Художественная культура китая. Художественная культура Средневекового Китая презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему Презентация на тему культура китая по мхк

Культура Китая

Выполнила: Попова Н.В. - учитель географии МОУ «СОШ

п. Новореченский»


История Китая считается одной из самых древнейших в мире, она включает пять тысяч лет исторического и культурного развития.

За это время китайцы много воевали и захватывали земли, на страну тоже постоянно осуществляли набеги племена кочевников или войска соседних держав. Однако, несмотря на все это, традиции Китая продолжали формироваться и развиваться.

Именно в Китае еще в древности возникла письменность, китайцы первые начали применять для написания бумагу, китайские мастера делали хорошее оружие, а искусство боя стало примером для воинов других стран.




Эвгемеризация мифов способствовала и характерному для китайской мифологии процессу антропоморфизации героев, который продолжался в народной мифологии вплоть до позднего времени. Большу́ю роль играли тотемистические представления. Так, племена иньцы, считали своим тотемом ласточку, племена ся - змею.









  • Самым масштабным примером захоронения императоров является гробница императора Цинь Ши Хуанди в пятидесяти километрах от Сианя, возводимая в течение десяти лет после восшествия императора на престол в III в. до н. э.



Эта «терракотовая армия» , называемая восьмое чудо света, сопровождается боевыми колесницами, керамическими лошадьми и бронзовым оружием. рвы с глиняным войском занимают площадь

20 тыс. кв. м.





  • По разным источникам, длина китайской стены составляет от 2500 до 6800 м., в любом случае являясь самым грандиозным оборонительным сооружением, сохранившимся до наших дней. Высота стены колеблется от 6,6 до 10 м., ширина – от 5,5 до 8 м.
  • Строительство шло с III в. до н. э. по XVII в. н. э.

Храм Сунъюэсы

В культурной и политической жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. К VI в. на территории царства Вэй их насчитывалось около 30 тысяч. Грандиозные монастырские комплексы вырубались в скалах, по типу индийских. Строились также деревянные храмы и высокие многоярусные башни - пагоды (Пагода Суньюэсы), в которых хранились буддийские реликвии. Стадия формирования буддийского искусства в Китае лучше всего представлена двумя группами пещерных храмов на севере: Юньган (Храм Заоблачных Высот) в провинции Шаньси и Лунмэнь (Ворота Дракона) недалеко от города Лоян, в провинции Хэнань.






Китайское искусство развивалось в самых разнообразных направлениях. Только в этой стране можно было отыскать мастеров, прекрасно изготавливающих тончайший шелк, или гончаров, славившихся производством декоративного фарфора. Китайские живописцы могли расписать не только стены храмов и дворцов, но и мелкие керамические и тканевые изделия.

Китаянка пять лет вырезала бумажную картину


Китайская национальная живопись появилась в глубокой древности и получила полный свой расцвет в эпоху средневековья. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. Китайские картины пишутся тушью. Минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной ткани или пеньковой). Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть лёгким, как облако, или мощным, как дракон.

Рисунки обычно дополняются китайскими иероглифами.


  • Всю живопись Китая , многообразие созданных за долгие века китайских картин можно классифицировать по следующим жанрам. 1. Хуа-няо – «цветы-птицы» , для которого характерно отражение красоты природных составляющих, их гармонии, а также взаимодействия природных стихий и человека. Каждый изображаемый элемент природы нес в себе смысл и определенное значение. Например, пионы символизировали богатство, сосны – долголетие, персики – бессмертие – таким образом художник своей картиной желал окружающим людям всевозможных благ.

  • 2. Жэньу – «люди» - охватывает портретный рисунок, исторические, дворцовые, бытовые, городские сюжеты, а также иллюстрации преданий и легенд. Особое внимание художники уделяли написанию характера, атмосферы и новых для того времени моментов, среди которых идеал женской красоты. Впервые этот мотив прослеживается в работах Чжоу Фана, жившего на стыке VIII и IX веков. 3. Шань-шуй – «горы-воды» - произведения данного жанра символизируют единство и борьбу противоположностей инь и ян (темное женское и светлое мужское начало, соответственно).





  • Каждый фарфоровый предмет представлял собой самостоятельное произведение искусства. Долгое время за пределами Китая не знали, как производится фарфор. Это было секретом и гордостью Танской империи. Знаменитые поэты даже посвящали ему (фарфору) стихи. В VII-XI вв. самыми знаменитыми были печи Синчжоу (провинция Хэбэй), поставлявшие белоснежные гладкие сосуды округлой формы к императорскому двору. Наряду с фарфором высоко ценилась и трехцветная керамика сань-цай («три цвета»), покрытая глазурью зеленых, коричневых и золотисто-желтых оттенков. Керамика XI-XII вв. более изысканна и многообразна. Как и в живописи этого времени, яркость красок в ней сменилась изящной простотой, мягкостью цветовых переходов. Сосуды отличаются гармоничными пропорциями и нежными серо-зелеными и серо-голубыми оттенками. Сунские керамисты были вдохновенными художниками. В скромных чашах, вазах и кубках переливчатых серо-зеленых тонов, в затеках краски и трещинах, случайно возникших при обжиге, они умели уловить жизнь самой природы, придать случайным дефектам художественный смысл.


  • Доказательствами того, что начали производить шелк в Китае , служат результаты археологических раскопок. Например, самый древний из найденных коконов тутового шелкопряда со следами обработки покоился в земле одной из северных провинций Китая приблизительно со второго тысячелетия до н.э. Примерно того же возраста элементы найденного ткацкого станка.
  • Долгое время история шелка вилась по просторам китайских провинций, лишь в виде готового куска материи покидая страну и направляясь по Великому шелковому пути, который связывал между собой Восточную Азию и Средиземноморье, начиная со второго столетия до н.э.


  • Китайский театр теней – театральное искусство Китая, преодолевшее языковой барьер и получившее широкое распространение не только в странах Азии, но и в Европе. иначе называется театр марионеток . Это связано с тем, что персонажи такого театрального действа – искусно изготовленные марионетки. В начале своего развития это были бумажные раскрашенные куклы, но постепенно метод их изготовления усложнился.
  • Как происходит представление? 1. Устанавливается ширма и освещение, необходимое, чтобы на полотно падали тени задействованных в спектакле фигур. При этом фигурки почти прижимаются к самой ширме, и становится видна их раскраска. 2. Сюжетами для представления могут быть сказания о волшебниках, легенды, предания, исторические саги, романы, понятные широкому кругу зрителей. 3. Представление сопровождается не только диалогами, но и музыкой. 4. В сюжете часто обыгрываются погодные условия: дождь, ветер, солнце кажутся настоящими.

На протяжении нескольких тысячелетий на территории Китая развивалась яркая и самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся произведения архитектуры и изобразительного искусства, литературы и философии, музыки и театра. На протяжении нескольких тысячелетий на территории Китая развивалась яркая и самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся произведения архитектуры и изобразительного искусства, литературы и философии, музыки и театра. На культуру Китая существенным образом повлияло отношение к природе как органичному целому, живущему по своим законам. Жизнь человека в Китае постоянно соизмерялась с жизнью природы, ее циклами, ритмами, состояниями. Человек в китайском искусстве лишь малая частица природы. На культуру Китая существенным образом повлияло отношение к природе как органичному целому, живущему по своим законам. Жизнь человека в Китае постоянно соизмерялась с жизнью природы, ее циклами, ритмами, состояниями. Человек в китайском искусстве лишь малая частица природы.


Шедевры китайской архитектуры Секрет необычного впечатления, которое производит китайская архитектура, заключается в тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, в умении зодчих найти для них наиболее живописное и в то же время естественное место Секрет необычного впечатления, которое производит китайская архитектура, заключается в тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, в умении зодчих найти для них наиболее живописное и в то же время естественное место


По непреступным вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо- западной границы, на 5 тыс. км протянулась Великая Китайская стена. До сих пор поражает ее величественная простота, воедино слитая с могучей и суровой природой Китая. По грандиозности ее можно сравнить лишь с египетскими пирамидами. По непреступным вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо- западной границы, на 5 тыс. км протянулась Великая Китайская стена. До сих пор поражает ее величественная простота, воедино слитая с могучей и суровой природой Китая. По грандиозности ее можно сравнить лишь с египетскими пирамидами.








Возведение Великой Китайской стены началось в IV-III вв. до н.э., а завершилось к XVв. Она должна была оградить государство от набегов кочевых племен с севера. Вот почему по его верху проложена дорога шириной в 5 – 8 метров, по которой могли передвигаться войска. Каждые м располагались массивные башни для передачи световых сигналов при приближении противника. Возведение Великой Китайской стены началось в IV-III вв. до н.э., а завершилось к XVв. Она должна была оградить государство от набегов кочевых племен с севера. Вот почему по его верху проложена дорога шириной в 5 – 8 метров, по которой могли передвигаться войска. Каждые м располагались массивные башни для передачи световых сигналов при приближении противника.



Это грандиозное архитектурное сооружение, органично вписанное в природный ландшафт, призвано было олицетворять мощь великой Китайской державы. Это грандиозное архитектурное сооружение, органично вписанное в природный ландшафт, призвано было олицетворять мощь великой Китайской державы.


Одной из наиболее распространенных построек, восходящих к индийским храмам, стала пагода – мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей. Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 м. она изумительно вписана в природу и в то же время противостоит холмистой и лесистой местности, где ее обычно возводят. Внешний облик пагоды удивительно прост. Отличительной чертой пагоды являются слегка приподнятые кверху заостренные края кровли. Это облегчает здание и подчеркивает его устремленность вверх. Одной из наиболее распространенных построек, восходящих к индийским храмам, стала пагода – мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей. Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 м. она изумительно вписана в природу и в то же время противостоит холмистой и лесистой местности, где ее обычно возводят. Внешний облик пагоды удивительно прост. Отличительной чертой пагоды являются слегка приподнятые кверху заостренные края кровли. Это облегчает здание и подчеркивает его устремленность вверх. (Пагода Даяньта.- Большая Пагода Диких Гусей. 654 – 704 гг.) (Пагода Даяньта.- Большая Пагода Диких Гусей. 654 – 704 гг.)


Строгая, почти лишенная украшений 64-метровая пагода Даяньта один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды связано с легендой о знаменитом паломнике, которому во время странствий из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место строительства пагоды. Строгая, почти лишенная украшений 64-метровая пагода Даяньта один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды связано с легендой о знаменитом паломнике, которому во время странствий из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место строительства пагоды. Семь этажей, отделенных друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчеркивая ее устремленность к небу. Семь этажей, отделенных друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчеркивая ее устремленность к небу. (Пагода Даяньта.- Большая Пагода Диких Гусей. 654 – 704 гг.) (Пагода Даяньта.- Большая Пагода Диких Гусей. 654 – 704 гг.)


Пещерные храмы Необычным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в труднодоступных горах. К шедеврам мировой архитектуры относится монастырь Юньган. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м, в которой на высоте находится свыше 20 пещер. Необычным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в труднодоступных горах. К шедеврам мировой архитектуры относится монастырь Юньган. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м, в которой на высоте находится свыше 20 пещер.


Каждая из пещер посвящена определенному буддийскому божеству. Внутри они заполнены множеством скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд. Каждая из пещер посвящена определенному буддийскому божеству. Внутри они заполнены множеством скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд.


Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды, запечатленного в состоянии самоуглубленнос ти и покоя. Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды, запечатленного в состоянии самоуглубленнос ти и покоя. (Статуя Будды в пещерном храме Юньган. (Статуя Будды в пещерном храме Юньган. V – VI вв) V – VI вв)


Основной формой культовых и жилых зданий в Китае является прямоугольный в плане деревянный павильон, главная особенность которого – большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. Внутри здание разделено на два или три нефа, а снаружи имеет обходную галерею со столбами, поддерживающими крышу. Крыша служила и декоративно- художественным украшением. На коньках крыши укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов. Основной формой культовых и жилых зданий в Китае является прямоугольный в плане деревянный павильон, главная особенность которого – большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. Внутри здание разделено на два или три нефа, а снаружи имеет обходную галерею со столбами, поддерживающими крышу. Крыша служила и декоративно- художественным украшением. На коньках крыши укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов.


Эмблемой Китая стал Храм Неба в Пекине. В яркий солнечный день его, открывающийся с горы общий вид напоминает золотое мерцающее море, ритм которого передают летящие, изогнутые крылья крыш. Грандиозный комплекс посвящен древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых прочитались Небо и Земля. Эмблемой Китая стал Храм Неба в Пекине. В яркий солнечный день его, открывающийся с горы общий вид напоминает золотое мерцающее море, ритм которого передают летящие, изогнутые крылья крыш. Грандиозный комплекс посвящен древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых прочитались Небо и Земля. Зритель медленно проходя от ворот к храму, поднимаясь по многочисленным мраморным ступенькам, постепенно вживался в общий ритм ансамбля, постигая его красоту и величие. Зритель медленно проходя от ворот к храму, поднимаясь по многочисленным мраморным ступенькам, постепенно вживался в общий ритм ансамбля, постигая его красоту и величие. (Храм Неба. XV – XVI вв. Пекин.) (Храм Неба. XV – XVI вв. Пекин.)


Скульптура Китая Скульптура всегда пользовалась особой популярностью в Китае. Еще в III в. до н.э., когда сложилось государство Цинь, скульптура выражала идею его могущества и неограниченной власти. во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты. Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую централизованную китайскую державу. Скульптура всегда пользовалась особой популярностью в Китае. Еще в III в. до н.э., когда сложилось государство Цинь, скульптура выражала идею его могущества и неограниченной власти. во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты. Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую централизованную китайскую державу.


Все фигуры полны экспрессии, отличаются удивительным правдоподобием и разнообразием движений. Все фигуры полны экспрессии, отличаются удивительным правдоподобием и разнообразием движений. («Терракотовое войско». Погребальный ансамбль в провинции Шаньси) («Терракотовое войско». Погребальный ансамбль в провинции Шаньси)









Характерной чертой китайской скульптуры является ее теснейшая связь с буддийской религией. Вот почему значительная часть произведений пластики сохранилась именно в буддийских храмах. Главное внимание привлекают монументальные изображения самого Будды. Характерной чертой китайской скульптуры является ее теснейшая связь с буддийской религией. Вот почему значительная часть произведений пластики сохранилась именно в буддийских храмах. Главное внимание привлекают монументальные изображения самого Будды.


Одной из самых совершенных скульптур является 25-метровая статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света), высеченная высоко в горах в пещерном монастыре Лунмэнь. Неподвижно сидит он в величественной позе, слегка прикрыв большие миндалевидные глаза. Одной из самых совершенных скульптур является 25-метровая статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света), высеченная высоко в горах в пещерном монастыре Лунмэнь. Неподвижно сидит он в величественной позе, слегка прикрыв большие миндалевидные глаза.




Жанры китайской живописи Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из ярчайших явлений в истории мировой культуры. С необычайной убедительностью китайские матера сумели воплотить поэтическую красоту природу, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь составляет характерную черту китайской живописи. Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из ярчайших явлений в истории мировой культуры. С необычайной убедительностью китайские матера сумели воплотить поэтическую красоту природу, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь составляет характерную черту китайской живописи. Китайская живопись представлена различными жанрами: пейзажным, портретным и историко-бытовым. Китайская живопись представлена различными жанрами: пейзажным, портретным и историко-бытовым.



В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного- двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту. Стоя на мостике через бурную реку, можно любоваться закатом солнца. В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного- двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту. Стоя на мостике через бурную реку, можно любоваться закатом солнца.


Прислушиваться к мерному течению воды или глухому шелесту листвы деревьев. Прислушиваться к мерному течению воды или глухому шелесту листвы деревьев. На горной вершине Ночую в покинутом храме К мерцающим звездам Могу прикоснуться рукой. Боюсь разговаривать громко; Земными словами Я жителей неба Не смею тревожить покой. Ли Бо. «Храм на вершине горы»


Одним из самых проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си (). Одним из самых проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си (). Его живописные произведения отличают тонкое знание жизни природы. Именно в изменчивости, по мнению художника, заключается красота природы. Его живописные произведения отличают тонкое знание жизни природы. Именно в изменчивости, по мнению художника, заключается красота природы.


Жанр портрета Образ поэта Ли Бо воплощен в портрете художника Образ поэта Ли Бо воплощен в портрете художника Лян Кая (XIII в). Это обобщенный образ-символ. Где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта. На картине он изображен в момент поэтического вдохновения. Лян Кая (XIII в). Это обобщенный образ-символ. Где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта. На картине он изображен в момент поэтического вдохновения.


Вопросы и задания: В чем своеобразие китайской архитектуры? В чем своеобразие китайской архитектуры? Что вы можете сказать о скульптурных произведениях китайского искусства? Что вы можете сказать о скульптурных произведениях китайского искусства? Какие мысли и чувства вызывает лично у вас живописные произведения китайских Какие мысли и чувства вызывает лично у вас живописные произведения китайских мастеров? мастеров? Дома: напишите эссе на тему «Мое путешествие по Китаю». Дома: напишите эссе на тему «Мое путешествие по Китаю».



Слайд 2

История древнего Китая берет свое начало в эпоху неолита, приблизительно в V – III тыс. до н.э. Формировалась древнекитайская цивилизация в бассейне реки Хуанхэ. При этом длительное время она была относительно изолированной. Расширяться территория начинает лишь в середине I тыс. до н.э. Хотя государственность и классовое общество в древнем Китае образовались позже, нежели в древней Передней Азии, однако после возникновения они развиваются очень быстро и способствуют образованию своеобразной культурной и политической системы. Немного истории…

Слайд 3

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая всегда побеждала культуру завоевателей. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

Слайд 4

Философия древнего Китая строится на этико-политическом учении Конфуция. Система философских взглядов, созданная им, более, чем две тысячи лет значительно влияла на развитие общественного и политического строя, а также духовной культуры Китая Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем (Императором) - «сыном неба». Благородный муж - это образец нравственного совершенства. Главная их задача - воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Конфуцианство

Слайд 5

Культура древнего Китая непосредственно связана с многочисленными мифами, подразделяемыми на несколько циклов. Известнейшими за пределами Поднебесной мифами являются космогонические, трактующие о возникновении человека и природы из первоначального хаоса. По одной из концепций живые существа и неодушевленные вещи возникли в следствии деления хаоса на темное начало Инь и светлое начало Ян. Инь - Ян Инь и Ян зависят друг от друга, создают постоянное движение, поднимаясь и опускаясь, как волны, и поддерживают взаимную гармонию. Как мужчина и женщина являются партнерами в танце, в любви и жизни, Инь и Ян не только противоположны, но и гармонично дополняют друг друга.

Слайд 6

Каллиграфия очень значима в китайской культуре и является скорее особым искусством, нежели просто способом передачи информации. Во многом это было обусловлено изначальной магической функцией иероглифов, которые выступали в качестве посредников в общении человека и Неба. Каллиграфия

Слайд 7

Архитектура древнего Китая может быть представлена такими выдающимися образцами, как храм Неба, дворец Гугун, пекинский парк Ихэюань и многими другими. Виды сооружений (дворцы, храмы, жилища) и их внешний облик (торжественные, изящные, изысканные) объединяют эстетические устремления и строительные идеи, которые были присущи только китайской нации. Архитектура Главная тяжесть в конструкциях зданий древнего Китая ложилась на столбы каркаса, придерживающие крышу, а не на стены.

Слайд 8

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

Художественная культура Китая

Cлайд 2

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства.

Cлайд 3

даосизм В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога. Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Даосизм учит,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало - ясность мысли, активность и возвышенность - считается присущим силам ян, тогда как женское начало - все слабое, темное и пассивное в жизни - приписывается действию сил инь.

Cлайд 4

Цель приверженцев даосизма (даосов) – достичь гармонии с природой посредством медитации, следуя Дао, путем, который приводит к обретению благоденствия, процветания и долголетия. Труды Лао-цзы служили последующим поколениям религиозно настроенных мыслителей, старавшихся «превзойти пределы человеческого существования». Они стремились «украсть секрет неба и земли», вычленить из него тайну происхождения жизни, чтобы обрести бессмертие. Лао-цзы

Cлайд 5

конфуцианство этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае в 6 в. до н. э. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Конфуций

Cлайд 6

Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику.

Cлайд 7

Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Иероглиф «Жизнь»

Cлайд 8

Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Cлайд 9

Живопись Китая Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». ГО СИ ОСЕНЬ В ДОЛИНЕ ЖЕЛТОЙ РЕКИ Фрагмент со свитка XI в. Шелк, тушь. Галерея Фрир, Вашингтон Темы для сообщений Шедевры китайской архитектуры Скульптурные шедевры Китая Основные жанры китайской живописи Китайская пейзажная живопись Символика китайского пейзажа Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба (Пекин) Искусство Пекинской музыкальной драмы