Как из памяти стереть информацию. Как намеренно что–то забыть. Как забыть человека которого любил

Сегодня у нас будет очень интересный практический урок.

Я научу вас, как вызывать у людей краткосрочную потерю памяти. Этот феномен вы сможете использовать, чтобы отвлекать своих собеседников от нежелательных тем в разговоре, ненужных мыслей. А если захотите, то можете просто развлечься, сбивая у оппонентов заготовленный сценарий общения с вами.

Для начала несколько слов о том, как работает наша память.

Память связана с состоянием

Воспоминания о событиях тесно связаны с соответствующими состояниями и переживаниями. Например, из памяти часто вытесняются неприятные нам вещи. С другой стороны, существует эффект спонтанной амнезии, когда людям сложно вспомнить, что с ними происходило в момент измененного состояния сознания. Будь то гипнотический транс, сновидение, экстремальная ситуация или просто пьяная вечеринка.

Человек вспоминает по ассоциациям

Как правило, каждое наше воспоминание влечет за собой другие, связанные воспоминания. При достаточной тренировке вы можете даже вспомнить весь прожитый день, последовательно вытягивая из памяти одну картинку за другой.

И в этом кроется и наша сила, и наша слабость. Потому что, если связь между событиями отсутствует, то лента ассоциаций может легко оборваться. Вспомните, как неожиданный телефонный звонок выводил вас из строя, заставляя вспоминать, куда вы собирались идти и что хотели сделать.

Еще одна слабость ассоциаций – если в течение дня произошли два примерно одинаковых события (или вы просто весь день провели в одной комнате за рабочим столом), то вашим ассоциациям будет просто не за что цепляться. Все одинаковое.

Существуют даже специальные тесты на проверку памяти. Человеку предлагают запомнить и воспроизвести цепочку слов. Обычно это не вызывает особых трудностей. Но если слова в ней повторяются… Если повторяются целые цепочки слов… То ошибиться становится очень легко. Для каждой повторяющейся цепочки мозг будет вспоминать несколько вариантов продолжения, что порядком запутает его.

Законченное действие забывается чаще, чем незаконченное

Согласно легенде, этот эффект впервые был подмечен в ресторане, в котором работал официант, который помнил без записи все свои заказы. Пока по ним не расплатились…

Начало и конец сообщения запоминаются лучше, чем середина

Почему – неизвестно. Просто так устроена человеческая память.

Запоминается то, что привлекает внимание

И напротив. Если человека отвлечь от какого-то объекта, – тот его быстро забудет.

Лучше всего это видно на контрасте. Например, если вы, в отличие от вашего приятеля, хорошо разбираетесь в авто, то вы наверняка лучше запоминаете марки машин, встречающихся вам на дороге.

С другой стороны, если вы многократно были в каком-то месте и для вас там все знакомо и обыденно, то вы запомните гораздо меньше подробностей, чем тот, кто попадет туда впервые и будет с любопытством все разглядывать.

Зная эти особенности работы памяти, мы можем сознательно провоцировать забывание у людей с помощью специальных техник. Существует две группы таких техник: структурирование амнезии и внушение амнезии.

Структурирование амнезии

В данном случае вы строите свою речь таким образом, что особенности работы памяти собеседника начинают работать на вас.

Люди обычно запоминают начало и конец, поэтому информация в середине разговора может легко затеряться. Память работает по ассоциациям, поэтому никак не связанные с основной темой разговора слова трудно вспомнить. Люди избегают лишнего напряжения и поэтому стремятся запоминать только суть полученной информации. Все остальное – отметается.

Исходя из этих предпосылок, можно выделить следующие методы структурирования амнезии: ритуал, закольцовка, разрывы и перескоки, стволовая линия.

1. Ритуал

Мы совершаем одни и те же действия и в начале, и в конце разговора. Например, смотрим в глаза и говорим, что сегодня замечательный день. Или наливаем в стакан воду и пьем. Или снимаем часы и кладем на стол. Или говорим: «Мы рады сотрудничеству с вами». Или... Абсолютно одинаково. Жест в жест. Тон в тон. С тем же выражением лица. В той же позе. И в начале, и в конце. То, что между ними, легко забудется.

Вы можете повторять этот ритуал не только в начале и конце разговора, но и несколько раз в его середине. Что при этом произойдет? Цепочка ассоциаций собеседника начнет работать против него. Ему будет трудно воспроизвести, что за чем следовало. Вспоминая ваши действия, память человека будет подсовывать ему разные варианты продолжения. В итоге в его голове все запутается и перемешается, что вам и нужно.

2. Закольцовка

Как и в предыдущем методе, мы прячем свои внушения (которые нужно помочь человеку забыть) в середине повествования, а края рассказа оформляем особым образом.

Вот несколько примеров.

Сняли пиджак – поговорили – надели пиджак.
Начали рассказывать какую-то историю – отвлеклись – сообщили информацию «между прочим» – закончили рассказ истории.
Открыли папку – достали документы – поговорили – убрали документы – закрыли папку.

Чтобы понять целостность процесса, подсознанию объекта воздействия будет нужно выбросить из сознания промежуточную беседу. Опять же, речь не идет о том, что наш собеседник обязательно ее забудет. Мы всего лишь максимально затрудняем человеку возможность восстановления цепочки событий.

3. Разрывы и перескоки

Резкая смена темы разговора, отвлечения «кстати», неожиданные вопросы, а также встроенные техники замешательства разрывают цепочку ассоциаций, и даже при большом желании человеку будет сложно восстановить все в памяти.

Вспомните, как профессиональные переговорщики любят задавать совершенно отвлеченные вопросы (возможно даже личного плана) или высказывать придирки не по теме, чтобы заставить вас забыть о подготовленной заранее линии аргументации.

Послушайте хороших рассказчиков. Обычный рассказ мастера разговорного жанра содержит до десятка причудливо переплетающихся историй. И хотя слушать все это потрясающе интересно, вспомнить и тем более воспроизвести такое повествование очень непросто.

Есть, кстати, и еще один – довольно мощный – прием провокации амнезии. Он основан на идее рычажного наведения транса. Вы начинаете какой-то рассказ, но, заметив, что ваш собеседник на секунду отвлекся, выбрасываете из своего рассказа небольшой фрагмент и продолжаете его с другой точки. С обыденным выражением лица. Как ни в чем не бывало. В результате созданная вами «как бы амнезия» спровоцирует появление реальной амнезии.

4. Стволовая линия

Мы выделяем в разговоре основную сюжетную линию и четко ее обозначаем. Например, мы обсуждаем общие планы. Или говорим о фасонах одежды. При этом мы время от времени отвлекаемся на «второстепенные» темы, но неизменно возвращаемся к стволовой линии. И если через некоторое время вашего собеседника спросят, о чем вы с ним общались, ответ будет простой и ясный: он вспомнит основной сюжет.

Техники внушения амнезии

Внушение амнезии выполняется аналогично любым другим внушениям. Иными словами, наряду со стратегическими внушениями (на новые убеждения, мысли, желания…) вы даете человеку и служебные внушения: на углубление транса, на доверие к нам, на фиксацию внимания человека на ваших словах, и, разумеется, на забывание. Это реализуется с помощью следующих приемов:

1. Прямое внушение

Слово «Забудь!». Однократно. Бегло. Не придавая значения. С переходом к следующей теме. Это очень важно. Иначе человек невольно задастся вопросом: «А с чего это ему нужно, чтобы я это забыл?!». И запомнит. А надо, чтобы забыл.

На самом деле, прямое внушение на амнезию довольно распространено. Вот вы брякнули что-то, не подумав. Собеседник: «Что?». Вы: «Ничего, забудь!». И если вы бросаете это с должной небрежностью, человек действительно забывает ваши слова.

2. Упоминание

Это одно из забавных творений Милтона Эриксона. Если он хотел спровоцировать у своих пациентов амнезию, то еще непосредственно до погружения их в гипнотический транс он несколько раз под разными предлогами упоминал забывание. И он чего-то там забывал. И родственники его забывали. И клиенты забывали. И теперь даже если в процессе самого наведения транса вы забудете внушить амнезию, она все равно произойдет.

Не бойтесь, что люди забудут сделать то, что вы им внушили. Сделают обязательно. И непроизвольно. Особенно если забудут при этом, что это было ваше внушение.

В качестве отличного примера, характеризующего данный прием, можно привести видео с участием Дерена Брауна, когда тот в сопровождении телекамеры подходил к какому-либо пассажиру в метро и говорил примерно следующее: «Здравствуйте. Мы снимаем фильм о метро. В фильме рассказывается, как вдруг внезапно человек может забыть станцию, на которой ему надо выходить… Раз – и забыл! Вот вы, к примеру, на какой станции выходите?» .

Еще примеры:
– Чуть не забыл, скажите мне…
– Люди склонны забывать.
– Вася забыл тебе сказать, что…

И еще один пример:

«Вы знаете, со мной недавно произошла очень интересная история. Я был на одном деловом приеме и беседовал с Петром Петровичем и его знакомыми об особенностях производства пушнины. Когда я повернулся, то увидел симпатичную девушку. Она стояла возле окна с бокалом мартини в руках. Я был достаточно увлечен беседой, но, увидев ее, понял, что раньше встречался с ней. Беседа продолжалась, мы разговаривали на разные темы, а у меня в голове крутилось только «Где же я ее видел?». Когда я повернулся через пять минут к тому месту, где она стояла, ее уже не было. Я стал невпопад отвечать на вопросы собеседников, потому что мучительно пытался вспомнить ее имя. У меня ничего не получалось. Я даже стал волноваться по поводу своей памяти. Я понял, что напрочь забыл имя этой девушки, и где мы с ней встречались. Я решил расслабиться и сказал себе: «Да, я не помню ее имени и, где мы с ней встречались. Но ведь это неважно. Все, что важно, я помню, а все, что неважно, я могу и забыть. Моя голова это не компьютер». После этого мне стало легче, и я с удовольствием снова включился в беседу. Ну, вы понимаете, что иногда можно написать что-нибудь на листке бумаги, а потом вырвать этот листок из блокнота и напрочь забыть, что там было написано. Через несколько дней, сидя на работе и просматривая анкеты кандидатов на одну из вакансий в нашем отделе, я наткнулся на ее фотографию. И еще раз сказал себе: «Как хорошо, что мы не должны помнить все мелочи и детали того, что с нами происходит...».

3. Метафоры забывания

Мы описываем образы, которые метафорически настраивают подсознание собеседника на забывание. Это образы стирания, исчезновения, ухода...

Примеры:
– река уносит все, что в нее попадает;
– удаление файлов на компьютере;
– стирание с доски и др.

У метафор есть интересное свойство. Даже если человек «в теме» и отлично осознает, что вы рассказываете ему метафору на забывание, он вероятнее всего запомнит саму метафору, но не содержание разговора. Если, конечно, он не слишком опытный…

4. Неважность

Мы маркируем целевое внушение как неважное. Лучше всего это делать через отсутствие хоть какого-то невербального выделения основной информации из фонового потока. Еще можно давать ключевую информацию (не обозначая ее значимости) в неофициальное время. Во время перекура. Или за чаем. Или в процессе беседы ни о чем. Другими словами, мы позволяем нашим внушениям затеряться среди информационного шума. Они от этого только выигрывают. Как это работает, думаю, понятно. Это один из законов работы памяти: сознание не любит помнить неважное, оно предпочитает заниматься только важным. Вот и хорошо.

5. Подразумеваемая противоположность

Мы берем отвлекающий предмет (или тему разговора) и делаем так, чтобы человек запомнил именно его. В результате он забудет все остальное.

Представьте, что вас попросили внимательно отслеживать, сколько слов на букву «к» встретится в речи оратора. Много ли вы запомните из содержания этой речи?

Другой пример: чем лучше видна грудь, тем хуже запоминается лицо.

Когда вы приходите на переговоры, внимание вашего оппонента будет приковано ко всем пассажам, касающимся непосредственной темы переговоров. Именно поэтому у вас появляется хороший шанс пробросить внушения на другие темы. Которые ваш оппонент, скорее всего, и пропустит, и забудет, и реализует.

Еще мы помним, что важным воспринимается (и запоминается) то, с чем связаны сильные эмоции. Поэтому мы активно провоцируем эмоции в отношении отвлекаюшего предмета. Того, что собеседник должен запомнить. Вместо того что мы ему внушаем. Иногда можно и скандал в правильном месте устроить. А то и сексом кое-кого от кое-чего отвлечь.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что провокация амнезии – дело техники. И то, что все эти приемы достаточно обыденны, говорит лишь об их эффективности.

В завершение урока я предлагаю вам для закрепления материала посмотреть небольшое видео, и постараться определить, какую технику провоцирования амнезии использовал главный герой. Напишите свой ответ в комментариях к уроку.

P.S. Надеюсь, вы обратили внимание, что приведенные выше техники можно очень эффективно использовать для того, чтобы заставить человека забыть внушение, которое вы в него вложили. Поэтому особенно ценной эта информация будет для владельцев курса "Практика скрытого гипноза" . Если объект воздействия не вспомнит ваши внушения, он не сможет им сознательно сопротивляться.

Здесь, кстати, важно человеку в нужный момент подыграть. Когда он придет к вам, чтобы рассказать о своей новой замечательной идее, не стоит напоминать ему, что именно вы ему ее подкинули. Лишнее это.



Жизнь − сложная и яркая штука, с массой разнообразных моментов и пересечением с судьбами тысячи людей. И каждый раз те или иные моменты западают в душу. Если это что-то положительное, оно дает силы, если же плохое, то, наоборот, отбирает. Негативные воспоминания еще имею такое свойство – разъедать душу и, словно ком, накручивать обиды. И вот для того чтобы просто жить дальше, нужно учиться забывать плохое, выбрасывать его и жить новым днем.

Генеральная уборка

Как ни странно, начинать нужно с уборки дома. А уже потом сделать уборку в голове . Нужно залезть в каждый шкафчик и коробочку, перетряхнуть вещи и документы и оставить дома только действительно нужное. Не стоит хранить подарки и вещи тех людей, с которыми у вас возникают отрицательные эмоции. Выбросьте все, что подарили вам бывшие, все совместные фото и билеты от поездок. Пусть в доме освободится место для нового.

Перебирая вещи, прорабатывайте в себе воспоминания, вспомните не только плохое, но и хорошее, поблагодарите мысленно людей за то, что они были в вашей жизни, поблагодарите вещи за верную службу. А затем представьте, что вместе с вещами вы уносите из дома весь накопившийся за годы негатив. Вот и все: чистота в доме, чистота в душе.

Научитесь медитировать

Медитация – это не просто специальная поза и божественная музыка, это способность уходить в себя на некоторое время, гармонизировать свои мысли и чувства. Пусть это будут получасовые мысли о добре, процветании и любви. Настраивайте себя на хорошее, светлое и позитивное.

Больше времени проводите на природе, отвлекаясь от внешних проблем. Не зацикливайтесь на обидах, будьте спокойны и уравновешенны. Хамят и ругаются только несчастливые и недолюбленные люди , поэтому всегда будьте выше этого и не обращайте на них внимание. А если уж что-то сильно задело, то сядьте, напишите все это на листе бумаги, выскажите все свои чувства и сожгите этот листок, представляя, как пламя съедает все плохое.

Не принимайте и прощайте

Верно говорят, что пока вы не приняли негатив других людей, то он вас не касается. Вы имеете право быть счастливыми и любимыми, если даже вокруг все ноют и жалуются. Каждый сам выбирает, как ему жить и что чувствовать.

Если же люди насильно пытаются вас обидеть или уже обидели, то простите их и больше не прокручивайте в голове эту ситуацию. Умея прощать, мы обретаем великую силу любви и понимания, которая помогает быть источником света в этом мире даже в самые темные времена.

Для многих людей проблема развития памяти и навыков запоминания и усвоения текстов является более актуальной, чем умение забыть прошлое и избавиться от ненужной информации.

Сегодня можно встретить большое множество рекламных объявлений в газетах, по телевизору и в Интернете, заголовки и анонсы которых пестрят обещаниями улучшить и восстановить память. Любой человек сегодня может самостоятельно и без труда найти массу полезной информации о том, как развить память . Но ведь для эффективной работы нашей памяти необходимо не только умение надежно запоминать, хранить и при надобности воспроизводить нужную информацию. Важно так же умение ее забывать.

В мнемонике (методы и способы, облегчающие запоминание) существуют специальные приемы, предназначенные для преднамеренного забывания. И действительно, почему, если есть непроизвольное и произвольное запоминание, забывание может быть лишь только непроизвольным?

Так вот совокупность методов и приемов умения забыть называется летатехникой. Происхождение этого слова берет свое начало в греческой мифологии. Лета - река забвения находящаяся в подземном царстве Аида. Души прибывшие в царство мертвых, отведав воду из этой реки, получали забвение и уже не помнили о своем земном существовании. Отсюда и пошло выражение - кануть в Лету, означающее бесследное исчезновение и забвение.

В чем же польза летатехники и ее законов забывания? В каких случаях они необходимы?

В первую очередь, отвечая на эти вопросы, следует сказать, что забывание не является определенно негативным качеством человеческой памяти, так как функционирование мнемонических процессов без процессов забывания будет неполноценным. Уместным будет вспомнить слова выдающегося советского психолога Александра Романовича Лурия - «Многие работают над тем как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Но никто даже не думает над вопросом: как лучше забыть

В этой статье мы рассмотрим наиболее действенные способы, которые помогают человеку забыть прошлое, оказывающее на его психику травмирующее воздействие, и узнаем, как забыть информацию потерявшей свою актуальность.

Методы забывания могут быть использованы, по крайней мере, в двух случаях:

  • Для того чтобы подавить неприятные воспоминания, особенно ставшие навязчиво повторяющимися.
  • С целью стирания из памяти ненужной информация, которая просто захламляет наш мозг.

Метод забывания №1 - Подавление

Этот летатехнический прием имеет психотерапевтическую направленность, с его помощью можно забыть травмирующие психику воспоминания.

Часто память о неприятных событиях не дает людям покоя, и они начинают бояться, что эти травмирующие психику воспоминания вновь начнут «всплывать» и чем больше они этого боятся, тем эти страхи становятся навязчивее . Для снятия обсессии (непроизвольно навязчивые мысли) можно использовать упражнение, называемое «горящее письмо »:

  • Воспоминания, которые заставляют вас страдать и испытывать неприятные ощущения, подробно опишите и перенесите их на лист бумаги. Потом возьмите этот лист скомкайте и поместите его в какую-нибудь огнеупорную посуду, подожгите. Смотря как горит бумага, думайте о том, как сгорают ваши переживания, как они рассыпаются и превращаются в пепел. Все негативные воспоминания сгорели! Пепел выбросите в окно и развейте по ветру!

Смысл упражнения «горящее письмо» заключается в том, что оно помогает не просто забыть информацию, а стать хозяином своих воспоминаний. Человек, испытывающий неприятные ощущения от прошлых событий, таким образом, может забыть их. Конечно, этот процесс забывания может быть неприятным, но часто он дает нужный эффект: человек не включает защитные механизмы, не подавляет воспоминания, а наоборот, описывая эти события избавляется от воспоминаний связанных с ними.

Еще с древних времен огонь играл роль первого для человеческой психотерапевта: смотря на пламя человек, по сути, проходил сеанс психотерапии, очищаясь от тяжких мыслей и сбрасывая с плеч тяжесть первобытных стрессов. И если у человека хорошее воображение, и он способен ярко представить, что в огне сгорает не просто бумага, но и травмирующие его психику воспоминания, то он даже при желании не сможет их воспроизвести.

«Телевизор » - еще одно упражнение, часто применяемое психологами и психотерапевтами в своей практике для избавления пациента от тяготящих его воспоминаний:

  • Постарайтесь максимально ярко перенести свои отрицательные переживания на экран большого телевизора. Вспомните все до мельчайших деталей. Затем возьмите пульт, и мысленно отключив звук, просмотрите «немое кино». Дальше, подобным образом, лишите визуализацию четкости, контрастности, и, наконец, яркости. В конце концов, изображение тускнеет и полностью исчезает. Главное – не стоит торопиться! Для придания процессу забывания большего эффекта можно мысленно вытащить шнур из розетки или выкинуть телевизор в окошко. Если негативные воспоминания не столь трагичны (скажем, просто неприятны), то с помощью этого упражнения можно перевести их в жанр комедии. Представьте, эти события записанными на видеокамеру. Мысленно пустите запись в обратную сторону, прокрутите ее на большой скорости, используйте замедленный режим, наложите на картинку забавную музыку, введите в «фильм» комедийного актера и т.д. Если вы научитесь режиссировать свои воспоминаний, то вам будет проще ими управлять. К тому же там, где есть юмор, неврозу нет места.

Может эти упражнения и не помогут полностью избавиться от воспоминаний, но они научат вас их не бояться. А это очень важно, ведь устраняя страх перед негативными воспоминаниями, мы устраняем причину их непроизвольного появления.

Метод забывания №2 - Удаление

Другая техника забывания предназначена для удаления из памяти ненужной информации, утратившей свою актуальность и захламляющей «архив» памяти. Например, можно высвобождать мнемонические матрицы от уже примененного информационного материала для того, чтобы заполнить их новым содержанием.

Самый простой метод забывания называется «летатехническая тряпка ».

  • Например, мы заполнили матрицу памяти рядом образов, созданных на основе слов. Затем мы, сфокусировав внимание на первой ячейке матрицы, берем мокрую тряпку и стираем находящийся в ней образ (образную группу). Первая ячейка остается, мы продолжаем четко ее видеть, но теперь она пуста, место свободно и теперь на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Далее мы последовательно, ячейка за ячейкой проходим по всей матрице и подобным методом стираем все оставшиеся образы.

Следует отметить, что данный метод не совсем удобен, в случае если мнемонические матрицы имеют большие размеры. Ведь потребуется очень много времени и сил для последовательного стирания информации с каждой отдельно взятой ячейки. В подобных случаях уместно применять законы забывания Соломона Вениаминовича Шерешевского российскио-советского журналиста и профессионального мнемониста, который выступая с интеллектуальными номерами перед огромной аудиторией, был вынужден не только запоминать большие последовательности цифр, слов, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед следующим представлением.

  • «Переживая, чтобы отдельные сеансы межу собой не перепутались, я мысленно стираю доску и как бы накрываю ее пленкой, которая совершенно беспросветна и непроницаема. Когда сеанс заканчивается, я мысленно снимаю ее… Я всееще разговариваю с публикой, а в это время руками как бы сминаю эту пленку, слыша как она хрустит. » - делился секретами Шерешевский. Так он, удалял информацию сразу со всего поля мнемонической матрицы, а не с каждого отдельной ее ячейки. В случае же если такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Соломон Вениаминович прибегал на первый взгляд к парадоксальным способам забывания: «Для того чтобы запомнить, люди записывают… Мне это показалось смешным, и я решил сделать по-своему: раз они записывают, следовательно, им нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что мне нет надобности это помнить… И я начал применять этот закон забывания в маленьких вещах: в каких-либо поручениях, в фамилиях, в телефонах ».

Стремясь запомнить важную информацию, большинство людей, как правило, записывают ее. А чем чаще мы записываем, то что хотим запомнить, тем меньше пользуемся своей памятью. Это прямой путь к атрофии памяти, ведь не получая достаточной нагрузки она все меньше и меньше работает. В итоге, люди приходят к печальному выводу, что у них плохая память , хотя сам же часто и виноваты в этом.

Постарайтесь не использовать блокноты и записные книжки, доверяйте своей памяти, нагружайте ее так, чтобы она могла полноценно работать (упражнения для развитие памяти ), и тогда она вас перестанет подводить. Отмечайте что-либо на бумаге только в случае если вам это надо забыть!

Процесс освоения навыков забывания (также как и запоминания) протекает в непротиворечии законам диалектики Гегеля. В определенный момент опыт произвольного забывания приводит к качественному скачку, позволяющему забывать ненужную информацию только за счет силы воли без применения специальных методов забывания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Забыть ненужную информацию бывает не так уж просто. Казалось бы, что тут сложного? Наша память и так ежедневно (а точнее сказать – еженочно) стирает огромное количество информации, поступающей из различных источников в течение дня. Некоторые воспоминания очень важны для нас, они делают нас самими собой. Но есть негативные воспоминания, которые накрепко врезаются в память и от которых очень сложно избавиться. Бывает, нам просто необходимо освободить своё хранилище от лишней информации. Что же делать в таком случае? Как забыть ненужную информацию?

Существует 2 основных метода забывания: подавление и удаление .

1.Метод подавления

Данный метод заключается в намеренных попытках забыть негативные события прошлого, которые имеют травматическое воздействие на психику в настоящем. Для этого используют несколько упражнений:

  • «Сожги записку»

Запишите на одном листе или нескольких стикерах все, что Вас тревожит, все мысли по этому поводу, все эмоции… А потом сожгите эти записи. Важно представить себе, как Вы освобождаетесь от этих воспоминаний. Подумайте о пустых ящиках комода. Представьте, как из Вашего мозга удаляется информация, например так, как это происходит на компьютере: Вы видите, как из его памяти информация переносится в корзину. Но этого мало. Мысленно сожгите эту корзину с мусором.

  • «Сам себе режиссер»

Данную технику еще иногда называют «Телевизор». Для начала Вам необходимо принять удобное положение, лучше всего в кресле, и представить, что Вы включаете телевизор. На экране прокручивается «фильм» на основе Ваших негативных воспоминаний. Но здесь Вы можете повернуть сюжет так, как сами того хотите. Вы можете сделать его комедийным, фантастическим или приключенческим. Поиграйте со своим воображением. Важно, чтобы у Вас было в запасе достаточно времени, спешка недопустима.

В этом случае, даже если у Вас и останутся негативные воспоминания, они приобретут другой оттенок и больше не будут Вас беспокоить.

2.Метод удаления

Этот метод больше направлен на то, чтобы стереть из памяти неактуальную информацию, которая не несет никакой смысловой нагрузки или является эмоциональным мусором.

  • «Мокрая тряпка»

Представьте, что Вы всю ненужную информацию записываете, зарисовываете, как-то образно передаете на большой доске. А затем берете мокрую тряпку и вытираете ею доску. Все, что Вы изобразили, теперь стерто. На пустом месте могут вырисовываться какие-то ассоциации, их тоже необходимо стереть тряпкой. Вытирайте доску до тех пор, пока на ней больше ничего не будет проявляться, то есть пока она не станет абсолютно чистой. Эта техника хороша, если Вам мешает сконцентрироваться какая-то эмоция или небольшой объем информации.

  • «Записывание»

С.В.Шерешевский – советский и российский журналист, профессиональный мнемонист и обладатель феноменальной памяти – вывел несколько законов забывания, одним из которых является записывание. Шерешевский считал, что все, что записано на бумаге, наша память отказывается запоминать, потому что в этом нет необходимости. Зачем запоминать, если можно вернуться к записям и прочитать. Хотя здесь можно поспорить, ведь когда мы записываем, то дополнительно включаем в работу механическую и визуальную память. Но если мы записываем, к примеру, план на день, то уже можем не держать в голове эту информацию, и у нас освобождается место для новой.

Три методики забывания

Мозг устроен таким образом, что чем чаще человек возвращаться к одной и той же информации, тем сложнее она забывается. Однако в жизни происходят ситуации, когда забыть просто необходимо. Это может быть какая-либо обида, неприятность, разочарование, потеря близкого человека.

Первая методика забывания

Первый метод забывания заключается в мысленной сначала самого события, а затем его уничтожения. Во время выполнения задания нужно абстрагироваться от плоскости листа. Сначала необходимо представить ситуацию, потом мысленно залить ее каким-либо веществом, например жидким азотом, подождать пока информация примет застывший вид, и как следует ударить по ней молотком, чтобы вся композиция разлетелась на несколько маленьких частей. Если это не помогло и спустя время память вновь возвращается к событию, то нужно повторить всё заново, но добавить еще что-нибудь: вымести, сжечь, разложить, выкинуть. Варианты могут быть любые, и после нескольких процедур мозг перестанет воспроизводить «уничтоженную» информацию.

Вторая методика забывания

Второй метод забывания состоит в письменном изложении своей проблемы. Нужно сесть и описать всю ситуацию в мельчайших подробностях. Во время выполнения задания нельзя использовать знаки препинания и заглавные буквы. Текст должен ложиться ровным полотном, выделение отдельных его частей недопустимо. Готовое повествование необходимо несколько раз переписать в том же стиле. Как правило, достаточно 3-4 воспроизведений, чтобы исключить возможность возвращения информации. Но в исключительных случаях может потребоваться и больше. Эту методику используют для реабилитации солдат, потерявших конечности во время военных действий.

Третья методика забывания

Представьте неприятную ситуацию в виде застывшей картинки. Отдаляйте эту картинку от себя все дальше и дальше, пока она не скроется с вашего «поля зрения». Еще можно этот снимок порвать и выбросить. Здесь вы выбираете так, как будет лучше для вас.

Забывать следует только действительно ненужные фрагменты жизни, очищать память для высвобождения дополнительного места не стоит: полностью заполнить мозг еще никому не удавалось.

Елена Егорова специально для