Продукция машиностроения которую использует инфраструктурный комплекс. В настоящее время сотовая связь - самая распространённая из всех видов мобильной связи, поэтому обычно мобильным телефоном называют сотовый телефон, хотя мобильными телефонами помимо с

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги, это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Данный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему и сферу обслуживания.

Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей, разнообразных веществ. Транспорт образно называют кровеносной системой экономики. Все виды транспорта взаимодействуя, образуют транспортную систему совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами и пассажирами. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России (протяженность 150 тыс. км). Главная задача железных дорог — обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с ее восточными районами. Следует отметить, что темпы строительства железных дорог резко отстают от темпов развития народного хозяйства. Поэтому важнейшие транспортные магистрали перегружены. Основные черты географии российских дорог определились еще в дореволюционный период. В европейской части их конфигурация напоминает колесо, центр которого — Москва, от которой отходят "спицы" — радиусы, пересекающиеся кольцевыми дорогами.

На восток от европейского "колеса" протянулись широтные магистрали, и чем восточнее, тем их меньше. Это создает серьезные проблемы, так как особенно быстро возрастают перевозки между Сибирью, Уралом и европейской Россией. Поэтому важнейшей задачей стала необходимость строительства новых железных дорог на востоке России. Уже построена, но слабо используется Байкало-Амурская магистраль. Начато строительство Амуро-Якутской магистрали. В отдаленной перспективе возможно продолжение на восток Печорской магистрали (Салехард – Воркута — Коноша), которая объединила бы территории европейского Севера. Особым направлением является создание высокоскоростных железнодорожных магистралей, первая из которых — между Москвой и Санкт-Петербургом.

Автомобильный транспорт - один из самых дорогих в стране, с протяженность около 949 тыс. км. Но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребит елям и осуществлять перевозки в местах, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта. География автомобильных дорог (из них только 73 % — с твердым покрытием) сходна с географией железнодорожных магистралей. В восточных районах число дорог резко снижается, и до сих пор нет автомобильной дороги, пересекающей всю Россию с востока на запад.

Развитие автомобильного транспорта России идет по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются дороги в сельской местности, совершенствуются выпускаемые модели автомобилей и автобусов, а также повышается доля автомобилей с дизельными двигателями, снижающими расход топлива, по сравнению с бензиновыми, на 30 %.

Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России. Морской транспорт имеет сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы.


Большая часть судов России физически устарела (более 10 лет эксплуатации), поэтому эти суда не могут заходить в иностранные порты. Флоту недостает многих типов судов: газо- и лихтеровозов, мало рефрижераторов и паромов. В России имеется 39 портов различной величины, но относительно крупных среди них — только 11, что недопустимо мало, и к тому же 60 % портов мелководны и не могут принимать большие суда.

Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского побережья, второе портам Балтийского бассейна. Через порты Черного моря, в основном, ведется экспорт нефти, а по морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в освоении и снабжении районов Крайнего Севера.

Речной транспорт играет решающую роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а строительство дорог для сухопутного транспорта требует больших средств и времени. Протяженность внутренних водных судоходных путей более 85 тыс. км. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной из них — Волго-Камский, являющийся стержнем Единой глубоководной системы европейской части России. При нормальном функционировании водный транспорт не очень сильно загрязняет окружающую среду. Значительную часть расстояния суда проходят в режиме постоянной скорости, при котором вырабатывается минимум токсичных веществ.

Авиационный транспорт — единственный, охватывающий перевозками почти все районы страны, но относительный объем перевозимых грузов невелик. Главная специализация воздушного транспорта — перевозка на дальние расстояния пассажиров. Авиационный транспорт загрязняет атмосферу в значительной степени, например, за один час реактивный самолет сжигает около 15 т топлива, потребляя при этом 625 т воздуха и выбрасывая 66 т продуктов горения, сохраняющихся в атмосфере 2 года.

Трубопроводный транспорт по величине выполняемой работы уже превзошел железнодорожный. Строительство трубопроводов в 3-5 раз дешевле и осуществляется

быстрее, чем железных дорог. В перспективе по трубопроводам, кроме нефти и газа, будут транспортироваться с помощью воды в измельченном виде и твердые материалы (уголь, руда). На сегодняшний день протяженность магистральных трубопроводов более 212 тыс. км.

Связь . Основная задача этого звена коммуникационной системы — передача разнообразной информации, объем и роль которой в современный период возрастают. Из-за несоответствия уровня развития российской системы связи Россия практически выпадает из глобальной системы связи. В городах телефонами обеспечено лишь 30 %, а на селе — только 10 % семей. Несколько лучше положение с радиофикацией населения. Наиболее благоприятное подразделение — телевидение, с помощью которого телевизионным вещанием охвачено 96 % населения страны. Но в области многоканального и спутникового телевидения Россия отстает от стран Запада.

Сфера обслуживания имеет сложный характер. Важная роль в ней принадлежитрекреационному хозяйству . Разнообразие рельефа, климата и природных зон, рек и озер России создает благоприятные условия для удовлетворения самых разнообразных запросов. В России насчитывается более 7,5 тыс. учреждений отдыха, десятки тысяч культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и лечебных грязей. В стране сформировались крупные санаторно-курортные и рекреационные районы. Среди них выделяют районы, образовавшиеся: 1) на основе природных ресурсов и условий; 2) вокруг крупных городов; 3) районы ценных и культурных исторических объектов. 4) районы давнего пользования — Минеральные воды, Сочи и другие.

Урок географии в 9-м классе по теме "Инфраструктурный комплекс"

Цели урока :

    познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;

    продолжить работу со схемами, таблицами;

    воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;

    развивать речь учащихся, географическое мышление.

Оборудование урока : Проектор, 3 презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.(Обеспечение людей продовольствием)
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК? (три основных звена)
– Что относится к 3 звену АПК? (Пищевая и легкая промышленность)
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК? (отрасли, использующие необработанное сырье-- крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная, рыбная; и отрасли, использующие сырье, прошедшее переработку-- чаеразвесочная, кондитерская,хлебопекарная, макаронная)

Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой и легкой промышленности проведем небольшой тест из 8 вопросов.

1. Основным звеном АПК является:

А) растениеводство; Б) животноводство; В) сельское хозяйство.

2. Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы(плодородия),называются:

А) рекультивация Б) мелиорация; В) рентабельность.

3. К первому звену АПК относится:

А) производство удобрений; Б) пищевая промышленность; В) торговля.

4. Основная часть картофеля(90%) в стране выращивается на:

А)фермерских хозяйствах; Б) в колхозах; В) личных подсобных хозяйствах.

5. Важнейшей зерновой культурой России является:

А) гречиха; Б) овес; В) пшеница.

6. Полеводство занимается возделыванием:

А) овощей; Б) зерновых культур; В) технических культур.

7. В Нечерноземной зоне выращивают:

А) лен-долгунец; Б) сахарную свеклу; В) подсолнечник.

8. найдите соответствие:

1 тундра Б. рожь, ячмень, лен

2 лесная зона А. оленеводство

3 лесостепи и степи Г. Овцеводство. 4 полупустыни В. пшеница, кукуруза, сахарная свекла.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным.

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе урока определить проблемы в различных отраслях инфраструктурного комплекса. Познакомимся с инфраструктурным комплексом поселка Излучинск и города Сочи.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4. Объяснение нового материала.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 11 ).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части.(Записать в тетрадь).

Коммуникационная система

Транспорт и связь

Состав инфраструктурного комплекса

Сфера обслуживания

    Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

    Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

    Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

    Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

    Наука и образование (ВУЗы, школы)

    Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)

    Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

    Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

    Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов

Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. .(слайд 12)

По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются.
Откройте страницу 132 учебника и найдите таблицу 31.
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу(нематериальные), на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32. .(слайд 13)
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.

ВЫВОД: Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

Вопрос : А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Ответ: Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).

Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?

Что такое инфраструктура? (Инфра - - ( infra -) - приставка, обозначающая величину, большую по сравнению с какой-либо другой величиной).

Зачитайте определение на стр. 131 (в сноске внизу страницы)

Каково же значение этого комплекса? .(слайд 15)

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой ).

Вся инфраструктура подразделяется на несколько видов. Посмотрим на слайде какие виды инфраструктур бывают. .(слайд 15)

Как и у любого другого, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.

(Внимание! Проблема! Стр.137) - прочитать вслух.

А сейчас посмотрим какую долю инфраструктурный комплекс занимает в экономике отдельных стран в процентах к внутреннему валовому продукту

Что такое внутренний валовый продукт? .(слайд 16)

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира

А сейчас давайте обратимся к социальной инфраструктуре. Что она собой представляет у нас в Излучинске?

Запишите в тетрадь это определение.

Социальная инфраструктура - это система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли , культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения.
- А сейчас Валя Степаненко представит вашему вниманию инфраструктурный комплекс нашего поселка.

Презентация "Излучинск"

Вы все прекрасно знаете, что в нашей стране сейчас проходят 22 зимние Олимпийские игры в городе Сочи. Для проведения этой Олимпиады наше государство выделило колосальную сумму денежных средств для создания уникальной во всем мире инфраструктуры. Было построено свыше 300 различных зданий и сооружений. Бакаев Тимур познакомит вас с некоторыми из них. Он потрудился и сделал выборку самых значимых объектов.

Презентация "Сочи"

5. Закрепление изученного.

С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?

6. Домашнее задание.

§ 31 страница 131 – 137

Приготовить презентации по видам транспорта.

Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.

2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.

3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?

7. Итог урока. Выставление оценок.

Посмотрев данный видеоурок, пользователи смогут получить представление о теме «Инфраструктурный комплекс: состав, значение. Виды транспорта». В ходе занятия вы сможете узнать, что входит в состав инфраструктурного комплекса, что представляет собой инфраструктура и ее состав. Также учитель расскажет об основных видах транспорта.

Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему , в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство - предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).

Услуги. Их виды

Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).

Характер услуг Виды услуг
Материальные Материализуемые в предметах своего воздействия Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание
Нематериализуемые в предметах своего воздействия Транспорт и связь
Нематериальные Необходимые Образование, культура, здравоохранение, физическая культура
Вынужденно необходимые Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка

Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам

Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.

Транспорт. Транспортная система

Основная задача транспорта - обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.

Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).

Рис. 2. Крупные транспортные узлы России

Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный , а также особый вид транспорта - трубопроводный . Единая транспортная система России - это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот .

Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.

В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

  • Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый - морской.
  • Скорость перевозок . Самый быстрый - авиационный транспорт, самый медленный - морской и речной.
  • Надежность
  • Комфортность
  • Влияние природных условий . Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.

Список литературы

  1. В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство, 9 класс.
  2. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: хозяйство и географические районы, 9 класс.
  1. Рейтинг субъектов РФ по обеспеченности спортивной инфраструктурой ( ).
  2. Рейтинг российских регионов по качеству жизни ().
  3. Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта ().

Посмотрев данный видеоурок, пользователи смогут получить представление о теме «Инфраструктурный комплекс: состав, значение. Виды транспорта». В ходе занятия вы сможете узнать, что входит в состав инфраструктурного комплекса, что представляет собой инфраструктура и ее состав. Также учитель расскажет об основных видах транспорта.

Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему , в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство - предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).

Услуги. Их виды

Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).

Характер услуг Виды услуг
Материальные Материализуемые в предметах своего воздействия Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание
Нематериализуемые в предметах своего воздействия Транспорт и связь
Нематериальные Необходимые Образование, культура, здравоохранение, физическая культура
Вынужденно необходимые Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка

Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам

Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.

Транспорт. Транспортная система

Основная задача транспорта - обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.

Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).

Рис. 2. Крупные транспортные узлы России

Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный , а также особый вид транспорта - трубопроводный . Единая транспортная система России - это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот .

Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.

В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

  • Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый - морской.
  • Скорость перевозок . Самый быстрый - авиационный транспорт, самый медленный - морской и речной.
  • Надежность
  • Комфортность
  • Влияние природных условий . Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.

Список литературы

  1. В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство, 9 класс.
  2. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: хозяйство и географические районы, 9 класс.
  1. Рейтинг субъектов РФ по обеспеченности спортивной инфраструктурой ( ).
  2. Рейтинг российских регионов по качеству жизни ().
  3. Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта ().