Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 урок: «Основы светской этики» 4 класс Учитель МБОУ «Туринская средняя школа» п. Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край Колпикова Нина Кузьминична
2 слайд
Описание слайда:
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
3 слайд
Описание слайда:
Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель, который ввёл термин в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово философия состоит из греческих слов «фили» – любовь и «софия» – мудрость. Философия – любовь к мудрости. Аристотель считает, что этика – часть философии.
4 слайд
Описание слайда:
Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать «нравы». От которого в русском языке произошло слово «нравственность». Мораль – нравственность.
5 слайд
Описание слайда:
2 2 Две девчонки, как сороки Разболтались на уроке. И по «двойке» получили, Дома близких огорчили. Что же, пусть теперь узнают: На уроках не болтают. Вас не просят отвечать? Значит, лучше помолчать!
6 слайд
Описание слайда:
Трудно быть человеком. В.А.Сухомлинский Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись! Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила: -А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. -Её глаза стали тревожными. Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить. -Ну что же … - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное.
7 слайд
Описание слайда:
Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи? -Стоит, - сказала Марийка. – ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман? Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно. -Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину … -Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман … - Ведь мы так устали… -Потому что мы люди… Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми. Трудно быть человеком… - подумал он. -А вы как думаете? - А что значит быть человеком? - Согласен ли ты, что душа – это наше творение? Почему? -Что зависит от чувства, а что - от разума? - Как ты считаешь, трудно ли быть человеком?
8 слайд
Описание слайда:
Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они так поступают или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.
9 слайд
Описание слайда:
Притча о доброте и вежливости Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. - Почему? - Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю. - Что тебе нужно? - спросил старый мастер. - Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь… И тогда Учитель взял его в ученики. (По материалам журнала «Человек без границ».)
10 слайд
Описание слайда:
1. Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? 2.Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? 3.Как наградить человека, сделавшего добро? 4.Как не делать зла? 5.Как сделать жизнь людей лучше? Вот на все эти вопросы и ответит этика.
11 слайд
Описание слайда:
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Христианство
12 слайд
Описание слайда:
Аллах вознаградит верующих за добрые и накажет за злые поступки. Каждый мусульманин должен быть милостив к ближнему. Человек обладает свободой воли – совершить добрый или злой поступок. Тем самым Аллах испытывает человека. Ислам
13 слайд
Описание слайда:
Заповеди Ноя: поклоняться единому Богу, не богохульствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не употреблять в пищу плоть живого животного, жить по справедливым законам. Десять заповедей Моисея. Иудаизм
14 слайд
Описание слайда:
Шесть качеств махаяны: терпение, щедрость, нравственность, мужественность, мудрость, умение медитировать. Правильная речь буддиста (не лгать и клеветать). Правильное поведение (любовь к ближнему, отказ от насилия, алкоголя и наркотиков и пр.). Правильное сосредоточение (йога и медитация). Буддизм
15 слайд
Описание слайда:
Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло. От самого человека зависит, станет он хорошим или плохим. Человек сам должен отвечать за свои поступки перед людьми.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Урок 2 Что такое светская этика Учитель МБОУ СОШ №25 пос. Ботаника Стеценко Людмила Георгиевна 2012год
Что такое светская этика?
Этика – наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле
Основатель этики – древнегреческий философ Аристотель(IV в.до н. э.) Аристотель
Фреска Рафаэля(1483 – 1520) «Афинская школа»
В древней Греции все науки назывались философией.
Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость
Получается, философия – любовь к мудрости
Аристотель считал, что этика – часть философии
Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в древнем Риме.
Слово «мораль» обозначает Привычки Обычаи
Слово «мораль» обозначает «правила поведения»
Привычки, обычаи, правила поведения, всё вместе можно назвать словом нравы
От слова «нравы» в русском языке произошло слово «нравственность »
Слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.
Этика помогает разобраться каким путём достигается нравственность
В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты
Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить
Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.
1.Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? 2. Что нужно делать, чтобы самому стать добрым? 3. Как наградить человека, сделавшего добро? 4.Как не делать зла? 5. Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.
Слайд 2
Цель проекта: создание глоссария - методического пособия практической направленности для преподавателя курса ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики»
1. Раскрыть значения понятий модуля «Основы светской этики»
2. Подобрать дидактический материал (иллюстративный, литературный, контрольный)
3. Систематизировать дидактический материал посредством PowerPoint
Слайд 3
Использование методического пособия в практической деятельности учителя, работающего по модулю «Основы светской этики»
Слайд 4
Слайд 5
Глосса́рий (лат. glossarium - словарь, глосс) - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс и собственно глоссарии стали предшественниками словаря.
Слайд 6
I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Урок 1. Россия - наша Родина.
II.Основы светской этики
Урок 2. Что такое светская этика?
Урок 3. Мораль и культура
Урок 4. Особенности морали
Урок 5. Добро и зло
Урок 6. Добро и зло
Урок 7. Добродетели и пороки
Урок 8. Добродетели и пороки
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека
Урок 10. Свобода и ответственность
Урок 11. Моральный долг
Урок 12. Справедливость
Урок 13. Альтруизм и эгоизм
Урок 14. Дружба
Урок 15. Что значит быть моральным?
Урок 16 - 17 Подведение итогов. Подготовка творческих проектов.
Слайд 7
Тематика глоссария «Основы светской этики»
Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений
Урок 19. Нравственный поступок
Урок 20. Золотое правило нравственности
Урок 21. Стыд, вина и извинение
Урок 22. Честь и достоинство
Урок 23. Совесть
Урок 24 - 25. Нравственные идеалы
Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества
Урок 27. Этикет
III.Духовные традиции многонационального народа России
Урок 28. Семейные праздники
Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству.
Урок 31 - 34. Подготовка творческих проектов. Итоговая презентация творческих проектов.
Литература
Слайд 8
Слайд 9
Родина– родная страна, место где родился.
Слайд 10
Слайд 11
Культурные традиции– достижения человечества, которые передаются от одного поколения к другому.
Слайд 12
Слайд 13
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Мораль – это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Духовная культура– это представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.
Слайд 20
Материальная культура – это предметы человеческого труда
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Добро и зло - две стороны медали,
А чья важней, зависит от морали.
Слайд 24
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слайд 25
Слайд 26
Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.
Порок- действия, результатом которых оказывается причиной зла себе или другим людям.
Слайд 27
Как-то раз черепаха, уступив просьбе скорпиона, повезла его на другой берег реки. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но перед самым берегом всё-таки взял и ужалил черепаху. Придя в полное негодование, она возмутилась:
Моя природа такова, что я стремлюсь помочь каждому. Поэтому я помогала тебе. Как же ты мог ужалить меня?!
Друг мой, - отвечал скорпион, - твоя природа - помогать, а моя - жалить. Так что же, свою природу ты превратишь теперь в добродетель, а мою назовёшь подлостью?
Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.
Слайд 28
Всякий порок лишь усугубляется от попыток скрыть его под личиной добродетели.
И добродетель стать пороком может, когда ее неправильно приложат.
Благодарность - самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность - худший из пороков.
Чужие пороки у нас всегда перед глазами, свои же собственные - за спиной.
Глядя на чужие пороки, умный человек избавляется от своих.
С людьми живи в мире, но воюй с пороками.
Слайд 29
Щедрость– середина между расточительностью и скупостью. Щедрость как добродетель выражает отношение человека к материальным вещам. В этом случае расточительность – избыток, а скупость недостаток.
Слайд 30
Дружелюбие– середина между угодничеством и вредностью, вздорностью.
Слайд 31
Мужество – середина между трусостьюи бездумной отваги. Мужественный человек правильно оценивает опасность, помогая другим и себе.
Слайд 32
Слайд 33
Моральный выбор– это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится.
Слайд 34
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках.
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Ответственность– это черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.
Слайд 38
Пришла к Мудрому Спиридону как-то в гости маленькая девочка, увязавшись за мамой. Весёлая и добрая была малышка, стала играть она с цыплятами, котятами и очень ей понравилось на пасеке. С маминого разрешения попросила девочка старца, можно мол, остаться погостить? Обещала помогать, но просила позволения с маленькими зверятками играться.
Оставайся, дитя моё, играй, только каждый день водичку малышам наливай, не забывай, - пригласил её Спиридон.
Осталась девочка на пасеке и прожила там несколько дней.
Утром просыпается малышка, выбегает во двор, мисочки с водой наполнит - это котятам, это курочкам с цыплятами, это птичкам-синичкам, это собачке. Потом зёрнышек насыплет, кашки, всех накормит и играет с ними. Только всё позже выходит во двор девочка, всё дольше ждут под солнцем малыши водичку, ведь больше им напиться негде. Наступил такой день, когда вовсе не вышла малышка во двор, а убежала в прохладный лес за ягодами, забыла про водичку и милые мордочки.
Слайд 39
Приходит девочка к вечеру во двор, а все зверята лежат под стеной как мёртвые, показалось ей, что и не дышат они. Раскричалась она от горя, забегала, мисочки тащит, вода разливается, ручки дрожат, от слёз не видит ничего. Тут уткнулась старцу в бок, приговаривает-голосит:
Я только один раз пропустила, только сегодня!
Спиридон девочку на руки подхватил, прижал к плечу и приговаривает:
А сегодня и жарко очень, правда, а сегодня тоже пить они все просили, правда? Ведь вчерашней выпитой водой малыши не проживут? Могла ты их загубить, только я их напоил, вот и уснули все с маяты, намучились.
Тут малышка как заплачет! Просто взахлёб, горько-горько.
Смотри, я их разбужу, не плачь, - остановил её Спиридон и пощекотал за животик котёнка, тот лапки вытянул, потягивается, глазки открывает.
Ой, дедушка, как хорошо, что они живые! - уже радостно закричала девочка. - Я больше не буду! Я всё-всё поняла! Ой, нельзя, нельзя и один разок пропускать! Ни один денёк, а то кто-нибудь может заболеть. Я же обещала, я теперь буду хорошей, никогда про других не забуду.
Погладил девочку по головке Спиридон, прижал к плечу, позвал ещё раз в гости.
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42
Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.
Слайд 43
Шёл маленький Ослик по тропе меж гор. Тащил за собой маленькую тележку со всякого рода хламом.
«Забавный Ослик, - подумала Гора, - Зачем он тащит за собой этот никому не нужный хлам?»
И решила Гора позабавится над Осликом. Бросила она со своих высот ему в тележку большой серый камень. Ослик же как шёл, так и продолжал идти. «Странный Ослик», - подумала Гора и бросила в тележку ещё один большой камень. Ослик же упрямо тащил за собой свою маленькую тележку.
По пути ему встречались люди и спрашивали его:
Зачем ты тащишь за собой эти бесполезные камни? Не лучше ли тебе остановиться и сбросить их с тележки? Идти сразу станет легче.
Но Ослик непонимающе смотрел на людей и, обливаясь потом, упрямо шёл вперёд, таща за собой тележку с камнями.
Гора же всё с большим и большим азартом забавлялась над Осликом, дивясь его упрямой глупости и подбрасывая в тележку всё больше и больше камней.
«Тяжела же моя ноша», - подумал Ослик, задыхаясь от непосильного труда.
Слайд 44
Слайд 45
Праздник всех солдатов наших -
Вот что значит этот день!
День защитников отважных
Да и просто всех парней!
Ведь любой из них мечтает
Защитить детей, семью,
Покорить хоть что-то в мире
И найти свою судьбу!
Мы славим тех, кто не плакал
От боли своей,
Но слез не скрывал
На могилах друзей,
Тех, кто мужчиной был
Не на словах,
Труса не праздновал,
Сидя в кустах,
Тех лучших
Сынов человечества,
Тех, кто на страже Отечества!
Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу летать, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котенку -
Потруднее, чем играть в войну…
Если ты не защитил сестренку,
Как ты защитишь свою страну?
А. Усачев
Слайд 46
Слайд 47
Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний….
Слайд 48
Однажды Крапива сказала Розовому Кусту:
Каждую весну из моих молодых побегов садовник делает прекрасный суп. Но почему-то не мне, а тебе он отвёл лучшее место, ухаживает за тобой и поливает, а у меня отнимает последние крохи земли у ограды. Откуда такая несправедливость?
Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.
Аристотель -, Афоризмы о справедливости, Афоризмы о человеке, Древняя Греция
Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.
Аристотель -, Афоризмы о добродетели, Афоризмы о справедливости, Древняя Греция
Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее – несправедливость – не часть порочности, а порочность вообще.
Аристотель -, Афоризмы о справедливости, Древняя Греция
Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь.
Гомер -, Афоризмы о справедливости, Древняя Греция
Слайд 49
Слайд 50
Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.
Слайд 51
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.
Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
Но это же просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
Слайд 52
Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или обществу.
Слайд 53
В одной коробке лежали тюбики с красками. Однажды сказала белая краска чёрной, тюбик которой лежал ближе всего к ней:
Сестричка, что за несчастье с тобой приключилось? Почему ты такая грязная?
Я не грязная, такой мой цвет, - ответила чёрная краска.
Тогда ты неправильная краска и цвет у тебя неправильный. Посмотри на меня, вот каким должен быть истинный цвет, и вообще все цвета произошли от белого, поэтому нет ничего возвышеннее белого цвета, стать похожим на который должны стремиться все краски.
Это замечание не понравилось чёрной краске, и она возмущённо сказала:
Нет, это ты неправильная, а мой цвет самый что ни на есть правильный. И вообще - не будь чёрного цвета, то ничего великого не смогли бы нарисовать. Попробуй без меня нарисовать что-то, - сказала в ответ чёрная краска белой, - белый лист так и останется белым.
Слайд 54
Такие речи возмутили остальные краски, и они наперебой стали доказывать, что только их цвет единственно верный и единственно нужный. Что именно они будут избраны Великим Художником для создания шедевра, а остальные будут вечно гореть в огне, если, конечно, они не поменяют свой цвет на «истинный». Долго и упорно они спорили, так что некоторые начали выдавливаться из тюбиков из-за распиравшей их неприязни.
Но неожиданно крышка коробки приоткрылась, и на тюбики пролился яркий свет. Художник вынул краски и выдавил их на мольберт, после чего смешал их друг с другом и нанёс на холст, где и произошло их примирение. Художнику не было дела до их мнений, прений и разногласий, он видел единство в многообразии. Для него были важны все цвета, ведь нельзя рисовать только одним цветом, да и что это была бы за картина. Так было написано великое произведение, где краски уже не противоборствовали, а взаимодополняли друг друга.
Слайд 55
Эгоизм, вооруженный разумом, старается избегнуть своих же собственных дурных последствий, направляющихся против него самого.
Ведь я только всего и хочу, чтобы все всегда было по-моему.
Слайд 56
Слайд 57
Дружба– это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.
Слайд 58
Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плёл из них венок, надевал его, как корону, и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки и, когда мальчик уставал, он засыпал в тени её ветвей. И яблоня была счастлива.
Но шло время, и мальчик подрастал, и всё чаще яблоня коротала дни в одиночестве.
Как-то раз пришёл мальчик к яблоне. И яблоня сказала:
Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!
Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик. - Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?
Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки и продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив!
И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унёс их с собой. И яблоня была счастлива.
Слайд 59
После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришёл, яблоня так и задрожала от радости.
Иди скорей сюда, малыш! - воскликнула она. - Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!
У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик. - Мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?
Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет дома. Мой дом - мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив.
И мальчик срубил её ветки и унёс их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.
Иди сюда, мальчик, - прошептала она, - поиграй со мной.
Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, - ответил мальчик. - Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь мне дать лодку?
Слайд 60
Спили мой ствол и сделай себе лодку, - сказала яблоня, - и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым.
И тогда мальчик спилил ствол и сделал из него лодку. И уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива.
…Хоть в это и нелегко поверить.
Прошло много времени. И мальчик снова пришёл к яблоне.
Прости, мальчик, - вздохнула яблоня, - но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.
На что мне яблоки? - ответил мальчик. - У меня почти не осталось зубов.
У меня не осталось ветвей, - сказала яблоня. - Ты не сможешь посидеть на них.
Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, - ответил мальчик.
У меня не осталось ствола, - сказала яблоня. - И тебе не по чему больше взбираться вверх.
Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, - ответил мальчик.
Прости, - вздохнула яблоня, - мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости.
А мне теперь много и не нужно, - ответил мальчик. - Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
Ну что ж, - сказала яблоня, - старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.
Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.
Слайд 61
Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
Аристотель
Слайд 62
Слайд 63
Мора́ль - система норм и ценностей, регулирующих поведение человека в обществе
Слайд 64
Слайд 65
Слайд 66
Семья– это главная опора в жизни, источник нравственности, любви, уважения, залог спокойствия и гармонии в обществе
Слайд 67
Род – это люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии.
Слайд 68
Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своём счастье. Но счастье представлялось им по-разному. Первый думал, что счастье - это богатство, второму счастьем казался талант, а третий считал, что счастье - семья.
Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:
Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.
Второй сказал:
Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.
Третий сказал:
А я познал, что такое счастье. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное - новых людей.
Слайд 69
Слайд 70
Слайд 71
Поступок– сознательное действие, оцениваемое как нравственное самоопределение человека, в котором он утверждает себя как личность - в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.
Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели. Демокрит
Слайд 72
Нравственный поступок– это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
Слайд 73
Слайд 74
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Питтак древнегреческий мудрец
Слайд 75
Однажды китайского философа спросили, существует ли такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь.
Он ответил: «Это слово – снисхождение. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».
Слайд 76
Представляйте себя на месте другого человека и откликайтесь на его нужды, как на свои собственные.
Проявляйте нежность и заботу, как бы это не было трудно.
Золотое правило НРАВСТВЕННОСТИ
Фалес– греческий мудрец, философ и математик.
Слайд 77
Не требуйте взамен хорошего отношения. Пользуйтесь золотым правилом ради него самого.
Не вменяйте другим людям в вину то, что они не применяют его по отношению к вам – иначе это становится мелочным торгом и в конечном итоге ведет к напряженности и непониманию.
Слайд 78
Любите не только других людей, но и себя самого. Проявляйте по отношению к самому себе понимание, любовь и заботу. Разумеется, не в ущерб окружающим.
Слайд 79
Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом, по ребяческой привычке, захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало - тоже. Мальчик, разобидевшись, погрозил ему кулаком, а зеркало погрозило в ответ. Осердился малыш и бросился колотить этого нахала, и ушиб руки. В отчаянии и ярости он метался перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу. Приходит мать, утешила его и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» - «Я» «А теперь посмотри - ты улыбнулся и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки - и он к тебе тоже, ты не сердишься - и он не дуется: вот так-то люди друг с другом и живут - и добро и зло наше возвращается к нам же».
По книге «Классическая басня»
Слайд 80
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл». Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? - спросил приятель.
Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! - воскликнул Афанди.
Из книги «Двадцать четыре Насреддина»
Слайд 81
Чему учит золотое правило?
Прежде чем сделать что-либо, нужно оценить последствия поступка и задать вопрос: «Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?»
Слайд 82
Слайд 83
Слайд 84
Слайд 85
«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.» Л.Н.Толстой
Слайд 86
Тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.
Слайд 87
Переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполненного долга перед самим собой. Вина продолжительность стыда.
Слайд 88
Стыд ответственность за поступок перед другими, вина – ответственность перед собой.
Слайд 89
сожаление о происшедшем, принятие нравственного решения не повторять свои ошибки, изменить своё поведение.
Слайд 90
Просьба о прощении.
Слайд 91
Слайд 92
Слайд 93
Слайд 94
Слайд 95
Слайд 96
Что такое честь
Слайд 97
Слайд 98
Честь должна быть у человека с рождения. Если же человек не ощущает в себе чести, ему придется приложить значительные усилия для того, чтобы стать человеком чести. Исполнение обязательств и обещаний. Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово становится человеком чести. Психологические тренинги. Чем меньше у человека страхов и опасений, тем больше вероятность, что в сложной ситуации он проявит себя, как человек чести. Избавиться от многих страхов помогают психологические тренинги. Самосовершенствование. Если человек сумеет трезво оценить себя, увидеть негативные стороны своего характера и поставить цель преодолеть их – он на пути к тому, чтобы стать человеком чести.
Как воспитать в себе честь
Слайд 99
Что такое достоинство
Слайд 100
Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить:
Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком?
Я буду им всё равно, купишь ли ты меня или не купишь, - ответил спартанец.
Из сборника «Всемирное остроумие»
Слайд 101
Слайд 102
Можно быть честным человеком, не будучи великим; но нельзя быть великим человеком, не будучи честным.
Слайд 103
Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.
Слайд 104
Слайд 105
Слайд 106
Что такое совесть. это переживание осуждения или одобрения собственного поступка.
Слайд 107
Слайд 108
«Стыд– тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение, а совесть– это стыд перед самим собой». Чем отличается стыд от совести.
Слайд 109
Один водитель сбил человека насмерть и уехал.
Никто происшествия не видел, свидетелей не было. Прошло достаточно много времени. И этот человек пришел в милицию и сдался. Он сказал: «Я не могу так больше жить».
Случай на дороге
Слайд 110
Слайд 111
Мудрые мысли
Слайд 112
Слайд 113
Слайд 114
Слайд 115
Слайд 116
В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке у него палица, в другой копье.
Богатырь справа, самый младший, смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Слайд 117
Русские богатыри
Слайд 118
1) Противники договаривались о месте и времени поединка.
2)Если один противник был вооружён хуже другого, следовало его довооружить, чтобы биться на равных.
3) Существовал запрет на использование хитростей и случайных преимуществ.
4) Нельзя наносить удар в спину.
Важнейшая добродетель воинской дружины – верность. Это верность присяге, клятве, слову, данному товарищам по оружию.
Слайд 119
РУССКИЕ БОГАТЫРИ
Слайд 120
1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.
2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?
3. Откуда родом Илья Муромец?
4. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец?
5. Где родился Добрыня Никитич?
Викторина
Слайд 121
6. Из какой семьи Алеша Попович?
7. Что означает имя Добрыни Никитича?
8. Какому князю служили эти богатыри?
9. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие?
10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"?
Слайд 122
11. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец?
12. "В плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет - соболиные, глаза зоркие - соколиные, кудри русые вьются кольцами, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой и ухваткой ему равных нети сам ласковый, обходительный". Чей это портрет?
Слайд 123
13. Что богатырям указывало путь?
14. С кем сражался Алеша Попович?
15. Как звали коня Ильи Муромца?
Слайд 124
Слайд 125
Джентльмен (английское слово)
Слайд 126
Слайд 127
Слайд 128
Леди (английское слово)
Слайд 129
Принцесса Диана
Слайд 130
Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет. И.В.Гёте
Слайд 131
Воспитанные люди всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. А.П. Чехов
Слайд 132
Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. А.П.Чехов.
Слайд 133
Группам предлагаются ситуации, которые нужно прокомментировать и показать одноклассникам:
Слайд 134
Слайд 135
Слайд 136
Патрио́т - человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины
Слайд 137
Патриотизм - особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.
Слайд 138
В одном купе едут три женщины из России и один туркмен. За окном, насколько хватает взгляда, простираются песчаные барханы. Пораженные пустынностью и дикостью этих мест, женщины то и дело восклицают:
Какие страшные места!
Как здесь могут жить люди?
Неужели им здесь нравится?
И вот поезд подъезжает к крохотной станции, за которой виднеется лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали - глиняная мазаная кибитка. Туркмен начинает собирать вещи.
Вы здесь выходите? - удивились женщины.
Это - моя Родина!
Слайд 142
Слайд 143
Слайд 144
Слайд 145
Этике́т- нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе
Слайд 146
Учителя нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость.
Однажды вечером молодой ученик отвозил учителя домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он сказал:
Хочу быть самим собой, и пусть все знают, что я чувствую. Вежливость - это ерунда, сотрясение воздуха.
Это верно, - любезно согласился учитель, - но именно воздухом наполнены наши автомобильные шины, и видишь, как он помогает смягчать удары.
Лучшая защита от дурных манер - хорошее воспитание. - Ф. Честерфилд
Манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет. - И. Гете
Слайд 147
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.
На юбилей единственной дочери родители позвали множество гостей, людей достойных, из известных семейств. Приходят они всегда с дорогими подарками, состязаются друг с другом - кто из них больше поразит именинницу. А что может подарить бедный студент, кроме своего любящего сердца? Да и не в цене оно сегодня. Ныне в почёте драгоценности, роскошные наряды и конверты с деньгами. А сердце в конверт не упакуешь…
Что делать? Думал студент, думал и придумал. Он пришёл в богатый магазин и спросил:
Нет ли у вас дорогой, но разбитой вазы?
А сколько она стоит?
Слайд 154
Стоила она сущие пустяки. Обрадованный студент попросил упаковать то, что осталось от вазы, в красивую бумагу, и поспешил в кассу.
Вечером, когда гости стали вручать свои дары, студент подошёл к виновнице торжества и со словами поздравления протянул ей свою покупку. Затем, неловко повернувшись, он как бы случайно выронил свёрток, который со звоном упал.
Присутствующие ахнули, а расстроенная именинница, подняв подарок, стала разворачивать его. И - о, ужас! - услужливые продавцы завернули каждый осколок разбитой вазы отдельно! Гости были возмущены обманом, а молодой человек с позором бежал.
И только чистой душе девушки эти кусочки показались дороже всех даров. За ними она увидела любящее сердце.
Слайд 155
Слайд 156
Слайд 157
Це́нность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Это все, что имеет большое значение для человека.
Слайд 158
Жаль мне тебя, - сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. - Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены.
Отвечала горящая свеча:
Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю, и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой - душа свечи - соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной ёлке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя - огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость и польза от тебя?
Право, лучше гореть, нежели почивать, потому что в горении жизнь, а в спячке - смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрёшь, не начав. А жизнь пройдёт мимо.
Так говорили две свечи.
Слайд 159
Когда Помпеи были разрушены вулканическим извержением, в полночь весь город был в огне, рушились дома и бежали люди. Город был богат, и каждый что-то нёс. Люди несли всё самое дорогое: кто-то нёс своё золото, кто-то - алмазы, деньги; учёные несли свои рукописи, книги - несли всё, что можно было спасти. Но был лишь один человек, который не нёс ничего, лишь свой посох. Все люди, нёсшие вещи, были встревожены: рушилась вся их жизнь. Только этот человек гулял среди толпы, как если бы он вышел на утреннюю прогулку.
Кто бы ни смотрел на него, говорили:
Почему ты ничего не спасаешь? Ты всё потерял?
Человек отвечал:
У меня ничего нет, а всё, что у меня есть, я несу.
Тогда почему ты разгуливаешь, как будто вышел на утреннюю прогулку? Ведь творится такой кошмар, всё гибнет!
Человек засмеялся и сказал:
Всё, что вы накопили от этого мира, смерть разрушает, огонь сжигает. Я накопил только сознательность. Для вас это всё, может быть, и трагедия, а для меня - это время утренней прогулки.
Слайд 160
Слайд 161
Отечество, отчизна - родная страна, родина. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
Слайд 162
чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту
Слайд 163
Однажды в дверь домика в лесу, где жили лесничий с женой и дочерью, постучали. Жена лесничего подошла к двери и открыла. В дверях стояли три дамы в вуалях.
Мы, - сказала одна из них, - Удача, Богатство и Любовь. Вы можете впустить в дом только одну из нас. Решите, какую.
Жена лесничего вернулась и рассказала обо всём дочери и мужу.
Я, - сказала она, - впустила бы в дом Удачу. Благодаря ей наши дела пойдут в гору, у нас всё будет ладиться.
Нет, - сказал лесничий, - слишком долго ждать, пока всё наладится. Нам так трудно живётся, давайте пригласим в дом Богатство - оно решит все наши проблемы.
Пожалуйста, - взмолилась дочь, - давайте впустим в дом Любовь. Я так давно мечтаю с ней познакомиться.
Отец и мать посовещались и решили выполнить желание дочери. Жена лесничего пошла к двери, открыла её и объявила об их решении.
Мы выбрали Любовь, - сказала она.
Любовь вошла в дом. Но вслед за ней, взявшись за руки, вошли Богатство и Удача.
Слайд 164
Россия - священная наша держава,Россия - любимая наша страна.Могучая воля, великая слава -Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля,Одна ты на свете! Одна ты такая -Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизниГрядущие нам открывают года.Нам силу дает наша верность Отчизне,Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова.
Слайд 165
Посмотреть все слайды
Cлайд 1
Cлайд 2
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.Cлайд 3
Аристотель (384 г. до н. э. - 332 г. до н. э.) - греческий философ, учёный-энциклопедист. История жизни Аристотеля удивительна. Он стал основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии; он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Физика», «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «История животных». Известные выражения Аристотеля: В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Этика помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается.Cлайд 7
Cлайд 8
Притча о доброте и вежливости Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. - Почему? - Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю. - Что тебе нужно? - спросил старый мастер. - Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь… И тогда Учитель взял его в ученики. (По материалам журнала «Человек без границ».)