Крейсер адмирал нахимов модернизация когда окончание. “Адмирал Нахимов” атомный крейсер – будущее российского флота

Адмирал Нахимов – название тяжелого атомного ракетного крейсера, вступившего в 1988 году в боевой строй Северного флота ВМФ СССР. Какими-то особыми заслугами он не успел отметиться, десятилетие спустя его поставили на ремонт с широкомасштабной модернизацией. Процесс этот, включает применение самых современных технологий, принятых на вооружение в современном кораблестроении.

На ремонте он остается и сейчас, подробности, по понятным причинам, не слишком освещаются. Неизвестно, станет ли после этого «Адмирал» флагманом российского флота, но то, что он будет одним из лучших кораблей такого типа, это вне всяких сомнений.

Первый «Адмирал Нахимов» – отсчёт «несчастных» кораблей

Мало кто знает, но нынешний атомный крейсер, уже седьмой корабль в истории российского флота, носящий имя прославленного флотоводца. Всех его предшественников постигла печальная участь, так, словно какой-то рок преследует суда с этим названием. Моряки, народ суеверный, склонны видеть в этом мистический след – якобы, здесь не обошлось без вездесущих потусторонних сил. Такое объяснение, конечно, далеко от научного, но в трагической судьбе каждого «Нахимова» есть что-то необъяснимое.

Первым из них был броненосный крейсер (фрегат) «Адмирал Нахимов», спущенный со стапелей Балтийского судостроительного завода в 1885 г. Спроектировал судно гениальный военный кораблестроитель инженер-полковник Самойлов, добившийся потрясающих результатов.

Благодаря его стараниям, крейсер, был самым современным и эффектным военным кораблём, в момент спуска на воду. Он стал первым из судов Российского Императорского флота оборудованный оружейными башнями, палубная артиллерия играла второстепенную роль, и на нем уходила в прошлое.

Длина, м 101,3
Ширина, м 18,6
Осадка, м 8,3
Водоизмещение, тонн 8473
Мощность, л. с.
-средняя
-предельная

4000
7768
Максимальная скорость хода, узлов 16,7
Броневая защита, мм
борта
барбетов
рубки
палубы

254
203
152
51-76
Основная корабельная артиллерия 4х2 х 203-мм
10 х 152-мм
Дополнительное вооружение 12 х 47-мм
6 х 37-мм
2 х 64-мм
Торпедные аппараты 3 х 381-мм
Экипаж, человек 572

Военная история корабля оказалась не слишком продолжительной, первая и последняя война, в которой он принял участие – Русско-японская. Но броненосному крейсеру «Адмирал Нахимов» не посчастливилось показать все свои боевые качества в серьезном столкновении. Проходя Корейский пролив, русская эскадра подверглась атаке японского флота, крейсер получил 30 пробоин и начал черпать воду.

Вблизи острова Цусима он был торпедирован японскими миноносцами, получив пробоину в носовой части по правому борту. Утром 15(28) мая 1905 года, при появлении вражеских судов, он был затоплен командой.

Трагическая история судов, носящих имя прославленного адмирала

«Адмирал Нахимов» был не первым, и далеко не последним из одноименных кораблей, которые буквально преследовали несчастья. Многие связывают эти события именно с названием, приписывают какие-то тайны и пытаются найти закономерность в этом. Но ничего подобного в истории всех «Адмиралов», не прослеживается, все, что их объединяет, только именем и ограничивается.

Что касается гибели судов, ничего мистического в ней нет, она кажется естественной, хотя, не все так просто, некоторые моменты просто не поддаются объяснению.

Первым, чья гибель впоследствии дала основание говорить о роковой закономерности, был торговый пароход «Адмирал Нахимов», в 1897 г. совершавший обычный рейс в Константинополь. Он попал в шторм вблизи Босфора, и затонул с грузом зерна и всем экипажем.

Следующим из «несчастливых судов» стал крейсер Черноморского флота «Червона Україна», до Октябрьской революции называвшийся «Адмиралом Нахимовым». В ноябре 1941 г., после массированного налёта вражеской авиации, находясь у входа в Цемесскую бухту, он получил многочисленные повреждения, а спустя несколько часов затонул.

Единственный из «Нахимовых» не затонувший, а закончивший свои дни вполне мирно, был советский крейсер построенные вскоре после войны. В 1960 году его списали, и некоторое время использовали как мишень при испытании новых противокорабельных ракет, в результате этого он получил серьезные повреждения – днище крейсера было деформировано настолько, что ремонту он не подлежал.


Некоторое время вокруг него сохранялась секретность, в результате чего, у многих людей разыгралась фантазия. Но опять трудно провести параллели, между ним и броненосным крейсером «Адмирал Нахимов» затонувшим у острова Цусима.

А вот в гибели пятого и шестого «Адмиралов Нахимовых», действительно, прослеживается нечто таинственное и неприродное. Сначала несчастье постигло научно-исследовательское судно, неожиданно затонувшее в 1973 г., оно камнем ушло на дно на глазах многочисленных свидетелей, всего за минут после того как перевернулось.

Происходило это в небезызвестной роковой бухте, буквально у самого причала Новороссийска, а вместе с кораблем утонула половина экипажа. Наиболее трагической, стала судьба последнего из затонувших кораблей с именем великого флотоводца. В его истории нет взаимосвязи с броненосным крейсером «Адмирал Нахимов», но местом крушения, странно, но снова стала Цемесская бухта.

В последний день августа 1986 года, круизный теплоход «Адмирал Нахимов», при хорошей видимости столкнулся с балкером «Петр Васев» у мыса Дооб, в 13 км от Новороссийского порта.

В 23 ч. 20 мин., спустя всего 8 минут после не понятно как случившегося столкновения, теплоход полностью скрылся под водой. Это стало настоящей катастрофой, повергшей весь советский народ в шок – из почти 1000 пассажиров и членов экипажа погибло или пропало без вести 423 человека, среди них было почти 100 детей.

Последний из «Адмиралов»: новое слово в кораблестроении

Атомный крейсер пр. 1144 Орлан «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) является одним из 4-х линкоров подобного типа. Его спустили со стапелей 29 апреля 1986 года, за 4 месяца до катастрофы одноименного круизного теплохода, а через два года он уже вступил в строй Северного флота. Правда, назывался он тогда «Калинин», переименовали его уже после распада СССР, в 1992 году. Послужной список нового «Адмирала» состоит из нескольких выходов на тактические учения со стрельбами в водах Баренцева и Белого моря.


По результатам, крейсер прекрасно себя проявил, и хотя в целом проект 1144 признали провальным, «Адмирал Нахимов» единственный из себе подобных оправдал надежды.
Первым делом «Адмирал Нахимов», тогда еще «Калинин», после спуска на воду отправился на Балтику, где проходил 2-х месячное тестирование ходовых возможностей. Техники остались довольны всеми показателями, после чего, крейсер пошел в Северное море, где создавались более сложные условия на завершительной стадии испытаний.

В общей сложности, за это время он преодолел более 5000 морских миль, никаких неполадок в работе двигателей и системе навигации, не обнаружили. Новенький ракетный крейсер признали вполне годным к службе, и в конце 1988 г. он влился в 120 Бригаду, входившую в состав Краснознаменного Северного флота, где стал самым мощным из его судов.

После учебных стрельб, с использованием главного ракетного комплекса, проводившихся в 1989 г. в акватории Баренцева моря, будущий «Адмирал Нахимов» заслуженно получил награду главкома ВМФ СССР. Спустя год, в 1990 г. он снова отличился на стрельбах в водах Белого моря, и был признан лучшим боевым судном из входящих в 7-ю оперативную эскадру Северного флота.

В начале 1991 г. уже заслуженный и признанный командованием ракетный крейсер, включенный в состав тактической группы состоящей из 4-х судов под командованием Александра Бражника, отправился на свое первое боевое дежурство в район Средиземного моря.

Здесь крейсер оказался в центре событий, в момент спасения экипажа с тонущего турецкого судна «Свероглу». Миссия его длилась полгода, после чего тяжелый крейсер в конце июля 1991 г. вернулся в Североморск.

«Адмирал Нахимов» в тяжелые годы для российского флота

С распадом Советского Союза для крейсера, тогда еще носившего название «Калинин», как и всего ВМФ России, наступили тяжелые времена. В самом конце сентября 120-я Краснознаменная бригада, одна из самых боеспособных в Северном флоте была расформирована. Из отдельных судов бригады создали 43-ю ракетоносную дивизию, и снова крейсеру повезло больше чем многим другим, отправившимся на разборку и утилизацию, его приняли в ряды новообразованной тактической флотилии.


Спустя полгода, в апреле 1992 г. корабль получил нынешнее название и стал объектом пристального внимания иностранных делегаций из Финляндии и Италии, посетивших «Адмирал Нахимов» той же осенью.

В середине осени 1994 г. атомный крейсер принял участие в тактических учениях в составе ударной группы, 7-й оперативной эскадры, вместе с эсминцами «Росторопным» и «Безудержным». Учебные стрельбы проводились при непосредственном участии командующего 43-й ракетоносной дивизии контр-адмирала Лякина,и под руководством, находившегося на борту «Адмирала Нахимова» контр-адмирала Доброскоченко.

Проводились учения в чрезвычайно сложных условиях, что указывало на их значимость, специально для этого перекрыли акваторию на площади 300 км. Как и 4-ю годами ранее, крейсер показал лучший результат и заслуженно получил награду главкома ВМФ.

В очередной раз «Адмирал Нахимов» доказал свою уникальность и состоятельность.

Из 11 учебных мишеней в виде крылатых ракет, идущих по низкой траектории с интервалом пуска в 5 секунд, тяжелый крейсер поразил 7 из них. Для стрельбы использовались ракеты комплекса «Форт» и «Оса-МА», 19 из которых было выпущено в течение 70 секунд, только 4 боезаряда прошли мимо и упали в море.

Для сравнения, эсминцы из состава оперативной группы, израсходовав намного больший боезапас, сбили всего 2 мишени. Результаты, показанные тяжелым крейсером, стали поворотным моментом, и примером для подражания при оснащении других боевых кораблей ВМФ России.

Увядающая мощь «Убийцы авианосцев»

На сегодняшний день, ракетный крейсер российских ВМФ остается самым большим из боевых кораблей, из тех, что относятся к подобному типу, во всем мире. Его боевые качества не могли не заметить представители блока НАТО, отметив ударную силу и мощь корабля, меткой и емкой характеристикой, называя крейсер «убийцей авианосцев».


Но в действительности возможности «Адмирала Нахимова» намного шире, чем думают на Западе. Он способен одинаково эффективно поражать как надводные, так и подводные цели. Отражать авиационные атаки, и совершать дальние походы, оставаясь практически незаметным для радиолокационных средств.

Для сравнения можно привести знаменитые ракетные крейсеры, поставленные на вооружение ВМС США, и ряда дружественных им стран, типа «Тикондерога». А так же, мощнейший из НАТОвских судов, теперь уже списанный ракетный крейсер «Кольбер». Это наиболее приближенной аналог проекта 1144 Орлан, они призваны выполнять те же функции:

Наименование ТАКР «Адмирал Нахимов» Ракетный крейсер типа «Тикондерога» Крейсер французских ВМФ «Кольбер»
Длинна, м 251 172,8 180,5
Ширина, м 28,5 28,5 20,3
Осадка, м 9,1 9,7 6,5
Водоизмещение:
- стандартное
- полное, тонн

24300
26190

-
9800

9085
11100
Скорость хода:
- средняя
- максимальная, узлов

17
32

-
32

-
33
Мощность, л. с. 140000 80000 87000
Дальность похода, миль Без ограничений 6000 4000
Артиллерия 1 х 2 АК-130 2 х 1 АУ Mk 45 127-мм 2 х 1 100-мм Model68
Зенитное вооружение 6 ЗРАК «Кортик» 2 х 6 Phalanx CIWS 20-мм
2 х 1 Mark-38 25-мм
6 х 2 57-мм modele 1951
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300 «Форт»
ПУ ЗРК «Оса-М»
ПКРП «Гарпун»
УВП «Томагавк»
1 х 2 ПУ ЗРК «Масурка»
Противолодочное вооружение 1 х 10 РБУ-12000
2 х 6 РБУ-1000
- -
Авиационная поддержка 3 Ка-27 2 Bell AH-1Z Viper: 1 вертолет
Экипаж, человек 727 387 560

Вполне очевидно, что характеристики современного тяжелого и броненосного крейсера позапрошлого века «Адмирал Нахимов», не идут ни в какое сравнение. Однако в конце прошлого века, командование Северного флота ВМФ России, признало его технически устаревшим.


По срокам службы, он намного уступает предшественнику, его боевой путь оказался необычайно коротким, всего 9 лет. Ему так и не удалось выйти на заветное боевое дежурство на просторах Североатлантического стратегического сектора. Вместо этого, в 1997 г., после посещения и благословления патриарха, крейсер ушел в свой последний на сегодняшний день поход – в доки Северодвинского ремонтного завода.

Ремонт «Адмирала Нахимова» и общая модернизация устаревших систем

По начальному плану, предполагалось модернизированный атомный ракетный крейсер нового поколения «Адмирал Нахимов», спустить на воду к концу нынешнего года. Но задержки, связанные с высокой стоимостью запланированного проекта, не позволили этого сделать, он был заморожен более чем на десятилетие. С 1999 до 2012 гг. он нетронутым простоял на Севмаше в Северодвинске, за 12 лет, единственное что сделали – выгрузили отработанное ядерное топливо.

С 2011 до 2012 гг. велись работы по подготовке линкора к преобразованию, и только в 2013 году, после окончательного заключения контракта с Военным Министерством, начался переход к активной фазе модернизации.

В течение 3 лет продолжался полный демонтаж устаревшей электроники и технического оборудования. Параллельно с этим, ремонтники занимались дефектацией корпуса – единственное, что останется от старого крейсера. В конце 2014 года основательно разгруженный «Адмирал Нахимов» перевели в док с наливным бассейном, где в начале 2015 года приступили к огневой части работ.

В конце 2015 – начале 2016 гг. завершили выгрузку старого оборудования и работы по дефектации, перейдя к процессу грунтовки обновленной конструкции. В настоящий момент, уже ведутся активные работы по монтажу современных систем и технического комплекса.

Такие же кардинальные перемены, кроме технической части, коснутся и вооружения, крейсер будет полностью переоснащен. Комплексы «Кортик», «Смерч» и «Форт», разработанные еще 40 лет назад, безнадежно устарели, они малоэффективны по сравнению с современными стандартами НАТО.

Вместо старого советского вооружения, планируется установить на «Адмирале Нахимове» 10 новейших комплексов вертикального ракетного пуска «Калибр» и «Оникс».

Особенно примечательны , достигающие скорости в 8 Махов, и уничтожают даже небольшие цели на расстоянии более 1000 км. Но главные особенности такого вооружения, это полная беспомощность ПВО против них.

По новому плану, озвученному официальными представителями Севмаша, окончание модернизации намечено на 2021 год. Каким он будет, можно еще представить, даже с учетом скупых сведений об этом. А вот что ждет уже седьмой «Адмирал Нахимов» в будущем, и не повторит ли он судьбу своих предшественников, об этом приходится только гадать

Видео

В середине 70-х годов советский военно-морской флот приступил к реализации амбициозного проекта – постройке атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан», которые по своему размеру и водоизмещению вполне сопоставимы с линейными кораблями периода Второй мировой войны. С помощью этих гигантов руководство страны намеревалось продвигать государственные интересы в самых отдаленных уголках земного шара. По сути, эти корабли можно назвать реинкарнацией линкоров в ракетно-ядерную эру. Первоначально они задумывались, как мощный инструмент противолодочной обороны, но затем их вооружение было усилено в расчете на противодействие надводным силам противника.

Сегодня в отечественной прессе крейсера серии «Орлан» часто называют «убийцами авианосцев». Во время создания этого проекта планировалось, что в будущем ТАРК будут сопровождать советские атомные авианосцы, но они так и не были построены…

За исключительные размеры и боевую мощь НАТО выделило тяжелые атомные крейсера проекта 1144 в отдельный класс – Kirov-class battlecruiser, что переводится, как «линейный крейсер». В советском военном флоте это были единственные надводные корабли, имевшие ядерную энергетическую установку, а в Мировом океане крупнее их были только авианосцы. Так, например, американские атомные крейсера типа «Вирджиния» имеют водоизмещение в 2,5 раза меньше, чем «Орланы».

Головной корабль проекта 1144 ТАРК «Киров» был заложен на Балтийском заводе в 1974 году. В состав флота его приняли в 1980 году. Всего же было построено четыре крейсера этой серии, последний из них – ТАРК «Петр Великий» – был заложен в 1986 году и введен в строй в 1998 году. В настоящее время он является флагманом Северного флота России. Судьба остальных «Орланов» сложилась не настолько удачно. «Киров» (с 1992 года «Адмирал Ушаков») в настоящее время ожидает утилизации. Второй корабль серии ТАРК «Фрунзе» (с 1992 года «Адмирал Лазорев») уже долгие годы находится в отстое, и его дальнейшие перспективы выглядят довольно туманно. Третий крейсер проекта «Адмирал Нахимов», который изначально назывался «Калинин», с 1999 проходит модернизацию. Хотя, на самом деле, работы на корабле реально начались только в 2014 году. Сроки их окончания неоднократно переносились, согласно последней информации от Министерства обороны, модернизация «Адмирала Нахимова» будет завершена в 2020 году, в 2021 – он вступит в строй.

В нынешнем году также планируется начало модернизации атомного крейсера «Петр Великий», которая продлится до 2021 года. Так что Россия к этому сроку должна иметь не один, а целых два мощных корабля, со значительно возросшей боевой эффективностью.

Однако прежде чем рассказать, что именно будет представлять собой крейсер «Адмирал Нахимов» после окончания работ, хотелось бы несколько слов сказать об истории этого уникального проекта, а также дать описание кораблей данной серии.

Как появились «Орланы»

Работы над созданием надводного боевого корабля с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) начались в Советском Союзе еще в первой половине 50-х годов. Были созданы несколько эскизных проектов крейсера под обозначением 63. Однако этот корабль получился настолько сложным и дорогим, что от его постройки решено было отказаться. Работы были прекращены к 1959 году.

Однако в 1961 году американцы приняли на вооружение атомный ракетный крейсер (УРО) «Лонг Бич». Возможно, что именно этот факт заставил советское руководство возобновить работы по созданию тяжелых океанских кораблей с ракетным вооружением и атомной силовой установкой.

В то время основной задачей ВМФ СССР была борьба с подводными лодками противника, поэтому большими сериями строились большие противолодочные корабли (БПК) и эсминцы. 60-е годы можно назвать эпохой бурного роста советского ВМФ. Небывалыми темпами увеличивался корабельный состав, флот страны активно осваивал океаны, готовясь выполнять боевые задачи в любой точке земного шара. Все заметней становилась потребность в кораблях, которые способны действовать подолгу в удалении от своих баз. Карибский кризис еще нагляднее показал всю очевидность этой необходимости. Ядерная энергетическая установка как нельзя лучше подходила для несения подобной службы. Кроме того, растущему флоту позарез нужен был ударный корабль, который был бы «заточен» на решение противокорабельных задач.

На тот момент в составе ВМФ СССР было четыре небольших ракетных крейсера проекта 58, но решать серьезные задачи на океанском ТВД эти корабли не могли. Так или иначе, но уже в 1964 году начались работы по созданию облика первого в СССР надводного атомохода. Ему присвоили обозначение 1144 «Орлан».

Так как решение противолодочных задач считалось в то время приоритетом, новый корабль с ЯЭУ задумывался изначально, как большой противолодочный корабль. Однако здесь возникла проблема. Было понятно, что противник не позволит просто так плавать где угодно, обнаруживать и уничтожать свои субмарины, и основная опасность для будущего атомного БПК будет исходить с неба. То есть, корабль требовалось надежно защитить от атак вражеской авиации, для этого в сопровождения атомоходу нужен был крейсер ПВО. Первоначально для этой цели планировали использовать корабль проекта 1126. Однако по проекту этот крейсер имел котлотурбинную энергоустановку, что сразу же рушило тандем – ибо будущему кораблю ПВО (его так и не построили) просто не хватало дальности плавания.

Поэтому родилась другая идея: оснастить и корабль сопровождения атомной установкой (проект 1165 «Фугас»). В итоге проекты 1144 и 1165 решено было объединить и создать корабль, который бы мог и бороться с подлодками противника, и решать противокорабельные задачи. Он получил название «атомный противолодочный крейсер», разработку проекта поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (г. Ленинград), которое имело опыт создания и противолодочных кораблей, и ракетных крейсеров.

Оснащение корабля мощным гидроакустическим комплексом потребовало увеличения его водоизмещения, а также повышения мощности силовой установки. Специально для этого проекта была разработана ядерная силовая установка третьего поколения, причем конструкторы строили ее с учетом опыта аварийных ситуаций, которого на тот момент у советских моряков было более чем достаточно.

Проект 1144 часто называют любимым детищем тогдашнего главкома ВМФ СССР адмирала Горшкова, но, несмотря на это, продвигался он довольно тяжело. Главнокомандующий лично потребовал оснастить новые крейсера дополнительной силовой установкой на жидком топливе – в то время атомные реакторы на флоте все еще были в диковинку, к тому же они не отличались совершенством, а моряки не имели достаточно опыта их эксплуатации.

Кроме того, во время проектирования встал вопрос о броневой защите корабля. К тому времени специалистов-кораблестроителей, которые бы досконально разбирались в этом вопросе, практически не осталось – эпоха линкоров и броненосцев давно канула в Лету. Поэтому разработчикам пришлось поднимать чертежи линкора «Советский Союз» и даже немецкого крейсера «Лютцов». Конечно, сплошное и даже цитадельное бронирование не подходило для «Орланов» – просто не позволяло водоизмещение, тогда было решено прикрыть броней наиболее важные узлы и объекты корабля.

Только в 1972 году проект был утвержден окончательно и документация начала передаваться на предприятие-изготовитель – Балтийский завод №189 (г. Ленинград). Головной корабль проекта – будущий атомный тяжелый крейсер «Киров» – был торжественно заложен в марте 1974 года. В конце 1975 года для него был сформирован экипаж. Несмотря на высокую сложность проекта, строительство корабля шло довольно быстро, и уже в декабре 1977 года он был спущен на воду. А 30 декабря 1980 года корабль был передан военно-морскому флоту и после успешно завершения испытания был включен в его состав.

Еще во время постройки первого корабля серии был подготовлен модернизированный проект 1144.2, который отличался от базового более современным вооружением. Планировалось, что все следующие после «Кирова» крейсера будут построены уже по нему. Однако из-за задержек в серийном производстве различных систем вооружения получилась некоторая путаница: к проекту 1144.2 можно причислить ТАРК «Петр Великий», который строился уже в 90-е годы. «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазорев» по составу вооружения занимают некую промежуточную позицию между 1144 и 1144.2.

ТАРК «Фрунзе» (будущий «Адмирал Лазарев») был заложен летом 1978 года, а принят в состав флота – в октябре 1984 года. Корабль был отправлен на Тихоокеанский флот. Работа над третьим крейсером проекта началась 17 мая 1983 года. Он был принят в состав Северного флота в конце 1988 года. В 1986 году Балтийский завод приступил к постройке последнего корабля этой серии – атомного крейсера «Петр Великий». Развал Советского Союза задержал его строительство, оно было завершено только к 1998 году. В настоящее время этот корабль находится в строю и считается самым мощным ударным кораблем не только в российском флоте, но и во всем мире.

В планах была постройка и пятого крейсера этого проекта, но из-за политических событий заказ был отменен.

Тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов»: описание корабля

Общая длина корпуса «Адмирала Нахимова» по ватерлинии составляет 252 метра, а его полное водоизмещение – 26190 тонн. Корабли этого проекта имеют удлиненный полубак, корпус разделен водонепроницаемыми переборками на девятнадцать основных отсеков. Благодаря продуманной форме корпуса и большому водоизмещению ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» имеет отличную мореходность, что весьма важно для корабля океанской зоны.

Вдоль всей длины корпуса тянутся пять палуб. Всего же на крейсере имеется 1400 помещений различного назначения.

В носовой части корабля расположена антенна гидроакустического комплекса «Полином», а в кормовой части крейсера находится подпалубный ангар, в котором могут быть размещены три вертолета. Здесь же расположены помещения для хранения авиационного боезапаса, топлива и запасных частей. Вертолеты поднимаются на палубу с помощью специального подъемника. Также в кормовой части крейсера располагается буксируемая гидроакустическая антенна и механизмы для ее спуска и подъема.

Ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» имеет развитые надстройки, большая часть его вооружения располагается носовой и кормовой части.

Как уже было сказано выше, крейсера проекта 1114 имеют частичное бронирование. Кроме того, они имеют противоторпедную защиту и двойное дно. Броня защищает погреба ракетного комплекса «Гранит», помещения командного пункта и боевого информационного поста, машинное отделение. А также склад боеприпасов, ангар для стоянки вертолетов, склад топлива и румпельный отсек.

Силовая установка крейсера «Адмирал Нахимов» состоит из двух водо-водяных двухконтурных реакторов КН-3. Топливные сборки, которые в них используются, позволяют продлить срок эксплуатации активной зоны до 10-11 лет. Силовая установка корабля вполне может обеспечивать энергией небольшой город с населением в 100 тыс. человек. Ее общая мощность составляет 342 МВт.

Есть у крейсеров типа «Орлан» и дополнительная силовая установка, которая позволяет в случае аварийной ситуации с реактором пройти более 1300 морских миль.

В состав экипажа корабля входит 727 человека, в том числе и 97 офицеров.

Главным противокорабельным оружием крейсеров проекта «Орлан» являются ПКР «Гранит» с дальностью полета 625 км. Эта ракета может разгоняться до скорости в 2,5 Маха и нести боевую часть весом в 750 кг, поэтому она представляет серьезную опасность даже для крупных кораблей. Каждый из «Орланов» имел на борту 20 крылатых ракет «Гранит», их пусковые установки расположены на верхней палубе корабля.

Главным зенитным «калибром» крейсера «Адмирал Нахимов» является зенитно-ракетный комплекс «Форт», который представляет собой морскую модификацию ЗРК С-300. Для поражения воздушных целей на дистанции до 15 км корабль оснащен ЗРК «Оса-М». В качестве системы ПВО ближней действия используется комплекс «Кортик».

Артиллерийское вооружение корабля состоит из одной спаренной 130-мм установки АК-130.

Комплекс противолодочного вооружения крейсера состоит из ПЛУР «Водопад», ее пусковая установка находится в носовой части корабля и реактивных бомбометов РБУ-6000 и РБУ-1000. Также на борту находятся десять торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Модернизация «Адмирала Нахимова»

«Адмирал Нахимов» был отправлен на модернизацию еще в 1999 году. Ее проведение было поручено специалистам Севмаша (г. Северодвинск). Однако процесс этот сильно затянулся, только в 2008 году начался процесс извлечения отработанного ядерного топлива из реактора. В 2013 году между МО и предприятием был заключен контракт на проведение необходимых работ. В 2015 году был завершен демонтаж старого корабельного оборудования, и крейсер был подготовлен к установке новых систем. Чем же новый «Нахимов» будет отличаться от своей «базовой версии»?

В Министерстве обороны заявляют, что все будущие изменения в конструкцию корабля уже согласованы. Чтобы разместить на борту крейсера все планируемые системы вооружения, необходимо будет перестроить его корпус. В первую очередь это будет касаться ракетной палубы «Нахимова» и его надстройки. Реактор крейсера трогать не будут, но системы, обеспечивающие его работу, ждет обновление.

Модернизация затронет в первую очередь вооружения крейсера. Он получит универсальные стрелковые комплексы, которые будут способны вести огонь разными типами ракет в зависимости от решаемых задач. На корабле будет установлен современный комплекс ПВО «Полимент-Редут», способный поражать воздушные цели на дистанциях в 150 км. Планируется полностью обновить электронику крейсера, он получит цифровые системы связи, новые радары, антенны.

Крылатые ракеты «Гранит» – основное противокорабельное оружие «Нахимова» – будут заменены новейшими гиперзвуковыми «Цирконами», которые, вероятно, будут приняты на вооружение в 2018 году. Также на «Нахимове» планируют разместить крылатые ракеты «Калибр», что даст возможность крейсеру уверенно «работать» против наземных целей. Таким образом «Адмирал Нахимов» из крейсера, предназначенного для борьбы с авианосными ударными группировками и атомными субмаринами противника, превратиться в универсальный ударный инструмент, способный поражать цели как на земле, так и на море.

Технические характеристики

Ниже указаны основные характеристики ТАРК «Адмирал Нахимов»:

  • Стандартное водоизмещение - 24 300 т;
  • Длина - 252 м;
  • Ширина - 28,5 м;
  • Высота - 59 м;
  • Силовая установка - 2 ядерных реактора КН-3 и 2 дополнительных котла;
  • Максимальная скорость - 31 узел;
  • Дальность плавания неограничена;
  • Экипаж - 727 человек.

История отечественного флота знает пять военных судов, носивших гордое название «Адмирал Нахимов». История каждого из них – это отдельная и знаменательная, и трагическая страница в книге боевой славы российского флота . Для русских моряков было огромной честью служить на кораблях, носивших имя героя Крымской войны и руководителя обороны Севастополя.

Славная традиция

Более 100 лет в российском ВМФ регулярно появляются военные корабли, названные в честь известного флотоводца Павла Нахимова. Сначала морскую гладь бороздили броненосные фрегаты и крейсера, одни из первых в российском флоте кораблей с мощным бронированием и с башенными артиллерийскими установками. Затем, уже в составе «красного флота» советского государства, появились легкие крейсера, носившие имя героического адмирала или имеющие к его имени непосредственное отношение. Еще позже моря и океаны под советским военно-морским флагом бороздили мощные крейсера с ракетным вооружением.

Все боевые суда, носившие имя адмирала Нахимова, начиная с конца XIX века и по наши дни, – это превосходные и уникальные по своим боевым характеристикам военные корабли. Каждый из них своим появлением ознаменовал новую главу в военно-техническом оснащении флота.

Первый корабль, получивший имя адмирала

Начало славной традиции в российском флоте положил броненосный крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов», введенный в строй в ноябре 1885 года. Он был одним из самых мощных военных кораблей в мире. Построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, новый корабль стал самым большим противоречием в мировом кораблестроении. Помимо бронированного корпуса и мощных паровых машин, он получил в наследство от былой эпохи полное парусное вооружение, хотя эра парусных военных судов уже подходила к своему логическому завершению. В то время, когда основную боевую силу на море уже представляли броненосцы с мощными паровыми двигателями, высокие мачты и паруса на военных кораблях выглядели анахронизмом.

Решение установить на судне паруса было обосновано желанием сделать сильный боевой корабль, способный длительное время крейсировать на морских коммуникациях. Паруса должны были увеличить автономность плавания. В виду своей парусной оснастки новый броненосный крейсер отнесли к классу фрегатов. Однако боевая служба корабля и стремительное развитие всех видов морских вооружений показали, что такое техническое решение было ошибочным. Возросшая дальность стрельбы морской артиллерии сделала развитый такелаж корабля хорошей мишенью. Пройдя не одну тысячу морских миль, броненосный парусно-винтовой крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов» в 1989 году лишился своего наследства. С корабля был демонтирован весь такелаж и парусный рангоут. Теперь на мачтах размещались лишь боевые марсы для сигнальной службы и антенна для радиотелеграфа.

Корабль на момент ввода в строй имел довольно внушительные размеры. Водоизмещения суда составляло более 8 тыс. тонн. Корпус фрегата имел бронированную цитадель в центральной части. Толщина бронированного пояса составляла 152 -254 мм. Ни один фрегат, ни крейсер подобного класса не имел в то время такого мощного бронирования. Ход стальному гиганту с белоснежными парусами обеспечивала паровая установка мощностью 8000 лошадиных сил. Под парами корабль мог развивать скорость в 16 узлов, в то время как парусное вооружение гарантировало кораблю движение со скоростью 4-5 узлов. Боевая мощь российского крейсера была представлена восемью 203 мм орудиями, установленными в башенных станках на барбетах. Такой тип размещения основного вооружения был признан на тот период самым передовым и перспективным. Вспомогательным вооружением были десять орудий калибра 152 мм, размещенные в батарейных палубах по обоим бортам.

Со всем этим огромным и сложным хозяйством должен был справляться экипаж в количестве 600 человек.

Боевая служба крейсера прошла в дальних морских походах. Усложнившаяся военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке требовала от России постоянного военно-морского присутствия в этом регионе. Находясь в составе Балтийского флота, броненосный крейсер неоднократно включался в состав отряда кораблей Императорского флота, отправляющихся на Дальний Восток для несения службы.

Дальнейшая судьба броненосного крейсера Российского Императорского флота «Адмирал Нахимов» овеяна славой. В ходе вспыхнувшей в начале XX века русско-японской войны русский корабль был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, отправившейся с Балтики на помощь осажденному Порт-Артуру.

К началу русско-японской войны 1904-1905 годов русский крейсер уже считался устаревшим. Дальние морские переходы не пощадили его мощный стальной корпус. Паровые машины уже не могли обеспечивать оптимальные ходовые параметры. Устарело и вооружение корабля. Старые пушки могли вести эффективный огонь лишь на коротких дистанциях. В таком состоянии крейсер вошел в состав отряда крейсеров 2-й эскадры, дополнив ее количественно, но не качественно.

В ходе морского боя у острова Цусима крейсер продолжал оставаться в строю эскадры, отбивая атаки японских миноносцев. Получив до трех десятков попаданий в ходе дневного боя, корабль не утратил своей боеспособности. Потери русских моряков составили 25 убитых человек и до полусотни раненых. Командование корабля приняло решение в составе оставшихся боеспособных судов русской эскадры прорываться во Владивосток. Ночные торпедные атаки японцев нанесли броненосному крейсеру новые повреждения, ставшие для старого корабля фатальными. Чтобы избежать позорной сдачи в плен, экипаж принял решение взорвать корабль. Утром 28 мая 1905 года, после того как команда была эвакуирована на борт японского вспомогательного крейсера, героический броненосный крейсер Флота Его Императорского величества «Адмирал Нахимов» пошел ко дну.

Новая эпоха для кораблей, носящих имя адмирала Нахимова

Новая кораблестроительная программа в России, принятая накануне Первой мировой войны , предполагала строительство новых крейсеров, способных вести активную разведку в составе эскадры и оказывать огневую поддержку соединениям эсминцев, атакующих противника. Для действий на Балтике проектировались и строились корабли типа «Светлана». Для Черноморского морского театра на судостроительных заводах Николаева и Севастополя были заложены четыре крейсера типа «адмирал Нахимов». Снова имя легендарного адмирала должно было появиться на борту боевого крейсера.

В соответствии с условиями программы в 1913-1914 годах было заложено 8 судов этого проекта, однако Первая Мировая война внесла существенные коррективы в судьбу новых судов. Окончить постройку крейсеров типа «адмирал Нахимов» уже в ходе начавшейся войны не удалось. Сказывалась острая нехватка металла и других ресурсов. К тому же, многие механизмы были утрачены в связи с тем, что их изготовлением занимались германские предприятия. Сначала февральская революция, а затем и Октябрьская революция 1917 года положили конец участию России в войне. В условиях разгоревшейся Гражданской войны никто не собирался заниматься достройкой судов. Несмотря на разную степень готовности, заложенные суда так и остались стоять на стапелях.

Только в 1920 году решением Советского правительства оставшиеся корпуса боевых кораблей начали использовать для восстановления морских сил молодого советского государства. Два корабля были переоборудованы под танкеры. Оставшиеся шесть крейсеров было решено достраивать в соответствии с финансовой обстановкой на тот период. Послевоенная разруха и отсутствие необходимой производственной базы привели к тому, что судьбой кораблей стали заниматься только в конце 20-х годов. В результате масштабных мероприятий молодому советскому государству удалось ввести в строй один корабль на Балтике и два корабля черноморского «нахимовского» проекта.

Головной корабль черноморской серии, бывший «Адмирал Нахимов», спустили в 1927 году на воду и передали в состав ВМС РККА на Черном море. Крейсер получил новое название «Червона Украина». Последующая служба боевого судна стала славной страницей в истории советского ВМФ. Корабль встретил Великую Отечественную войну в составе отряда главных сил Черноморского флота. Крейсер активно участвовал в героической обороне Севастополя, доставляя боеприпасы и войска в осажденный немецко-фашистскими войсками город. Боевой корабль был потоплен германской авиацией в ходе налета 13 ноября 1941 года.

Следующей страницей в истории отечественного флота, связанной с именем прославленного русского адмирала, стал легкий крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 68–бис. Мощный современный корабль вошел в строй Краснознаменного Черноморского Флота в 1953 году. Крейсер имел мощное артиллерийское вооружение и предназначался для повышения боевой эффективности других соединений флота в акватории Черного моря. Но несмотря на высокие боевые тактико-технические характеристики и молодой возраст, крейсеру была уготована иная судьба. Вскоре корабль был переоборудован и стал использоваться в качестве пусковой платформы для нового противокорабельного ракетного комплекса.

К 1960 году корабль успел морально состариться, поэтому было принято решение вывести его из состава флота. Окончил свою службу адмирал в качестве мишени, когда был потоплен в результате боевых ракетных стрельб.

Современные корабли, названные в честь адмирала П. С. Нахимова

Недолго в отечественном флоте отсутствовали корабли со славным именем. Уже в 1968 было начато строительство нового корабля, получившего имя адмирала Нахимова. Спустя четыре года ВМФ СССР пополнился кораблем нового класса, Большим противолодочным кораблем «Адмирал Нахимов», включенным 13 декабря 1971 года в состав Северного флота. Корабль проекта 1134-А имел водоизмещение 5.5 тыс. тонн и был предназначен для поиска и уничтожения вражеских подводных лодок в любом в удаленных районов мирового океана. Новый корабль по техническому оснащению и вооружению больше относился к классу ракетных крейсеров, однако в Советском Союзе на тот момент было принято классифицировать подобные корабли, как БПК (большие противолодочные корабли).

В сравнении с броненосным крейсером Императорского флота Его величества «Адмирал Нахимов» 1885 года постройки на новом корабле стояли силовые установки мощностью 90 тыс. л.с. Корабль мог развивать скорость хода до 33 узлов и обладал дальностью плавания в 5000 км.

Новый БПК гордо нес на борту имя прославленного адмирала в составе 170 бригады противолодочных кораблей Северного флота. БПК «Адмирал Нахимов» с бортовым номером 681 за 20 лет прошел десятки тысяч миль, выполняя боевые задачи. Он нес службу до 1991 года, когда и был выведен из состава флота. Однако на этом история боевых судов, связанных с именем Павла Степановича Нахимова, не закончилась. На смену Большому противолодочному кораблю в состав уже не советского, а российского ВМФ вошел другой, более мощный и совершенный боевой корабль. В 1992 году атомный ракетный крейсер проекта 1144, бывший ТАРКР «Калинин» приказом Главкома ВМФ РФ был переименован в ТАРКР «Адмирал Нахимов».

Корабль с героическим названием снова на боевой службе

Ракетный крейсер проекта 1144 «Адмирал Нахимов» был третьим кораблем в серии, состоящей из 4-х однотипных судов. Могучий стальной монстр был заложен в мае 1983 года, получив имя «Калинин». Всего по проекту 1144 «Орлан» планировалось ввести в строй 4 корабля. Строительство крейсера велось, как и ранее, на Северодвинском машиностроительном заводе.

В состав ВМФ СССР корабль вошел в 1988 году, став в один ряд со своим старшим братом — ТАРКР «Киров».

Следует отметить, что еще на стадии составления технического задания корабли с атомной энергетической установкой создавались как противолодочные корабли дальнего радиуса действия. Основная задача, которая ставилась перед новыми судами, — поиск и уничтожение атомных субмарин вероятного противника. Возрастающий состав иностранных военных флотов и растущая мощь надводных кораблей вынудили разработчиков проекта остановиться на универсальном варианте. Корабли стали проектироваться как полноценные крейсера – боевые суда океанского типа. Своим водоизмещением и размерами советские корабли превосходили все существующие до этого надводные боевые корабли, если не брать во внимание авианосцы. На Западе эти атомные крейсера получили шифр «Kirov class battlecruiser», который ставил их в разряд линейных крейсеров. Появление на океанских просторах тяжелого атомного крейсера, нашпигованного всеми видами вооружения, сразу меняло расстановку сил на морском театре.

При водоизмещении 25 тыс. тонн корабль представлял собой стремительную боевую платформу с неограниченным радиусом действия, на которой было установлено мощнейшее противокорабельное, противовоздушное и противолодочное вооружение. Каждый из кораблей отличался техническим оснащением и системами вооружений. Первые два судна — атомный ракетный крейсер «Киров» и «Фрунзе» — строились и вооружались в соответствии с первоначальным проектом. ТАРК «Адмирал Нахимов», бывший «Калинин», как и последний корабль серии, крейсер «Петр Великий», строились по усовершенствованному проекту 1144.2. Изменился состав вооружения, расширился круг боевых задач атомоходов.

Основным вооружением атомного крейсера «Адмирал Нахимов» являлись ПКР «Гранит» с вертикальным пуском, которые могли поражать любые корабли противника на большие расстояния, наносить удары по береговым объектам на большую глубину. Система ПВО «Форт» и «Оса-М» обеспечивали кораблю круговую оборону от всех видов воздушной угрозы. Не уступали противокорабельному оружию ни системы ПВО, ни средства борьбы с подводными лодками. Ракетный атомный крейсер «Адмирал Нахимов», как и его славный одноименный предок, бороздивший просторы океанов 100 лет назад, имел бронирование.

Сегодняшний день стального гиганта

Огромный боевой корабль прослужил совсем немного. Созданный для активного противоборства с надводными силами вероятного противника, корабль через шесть лет после ввода в строй был выведен в боевой резерв. Эта судьба постигла все три однотипных корабля, только последний, самый современный ракетный крейсер «Петр Великий» продолжал нести боевую службу. В 1997 году было принято решение начать ремонт корабля. ТАРКР «Адмирал Нахимов» самостоятельно совершил переход из базы Северного флота в Северодвинск, где должны были начаться плановые ремонтные работы на корабле и последующая модернизация.

Простоявший почти десять лет у заводской стенки ТАРК «Адмирал Нахимов» ожидала масштабная модернизация. На корабле планировалось заменить весь комплекс радиоэлектроники и подготовить судно к установке современного цифрового оборудования. Еще в 2008 году работы были ускорены, на крейсере осуществили выгрузку ядерного топлива из активной зоны реактора. По планам предпринятая модернизация корабля должна была завершиться в 2012 году, однако возникшие проблемы с установкой вооружения отодвинули сроки на более поздний период.

Полный цикл ремонтных работ в соответствии с государственной программой модернизации атомных ракетных крейсеров проекта 1144.2 был начат в 2013 году. Окончание восстановительных работ и последующей модернизации назначено на 2020 год, после чего планируется передать обновленный корабль Тихоокеанскому флоту.

Ожидается, что в будущем атомный крейсер получит новое вооружение. Все пусковые контейнеры будут спрятаны внутри судна. Противокорабельное вооружение будет представлено на модернизированном крейсере различными системами. Атомный крейсер будет представлять собой идеальную боевую платформу для одновременной установки трех различных ПКР: «Оникс» , «Гранит» и «Циркон». Такой подход значительно повысит универсальность корабля, так как каждая из систем способна выполнять свои определенные боевые задачи.

Славная история военных кораблей, поочередно носящих имя известного российского флотоводца и адмирала Павла Степановича Нахимова, продолжается. С того времени, когда холодных вод Балтийского моря коснулись скулы броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» прошло уже больше 130 лет. Сегодня славное имя принадлежит одному из трех атомных ракетных кораблей, самых мощных надводных кораблей в истории флотов.

По сравнению с первым представителем династии, новый корабль имеет в три раза большее водоизмещение. Длина его корпуса равна почти 2,5 длины старого броненосца. Мощность ядерной энергетической установки составляет 140 тыс. лошадиных сил, что в 20 раз больше параметров паровой машины броненосного крейсера. Степень защищенности и мощность вооружения кораблей сравнивать некорректно. При всей колоссальной разнице у двух кораблей практически одинаковая численность экипажа. На броненосном крейсере Флота Его Императорского величества и на атомном ракетном крейсере команда насчитывает 600-700 моряков.

Сегодня ТАРКР «Адмирал Нахимов», на котором ведется масштабная модернизация, — это в будущем многофункциональный корабль, способный держать под контролем огромные площади и морские пространства.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Атомный крейсер "Адмирал Нахимов" / Фото: dokwar.ru

"Севмаш" сможет передать тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) "Адмирал Нахимов" Военно-морскому флоту в 2018 году, на год раньше запланированного, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор предприятия Михаил Будниченко.

«В настоящий момент на крейсере завершается дефектация и демонтаж части корпусных конструкций, а задача следующего года — формирование главных корпусных конструкций»

В ходе рабочей поездки в Северодвинск главком ВМФ адмирал Виктор Чирков поставил перед "Севмашем" задачу — сдать крейсер на год раньше запланированного — в 2018 году вместо 2019 года.

"Сегодня все работы, которые выполняются корабелами предприятия по ремонту корабля, укладываются в сроковые графики", — сказал Будниченко.

"Все работы — на контроле, что, безусловно, дает возможность проследить за циклом их ведения, при необходимости ускорить темпы", — отметил директор "Севмаша".

По его словам, в настоящий момент на крейсере завершается дефектация и демонтаж части корпусных конструкций, а задача следующего года — формирование главных корпусных конструкций, погрузка основного крупногабаритного оборудования и выполнение электромонтажных работ, сообщило РИА Новости .


Техническая справка


Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» Северного флота России.

Самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. Он предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов. В НАТО его называли "убийца авианосцев”.

История крейсера "Адмирал Нахимов"

  • Заложен 17 мая 1983 года.
  • 25 апреля 1986 года спущен на воду
  • 30 декабря 1988 года вступил в строй
  • До 1992 года имел название «Калинин»
  • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов»

С 1999 года простаивает в г.Северодвинске в ожидании ремонта.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (бывший "Калинин") проекта 11442 в отстое на ОАО "ПО "Севмаш". Северодвинск / Фото: dokwar.ru

В проектной комплектации «Орланы» вооружали противокорабельными ракетными комплексами «Гранит», противолодочными ракетами «Водопад-НК», реактивно-бомбовыми установками «Смерч-3» и «Удав-1», артиллерийскими установками АК-130, зенитными ракетными комплексами «Форт» и зенитной системой «Оса-МА», торпедными аппаратами калибра 533 мм. На борту предусмотрено размещение авиагруппы из трех противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ.

Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ остался всего один — флагман Северного флота ТАРК «Петр Великий». Другие три «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» ржавеет на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» — на Северном. ТАРК «Адмирал Нахимов» (до 1992 года носил имя «Калинин») был заложен на Балтийском заводе в 1983 году, принят в состав ВМФ СССР в 1988 году, последнее плавание совершил в 1997 году. С 1999 года стоит «у стенки» на «Севмашпредприятии» (входит в ОСК).

Планы по модернизации:

Несколько месяцев назад было объявлено о будущем тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Утверждалось, что в ближайшее время он встанет на ремонт и к 2018-20 годам вернется в строй военно-морского флота. Технические и экономические подробности такого проекта не оглашались, а сроком начала работ определили ближайшие годы. В прошедший четверг 13 июня пресс-служба судостроительного завода Севмаш опубликовала новые данные относительно модернизации крейсера. Завод и министерство обороны подписали соответствующий контракт и в самое ближайшее время начнут его реализацию.

Как следует из официальной информации, пока заключено лишь основное соглашение, в соответствии с которым будут идти работы. При этом сам проект, в соответствии с которым будет вестись модернизация корабля, пока не существует. Министр обороны уже утвердил основные тактико-технические требования к обновленному крейсеру, но контракт на разработку проекта модернизации еще не заключен. Разработчиком проекта станет Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург). Эта организация в свое время создала проект 1144 «Орлан», в соответствии с которым был построен крейсер «Адмирал Нахимов», а теперь займется его обновлением и модернизацией.



Фото: dokwar.ru

Пока Минобороны и Северное ПКБ ведут переговоры об условиях контракта, на Севмаше продолжаются подготовительные работы. Рабочие завода готовят технологическое оборудование, а также проверяют различные узлы и агрегаты корабля. Предварительное обследование крейсера позволит выявить основные недостатки и своевременно учесть их при разработке проекта модернизации. На следующий год запланировано докование корабля в гидроузле предприятия (осушаемый наливной бассейн размером 159х325 метров). До начала этой процедуры «Адмирал Нахимов» будет стоять у причальной стенки завода, где он находится с конца девяностых годов.

В ходе предстоящих работ планируется демонтировать большое количество узлов и агрегатов корабля. Из-за отсутствия своевременного полноценного обслуживания в настоящее время «Адмирал Нахимов» находится в тяжелом состоянии. По словам начальника управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора завода Севмаш С. Хвиюзова, 70% снимаемого оборудования придется заменить. Нетрудно представить масштаб предстоящих работ. Первый заместитель генерального директора предприятия С. Маричев сравнил объем работ по модернизации «Адмирала Нахимова» с недавним ремонтом и обновлением авианосца «Викрамадитья».

Финансовые подробности грядущей модернизации пока официально не оглашались, что привело к появлению различных мнений и оценок. К примеру, в официальном блоге Центра анализа стратегий и технологий приводится цифра в 50 миллиардов рублей, которые планируется потратить на модернизацию. Официальных подтверждений или опровержений этой информации пока не было и поэтому подобная информация носит сугубо оценочный характер. Более того, в настоящее время можно предполагать, что заказчик в лице министерства обороны и исполнители в лице Севмаша и Северного ПКБ еще не определились с точными цифрами. В случае глубокой модернизации понадобится провести тщательный анализ состояния корабля. Результаты такого обследования способны серьезно повлиять на смету, а при определенных обстоятельствах и заставить отказаться от проекта.


Технические детали модернизации тоже не оглашались. Ранее в средствах массовой информации, со ссылкой на источники в военном ведомстве и промышленности или без них, утверждалось об установке новых радиоэлектронных систем, а также кардинальном обновлении комплекса вооружений. Согласно некоторым данным, обновленный «Адмирал Нахимов» должен получить ракеты «Калибр» вместо имеющихся «Гранитов» и несколько новых зенитных ракетных систем, превосходящих по характеристикам уже установленное вооружение. Некоторое время назад в ряде источников упоминалось, что корабль сможет перевозить до 300 ракет всех доступных типов. Ввиду времени появления этой информации трудно говорить, насколько она будет соответствовать действительности. Вполне вероятно, что во время предварительной проработки проекта модернизации рассматривались и подобные варианты.

Однако наибольший интерес представляет не стоимость проекта и его технические детали, а фактор, объединяющий в себе оба этих аспекта - целесообразность. Споры о необходимости модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» продолжались с тех пор, как появились первые новости о подобных планах, и теперь вспыхнули с новой силой. В многочисленных обсуждениях высказываются доводы за и против обновления старого корабля, подтверждаемые фактами и аналитикой. При этом аргументы обеих сторон выглядят правдоподобными и логичными.

Мнение о необходимости модернизации и возвращения в строй «Адмирала Нахимова» подкрепляется несколькими фактами. В первую очередь отмечается, что в ходе работ по обновлению тяжелого атомного ракетного крейсера не понадобится строить новый корпус. Фактически вся модернизация будет заключаться в замене оборудования и некотором ремонте или переделке самой конструкции корабля. Нельзя исключить возможность серьезной переработки конструкции, но при определенных обстоятельствах это будет гораздо дешевле, чем строительство нового корабля аналогичного класса. Второй аргумент в пользу модернизации - перспективы корабля. Ядерная энергетическая установка дает крейсеру высокие ходовые характеристики, что в сочетании с новым вооружением даст ему боевой потенциал, достаточный для службы в течение следующих 15-20 лет.


Фото: dokwar.ru

Противники модернизации также приводят обоснованные доводы. К примеру, они утверждают, что обновление всего одного тяжелого атомного ракетного крейсера обойдется в такую же сумму, что и строительство сразу нескольких фрегатов проекта 22350 или 11356Р/М. Имея меньшие размеры и водоизмещение, эти корабли, однако, будут нести такое же вооружение и, вероятно, сходный комплекс радиоэлектронного оборудования. Естественно, несколько меньших кораблей смогут одновременно выполнять большее количество задач, чем один крупный. Вторая претензия к обновлению «Адмирала Нахимова» касается конечной стоимости подобного проекта. Как показывает практика, стоимость любых строительств и модернизаций имеет свойство постепенно увеличиваться из-за постоянно возникающих непредвиденных проблем. Поэтому сейчас нельзя сказать, как до 2018 года вырастут нынешние предполагаемые 50 миллиардов.

Стоит отметить, именно вопрос целесообразности столь крупных затрат является главной темой всех обсуждений. При этом противники модернизации говорят не только о предположительной сумме контракта, но и об увеличении фактической стоимости работ. К примеру, во время ремонта и обновления авианосца «Викрамадитья» неоднократно пересматривались финансовые аспекты проекта и конечная стоимость корабля оказалась заметно выше изначально планировавшейся. По мнению противников модернизации «Адмирала Нахимова», российский крейсер не сможет избежать подобного. Сторонники, в свою очередь, указывают, что обновление «Викрамадитьи» было первым подобным проектом за несколько десятилетий. Во время работ на авианосце российские судостроители получили необходимый опыт и поэтому теперь могут достаточно быстро и эффективно провести модернизацию атомного ракетного крейсера.

Судя по продолжительности и ходу дискуссий, вопрос необходимости ремонта и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» действительно сложен и неоднозначен. На каждый довод есть свой контраргумент и это только провоцирует продолжение дискуссии. Однако сообщение пресс-службы Севмаша четко и ясно говорит о позиции министерства обороны. Подписание контракта о проведении работ наглядно показывает, что руководство военного ведомства и командование военно-морского флота видят необходимость в возвращении боевого корабля к службе. Пока нельзя исключать вероятность отказа от этих планов по причине неудовлетворительного состояния, но такое развитие событий маловероятно, поскольку «Адмирал Нахимов» был выбран для модернизации в том числе и из-за приемлемого состояния.

В течение следующих месяцев сотрудники Севмаша, Невского ПКБ и министерства обороны определятся с деталями проекта модернизации и начнут основные работы. Уже сейчас понятно, что проект будет сложным, длительным и дорогим. Хотелось бы надеяться, что Минобороны тщательно проанализировало все аргументы за и против модернизации крейсера и вложения в десятки миллиардов рублей полностью оправдаются.

Характеристики крейсера Адмирал Нахимов

пр.1144 пр.11442
Экипаж, чел
759 (в т.ч. 120 офицеров) 760 (в т.ч. 120 офицеров)
Длина, м
250.1 250.1
Ширина, м
28.5 28.5
Осадка, м
7.8 (габаритная - 10.33) 7.8 (габаритная - 10.33)
Водоизмещение стандартное, т
25860 24300
Скорость полного хода, узлов
31 31
Скорость хода на резервном "неатомном" паре, узлов
17
Дальность плавания неограничено неограничено
Дальность плавания на резервном "неатомном" паре, миль
1000
Автономность, суток
60 60

МОСКВА, 24 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Адмирал Нахимов" может вернуться в боевой состав Военно-морского флота России к 2021 году. Как сообщил на форуме "Армия-2017" глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, точные сроки будут известны после согласования объема оставшихся работ по ремонту и модернизации. "Адмирал Нахимов" станет вторым действующим кораблем проекта 1144 "Орлан" в составе ВМФ РФ. На сегодняшний день, напомним, Андреевский флаг поднят лишь на одном его "собрате" — . Оставшиеся два "Орлана", также построенные еще в СССР, подлежат утилизации. Тем не менее даже один корабль этого класса способен значительно повысить боевую мощь любого военно-морского стратегического объединения. К тому же в рамках модернизации "Нахимов" получит новые возможности.

Плавучая крепость

ТАРКР проекта 1144 "Орлан" считаются крупнейшими боевыми кораблями в мире за исключением авианосцев. Полное водоизмещение каждого — 25,8 тысячи тонн, длина — 250 метров, максимальная ширина — 28,5 метра, экипаж — 760 человек. Эти крейсера, по сути, являются вооруженными до зубов мобильными платформами, способными бороться с любым противником. Каждый несет на себе 20 пусковых установок противокорабельных ракет П-700 "Гранит", зенитно-ракетные комплексы "Оса-М", "Кинжал" и дальнобойные С-300Ф, зенитную артиллерию — установки "Кортик" и АК-630,с противолодочные ракето-торпеды "Метель" и "Водопад", реактивные бомбометы и автоматическую двуствольную пушку АК-130.

В составе российского ВМФ "Орланы" — единственные боевые корабли с атомной энергетической установкой, обеспечивающей внушительную автономность плавания в 60 суток и максимальную скорость в 31 узел. Дальность их хода практически неограниченна. Кроме того, эти крейсера могут работать в условиях крайнего Севера и способны обеспечивать значительное военное присутствие России в Арктическом регионе, который многие аналитики считают потенциальным полем боя за природные ресурсы в недалеком будущем. Все это в комплексе превращает российские ТАРКР в очень опасных противников.

Тем не менее корабли проекта постепенно устаревают. И если введенный в эксплуатацию в 1998 году "Петр Великий" еще можно назвать относительно "молодым", то "Нахимов", принятый в состав Северного флота на десять лет раньше, не может похвастаться хорошим "здоровьем". Этот корабль находится на модернизации с 1999 года, однако по факту работы над ним начались лишь в 2013 году, когда на это появились деньги. К ноябрю 2015 года судостроители демонтировали с него все старое оборудование и начали устанавливать новое.

Для поиска дефектов в корпусе применялись современные технологии. Как рассказал в начале недели "Газете.ру" глава ОСК Алексей Рахманов, было проведено полное 3D-сканирование всего корпуса крейсера. Расхождение по ряду поверхностей корпусных деталей достигало до полуметра. Такой способ дефектации считается очень эффективным, ведь далеко не все "болячки" можно выявить "на глазок".

Сдерживающий фактор

Если внешне "Адмирал Нахимов" преобразится незначительно, то большинство сложной электронной "начинки" и систем вооружения будет заменено. В частности, на крейсер установят новое радиоэлектронное оборудование, современные цифровые комплексы связи, системы жизнеобеспечения и многое другое. Ядерные реакторы корабля менять не будут, однако системы, обеспечивающие их постоянную работу, будут модернизированы.

Что касается вооружения, то "Адмирал Нахимов", а следом за ним и "Петр Великий", вместо противокорабельных "Гранитов" получат более современные П-800 "Оникс" и "Калибр". Последние могут применяться и по наземным целям, а значит, "Орланы" станут эффективным средством поддержки операций Сухопутных войск. Кроме того, на "Нахимов" планируется установить современные комплексы ПВО "Полимент-Редут" с максимальной дальностью стрельбы до 150 километров.

— "Орланы" получат универсальные корабельные стрелковые комплексы (УКСК), которые можно снаряжать и крылатыми ракетами большой дальности, например "Калибрами", и противокорабельным вооружением, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — Основной задачей "Орланов" всегда была борьба с авианосными ударными группами противника. Однако его тяжелые (более пяти тонн) ракеты "Гранит" уже устарели. С моей точки зрения, воевать с авианосцами должны подводные лодки, а "Петра Великого" и "Адмирала Нахимова" необходимо превратить в носители дальнобойного высокоточного оружия для уничтожения наземных целей. Таким образом, эти крейсера станут эффективным неядерным средством стратегического сдерживания.

Задел на будущее

Стоит отметить, что устанавливаемые на "Адмирала Нахимова" УКСК смогут использоваться и для пуска перспективных гиперзвуковых противокорабельных ракет "Циркон". Напомним, в июне британская газета The Times назвала ПКР "Оникс" и "Циркон" самой серьезной угрозой для королевского флота. Эксперты издания подчеркнули, что сверхзвуковые "Ониксы" способны подлетать к кораблю едва ли не над гребнями волн на скорости, в два раза превышающей скорость звука (в зоне поражения корабельной ПВО они находятся несколько секунд). Гиперзвуковые "Цирконы" просто неуловимы (невидимы в облаке плазмы) для существующих и перспективных систем ПВО-ПРО. Новейшие ПКР должны поступить на вооружение Военно-морского флота России в 2018 году.

По мнению ряда аналитиков, на ближайшую перспективу ремонт и глубокая модернизация существующих крупных надводных кораблей — наиболее предпочтительная стратегия, чем "погоня" за амбициозными, перспективными, но очень дорогими проектами вроде атомных эсминцев "Лидер" и авианосцев "Шторм". Сокращение военного бюджета заставляет "сдвинуть вправо" работу над морским оружием будущего. К тому же в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 год приоритет в финансировании получат Сухопутные и Воздушно-десантные войска, а также Воздушно-космические силы.