Основные причины отказов и методы их устранения. Виды и причины отказов машин

Причины возникновения отказов могут быть связаны с нарушением в выполнении каких-либо заданных функций (отказ функционирования) или с недостаточной квалификацией обслуживающего персонала, в результате которой система не выполняет заданные функции удовлетворительно. Отказы могут быть связаны с изменением параметров или характеристик системы, т.е. одна из основных функций выполняется плохо (отказ по параметру). Так же причинами отказов объектов могут быть дефекты, допущенные при конструировании, производстве и ремонте, нарушение правил и норм эксплуатации, различного рода повреждения, а также естественные процессы изнашивания и старения.

Согласно ГОСТ 15467-79 отказ может быть в результате дефекта. Это понятие отражает состояние объекта. Дефектом называется каждое отдельное несоответствие объекта установленным нормам или требованиям. Дефект отражает состояние отличное от отказа. В соответствии с определением отказа, как события, заключающегося в нарушении работоспособности, предполагается, что до появления отказа объект был работоспособен. Отказ может быть следствием развития неустраненых повреждений или наличия дефектов: царапин; потертости изоляции; небольших деформаций.

По признаку стадии происхождения дефекты можно разделить на три группы:

1. Дефекты (ошибки) проектирования. Сюда можно отнести:

недостаточную виброзащищенность;

наличие повышенных напряжений;

неправильный выбор материалов;

неправильное определение предполагаемого уровня эксплуатационных нагрузок.

2. Дефекты изготовления (производственные). К ним можно отнести:

дефекты механической обработки;

дефекты пайки;

дефекты термообработки;

дефекты сборки.

3. Дефекты эксплуатации. Сюда можно отнести:

нарушение условий применения;

неправильное техническое обслуживание и ремонт;

наличие перегрузок и непредвиденных нагрузок;

применение некачественных эксплуатационных материалов.

Также причинами возникновения отказов являются:

1. Конструкционный отказ, вызванный недостатками и неудачной конструкцией объекта;

2. Производственный отказ, связанный с ошибками при изготовлении объекта по причине несовершенства или нарушения технологии;

3. Эксплуатационный отказ, вызванный нарушением правил эксплуатации.

4. Характер устранения;

5. Устойчивый отказ;

6. Перемежающийся отказ (возникающий / исчезающий).

К последствиям отказа относятся явления, процессы и события, возникшие после отказа и в непосредственной причинной связи с ним (остановка двигателя, вынужденный простой по техническим причинам).

Последствиями отказа являются:

1. Легкий отказ (легкоустранимый);

2. Средний отказ (не вызывающий отказы смежных узлов - вторичные отказы);

3. Тяжелый отказ (вызывающий вторичные отказы или приводящий к угрозе жизни и здоровью человека).

4. Дальнейшее использование объекта:

5. Полные отказы, исключающие возможность работы объекта до их устранения;

6. Частичные отказы, при которых объект может частично использоваться.

Основные показатели безотказности для невосстанавливаемых объектов

Невосстанавливаемый объект - это объект, который не подлежит восстановлению в результате отказа.

Вероятность безотказной работы - это вероятность того, что в пределах заданий наработки отказ объекта не возникает. На практике этот показатель определяется статистической оценкой:

где N o - число однотипных объектов, поставленных на испытания (находящихся под контролем); во время испытаний отказавший объект не восстанавливается и не заменяется исправным;

n(t) - число отказавших объектов за время t .

Из определения вероятности безотказной работы видно, что эта характеристика является функцией времени, причем она является убывающей функцией и может принимать значения от 1 до 0.


График вероятности безотказной работы объекта

Как видно из графика, функция P(t) характеризует изменение надежности во времени и является достаточно наглядной оценкой

Иногда практически целесообразно пользоваться не вероятностью безотказной работы, а вероятностью отказа Q(t). Поскольку работоспособность и отказ являются состояниями несовместимыми и противоположными, то их вероятности связаны зависимостью:

P(t) + Q(t) = 1. (2)

Согласно законам теории вероятности вероятность безотказной работы можно определить по формуле:

где f(t) - плотность вероятности (согласно закона распределения).

Таким образом, зная плотность вероятности f(t), легко найти искомую величину P(t).

Связь между P(t), Q(t) и f(t) можно интерпретировать, как показано на рисунке 3.

Графическая интерпретация вероятности безотказной работы и вероятности отказа

отказ невосстанавливаемый наработка безотказный

Отметим, что не всегда в качестве наработки выступает время (в часах, годах). К примеру, для оценки вероятности безотказной работы коммутационных аппаратов с большим количеством переключений в качестве переменной величины наработки целесообразно брать количество циклов «включить» - «выключить». При оценке надежности скользящих контактов удобнее в качестве наработки брать количество проходов токоприемника по этому контакту, а при оценке надежности движущихся объектов наработку целесообразно брать в километрах пробега. Суть математических выражений оценки P(t), Q(t), f(t) при этом остается неизменной.

Средней наработкой до отказа называется математическое ожидание наработки объекта до первого отказа T 1 .

Таким образом, средняя наработка до отказа равна площади, образованной кривой вероятности безотказной работы P(t) и осями координат.

Статистическая оценка для средней наработки до отказа определяется по формуле

где N o - число работоспособных однотипных невосстанавливаемых объектов при t = 0 (в начале испытания);

t j - наработка до отказа j -го объекта.

Отметим, что как и в случае с определением P(t) средняя наработка до отказа может оцениваться не только в часах (годах), но и в циклах, километрах пробега и другими аргументами.

Интенсивность отказов - это условная плотность вероятности возникновения отказа объекта, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не наступил. Из вероятностного определения следует, что

Статистическая оценка интенсивности отказов имеет вид:

где n(Дt) - число отказов однотипных объектов на интервале Дt ?? , для которого определяется интенсивность отказов;

N ср . ?? - число работоспособных объектов в середине интервала Дt ?? (см. рисунок 4).

Схема для определения N ср

N i - число работоспособных объектов в начале интервала t ?? ;

N ?? +1 - число работоспособных объектов в конце интервала Дt ?? .

Если при статистической оценке интенсивности отказов время эксперимента разбить на достаточно большое количество одинаковых интервалов Дt за длительный срок, то результатом обработки опытных данных будет график, изображенный на рисунке 5.


Кривая жизни объекта

Как показывают многочисленные данные анализа надежности большинства объектов линеаризованная обобщенная зависимость л(t) представляет собой сложную кривую с тремя характерными интервалами (I, II, III). На интервале II (t 2 - t 1) л = const. Этот интервал может составлять более 10 лет, он связан с нормальной эксплуатацией объектов. Интервал I (t 1 - 0) часто называют периодом приработки элементов. Он может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от уровня организации отбраковки элементов на заводе-изготовителе, где элементы с внутренними дефектами своевременно изымаются из партии выпускаемой продукции. Величина интенсивности отказов на этом интервале во многом зависит от качества сборки схем сложных устройств, соблюдения требований монтажа и т.п. Включение под нагрузку собранных схем приводит к быстрому «выжиганию» дефектных элементов и по истечении некоторого времени t 1 в схеме остаются только исправные элементы, и их эксплуатация связана с л = const. На интервале III (t > t 2) по причинам, обусловленным естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и т.д., интенсивность отказов резко возрастает, увеличивается число деградационных отказов. Для того, чтобы обеспечить л = const необходимо заменить неремонтируемые элементы на исправные новые или работоспособные, отработавшие время t ? t 2 . Интервал л = const соответствует экспоненциальной модели распределения вероятности безотказной работы. Здесь же отметим, что при л = const значительно упрощается расчет надежности и л наиболее часто используется как исходный показатель надежности элемента.

Гамма-процентная наработка до отказа - наработка в течение которой отказ в объекте не возникнет с вероятностью г, выраженной в процентах, иначе это минимальная наработка до отказа которую будут иметь гамма процентов объектов данного вида. Обычно г =100%.

Классификация отказов

Отказы классифицируют по следующим категориям: по харак-теру возникновения и возможности прогнозирования (постепен-ные, внезапные); по причине возникновения; по связи с отказа-ми других элементов; по последствиям; по методам устранения; по частоте возникновения (наработке); по трудоемкости устране-ния; по влиянию на потери рабочего времени.

По характеру (закономерности) возникновения и возможности прогнозирования различают

постепенные (монотонное измене-ние показателя технического состояния)

внезапные (скачко-образное изменение показателя технического состояния) отка-зы.

Постепенные отказы возникают в результате плавного изме-нения показателей технического состояния объекта, чаще всего вследствие изнашивания. Для постепенных отказов характерен последовательный переход изделия из начального исправного со-стояния в состояние отказа через ряд промежуточных состоя-ний.

Он характеризуется постепенным изменением одного или нескольких заданных параметров машины. Например, постепенное падение мощности двигателя из-за износа поршне-вых колец и гильз цилиндра. То же относится к уменьшению ве-личины прогиба рессоры из-за старения металла ее листов и по-тери ими упругости.

Внезапный отказ характеризуется скачкообразным изменени-ем одного или нескольких заданных параметров, определяющих работоспособность машины, вследствие превышения нагрузок, а также некачественного состояния элементов автомобиля. К таким отказам относят поломки и разрывы конструкционных (например, резиновых) материалов, поломки металлических деталей.

По причине возникновения различают отказы:

конструкционные, возникающие вследствие несовершенства конструкции;

производ-ственные — вследствие нарушения или несовершенства техноло-гического процесса изготовления или ремонта изделия; эксплуа-тационные , вызванные нарушением действующих правил (напри-мер, перегрузкой автомобиля, несвоевременным проведением технического обслуживания и т.п.).

По связи с отказами других элементов различают зависимые и независимые отказы.

Зависимым называется отказ, обусловленный отказом или неисправностью других элементов изделия.

Независи-мый отказ такой обусловленности не имеет.

Перемежающийся отказ, отличается тем, что многократно воз-никает и самоустраняется. Такой отказ, например, может возник-нуть при ослаблении крепления электрического контакта.

Последствиями отказов могут быть изъятие объекта из эксплу-атации или продолжение ее после устранения отказа.

Методами устранения отказов могут быть замена элементов или восстановление требуемой взаимосвязи между ними.

По частоте возникновения (наработке) для современных авто-мобилей различают отказы

с малой наработкой (3...4 тыс. км в зависимости от типа, марки и модели автомобиля)

средней (до 16 тыс. км)

большой (свыше 16 тыс. км)

Следует иметь в виду, что наработки между отказами существенно сокращаются при уве-личении пробега автомобиля с начала эксплуатации.

По трудоемкости устранения отказы можно разделить на требу-ющие

малую (до 2 чел.-ч)

среднюю (2 ...4 чел.-ч)

большую (свыше 4 чел.-ч) трудоемкость восстановления автомобиля.

По влиянию на потери рабочего времени отказы подразделяют на устраняемые без потери рабочего времени, т.е. при ТО или в нерабочее (межсменное) время, и отказы, устраняемые с поте-рей рабочего времени.

При организации ТО и ремонта и определении потребности в рабочей силе и средствах обслуживания важно знать распределение неисправностей по агрегатам, механизмам и узлам автомобиля. Для организации снабжения и определения соответствующих норм не-обходимо также знать и характер отказов каждой детали, их причи-ны, характер повреждения и возможность восстановления детали или изделия. В связи с этим различают восстанавливаемые и невос- станавливаемые, ремонтируемые и неремонтируемые изделия.

Основные понятия теории надежности

Надежность - это свойство объекта сохранять свои выход-ные характеристики в определенных пределах при данных условиях эксплуатации.

Работоспособным , называется такое состояние системы (элемента), при котором значения пара-метров, характеризующих способность системы выполнять за-данные функции, находятся в пределах, установленных норма-тивно-технической или конструкторской документацией.

Неработоспособным , называется состояние системы, при котором значение хотя бы одного параметра, характери-зующего способность выполнять заданные функции, не нахо-дится в пределах, установленных указанной документацией.

Например, система измерения температуры является неработо-способной, если основной параметр, характеризующий качество ее функционирования — погрешность измерения, превышает заданную величину.

Исправ-ное состояние - это такое состояние, при котором система соответствует всем требованиям нор-мативно-технической и конструкторской документации.

Не-исправное - при котором имеется хотя бы одно несоответствие требованиям.

Отличие между исправным и работоспособным состояниями заключается в следующем. Работоспособная система удовлет-воряет только тем требованиям, которые существенны для функционирования, и может не удовлетворять прочим требо-ваниям (например, по сохранности внешнего вида элементов). Система, находящаяся в исправном состоянии, заведомо рабо-тоспособна.

Предельное состояние - это состояние, при котором дальней-шее применение системы по назначению недопустимо или не-целесообразно. После попадания в предельное состояние может следовать ремонт (капитальный или сред-ний), в результате чего восстанавливается исправное состоя-ние, или же система окончательно прекращает использоваться по назначению.

Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности системы, т. е. в переходе ее из работоспособного в неработо-способное состояние.

Повреждением - событие, заключаю-щееся в переходе системы из исправного в неисправное но работоспособное состояние.

Восстановлением называется событие, заключающееся в пе-реходе системы из неработоспособного в работоспособное со-стояние.

К невосстанавливаемым относят систе-мы, восстановление которых непосредственно после отказа счи-тается нецелесообразным или невозможным, а к восстанавли-ваемым - в которых проводится восстановление непосредственно после отказа.

Одна и та же система в различных условиях применения может быть отнесена к невосстанавливаемым (например, если она расположена в необслуживаемом помещении, куда запре-щен доступ персонала во время работы технологического агре-гата) и к восстанавливаемым, если персонал сразу же после отказа может начать восстановление. Само понятие «восста-новление» следует понимать не только как корректировку, на-стройку, пайку или иные ремонтные операции по отношению к тем или иным техническим средствам, но и как замену этих средств.

В принципе подавляющее большинство систем, применяе-мых для автоматизации технологических процессов, подлежит восстановлению после отказа, после чего они вновь продолжа-ют работу. То же относится к большей части технических средств; к числу невосстанавливаемых можно отнести только такие их элементы, как интегральные схемы, резисторы, кон-денсаторы и т. п.

Виды отказов

Отказы можно различать по нескольким признакам.

По характеру устранения различают окончательные (устойчивые) и перемежающиеся (то возникающие, то исчезающие) отказы. Отказ объекта — событие, заключающееся в том, что объект либо полностью, либо частично теряет свойство работоспо-собности. При полной потере работоспособности возникает полный отказ, при частичной — частичный отказ. Понятия полно-го и частичного отказов каждый раз должны быть четко сформулированы перед анализом надежности, поскольку от этого зависит количественная оценка надежности. Требования к надежности изделия, а также количественная оценка надежности без указания признаков отказа не имеют смысла.

Отказы могут быть внезапными и постепенными. Эти отказы различны по природе возникновения.

Внезапному отказу может не предшествовать постепенное на-копление повреждений, и он возникает внезапно. Технология изго-товления современных элементов аппаратуры столь сложна, что не всегда удается проследить за скрытыми дефектами производст-ва, которые должны выявляться на стадии тренировки и прира-ботки аппаратуры. В результате в сферу эксплуатации могут про-никать следующие дефектные элементы: резистор с недостаточно прочным креплением токоотвода; полупроводниковый прибор, у которого толщина промежуточной области недостаточна; полупро-водниковый прибор, у которого на поверхности полупроводнико-вого материала застряла токопроводящая микрочастица; токопроводящий слой печатного монтажа, у которого толщина либо чрез-мерно малая, либо чрезмерно большая; интегральная схема, у которой соединение вывода с печатным монтажом недостаточно врочное, и т. д. В процессе эксплуатации случайно могут создать-ся условия, при которых скрытый дефект приводит к отказу изде-лия (пиковые нагрузки, тряска и вибрация, температурный скачок, помехи и т. д.). Но неблагоприятного сочетания неблагоприятных ^факторов может и не быть, тогда не будет и внезапного отказа. При большом уровне случайных неблагоприятных воздействий внезапный отказ может произойти даже при отсутствии скрытых дефектов.

Постепенный отказ возникает в результате постепенного накоп-ления повреждений, главным образом вследствие износа и старе-ния материалов.

Выделять внезапные и постепенные отказы необходимо, пото-му что закономерности, которым они подчиняются, различны. Раз-личными поэтому должны быть и способы борьбы с этими отказа-ми. Для уменьшения числа внезапных отказов может быть реко-мендована предварительная тренировка и приработка изделий с целью выявления скрытых дефектов производства, а также вве-дение защиты от неблагоприятных воздействий типа помех, пере-грузок, вибраций и т. п. Уменьшению числа постепенных отказов может содействовать своевременная замена сменных блоков, вы-работавших технический ресурс.

Отказ может быть кратковременным самоустраняющимся. В этом случае он называется сбоем. Характерный признак сбоя — то, что восстановление работоспособности после его возникновения не требует ремонта аппаратуры. Причиной сбоя может быть либо кратковременный отказ аппаратуры (например, залипание контак-та), либо кратковременно действующая помеха, либо дефекты про-граммы, приводящие к неблагоприятным временным характеристи-кам работы аппаратуры. Опасность сбоев заключается в том, что их трудно и часто даже невозможно обнаружить в процессе рабо-ты аппаратуры, но они могут исказить информацию настолько, что приведут к отказу выполнения заданной функции.

Отказы в АСУ целесообразно подразделять на аппаратурные и программные.

Программным отказом считается событие, при котором объект утрачивает работоспособность по причине несовершенства программы (несовершенство алгоритма решения задачи, отсутствие про-граммной защиты от сбоев, отсутствие программного контроля за состоянием изделия, ошибки в представлении программы на физическом носителе и т. д.). Программный отказ устраняется путем исправления программы.

Для объектов ответственного назначения целесообразно выделять в отдельную группу отказы, которые могут приводить к катастрофическим последствиям (гибели людей и т. д.). В заданиях по надежности необходимо выделять в отдельную группу требования по обеспечению безопасности.

Главный источник информации о надежности на предприятии - это сбор сведений о функциональных отказах. Отказ - это состояние системы, при котором оборудование не может выполнять предназначенные функции и поддерживать заданный уровень производительности. Другими словами, это событие, проявляющееся в полной или частичной потере работоспособности оборудования или системы.

Отказы классифицируют по ряду признаков, и условия возникновения отказов. Затем разрабатывают мероприятия по их предупреждению и устранению.

Классификация, характеристики и причины отказов

По характеру изменения параметров объекта:

  • Постепенный (параметрический) отказ - это отказ, возникающий в результате градационного, постепенного изменения одного или нескольких параметров без резкого скачка. Постепенный отказ может быть предупреждён и устранён путем планового технического обслуживания. Причины: старение материалов, коррозия, износ деталей и т.п.
  • Внезапный (мгновенный) отказ. Характеризуется скачкообразным, внезапным изменением одного или нескольких параметров. Обычно проявляется в виде резких самопроизвольных повреждений (трещины, обрывы, пробои и т.п.) и не сопровождается видимыми признаками его приближения. Причины: внутренние дефекты, ошибки обслуживающего персонала, нарушения режима эксплуатации. Однако чаще всего причины возникновения определяются не сразу, какое-то время оставаясь неизвестными, и дифференцируются с помощью теории вероятности.

По связи с отказами других объектов:

  • Независимым называют отказ, не обусловленный другими отказами. Причины могут быть любыми, кроме обусловленности другими отказами.
  • Зависимым считается отказ, который обусловлен другими отказами. Причины — повреждения и отказы других элементов объекта или системы.

По причинам возникновения:

  • Конструкционный отказ возникает как следствие несовершенства и дефектов конструкции. Причины: ошибки в разработке и проектировании объекта, занижение запасов прочности, нарушение норм ГОСТ и т.п.
  • Производственный отказ обусловлен нарушением технологии производства или ошибками, связанными с ремонтом. Причины: несоблюдение норм документации, применение некачественных материалов и комплектующих, недостаточный уровень контроля качества производства и т.д.
  • Эксплуатационный отказ появляется как следствие нарушения правил и/или условий эксплуатации оборудования и может проявляться как в начальный период, так и в последующее время. Причины: ошибки низкоквалифицированного обслуживающего персонала, игнорирование/нарушение правил технической документации, а также старение и износ оборудования по вышеуказанным причинам.
  • Деградационный отказ характеризуется постепенным приближением объекта к предельному состоянию (физическому износу) под влиянием следующих причин: износа, старения и усталости при соблюдении эксплуатационных норм производства.

По характеру устранения:

  • Самоустраняющийся отказ - это однократный сбой работы оборудования или системы, который может исчезнуть без вмешательства человека либо с незначительным вмешательством. Причины: кратковременные внешние помехи, кратковременное изменение параметров объекта.
  • Перемежающийся отказ - это многократно возникающий отказ одного и того же характера. Причины: внешние помехи, выходящие за допустимые технические пределы и являющиеся обратимыми.
  • Устойчивый отказ - отказ, который можно устранить только путем восстановления (ремонта).

По способу обнаружения:

  • Явный (очевидный) отказ — отсутствие функций оборудования, которое визуально обнаруживается обслуживающим персоналом в нормальных условиях.;
  • Скрытый отказ - вид отказа, который незаметен обслуживающему персоналу при нормальных условиях, если он возникает автономно.

По времени возникновения:

  • Начальный (приработочный) отказ - отказ, который на первоначальном этапе эксплуатации объекта (изделия) и в основном являющийся скрытым. Причины: плохое качество материалов, нарушение технологий проектирования, сборки или производства; отсутствие контроля качества и т.д.
  • Периода нормальной эксплуатации - отказы, происходящие между периодом приработки и периодом износа. Это самый длительный период, в котором свойства оборудования и изделий остаются неизменными. Причинами отказов на этом этапе могут быть высокие нагрузки, разрушение под механическим внешним воздействием и т.д.
  • Износовый отказ - это отказ, вызванный необратимыми последствиями старения материалов, износа деталей. Причины - в самом определении термина.

По степени влияния на работоспособность:

  • Полный отказ характеризуется потерей работоспособности оборудования или системы, при которой невозможно дальнейшая эксплуатация объекта.
  • Частичный отказ характеризуется сохранением работоспособности оборудования, но со снижением эффективности и качества производства. Дальнейшая эксплуатация возможна, но с ограничениями нагрузки, производительности, скорости и т.д.

Причины этих отказов заключаются в непредусмотренных перегрузках, дефектах комплектующих и материалов, ошибках и низкой квалификации персонала, сбоях системы управления и др.

Чтобы подробнее узнать о методологии RCM и программном обеспечении RCM Navigator , а также о ключевых шагах его успешного внедрения, пишите нам: [email protected] или звоните по телефону: 8 800 555 30 53.

Под отказом в технике понимают полную или частичную утрату работоспособности (исправности) системы или ее элементов, а также несоответствие рабочих параметров системы требованиям нормативных документов.

На сегодняшний день известны различные классификации отказов технических систем. Остановимся более подробно на основных из них.

1. По частоте различаютотказы:

Единичные;

Повторяющиеся многократно за определенный период наработки.

2. По последствиям отказы бывают:

Лёгкие, не вызывающие остановки объекта и устраняемые в удобное время;

Средние, вызывающие немедленную остановку объекта для ремонта;

Тяжелые, вызывающие не только остановку объекта, но и вторичные разрушения.

3. По сложности устранения отказы делят на:

Устраняемые с использованием операции технического обслуживания;

Устраняемые путём проведения текущего ремонта;

Устраняемые путём проведения капитального ремонта.

4. По способности к восстановлению работоспособности отказы могут быть устраняемыми:

В эксплуатационных условиях;

В стационарных условиях.

Такое деление является условным и определяется возможностями организации ремонта

5. По внешним проявлениям отказы делят на:

Явные, на обнаружение которых тратится небольшое время, например, менее 10 минут;

Скрытые, на обнаружение которых требуется время свыше установленной нормы.

6. По взаимосвязям между отказами различают:

Первичные, происшедшие первоначально по любым причинам;

Вторичные (зависимые), вызванные другим отказом.

7. По условиям возникновения различают отказы, происшедшие:

При хранении, транспортировании, на холостом пробеге;

При выполнении объектом основных функций.

8. По уровню внешних воздействий отказы, возникают:

При нормальных условиях эксплуатации;

При ненормальных условиях эксплуатации.

9. По возможности прогнозирования :

Прогнозируемые, возникновение которых зависит от возраста объекта;

Прогнозируемые, обусловленные изменением параметра объекта;

Непрогнозируемые.

10. По характеру изменения параметров системы:

Внезапный - отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значения одного или нескольких заданных параметров объекта;

Постепенный - отказ, характеризующийся постепенным изменением значения одного или нескольких заданных параметров объекта.

11. По виду систем и агрегатов объекта различают отказы несущей системы, рабочего оборудования, электрооборудования, пневмосистемы, системы управления и др.

12. По связи с другими отказами :

Независимый, не обусловленный отказом другого объекта;

Зависимый - отказ объекта, обусловленный отказом другого объекта.

13. По возможности последующего использования отказы делят на:

Полный, в результате которого происходит полная утрата работоспособности объекта;

Частичный, вызывающий соответственно частичную потерю работоспособности объекта.

14. По характеру устранения отказа:

Устойчивый;

Самоустраняющийся:

Перемежающийся многократно возникающий самоустраняющийся отказ объекта одного и того же характера.

15. По природе происхождения различают отказы:

Естественный;

Искусственный, вызываемый намеренно.

16. По времени возникновения различают отказы:

При испытаниях;

Периода приработки (приработанный);

Периода нормальной эксплуатации;

Последнего периода эксплуатации.

17.По скорости процессов разрушения различают отказы:

Быстро протекающих процессов;

Средне протекающих;

Медленно протекающих.

4. Классификация отказов инженерно-экологических систем. Характеристика инженерно-экологических систем с точки зрения надежности. Виды надежности ИЭС:технологическая и санитарно-гигиеническая.

Из 17 основных классификаций отказов технических систем применительно к оценке работы ИЭС основными являются следующие виды отказов:

1. По характеру изменения параметров системы:

- внезапные отказы , характеризующиеся скачкообразным изменением значений одного или нескольких основных параметров системы (устройства, узла и т. п.);

- постепенные отказы , характеризующиеся постепенным изменением значений одного или нескольких основных параметров системы.

Частным случаем постепенного отказа является параметрический отказ , который заключается в прекращении выполнении ИЭС заданной функции по эффективности своей работы.

Существует 3 периода функционирования технических систем и соответствующие им виды отказов:

Приработка, когда в основном проявляются конструктивные, технологические и производственные дефекты – приработочные отказы;

Нормальная эксплуатация, для которой характерны только внезапные отказы постоянной интенсивности;

Период интенсивного износа(старения) и постепенных (износовых) отказов, которые протекают в необслуживаемых конструкциях с возрастающей интенсивностью.

2. По скорости процессов разрушения:

Отказы быстро протекающих процессов;

- средне протекающих ;

- медленно протекающих .

3. По связи с другими отказами .

- зависимые , возникающих в результате отказов других элементов;

- независимые , возникающих независимо от отказов других элементов.

С точки зрения других классификационных признаков надежности ИЭС является:

В зависимости от процессов, которые сопутствуют выполнению необходимых функций, системой многоразового применения (с несколькими циклами применения), повторное использование которой возможно и может осуществляться после выполнения возложенных на нее функций за предыдущий цикл применения;

В зависимости по приспособленности к восстановлению работоспособности - системой восстанавливаемой , т.е. ее работоспособность, утраченная при отказе, может быть восстановлена в процессе эксплуатации;

В зависимости от длительности времени эксплуатации - обслуживаемой системой , т.е. для систем многоразового применения техническое обслуживание может проводиться как в периоды дежурства и подготовки к применению, так и в интервалах между циклами применения;

В зависимости от вида реализованного технического обслуживания – системой скомбинированным техническим обслуживанием , т.е. при наличии плановых ремонтно-профилактических работ обладают элементами со случайным периодом обслуживания (в соответствии с появлением отказов).

- технологической надежности - , характеризующей достижимый на заданный период эксплуатации уровень вероятности «физической» безотказности ИЭС (подсистем) в результате воздействия внутренних дефектов изготовления, внезапных внешних нагрузок или факторов постепенного износа;

- санитарно-гигиенической надежности - , характеризующей достижимый на заданный период эксплуатации уровень вероятности параметрической безотказности ИЭС (подсистем), обусловленный постепенным снижением эффективности ее работы (технологической или санитарно-гигиенической).

Из определений следует, что основным видом надежности выступает технологическая, поскольку определяет собственно работу системы. Ужесточающим условием к работоспособности системы.

При этом расчет каждого вида надежности может производиться как в совокупности друг с другом, так и по отдельности.

Санитарно-гигиеническая надежность выступает дополнительным.


Похожая информация.