Презентация про железы внутренней секреции е. Презентация на тему "Функции желёз внутренней секреции". Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

Класс: 8

Презентация к уроку



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Здоровье – это ведь не пилюля, которую можно проглотить, с тем, чтобы потом уже ни о чем больше не беспокоиться. Пусть для моих тяжелых на подъем современников это прозвучит чересчур строго, но здоровье – это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам.
В. Шененберг

Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни здоровье. «Здоровье всему голова», – гласит русская пословица.

Прежде чем мы приступаем на уроке к изучению болезненных процессов в организме, связанных с железами внутренней секреции, надо ясно представлять, что такое болезнь, знать когда человек перестает быть здоровым и становится больным.

Основная цель этого урока – познакомиться со строением и функциями желез внутренней секреции, а также научить распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

Только зная причины болезней, можно правильно бороться с ними и предупреждать их возникновение. И, поэтому, на уроке

Были тщательно разобраны причины и симптомы эндокринных заболеваний.

Педагогические технологии, которые использовались при проведении урока, были следующие;

  1. Работа в группах. В конце урока класс разбивается на несколько команд и каждая из них решает одну проблемную задачу
  2. Использование на уроке информационно-компьютерных технологий. Была создана презентация по теме урока, на которой красочно и наглядно были представлены железы внутренней секреции и сами заболевания
  3. На уроке использовалась технология опережающих заданий. Некоторые учащиеся заранее получили тему для небольшого доклада по заболеваниям. При подготовке которых, использовалась дополнительная литература.

В заключение хочется привести древнее китайское изречение: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их».

При работе с презентацией использовать произвольный показ слайдов

Цель : Познакомиться со строением и функциями желез внутренней секреции.

Задачи:

  1. Показать особенности строения и функций конкретных желез внутренней секреции.
  2. Познакомить с нарушениями, связанными с гипо- и гиперфункцией этих желез.
  3. Научить определять расположение некоторых эндокринных желез в соответствующих областях тела.
  4. Научить распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

Педагогические технологии:

  1. Работа в группах.
  2. Создание и решение проблемной ситуации.
  3. Информационно-компьютерные технологии.
  4. Опережающие задания, с использованием дополнительной литературы.

Ход урока

I. Проверка знаний

Фронтальная письменная работа.

Запишите номера правильных суждений:

  1. Железы внутренней секреции не имеют протоков
  2. Секрет желез внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме человека.
  3. Железы внешней секреции выделяют гормоны
  4. Секрет желез внешней секреции выделяется в полости.
  5. Железами внутренней секреции ферменты не вырабатываются.
  6. Гормоны желез внутренней секреции выделяются только в кровь
  7. Железы желудка относят к железам внутренней секреции.
  8. Секрет кожных желез – пот.
  9. После своего действия гормон не разрушается.
  10. Железы внешней секреции протоков не имеют.
  11. Сальные железы относят к железам внешней секреции.
  12. Половые железы – железы смешанной секреции.

Правильные ответы 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12.

II. Новый материал

Учитель: Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки и злой оскал собаки, рычание, готовность отразить возможную атаку.

А вспомните ваши ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой любимой спортивной команды. Сколько эмоций, переживаний! И они у разных групп людей – то крик одобрения и восторга, то возмущения и досады.

Можно назвать много действий и животных и человека, проявление которых в полной мере невозможно без участия особых веществ – гормонов (от лат. Слова «гармао» – возбуждаю); их выделяют железы внутренней секреции. Показать на слайде.

Слайд 1

Человек может жить с одним легким, с одной почкой, без желудка, но он умрет, если удалить маленькие паращитовидные железки или надпочечники. Всего желез внутренней секреции около десятка. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения. Любое нарушение их работы приводит к болезни, а нередко и к смерти.

Гормоны изменяют рост и развитие организма, регулируют обмен веществ, поддерживая его в норме. Их роль проявляется при нарушении функции желез. Так, у одного из самого тяжелого человека (Ходжеса – 468 кг.) чудовищная масса была вызвана нарушением деятельности гипофиза после перенесенного в детстве коклюша.

Сообщения учащихся о самых толстых людях на планете: Слайд 2 Кэрол Йегер, Джон Минног

Вывод: Голодный режим не излечивает главную причину болезни – нарушение функций желез внутренней секреции.

Учитель : Давайте вспомним гипоталамо-гипофизарную систему о которой мы говорили на прошлом уроке. Слайд 3. Учащиеся работают с гиперссылками и проверяют свои ответы на вопросы учителя

– Какие гормоны выделяются этой системой и на что они влияют?

Учитель: Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии? Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом девочкой Лили.

Почему наблюдается такая резкая разница в росте у людей? Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. Эта железка массой 0,5-0,65 г., имеющая форму фасоли, располагается в костном углублении основания черепа, называемом турецким седлом. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов. Передняя его доля выделяет гормон роста. Избыточное выделение этого гормона в кровь человека (в период роста) вызывает усиленный рост, что называется гигантизмом. Если патологические изменения в гипофизе возникают в период, когда рост человека уже закончен, то увеличиваются лишь отдельные части его тела. Это заболевание называется акромегалией.

Чаще всего повышение функции передней доли гипофиза происходит при развитии в нем опухоли. Основные признаки этой болезни – увеличение конечностей и других частей тела. Значительно увеличиваются кисти рук, стопы ног, нижняя челюсть, а также нос, язык, губы, резко выступают надбровные дуги.

Недостаток гормона роста вызывает заболевание - карликовость. Слайд с 5-10 работают гиперссылки.

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

Учитель: Помните, как в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. Это заболевания, связанные с нарушением функции щитовидной железы. Расположена по бокам трахеи, чуть ниже щитовидного хряща гортани (16-23 г.)

Слайд 11

Одно из заболеваний щитовидки связано с ее повышенной функцией (гипертиреоз) и усиленным образованием ее гормонов, основным из которых считают гормон тироксин. Называется базедовой болезнью.

Симптомы: пучеглазие, заметно увеличение щитовидной железы (зоб), дрожание вытянутых рук с раздвинутыми пальцами, пульс учащен, больной заметно худеет, он становится раздражительным, страдает бессонницей.

Если в сказке фея может вернуть человеку его нормальный вид, то в жизни больного излечивает хирург. После удаления разросшихся тканей щитовидной железы исчезают все признаки базедовой болезни.

Что происходит если в кровь поступает мало гормона (гипотиреоз)?

Возникает заболевание микседема. Признаки противоположны

Обмен веществ снижается, пульс становится редким. Характерно бледное, одутловатое лицо с тупым выражением. Кожа сухая, появляется зябкость.

Если с раннего детства имеется резкое понижение функции щитовидной железы, то развивается кретинизм - увеличенный зоб, задержка роста и отсталость в умственном развитии. Слайд с 12-17

ПАРАЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА в количестве двух пар располагается на задней поверхности щитовидной железы, выделяет паратгормон. При недостатке – падение Са в крови, судороги, спазмы дыхательных мышц. При избытке рассасывание костной ткани.

Слайд 18

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

Слайд с 19-20

Учитель: Имеет особые островковые клетки, которые вырабатывают гормоны инсулин и глюкагон, регулирующие углеводный обмен в организме. Недостаточное выделение инсулина вызывает – диабет. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Больной выделяет в сутки от 10 до 30 литров мочи. Содержание сахара в ней может достигнуть 5-10% (в норме моча не содержит сахар). Наблюдается общая слабость, быстрая утомляемость, повышенная нервная возбудимость, похудание или ожирение. Для лечения этого заболевания необходимо вводить инсулин. Другой гормон поджелудочной железы – глюкагон – является антагонистом инсулина и оказывает противоположное действие, т. Е. усиливает расщепление гликогена до глюкозы, повышая ее содержание в крови.

НАДПОЧЕЧНИКИ

Слайд с 21-22

Учитель: Давайте вспомним русского классика И.С. Тургенева и его рассказ «Живые мощи» (слайд с текстом на доске, один ученик читает кусочек из произведения). Впервые эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном.

Масса надпочечников 12 г., эта парные железы, прилегающие к верхним полюсам почек. Как и почки надпочечники имеют два слоя: наружный - корковый и внутренний – мозговой, вырабатывающие разные гормоны различным характером действия.

Надпочечники выделяют адреналин и норадреналин, повышающий кровяное давление, работоспособность мышц, остроту зрения, слуха, увеличивающий силу сердечных сокращений, что способствует перестройке функций различных систем, направленной на повышение работоспособности организма в чрезвычайных условиях (утомление, охлаждение, нервное перенапряжение).

При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кровью тканями тела. Признаки: бронзовый оттенок кожи, мышечная слабость, повышенная утомляемость, понижение иммунитета. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

Слайд с 24-26

Учитель : Гормоны, образующиеся в женских и мужских половых железах, необходимы для полового созревания, формирования физического облика и психики, характерных для каждого пола. В конечном счете в значительной мере от наличия половых гормонов зависит деление человечества на две половины – мужскую и женскую, а также возможность продолжения рода человеческого.

Нарушение функции желез приводит к изменению ряда половых признаков, а это, в свою очередь, изменяет психику человека. Об этом знали давно и умело использовали. Евнухи использовались в качестве стражей гаремов, кастрация животных меняла их поведение, помогала приспособить их к работе, изменяла вкус и качество мяса.

Яичники – эстроген и прогестерон

Семенники – андроген и тестостерон

Учитель: ПОДВЕДЕМ ИТОГИ обзора функций эндокринных желез

– Так что же регулируют все эти железы. Если попробовать дать ответ одним словом? «Гомеостаз» – постоянство внутренней среды организма.

Механизмов, поддерживающих гомеостаз, в организме несколько, среди них важное место принадлежит гормонам.

Вы, можете прийти к ложному выводу, что каждый человек маленького роста, каждый полный мужчина или нервная женщина должны лечиться гормонами. Но это не совсем так. Болезни желез имеют множество симптомов, оценить которые после лабораторных исследований может только врач. Заболевания эндокринных желез встречаются довольно редко. И скорее всего, ваш рост, черты лица, темперамент – это ваши врожденные особенности или результат воспитания.

Если вы страдаете избыточным весом, повышенной раздражительностью, склонностью к утомлению, то скорее всего виной этому отнюдь не железы внутренней секреции, а нарушения режима работы и отдыха, сна и питания.

Теперь мы поиграем во врачей и повторим терминологию.

Класс разбиваем на группы:

1 группа

Неоднократный анализ крови и мочи больного показал, что содержание сахара в них превышает норму. С чем связано увеличение количества сахара в крови и моче?

2 группа

В практике сельского хозяйства довольно часто в пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок, приготовленный из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

3 группа

В медицинской практике известен случай, когда у девочки в шесть лет прекратился рост. Прошло 3 года, ее рост составлял 90 см. Решили обратиться к врачу-специалисту… Ребенку был назначен курс лечения. Больной вводили особое вещество. За 6 месяцев она подросла на 7 см, а в последующие два года еще на 14 см. Какое вещество могло повлиять на рост ребенка?

4 группа

Много лет назад врачи обратили внимание, сто в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи (зоб). Какова возможная причина такого изменения в области шеи? Какими способами можно избавиться от этого недуга? (разрастание тканей щитовидки, либо добавлять в воду йод, либо хирургическим путем)

5 группа

Появление одутловатости, кожа становится сухой, происходит выпадение волос, понижается температура тела. У таких больных снижается обмен веществ… Если такое заболевание начинается в детстве, то развивается…

6 группа

При выращивании домашних животных с целью получения мяса проводят кастрацию самцов. Предположите возможные изменения в поведении и обмене веществ кастрированных особей.

Термины на последнем слайде. Если остается время.

Д.З. п. 58 повторить, 59 + термины по всей теме.

г. Ставрополя Большакова Елена Николаевна.

Слайд 2

Хаос

В обыденном смысле хаос понимают как беспорядок, неразбериху, смешение. Понятие возникло от названия в древнегреческой мифологии изначального состояния мира, некой «разверзшейся бездны» (а не беспорядочного состояния), из которой возникли первые божества. Лишь в раннехристианские времена этому слову стали приписывать значение беспорядка.

От «ХАОСА» к «ПОРЯДКУ»

Слайд 3

Слайд 4

Эндокринные железы

  • Слайд 5

    Слайд 6

    Надпочечники

    Мобилизуют организм в экстремальных ситуациях иповышают его работоспособность и выносливость.

    Основные гормоны – адреналин и норадреналин.

    Болезнь Аддисона- эндокринное заболевание, при котором надпочечники уменьшают выработку гормонов, прежде всего кортизола. Это заболевание было впервые описано британским врачом Томасом Аддисоном в 1855 году.

    Слайд 7

    Поджелудочная железа

    Регулирует уровень сахара в организме.

    Основной гормон – инсулин.

    При гипофункции – сахарный диабет.

    При гиперфункции – головокружение, слабость, потеря сознания.

    Слайд 8

    Половые железы

  • Слайд 9

    Гипофиз

    Контролирует работу всех эндокринных желез, регулирует рост и развитие организма.

    Основной гормон – гормон роста (соматотропный-СТГ).

    При гипофункции – карликовость.

    При гиперфункции – гигантизм.

    Слайд 10

    При гиперфункции гипофиза у взрослого человека происходит разрастание тканей отдельных органов (печени, сердца, пальцев, носа, ушей, нижней челюсти).

    Возникает заболевание акромегалия.

  • Слайд 11

    Как поддерживать «ПОРЯДОК»?

    • нужно следить за своим организмом, проводить самоанализ состояний. От гормонов зависят здоровье, настроение, красота. Они вырабатываются железами внутренней секреции и при сохранении их равновесия, организм работает четко и слаженно.
    • вести здоровый образ жизни. Вредные привычки – курение, алкоголизм разрушают здоровье, никотин замедляет рост человека, его физическое и психическое здоровье.
    • Правильно питаться
    • Избегать стрессов, переутомлений
    • Оберегать себя от воздействия токсических веществ
    • Заниматься физкультурой и спортом
  • Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Слайд 31

    Слайд 32

    Слайд 33

    Презентацию на тему "Железы внутренней секреции" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Биология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 33 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    Железы внутренней секреции

    Шадрина Юлия Васильевна Учитель биологии Высшая квалификационная категория

    Слайд 2

    Железы внутренней секреции, или эндокринные железы – это железы, которые не имеют выводящих протоков и выделяют физиологически активные вещества (гормоны) непосредственно во внутреннюю среду организма – кровь. Поступающие в кровь гормоны, вместе с нервной системой обеспечивают регуляцию и контроль важных функций организма, поддерживая его внутреннее равновесие (гомеостаз), нормальные рост и развитие

    Слайд 3

    Железы смешанной секреции

    Железы внешней секреции

    Слезные железы; Слюнные железы; Пищеварительные железы; Потовые железы; Сальные железы; Молочные железы.

    Гипофиз; Гипоталамуз; Эпифиз; Щитовидная железа; Паращитовидная железа; Вилочковая железа – тимус Поджелудочная железа; Надпочечники; Половые железы (яичники, семенники)

    Поджелудочная железа; Половые железы; Печень и др.

    Железы организма

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Гормоны – это вещества различных классов (аминокислоты и их производные, пептиды, белки, стероиды, и др.), которые обычно вырабатываются и выделяются специализированными железами. Одни гормоны оказывают непосредственное регуляторное действие на какой-то орган, а другие могут обладать программирующим эффектом, т.е. в определенный момент изменяют клетки каких-либо тканей на все последующее время их жизни.

    Слайд 7

    – нижний мозговой придаток, расположен в основании головного мозга над средним мозгом в костной выемке – турецком седле.

    гипофиз Гипофиз

    Слайд 8

    13 – гипофиз 14 – аденогипофиз - передняя доля 15 – бугорная часть 16 – промежуточная часть 17 – дистальная часть 19 – нейрогипофиз – задняя доля 20 – воронка 21 – нервная доля 22 – шишковидное тело

    Строение гипофиза

    Слайд 9

    Передняя доля

    Гормон роста (СТГ); Регуляторные: АКТГ (адренокортикотропный), ТТГ (тириотропный) ФСГ (фолликулостимулирующий) ЛГ (лютеинизирующий) ЛТГ (лактагенный).

    Задняя доля

    Вазопрессин (АДГ) Окситоцин;

    Средняя доля

    Интермедин (меланоцито- стимулирующий)

    Гормоны, выделяемые гипофизом

    Слайд 10

    Слайд 11

    П Е Р Е Д Н Я Я Д О Л Я

    Повышенная функция

    Пониженная функция

    Обеспечение роста организма в молодом возрасте

    В молодом возрасте вызывает гигантизм, у взрослых – разрастание, увеличение частей тела - акромегалия

    Задерживает рост карликовость; пропорции тела и умственное развитие – нормальные

    АКТГ ТТГ ФСГ ЛГ ЛТГ

    Регулируют деятельность коры надпочечников, Щитовидной железы, половых желез, половых органов, лактацию

    Усиление деятельности перечисленных желез

    Ослабление деятельности перечисленных желез

    Воздействие на организм

    Слайд 12

    ЗАДНЯЯ ДОЛ Я С Р Е Д Н Я Я д О Л Я

    Сокращение гладкой мускулатуры сосудов и матки. Реабсорбция воды в почке

    Уменьшение выведение жидкости с мочой

    Увеличение выведение жидкости с мочой

    Распределение пигмента в коже

    Усиление пигментации

    Уменьшение пигментации

    АДГ Интер- медин

    Слайд 13

    (подбугровая область) Представляет собой образование, расположенное в основании головного мозга и отвечающее за автономные функции организма. Расположен в промежуточном мозге. Управляет эндокринной системой за счет выделение рилизинг-гормонами. Получает информацию практически из всех отделов головного мозга и использует ее для управления многими процессами.

    Гипоталамус

    Слайд 14

    Рилизинг-гормоны через кровеносное русло попадают в гипофиз, где под их влиянием происходят образование, накопление и выделение гипофизарных гормонов

    Гипоталамо-гипофизарная система

    Слайд 15

    Либерины Статины

    Стимулируют выработку гормонов передней доли гипофиза

    Гиперфункция передней доли гипофиза

    Гипофункция передней доли гипофиза

    Тормозят выработку гормонов передней доли гипофиза

    Воздействие гормонов на организм

    Слайд 16

    (шишковидное тело) Расположен над четверохолмием (придаток мозга)

    Гормоны Мелатонин и др.

    Тормозят выработку гормонов гипофиза, что тормозит половое созревание. Адаптация.

    Тормозится половое созревание

    Ускоряется половое созревание. Снижаются адаптивные возможности

    Слайд 17

    Имеет две доли, соединенные перешейком, состоящие из микроскопических пузырьков - фолликулов

    Расположена в передней части шеи, к наружи от дыхательного горла – трахеи, под адамовым яблоком

    Щитовидная железа

    Слайд 18

    Гормон, выделяемый щитовидной железой – необходим для нормального развития организма и обмена веществ. Для выработки тироксина необходим йод.

    Т И Р О К С И Н

    Стимулирует рост и развитие, усиливает обмен веществ, возбуждение нервной системы, выделение тепла

    В раннем возрасте – повышение теплообмена, истощение. У взрослых – базедова болезнь – разрастание железы (зоб), пучеглазие, учащение сердцебиение, раздражительность. Повышение аппетита, похудение.

    В раннем возрасте – кретинизм (слабоумие, умственная отсталость), карликовость, задержка полового развития. У взрослых – миксидема (слизистый отек), одутловатьсть, вялость, Утомляемость, сонливость.

    Тироксин

    Слайд 19

    – патологическое увеличение щитовидной железы

    Простой (эндемический) Возникает при недостатке йода, необходимого щитовидной железе для образования гормонов

    Виды зоба

    Токсический Связан с избытком тиреоидных гормонов – гипертиреозом, как в частности при базедовой болезни

    Симптомы – зависит от степени увеличения щитовидной железы. Может наблюдаться утолщение шей по бокам от дыхательного горла. При токсическом зобе характерны повышенная утомляемость раздражительность, потливость, сердцебиение, дрожание рук и всего тела

    Слайд 20

    11 – верхняя паращитовидная железа (правая и левая доли) 12 – нижняя паращитовидная железа (правая и левая доли)

    Расположена на задней стороне щитовидной железы. Размеры (с рисовое зернышко), общая масса – 0,1-0,13 гр.

    Паращитовидная железа

    Слайд 21

    Гормоны паращитовидных желез регулируют содержание кальция и фосфора в крови, в процессе их использования организмом. Гипофункция железы - снижение содержания кальция в крови – вызывает поступление определенного количества гормона в кровеносное русло. Гиперфункция – усиление обратного всасывания кальция почками и аналогичного процесса в кишечнике

    Слайд 22

    или тимус – орган иммунной системы. Расположен в грудной части и подвергается регрессии после полового созревания.

    23 – тимус 24 – доля (правая/левая) 26 – дольки вилочковой железы

    Регулирует иммунные и ростовые процесса (гормон тимозин), вырабатывает лимфоциты, влияющие на другие лимфоциты, выделяющие антитела.

    Вилочковая железа

    Слайд 23

    Расположены на верхних полюсах почек и состоящие из двух слоев: коркового и мозгового.

    29 – надпочечник 30 – передняя поверхность 31 – задняя поверхность 32– почечная поверхность 33 – верхний край 34 – медиальный край 35 – ворота 36 – центральная вена 37 – корковое вещество 38 – мозговое вещество

    – парные железы Надпочечники

    Слайд 24

    Наружный слой (корковый)

    Внутренний слой (мозговой)

    кортикостероиды: минералокортикоиды, глюкокортикоиды. андрогены и эстрогены

    адреналин норадреналин

    Гормоны, выделяемые надпочечниками

    Слайд 25

    Кортико- стероиды

    Участвуют в обеспечении иммунитета, адаптации. Регулируют все виды обмена веществ

    Снижается обмен веществ, устойчивость организма к неблаго-приятным факторам

    Адиссонова болезнь: мышечная слабость, одышка, потеря аппе-тита, бронзовый оттенок кожи

    Андрогены эстрогены

    Влияют на формирование вторичных половых признаков

    Раннее половое созревание. Быстрое прекращение роста

    Позднее половое созревание

    Андреналин, норад-реналин

    Увеличивает силу и частоту сердечных сокращений. Повышает кровяное давление. Усиливает обмен веществ, особенно углеводов

    Учащается сердцебиение. Резко повышается кровяное давление. Повышенная возбудимость

    Слайд 26

    Расположена в брюшной полости, за желудком. Клетки, вырабатывающие гормоны, называются островковые клетки.

    Поджелудочная железа

    Слайд 27

    инсулин глюкоган норма

    Понижает концентрацию сахара в крови – усиливает синтез гликогена из глюкозы в печении мышцах

    Шок, сопровождающийся судорогами и потерей сознания при падении уровня сахара в крови.

    Сахарный диабет – повышение сахара в крови. Нарушение обмена веществ.

    Повышает концентрация сахара в крови, способствует расщеплению гликогена до глюкозы.

    Практически не наблюдается, так как аналогичную функцию выполняют другие гормоны (адреналин, глюкокортикоиды)

    В О З Д Е Й С Т В И Е Н А О Р Г А Н И З М

    Гормоны поджелудочной железы

    Слайд 28

    – заболевание, связанное с нарушением процесса образования инсулина в организме

    Виды диабета

    Инсулинозависимый сахарный диабет Возникает в случаях, когда в поджелудочной железе не происходит образование инсулина

    Инсулиннезависимый сахарный диабет В поджелудочной железе образуется некоторое количество инсулина, либо это количество оказывается недостаточным, либо инсулин не используется организмом из-за пониженной чувствительности к этому гормону

    Симптомы – повышение содержания сахара в крови, появление сахара в моче, снижение веса, чрезмерная жажда, ощущение голода, обильное мочеотделение. Нередки импотенция и изменения менструального цикла.

    Сахарный диабет

    Слайд 29

    Парные органы овальной формы Располагают в полости малого таза по бокам от матки

    1 – матка; 2 – маточная труба; 3 – яичник

    Микроскопическое строение яичника

    16 - корковое вещество яичника 17 – мозговое вещество яичника 18 – первичные фолликулы 19 - фолликулы

    Женские половые железы – яичник

    Слайд 30

    Наружный – корковый (фолликулярный)

    Внутренний – мозговой

    Временная железа эстерогены прогестерон не вырабатывает

    Формирование вторичных женских половых признаков: Увеличение половых органов, Молочных желез, Оволосение на лобке и в подмышечных впадинах Развитие по женскому типу скелета и мышц Появление полового влечения

    Раннее половое созревание

    Задержка полового созревания, в раннем возрасте – отсутствие вторичных половых признаков

    Снижение возбудимости, особенно тонуса матки при бере-менности, обеспе-чивает вына-шивание плода

    Женские половые гормоны

    Слайд 31

    Парные органы овальной формы Расположено в мошонке – кожно-мышечном мешке, имеют дольчатое строение

    Яичко и придаток яичка

    Яичко (схема)

    1- придаток яичка 2 – головка придатка яичка 3 – тело придатка яичка 4 – хвост придатка 5 – дольки придатка 6 – проток придатка 7 - яичко 10-11 – привесок яичка 26 –перегородки яичка 27 – дольки яичка 29 – извитые семенные канальца 32 – выносящие канальцы яичка

    Мужские половые железы – яичко

    Слайд 32

    Формирование вторичных мужских половых признаков: увеличение половых органов оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, на лице развитие по мужскому типу скелета и мышц ломка голоса и т.д. появление полового влечения

    Раннее половое созревание - маленький рост - усиленное оволосение - раннее облысение - повышенная агрессивность

    Задержка полового созревания. В раннем возрасте - обратное развитие половых органов и отсутствие вторичных половых признаков

    Воздействие мужских половых гормонов (андрогены) на организм

    Слайд 33

    Биология. Опорные конспекты. – Москва: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. – 204 с. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы./ под ред. И.Ю.Павлов, Д.В.Вахненко и др. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001. – 608 с. 3. Биология. Человек. Учебник для 8 класса общеобразовательных школ/ под ред. Н.И.Сонина, М.Р.Сапин. – Москва: Дрофа, 2000. – 216 с. 4. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие/ авт.-сост.Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. – Москва: Дрофа, 2000 .- 240 с. 5. Биология. Полный курс общеобразовательной средней школы: учебное пособие для школьников и Абитуриентов. – Москва: Экзамен, 2002. – 448 с. 6. Биология. Человек для 9 класса общеобразовательных школ/ под.ред А.С.Батуева, И.Д.Кузьминой. – Москва: Дрофа, 2002, 240 с. 7. Карманный атлас анатомии человека/ под.ред. Х.Фениш. – Минск: «Вышэйшая школа», 2000 8. Большая энциклопедия народной медицины. – Москва: изд-во Эксмо, 2005. – 1088 с. 9. Электронное пособие. Новая коллекция рефератов и сочинений

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Предварительный просмотр:

    « Железы внутренней секреции»

    Урок биологии в 8 классе.

    Из опыта работы

    Учителя биологии

    МОУ НСОШ № 1

    Губайдуллиной С. А.

    Аннотация:

    Материалы урока могут быть использованы на тематическом или обобщающем уроке, по биологии, химии.

    Цель урока: сформировать у учащихся понятие о гуморальной регуляции деятельности организма. Продолжить формировать понятие о регуляции организма с помощью нервной системы. Расширить знания о строении и функциях клетки.

    Задачи:

    Раскрыть особенности строения желёз внутренней секреции в связи с выполняемой функцией. Выявить роль биологически активных веществ гормонов. Продолжить изучение регионального компонента.

    Развивать умения работать с учебником, научной литературой, таблицами, муляжами.

    Воспитывать культуру общения, умение оценивать результаты своего труда.

    Оборудование: Иллюстрации по теме. Таблички с названиями команд на столах.

    Слайды презентации.

    Карточки с названиями желёз внутренней, смешанной и внешней секреции для выполнения задания у доски.

    Карточки – задания для команд. Книги для работы с карточками-заданиями. Перечень вопросов самостоятельной работы.

    Ход урока

    1.Организационный момент. 1 минута.

    Учащиеся входят в класс и занимают места согласно отведенному месту.

    В каждой команде по 13 человек.

    Представляются команды, их капитаны.

    2.Актуализация опорных знаний.

    Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Познакомились с ролью эндокринной регуляции. Мы узнали, какие железы относятся к железам внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз, а также о свойствах гормонов.

    Сегодня вы продолжите изучать железы нашего организма. Но познакомитесь более подробно с железами внутренней секреции.

    Перед вами, ребята, стоит задача узнать, какие железы регулируют рост и развитие организма, как они влияют на обмен веществ, какие гормоны поддерживают постоянство внутренней среды организма.

    Но прежде, чем мы познакомимся с железами внутренней секреции и вырабатываемыми ими гормонами, давайте вспомним, какие биологически активные вещества вам знакомы.

    (Витамины, гормоны, ферменты).

    Давайте вспомним некоторые из этих биологически активных веществ.

    Некоторые из учащихся получают карточки – задания для индивидуальной работы.

    Карточка №1

    1.Опишите слюнные железы по плану:

    расположение в организме

    строение

    значение

    выделяемые биологически активные вещества

    2.Как связаны железы внешней секреции с нервной системой?

    Карточка №2

    1.Опишите потовые железы по плану:

    расположение в организме

    строение

    значение

    выделяемые вещества

    2.Какое значение имеют гормоны?

    Карточка №3

    1.Опишите поджелудочную железу по плану:

    расположение в организме

    строение

    значение

    выделяемые вещества

    2.Чем отличаются железы внешней секреции от желёз внутренней секреции?

    Карточка № 4

    1.Опишите сальные железы по плану:

    расположение в организме

    строение

    значение

    выделяемые вещества

    2.Какие железы относятся к железам смешанной секреции?

    Фронтальный опрос.

    Дайте характеристику биологически активного вещества, витамина Д по плану:

    а) классификация

    б) место образования

    в) роль в организм

    Какое значение для нашего региона имеет этот витамин?

    Расскажите о строении и функции поджелудочной железы.

    Дайте характеристику биологически активного вещества, фермента пепсина по плану:

    а) классификация

    б) место образования

    в) функция в организме.

    Работа у доски с карточками.

    Распределите железы по группам и объясните принцип их распределения.

    Гипофиз, поджелудочная железа, сальные железы, эпифиз, щитовидная железа, половые железы, потовые железы, надпочечники, слюнные железы.

    Учитель: «Среди этих карточек есть названия желез внутренней секреции»

    Итак, тема нашего урока «Железы внутренней секреции».

    Откройте тетради и запишите тему урока: «Железы внутренней секреции»

    (На экране проектора появляется название темы урока.)

    Наука, изучающая железы внутренней секреции называется Эндокринология

    (греч.- эндос-внутри, крино-выделяю, логос-учение).Появляется слайд с расшифровкой слова

    эндокринология.

    Эндокринные железы не имеют выводных протоков и выделяют вырабатываемые ими гормоны или инкреты в кровь или лимфу.

    А начнем мы знакомство с железами внутренней секреции с крошечной железы, с гипофиза.

    ГИПОФИЗ является важнейшей железой внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда эндокринных желез. Придаток мозга. Он расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, т.е. на нижней поверхгости головного мозга. Ниже моста. Воронка соединяет гипофиз с гипоталамусом.

    Масса гипофиза 0,5-0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на три доли: переднюю, промежуточную и заднюю. По ходу объяснения учителя учащиеся заполняют схему.

    (На экране проектора появляется изображение головного мозга).

    Гипофиз вырабатывает несколько гормонов.

    На экране проектора появляется слайд с изображением гипофиза.

    Гормон соматотропин передней доли гипофиза влияет на рост костей, мышц, органов.

    Какая это функция? (Ростовая)

    Подумайте, ребята, на какой органоид клетки оказывает влияние гормон гипофиза соматотропин?

    (Проникая в клетки, этот гормон усиливает выработку белков в рибосомах, вследствие чего клетки растут и делятся).

    Если в детском возрасте вырабатывается недостаточно гормона роста, то у ребёнка развивается гипофизарная карликовость. Рост взрослого гипофизарного карлика не превышает 120 см, но тело пропорциональное.

    При избытке гормона соматотропина рост взрослого человека более 2м 40см, т.е. развивается гигантизм.

    Заболевание акромегалия возникает при избытке гормона роста тогда, когда процессы роста закончились и растут отдельные органы: например, нос, рот, уши, конечности., язык.

    (На экране проектора появляется таблица «Эндокринные железы и их гормоны»)

    ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ

    Железы

    Строение, расположение

    Функции

    Гипофиз

    Щитовидная железа

    Паращитовидная железа

    Вилочковая железа (тимус)

    А.Передняя доля

    Б.Промежуточная доля.

    В.Задняя доля

    Расположена над щитовидным хрящом, на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

    Состоит из правой и левой доли, перешейка. Дольчатое строение.

    Расположена в грудной части.

    Состоит из правой и левой долей.

    Регуляция функций половых

    Желез, деятельность коры надпочечников, щитовидной железы, выделяет гормон роста соматотропин.Соматотропин ускоряет рост мышц и костей. Стимулирует синтез белка. Оказывает влияние на обмен углеводов и жиров.

    Тиреотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы.

    Кортикотропин-стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников.

    Пролактин-влияет на рост тканей молочной железы, продукцию молока.

    Лютенизирующий гормон-

    Стимулирует синтез половых гормонов.

    Меланостимулирующий гормон- синтез меланина,

    пигментация кожи.

    Антидиуретический гормон -регулирует обратное всасывание воды из первичной мочи.

    Вазопрессин- сосудосуживающие действие (повышение кровяного давления).

    Тироксин – обеспечение роста, умственного и физического развития; стимуляция энергетического обмена, синтеза белка, окисления жиров и углеводов, поглощения кислорода и метаболизма всех клеток; активация натриевого насоса.

    Тиреокальцитонин- регуляция метаболизма кальция и фосфора, снижение уровня кальция в крови.

    Паратгормон- влияет на обмен кальция и фосфора.

    Вырабатывает гормоны тимозин и тимопоэтин.

    Влияет на рост организма. Вырабатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию.

    Гормон тиреотропин регулирует деятельность щитовидной железы. А кортикотропин деятельность коры надпочечников. Лютенизирующий – стимулирует выработку половых гормонов. Фолликулостимулирующий гормон влияет на рост фолликулов у женщин и образование гамет у мужчин.

    Пролактин влияет на лактацию и разрастание тканей молочной железы.

    Ребята, какая это функция? (Регуляторная).

    ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА.

    А теперь познакомимся с щитовидной железой.

    Она расположена над щитовидным хрящом на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

    На экране проектора изображение щитовидной железы: внешнее и внутреннее строение.

    Эта железа состоит из правой и левой доли, перешейка. Железа серого цвета. Масса железы взрослого человека 20 -30 г. Снаружи железа покрыта фиброзной капсулой, от которой внутрь железы отходят перегородки трабекулы, которые разветвляясь, разделяют её на дольки. Паренхима железы состоит из пузырьков – фолликулов. Пузырьки захватывают йод. Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливается синтез гормона, поглощение клетками йода и йодирование. Эту функцию выполняют клетки тироциты. В стенках фолликулов есть и другие, более крупные клетки. Они продуцируют гормон тиреокальциотонин, участвующий в регуляции обмена кальция и фосфора. Он тормозит всасывание кальция из костей и уменьшает содержание кальция в крови.

    Для успешного образования гормонов щитовидной железы необходим йод. При его недостатке или отсутствии ткань щитовидной железы разрастается. Это заболевание называется базедовой болезнью или зобом.

    На экране проектора появляется изображение больного зобом.

    Заболевание сопровождается повышенной температурой тела.

    Как вы думаете, если температура тела повышена, то интенсивно или вяло протекают обменные процессы в клетке? (обменные процессы протекают интенсивно, вещества окисляются быстро). Работа сердца усиливается. Больные худы. Глаза «выпучены». Кроме того, у них повышена возбудимость.

    Прежде всего, это заболевание наблюдается в регионах с недостатком йода в почве.

    Поэтому в нашем регионе необходимо использовать поваренную соль, в которую подмешан небольшой процент йодида калия. А также употреблять в пищу морепродукты, богатые содержанием йода.

    На экране проектора появляется слайд «Суточные нормы йода», «Потеря йода в пищевых продуктах при обработке», «Продукты богатые йодом».

    Заболевание микседема выражается, наоборот, в понижении обмена веществ, возбудимости нервной системы, отёчности. Отеки связаны с замедлением работы сердца, что ведет к отеку ног.

    При недостатке йода в организме в детском возрасте нарушается рост (пропорциональность тела). Ребёнок отстает в физическом и умственном развитии.

    Развивается кретинизм.

    На экране проектора демонстрируется слайд «Больная кретинизмом».

    ВИЛОЧКОВАЯ ЖЕЛЕЗА.

    Расположена в переднем средостении над сердцем.

    (иллюстрация топографии вилочковой железы). Состоит из правой и левой долей.Вес 35-40 г. Секрет этой железы влияет на рост организма. Кроме того, вырабатывает лимфоциты, которые выполняют защитную функцию. Выделяет гормоны тимозин и тимопоэтин.

    А теперь давайте обратимся к литературе. Послушайте небольшой отрывок из рассказа

    И.С.Тургенева «Живые мощи».

    Учитель читает отрывок из произведения. Появляется слайд с текстом отрывка из рассказа.

    О каком же заболевании говорится в произведении, вы узнаете, изучив другие железы

    внутренней секреции.

    Железы надпочечники и эпифиз вам предстоит изучить, самостоятельно используя текст учебника, дополнительную литературу и муляжи.

    Капитаны команд, возьмите инструктивные карточки с заданиями.

    Задание команде № 1

    Подготовьте сообщение о надпочечниках. Расскажите о

    том, где расположены эти железы, какое имеют строение,

    какие выделяют гормоны, на что оказывают влияние эти

    гормоны.

    Какие заболевания связаны с нарушением функций надпочеч-

    ников?

    Список литературы для ознакомления с надпочечниками:

    1.Справочник Батуева стр.12 (о гормоне адреналине).

    2.Готовые домашние задания по биологии стр.24 таблица и

    стр.26 таблица (о гормонах надпочечников).

    3.Учебник биологии стр. 304 от слов: В период полового созрева-

    ния активность...

    стр. 305"Гормоны надпочечников"

    4. А.И.Никишов. Биология в таблицах.

    стр.50 таблица (о строении и расположении надпочечников).

    При ответе используйте муляж или таблицу.

    Задание команде № 2

    Подготовьте сообщение о паращитовидных железах

    Расскажите о расположении желёз, их строении, функциях,

    какие гормоны выделяют.

    Используйте список литературы:

    1.Экзаменационные билеты по биологии стр. 206 от слов: Пара-

    щитовидные железы - парные образования, тесно прилегаю-

    щие к...

    (о расположении и гормонах щитовидной железы).

    2.Г.Л.Билич *Цитология *Гистология *Анатомия человека

    стр.436"Паращитовидные железы" (о расположении желёз и

    гормонов)

    3.Н.А.Фомин "Физиология человека" стр.110 последний абзац,

    От слов:...на заднелатеральной поверхности щитовидной железы

    расположены паращитовидные железы...

    4.стр. 182 №11 и №12 -рисунок паращитовидной железы.

    "Карманный атлас анатомии человека".

    Примерные ответы команд.

    НАДПОЧЕЧНИКИ. Надпочечники расположены на верхушках почек на уровне 11-12 грудных позвонков, причем правый выше левого. Масса одного надпочечника взрослого человека 8-13 г. Надпочечник состоит из коркового и мозгового вещества.

    В корковом слое вырабатывается гормон кортизон, который влияет на обмен углеводов, белков и жиров. Гормон коркового слоя альдостерон влияет на обмен электролитов и воды. При избытке гормонов этого слоя наблюдается раннее половое созревание с быстрым прекращением роста. При недостаточной выработке гормонов развивается Бронзовая болезнь, сопровождающаяся бронзовым оттенком кожи, слабостью и похуданием.

    Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин.

    Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, тонус артериол, артериальное давление, стимулирует сокращение гладких мышц, т. е. адреналин влияет на работу всех внутренних органов. Он тормозит пищеварение при стрессе. Действуя, на печень и скелетные мышцы, стимулирует распад гликогена. Влияет на распад липидов жировой ткани.

    Норадреналин, действуя на артериолы, повышает тонус артериол и артериальное давление.

    Количество этих гормонов контролируется нервной системой.

    В стрессовой ситуации, напряженной физической и умственной работе выработка гормона адреналина увеличивается и усиливается деятельность симпатического отдела нервной системы.

    ПАРАЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

    Две пары мелких желез располагаются на задней поверхности долей щитовидной железы. Железы образованы клетками паратироцитами. Они продуцируют паратгормон, регулирующий уровень кальция и опосредовано фосфора в крови. Тем самым, оказывая влияние на возбудимость нервной и мышечной систем.

    После удаления паращитовидных желез уровень кальция в крови снижается, а уровень фосфора повышается. Гормон действует на кости, вызывая усиление функции остеокластов, которые производят деминерализацию костной ткани, выделение кальция в кровь, тем самым поддерживается определенный уровень кальция в крови. Избыток фосфора, также выделяющийся при этом из кости, удаляется почками.

    Ребята, какой гормон является антагонистом, т.е. противоположного действия для паратгормона?

    (тиреокальцитонин, вырабатываемый щитовидной железой).

    Теперь вы наверное догадались какое заболевание описано в рассказе И.С.Тургенева?

    Бронзовая болезнь.

    3.Закрепление новой темы.

    А теперь решите биологические задачи.

    Задача №1.

    По поведению больных определите, у кого щитовидная железа вырабатывает мало гормона, у кого – избыток.

    А.Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен.

    (ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы)

    Б.Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт.

    (ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы).

    Ещё по одной задаче команды получают с карточкой-заданием

    Теперь попробуйте сделать выводы о работе и значении желез внутренней секреции.

    1.Действие гормонов на органы

    2.Действие гормонов на клетки-мишени

    3.Активность гормонов

    4.Роль гормонов в гомеостазе

    Примерные ответы учащихся:

    1.Действие гормонов носит дистантный характер, органы, на которые действуют гормоны расположены далеко от железы.

    2.Действие гормонов строго специфично. Некоторые гормоны действуют лишь на определенные клетки-мишени.

    3.Гормоны обладают высокой биологической активностью.

    4.Гормоны участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.

    Какие же основные функции гормонов можно выделить?

    Три основные функции гормонов:

    ! ! !

    обеспечение обеспечение обеспечение

    роста и раз- адаптации гомеостаза

    вития орга- организма

    низма к постоянно

    Меняющимся

    Условиям среды

    Подведение итогов.

    Посовещайтесь и поставьте оценки за урок участникам своих команд.

    Прокомментируйте ваше мнение.

    Учащиеся совещаются в командах и высказывают своё мнение.

    5.Домашнее задание: параграф 59 учебника. Сообщения по теме (по желанию).

    Устно ответить на вопросы к параграфу 59.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Железы внутренней секреции

    Какие органы называют железами?

    Железы – органы, вырабатывающие различные вещества. Вещества, выделяемые железой – – секрет железы

    Железы внешней секреции (экзо кринные) внутренней секреции (эндо кринные) смешанной секреции

    Железы внешней секреции (экзокринные) Имеют специальные протоки для выведения секрета на поверхность тела или в полые органы

    Выделение секрета Недостаточное – гипо функция железы Избыточное – гипер функция железы

    Железа Гормон Влияние Гипофункция Гиперфункция

    Железы внутренней секреции (эндокринные) Не имеют протоков, выделяют секрет в кровь. Секретируемые вещества – гормоны. Гипофиз Щитовидная железа Надпочечники

    Гипофиз Контролирует работу всех эндокринных желез, регулирует рост и развитие организма. Основной гормон – гормон роста. При гипофункции – карликовость. При гиперфункции – гигантизм.

    Гипофиз При гиперфункции гипофиза у взрослого человека происходит разрастание тканей отдельных органов (печени, сердца, пальцев, носа, ушей, нижней челюсти). Возникает заболевание акромегалия.

    Щитовидная железа Регулирует обмен веществ и развитие организма. Гормон – тироксин. При гипофункции – микседема При гиперфункции – базедова болезнь

    Щитовидная железа При недостатке йода в организме развивается эндемический зоб – разрастание ткани щитовидной железы.

    Надпочечники Мобилизуют организм в экстремальных ситуациях и повышают его работоспособность и выносливость. Основные гормоны – адреналин и норадреналин. Количество выделяемых гормонов зависит от физиологического и психологического состояния организма.

    Железы смешанной секреции Работают одновременно как экзокринные и эндокринные железы. Поджелудочная железа Половые железы: Семенники (♂) Яичники (♀)

    Поджелудочная железа Регулирует синтез и распад сахара в организме. Основной гормон – инсулин. При гипофункции – сахарный диабет. При гиперфункции – головокружение, слабость, потеря сознания.

    Половые железы Определяют формирование организма по женскому или мужскому типу, регулируют развитие вторичных половых признаков. Яичники Гормон – эстроген Семенники Гормон – тестостерон

    … Таким образом, работа эндокринной системы является важным и необходимым механизмом регуляции всех процессов в организме…