Сейчас все больше простых людей встречают такую аббревиатуру, как «СРО». Многие предприниматели уже знают, что это такое и даже являются членами таких организаций. В этой статье мы постараемся максимально доступно рассказать, что представляет собой понятие СРО, кто и зачем туда вступает, какие функции оно выполняет.
В 2010 году вступил в силу закон №315-Ф3 «О саморегулирующих организациях». В нем идет речь о том, что частные предприниматели и юридические лица, которые занимаются определенным видом деятельности (весь их перечень указан в законодательном акте), должны объединяться в определенные организации. Они и называются СРО. Помимо этого, в законе прописаны требования к саморегулируемым организациям, порядок их образования, а также их основные цели и задачи.
СРО (саморегулируемая организация) – это некоммерческое объединение, состоящее из определенного количества индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, которые занимаются одним видом деятельности или имеют схожие профессиональные признаки.
После образования подобных организаций, государство переложило на них часть своих функций. А именно надзор и контроль над выполнением определенных работ. Таким образом, государственные органы не контролируют качество выполняемых работ, а оценивают уже готовый результат.
Приведем пример: Подрядчик решил построить торговый центр. Раньше ему государственные органы должны были выдать лицензию на выполнение определенных работ. Сейчас этот подрядчик должен состоять в СРО и получить от руководства этой организации допуск. Только после этого он имеет право на возведение здания. При этом каждый этап контролируется участниками саморегулируемой организации.
Допуск – это документ, который является разрешением для предпринимателя или юр. лица заниматься определенным видом деятельности.
Раньше он назывался лицензией и выдавался государственными органами. В настоящее время допуск выдают СРО своим участникам. Он действителен на территории всей Российской Федерации. Если участник перестает быть членом некоммерческой организации, тогда его допуск аннулируется.
Благодаря этому документу предприниматель может не только выполнять определенные работы, он имеет право участвовать в государственных .
Помимо допуска, после вступления в СРО, участнику выдается свидетельство о допуске. Это происходит только после того, как предприниматель оплатит все взносы и оформит необходимый договор по страхованию.
Для того чтобы лучше понять для чего нужны некоммерческие организации, что они дают предпринимателям и как они работают изнутри, необходимо узнать обо всех функциях любого СРО.
Государство, переложив часть своих функциональных обязанностей на саморегулируемые организации, хотело таким образом повысить качество выполняемых работ. Но для того чтобы это было возможным СРО должно иметь определенные права.
Приводим перечень основных:
Помимо прав, саморегулирующие организации имеют ряд обязанностей, которые прописаны в законодательстве РФ:
Саморегулируемая организация, как и любая другая организация, должна разработать определенные документы, благодаря которым будет осуществляться ее деятельность. В зависимости от рода деятельности их количество и название могут отличаться.
Поэтому приводим обобщенное название основной документации, регламентирующей работу всех СРО:
Каждая саморегулируемая организация имеет свою структуру. Иерархия довольно проста. Возглавляет любое СРО президент. Помимо главы, есть еще правление. Но главным управленческим органом считается собрание.
Собрание – это все члены СРО . Именно оно выбирает членов правления и президента из участников этой организации.
Президент имеет широкий круг полномочий но, тем не менее, все решения принимаются с участием всего собрания.
Правление избирается каждые 2 года. Его участники занимаются текущими делами организации.
В законе о саморегулируемых организациях представлен перечень всех видов деятельности, для которых, в обязательном порядке нужно быть членом одной из саморегулирующих организаций. Перечислять все категории работ мы не будем, т.к. этот список весьма внушительный, постараемся их разбить на несколько направлений.
То есть, если вы предоставляете услуги по проектированию зданий или сооружений, проводите изыскательные работы и т.д., тогда вам в обязательном порядке необходимо вступить в одну из СРО, иначе ваша деятельность будет незаконной.
Для того чтобы стать участником саморегулируемой организации необходимо:
На самом деле, для того чтобы стать членом СРО, нужно предоставить большой пакет документов. Лучше это поручить юристам. Так, вы может, и не сэкономите денег, но точно сохраните свои нервы и время.
Поводов исключить предпринимателя из членов СРО немного, но они довольно весомые:
Саморегулируемые организации выставляют большие требования для своих участников.
Но вместе с тем члены СРО имею ряд преимуществ:
Строительство – эта та сфера деятельности, для работы в которой в обязательном порядке необходимо быть участником СРО.
Такие саморегулируемые организации создаются по личной инициативе предпринимателей. Регистрируется через налоговую службу. Минимальное число участников такой некоммерческой организации должно быть 50 юр. лиц или частных предпринимателей.
Обязав частных предпринимателей объединяться в СРО, государство планировало существенно повысить качество предоставляемых услуг. На сегодняшний день можно утверждать, что такие организации справляются с поставленной задачей.
Саморегулирующие организации успешно развиваются, т.к. в этом заинтересованы все участники. Несмотря на большие взносы и высокие требования к членам СРО, каждый предприниматель получает массу преимуществ.
Стать членом некоммерческой организации достаточно сложно, а быть исключенным очень легко. Именно поэтому предпринимателям важно не потерять свое положение, авторитет и статус.
Мы предполагаем, что подобный эксперимент, которое провело государство, имеет положительный результат. А вы с нами согласны?
Аналитическая служба ГеоИнфоПосле вступления в силу всех положений 372-ФЗ многие изыскатели столкнулись с таким интересным явлением, как свобода выбора. Оказалось, что предприятия малого бизнеса, которые не заключают договоры подряда с застройщиками и техническими заказчиками, а работают на субподряде, могут и не быть членами СРО. В этот момент, правда, тут же выяснилось, что эта свобода ограничена собственными долгосрочными коммерческими интересами и интересами постоянных деловых партнеров – заказчиков и крупных генподрядных структур. СРО в этой ситуации вынуждены думать о вариантах повышения собственной конкурентоспособности, чтобы не растерять членов.
О юридических основаниях сохранения или не сохранения членства изыскательских организаций в СРО и причинах, по которым резкого снижения общей численности членов СРО не происходит, читайте в публикации «ГеоИнфо».
Просматривая на днях диалоги участников популярного изыскательского форума geobus.ru, журналисты «ГеоИнфо» совершенно неожиданно для себя обнаружили, что несмотря на всю ту огромную разъяснительную работу, которая проводилась Минстроем, Национальными объединениями строительной сферы, да и нашей редакцией, многие основополагающие положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступившие в силу в результате принятия полтора года назад федерального закона №372-ФЗ, всё ещё являются предметом осмысления и различных интерпретаций со стороны представителей профессионального сообщества. Поводом для новых обсуждений становятся многочисленные подзаконные акты, которые Минстрой время от времени выпускает в связи с изменениями базовых положений ГрК. И самое интересное здесь в том, что всякий раз, когда изыскатели ощущают себя некоторым образом «на распутье» (например, в связи с появлением обновленных нормативных документов), больше всего споров и разночтений вызывает именно вопрос обязательности или добровольности членства в СРО.
Согласно данным РАСК, около 96% членов СРО в области инженерных изысканий относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса или являются индивидуальными предпринимателями. Членство в СРО обходится им достаточно дорого. Зарабатывают они свои «копейки» тяжелым трудом. К тому же получить заработанное в наших реалиях тоже далеко не всегда просто. Любые неоднозначные формулировки воспринимаются ими… как-то не сразу.
Членство в СРО с принятием 372-ФЗ превратилось для них из обязательного в добровольно-обязательное, так и не став при этом близким и понятным. Попробуем разобраться в ситуации по порядку.
Незадолго до Нового года было официально опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. №1559 «О внесении изменений в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Данное Положение было утверждено в своё время Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Изменения внесли как раз в целях приведения его в соответствие с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Только что принятым Постановлением сделаны небольшие дополнения в перечень документов, который необходимо предоставлять в момент сдачи результатов инженерных изысканий и проектной документации в органы государственной экспертизы. В частности, уточняется, что при передаче материалов требуется действительная на этот момент выписка из реестра СРО, членом которой является исполнитель. Такая выписка предоставляется, если по закону для подготовки проектной документации и выполнения инженерных изысканий исполнителю требуется членство в СРО. В ином случае госэкспертизе направляются документы, подтверждающие, что членство в СРО не требуется.
На первый взгляд, всё выглядит логично. Федеральный закон №372-ФЗ был принят в июле 2016 года. К 1 декабря того же года юридические лица и индивидуальные предприниматели-члены СРО должны были определиться, необходимо ли им сохранить своё членство в этих организациях. И на самом деле те, кому в соответствии с положениями 372-ФЗ членство в СРО не требуется, давно уже оттуда вышли. Однако оказывается, что не всё так просто в нашей проектно-изыскательской сфере. Слишком много разных интересов здесь необходимо учитывать.
Главными с точки зрения понимания вопроса о необходимости членства изыскателей в СРО являются довольно мудрёные формулировки части 2 Статьи 47 Градкодекса РФ. В ней говорится, что индивидуальные предприниматели или юридические лица должны быть членами СРО, если они выполняют работы по договорам подряда. Речь при этом идет именно о тех договорах, которые заключены напрямую со следующими категориями юридических лиц:
Далее в тексте закона идет оговорка «если иное не предусмотрено настоящей статьей», которая несколько усложняет понимание, однако ситуацию кардинально не меняет. Но об этом чуть ниже. Пока на всякий случай уточним, что во всех трех перечисленных случаях необходимость членства в СРО не зависит от размера обязательств по каждому конкретному договору подряда. Потому что никаких указаний на сей счёт ни в одной статье Градкодекса нет.
И вот здесь мы подходим к самому интересному. В тексте той же части 2 статьи 47 читаем следующее: «работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций». Это означает, что в соответствии с Градкодексом, с 1 июля 2017 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по инженерным изысканиям на условиях субподряда, членство в саморегулируемых организациях в соответствии с Градкодексом однозначно обязательным не является. Здесь же следует заметить, что в соответствии с пунктом 5.2 статьи 48 ГрК РФ, генеральным подрядчиком или организатором и координатором тех работ, которые осуществляют небольшие изыскательские компании, может выступать и проектная организация. В этом случае генеральный проектировщикимеет право привлекать на условиях субподряда для выполнения инженерных изысканий юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, не являющихся членами СРО. Однако выполнение инженерных изысканий в рамках своего договора подряда с заказчиком в такой проектной организации должен обеспечивать специалист по организации инженерных изысканий (главный инженер проекта), включенный в Национальный реестр, как специалист в области инженерных изысканий, либо как специалист по двум направлениям деятельности – архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания.
Еще весной 2016 года на этапе обсуждения законопроекта о внесении изменений в Градкодекс было понятно, что упомянутое выше новое положение статьи 47 ГрК напрямую касается абсолютного большинства изыскательских организаций, которые в силу сложившегося положения дел в отрасли как раз и выполняют полевые изыскательские работы на условиях субподряда. Тем не менее, массового одномоментного выхода этих предприятий из СРО не последовало. Это стало ясно 1 декабря 2016 года, когда наступила контрольная дата, до которой члены СРО должны были определиться относительно своего будущего статуса. Определенное снижение общей численности СРО стало ощущаться только во второй половине 2017 года. С чем это связано?
Несомненно, большую роль сыграла определенная инерция и консервативное мышление руководителей малых изыскательских предприятий. Согласитесь, что руководитель уже в силу своего статуса и ответственности должен быть немного консерватором. А такой человек не подвержен колебаниям из-за каждого дуновения ветра. И пресса ему однозначно не указ. Поэтому после того, как возглавляемое им предприятие в течение 6 лет работало на основании разрешительного документа, выданного саморегулируемой организацией, предлагать ему работать дальше вообще без разрешительных документов (кроме регистрации в реестре ЕГРЮЛ) – это как-то слишком смело.
Кроме того, не следует забывать, что членство в саморегулируемом союзе или ассоциации даёт определенные материальные выгоды. Например, в виде льготных условий страхования. Кроме того, член СРО оказывается частью определенного профессионального сообщества. Насколько успешно реализует данная организация свой потенциал, зависит в том числе от выбора и дальнейших действий самих членов. Это может быть просто бюрократическая структура или лавка по продаже разрешительных документов. А может быть и центр компетенции, сформированный вокруг крупного предприятия с давними традициями или научного или образовательного центра.
После вступления в силу положений 372-ФЗ и особенно упомянутого положения статьи 47 многие изыскатели столкнулись с таким интересным явлением, как свобода выбора. И в этот момент выяснилось, что эта свобода на самом деле ограничена собственными долгосрочными коммерческими интересами и интересами постоянных деловых партнеров. Прежде всего, здесь следует учитывать желание генподрядных организаций распределить страховые риски и вероятные компенсационные издержки в случае причинения ущерба вследствие недостатков работ между всеми исполнителями. Кроме того, в законодательстве о строительном саморегулировании появилось понятие компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Страховые компании пока с большой опаской присматриваются к новому для себя рынку. А генеральные подрядчики очень быстро поняли, что ответственность за срыв сроков выполнения работ со своими субподрядчиками надо делить. Иначе, согласитесь, никакого КФ ОДО не хватит!
В результате членство очень многих небольших изыскательских предприятий в СРО вместо необязательного по закону стало добровольно-обязательным в силу неформальных рекомендаций, полученных фактически от заказчиков, которые на постоянной основе приглашают их выполнять работы на условиях субподряда.
Вместе с тем, после вступления в силу положений 372-ФЗ и заказчики, и генподрядчики постепенно начинают осознавать, что членство в СРО некоторым категориям предприятий малого бизнеса на самом деле не нужно. Например, когда регистрация новых юридических лиц производится исключительно в целях оптимизации налогообложения в рамках одного отдельно взятого крупного строительного проекта. В этом случае единственным интересантом могли бы оставаться функционеры СРО, в деятельности которых усматриваются признаки коммерциализации. Однако их услуги, связанные с быстрым и формальным исполнением всех новых требований законодательства, могут оказаться слишком дорогими. В результате неизбежно возникает вопрос: а стоит ли так напрягаться, превращая саморегулирование в суррогат?
Именно поэтому снижение численности членов СРО происходит, скорее, не за счет отказа от членства в СРО уже зарегистрированных юридических лиц, а в результате того, что «старшие братья» – заказчики и генеральные подрядчики перестали требовать от вновь зарегистрированных малых предприятий туда вступать. С учетом постоянной естественной убыли количества юридических лиц в результате банкротств и ликвидаций, это обстоятельство, скорее всего и определяет наметившуюся тенденцию постепенного снижения общего количества челнов СРО в области инженерных изысканий.
В общем и целом рассмотрев самую главную проблему, перейдем теперь к той формулировке, которую отложили «на потом». В части 2.1 той же самой статьи 47 ГрК РФ приводится перечень из четырёх видов организаций, которым не требуется членство в СРО. Формулировки закона крайне сложны для восприятия. Если коротко, то членство в СРО необязательно для следующих категорий юридических лиц:
Отметим также, что для каждой из упомянутых категорий Градкодекс подробно описывает случаи, когда членство в СРО не требуется. Например, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не обязаны быть членами СРО в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. То есть получается, что если заказчиками ГУПа по одному конкретному договору подряда одновременно являются и государственная, и коммерческая организация (например, в случае реализации проекта государственно-частного партнерства), то членство в СРО от этого ГУПа потребуется. Вот почему никто из крупных государственных и муниципальных СРО после вступления в силу положений 372-ФЗ выходить из своих саморегулируемых организаций не стал.
Добавим к этому, что членство в СРО точно не потребуется, если инженерные изыскания проводятся для целей индивидуального жилищного строительства.
Как бы то ни было, работать в период перемен в строительном саморегулировании действительно непросто. Хотя и очень интересно. Заметим, что некоторое снижение общего количества членов СРО до настоящего времени пока не привело к потере статуса тех организаций, где количество членов не на много превышает минимум (50 членов). Этого говорит о том, что системообразующие саморегулируемые организации по-прежнему укомплектованы достаточным количеством сильных и стабильных компаний. Это и позволяет им развиваться дальше. Решения Ростехнадзора о ликвидации ряда СРО, в деятельности которых отмечены нарушения, вместе со снижением общего количества членов СРО в дальнейшем приведут лишь к усилению системы саморегулирования в целом.
Общая нестабильная ситуация, связанная с длительным периодом трансформации системы и её настраиванием, скорее всего, заставит саморегулируемые организации подумать о возможности усиления своих конкурентных преимуществ. Это может быть связано с какими-то новыми формами координации бизнеса своих членов, поиском возможностей для налаживания каналов льготного кредитования и более дешевого коллективного страхования их профессиональной деятельности, развитием центров повышения квалификации специалистов. В ближайшие год-два общая численность членов, скорее всего, достигнет своего минимума, после чего снова будет увеличиваться. Но это, вероятно, будет уже совсем другое саморегулирование.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 15 ДЕКАБРЯ 2017 г. №1559 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №11, ст. 1336; 2012, №17, ст. 1958; 2015, №31, ст. 4700; №50, ст. 7178, 7181; 2016, №48, ст. 6766; 2017, №19, ст. 2843; №21, ст. 3015).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
1. В пункте 13:
подпункт «к» изложить в следующей редакции:
«к) выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (представляется в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий;»;
дополнить подпунктами «к(1)» и «к(2)» следующего содержания:
«к(1)) документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (предоставляется, если не представлен документ, указанный в подпункте «к» настоящего пункта);
выписка (выписки) из Единого государственного реестра юридических лиц;
выписка (выписки) из реестра акционеров (для исполнителей работ, являющихся юридическими лицами, созданными в организационно-правовой форме акционерных обществ);
договор (договоры) подряда на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, в том числе в случае привлечения к исполнению обязательств по договору (договорам) иных лиц договор (договоры), заключенный (заключенные) генеральным подрядчиком с субподрядчиками (или их копии в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);
к(2)) документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (или его копия в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);».
2. В пункте 14 слова «подпунктах «а» и «е» - «к» пункта 13» заменить словами «подпунктах «а» и «е» - «к(2)» пункта 13».
3. В пункте 16 слова «заверенной копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по инженерным изысканиям» заменить словами «выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по выполнению инженерных изысканий, или документов, подтверждающих, что для исполнителя работ по выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий».
01.12.2007 года был принят ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях» (СРО), который дал толчок самоорганизации субъектов хозяйственной деятельности во многих отраслях экономики.
Основная цель принятия данного нормативно - правового документа - ограничить влияние государства/чиновников (они перестали выдавать лицензии на осуществление какой - либо деятельности) на деятельность предпринимательских структур, переложить на СРО обязанность следить за добросовестностью поведения участников профильного рынка, качеством выпускаемой ими продукции (товаров, услуг).
Допуск СРО в Москве можно получить в саморегулируемой организации, данные о которой находятся в базе данных Ростехнадзора. Ранее допуск СРО назывался «лицензия на проведения работ» и выдавался государственным органом. Необходимо получать допуск СРО только на виды деятельности , которые определены действующим законодательством (выше они перечислены).
Чтобы получить допуск СРО всем компаниям необходимо стать членом саморегулируемой организации, которой нормативно - правовыми документами разрешено осуществлять подобную деятельность.
Перечень необходимой многочисленной документации, которую нужно сдать, чтобы стать членом СРО определен действующим законодательством. Однако руководящие органы СРО могут самостоятельно определять дополнительные документы, которые нужно предоставить для членства в конкретной СРО. Так некоторые строительные СРО требуют, чтобы претенденты предоставили документацию уже готовых проектов и отзывы клиентов о работе сотрудников фирмы - претендента.
Строгие требования предъявляются не только к документации, но и к профессиональным качествам сотрудников компании - претендента. Все сотрудники компании обязаны иметь такой уровень компетентности, который позволяет осуществлять профессиональную деятельность без ущерба для техники безопасности, строго в соответствии с действующими государственными правилами и стандартами.
Такие строгие правила приема в члены СРО не прихоть руководства саморегулируемой компании, а требование норм действующего законодательства, Тем более что СРО несет полную юридическую ответственность за деятельность каждого своего члена: участники некоммерческого партнерства несут солидарную ответственность за деятельность друг друга.
Компанию, на работу которой будут поступать жалобы от клиентов, могут лишить допуска СРО, что автоматически приводит к тому, что предприятие не сможет работать в данной сфере. Стать членом другой профильной СРО будет практически невозможно.
Как правило, допуск СРО не имеет срока действия, предприятие будет иметь право заниматься конкретным видом предпринимательской деятельности до тех пор, пока состоит членом профильной СРО.
Учитывая сложность прохождения обязательной процедуры для членства в СРО, правильно будет доверить предоставление пакета документов профессиональным юристам, которые имеют успешный опыт прохождения данного процесса.
По каждому виду деятельности составляется реестр (перечень) СРО и всех членов каждой саморегулируемой организации. Перед тем как нанимать компанию, которая по роду деятельности должна быть членом СРО, можно посмотреть информацию о ней в профильном реестру. Если в реестре СРО такой компании не значится, тогда она не имеет права заниматься выполнением данного вида работ.
Виды деятельности, в которых членство в СРО является обязательным: Аудиторская; Архитектурно - строительное проектирование; Кредитная кооперация; Теплоснабжение; Инженерные изыскания; Работа арбитражных управляющих (проводят банкротство юридических и физических лиц); Оценочная деятельность; Деятельность в области энергетического обследования; Работа ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; Строительство.
Виды деятельности, в которых членство в СРО является добровольным:
Чтобы стать равноправным членом саморегулируемой организации и получить допуск СРО необходимо выполнить еще одно непременное условие - уплатить членский взнос. Законодатель определил сумму взноса для изыскателей и проектировщиков в строительстве - 500 тысяч рублей. Однако когда предприятие имеет договор страхования гражданской ответственности результатов своей деятельности, тогда сумма взноса сокращается до 150 тысяч рублей.
Для строительных организаций сумма членского взноса равна 1 миллиону рублей, а при наличии договора страхования сумма уменьшается до 300 тысяч «целковых».
Допуск СРО в инженерных изысканиях могут получить не только «солидные» предприятия, но и индивидуальные предприниматели, которые имеют профильное образование и соответствующий стаж работы. Они обязаны пройти специальную программу повышения уровня квалификации для конкретной СРО, успешно сдать экзамены.
Для получения допуска СРО на архитектурно - проектные работы сотрудники компании обязаны подтвердить свою квалификацию. Во всех допусках СРО четко указывается перечень работ, которые разрешено осуществлять данной организации. Это может быть один или несколько видов работ, которые в состоянии профессионально выполнять сотрудники предприятия.
Строительные компании, имеющие допуск СРО могут принимать участие в различных тендерах, бороться за государственные заказы.
Летом 2008 года вступил в законную силу ФЗ № 148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», которым были изменены нормы и стандарты в строительной отрасли.
На основании данного законодательного акта, все организации, желающие работать в строительном бизнесе (возводить объекты, проводить архитектурно - строительное проектирование, заниматься реконструкцией и т.п.), обязаны быть членами какой - либо саморегулируемой организации.
Ст. 55.1 Градостроительного кодекса: «Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.»
На основании действующего законодательства саморегулируемые организации строительной отрасли скомпонованы в Национальные объединения СРО по профильным направлениям:
Тринадцатого июля 2015 года был принят Федеральный закон № 223 « О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 3 ФЗ «о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Данный законодательный акт более четко регулирует деятельность финансовых организаций в области микрокредитования, которым массово пользуются граждане России.
Права саморегулируемой организации во всех отраслях экономики:
Решения любой саморегулируемой организации, ее руководящего органа могут быт обжалованы согласно норм действующего законодательства. Это право записано в статье 11 ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Изначально предполагаем, что данная статья пишется не для фирм - однодневок, а для предпринимателей, которые будут трудиться на основании норм действующего законодательства.
На какие факты необходимо обращать внимание в первую очередь:
Не ленитесь собирать информацию о деятельности администрации саморегулирующей компании. Участники СРО отвечают за деятельность СРО солидарно. Если вы станете участников СРО, в которой руководство компании думает только о личном благополучии, тогда вам спокойной работы не видать, «как своих ушей».
Многие юридические компании специализируются на предоставлении качественных услуг по вступлению в СРО. Они следят за всей базой данных, регулярно отслеживают поступающую информацию о деятельности различных саморегулирующих компаний в многочисленных отраслях экономики (их около 20), где членство в СРО является обязательным. И в зависимости от желания клиента (потенциального участника СРО) предлагают достоверную информацию о деятельности СРО в различных регионах России.
| 04.08.2017
С 1 июля 2017 года вступил в силу закон ФЗ-№ 372, который внёс изменения в Градостроительный кодекс и ФЗ-№191. Новые поправки реорганизуют систему саморегулирования в сфере строительства. Все члены СРО до 01.07.2017. должны были определить необходимость своего дальнейшего пребывания в этих некоммерческих организациях.
Новый законодательный акт обязал предприятия входить только в СРО, которые расположены в том же субъекте РФ. Поэтому, если компания и саморегулируемая организация расположены в различных регионах, фирме, чтобы оставаться участником системы, нужно зарегистрироваться в объединении своего региона.
Закон № 372 определил случаи, когда для осуществления строительной, проектной или изыскательной деятельности не требуется наличие специального допуска. Это исключает необходимость для некоторых юридических и физических лиц быть участниками саморегулируемых организаций, чтобы выполнять хозяйственную деятельность.
Помимо введения регионального принципа, изменены условия вступления в СРО. Теперь, чтобы стать участником этого некоммерческого объединения, фирме необходимо не менее двух сотрудников инженерной должности, которые отвечают установленным требованиям наличия стажа по строительной специальности. Руководитель компании должен иметь высшее профильное образование и опыт работы от 5 лет.
Предприятия до 01.12.2016 должны были предоставить в саморегулируемое объединение одно из следующих уведомлений:
Если уведомление не подано, то предприятие исключается из списков СРО.
Согласно ФЗ-№ 372, быть членом СРО не требуется для следующих субъектов хоз. деятельности:
Физ. лицам, занимающимся строительными, реконструкционными или ремонтными работами индивидуального жилья также не требуется вступать в СРО.
Задать вопрос специалисту
Оставить заявку
Участие в СРО необходимо строительным предприятиям, которые выполняют работы на основании прямых договоров подряда с:
Перечисленным субъектам необходимо сохранить своё членство или перейти в объединение своего региона. Состоять в СРО нужно, если планируется участие компании в государственных или коммерческих тендерах, аукционах, торгах. Фирмам, которые всё время работают на субподряде членство в объединении не понадобится.
Вступление в саморегулируемые организации дает фирмам ряд преимуществ. Это увеличение конкурентоспособности, формирование положительного имиджа. Доступ в СРО получить довольно просто. Однако так или иначе нужно соблюдать установленные правила.
Вступить в СРО может не каждая компания. Отдельные саморегулируемые организации устанавливают жесткие требования по вхождению. Для получения доступа субъект должен соответствовать этим условиям:
В СРО может вступить ЮЛ (ООО, ОАО) и ИП. Однако субъект должен обязательно отвечать установленным требованиям. Каждая СРО имеет право сформировать свой перечень требований.
Требования к претендентам на вступление зависят в том числе от сферы деятельности компании. Рассмотрим примерный перечень условий, актуальных для той или иной фирмы:
Это лишь самый примерный перечень. Требования могут быть более жесткими или более мягкими. Однако они не должны быть мягче условий, прописанных в нормативных актах.
Как и в случае с условиями, СРО может самостоятельно определять перечень документов, необходимых для вступления. Однако их стандартный перечень остается неизменным:
К сведению! Ознакомиться с точным перечнем документов можно на сайте СРО, к которой обращается фирма.
Рассмотрим основные этапы вхождения в саморегулируемую организацию:
В итоге фирма получает доступ к деятельности. Именно на его основании будет в дальнейшем выполняться работа. В каких случаях на заявление фирмы поступает отказ? На то может быть много причин. К примеру, это предоставление неполного комплекта документов, несоответствие требованиям СРО.
Для вступления в СРО требуется уплатить взносы. Рассмотрим все разновидности взносов:
Совокупные затраты на получение доступа могут варьироваться от 90 до 370 тысяч рублей.
Как правило, в саморегулируемые организации вступают именно строительные фирмы. Существует три типа СРО для них:
Строительные компании, вступившие в СРО, получают конкурентные преимущества. В частности, это:
В компенсационный фонд фирма должна внести 300 000 рублей.
Если заказчик обнаружит, что исполнитель не состоит в саморегулируемой организации, он имеет право расторгнуть контракт. Если компания обязана вступить в СРО, но не сделала этого, на нее накладывается штраф. Если правонарушение будет обнаружено повторно, фирма будет ликвидирована.
В саморегулируемые организации не обязательно вступать на основании ФЗ №372 следующим фирмам:
Необязательно вступать в СРО ФЛ, которые задействованы на строительных и ремонтных работах.