Как делают украинские БТРы и танки

Пресс-служба «Укроборонпрома» недавно сообщила, что в украинскую армию поступили первые семь бронетранспортеров БТР-4, корпуса которых изготовлены из новой отечественной брони, и что на Лозовском кузнечно-механическом заводе налажена производственная кооперация по изготовлению бронекорпусов БТР-4 и дальнейшей их сборке на заводе Малышева и Киевском бронетанковом заводе.


Скандальная с этими бронетранспортерами и броней для них - давняя и уже подзабытая. Все начиналось в сентябре 2009 с заключения контракта между Министерством обороны Ирака и украинским госконцерном «Укрспецэкспорт», вошедшим впоследствии в «Укроборонпром», на поставку в Ирак 429 БТР-4 украинского производства на сумму 457,5 млн. долларов США.

Самое интересное, оплата по этому контракту должна была производиться за счет средств, выделенных правительством США в рамках перевооружения армии Ирака. Поэтому Соединенные Штаты внимательно отслеживали его выполнение, и украинским коррупционерам не удалось замять факт провала этого контракта.

В 2011-2012 гг. по этому контракту было поставлено в Ирак 88 бронетранспортеров. В апреле 2013 была осуществлена поставка следующей партии из 42 бронетранспортеров. Ирак отказался принимать эту партию и не допустил даже сингапурское судно «SE Pacifica» в порты Ирака, на борту которого находилась эта партия бронетранспортеров.

Такие действия Ирака были связаны с тем, что у 80% бронетранспортеров из поставленных ранее партий были выявлены трещины в корпусах БТР, по этой причине они не могли эксплуатироваться. Это судно с отгруженными БТР болталось в открытом море почти год до решения вопроса, куда же направлять эту партию бронетранспортеров.

Учитывая, что деньги на оплату этого контракта выделяли США, там началось судебное разбирательство с выяснением, куда же исчезли деньги. В процессе разбирательства выяснилось, что в коррупционной схеме по этому контракту были задействованы посредники из США, руководство «Укрспецэкспорта» и иракские военные. Через ряд оффшорных компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, немалые комиссионные перечислялись участникам этой схемы. В контракте были заложены серьезные деньги на маркетинговые исследования по контракту, и они были выплачены. Кто-то из участников схемы, по всей видимости, не получил причитающихся комиссионных, и всё это получило международную огласку.

Украинско-иракский контракт в начале 2014 г. был расторгнут, и эта партия БТР в итоге вернулась на Украину. По крайней мере, украинские участники этой аферы отделались легким испугом и не понесли практически никакого наказания. А государству Украина пришлось вернуть предоплату и уплатить громадную неустойку за невыполнение условий контракта, поскольку под него были даны государственные гарантии.

Кроме коррупционной составляющей, была и техническая проблема: бронетранспортеры оказались действительно неработоспособными, о трещинах брони в их корпусах многим было известно, но все это участниками сделки прикрывалось.

Разработчиком и изготовителем БТР-4 было Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова (ХКБМ), которое ранее занималось разработкой только танков, легкобронированную гусеничную технику и тем более колесную КБ никогда не разрабатывало. Опыта в таких разработках не было, и буквально накануне в КБ были разработаны бронеавтомобиль «Дозор» и бронетранспортер БТР-3 и изготовлены небольшие их партии.

В самом начале эпопеи с иракским контрактом мне показали в КБ два первых образца БТР-4. Их сборка только завершалась, они еще ни разу не выезжали из цеха и тем более не было проведено никаких испытаний, и их собирались поставлять по международному контракту! Меня это очень удивило, испытания такой техники идут годами. Выявляются неизбежные неисправности и дефекты, проводятся доработки, только после этого машине дают путевку в жизнь. Здесь же все было противоестественно, по всей видимости, для продвижения иракского контракта БТР-4 ускоренно приняли на вооружение без проведения полного цикла испытаний.

Когда поднялся скандал с массовыми дефектами у поставленных в Ирак бронетранспортеров, украинские власти обвинили Россию в попытках опорочить «отличную украинскую технику» с целью устранения конкурента на рынке вооружений. Но все быстро встало на свои места, когда Ирак расторг контракт и отказался принимать украинские бронетранспортеры. Также небольшие партии этих машин были поставлены в Индонезию и Казахстан для оценки возможности заключения контрактов на их поставку, но по причине выявленных технических проблем в поставленных бронетранспортерах эти страны отказались от заключения контрактов.

Основной технической проблемой БТР-4 были трещины не только в сварных швах корпусов, но и трещины в самой броне. На Украине, ранее производившей все виды необходимой брони, уже возникали проблемы с качеством производимой брони. В 2014 директор завода Малышева заявлял: «Вопросы могут быть по броне. Но и это решаем, ориентируемся на европейцев. Скорее всего, в ближайшее время у нас будет европейская броня...» Посчитали, что Европа поможет.

Поставку брони для танков и МТЛБ с советских времен производил мариупольский «Азовмаш», который усилиями донецкой олигархии был доведен до стадии банкротства и прекратил выпуск брони. Ему нашли замену. Броня поступала от непонятных поставщиков с неизвестным качеством, и при производстве бронетехники постоянно возникали скандалы, так было на Киевском танкоремонтном и Львовском танкоремонтном заводах при производстве бронетранспортера БТР-3 и бронеавтомобиля «Дозор».

На Львовском бронетанковом заводе для бронеавтомобилей использовали броню из Польши, но и с ней были проблемы, она трескалась еще на испытаниях. В начале 2015 при испытаниях первых образцов бронеавтомобиля в корпусах двух из трех бронеавтомобилей ”на днищах появились сквозные трещины длиной около 40–50 см в зоне расположения двигателя. При этом машины, на которых были обнаружены трещины, прошли чуть более 400 и 100 км”.

Из такой же непонятного качества брони были изготовлены корпуса БТР-4, поставленных в Ирак. По контракту БТР-4 должно было поставлять ХКБМ, не имеющее своей производственной базы для сварки корпусов. Изготовление корпусов передали не заводу Малышева, который всегда производил сварку корпусов танков, а Лозовскому кузнечно-механическому заводу, который в давние советские времена производил сварку корпусов МТЛБ, производимых Харьковским тракторным заводом.

На ЛКМЗ к тому времени были утеряны технологии проведения таких работ и традиции военной приемки, приведшие к плачевным результатам. Вместо требуемой брони была применена броня неизвестного качества, при сварке использовалась другая проволока, не предусмотренная документацией. В 2017 было возбуждено уголовное дело против ЛКМЗ только по факту применения при сварке корпусов другой проволоки. Уголовное дело, по всей видимости, закончилось ничем, поскольку в соответствии с приведенной в начале статьи информацией сварка корпусов БТР-4 продолжается на ЛКМЗ.

Спустя девять лет на Украине вдруг заявили, что появилась своя «отечественная броня», хотя она давно там производилась, и ее производство было уничтожено. Кого привлекли для производства брони и какое ее качество, сказать трудно. Время покажет, насколько это серьезно. После коррупционных сделок и технических промахов при разработке, испытаниях и производстве БТР-4 его пытаются вновь возродить. За эти годы с бронетранспортером было много скандалов, взаимных обвинений и попыток скрыть выявленные технические недостатки этой машины.

Сейчас БТР-4 прошел многие виды испытаний, в том числе в реальных боевых условиях, и насколько эта машина отвечает предъявляемым к ней требованиям, время покажет. После такого шлейфа неудач ей вряд ли удастся прорваться на международный рынок вооружений. Победные заявления о решении проблемы брони еще требуется доказать, на Украине заявления очень часто не соответствуют реальным делам, и эпопея с поставкой в Ирак БТР-4 наглядно показала, в какие авантюры готовы ввязываться украинские чиновники и поддерживающие их властные структуры.

Побывал на Киевском бронетанковом заводе, где выпускают знаменитые бронетранспортеры БТР-3Е и готовят танки для АТО. Завод уникален тем, что обладает полным циклом производства БТР.

Киевский бронетанковый завод (КБТЗ) был основан еще в 1935 году как ремонтно-механический завод и с тех пор здесь все связано только с бронетехникой. На территории завода есть даже постамент с танком ИС-3 (Иосиф Сталин), свидетельствующий о былом профиле предприятия. В советское время КБТЗ имел свою специализацию – модернизация и ремонт танков Т-72, в отличие от харьковских заводов ориентированных на Т-64.

В Украинской армии Т-72 практически не использовался до 2014 года, поэтому Киевский завод освоил новое направление – производство бронетранспортеров. Три года назад здесь начали выпускать собственную модель БТР-3Е, которая оказалась востребованной рынком вооружений. До войны на Донбассе КБТЗ успел выполнить крупный контракт для армии Таиланда, что дало возможность хорошо отработать технологию производства БТР.

Сейчас завод, по словам директора Владислава Лисицы, работает в три смены. Ведет производство с нуля БТР-3Е, модернизацию танков Т-72 и Т-64, восстановление техники, поврежденной в зоне АТО.

Завод долгое время лихорадило, а после начала конфликта на востоке Украины, когда страна ждала от него военную технику, начали «выплывать» прошлые махинации. В СМИ стали появляться разоблачительные материалы, сообщения об аресте руководителей. Нынешний директор пытается поднять завод, организовать непрерывный выпуск продукции, наладить работу в цехах.

Как только началась АТО, Киевскому бронетанковому заводу пришлось срочно искать замену российским запчастям. Поставщики даже обычных деталей и резинок под разными предлогами отказывали в поставках. А без них – новую технику не выпустишь. Заводу пришлось проявлять чудеса изобретательности, ища аналоги в Украине и в Европе.

На заводе царит атмосфера середины XX века. Да, есть все необходимое оборудование, но станки здесь давно не обновляли. Большая часть операций – ручная. А это означает, что от квалификации персонала напрямую зависит качество продукции. Большинство рабочих – это крепкие мужики еще советской закалки. И именно на них держится этот завод. «Молодежь сюда не тянется – жалуется начальник участка, – у нас зарплаты не высокие, а работать надо много». Многие специалисты работают десятилетиями и мы не знаем кем их можно заменить. Сейчас таких уже не делают – шутят заводчане.

Выездные бригады бронетанкового завода постоянно находятся в зоне АТО и ремонтируют технику после боев, – говорит руководитель предприятия. Именно эти специалисты потом вносят рацпредложения по модернизации БТР-3Е с учетом боевых действий. Но должным образом премировать эти инициативы мы не можем. Люди это понимают, и даже бесплатно готовят свои предложения. Всего за прошлый год было внесено почти 900 изменений и рацпредложений, – констатирует директор завода.

После того, как БТР сходит с конвейера, его отправляют в цех окончательной сдачи, где его готовят к приему военными. Еще в программе – обязательные стрельбы. Новенький БТР-3Е должен отстрелять пулеметную ленту, провести огонь из пушки и автоматического гранатомета. Если какую-то из дисциплин не прошли, технику отправляют на доработку.

Сложностей у бронетанкового завода очень много. Предприятию нужны инвестиции, нужны заказы, нужна свобода действий, нужна новая система менеджмента и стимулирования. Если Украина хочет поднять оборонную отрасль, здесь должны хотеть работать лучшие специалисты, лучшие конструкторы и получать достойную зарплату. На одном энтузиазме и патриотизме уже не получится выехать. А государство должно хотя бы сказать спасибо нынешним мужикам, которые сейчас работают на «оборонку». Они делают подвиг, работая в неотапливаемых цехах, днем и ночью.


























На веб-сайте украинской информационно-консалтинговой компании Defense Express опубликован небезынтересный материал ее директора Сергея Згурца "Когда новые БТР доедут в украинскую армию" о проблемах с производством на Украине бронетранспортеров БТР-3 и БТР-4. Как нетрудно видеть, ряд нынешних трудностей украинской оборонной промышленности являются общими для всего постсоветского пространства и воспроизводят явления, с которыми некоторое время назад сталкивался (а в отдельных сегментах и продолжает сталкиваться) и российский оборонно-промышленный комплекс.

Корпус бронетранспортера БТР-3ДА, изготавливаемого для вооруженных сил Украины (с) Defense Express / defence-ua.com

Выполнение украинской оборонной промышленностью - как государственной, так и частной - госзаказа на поставку в армию новой техники четко укладывается в две закономерности. Первая - почти аксиома: «Каждый новый образец вооружения стоит вдвое дороже, делается вдвое дольше и имеет в два раза меньший эффект, чем заявлялось». Второй закон поскучнее. Увеличение финансирования разбалансированной «оборонки» вовсе не означает, что вы получите больше продукции. Скорее наоборот.

Оба этих правила проверены практикой других стран. Украина - лишь очередное тому подтверждение. Особый колорит придают разве что национальные особенности. О них - в материале, который подготовил директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей ЗГУРЕЦ.

Законы военной экономики, или Американский опыт 80-х

Сначала - экскурс в историю. В 70-х годах политика разрядки между США и СССР обернулась для Америки массовым уходом промышленных предприятий с рынка вооружений. Но уже в 80-е годы в обострившейся международной ситуации Пентагон начал громко и неудовлетворенно заявлять о низком качестве и недостаточном количестве закупаемого вооружения у своей оборонной промышленности. Прямым ответом на запросы Пентагона стало увеличение государственного оборонного заказа примерно на 25 % в год. И так - в течение десяти лет. Итог этой финансовой инъекции был парадоксален.

Жак Генслер, заместитель министра обороны США по закупкам вооружений, технологиям и логистике, позже открыто заявил следующее. Увеличение военных расходов не привело к заметному увеличению поставок новой военной техники в американские войска. Несмотря на удвоение финансирования закупок вооружения к 1988 году состояние оборонной промышленности ухудшилось. Несбалансированный рост бюджетных средств на разработку и закупку новых вооружений, с одной стороны, и инвестиций в совершенствование экспериментальных и производственных мощностей, с другой стороны, породил стремительное удорожание продукции и значительное удлинение сроков выполнения заказов подрядчиками.

Ситуация в отношениях между заказчиком - Пентагоном и компаниями-производителями стабилизировалось как раз через десять лет после начала нового оружейного старта. А завершилось все концентрацией производств в оборонной промышленности США с новыми центрами силы и возможностей.

Теперь эти закономерности военной экономики в полной мере начала ощущать на себе и украинская «оборонка». Правда, проходя еще только первый этап, связанный с увеличением спроса силовых структур страны на новую продукцию. Что особенно ярко заметно на примере производства легкой бронетехники для Вооруженных сил и Национальной гвардии.

Как мы делаем БТР, или Узкое место процесса

Сейчас украинская «оборонка» поставляет для армии и НГУ два типа новых бронетранспортеров - БТР-3 и БТР-4, разработанные ХКБМ им.Морозова. Хотя, учитывая огневую мощь боевого модуля, на самом деле они относятся к категории колёсных боевых машин пехоты. В производство и «четвёрок», и «троек» вовлечены как госпредприятия, входящие в концерн «Укробороронпром», так и «частники». Причём один «частник» задавал все правила игры для всей бронетанковой отрасли.

Весь потенциал страны по производству колёсных БТР/БМП - как для ВСУ, НГУ, так и для экспортных контрактов - зависел от Лозовского кузнечно-механического завода (ЛКМЗ), крупнейшего кузнечно-штамповочного предприятия Украины. Именно на ЛКМЗ производят новые корпуса для бронетранспортеров. Правда, производят их по технологии, которая была отработана ещё во времёна Советского Союза. На производство поступает листовая незакалённая броня, она режется, обрабатывается кромка, сварщики на стапелях сваривают корпус. Потом этот корпус загружается в огромную печь, где корпус будущего БТР закаливается до определённой температуры и затем постепенно охлаждается. Это нужно, чтобы бронесталь стала броней, даже включая сварные швы, а корпус БТРа не потрескался. Хотя, как показывает практика, раз на раз не приходится.

Скажу напрямую: такую технологию назвать современной уже нельзя. Она изначально предполагает огромное количество ручного труда, очень сильно завязана на опыт сварщиков и предполагает чрезмерно длинный технологический цикл. У меня есть с чем сравнивать. Я бывал на производстве в Польше, где производят современные БТР Rosomak, разработанные финской компанией Patria. Там корпуса свариваются сразу из закалённой брони, причём выполняют эту работу не люди, а аппараты роботизированной линии. Наблюдая за их работой, я понял ключевое значение прямых линий в дизайне современных бронированных машин, включая дизайн того же БТР Rosomak, в сравнении со злым гением, создавшим БТР-3. Сумрачная головоломка корпуса БТР-3 имеет такое количество загогулин в конструкции, что никакая роботизированная линия с его производством не справится. Только люди. С «четвёркой» немного полегче, но не кардинально.

По моим оценкам, с 2010 г., включая иракский контракт, на Лозовой было сделано не менее 250 корпусов БТР-4. Примерно столько же и «троек». Кроме корпусов, на ЛКМЗ также производятся ключевые узлы и агрегаты для ходовой части бронетранспортёров.

В середине 2017 г. собственник ЛКМЗ на мой вопрос, сколько корпусов в месяц может выдавать его завод сказал: «Двадцать. Но мы уже пять месяцев стоим без работы. Заказов от Минобороны нет». Как раз в этот период формировался гособоронзаказ заказ на следующий, 2018 год. Его объёмы были таковы, что в начале этого года я оптимистично написал о том, что впервые новая бронетехника поступит в украинскую армию батальонными комплектами. Среди прочего, гособоронзаказ был рассчитан, исходя из достаточно заниженных возможностей «Лозовой» по производству корпусов. Но неожиданно безрисковый корпусной минимум оказался под угрозой.

Все уехали «варить» польские корабли, а не украинские БТР

В первом квартале 2018 г. загрузка Лозовой по производству корпусов также была близкой к нулевой. Оно и понятно. С учётом наших забюрократизированных процедур в отношении между заказчиком - Министерством обороны - и исполнителем ГОЗа - предприятиями, входящими в состав «Укроборонпрома» - шёл традиционный процесс подписания договоров.

При этом ответственность перед Министерством обороны и Национальной гвардией за производство БТР-3 несёт Киевский бронетанковый ремонтный завод. А за производство БТР-4, в свою очередь, отвечает Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова, руководство которого, в отличие от КБРЗ, решилось производить БТРы за финансовые ресурсы еще и в рамках государственных гарантий.

К тому времени, когда были подписаны договора между Минобороны и предприятиями «Укроборонпрома», реальность на Лозовой разительно изменились. Соблазн безвизового режима докатился и до этого предприятия. Работа в той же Польше для квалифицированных сварщиков оказалась оплачиваемой на порядок выше, нежели дома. Попытки руководства предприятия поднять зарплату до 18-20 тыс. грн оказались запоздалыми. Из нескольких бригад сварщиков выполнять работы по корпусам могла лишь одна. Поставка заявленных количеств корпусов и «четвёрок», и «троек» по ГОЗу оказалось под угрозой. Но на этом история не закончилась.

Для своих ключевых заказчиков - КБРЗ и ХКБМ - Лозовая подняла стоимость изготовления корпуса на 56 процентов, а узлов и агрегатов ходовой - на 30 процентов. После чего заводы-производители начали готовиться к процедуре пересмотра цены с заказчиком. Так как во всех документах была забиты ориентировочные цены 2017 г.

Ценовой лабиринт

Скажу коротко. Все, что касается финансовых взаимоотношений в оборонной сфере - от методик формирования цены на продукцию, до объема и порядка финансирования ГОЗа - сегодня системный камень преткновения во взаимоотношениях между заказчиком в лице Министерства обороны и производителем оборонной продукции. Независимо от того, частное это предприятие или государственное. Тут важным обстоятельством являются показатели бюджета на следующий год и дальнейшее ритмичное финансирование всех связанных с реализацией оборонного производства проектов. Часто бывает, что объемы финансирования, в том числе авансирования со стороны Минобороны, не отвечают реальным затратам оборонных предприятий. Или же старт финансирования вместо начала года переносится на 3-6 месяцев. «Это в корне неправильно, поскольку нарушается нормальное функционирование всего производственного организма наших предприятий», - поясняли мне в «Укроборонпроме».

В свою очередь, руководители КБРЗ и ХКБМ утверждали, что не совсем справедливо, когда выполнение ГОЗ - это ответственность лишь заводов-исполнителей. А за всю бюрократию и неожиданные вводные ни военные, ни гражданские финансисты из того же Минфина ответственности не несут.

Как пример, на Киевский бронетанковый в ходе производства «дозовских» БТР-3 поступила задача полностью переделать аппаратуру внутренней связи и коммутации и адаптировать «тройки» под новые зарубежные радиостанции. Это нарушило плановые сроки из-за значительно объема выполняемых работ, поскольку пришлось переделывать уже сделанное.

А ХКБМ как первопроходец по использованию средств в рамках государственных гарантий столкнулось с неотработанным механизмом реализации этих финансовых возможностей. Предусмотренный контрактом алгоритм согласования использования кредитных ресурсов повлек за собой существенное увеличение фактического цикла производства и усложнение закупки комплектующих.

Но вернемся к скачку цен на корпуса от «Лозовой». По утверждению руководства Киевского бронетанкового завода, все процессы повышения цены были подтверждены военной приёмкой и никаких сложностей по принятию новой цены при сдаче изделий заказчику не предвиделось. Но де-факто по «тройке» новая цена не утверждена до сих пор. По словам представителей Минобороны, с которыми я общался, КБРЗ предоставил обновленные расчётно-калькуляционные материалы позже срока, определённого действующими нормативами. И вышел за пределы девяти месяцев поставки продукции после осуществления предварительной оплаты, как то определено постановлением КМУ №464 «О вопросах государственного оборонного заказа». Потому теперь, мол, все вопросы должны решаться только через суд. Картина такова, что при гибридных проявлениях отечественных правовых реалий фронтовая смелость уже себя исчерпала.

Как я понимаю, пока нет решения суда о цене на БТР-3, который ещё не начинался, говорить о приеме новых «троек», изготовленных по ГОЗу, и о начале производства новой партии уже под госгарантии пока не приходится. Хотя руководство КБТЗ написало письмо на имя Министра обороны с объяснением сложившейся ситуации, это делу не сильно помогло. Поэтому «тройка» пока стоит на паузе...

«Укроборонпром» включает форсаж

Уже с третьего квартала 2018 г. ситуация с корпусным производством стала головной болью для руководства «Укроборонпрома» и ответственных секторов в СНБОУ. Никто не называет цифр, но, по моим пессимистическим оценкам, в нынешнем состоянии В месяц ЛКМЗ может производить корпусов для БТР на порядок меньше того количества, о котором мне говорил собственник в 2017 г.

Что было сделано? Для начала был предпринят первый контравральный шаг. Государственные предприятия вынуждены были помогать «частнику». Тому самому, который «задрал» цену за корпуса. Но спрос за ГОЗ-то не с него. Поэтому с ХКБМ на Лозовую была откомандирована бригада квалифицированных сварщиков, чтобы ускорить производство корпусов. Ради справедливости стоит отметить. Нынешнее руководство ХКБМ, имея значительный заказ от МОУ на производство БТР-4, сначала подписало контракт с Лозовой на изготовление лишь малого количества корпусов. Это был чисто наш, привычный соблазн самостоятельно переварить весь куш заказа, налаживая производство корпусов для «четверок» в Житомире, а потом в Харькове. И перебросило на Лозовую большую часть заказа лишь после того, как стало ясно: желание заработка не соответствует возможностям. Не будь этих четырех-пяти месяцев задержки, Лозовая могла бы по другому спланировать свою работу - и загрузку, и удержание персонала. А сейчас бригада с Харькова трудится находятся на Лозовой - причем количество сварщиков с ХКБМ такое же, как и местных. Все работают на форсаже.

Второй шаг - системно-долгосрочный. Для расширения узкого горла - корпусного производства - «Укроборонпром» принял решение развернуть самостоятельное производство корпусов БТР на своих мощностях, чтобы не зависеть от услуг Лозовой. Корпусные производства развёрнуты на Киевском бронетанковом заводе, на ХКБМ и на харьковском заводе имени Малышева. Все эти производства предусматривают наличие закладных стендов, кантователей и печей для термической обработки корпусов. Переход на качественно иные технологии производства пока невозможен из-за конструкторских и финансовых ограничений.

В сентябре, октябре и ноябре происходил и происходит процесс, когда первые корпуса, произведенные на этих новых мощностях, и сами производства сертифицируются военной приемкой. Фактически это действительно начало нового этапа в отечественном производстве бронетехники. Правда, баланс между спросом и предложением пока не достигнут. Особенно с учётом растущей потребности Минобороны и ряда экспортных заказов на новый БТР-4. Как в базовой версии, так и модернизированной версии БТР-4МВ1.

По моим оценкам, с учетом прогнозируемого спроса на новые колесные БТР/БМП со стороны лишь оборонного ведомства в количестве не менее 100 новых машин в год, на достижение желаемого баланса уйдет не менее двух лет. Эту задачу и Минобороны, и «Укроборонпрому», и частным компаниям нужно будет решать не в конфронтации и игнорировании системных проблем, а консолидированно. Не остаётся ничего другого, как брать и делать. С избавлением от тромбов, которые порождены нашей спецификой. В них скрыто не меньшее зло, чем в технологиях прошлого. Старые и закостеневшие модели управления и взаимоотношений никогда не позволят нам создавать новую конкурентную продукцию. Это такая же аксиома, как и те, с которых я начал эту статью. Чтобы выжить и развиться, наша «оборонка» просто обязана изменится. Других вариантов просто нет.

Но не только умелыми воинами славится наша страна. Отечественная военная техника по праву считается одной из лучших в мире. Не зря наша страна входит в десятку ведущих экспортеров оружия. Особенно удаются нашим соотечественникам боевые бронированные машины. Ко Дню защитника Украины – лучшая бронетехника Украины всех времен.

Т-34

Детище Харьковского конструкторского бюро машиностроения праву считается лучшим танком Второй мировой войны. Т-34 принес немало новшеств в танкостроение. Наклоненная броня способствовала рикошету вражеских снарядов, а широкие гусеницы позволяли без труда преодолевать тяжелое бездорожье.

Наконец танк Т-34 первым в мире получил дизель. Это обезопасило его от пожаров, ведь, в отличие от высокооктанового бензина, солярка не горела даже при прямом попадании в бензобак. К тому же, 500-сильный двигатель разгонял боевую машину до 55 км/ч.

На 1941 год 76 мм орудие Т-34 было одним из лучших в мире. А когда потребовалось нарастить огневую мощь, то танк легко усовершенствовали и установили пушку калибром 85 мм.

А еще танк Т-34 поражает своей массовостью – 84 тыс. штук. Передовой метод сварки, разработанный Евгением Патоном, позволил резко нарастить темпы производства. Кстати, в некоторых странах танк все еще на вооружении.

Т-64

Еще одна революционная разработка харьковских инженеров. Т-64 – первый в мире основной боевой танк, то есть машина сочетающая броню и огневую мощь тяжелого танка со скоростью и маневренностью среднего.

Танк Т-64 оснастили передовым изобретением – системой автоматического заряжания снарядов. Это повысило скорострельность 125-миллиметрового орудия и позволило сократить экипаж до трех человек.

Т-64 до сих пор является основным танком нашей страны. Сейчас вооруженные силы Украины активно пополняет модернизированный Т-64БМ Булат. Усовершенствованные защита, система управления огнем и ракетный комплекс существенно улучшили характеристики Т-64.

Т-84БМ Оплот

Танк Т-84БМ Оплот по праву считается одним из лучших в мире. Его лобовая броня достигает 1200 мм, а продвинутой электроники в нем не меньше, чем в .

Система управления огнем дополнена лазерным дальномером. А система предупреждения дает знать, если вражеский танк взял Т-84БМ Оплот на прицел. И сама затем ставит дымовую завесу.

Мощный 1200-сильный турбодизель разгоняет 48-тонную махину до 70 км/ч. В помощь пушке калибра 125 мм – противотанковые ракеты «Комбат», разработанные в киевском КБ Луч.

При этом танк Оплот еще и значительно дешевле всех своих аналогов – 4,9 млн. долларов. Тем не менее, для украинской армии он пока слишком дорогой.

БТР-4 Буцефал

БТР-4 Буцефал – представитель нового поколения бронетранспортеров, не имеющий ничего общего с советской техникой. Его преимущество – усиленная огневая мощь и универсальность конструкции.

На выбор предложены несколько башен-модулей с разным вооружением. Новый БТР-4 может быть оснащен автоматическими пушками калибра 23 или 30 мм, пулеметом калибра 7,62 мм, а также автоматическим гранатометом и даже противотанковым ракетным комплексом.

Бронетранспортер БТР-4 Буцефал оснащают украинским трехцилиндровым турбодизелем 3ТД-3 мощностью 500 л. с. или 600-сильным двигателем Deutz. В любом случае он способен перевозить до 10 человек со скоростью до 110 км/ч.

Вооруженные силы и Национальная гвардия Украины уже получили несколько десятков БТР-4 Буцефал.

КрАЗ Кугуар

Кременчугский автозавод – одно из немногих автомобильных предприятий Украины, наращивающих объемы производства. В первую очередь, это продиктовано армейскими заказами. Причем, выпускают не только грузовики, но и бронемашины – такие, как KrAZ Cougar.

Бронеавтомобиль КрАЗ Кугуар создан на базе Toyota Land Cruiser и получил двигатели Тойота. Бензиновый 4,0-литровый V6 развивает 228 л. с., а турбодизель объемом 4,0 л – 240 л. с. В любом случае максимальная скорость – 105 км/ч.

Стальная броня KrAZ Cougar защищает от пуль калибра 7,62 мм с расстояния в 10 м. На крыше может быть установлен крупнокалиберный пулемет или автоматический гранатомет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Одну причину я могу назвать сразу - конструктор этого танка Юрий Апухтин сегодня сидит не в КБ, а в тюрьме. За сепаратизм. А когда конструкторы не сопровождают свои изделия, эксплуатировать их можно, но не очень долго и не успешно. Слишком сложная техника и слишком много тонкостей. А "Булат" пришел в войска лишь в 2004 году. Его только-только начали обкатывать "в поле". Старики-конструкторы кто ушел на покой, кто не принял майданную власть и... Есть и другие причины, подробно разобранные ниже.

Наименее убедительную причину назвал директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак: "Мы объявили о переходе на стандарты НАТО, но у нас сейчас нет своей сертификационной базы. Еще одна причина — система ответственности за срыв качества, несмотря на войну, не налажена".

Бадрак отметил, что при правительстве до сих пор нет специальной структуры, которая занималась бы контролем качества техники и управлением оборонной промышленностью. «Перевооружение армии проходит в режиме ручного управления и спорадических усилий отдельных энтузиастов. Понятно, что армия будет воевать тем, что ей дадут. Дадут винтовки — будет воевать винтовками. Но если мы хотим видеть ее оснащенной новыми высокотехнологичными системами, то при нынешнем подходе этого не будет».

Часть «Булатов» была потеряна в боях, еще десятки машин простаивают на заводе в Харькове без ремонта и пребывают в учебных центрах, что привело к неспособности сформировать из них даже один батальон (31 танк). Военные объяснили отказ от этих танков их большой массой и слабым двигателем. В качестве альтернативы используются линейные Т-64, а также различные модификации Т-72 и Т-80

Но давайте разберемся,

Почему старый Т-64 лучше «новой» БМ «Булат»

«В целом резерв техники по-прежнему велик, но вся эта техника устарела, и потенциал модернизации практически исчерпан. Некоторые варианты модернизации оказываются неудачными в реальном бою. Например, танки Т-64БМ «Булат» в силу большого веса и слабого двигателя оказались неэффективными, были переведены в резерв и заменены линейными Т-64» (заместитель командующего Сухопутными войсками ВСУ по логистике генерал-майор Юрий Толочный).

Итак, почему Юрий Толочный считает старый добрый Т-64, вернее, одну из его последних лайт-версий модернизации (Т-64Б1М), более востребованным, нежели БМ «Булат», по праву считающуюся самой лучшей версией модернизации этого советского танка ?

Нет, конечно, вопрос не в маневренности. На танке Т-64Б1М стоит двигатель 5ТДФ мощностью 700 л. с. На базовой версии БМ «Булат» — форсированная версия этого же двигателя 5ТДФМ мощностью 850 л. с. Возможно, генерал Толочный сравнивает «Булат» с Т-64БМ1М, на котором установлен двигатель 6ТД мощностью 1000 л. с. Но это некорректно, так как точно такой же двигатель при желании можно ставить и на БМ «Булат», если у заказчика будет на то желание.

Итак, не в маневренности все дело, а в том, что танки Т-64Б1М и Т-64БМ1М комплектуются со складов ВСУ запчастями и обвеской, доставшейся им от СССР, а для «Булата» надо производить частично новое и дорогостоящее оборудование.

Собственно, именно поэтому в 2014 году Киев и остановился на этих двух основных версиях модернизации танка. Все, что для них было нужно, лежало на складах и не требовало затрат.

Наоборот, на таких модернизациях можно было еще очень неплохо заработать. Уголовные дела против директоров украинских бронетанковых заводов, где массово всплывали именно такие схемы попилов военных бюджетов, тому подтверждение.

Доходило до смешного. Завод продавал запчасти подставной фирме и покупал их же у следующей, но уже как новые. Причем сами запчасти никогда не покидали территории «родного» завода.

С танками, думаю, все понятно. Но тут у ВСУ все более менее неплохо. Советские запасы худо-бедно еще есть, и в кампаниях 2014-15 гг. танки уничтожались много реже, чем легко бронированная техника. Настоящий детектив начинается тогда, когда начинаешь погружаться в детали производства украинскими заводами именно таких машин.

И разобравшись, сразу начинаешь понимать чувства киевских солдат, которые очень не любят эти новоделы.

Все дело в броне и стволах

На самом деле проблема у Киева одна. Технологическая деградация. Все остальные беды являются ее производной. Все дело в том, что на Украине разучились катать хорошую броню. И вследствие этого все новые украинские бронетранспортеры и бронеавтомобили имеют одну и ту же проблему.

Впервые она была выявлена при выполнении так называемого иракского контракта еще при Януковиче. Одну из партий новых бронетранспортеров БТР-4 иракские военные просто отказались принимать, так как те имели трещины в корпусе (и массу других проблем).

После долгих попыток впихнуть невпихуемое и мытарств украинских политиков и дипломатов эти машины оказались на Донбассе, где как раз началась война. И здесь они снискали себе массу насмешек со стороны своих и противника. Машины покрывались трещинами и не держали пули обычного стрелкового оружия, часто ломались. Одним словом, «саботировали» ведение боевых действий и вели себя как настоящие «агенты Кремля» и пособники «сепаратистов».

Уже в результате первых боев стало ясно, что машины требуют коренной модернизации.

Кстати, подобные проблемы проявлялись не только у злополучных БТР-3 и БТР-4, но и во всех украинских новых бронеавтомобилях, выпущенных по контрактам Минобороны, начиная с 2014 года. Везде броня не держала пули, и везде ее пришлось усиливать. А усиление шло за счет увеличения веса. В результате, подвеска не выдерживала и ломалась, а сами машины из плавающих становились чисто сухопутными.

Чтобы вернуть плавучесть утяжеленным корпусам в последних версиях БТР-4, даже придумали дополнительные поплавки…

В общем, всего лишь одна, но важная технологическая проблема превратила некогда славную отрасль ВПК Украины в посмешище.

Кстати, то же самое у Киева происходит и со стволами. Знаете, что это за кожух вокруг ствола стандартной советской 30-мм пушки?

Его задача — стабилизировать ствол, так как без него орудие стреляет куда попало. Корень у этой проблемы тот же. Нет соответствующей марки стали, из которой можно изготовить качественные стволы. И так везде. Как только начинаешь изучать очередное киевское ноу-хау в области танкостроения, натыкаешься на последствия технической деградации отрасли.

Примечательно, что стволы крупных калибров на Украине не производят. И тоже по той самой причине. Ведь танковую 125-мм пушку в кожух уже не возьмешь, а без него стрелять она будет куда угодно, но не в цель.

Пример из жизни. Автор этих строк отлично помнит рассказ одного своего знакомого, который участвовал в испытаниях 125-мм танковых стволов, изготовленных в 1990-х на Сумском трубном заводе для танков пакистанского контракта. Уже тогда, буквально после распада СССР, сумчане никак не могли получить пушку с нужными характеристиками. Живучесть ствола была в 2-3 раза ниже советских образцов, и такое изделие не хотели принимать пакистанские заказчики. Из ситуации вышли просто. Со складов взяли нужное количество старых стволов, а туда взамен положили изделия сумских машиностроителей.

Когда в 2014 году Киев решил попытаться восстановить производство хотя бы таких «пушек», оказалось, что ни специалистов, ни соответствующих технологий на производстве больше нет. Потому и не делают сумчане сегодня пушек для АТО. Уже не могут. И так на Украине сейчас везде. Нет технологий, нет и качественной военной техники.

Думаю, теперь понятно, почему сегодня так ценятся в составе ВСУ сохранившиеся и модернизированные еще с советских складов образцы военной техники. И не нужно быть великим аналитиком, чтобы предсказать, что, как только полностью будут выбраны последние запасы бывшего СССР, так сразу боевая мощь этой армии начнет падать. Вернее, она уже падает, судя по заявлениям украинских военных, и этого пока не наблюдается в явном виде только потому, что на Донбассе уже третий год активных боевых действий не ведется.