского фабричное производство с земельным участком, где развернули производство ситца.

С 1813 г В. И. Прохоров стал единственным владельцем семейного предприятия. Семья Прохоровых развивала производство, и оно очень быстро стало одним из ведущих предприятий России. С 1843 г мануфактура приступила к выделке ситцев машинным способом. В 1914 г ее основной капитал составлял 8,1 млн руб. На средства товарищества содержались техническое училище с шестилетним сроком обучения, вечерне-воскресная школа на 500 человек, детский сад, больница, роддом, летний санаторий для рабочих. Изделия фирмы имели право использовать изображение герба России. Они неоднократно получали золотые и серебряные медали на престижных выставках в России и за ее пределами. В 1900 г на Всемирной выставке Прохоровская трехгорная мануфактура удостоилась высшей награды - Гран-при за качество продукции и заботу о рабочих.

Человек очень чувствителен и отзывчив на поощрения и взыскания, его нельзя обманывать. У него достает мудрости не доверять словам, которые в каком-либо отношении расходятся с делами. Человек нуждается в смысле жизни и готов пожертвовать чем-то ради него, но ему необходимы свобода, развитие в процессе труда, ощущение успеха. Многие из этих признаков меняются во времени, поэтому и система управления персоналом постоянно изменяется и совершенствуется.

При изучении труда как экономического ресурса выделяют его основные признаки.

Этот ресурс требует воспитания, обучения и содержания. Его состояние характеризуется квалификацией, численностью, физическим и моральным состоянием. Использование труда оценивается через длительность и интенсивность. Затратами на труд выступают: заработная плата, материальное дополнительное поощрение и социальные выплаты. Показателем результата труда является прирост общественного богатства. А его эффективность рассчитывается как соотношение результата и затрат, т. е. прирост общественного богатства от трудовой деятельности, соотнесенный с затратами на личное потребление.

С понятием «квалификация рабочей силы» связаны следующие термины:

квалификация - степень общей и профессиональной специальной подготовки;

специальность - вид деятельности в рамках профессии;

профессия - род занятий человека, использующий определенные общие и специальные знания и навыки. Определяется профессия характером и содержанием труда;

Качество трудовой жизни работника формируется в зависимости от методов разделения труда, содержания операций на рабочем месте, психологических взаимоотношений в коллективе, общего уровня образования сотрудников предприятия.

Рабочее место должно излучать радость и покой для самого работника и его партнеров. Это ведет к росту эффективности труда, улучшению самочувствия работающих.

Показателями качества трудовой жизни принято считать:

справедливость вознаграждения;

безопасность труда;

комфортность условий труда;

возможность самовыражения;

правовую защищенность;

открытость взаимоотношений;

общественную полезность труда.

Трудовой ресурс определяется специфическими показателями оценки уровня жизни:

уровень здоровья - средняя продолжительность жизни и коэффициент смертности;

уровень питания - среднесуточное потребление в пищу количества килокалорий, граммов белков, жиров и углеводов, приходящееся на душу населения;

уровень обеспеченности жильем - наличие фактического количества квадратных метров жилой площади на душу населения;

уровень культуры населения - среднее число лет обучения и объема воспитания на душу населения;

порог бедности - доход, необходимый для обеспечения жизненных минимальных потребностей равно потребностям биологического выживания личности, семьи;

минимальный продовольственный набор - часть прожиточного минимума, равна сумме затрат на питание;

индекс человеческого развития - средняя величина, состоящая из валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования, соотнесенная к уровню принятого в качестве стандарта для сравнения;

индекс уровня жизни - отношение суммы индивидуального дохода работника к сумме прожиточного минимума, утвержденного государством для региона его проживания.