Этикет и его история. Понятие этикета и истории его возникновения. История возникновения этикета

На вопрос Когда и где возник этикет? заданный автором Кислый лучший ответ это Это знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.
Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних.
Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются подобные правила. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.
Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем важнее регламентировать отношения между людьми.
Поэтому не случаен первенец этикета - дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав сложную цепь необходимых ритуалов.
Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме, сформировался общегражданский этикет.
Многие современные правила поведения первоначально, присвоем возникновении, имели совсем другой смысл (как правило, они берут свое начало из всевозможных ритуалов, которыми была пронизана жизнь древнего человека) . Некоторые этикетные нормы прошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие просто исчезли, как исчезли породившие их явления, но на развитие этикета наложили отпечаток все принятые в разные времена нормы поведения.
Считается, что современный этикет наследует все лучшее из обычаев прошлого. Но!. . Следует помнить об известной относительности требований этикета. Они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях.
Вспомним, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие - саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, идущую рядом, мужчина вставал слева от нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.
Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.
Уженок
(68183)
По выбору ЛО все таки надо не ко мне обращаться,
а к автору вопроса

Ответ от Посовеститься [гуру]
Ну, если слово французского происхождения, то во Франции.А, вообще, правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писали еще приверженцы теории общественного договора – Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.


Ответ от Unixaix CATIA [гуру]
Считается, что днем (годом, веком) рождения наук, искусств, языков, народов и т. д. является первое письменное упоминание о них. Это, конечно, правильно. 2350 г. до н. э. можно считать годом рождения Этикета. Именно так датируется первая книга об этикете, и появилась она в Египте. Но мне никто не будет возражать, если я осмелюсь утверждать, что уже первобытные народы имели этикетную регламентацию в виде множества табу, обычаев, ритуалов.. . Позвольте мне сравнить рождение моего любимого этикета с рождением.. . человека. Плод развивается в утробе матери, на его психику оказывают влияние и материнская нежность, и ее тревоги, заботливый или безразличный голос отца, различные шумы и прочие проявления жизни. Формируется личность! Но днем рождения все равно считается тот, который записан в документе, называемом «Свидетельство о рождении» . Так и наш этикет. Живой, постоянно изменяющийся – что-то уходит, что-то трансформируется, - он появился задолго до первого о себе упоминания. Попробуем это доказать. «При размещении гостей за праздничным столом наиболее почетными являются места посередине продольной стороны стола, лицом к входным дверям. Если же планировка помещения не позволяет – то напротив окон, выходящих на улицу» . Когда возникло это правило? Почему и зачем? Перенесемся мысленно в пещеру каменного века. Вокруг костра сидят первобытные люди, т. е. люди первобытного общества. Вождь восседает на почетном месте - лицом к входу в пещеру. Чем же это место так уж лучше других? Ну, во-первых, наблюдая за входом, он первым заметит опасность. А во-вторых, дым от костра меньше беспокоит. В-третьих, соплеменников можно рассадить согласно их статусу – кого-то ближе, кого-то дальше.Короче, чистой воды этикет!


Ответ от Евровидение [гуру]
Если не забираться в дебри каменного века, то я бы все таки вспомнила Китай - вот где он процветал!


Быть культурным и воспитанным - право и обязанность каждого человека. Пренебрежение правилами этикета, равно как и незнание элементарных его требований, не только значительно усложняет общение, но и наносит непоправимый вред деловым отношениям.

Термин этикет, т.е. установленные правила поведения, формы обхождения, принятые в обществе или в какой-либо части его, перешел к нам из французского языка. Корень же этого слова - греческий (в переводе - обычай), от него происходит слово этика, означающее:
1) философское учение о нравственности, морали;
2) нормы поведения, совокупность правил, принятых среди членов общества, какой-либо социальной или профессиональной группы, корпорации и т.п.

Этикет - большая и важная часть общечеловеческой культуры, выработанной на протяжении многих веков всеми народами, впитавшая в себя представления народов о добре, справедливости, человечности, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.

В древности международным эталоном считался греческий этикет. По свидетельству историка Полибия, первые римские послы в эллинистических государствах поражали мягких и деликатных греков грубостью, неумением сдерживать свои чувства. По правилам этикета посол не должен был прерывать речи того лица, с которым разговаривал. Он обязан был терпеливо выслушать все, что ему говорили. Когда один римский посол осмелился прервать речь царя Филиппа Македонского, царь сказал ему, что он его прощает, во-первых, по молодости, во-вторых, потому, что он очень красив, и, в-третьих, потому, что он римлянин.

Из античной истории к нам перешли и правила ведения бесед. Было не принято во время переговоров публично обвинять третьих лиц. В середине II в. на переговорах в Риме произошел такой случай. Посол Родоса, защищая свое положение, начал обвинять правительства всех других греческих городов в присутствии их послов и обелять поведение правителей Родоса. Выступление посла вызвало негодование представителей остальных греческих городов.

Древние египтяне и другие народы Древнего Востока вели между собой устные и письменные переговоры, направляли и принимали послов, объявляли войны и заключали перемирия, размечали границы, обменивались пленными. Все эти международные действия совершались в соответствии с определенными обычаями, в торжественной обстановке и освящались, как правило, «божественными силами».

В республиканском Древнем Риме церемония отправления послов была весьма торжественной. Обычно они высылались группой в три и более (до десяти) человек - целое посольство. Каждый член такого коллегиального посольства получал золотой перстень, который давал право на беспошлинный провоз багажа через границу. Во время путешествия по морю послов сопровождал почетный эскорт кораблей. Интересно, что для организации приема иностранных посланников в Риме была создана специальная должность «магистра церемониала» - прототипа нынешнего «шефа протокола». В честь иностранных гостей устраивались народные празднества, увеселения. Сенат принимал их на торжественном заседании и назначал для переговоров с ними специальную комиссию. При отъезде производился обмен подарками.

На церемониал международного общения большое влияние оказала практика Византийской империи. Торжественность и пышность византийского приема иностранных посольств призвана была ослеплять гостей, убеждать их в могуществе империи. Этикет использовался подчас вопреки своему естественному назначению, т.е. не для выражения чувств дружбы, а для демонстрации силы и превосходства.

Первый известный трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», изданный в 1204 г., был сочинен испанским священником Педро Альфонсо. Книга была предназначена для духовенства. На ее основе позднее вышли пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В них преобладали правила поведения за столом. Затрагивались и другие вопросы - порядок ведения бесед, приема гостей. Эти правила считались пригодными и для дипломатов.

Постепенно сфера применения этикета в международном общении расширялась, распространяясь не только на дипломатических представителей, но и на коронованных особ, дворян, купцов, ученых и странствующих студентов. Законодателем правил этикета в начале и середине средневековья была церковь, а в позднее средневековье - королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц.

Длительное время законодателями норм этикета считались англичане. Английский писатель XVIII в. Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира, или Письма китайского философа», размышляя о том, что следует считать истинной учтивостью, писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием. «Наделенный этими качествами человек, - подчеркивал он, - всегда приятен».

В Древней Руси в начале XII в. было широко известно «Поучение к детям» князя Владимира Мономаха. В «Поучении» излагались нормы, в соответствии с которыми надлежало поступать детям князей и дружинников. В том числе беседу предписывалось вести следующим образом: «при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться...».

Первым сводом правил поведения людей по отношению к светской власти, к церкви, семье, слугам был знаменитый «Домострой». Его авторство связывают с именем попа Сильвестра, ближайшего сподвижника первого русского царя Ивана Васильевича IV - Ивана Грозного. Изложенные в «Домострое» правила охватывали главные стороны жизни горожан - домоводство, различные бытовые обряды, воспитание детей, ведение торговых дел, обхождение с гостями и т.д. «Домострой» появился в XVII в. Но до сих пор в народе бытует выражение «жить по домострою». Предложенным в нем правилам «этикета» следовали все социальные слои русского общества. «Домостроевщина» вошла в лексикон русского народа как норма поведения людей, которые в семье или в отношениях со своими подчиненными стремятся утвердить беспрекословную, неограниченную личную власть, не терпят никаких преград ей. «Домострой» утверждал именно такую власть «главы дома» над своими домочадцами и слугами, предписывая, в случае неповиновения, «сокрушать им ребра». И эта власть «главы дома» и семьи - микромира общества - была отражением такой же неограниченной власти по восходящей линии - боярина, наместника, царя.

Жесткие установления «Домостроя» официально бытовали на Руси до Петра I, который, поставив целью изменить мешавшие развитию страны условия, начал вводить - прежде всего в боярский и купеческий быт - различные западноевропейские обычаи, не останавливаясь не только перед «сокрушением ребер» по старым «домостроевским правилам», но и перед «усекновением голов» неповинующимся.

Петр I позаботился о том, чтобы правила нового этикета стали достоянием подрастающего поколения. В 1717 г. по его специальному указу была издана книга под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Это были сведенные воедино выдержки из различных западноевропейских руководств по светскому этикету, переведенные на русский язык. Есть основания полагать, что при составлении этой книги была проявлена известная забота о сохранении тех норм сложившегося русского национального этикета, которые диктовались целесообразностью и специфическими условиями России и являлись национальной гордостью русского народа. Многие рекомендации «Юности честного зерцала» свидетельствуют о том, что их западноевропейские авторы чувствовали настоятельную необходимость научить свою аудиторию самым элементарным, по нашим понятиям, вещам. Вот некоторые из этих рекомендаций: «в круг (т.е. вокруг себя) не плевать», «громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри как свинья и не дуй в ушное» (т.е. ешь бесшумно, не остужай супа, дуя на него), «не сопи, ягди яси» (т.е. во время еды) и т.д. Наряду с такими разумными советами рекомендовалось не общаться со слугами, обращаться к ним повелительным тоном, «смирять» неугодливых, разговаривать между собой при них на иностранном языке, чтобы не быть понятыми ими.

Введенные Петром I изменения коснулись преимущественно придворных кругов и крупного столичного купечества, жизненный уклад и обычаи остальных слоев населения видимых изменений не претерпели.

После Петра I, придерживавшегося преимущественно обычаев, распространенных в германских землях, при дворе и в дворянстве постепенно, особенно со второй половины XVIII в., стало усиливаться влияние французского этикета. Увлечение дворянства и богатого купечества всем французским принимало нередко уродливые формы и было объектом едких сатир и гневных статей многих русских писателей и публицистов. В высших кругах французский язык стал почти официальным, на нем, в частности, а не на родном русском языке велась деловая переписка русских послов и посланников со своим ведомством.

После Отечественной войны 1812 г. французское влияние в этикете, моде, жизненном обиходе высших кругов несколько ослабло, уступая место английскому. Соответственно при дворе, а затем и вообще в дворянстве вошли в обычай некоторые элементы английского этикета. Народные массы продолжали руководствоваться своими, неписаными, но очень крепкими, живучими правилами поведения, которые веками складывались в быту и находили свое выражение в сказках, песнях и особенно в алмазах народной мудрости - пословицах. Эти правила несложны, но глубоки, мудры, как основные нравственные правила всех народов. Уважение к «отцу-батюшке», к «родной матушке», вообще к старшим по возрасту, бережное, любовное отношение к «красным девицам» и чувство уважения девиц к «добрым молодцам», гостеприимство, честность, трудолюбие, скромность - вот какие чувства и качества не предписывались сверху административным путем, а вкладывались в душу русского человека через песню, сказку, пословицу.

Лучшие традиции русского национального этикета развивались в XIX в. в среде так называемой разночинной интеллигенции, вышедшей из демократических слоев населения. Вырабатывались принципы новых отношений между людьми, отвергались, высмеивались бессмысленные условности как дворянского этикета, так и мещанско-купеческой манерности, пропагандировались естественность и простота в общении людей между собой.

Итак, как рке говорилось, правила этикета - результат опыта многих поколений. В основе своей они являются международными, поскольку соблюдаются более или менее одинаково во всех странах. В то же время этикет каждой страны может иметь свои, и довольно существенные особенности, что обусловлено историческими, национальными, религиозными и другими традициями и обычаями.

По мере изменений условий жизни человечества, повышения уровня образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Особенностью этикета является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом и рациональностью.

Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Этикет определяет формы, технические аспекты общения: как спорить, не задевая чувства собеседника, как вести себя за столом, какие дарить подарки, как принимать гостей, как вести себя в общественных местах, на улице и т.д.

Естественно, что вопросы этикета особенно интересуют тех, кому по характеру работы приходится часто общаться с людьми разных профессий, разных условий жизни и не только в своей стране, но и за рубежом.

Отсюда и возникает сложность рекомендаций, пригодных «на все случаи жизни». Понятно, что такие рекомендации могут относиться лишь к наиболее общим формам ежедневного общения людей между собой как в рабочих условиях, так и вне их - в театре, в кино, на улице, в гостях и т.д.

Правила этикета в отличие от норм морали являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это свидетельствует о невысокой культуре и плохом воспитании.

Отношения между людьми, в которых проявляются взаимная доброжелательность, вежливость, стремление не обидеть другого человека, создать благоприятный микроклимат для общения, облегчают жизнь, создают хороший фон для морального и физического благополучия.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Основные положения этикета отличаются универсальностью, т.е. являются правилами вежливости не только у себя дома, но и в международном общении. Но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда необходимо знание правил именно международного этикета. Общение с представителями разных стран требует знания не только иностранных языков, но и разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры.

Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были, в какой бы стране ни находились, хозяева вправе ожидать от вас внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.

Еще в прошлом веке Венский международный конгресс установил протокол - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, государственными учреждениями и дипломатическими представительствами, а также официальными лицами в международном общении. Этот международный свод правил общепризнан во всех странах и соблюдается везде более или менее одинаково.

Нормы этикета и протокола основаны на правилах международной вежливости. Нет каких-либо единых писаных или устных норм международного права, которые обязывали бы оказывать строго определенные почести иностранным туристам и гостям при их пребывании в нашей стране. Каждое государство следует своим правилам гостеприимства, руководствуясь существующей международной практикой, национальными традициями и обычаями. Принимаются во внимание и тенденции, которые наблюдаются в международной жизни: сделать нормы протокола и этикета более удобными и простыми, освободить их от излишней помпезности.

Правила международной вежливости не имеют обязательной силы, но, как свидетельствует международная практика, люди, непосредственно участвующие в международных контактах, стремятся их соблюдать.

Большое значение для общения людей имеют их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который ведет себя соответственно обстоятельствам.

Умение поддерживать беседу имеет также немаловажное значение при общении людей друг с другом. Для того чтобы быть хорошим собеседником, нужно хорошо знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.

О воспитанности и хороших манерах свидетельствует умение управлять своими отрицательными эмоциями. В соответствии с этикетом лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка. В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

С сожалением приходится констатировать, что в современной России в повседневном обиходе этикет не пользуется особым почетом. Это относится не только к поведению в общественных местах, транспорте, быту, но и на службе. Наглядным подтверждением тому служит поведение народных избранников в высших органах государственной власти. Создается впечатление, что грубость и разнузданность, называемые ошибочно раскованностью, становятся признаками современного «хорошего тона». Подобное пренебрежение этикетом наносит большой ущерб делу. Примеров тому множество. Неуклюжая манера диалога с деловым партнером, неумение провести деловой разговор по телефону, нежелание отвечать на деловые письма - лишь немногие из них.

Между тем качественное изменение жизни общества заставляет учиться цивилизованным манерам общения. Разрушение «железного занавеса» и выход огромного числа граждан бывшего СССР в сферу международного общения требуют, чтобы это общение было эффективным, а значит, его надо подчинить определенным правилам, которые не изобретены кем-то, а выработаны, как уже говорилось, опытом многих поколений.

Различают несколько видов этикета.
1. Придворный этикет - строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов. Применяется в настоящее время при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.
2. Воинский этикет - свод общепринятых в данной армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах.
3. Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, презентации, переговоры, встречи делегаций и т.д.).
4. Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества.

В кругу дипломатических и официальных лиц строгому соблюдению правил этикета придается большое значение.

Люди, знающие о дипломатическом этикете лишь понаслышке, имеют обычно очень однобокие, упрощенные и даже искаженные представления о нем. Чаще всего наиболее трудной задачей считают «сверхсложное» умение пользоваться за столом различными вилками и ножами. Но даже если взять этот - не самый характерный - пример, то он демонстрирует лишь полезность протокола. Во-первых, совершенно очевидно, что суп удобнее есть большой ложкой, а, скажем, мороженое - маленькой. Что же касается ножа для рыбы, то резать им мясо явно неудобно, а для рыбы он вполне подходящ. Во-вторых, если уж все делается по протоколу, то никаких трудностей в выборе ножа или ложки нет, ибо лежат они в определенном порядке, соответствующем порядку подачи блюд, так что и с закрытыми глазами трудно ошибиться.

Дипломатический этикет - это свод общепринятых международных норм, который определяет весь порядок дипломатической деятельности. Любой дипломат встречается с протоколом повседневно: встречи, переговоры, подписание документов. Если же говорить о протоколе в более или менее прикладном понятии, то следует начать с его структуры. Каждое суверенное государство создает Управление государственного протокола, которое занимается организацией вручения верительных грамот, визитов дипломатов в различные учреждения страны, разбором различных ситуаций, в которые так или иначе вовлечены члены дипломатического корпуса. Управление ведет также регистрацию дипломатов. Ведь только в Москве в посольствах работают около 20 тыс. иностранных граждан, а в столицах и городах мира (Нью-Йорк, Париж, Вена), где сосредоточены еще и международные организации, такие, как ООН, ЮНЕСКО и т.д., и того больше. Поэтому одна из центральных задач учреждения, обслуживающего дипкорпус, - создать условия для нормальной деятельности дипломатов и международных чиновников. При этом необходимо учитывать обычаи страны пребывания, следить за выполнением правил дипломатической переписки.

Многие аспекты дипломатического протокола имеют значение не только для профессиональной дипломатической деятельности, но и для тех случаев, когда его применение может быть полезным для человеческого общения в целом как в различных сферах деятельности, так и в неофициальных контактах.

Большинство правил дипломатического и общегражданского этикета идентичны или совпадают в той или иной мере.

Рассмотрим основные нормы общегражданского этикета.
Общие правила приветствия: младшие приветствуют старших, мужчины - женщин, однако вошедший в комнату, независимо от возраста и пола, здоровается первым с присутствующими, а уходящий - первым прощается с остающимися.

Если в комнате находятся несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, затем -с другими женщинами (начиная с более пожилых), а затем в том же порядке с мужчинами.

Замужняя женщина должна первой подать руку мужчине. Если она ограничивается поклоном, мужчина поступает также.

Мужчина всегда встает, здороваясь с женщиной и с мужчиной. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает (исключения составляют очень пожилые мужчины), здороваясь с женщиной, встает обязательно. Хозяйка дома, принимая гостей, всегда встает.

Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или женщиной, то сесть он может только после того, как сядут они или с их разрешения.

Если хозяйка дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять, - садиться не следует.

Не принято здороваться и прощаться через порог, через стол, через какую-либо перегородку.

А кто же здоровается первым «при равных условиях»? Во французском военном уставе говорится, что из равных по чину офицеров при их встрече первым здоровается более воспитанный. Неплохое решение вопроса для штатских лиц.

Не принять протянутую вам руку значит нанести протянувшему ее оскорбление.

Здороваясь, мужчина должен снять перчатку, женщина перчатку не снимает.

На Западе принято при встречах мужчин на улице во время краткого разговора снимать головной убор. Если разговор затягивается, старший предлагает покрыть голову. При встрече и разговоре с женщиной мужчина надевает головной убор только по предложению женщины. Если она этого не предлагает, в случае необходимости можно попросить разрешения покрыть голову.

Во многих странах на Западе довольно широко распространен обычай целовать женщине при встрече руку. В России этот обычай большого распространения не имеет. Однако это не исключает случаев, когда той или иной женщине следует поцеловать руку в знак особого уважения к ней. Поцелуй руки должен быть «символическим», выражаться в совершенно легком прикосновении губ к руке. Ни в коем случае не следует «чмокать» - это считается крайне вульгарным. На Западе и у нас не целуют руки девушкам, не целуют руку, если с нее не снята перчатка. Не принято целовать руки при встрече на улице. Во время приемов гости целуют руку только хозяйке дома.

Знание правил поведения за столом особенно важно. Этот раздел этикета - один из самых сложных, поскольку отдельные правила различаются не только на разных континентах, но даже в странах одного и того же континента. Поэтому на соответствующих приемах необходимо присмотреться к поведению соседей по столу - и все станет на свои места, так как основные правила застольного этикета в общем одинаковы.

Садиться за стол нужно так, чтобы вам было удобно есть и пить: не придвигаться к нему вплотную, но и не отдаляться от него настолько, чтобы приходилось наклоняться к блюдам. Нельзя ставить локти на стол, на нем держат лишь кисти рук. Нельзя сидеть «развалившись» - откинувшись на спинку стула.

Если рядом с вами садится женщина, вам следует помочь ей сесть, выдвинув стул (приподнимая его, а не двигая по полу), дождаться, пока сядет она (а она может сесть лишь после того, как сядет хозяйка дома) и все остальные женщины, а затем садиться вместе с другими мужчинами.

Если вы оказались за столом рядом с незнакомыми вам людьми, можно представиться им, если это женщины или мужчины старше вас.

Место салфетки сейчас варьируется - в некоторых странах и мужчины, и женщины продолжают класть её на колени, но и у нас и в некоторых странах Запада мужчины иногда заправляют её за борт пиджака. По окончании еды, при выходе из-за стола её кладут слева от тарелки, не расправляя и не складывая. Обратите на это внимание: в некоторых странах Западной Европы считают, что если гость аккуратно свернул или сложил салфетку, то этим он выразил пожелание быть еще раз приглашенным к этому столу, а это, во-первых, может быть расценено как неделикатность, а, во-вторых, у вас совершенно может не быть такого желания, и в случае второго приглашения ваш отказ от него вызовет обиду. Салфеткой не принято вытирать губы, ее лишь слегка прикладывают к ним перед тем, как отпить вина, воды, чтобы не оставлять на стекле жирных следов.

Считается крайне невежливым рассматривать, чисты ли тарелки, стаканы и т.д., и совершенно недопустимо протирать их салфеткой или носовым платком. Если они кажутся вам (и даже являются на самом деле) недостаточно чистыми, терпите, не морщась и не показывая ни малейших признаков недовольства. Это не лишает вас возможности сделать выводы на будущее, если вы снова получите приглашение в этот дом.

Так же стоически следует вести себя, если в кушании попадется что-либо несъедобное (щепочка, волос и т.п.). Отодвиньте «находку» на край тарелки, прикройте гарниром и продолжайте трапезу, как ни в чем не бывало.

Курить за столом как у нас, так и на Западе, еще недавно было не принято. Но за последние годы по американскому примеру на званых завтраках и обедах подаются сигареты, т.е. как бы дается общее разрешение курить за столом В таких случаях, если вы принадлежите к числу курильщиков, мо/ухо следовать за большинством.

Выходить из-за стола молено лишь после того, как вышла хозяйка дома и все присутствующие женщины. Как только встала ваша соседка, отодвиньте от стола ее стул, пропустите ее на выход.

Уходить следует, не дожидаясь ухода того, кто может хозяевами дома считаться самым желанным гостем, которого они хотели бы задержать дольше других.

Разговор за столом следует вести с обоими соседями, не отдавая видимого предпочтения одному (одной) из них. Крайне невежливо говорить за столом о ваших вкусах - что вам нравится и что не нравится, о диетических предписаниях, сделанных вам врачом, о влиянии на ваше здоровье той или иной пищи и т.д.

Разговоры нужно стараться сделать общими, однако насильно «втягивать» в них никого не следует. Если вы замечаете, что возникает опасность разговора на нежелательную для кого-нибудь тему, постарайтесь придать беседе другое направление. Не следует поддерживать нелицеприятные высказывания об отсутствующих общих знакомых. Подобные попытки нужно прекращать в самом начале, лучше какой-нибудь шуткой. И вообще, следует принять за правило никогда не говорить об отсутствующих того, чего не можете сказать в их присутствии.

Манера человека разговаривать нередко дает основания судить о его характере. Никогда не следует перебивать собеседника. Дайте ему высказаться и лишь после этого говорите сами. Старайтесь говорить не слишком быстро и не слишком медленно, не говорите громко. Следует воздерживаться от замечаний и критики привычек ваших собеседников. Воздерживайтесь также высказываться о том, с чем вы плохо или недостаточно знакомы. И даже если предмет разговора вам известен, не навязывайте собеседникам своего мнения.

На вопрос о здоровье следует отвечать кратко, помня о том, что вопрос этот, как правило, - протокольная вежливость.
Нельзя вмешиваться в разговоры третьих лиц, не будучи к ним приглашенным. Нельзя также отвлекать человека, занятого разговором с другими.

В разговоре не отводят глаз в сторону, но и не смотрят все время на собеседника «в упор».

Очень важна культура разговора по телефону, особенно служебному. Он должен быть коротким: нужно считаться с тем, что ежесекундно вам кто-то может позвонить по делу. По домашнему телефону не следует звонить (без необходимости) рано утром и поздно вечером - вы рискуете в это время нарушить отдых уставших людей.

Позвонив, следует сначала назваться и лишь после этого сказать, с кем вы хотели бы говорить. Когда просят к телефону отсутствующего, отвечают «Его сейчас нет. Что ему передать и от кого?», а не наоборот: «Кто его просит?» и, услышав ответ, добавлять: «Его сейчас нет. Что ему передать?». Во втором варианте звонивший будет уверен, что вы, узнав, кто звонит, попросту не захотели разговаривать с ним.

Главное правило поведения в общественных местах - не забывать, что если бы каждый поступал, руководствуясь заботой только о своих удобствах и желаниях, то во многих случаях в результате этого возникла бы невозможность пользования театром, кино, музеями и т.д.

В театре и кино сидите спокойно, не клонясь то влево, то вправо, особенно если у вас пышная шевелюра или (в кино) высокий головной убор: тот, кто сидит за вами, вынужден будет, если хочет увидеть что-то на сцене или на экране, все время следовать за вашими перемещениями.

На концертах не нужно подпевать или подсвистывать исполнителям или оркестру, отбивать такт ногами или дирижировать.

Обмен впечатлениями с вашими спутниками об исполнении номеров концерта нужно откладывать до антракта или хотя бы до конца номера, до аплодисментов, во время которых вы сможете сделать это в нескольких словах.

Следует стараться не загораживать другим посетителям картины, экспонаты.

Нельзя трогать экспонаты руками.

В автобус, вагон метро, электропоезда входите не толкаясь, пропуская вперед инвалидов, престарелых, детей, женщин. В салоне, если им не хватает места, уступайте свое.

В магазинах необходимо соблюдать те же правила, что и в других общественных местах: не толкаться, не нарушать общего порядка, не стараться быть обслуженным вне очереди.

Нельзя, особенно за границей, самому перебирать и переставлять выставленные вещи, снимать их с полок, пробовать запоры закрывающихся изделий - всё это должен продемонстрировать продавец. Если предмет очень заинтересовал вас и вы решили купить его, попросите разрешения самому проделать с ним, для ознакомления, необходимые манипуляции, но соблюдайте при этом осторожность.

В магазинах тканей и готовых изделий из них не следует усиленно перетирать пальцами выставленные образцы. На Западе даже очень вежливые продавцы при виде энергично трущего пальцами ткань покупателя сначала неодобрительно покашливают, а если этот процесс затягивается больше, чем на 6-7 секунд, решительно останавливают его.

В магазинах готового платья и обуви не нужно приводить в отчаяние продавцов неосуществимыми требованиями или просьбами относительно желаемых вами сочетаний форм, расцветок, качества изделий, если таких товаров там нет.

В продовольственных магазинах нельзя трогать руками товары без упаковки.

При посещении магазинов за границей во избежание недоразумений храните кассовый чек до выхода.

Социологи подсчитали, что в большом городе каждый человек ежедневно проходит на улице мимо нескольких тысяч людей. Легко себе представить, что было бы, если бы действовала формула поведения: «Каждый молодец - на свой образец». Поэтому нормы поведения на улице приобретают большое общественное значение.

При современном темпе жизни люди на улице обычно торопятся. Но то обстоятельство, что каждому «некогда», не дает никому ни права, ни оснований толкаться, наоборот, обязывает к тому, чтобы стараться не толкнуть кого-нибудь. Если же это нечаянно случится, обязательно нужно извиниться.

Встречных нужно обходить со своей правой стороны, обгонять - так же. Не следует на ходу размахивать руками, особенно если в них есть что-нибудь - зонт, портфель, трость и т.п.

Не останавливайте на улице знакомого, если он идет не один: неизвестно, понравится ли знакомство с вами человеку, которому ваш знакомый обязан будет вас представить, да и нужно ли это знакомство вам самому. А если вы не один, но вам очень нужно остановиться для краткого разговора со встреченным на улице знакомым, предварительно спросите разрешения на это у вашего спутника, и в случае его согласия, представив его знакомому, можете переговорить с ним в присутствии вашего спутника. Очень невежливо отзывать встреченных вами знакомых от их спутников (кроме того, вы можете натолкнуться на отказ) или отходить от своего спутника для разговора со встреченным знакомым.

Довольно сложным делом, к которому следует подходить весьма ответственно, является выбор подарка. Прежде всего при этом не следует ориентироваться на собственный вкус он может быть весьма далек от вкуса тех, кому вы преподносите подарок. Говорят, безошибочно приятные подарки - книги и цветы. Однако, делая и эти подарки, нужно соблюдать такт, принимать во внимание пол, возраст, профессию получающего подарок. На Западе (да и у нас) мужчина не дарит цветов девушке, женщина - мужчине Что касается книг - дарите только те, содержание которых вам известно.

Не следует делать очень дорогих подарков, это ставит человека в неловкое положение: ведь на подарки нужно отвечать примерно такими же, а возможность сделать дорогой подарок не у всех бывает. Что касается иностранцев, то и получать от них, и дарить им дорогие подарки считается просто неприличным и провоцирующим поступком Получаемые дипломатами подарки, как правило, сдаются для отсылки в центр.

С подносимых вами подарков во всех случаях нужно предварительно снимать этикетки с указанием цен.

Все подарки вручаются или посылаются в закрытом виде, за исключением цветов.

Когда подарок вручается лично, получающий должен раскрыть его в присутствии дарящего, если при этом не присутствует кто-либо (не из членов семьи), не сделавший подарка.

При получении любого подарка нужно поблагодарить за него, не показывая ни бурной радости или удовольствия, ни разочарования или досады..

Если сделанный вам подарок - бытовая вещь, не упускайте возможности при встречах с подарившим показывать ему, что вы пользуетесь ей; этим вы доставите ему большое удовольствие, а это в свою очередь хороший подарок, не освобождающий вас, однако, от выражения вещественной благодарности.

Манера держаться - это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.

В манере поведения достаточно велика роль привычек. Они могут как подчеркивать достоинства человека, так и сводить к нулю самые лучшие качества.

Быть естественным - одно из главных условий делового человека.

Жесты и движения являются частью имиджа. Очень часто именно жест против воли выдает настроение человека. Движения не должны быть резкими и быстрыми.

Здороваясь, делают легкий поклон, не рывком, а спокойно. Ноги при этом держат вместе, не «циркулем».

Походка не должна быть вялой, но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Наилучший вариант - размеренные движения, прямая осанка.

Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Можно расслабиться в часы досуга, но в рабочее время подтянутость - неотъемлемая черта бизнесмена.

Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.

Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край, не рекомендуется облокачиваться на стол. Присаживаться и подниматься нужно не производя шума. Стул не двигают по полу, а переставляют, взявшись за спинку.

Привычки машинально раскачивать ногой, ерзать на стуле, периодически постукивать по нему каблуком относятся к разряду «неудобных». Это может быть воспринято как нежелание продолжать разговор и др.

Беседуя, сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад.

Поднятые плечи или втянутая голова означают напряженность, производят впечатление замкнутости. Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создает впечатление, что человек внимательно слушает.

Не принято сидеть, подперев щеку рукой или положив голову на обе руки. Не рекомендуется также сидеть или стоять в наполеоновской позе - «скрестив руки на груди», а также упираясь ладонями в колени.

Наиболее приемлемая для деловой женщины посадка - колени имеете, ступни одна возле другой.

Когда женщина садится в машину, она должна сначала сесть на сиденье, а затем втянуть ноги. Выходя из машины, сначала нужно опустить ноги, а затем встать.

Находясь в обществе, не следует беспрестанно поправлять галстук, прическу, одергивать одежду и т.п.

Стоя, держат руки или просто опущенными, или заложенными за спину, или перед собой со сцепленными пальцами.

В обществе, на приеме нужно стараться не стоять к кому-либо спиной.

Не принято стоять или сидеть, засунув руки в карманы, размахивать руками, теребить или перебирать что-либо пальцами, браться за пуговицы пиджака собеседника.

Даже хорошо знакомых вам людей, но не связанных с вами большой дружбой, не следует похлопывать по плечу или по спине.

Важно отметить, что теоретическое усвоение правил гражданского этикета необходимо сочетать с практическим их применением Именно навык позволит деловому человеку без затруднений соблюдать этикет в любой ситуации.

ИСТОРИЯ ЭТИКЕТА

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времени позднего средневековья эти правила именуются этикетом.

Этикет (в пер. с франц. - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здесь имеются ввиду обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда.

Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального учения людей красивому поведению. Само “красивое поведение” в это время практически совпало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности. Сочетание красивого и нравственного обозначалось у древних греков понятием “колокагатия” (греч.“колос” - прекрасный, “агатос” - добрый). Основой колокатии было совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, наряду с красотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. В этом смысле в античности не было этикета как собственно внешней формы проявления культуры человека, поскольку не было самого противопоставления внешнего и внутреннего (этического и нравственного).

Главное для древних греков было - жить разумно, просто по заветам предков и законам государства, избегая излишеств и крайностей. Важнейшими принципами, определяющими их стратегию поведения, были принципы “разумности” и “золотой середины”.

Первые печатные своды о правилах этикета появились в 15 в. в Испании, откуда довольно быстро распределилась по другим западноевропейским странам.

В русский язык понятие “этикет” стало входить в начале 18 в. Правда, еще в эпоху Ивана Грозного появился написанный Сильвестором “Домострой”, своеобразный кодекс правил, которыми должны руководствоваться граждане в своём поведении и отношении к светской власти, церкви и т.д. Но весь этикет сводился к повиновению домашнему деспоту, воля которого определяла конкретные правила поведения каждого домочадца. Неограниченная власть главы семьи была отражением такой же неограниченной власти по восходящей линии - боярина, воеводы, царя.

Весьма скромную роль этикет в допетровской России отводил женщине. До Петра I женщина показывалась между мужчинами редко, и то на несколько минут. В бурную эпоху Петра I жизненный уклад русских людей резко изменился. Создавались особые руководства для молодых дворян: в них подробно указывалось, как надлежит вести себя в обществе. Так, в 1717 г. По распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или Наказание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов. Эта книга была составлена из многочисленных западноевропейских сводов общегражданского этикета. Соответственно этому при дворе, а затем и вообще при дворянстве, вошли в обиход некоторые элементы западноевропейского, преимущественно английского этикета, особенно в одежде, в воспитании детей.

В отдельные периоды истории царской России злоупотребление этикетом смыкалось с раболепным преклонением перед иностранцами, с презрением к национальным традициям и народным обычаям.

В аристократической Западной Европе строгость придворного этикета приводила подчас к курьёзным ситуациям. Однажды французский король Людовик XIII зашел поговорить о делах к кардиналу Ришелье, когда тот болел и не мог подняться с кровати. Тогда Людовик, чьё королевское достоинство не могло позволить ему разговаривать с лежащим подданным сидя или стоя, лёг с ним. А испанский монарх Филипп III предпочел угореть перед камином, нежели гасить его самому.

Во многих странах придворный этикет был доведён в некоторой своей части до явной нелепости, а иногда превращается в открытую глупость. Ныне забавно читать, например, на какую высоту можно было поднимать женщине подол платья, переступая порог, причём дамы разного ранга имели неодинаковую возможность показать свои ноги.

Особенно сложным был церемониал балов, обедов, приветствия царственной особы. В старых хрониках нередко можно было встретить описание ссор и даже возникновения войны из-за нарушения какого-то мелкого правила этикета.

В XVIII в. потерпела крах наша миссии в Китае в связи с тем, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени таким образом, как этого требовал этикет пекинского двора. В 1804 г. Адам Крузенштерн, доставивший с кораблями российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением поведение голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в наклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки заставить русских наклониться на тот же манер, японцы больше не беспокоили их на сей счет. И опять-таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за, нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.

За долгие века каждый народ вносил в развитие этикета свою специфику, свой национальный колорит. Большинство обычаев так и осталось лишь национальным достоянием. Но некоторые были приняты и другими народами.

Из Скандинавии пришёл принятый ныне во всём мире обычай, в соответствии с которым самое почетное место за столом предоставляют гостю.

В рыцарские времена считалось хорошим тоном, чтобы дамы и их кавалеры садились за стол парами. Они ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Этот обычай стал теперь лишь преданием.

Снятие головного убора в качестве этикетного жеста распространено главным образом в Европе. Мусульмане, евреи и представители некоторых других народов не обнажали голову в этикетных целях. Это различие издавна признавалось в ряду наиболее примечательных отличительных признаков европейских и восточных народов. Один из распространенных в средневековой Европе сюжетов повествовал о том, как к Ивану Грозному - государю, известному своей жестокостью, явились турецкие послы, которые по своему обычаю не сняли перед ним шапок. Государь решил “укрепить” их обычай и велел им шапки прибить к головам железными гвоздями.

И всё же значительная часть нормального этикета возникла на основе общечеловеческих моральных и эстетических потребностей. Так, умение властвовать собой составляет важнейшую черту этикета. Ведь по мере развития цивилизации этикет превращается в одну из форм обуздания природных инстинктов и страстей человека. Другие распространенные нормы этикета отвечает насущным потребностям в чистоте, опрятности, т.е. в гигиене людей. В этике частично отражается и древние традиционные формы почитания женщины, прародительницы. Почти повсеместно ей дарили цветы, венки, фрукты как символ красоты и плодородия. Обнажать перед женщиной голову, вставать в ее присутствии, уступать ей место и оказывать ей всевозможные знаки внимания - эти правила не были выдуманы в эпоху рыцарства, они проявления древнего культа женщины.

С тех пор, как существуют люди, они стремятся удовлетворить не только свои самые простые потребности - есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой. Люди стремились удовлетворить их в такой форме, которая считалась красивой и приятной. Человек никогда не довольствовался тем, что одежда только согревает, а какой-либо предмет домашнего обихода лишь для чего-то нужен. Стремление к прекрасному в жизни является насущной потребностью человека. Правила этикета очень конкретны и направлены на регулирование внешней формы общения, они дают рекомендации поведения в заранее оговоренных ситуациях. Правила этикета определяют, как человек общается с другими людьми, каковы его умение вести себя, жесты, способы приветствий, поведение за столом и т.д.

Введение.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной

История зарождения этикета.

Этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования. С точки зрения семиотики (науки о знаках и знаковых системах) этикет того или иного народа в определенный исторический период может быть представлен как совокупность знаков, имеющая свой словарь (набор символов) и грамматику (правила сочетания этих знаков). «Словарь» этикета включает набор поведенческих стереотипов, маркирующих те или иные ситуации;

Само понятие "этикет" настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение: "Государство - это я". На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".

Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека.

Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах.

Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

А как же развивался этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять "Правил приличного поведения". Вот лишь некоторые из них: "Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях..." Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина.

В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она - самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США.

Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.

Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.

Этикетом называют совокупность норм поведения, принятых в обществе. Сегодня существуют различные виды этикета - столовый, офисный, дипломатический... Если хотите прослыть воспитанным человеком, приходится усваивать эти правила. Интересно, каким же образом они появились на свет и вообще - зачем нам нужны? Попробуем ответить на эти вопросы.

Впервые слово «этикет» было употреблено при дворе французского короля Людовика XIV: на одном из приемов гостям раздали карточки со сводами правил - так называемые «этикетки». Но первые предписания, как следует держаться в тех или иных ситуациях, встречаются еще на глиняных табличках шумеров и древних египтян.

Большую роль играл этикет в Древней Индии с ее кастовой системой. В Древнем Китае к первой половине I тысячелетия до нашей эры были выработаны нормы поведения - «ли», в которых регламентировалась вся человеческая жизнь буквально до мелочей. Например, мужчинам предписывалось ходить только по правой стороне улицы, а женщинам - только по левой.

В XI-XII веках сформировались правила западноевропейского этикета. Они четко определяли границу между различными сословиями, а также между представителями разных ступеней дворянской иерархии. Так, за торжественным обедом при французском королевском дворе все пэры должны были занимать свои места согласно статусу - кто-то оказывался ближе к монарху, а кто-то - дальше от него.

В этом разделе:
Новости партнеров

В первой половине ХIV столетия был издан первый кодекс хороших манер «Il Galateo», автором которого являлся флорентиец Джованни делла Каза. Изложенные в нем предписания казались не только особ аристократического происхождения, но и представителей других сословий, то есть были универсальными.

Однако все-таки самых строгих правил этикета придерживались при королевских дворах Европы. Появилась даже специальная должность - церемониймейстер (знаток придворного этикета). Во Франции во времена абсолютизма жизнь двора полностью подчинялась требованиям этикета. Так, во время трапезы монарха все подданные, не являвшиеся членами королевской фамилии, должны были стоять. Королева и принцы могли сидеть на стульях, остальные члены королевской семьи - на табуретках. Последней привилегии могла также удостоиться фаворитка короля.

В XVIII столетии собственные нормы этикета появились и у буржуазии. Правила были довольно строгими. Например, женщине запрещалось оставаться наедине с мужчиной , если он не был ее мужем или близким родственником... Хотя на деле многие нарушали эти предписания.

В России вплоть до реформ Петра I основная масса населения придерживалась уклада, изложенного в сборнике «Домострой», вышедшем в XVI веке. Там были подробно прописаны правила содержания домашнего хозяйства и семейной жизни. Весь уклад жизни был пропитан религиозностью. У женщин не было фактически никаких прав, им предписывалось во всем подчиняться мужу, молиться, вести хозяйство и растить детей.

Жестко регламентировались правила гостеприимства. Так, гостей принимали в соответствии с их возрастом и общественным статусом. Если являлись в гости к равному по статусу, то подъезжали прямо к крыльцу. Если хозяин дома имел более высокий статус, то останавливались у ворот и шли через двор пешком. Те, кто стоял на более высоких ступенях общественной иерархии, не должны были сами навещать «низших по званию», только наоборот... Позднее Петр I стал вводить этикет западного образца, но это касалось лишь верхушки общества, а низшие слои еще долго продолжали жить по Домострою.

Начиная с XVIII столетия правила этикета в обязательном порядке подлежали изучению, по крайней мере, дворянскими детьми. Например, девушек учили, как вести себя с молодыми людьми, как встречать гостей, как держаться с родственниками или старшими по «званию».

В наши дни норм этикета - как писаных, так и неписаных, существует огромное множество. Есть национальные правила этикета, действующие в рамках одной страны или народности, а есть профессиональные. Очень важен этикет в сфере дипломатии, так как несоблюдение принятых формальностей может повлечь за собой международный конфликт. Есть также медицинский, юридический, воинский этикет... Свои разновидности этикета существуют в области бизнеса и даже в Интернете.

В каких-то ситуациях строгое соблюдение правил необходимо, в каких-то можно обойтись без условностей и формальностей... Но некие общие нормы приняты практически везде: так, людей более высокого социального статуса называют на «вы», младший в разговоре не должен перебивать старшего по возрасту, мужчина должен открывать перед женщиной дверь, и так далее.

Зачем же следовать правилам этикета? Прежде всего, чтобы отдать дань общественному статусу другого человека. И, наконец, для того, чтобы наш собеседник чувствовал себя с нами комфортно. Недаром говорится, что ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.