Съемка луны. Учимся фотографировать Луну. Как получить красивые фотографии Луны и лунных пейзажей. Параметры съёмки. Технические сложности и пути их решения

В этой статье я расскажу как фотографировать луну. И даже не просто луну, а пейзаж с луной. Скажу сразу, что задача непростая. Но результат может быть очень и очень интересным. Ради него стоит потрудиться. Для начала определимся когда лучше всего снимать. Конечно все видели различные фазы луны. Такие серпики, с различной шириной освещенной части.С каждым днем серпики становятся все шире и шире, пока наконец не наступает полнолуние.

О, эти дни полнолуния! Поэтическое время! Хочется читать стихи, влюбляться, делать комплименты девушкам. Но в этот раз мы ничем этим заниматься не станем. Потому что отправимся снимать пейзаж с луной. Хотя и девушку можете взять с собой. Она не только будет вдохновлять вас, но и послужит нам деталью в кадре, элементом переднего плана.

Полнолуние для нас важно еще вот по какой причине. Дело в том что снимать пейзаж с луной нужно во время лунного восхода. Т.е. когда луна только появляется над горизонтом.

Во первых в это время яркость лунного диска относительно невелика. Она вполне сравнима с яркостью переднего плана, с деталями нашего будущего пейзажа. Иными словами все элементы нашего снимка отобразятся адекватно и не потребуют какой то особой постобработки в фотошопе.

Во вторых, пока луна находится невысоко над горизонтом, она легко компонуется в пейзаже, иными словами адекватно сочетается с наземными деталями переднего плана нашего будущего снимка.

Но учтите- луна очень быстро поднимается над горизонтом. Поэтому время съемки очень ограничено. Около 30 минут. Но не спешите отправлять девушку- модель на исходную позицию. Еще немного астрономии.

Важно знать что время восхода луны –величина непостоянная. Каждый последующий лунный восход сдвигается по времени на 20- 40 минут вперед. Вот понаблюдайте за ней. И вы увидите что луна в течении своего месяца может всходить и утром и днем и ночью.

В дни полнолуния время ее восхода очень близко к времени захода солнца. Выражаясь поэтически- дни полнолуния, это время когда солнце как бы встречается с луной. Словно всматриваются друг в друга. Ну а потом солнышко спешит за горизонт на покой. А луна остается главной на небосклоне.

Вот еще одна очень важная астрономическая тонкость. За два дня до полнолуния наше ночное светило восходит перед заходом солнца. С разницей в несколько минут. Через два дня ее восход будет уже после захода солнца, в конце сумерек, практически в темноте.

Поэтому, нам с вами как фотографам очень важны вот эти два дня перед полнолунием.Они- идеальное время для съемки пейзажа с луной.

Представим себе лунный месяц как череду дней характеризующих какую то определенную фазу. При этом день полнолуния будет 15 днем лунного месяца. А оптимальное время для съемки нашего пейзажа будут 13 и 14 дни лунного месяца. Правда в эти дни освещенность лунного диска не совсем полная, где то около 98-99%, но визуально это почти незаметно.

Запишите эти даты в своем ежедневнике, ибо отправившись снимать закат в 13 и 14 лунные дни, вы сможете поснимать не только привычный закат, но и восход луны. Достаточно будет только развернуться с фотоаппаратом в противоположную сторону.

Еще одна важная особенность. Луна восходит над горизонтом там же где утром восходит солнце- на востоке. Летом место восхода смещается несколько к югу, а зимой к северу.

Поэтому будет крайне полезно, если вы заранее определитесь где будете снимать. Выберете место будущей съемки заблаговременно.

Идеальное место там где есть открытый горизонт в восточном и юго — восточном направлении. Хорошо если будет большое водное пространство, тогда есть шанс включить в кадр и красивую лунную дорожку.

Нет открытого горизонта? Тогда поищите в городе красивые кованные решетки, купола, другие архитектурные формы для переднего плана. Возможно просто обычные жилые дома, в которых уже зажигаются огни. Хорошо бы при этом забраться на этаж эдак девятый. Тогда сразу появится горизонт, если его не было до этого.

А еще можно попробовать поснимать луну над заводскими трубами, или терриконами, если у вас есть что- то такое в городе. Или например горы, это вообще идеальное место для такой съемки.

Ну а если вы решите все таки снимать восход луны в поле, то очень советую найти точку съемки около какого –либо холма(возвышенности), или на самом холме. Для того что бы по мере подъема луны над горизонтом менять и точку съемки с верхней на более низкую.

Теперь остается уточнить, когда же наступают эти самые благоприятные для съемки 13 и 14 лунные дни. Здесь все очень просто В сети достаточно ресурсов где есть эти данные.

Например сайт РП 5 , где кроме прогноза погоды, имеются данные о времени восхода и захода солнца и луны, а так же информация в какой фазе находится луна в в тот или иной день.

Или наберите в поисковике фразу « лунный календарь» и тоже сможете узнать текущий лунный день. А есть еще специализированные ресурсы, где кроме времени восхода и захода есть данные о точном направлении восхода для конкретного места.

Теперь о технике съемки. Очень желателен длиннофокусный объектив на вашей зеркальной камере. Чем длиннее, тем лучше. Для того что бы передать луну как можно крупнее.

Светосила объектива в этом случае не столь важна. Потому что нам все равно придется несколько прикрывать диафрагму. Насколько именно будет зависеть от наличия переднего плана в кадре.

Уже при фокусном расстоянии 200 мм для камеры с кропнутой матрицей лунный диск передается достаточно крупно. Но с объективами с фокусным расстоянием 300 или 500 мм результат может быть еще интереснее.

Если у вас нет такого объектива, то снимайте тем что есть, и особо не переживайте из за этого. Ибо ваша фантазия и ваша настойчивость смогут преодолеть любые технические нестыковки или отставания.Да и вовсе не обязательно вписывать луну на весь кадр.

Вспомните например картину Куинджи « Лунная ночь на Днепре». Тут может быть масса вариантов компоновки будущего снимка. Штатив для подобной съемки очень и очень желателен, а в ряде случаев просто необходим.

Очень важно не переэкспонировать лунный диск, что бы не потерялся характерный рисунок и рельеф ее поверхности. Поэтому фотографируя в одном из полуавтоматических режимов, в настройках камеры обязательно выставляем отрицательную экспокоррекцию, например -0,7 или – 1,0. Этим самым мы предотвратим возможную потерю деталей в светах.

Рассмотрим вариант съемки лунного пейзажа на примере одного из моих снимков. День съемки был выбран по календарю. Это был 14 лунный день, т.е за один день до полнолуния. Луна всходила одновременно с заходом солнца.

Съемка велась на берегу Днепра, с высокого обрывистого берега. Ширина реки в этом месте около 500 м. Режим съемки- приоритет диафрагмы. Экспокоррекция -1,3EV. Фокусное расстояние объектива- 65 мм.

Использовать более длинный фокус возможности не было. Потому что тогда не удалось бы включить в кадр интересные детали переднего плана.

Очень полезен при съемке в сумерках мануальный режим экспозиции. Он более гибок чем полуавтоматические режимы. А правильность экспозиции при этом можно контролировать по монитору и гистограмме. Снимать желательно в формате RAW. Это позволит потом исправить неточности в экспозиции.

Желаю вам найти новые, интересные идеи для съемки сюжетов с луной. А если будут вопросы, то пишите, спрашивайте, всегда готов прийти на помощь.

Луна всегда притягивала к себе внимание людей. Таинственная далекая планета всегда была окружена облаками мифов, слухов и тайн. Порой лунные пейзажи бывают настолько красивы и выразительны, что даже начинающие фотографы расчехляют свои простенькие мыльницы (или мобильные телефоны) в надежде запечатлеть это чудо. К сожалению, результаты таких спонтанных съемок зачастую бывают более чем удручающими. В этой статье мы учимся фотографировать Луну .

Когда лучше фотографировать Луну

Ни для кого не секрет, что Луну можно видеть даже днем. Иногда на ясном безоблачном небе вдруг появляется узкий серп, иногда чуть больше. Но никогда днем мы не увидим полной Луны. почему?

Все очень просто. Чтобы видеть полную Луну мы должны иметь Солнце на противоположной стороне, то есть за горизонтом. Следовательно, у нас должна быть ночь или по крайней мере вечер. Днем фотографировать Луну не очень интересно. Она блеклая, тусклая и невыразительная.

Темной ночью луну фотографировать проще всего. Она яркая, четкая. Поскольку небо вокруг нее почти черное, то можно не заботиться о том, чтобы как-то передать его цвет.

Самыми интереными, но в то же время сложными для исполнения, являются съемки Луны на восходе или на закате в сумерки. Обычно, это самые живописные картины. Представьте себе тихий летний вечер, все работы в огороде уже закончены, Вы поднимаете глаза от грядки вверх и вдруг видите над горизонтом большую полную Луну, яркую и желтую, как начищенная медная монета.

Если в душе вы больше фотограф, чем огородник, то вы немедленно отмываете руки от жирного чернозема, хватаете свою фотокамеру и мчитесь за деревню, чтобы снять этот волшебный пейзаж на фоне леса, речки или чего-то другого, достаточно красивого.

Действительно, если знать, как правильно фотографировать такие пейзажи, они получаются просто превосходными.


Мой брат известный фотограф Артем Кашканов показывает,
как правильно фотографировать Луну

Как правильно фотографировать лунные пейзажи

При съемке в сумерках у всех начинающих фотографов возникает одна и та же проблема. Я уж не говорю о том, что некоторые снимают такие пейзажи в авторежиме со вспышкой:)

Речь идет о том, что Луна на вечернем небе - достаточно яркий объект. Если вы настраиваете свой фотоаппарат так, чтобы хорошо получился сам вечерний пейзаж, то вместо такой яркой и красивой луны на фотографии получается просто белое пятно. Если укоротить выдержку, то сама Луна получится очень хорошо, но пейзаж будет очень темным, едва различимым.

Более того, если фотограф видит перед собой реальный пейзаж с крупной и красивой Луной, которую так и хочется фотографировать без остановки, то на фотографии она как правило получается просто яркой маленькой точкой.

Что же делать?

Как лучше фотографировать Луну?

Увы, я был бы последним негодяем, если бы сказал, что красивый лунный пейзаж можно получить даже используя камеру мобильного телефона. На каком-то этапе развития техники это, наверное, будет возможно, однако сейчас нам потребуется что-то посерьезнее.

Для съемки Луны лучше использовать пленочный фотоаппарат с телеобъективом. Почему именно пленочный? Все очень просто. Динамический диапазон у фотопленки заметно шире, чем аналогичный параметр даже у профессиональных цифровиков. Таки образом, чтобы получить красивую фотографию Луны на фоне вечернего пейзажа доставайте свой старенький "Зенит", топайте в магазин за фотопленкой (чувствительность не более ISO 100) и добывайте где-то телеобъектив. Естественно все это надо было сделать заранее, а не метаться по вечернему городу в поисках открытого фотомагазина, где продают пленку.

Однако, и на цифровую зеркалку Луну снять вполне можно, если знать как.

Далее привожу несколько фотоснимков, которые я сделал с балкона собственной квартиры. На примере этих фотографий вы сможете понять, какие параметры надо устанавливать при съемке лунных пейзажей. Фото даны без какой-либо компьютерной обработки.

Фото 1. Время 7:59. ISO 320, выдержка 1/50, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.


Не смотря на то, что небо было уже светлое, пришлось сделать его темнее за счет более короткой выдержки. В противном случае вместо Луны получилось бы светлое пятно.

Фото 2. Время 8:09. ISO 100, выдержка 1/30, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

Надеюсь, вы помните правило: чем меньше чувствительность, тем меньше шумит матрица, тем качественнее фото. Для того, чтобы получился город, увеличена выдержка. Результат налицо - рисунок на Луне не читается.

Фото 3. Время 8:27. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 4,5, фокусное расстояние 100 мм.

По мере того, как небо становится все светлее и светлее, появляется возможность передать не только изображение на поверхности Луны, но и пейзаж под ней. Если немного доработать "землю" в фотошопе, получится вполне сносная картинка.

Фото 4. Время 8:28. ISO 100, выдержка 1/100, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Этот снимок сделан практически сразу после предыдущего. Единственное, что было изменено из настроек - фокусное расстояние и, соответственно, диафрагма. Обратите внимание на то, что по мере приближении к горизонту очертания деталей на поверхности Луны становятся все более размытыми, а края более рваными. Это объясняется эффектом "дрожания" атмосферы.

Фото 5. Время 8:40. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

Чем ближе к горизонту, тем Луна кажется больше. Однако, тем менее четкой она получается. Мы смотрим на Луну через толстый слой воздуха, который, к сожалению, не настолько прозрачный, как нам хотелось бы. На этой и следующей фотографии немного "подрезаны" небо и земля.

Фото 6. Время 8:44. ISO 100, выдержка 1/160, диафрагма 5,6, фокусное расстояние 400 мм.

И в заключении вот такая фантастическая картина. Если бы я не видел весь процесс, а случайно бросил свой взгляд в ту сторону, я был бы немало удивлен и долго бы гадал, что это за купол появился на горизонте. Ведь деталей на поверхности Луны теперь совсем не различить.

Чем ближе Луна к горизонту, тем стремительнее становится ее "падение". Это момент, когда фотограф должен быть очень внимательным и снимать самые интересные моменты. Например, проход Луны за столбом и т.д.

Солнце и Луна в кадре одновременно!

Эта фотография сделана обычной, а вовсе не профессиональной цифровой зеркалкой Canon EOS 300D с самым простейшим китовым объективом. Однако, давайте на секунду забудем о технических недостатках съемки и удивимся: в кадре одновременно присутствует и Солнце и Луна:

Если бы я заметил эту ситуацию ранее, когда солнце еще не совсем зашло, картинка была бы еще интереснее. Теоретически - нет ничего невозможного и для Вас сделать такую фотографию. Надо только как следует рассчитать дату, когда такая комбинация будет возможна, подгадать, чтобы была хорошая погода и - вперед.

Как фотографировать лунное затмение

Если Вам стало известно о том, что вскоре состоится частное, а еще лучше, полное затмение луны , это отличный повод провести ночь на природе, подышать свежим воздухом и, заодно, сделать отличные снимки. Фотосъемка Луны во время затмения тоже имеет целый ряд секретов и особенностей.

Конечно, вы понимаете, что надо вооружиться длиннофокусным объективом и треногой. Самое главное, не пропустить момент начала затмения. В отличие от солнечного, лунное затмение - процесс длительный и, соответственно, начинается он очень плавно.

Затем стоит снять все фазы затмения в том числе тот момент, когда от Луны остается один узенький серп.

Кстати, даже во время полного лунного затмения вы все равно сможете увидеть темную часть Луны. Она видна из-за солнечного света, проходящего через земную атмосферу и частично рассеянного ей. Особенно хорошо это увидит ваш фотоаппарат, если немного удлинить выдержку:

Здесь стоит снова обратить внимание на то, что использование качественной оптики и матрицы может значительно повлиять на результат. Например, взгляните на это фото:

Тогда, в 2004 году мне казалось, что эта фотография достаточно четкая и качественная. Однако теперь я уже так не думаю.

Будучи самым ярким и самым крупным объектом на ночном небе, Луна является отличным объектом для использования в качестве введения в астрофотографию.

Луна настолько велика, что ее легко снять с помощью обычного телеобъектива, а также она достаточно яркая, чтобы можно было использовать выдержку достаточно быстро, чтобы избежать необходимости использовать крепление для слежения.

Но даже при том, что луну относительно легко сфотографировать на ночном небе, вам все равно нужно использовать правильные методы и тщательное планирование, чтобы получить хороший снимок.

Знание того, как сфотографировать луну, начинается с получения длинного зум-объектива, чтобы вы были достаточно близко, чтобы запечатлеть детали. Телеобъектив 70-300 мм — отличная отправная точка, но если вы действительно хотите заполнить кадр луной, вам может понадобиться супер телеобъектив.

Не беспокойтесь, если у вас нет зеркальной или беззеркальной камеры, поскольку различные мостовые камеры также предлагают огромные зум-объективы.

Штатив также необходимо избегать сотрясения камеры при съемке луны. Также заранее проверьте прогноз погоды, поскольку, разумеется, для фотографирования Луны вам понадобится ясное и безоблачное небо.

Арендовать объектив

Не повезло иметь в своей коллекции здоровенный зум-объектив? Вы можете легко арендовать красивые кусочки стекла, например, Calumet или Lenses For Hire.

Загрязнение в больших городах иногда может помешать четкому и ясному снимку, поэтому подумайте о том, чтобы выехать куда-нибудь, где воздух будет чище, чтобы сфотографировать луну.

Ищите в Интернете графики, показывающие время восхода луны, и, если возможно, подождите до поздней ночи, насколько это возможно, чтобы небо было полностью темным, а луна яркой и ясной на черном фоне.

Мы вытащили наше оборудование на задний двор за полчаса до полуночи, чтобы все было готово для нашей съемки в верхней части страницы.

Когда вы будете готовы к работе, убедитесь, что ваша камера настроена таким образом, что вы будете снимать в необработанном формате. Это даст вам качество изображения, необходимое для того, чтобы иметь возможность обрезать ваше окончательное изображение, чтобы приблизиться к луне, а также отредактировать экспозицию, контраст и четкость, чтобы более четко вывести детали на поверхности луны.

Помимо того, что он красив и сам по себе, большой, яркий лунный снимок может быть полезен. После того, как вы выполните наши шаги и получите четкое изображение, мы расскажем вам, как добавить свой лунный шедевр в ночные пейзажи в Photoshop.

Хотя создание хорошо освещенного ночного пейзажа, который также включает в себя четко определенную луну, является сложной задачей, очень просто добавить луну в Photoshop, и мы покажем вам, как создать драматическую композицию за пять простых шагов.

Шаг за шагом: как сфотографировать луну

Изображение 1 из 4

Изображение предоставлено: Moon Connection

1. Узнайте фазу и выберите правильную дату

Начните с выяснения, когда и где луна будет видна на ночном небе, а также сколько ее будет освещено солнцем (область, известная как фаза). На многих метеорологических веб-сайтах, таких как Moon Connection, вы можете легко найти много информации о времени и положении восхода и спуска Луны, а также о ее фазах или использовать такое приложение, как «Эфемерида фотографа». Совершенно полная луна, подобная той, которую мы снимаем, оказывает наибольшее визуальное воздействие.

Изображение 2 из 4

Кредит изображения: Мир Цифровой Камеры

2. Увеличьте масштаб

Как только вы определились с подходящим временем для съемки луны, техника довольно проста. Вам понадобится объектив 300 мм или более, чтобы получить в кадре разумный размер. Штатив будет держать вашу камеру неподвижно, а дистанционный спуск затвора еще больше уменьшит дрожание — если у вас его нет, установите автоспуск камеры на несколько секунд в меню настройки.

Изображение 3 из 4

Кредит изображения: Мир Цифровой Камеры

3. Настройтесь

Переключите камеру в ручной режим, а объектив — в ручной фокус. Ваша точная экспозиция будет варьироваться в зависимости от условий, но в режиме ручной экспозиции начните с ISO800, выдержки 1/250 сек и диафрагмы f / 5,6. Отрегулируйте ISO или диафрагму, чтобы четко видеть детали на поверхности. Избегайте использования более медленной скорости затвора при настройке параметров. Это приведет к размытию луны. Об этих скрытых опасностях легко забыть.

Изображение 4 из 4

Кредит изображения: Мир Цифровой Камеры

4. Фокусировка

Луна не будет заполнять кадр, поэтому оценка фокуса может быть проблемой. Лучший способ сфокусироваться — использовать режим Live View, затем увеличить масштаб и аккуратно вручную сфокусироваться на поверхности Луны.

Сделать луну больше

Изображение предоставлено: Томас Кинто на Unsplash

Когда вы решаете, когда снимать Луну, также стоит помнить, что она не всегда находится на одинаковом расстоянии от Земли. Его орбита эллиптическая, поэтому это расстояние меняется в разное время. Когда полная луна находится ближе чем к 220 000 миль (360 000 км) от Земли, это называется супер-луной. Разница в размере и яркости между супер и микролуной невелика, но даже небольшое изменение может изменить ваши снимки. Для получения подробной информации о Луне, попробуйте калькулятор Moonrise и Moonset.

Пропустил полную луну?

Вы все еще можете получить приличную лунную картину — полумесяцы делают красивые снимки, а три четверти луны показывают хорошую детализацию кратера.

Вам нужно будет указать свое местоположение, что позволит вам найти все виды полезной информации, такие как время восхода и заката луны. На этом сайте вы также можете узнать о гораздо более редком событии — лунном затмении. Это может быть ошеломляющим зрелищем, потому что во время полного лунного затмения луна может трансформироваться в светящийся красный цвет. Во время этого события луна гораздо менее яркая, чем когда она освещена солнцем, поэтому вам нужно использовать более высокое значение ISO или более широкую диафрагму. Но результаты могут быть ошеломляющими.

Остерегайтесь конденсации

Изображение предоставлено: Kym на Unsplash

По мере того, как температура падает ночью, вы часто обнаруживаете, что любая влага в воздухе будет конденсироваться на любой вашей экипировке на открытом воздухе.

На штативе, сумке или даже вне камеры это может быть неприятно, но не губительно. Когда он формируется на объективе, видоискателе и заднем экране, это становится настоящей проблемой.

Вы можете свести к минимуму вероятность образования конденсата, дав вашему устройству некоторое время для постепенной акклиматизации, а не вынимайте его прямо из теплой машины или дома в холодный воздух, но во многих вечерах вы все равно обнаружите, что образуется конденсат, поэтому возьмите с собой много одежды и набор для чистки.

Фотографировать луну не так просто, как кажется на первый взгляд. В этой статье рассматриваются приемы построения композиции, настройки камеры, а также советы по освещению для фотографирования луны.

Луна – достаточно коварный объект для фотосъемки. Она оказывается ярче, чем вы первоначально предполагали, заставляя вас тем самым повозиться с экспозицией. А вместо огромного впечатляющего диска, который мы рисуем в воображении, получается маленькая точка света, не доставляющая ничего, кроме разочарования.

Существует заблуждение, что для "лунных" фотографий требуется дорогостоящее оборудование. Да, можно потратить тысячи долларов на длиннофокусные объективы, но также верно и то, что можно получить просто фантастические результаты, используя уже имеющееся у вас оборудование.

Освоив советы данной статьи, вы сможете научиться фотографировать луну не хуже профессионалов, получая тем самым превосходные результаты, независимо от вашего опыта и бюджета.

Учитываем фазу Луны

Поскольку Луна вращается вокруг Земли, то солнечный свет попадает на нее под различными углами и в результате мы получем разные фазы Луны, или, проще говоря, - разный внешний вид Луны.

Знание фаз Луны весьма полезно при ее фотографировании

Луна смотрится и ощущается по-разному в разных фазах. Полная луна – самая яркая, но она выглядит достаточно "плоско", поскольку свет падает на нее фронтально. Луна между первой четвертью и полнолунием, а также четверть луны представляют наибольший интерес, т.к. в этих фазах на луну падает боковое освещение, что создает тени, позволяя тем самым показать кратеры и горы на лунной поверхности. Полумесяц, самый темный из всех фаз, позволяет подчеркнуть серость и неинтересность ночного неба.

Выбираем время для съемки

Лучшее время для фотографирования Луны – это сумерки, прямо перед рассветом или сразу после заката, когда луна находится близко к горизонту. В это время дня небо подсвечивается слабым остаточным светом, что позволяет обозначить окружающие детали и добавить интересных цветов небу и облакам, создавая тем самым таинственную атмосферу.

Фотографируйте луну в сумерки для создания атмосферы.

Приходите пораньше для того чтобы успеть подготовиться и установить соответствующие настройки, поскольку в это время уровень освещения меняется стремительно. У разных фаз луны лучшие снимки получаются при разном уровне освещенности, поэтому делайте как можно больше кадров на протяжении сумерек для увеличения ваших шансов на получение фотографии, сражающей наповал.

Попробуйте поснимать ночью, чтобы получить фотографии четко очерченной луны на фоне черного как смоль неба, особенно при использовании длиннофокусных объективов. Луна также видна днем, хотя и не так явно, и в этом случае она выступает скорее как дополнение, нежели чем основной объект съемки.

Хорошей практикой является использование лунного калькулятора для определения нужной фазы луны и времени ее восхода и заката.

Заполняйте кадр

Если вы можете позволить себе длиннофокусный телеобъектив, то, несомненно, сможете получить просто фантастические, детализированные фотографии луны. Понадобится самый длиннофокусный объектив, которым вы располагаете. 300 мм – минимальное расстояние, предпочтительно 800 мм и больше.

Для детализации лунной поверхности потребуется длиннофокусный объектив.

Большинство цифровых SLR камер имеют кропнутую матрицу. А это означает, что эффективное фокусное расстояние у вас будет больше чем на полнокадровой матрице. Более подробно о кроп-факторе читайте в статье .

Для экономии денег можно соединить несколько телеобъективов в один. Например, При помощи двух телеконвертеров 2х и объектива 200 мм можно получить эффективное фокусное расстояние 800 мм. Качество картинки, конечно, снизится, но это лучше чем снимать на штатный объектив.

Используйте интересный передний план

Не отчаивайтесь, если у вас нет денег на длиннофокусный объектив - есть хорошие новости. Можно получить отличные фотографии на любой объектив, даже на широкоугольный, - главное выстроить соответствующую композицию.

Используйте объекты на переднем плане, это добавит контекст.

Вместо того чтобы рассматривать луну как основной объект фотографии, поместите на передний план некоторые объекты для создания интересной сцены. Фотографирование луны сквозь траву или силуэты гор добавляет атмосферы, поэтому короткофокусные объективы не будут являться недостатком.

Однако у этой техники есть недостаток. Очень часто практически невозможно добиться, чтобы и луна и передний план были хорошо экспонированы. Если у вас есть малейшие сомнения насчет экспозиции – лучше недоэкспонировать передний план, чем переэкспонировать луну. В конце концов, можно сделать два кадра, – один с правильной экспозицией луны и один с правильной экспозицией переднего плана, - и потом соединить их в фотошопе.

Снижаем вибрации и увеличиваем четкость

Луна очень чувствительна к дрожанию камеры, особенно при использовании длиннофокусных объективов. Малейшее шевеление может вызвать смазанный кадр. Поэтому важно минимизировать вибрации. Для этого.

Используйте штатив. Устойчивый штатив крайне необходим. Уже сам по себе он снизит практически полностью дрожание камеры и защитит от внешних помех, таких как ветер.

Используйте дистанционный спуск. Используйте пусковой шнур или пульт дистанционного управления для исключения дрожания, вызываемого нажатием на кнопку спуска. Если у вас нет этих приспособлений, используйте таймер спуска для достижения того же эффекта.

Используйте блокировку зеркала. Даже движение зеркала камеры может смазать фото. Блокировка зеркала откидывает зеркало до того как вы сделаете снимок. Если в вашей камере есть такая настройка, используйте ее для получения дополнительной четкости.

Выбираем настройки камеры

Одна из основополагающих и наиболее сложных вещей в фотографировании луны – это выбор правильных настроек. Следствием огромного разнообразия съемочных условий является невозможность определения каких-либо универсальных настроек. Тем не менее, существует регламентированный процесс подбора настроек, которому необходимо следовать.

Ручной режим съемки. Автоматический режим не справится с яркой луной на темном небе, поэтому необходимо перейти в ручной режим. Начинать подбор параметров следует с диафрагмы f/11, самого маленького значения ISO (скажем, ISO 100) и выдержки в 1/250 сек. С помощью автофокуса сфокусируйтесь на луне, а затем переведите режим фокусировки в ручной режим, чтобы зафиксировать фокус.

Экспериментируйте. Сделайте пробный снимок и посмотрите его на экране камеры, приблизив картинку для оценки детализации и экспозиции. Скорректируйте настройки в соответствии с увиденным, и повторите процесс. При использовании очень длиннофокусных объективов старайтесь не ставить выдержку более? сек во избежание смазывания. При использовании широкоугольных объективов можно ставить гораздо более длинные выдержки.

Используйте брекетинг. Использование брекетинга может сослужить вам хорошую службу. Это значит, что даже если вы не угадали с настройками, возможно у вас все-таки будет хотя бы один снимок, который можно будет вытянуть в графических редакторах.

Жульничаем в Photoshop

Для того чтобы ваши фотографии выглядели такими какими вы рисуете их себе в воображении, можно воспользоваться редакторами изображений. Например, вы можете совместить несколько изображений таким образом, чтобы и луна и передний план были правильно экспонированы, или даже увеличить размер луны для получения идеальной композиции.

Использование графических редакторов вещь весьма спорная, но порой результат превосходит все ожидания. На этом снимке совмещены две различных картинки с разными экспозициями.

Этот вопрос порождает два противоборствующих лагеря, один из которых настаивает, что фотографии должны подвергаться минимальной или вообще не подвергаться цифровой обработке. Однако даже профессиональные фотографы порой грешат этим, и, вне всякого сомнения, иногда от результата просто захватывает дух. К кому лагерю присоединиться – личное дело каждого.

Лунная фотография – это в некотором роде вызов вашим способностям и навыкам, а наградой за этот вызов является превосходный снимок. Это процесс, которому нужно учиться и который нужно совершенствовать. И когда вы его освоите, вы получите бесчисленное количество великолепнейших снимков.

Дата публикации: 11.06.2015

Луна - красивый и загадочный спутник нашей планеты. Можно просто любоваться ею, а можно попробовать сделать интересные кадры с её участием.

В этой статье мы разберём творческие аспекты съёмки ночного светила, узнаем, как сделать максимально чёткие снимки, как красиво и выразительно показать царицу ночи в кадре.

Что нужно знать фотографу о Луне?

График движения . Луна - это естественный спутник Земли. Как и в случае с Солнцем, жители нашей планеты могут наблюдать её восходы и заходы. Она движется по небу по собственному расписанию и может взойти как глубокой ночью, так и днём. Чтобы делать красивые фотографии, нужно знать это расписание.

Почему Луна светится? Фазы Луны . Луна или её часть начинают светиться тогда, когда от них отражается свет Солнца. При смене взаимного расположения Земли, Солнца и Луны граница между освещённой и неосвещённой частями диска Луны сдвигается. Поэтому освещённая часть может расти или уменьшаться.

Все знают, что Луна может быть полной, а может предстать перед нами в виде полумесяца. Различают восемь ключевых фаз Луны.

Новолуние (New Moon): Луна не видна.
Молодая Луна (Waxing crescent).
Первая четверть (First quarter): освещена половина Луны.
Прибывающая Луна (Waxing gibbous): освещено более половины лунного диска.
Полнолуние (Full Moon): Луна освещена полностью.
Убывающая Луна (Waning Gibbous): освещено более половины Луны; освещённая площадь лунного диска постепенно уменьшается.
Последняя четверть (Last quarter): освещена половина Луны.
Старая Луна (Waning crescent)

Фазы Луны дают лишь обобщённое представление о том, какая её часть будет освещена Солнцем в определённые дни. Например, к первой и последней четверти будет относиться и 70% освещённой площади, и 95%. Поэтому площадь освещённой части Луны часто измеряют в процентах от её общей площади. В полнолуние это около 100%, а при тоненьком месяце на небе - несколько процентов.

Размер и цвет Луны. Иллюзия большой Луны . Сама по себе поверхность Луны серого цвета. Отражая солнечный свет, она становится желтоватой. Также лунный диск может менять свой цвет благодаря атмосфере Земли (проходя через толщу воздуха). Иногда восходящая над горизонтом Луна окрашивается в ярко-красный цвет, при этом она кажется значительно крупнее. Отметим, что для фотографа это самое подходящее время для создания красивых кадров с Луной.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/8 с, 400.0 мм экв.

Планируем съёмку: выбираем время, место и условия

Для начала стоит определиться с тем, какую фазу Луны вы хотите заснять. Ознакомиться с расписанием движения Луны по небосводу поможет любой лунный календарь. Идеальным же вариантом станут специальные программы для фотографов, отслеживающие движение небесных светил. На компьютере удобно пользоваться веб-приложением TPE .

Обратите внимание: когда на дворе глубокая ночь, а Луна высоко над горизонтом, можно получить скучные кадры лунного диска без какого-то интересного сюжета или фона. По-моему мнению, такие фотографии будут интересны разве что астрономам. Да и те видели лунную поверхность уже тысячи раз.

Чтобы была возможность вписать Луну в какой-то пейзаж, сфотографировать её на фоне города, природы или облаков, фотографировать лучше в сумерках. Дождитесь момента, когда Луна будет восходить или садиться (сразу после захода Солнца или непосредственно до его восхода).

С другой стороны, если вы хотите просто снять Луну на чёрном фоне, то лучше всего фотографировать глубокой ночью в ясную погоду, когда Луна высоко над горизонтом.

Съемка Луны в сумерках позволяет сфотографировать ее не саму по себе на фоне черноты, а вписать в окружающую действительность.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/3 с, 400.0 мм экв.

По личному опыту: наиболее выразительно в кадре смотрится либо полная Луна, либо тоненький месяц с освещённой частью менее 15%.

Важно выбрать и правильную точку съёмки. Чтобы сделать интересный кадр, найдите место, откуда открывается хороший вид. Программы, упомянутые выше, помогут определить, откуда будет восходить Луна. В городе можно выбрать какую-то возвышенную точку с видом на его достопримечательности. В моём случае ими стали Останкинская башня и Живописный мост. Желательно приехать на место съёмки заранее, ведь восходящая Луна «выпрыгивает» из-за горизонта очень быстро, так что на съёмку у вас будет очень мало времени - несколько десятков минут.

Необходимая фототехника

Составим список фототехники, которая точно пригодится для съёмки Луны.

  • Фотокамера с ручными настройками

Съёмка Луны - довольно сложная задача, поэтому лучше настроить самостоятельно хотя бы некоторые параметры. Хорошо, если камера обладает широким динамическим диапазоном. Это поможет при съёмке Луны на фоне других объектов - она не пересветится, а фон не будет слишком тёмным. Для такой съёмки отлично подойдут зеркальные фотокамеры: как самые простые (например Nikon D3300, Nikon D5500), так и продвинутые модели (Nikon D750 или Nikon D810).

Также неплохим бюджетным выбором для фотолюбителя станут компакты-гиперзумы (например, Nikon COOLPIX P900). У них есть ручные настройки и такой зум, что зеркалкам и не снился. Тот же P900 может дать увеличение, эквивалентное объективу для полнокадровой зеркалки с фокусным расстоянием 2000 мм.

  • Объектив

Если вы хотите показать Луну в кадре достаточно крупно, то необходимо использовать телеобъектив . Чем больше фокусное расстояние объектива, тем крупнее в кадре будет показана Луна. Кадры к статье были сняты объективом Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor с двукратным телеконвертером NIKON AF-S TC-20E III. Фокусное расстояние на фотографиях составляет 400 мм. Хорошим компактным и бюджетным телеобъективом является Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 640, F8, 1/2 с, 350.0 мм экв.

Не забывайте: чем больше фокусное расстояние, тем труднее будет получить качественные кадры. Но об этом чуть ниже.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F7.1, 1 с, 110.0 мм экв.

Луну можно фотографировать и широкоугольной оптикой. При этом в кадре она будет не такой крупной, но в этом случае можно показать на фото какой-то пейзаж вместе с ней. Уместно использовать объективы с фокусным расстоянием около 35 мм для полного кадра или 28 мм для «кропа». То есть для таких съёмок подойдёт почти любой универсальный или китовый зум-объектив.

  • Штатив

Если вы хотите получить качественные резкие снимки ночного светила, то вам обязательно потребуется штатив . Исключение составит съёмка Луны днём на штатную или широкоугольную оптику . В режимное время (рано утром или поздно вечером) и ночью съёмка Луны проходит на достаточно длинных для фотографирования с рук выдержках (может появиться «шевёленка» от дрожания камеры в руках). Если же вы работаете с телеобъективами, фокусное расстояние которых более 300 мм, то штатив желательно использовать даже днём. Иначе смаза не миновать. Ведь чем уже угол обзора объектива (чем сильнее он приближает), тем сильнее будет «трястись» картинка в видоискателе. При съёмке телеобъективом штатив нужен для стабилизации изображения. Он должен быть очень мощным, способным надёжно, не колеблясь, удержать аппаратуру.

  • Пульт дистанционного управления

Он станет полезным аксессуаром при съёмке со штатива. Пульт нужен для того, чтобы избежать колебаний камеры в момент нажатия на кнопку спуска. Так мы застрахуем себя от получения смазанных кадров. Если у вас нет пульта ДУ, то можно настроить камеру на автоспуск, чтобы между нажатием на кнопку спуска и самой съёмкой прошло хотя бы несколько секунд. Если же ваш фотоаппарат, подобно Nikon D5200, Nikon D5300 или Nikon D7200, поддерживает дистанционное управление по Wi-Fi, то пультом может послужить ваш смартфон.

Параметры съёмки. Технические сложности и пути их решения

Проблема новичков №1. «Шевёленка» при съёмке с рук . Начинающие фотографы держат камеру в руках или на хлипком, трясущемся штативе. И если они фотографируют на телеобъектив (с большим зумом), то почти всегда получают смазанное изображение. Чтобы снимать с рук с большим приближением, требуется сильно укорачивать выдержку. То есть при съёмке телеобъективом максимальная выдержка должна быть короче 1/250 с. Резкие кадры поможет получить оптическая стабилизация изображения. Если у вас на объективе есть переключатель с надписью VR, IS или Optical steady shot, установите его в положение ON.

О том, как рассчитать максимально допустимую выдержку при съёмке с рук, рассказано в одном из наших уроков .

Если вы новичок и из предыдущего абзаца ничего не поняли, так как пока пользуетесь только автоматическим режимом и сюжетными программами, для фотографирования Луны с сильным «приближением» выберите сюжетную программу «Спорт» - она гарантирует съёмку на короткой выдержке. Если вы снимаете Луну общим планом, без сильного «приближения», можно воспользоваться сюжетной программой «Ночной пейзаж».

Проблема №2. Луна движется по небосводу . Чем съёмка Луны отличается от других пейзажных съёмок? Тем, что снимаем мы очень быстро движущийся объект. Если фотографировать её на длинной выдержке, она смажется.

Как правильно определить максимальную выдержку для съёмки Луны, чтобы она получилась чётко? Обычно выдержку определяют экспериментальным путём, делая пробные снимки. Общая закономерность проста: чем более длиннофокусный у вас объектив, тем короче нужна выдержка. Поэтому фотографировать супертелеобъективами очень сложно - Луна буквально летит через кадр - успевай ловить. Выдержки при этом потребуются довольно короткие.

Те, кто знаком с астрофотографией, знают о «правиле 600» для определения максимальной выдержки при съёмке звёзд (если число 600 разделить на эквивалентное фокусное расстояние , мы получим оптимальное значение выдержки в секундах). Но при съёмке Луны это правило не сработает, ведь она движется по небу быстрее звёзд.

Чтобы сделать качественный снимок Луны телеобъективом, рекомендуется использовать выдержки короче 1 с. Если мы фотографируем нормальными объективами, то максимальная выдержка может составить 2–3 секунды без потери резкости. Поскольку фотографируем мы на относительно коротких выдержках в условиях ночи или сумерек, ISO придётся поднимать. По собственному опыту скажу, что съёмка Луны обычно происходит при ISO 400–800.

Проблема №3. Настройка экспозиции и нехватка динамического диапазона . Мы уже упоминали об этой проблеме: ночью Луна ярче всего того, что её окружает в кадре. Поэтому фотографу придётся выбирать - показать на фото либо Луну, либо окружающий пейзаж, сильно пересветив ночное светило. Снимая ночью, выбирать придётся только из этих двух зол. В статье уже встречались иллюстрации обеих ситуаций. Давайте посмотрим на них ещё раз:

Экспозиция настроена по Луне. Ее поверхность не пересвечена. Однако, с небесами пришлось попрощаться: в место них чернота.

Если вы снимаете ночью на телеобъектив, ориентируйтесь на Луну, покажите на ней все детали. Если вы снимаете на широкоугольный объектив, лучше сделайте акцент на пейзаж.

Чтобы такой выбор не стоял, необходимо выбирать условия освещения, при которых контраст между Луной и окружающей средой не так высок. Это, прежде всего, сумерки - время, когда Луна уже начинает светиться, однако ещё не так ярко, как ночью.

Динамический диапазон фотокамеры можно немного расширить. Это позволит сохранить в кадре больше деталей разной яркости. Если вы снимаете в JPEG, то у Nikon для расширения динамического диапазона предусмотрена технология «Активный D-Lighting».

Также некоторые фотокамеры позволяют создавать HDR-снимки (для склейки нескольких кадров с разной экспозицией). Помните, что Луна по небу перемещается относительно быстро. И чтобы конечный HDR-снимок не был смазан, каждый отдельный кадр придётся делать на значительно более коротких выдержках.

Как правильно определить экспозицию при съёмке Луны? Думаю, с первого раза никому не удавалось получить идеально проэкспонированный кадр. В таких сложных условиях любой метод замера экспозиции может дать сбой. Всегда делайте пробные кадры и настраивайте экспозицию, ориентируясь на них, делая следующие кадры либо темнее, либо светлее. Пользуйтесь экраном Live View, так вы сможете увидеть будущую яркость кадра прямо на дисплее камеры. Чтобы при этом не зависеть от причуд автоматики, лучше всего снимать в ручном режиме, самостоятельно контролируя все параметры съёмки.

Удобно пользоваться брекетингом экспозиции. Эта функция позволит сделать несколько (от 2 до 9) кадров с разной экспозицией (яркостью). Из этой серии кадров вы сможете выбрать наиболее точно проэкспонированный и работать с ним. Также можно объединить отснятые кадры с помощью HDR или блендинга экспозиции на компьютере.

В заключение хочется пожелать читателям интересных съёмок и смелых фотоэкспериментов! Помните, умение фотографировать не заканчивается умением нажимать кнопки на фотоаппарате. Нужно находить интересные сюжеты для съёмки и выбирать хорошие условия для фотографирования. Уделяйте внимание подготовке к съёмке, планированию. Это залог удачных кадров.