Чему можно научиться у пчел. Патриарх кирилл, мэр лужков и его деревянный "брат-близнец" советуют детям учиться у пчел. б) на даче, в походе есть бутерброды осторожно

Большой любитель мёда и знаток пчелиных повадок - Александр - рассказывал:
Пчёлы каждого улья – как отдельная семья! И они прекрасно отличают своих пчёл от чужих из других ульев! Очевидно, с помощью обоняния. Пчелиная «стража» будто с военным прибором «свой-чужой?» постоянно дежурит возле узкого входа в улей.
Но сходство нравов пчёл и людей не заканчивается на том, что каждая семья вынуждена оберегать своё добро и защищать его от чужаков. Оказывается, и в том и другом «обществе» находятся любители лёгкой наживы!

Для дальнейшего изложения нам необходимо кое-что пояснить. Дело в том, что самый изнашиваемый «рабочий орган» пчёл – это их крылышки! Со временем они будто иссыхающая «шагреневая кожа» становятся «рваными», их аэродинамические возможности для полёта резко ухудшаются и… пчёлка погибает. (Так что неправ тот мальчик, который на этот вопрос, почесав затылок, ответил: наверно мёда объедаются!?)

Так вот. Желая уменьшить время полёта пчелы от улья к цветам, а, значит, и удлинить пчёлам жизнь, рачительный пчеловод старается приблизить ульи к новым цветочным угодьям, транспортируя их на специальной авто-платформе. В течение лета надо перевезти улья то на роскошные луга, то к цветущей липе…
Это – задача рачительного хозяина. А о чём начинают «задумываться» сами пчёлы, если среди них находятся ленивые, но хитрые? Правильно! Одно дело летать «на работу» по сбору цветочного нектара, перелетая с цветка на цветок, пока не наберёшь «взяток». И совсем другое дело – украсть готовый мёд из чужого улья!! Ну, прямо, как у людей!! Как это мы так быстро догадались?...

Что предпринимают в таком случае честные люди? Правильно: нанимают охрану.
Но… пчёлы жёлтые. Как цветы, как мёд. У них нет «зелёненьких»! Зато, как у всех живых существ, есть умение приспосабливаться к меняющимся требованиям жизни! И они организовали особый отряд стражей улья из наиболее способных к боевой работе пчёл. Крепких, с хорошим обонянием, но не желающих делать обычную кропотливую работу на медосборе. У людей разве не так? Так что стоило чужой пчеле попытаться «тихим сапом» подойти к лотку улья, как несколько стражей набрасывались на воровку и разрывали её в клочья. Не так, видите ли, чужая пахнет!!

Итак: нельзя! Но очень хочется… особенно, на халяву! И воровская мысль денно и нощно интенсивно работает!
В любых слоях общества есть свои таланты. И вот одна чужая пчела вспомнила подвиги бывших «люфтваффе» и решилась на отчаянный бросок. Она набрала высоту и стремительно спикировала в лоток! Твердолобые стражники даже не успели обнюхать такую шуструю проходимку и «махнули рукой»: а… ну и пусть. Одна много не наворует!
И вот тут сработал ещё один общий для пчёл и людей закон жизни, который гласит: любая серьёзная проблема начинается с маленькой недоработки! Впрочем, это – другая тема.

Тем временем воровка, проникшая в улей и уже «нахапавшая полные карманы» дармового мёда, чуть поостыв, задумалась: а как же теперь выйти? На выходе с низкого старта скорость не наберёшь! Попотела, поёрзала… а потом приняла решение, типичное для всех отчаянных воров: «будь, что будет!» Напоследок перед смертью «от пуза» наелась мёда, отдохнула и влилась в общий поток «лохов», стремящийся к выходу из улья. Идёт, трётся о них боками…Чем ближе к выходу, тем сильнее закрываются глаза от страха…
Вот и последние шаги… а вот и лоток проползла… что?? Стражники на выходе не обратили на неё никакого внимания!? Вот она уже и полетела, тяжело стартовав со своим грузом.
Виктория!!!

Прилетела на свою базу. Разгрузилась. Свободного времени теперь – не мерено! Не на луга, поди, летала, а в соседскую форточку… Рядом. Крылышки не изношенны! Жить теперь буду долго! Да, братцы, подфартило! Теперь и вправду – жить можно припеваючи!!
Что интересно, заканчивал Александр? После того как воровка побывала в чужом улье, она уже не воспринималась стражниками, как чужая! Видно, перед выходом «из метро» она так натёрлась о чужие бока, с запахом именно этого улья, что теперь обоняние стражи не выявляло её чужеродность! Да и внимание их были устремлено, естественно, на поток входящих! Так что воровка почувствовала себя в погонах полковника милиции! И теперь воровство для неё стало высокооплачиваемой работой! С будущей хорошей пенсией!

Спустя время, я задался вопросом: а как же стражники её родного улья, в который воровка носила награбленное? Её запах-то стал иным, чужим!?
Но потом я перенёс эту ситуацию в мир человеческого общества, и мне сразу стало всё понятным. Богатый и удачливый вор – не жаден. Он поделится мёдом со своими стражниками и… И крылья целы, и живот полон, и работать не надо! Всё о‘кэй, ребята!

Вот так, люди-пчёлы! Не податься ли и вам в отряд «люфтваффе»?
Хотя… среди обычных 365 дней… бывает и 9 мая! Каждый год! Без исключений!

А если вы - честный порядочный человек, склонный к праведной жизни, да ещё и с верой в Бога, - вы, возможно, отметите для себя в этом рассказе именно те моменты, о которых сказано вскользь. Например: «любая серьёзная проблема начинается с маленькой недоработки»!
Или задумаетесь о рачительном хозяйствовании.

Кстати! Многие знают имена людей, изобретших ракеты, самолёты, вертолёты, автомат … Но почему-то меньшую дань памяти мы оказываем рачительным людям с мировым именем.
Так что поклонимся памяти Василия Васильевича Докучаева, заложившего основы генетического почвоведения, Николая Ивановича Вавилова, создавшего учения о биологических основах селекции и о центрах происхождения культурных растений. Именно эти ЛЮДИ посвятили всю свою жизнь рачительному отношению к нашей матери-природе.
Ну а первый разборный рамочный улей изобрёл П.И. Прокопович в 1814 году.
(Данные – из энциклопедии).

Рецензии

Здравствуйте, Юрий! Здорово! Сколько нового я за один рассказ узнала, да еще, как будто, побывала в тельце этой предприимчивой пчелки! Она, конечно, не особо честна, и поесть на халяву любит, но к ней по мере прочтения волей-неволей начинаешь испытывать уважение). Сразу вспоминается "Кто не рискует - тот не пьет шампанского" или "Лень - двигатель прогресса". Мне кажется, человек, который изобрел колесо, тоже не очень любил работать, в плане что-либо таскать). Еще к тому же, наверное, в каждой нации есть свои особенности. Вот у нас говорят:"Какой русский не любит быстрой езды". Тяга что-то своровать, мне кажется, вызвана еще и необходимостью адреналина, вырабатываемого риском, хотя такие есть в любой стране. Другое же дело стражи. Вы абсолютно правы насчет "недоработок", все именно из-за них, и у пчел, и в государстве. А предприимчивость сограждан по улью и по стране можно было бы адаптировать в этом случае в гораздо более добрых и честных целях.
Спасибо за путешествию на пасеку, Юрий, прочла с большим удовольствием, отдохнула душой и нашла повод поразмыслить и о пчелах, и о нас, человеках. А великим ученым большой поклон и уважение!
Вам же - радости, добра и вдохновения! Вот бы в журнале или на телевидении открыть особую рубрику "Человек и природа" и туда поместить ваши наблюдения и размышления. Не сомневаюсь, что ваших поклонников было бы очень много!
С уважением и теплом,
Оля

Здравствуйте, Оля!
Сегодня у вас боевое настроение! Хочется и предприимчивость проявить, и шампанского выпить.

Оно, конечно, дурачину-простофилю можно строго одёрнуть и упрекнуть: мол, глупый ты, нельзя же так! (Для воспитания). Но... только один раз! А потом оставить его в покое и посматривать, а не поймает ли он «жар-птицу»?! И не станет ли это уроком задуматься его умным братьям?

А урок этой сказки для «добрых молодцев» в том, что как только умный и ловкий делает своей профессией обман "Иванушек", его ум подменяется хитростью, с привычкой жить в режиме постоянного ловкачества. А так как Иванушек мало, а ловкачей много, то становится трудно обманывать таких, как ты сам. И наступает непонятная жизнь с названием «всеобщий кризис».

(Мне далеко до профессионала-пасечника. Я – дилетант в их делах. Так, лишь на кое-что обратил внимание. Но думаю, что пчёлы – одна из любимых Божиих тварей! Если человеческое дитя безгрешно лишь до семи лет, то пчёлки даже трудятся, будто поют песню, даруя продолжение жизни своим цветам. А потрудившись, дарят своим помощникам-пасечникам МЕДОВУЮ радость!
Значит, пчёлы – безгрешны всю свою жизнь!
Но... возможно, есть силы, влияющие на всю жизнь в целом?)
Потом вы пишите: "Мне кажется, человек, который изобрел колесо, тоже не очень любил работать...)".
А что, если этот человек не любил только бестолковый труд, а, приспособив колесо, стал с удовольствием работать «за троих»? А, глядя на него, и остальные поумнели…

Получается, что этот урок «добрым молодцам» совсем с другим уклоном. И он предлагает учёных уважать гораздо больше, чем, скажем, лицедеев.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Трудолюбию Пчёлы являются неутомимыми труженицами, не знающими устали. Они постоянно работают, собирая с цветков нектар, в котором есть вся сила растений. Чтобы собрать одну каплю нектара, насекомому нужно опылить тысячу цветков и преодолеть немало километров. Другие пчёлы в этот период изготавливают из нектара мёд, превращая сахарозу в простые углеводы, которые человеческий организм усваивает без остатка.

3 слайд

Описание слайда:

Самоорганизации Если выбирать качество, которое можно было бы перенять человеку у пчел, так это высокая степень самоорганизации внутри коллектива Каждая отдельная пчела прекрасно знает, что и в какое время ей надо делать. Более того, она очень волнуется, если возникают причины, затрудняющие или делающие невозможным выполнение её работы. Так что нам остается лишь завидовать этим маленьким существам и не только можно, но и нужно научиться!

4 слайд

Описание слайда:

Универсальности Каждое отдельное насекомое способно выполнять любую работу в пчелином сообществе. Поэтому в разные периоды своей непродолжительной жизни пчелка выполняет только ту функцию, которая ей предназначена и наиболее нужна в данный период времени. Если возникают причины нарушающие обычный ритм семьи, например, такие, как неблагоприятная погода, или неправильные действия пчеловода, то она сразу же реагирует на это, прекращая собирать нектар. в таком случае насекомое переходит к выкармливанию молодых особей, готовя их к роению.

5 слайд

Описание слайда:

Заботе о ближних Пчела производит сбор нектара не для себя. За тот период времени, который потребуется для переработки его ульевыми пчёлами, и он станет пригодным для еды, сама труженица уже успеет погибнуть. Летом пчела-сборщица нектара живёт всего 30 дней, а на созревание мёда требуется почти два месяца. Когда в улье корма недостаточно, то насекомые делят его поровну между собой. Самую большую заботу они проявляют о матке, потому что она является продолжательницей рода. Любая пчела ей отдаст последнюю каплю мёда, даже если ей будет суждено погибнуть от голода. Однако, если мёда в улье много, ни одна особь никогда не съест лишнего, все излишки будут отложены про запас. Нам этому качеству точно можно поучиться.

6 слайд

Описание слайда:

Гармонии У пчелиной семьи вся жизнь устроена на принципах гармонии. Их сооружения, продукты, сноровка вызывают восхищение. Эти насекомые заслужили человеческое уважение за коллективный разум. Многочисленные загадки пчелиной семьи даже в наше время ещё до конца не разгаданы. Учёным и пасечникам предстоит ещё многое понять из жизни насекомых.

7 слайд

Описание слайда:

Уникальной памяти После зимовки пчелы совершают облёт улья для того, чтобы запомнить его местоположение на местности. Для этого они пользуются различными ориентирами, находящимися на местности, расположением улья и летка, относительно солнца и другими незначительными для человека деталями. Когда пчела отправляется искать нектар, ей тоже приходится по ориентирам запоминать весь многокилометровый маршрут, чтобы вернуться домой. Человеку не дано запомнить столько всевозможных деталей, сколько запоминает маленькая труженица с её крохотным мозгом.

8 слайд

Описание слайда:

Мгновенному решению математических задач Пчелы решают труднейшие математические задачи быстрее, чем компьютеры – такой вывод сделали британские ученые. Они выяснили, что насекомые всегда находят самый краткий путь между цветками, затрачивая при этом минимальное количество сил. Эта задача очень важна для управления работой интернета, изготовлением микросхем, при расчете городской транспортной сети и маршрутов перевозок грузов. Компьютеры решают эти задачи, производя долгие и сложные вычисления. А пчёлам для решения данных проблем достаточно несколько мгновений.

Пчёлы являются неутомимыми труженицами, не знающими устали. Они постоянно работают, собирая с цветков нектар, в котором есть вся сила растений. Чтобы собрать одну каплю нектара, насекомому нужно опылить тысячу цветков и преодолеть немало километров. Другие пчёлы в этот период изготавливают из нектара мёд, превращая сахарозу в простые углеводы, которые человеческий организм усваивает без остатка.

Самоорганизации

Если выбирать качество, которое можно было бы перенять человеку у пчел, так это высокая степень самоорганизации внутри коллектива Каждая отдельная пчела прекрасно знает, что и в какое время ей надо делать. Более того, она очень волнуется, если возникают причины, затрудняющие или делающие невозможным выполнение её работы. Так что нам остается лишь завидовать этим маленьким существам и не только можно, но и нужно научиться!

Универсальности

Каждое отдельное насекомое способно выполнять любую работу в пчелином сообществе. Поэтому в разные периоды своей непродолжительной жизни пчелка выполняет только ту функцию, которая ей предназначена и наиболее нужна в данный период времени. Если возникают причины нарушающие обычный ритм семьи, например, такие, как неблагоприятная погода, или неправильные действия пчеловода, то она сразу же реагирует на это, прекращая собирать нектар. в таком случае насекомое переходит к выкармливанию молодых особей, готовя их к роению.

Заботе о ближних

Пчела производит сбор нектара не для себя. За тот период времени, который потребуется для переработки его ульевыми пчёлами, и он станет пригодным для еды, сама труженица уже успеет погибнуть. Летом пчела-сборщица нектара живёт всего 30 дней, а на созревание мёда требуется почти два месяца.

Когда в улье корма недостаточно, то насекомые делят его поровну между собой. Самую большую заботу они проявляют о матке, потому что она является продолжательницей рода. Любая пчела ей отдаст последнюю каплю мёда, даже если ей будет суждено погибнуть от голода. Однако, если мёда в улье много, ни одна особь никогда не съест лишнего, все излишки будут отложены про запас. Нам этому качеству точно можно поучиться.

Гармонии

У пчелиной семьи вся жизнь устроена на принципах гармонии. Их сооружения, продукты, сноровка вызывают восхищение. Эти насекомые заслужили человеческое уважение за коллективный разум. Многочисленные загадки пчелиной семьи даже в наше время ещё до конца не разгаданы. Учёным и пасечникам предстоит ещё многое понять из жизни насекомых.

Уникальной памяти

После зимовки пчелы совершают облёт улья для того, чтобы запомнить его местоположение на местности. Для этого они пользуются различными ориентирами, находящимися на местности, расположением улья и летка, относительно солнца и другими незначительными для человека деталями. Когда пчела отправляется искать нектар, ей тоже приходится по ориентирам запоминать весь многокилометровый маршрут, чтобы вернуться домой. Человеку не дано запомнить столько всевозможных деталей, сколько запоминает маленькая труженица с её крохотным мозгом.

Мгновенному решению математических задач

Пчелы решают труднейшие математические задачи быстрее, чем компьютеры – такой вывод сделали британские ученые. Они выяснили, что насекомые всегда находят самый краткий путь между цветками, затрачивая при этом минимальное количество сил. Эта задача очень важна для управления работой интернета, изготовлением микросхем, при расчете городской транспортной сети и маршрутов перевозок грузов. Компьютеры решают эти задачи, производя долгие и сложные вычисления. А пчёлам для решения данных проблем достаточно несколько мгновений.

Фотогалерея

Видео «Удивительный мир пчёл»

Рассказ пасечника о загадочной жизни пчелиной семьи о огромной пользе её для человека вас не оставит равнодушными. Смотрите видео уже сейчас!

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Выполнил:

Телегин Максим

ученик 3 «А» класса

Руководитель:

Хабибуллина Фарида Гаязовна

учитель начальных классов


Объект: пчелы.

Предмет: особенности жизни пчел.

Цель работы: выяснить, за какие заслуги пчеле поставили памятник.

Задачи:

Найти и проанализировать литературу о строении и жизни пчел.

Чему может научить пчела человека?

Почему ее называют трудолюбивой?

Есть ли у нее рабочие инструменты?

Как живет пчела в своей семье?

Собрать пословицы разных народов о пчеле, загадки и стихи.

Гипотеза: пчелы действительно обладают особенностями, за которые можно поставить им памятник.

Методы исследования:

Я читал книги и статьи о пчелах.

Собирал пословицы, загадки и стихи о пчелах.


Особенности работы пчелы

Пчела - «крылатая труженица», «работница», «трудолюбивая пчелка».

«Профессии» пчелы на протяжении ее жизни:

1. Уборщицы.

2. Воспитательницы.

3. Строительницы.

4. Охранницы.

5. Разведчицы и сборщицы меда.

6. Водоносы.

В пчелиной семье четкое распределение труда между пчелами и коллективное выполнение работ.

До последних мгновений пчела работает, трудится на благо семьи.


Особенности строения тела пчелы

Тело пчелы устроено так, чтобы она могла справляться со своими обязанностями - сбором нектара и пыльцы, переносом их в улей, охраной улья, содержанием его в чистоте.


Брюшко:

органы дыхания

кровообращения

пищеварения

половые органы

жалящий аппарат

Грудь:

ножки

крылья

Голова:

глаза

ротовой аппарат

усики


Каждая пчела имеет 5 глаз. Два больших боковых и три маленьких простых глазика. Пчелам присущ, так называемый мозаичный тип зрения.

Пчёлы различают жёлтый и синий цвет и даже невидимые для человека ультрафиолетовые лучи .



У пчелы две пары крыльев. В полете она использует все крылья одновременно делая ими до 400 взмахов в секунду .

При сборе пыльцы «работают» все три пары ног. Передние ноги счищают пыльцу с волосков тела. Средние формируют комочки и переносят в улей. Так происходит опыление цветов.



Особенности пчелиной семьи

Пчелы - это общественные насекомые.

Семья пчел состоит из матери и ее детей. В большой пчелиной семье бывает 70-80 тысяч насекомых. Каждый член семьи имеет свои обязанности и выполняет определенные работы. Жизнь всех членов семьи зависит друг от друга.

Глава и сердце семьи пчел – это матка. Главная цель работы пчел – вырастить потомство. Без матки это невозможно.

В семье существует равноправие.

Пчелы не только хорошо работают, но и помогают друг другу.

Пчелиная семья – это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи.


Жизнедеятельность пчёл

МАТКА

ЯЙЦА

пчёла – водонос

пчела – сборщица

пчела – разведчица

чистильщица ячеек

пчела – кормилица

пчела - уборщица

пчела - строительница

пчела – сторож


Жилища пчелиной семьи

Такими были улья для пчел в старину…



Польза пчелы для человека

Пчела – одно из самых полезных для человека. Она дает ему не только целебный, питательный мед, но и много других полезных продуктов.

Пчела не только «крылатая труженица», но и «крылатый врач».

Пчелы - помощники земледельцев. Опыляя растения, они повышают урожай.

Медоносная пчела – маленькая частичка живой природы. Но какую большую пользу принесла и приносит она человеку: дала целебные продукты, за счет пчелы природа пополнилась новыми растениями, а планета Земля обогатилась кислородом.

Пчелиный

Цветочная

Прополис

Маточное


Все продукты жизнедеятельности пчел человек использует с глубокой древности

пыльца

воск

маточное молочко

прополис

пчелиный яд




В мёде содержится около 60 различных веществ, главным образом глюкоза и фруктоза

Мёд содержит: - минеральные вещества; - микроэлементы; - органические кислоты; - витамины; - фитонциды, обладающие противомикробными, противогнилостными, противогрибковыми действиями.

Прополис или пчелиный клей содержит эфирные масла, воск, пыльцу.

Лечебные свойства:

- обезболивающее (сильнее новокаина в 5 раз);

- противозудное;

- противомикробное;

  • тонизирует организм,
  • повышает иммунитет;


Если вас ужалила пчела, запомните следующие правила:

Вынуть жало.

Смазать место укуса спиртом, приложить подорожник.

Если поднимется температура, появится отек – надо обратиться к врачу.

Необходимо соблюдать меры предосторожности:

а) не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения;

б) на даче, в походе есть бутерброды осторожно;

в) воду лучше пить через соломинку или из стаканчика, чтобы видеть, нет ли там насекомого;

г) пчелы не очень любят красный и синий цвет, пугаются, когда машут руками;


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

- Скорости полета пчелы – 30 км/ч

  • Только у пчел есть «язык танца», при помощи особых телодвижений, она сообщает, где и как далеко находятся цветки.

-Пчелы - "чемпионы" по обонянию. Они способны улавливать аромат цветов на расстоянии более чем 1 км.

Чтобы собрать 1 кг мёда, пчела должна посетить 10 млн. медоносных цветков, принести в улей 120-150 тыс. нош нектара.

По шероховатой поверхности пчела способна тащить груз, превышающий в 320 раз вес её тела (лошадь везёт груз, равный весу её собственного тела).

Пчелы - «математики». Соты, построенные ими, имеют самую прочную конструкцию, размеры соблюдаются с небывалой точностью: угол ячейки всегда равен 109,3" градусов.


Народный фольклор

про пчел…..

Нет сада без пасеки, а плодов без пчёл.

Когда лето погожим бывает, мёд в ульях прибывает.

С одного цветка много мёда не возьмешь.

Пчела далеко за каплей летит.

Трутням - праздник и по будням.

Человеку есть чему поучиться у пчелы:

  • жизни в согласии и взаимопомощи,
  • трудолюбию,
  • дисциплинированности,
  • заботе о своем будущем поколении,
  • верности,
  • храбрости.

Низкий поклон пчела заслужила за то, что приносит людям целебные продукты и помогает человечеству превращать Землю в цветущий сад, опыляя растения.

Пчела заслужила простое человеческое уважение. Человеку есть чему поучиться у пчелы.

г. Медынь Калужская область

10 октября курс лекционных четвергов ВШЭ в музеях Москвы в рамках проекта , продолжила лекция доцента кафедры социальной истории ВШЭ Олега Воскобойникова под интригующим названием «Праведные пчелы и правильные стерхи».

Необычное место для проведения лекции, а именно Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла, было выбрано неслучайно. В своем выступлении Олег Воскобойников рассматривал проблемы развития познания и религии в Западной Европе в Средние века.

Существует устойчивое представление об эпохе Средневековья как о периоде безразличного отношения ко всему земному, в том числе к красоте окружающего мира. Этот стереотип имеет свои основания, лектор привел в пример случай с известным французским богословом XII века Бернардом Клервоским, который, согласно легенде, проехал мимо прекрасного Женевского озера, не заметив его по причине того, что размышлял о вере. Действительно, многие средневековые духовные деятели рассматривали любопытство как порок и одну из ступеней к грехопадению.

Вместе с тем XII век во многом стал периодом начала возрождения духовной культуры, в особенности благодаря деятельности клириков, которым удавалось сочетать духовную сосредоточенность с пытливостью ума и любопытством, не нарушая канонов веры. «Ты, Господь, познал этот мир не потому, что он существует, а он существует потому, что Ты его знаешь», сказано в одной из средневековых поэм.

Любое природное явление или творение рассматривалось богословскими мыслителями в Средние века как показатель «непреложной благости Бога». Бога, который подавал человеку знаки, помогая ему познать и улучшить и самого себя, и общество в целом. В пример можно привести сборник так называемых «экземплов» (притчевых баек) под названием «Общее благо о пчелах». Пчелы в качестве символа были выбраны неслучайно, они, по мнению средневековых мыслителей, живут по законам, во многом схожим с человеческими - например, правитель редко появляется в обществе и, старея, передает бразды правления более молодому, но опытному сородичу. Жертвенность пчелы, погибающей, когда ее жало остается в теле жертвы, нередко сопоставлялась с жертвенностью Христа (в отличие от ос, считавшихся одним из порождений Люцифера).

Другими существами, поведение которых сопоставлялось в средневековой нравоучительной литературе с жизнью общества, были птицы. Воскобойников привел ряд примеров (проиллюстрировав их изображениями в средневековых миниатюрах и мозаиках) - это, скажем, и грифоны, фигурирующие в историях об Александре Македонском, и мифическая птица-феникс. Особое внимание лектор уделил труду Фридриха II, посвященному соколиной охоте и, в частности, тому, как приучить соколов охотиться на журавлей-стерхов. И в этой книге поведению животного придается особый смысл, явно проецируемый на жизнь общества. Так, если вожак перелетной стаи стерхов (именуемый в трактате «герцог») чувствует, что устал, то перемещается назад и его сменяет во главе клина другая птица.

Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука