Что значит быть хорошим руководителем. Качества руководителя, ведущие к успеху. Образ женщины руководителя

Как стать руководителем? Наверняка этот вопрос интересовал и интересует большинство сотрудников, находящихся у кого-то в подчинении. Он вполне закономерен, поскольку «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Сегодня на прилавках книжных магазинов можно найти массу литературы, посвященной тому, как «выбиться в начальники».

Вместе с тем парадоксален тот факт, что универсального рецепта на тему того, как стать руководителем, не существует. Вопрос заключается в другом: будете вы боссом или нет – зависит только от вас…

Сегодня очень часто можно слышать: «Я не могу стать начальником, поскольку у меня нет нужных связей». Действительно ли «деловые знакомства и связи» ключевые слова? Отнюдь. Даже если какого-нибудь богатого отпрыска посадить в кресло начальника, он может в считанные дни обанкротить фирму. Почему? Да просто потому, что он никогда этим раньше не занимался. Здесь важны и определенные навыки, умения, опыт, качества и психологический настрой. И важно не только научиться управлять, но еще и делать это хорошо. Прежде чем ответить на вопрос, как стать руководителем, определимся с тем, что вообще означает понятие: «управлять».

Что такое «управлять»

Руководить – это значит уметь организовывать, планировать, контролировать и мотивировать людей. Также сюда относится способность грамотно ставить задачи и распоряжаться подчиненными.

Умение подбирать кадры и принимать решения в трудные минуты – это тоже одна из граней правильного руководства.

Руководитель, пользующийся авторитетом у подчиненных: кто он?

А как стать хорошим руководителем? Необходимо отметить, что успешный руководитель практически всегда умеет добиваться поставленной цели. Примечателен тот факт, что у сотрудников и боссов нередко она противоположная. Например, начальник хочет, чтобы работник трудился эффективнее даже при небольшом окладе, а последний мечтает о том, чтобы ему повысили заработную плату, причем проявлять повышенную активность в труде он не хочет. Если вы хотите узнать, как стать хорошим руководителем, то должны уяснить для себя одну простую истину: «Добренький начальник (что называется «свой человек»), в котором души не чают его сотрудники, – плохой управленец».

Можно ли любить человека, если он заставляет работать? Навряд ли. Хороший управленец – человек твердых убеждений, который будет гнуть свою линию в любых обстоятельствах. Конечно же, такой босс может стать для некоторых сотрудников неугодным, но интересы компании должны быть всегда на первом месте.

Идеальный начальник

Рассматривая вопрос о том, как стать руководителем, следует отметить, что последний должен уметь налаживать контакт со своими подчиненными. Сотрудники должны уважительно относиться к своему боссу. В процессе управленческой работы будут возникать как негативные, так и позитивные моменты, и для поддержания благоприятного климата в трудовом коллективе важно использовать не только кнут, но и пряник. Не скупитесь на похвалу для своих сотрудников и поощряйте их за труд, если они этого заслуживают. За ошибки и огрехи в работе следует наказывать, но предварительно нужно побеседовать с провинившимся и довести до него мысль о том, что в будущем подобных эксцессов в работе быть не должно.

Вдохновляйте коллектив

Не имеете понятия о том, как стать успешным руководителем? Вы должны уяснить, что начальство – это движущая сила трудового коллектива, и от того, насколько он будет качественно мотивирован, зависит успех предприятия.

Например, в ближайшее время необходимо реализовать важный проект. Пригласите подчиненных в кабинет и объясните им, какую значимость он имеет для компании. Обязательно выслушайте точку зрения сотрудников о том, как они видят его реализацию. Опять же, психологически настройте подчиненных на эту работу и пообещайте по ее результатам наградить денежными премиями отличившихся.

Личный пример

Существует еще один ключевой момент в вопросе, как стать эффективным руководителем. Вы должны стать образцом для подражания. В первую очередь, это касается внешнего вида. Деловой костюм, элитный парфюм, вычищенная до блеска обувь, кожаный портфель – вот образ современного бизнесмена. Приезжайте на работу вовремя. Будьте хозяином своего слова: если что-то пообещали – выполните. Учтите, подчиненные обращают на это внимание, и от этого будет зависеть ваш авторитет в трудовом коллективе.

Поддерживайте сотрудников в трудные минуты

Запомните, что ваши подчиненные – это, прежде всего, люди, и у каждого из них могут случаться трудные периоды в жизни. Поддержите их психологически, выдайте определенную денежную сумму, дайте несколько дней отдыха. Но делайте это для тех, кто действительно попал в сложное положение, а не пытается манипулировать вами.

Может ли быть грамотным управленцем женщина?

Многих представительниц слабого пола заботит вопрос о том, как стать руководителем женщине. Реально ли это? Принято считать, что функции руководства могут исполнять исключительно мужчины, а роль женщин – это поддерживать и оберегать семейный очаг.

Так или иначе, но идеи феминизма сегодня достаточно популярны в обществе, и дамы доказали, что могут быть успешными бизнес-леди. Но как ими стать? Опять же, универсального ответа на этот вопрос не существует, но деловая женщина должна обладать определенными качествами, умениями и опытом. Целеустремленность, желание работать 24 часа в сутки, высокий уровень профессионализма, ответственность, умение выстраивать отношения с подчиненными, поддерживать трудовую дисциплину, харизма, вера в победу – вот главные слагаемые успеха предприимчивой женщины. И, конечно же, каждая бизнес-вумен должна уметь соответствующим образом одеваться и правильно подбирать аксессуары к деловому костюму. Однако не следует забывать, что наряд в офис должен быть не только строгим, но и красивым.

Женщине-руководителю не следует заводить служебные романы с подчиненными. В ряде случаев мужчины-фавориты становятся в компании «серыми кардиналами», которые постепенно начинают негласно управлять делами. Естественно, такие начальники могут впоследствии сильно навредить интересам фирмы, и не исключено, что все придется начинать с нуля. Необходимо разделять работу и личные отношения.

Что важно помнить, когда велик шанс стать главой отдела

Огромное количество менеджеров ломает голову над тем, как стать руководителем отдела. Естественно, доказать вышестоящему руководству, что ты достоин этой должности – задача не из легких. Как правило, повышение получают инициативные, ответственные, исполнительные и коммуникабельные сотрудники, которые умеют быстро находить общий язык со своими коллегами. Но и после того, как вам доверили возглавлять целый отдел, вы должны сработаться с вашими подчиненными, иначе можно опять перейти в статус рядового сотрудника.

Во-первых, вы должны всегда находить время для своих подопечных и с каждым беседовать лично, обсуждая ту или иную проблему. Во-вторых, не следует в оскорбительной форме указывать им на совершенные ошибки и огрехи в работе. Обязательно советуйтесь со своими подчиненными, как, по их мнению, нужно поступить в конкретной ситуации. Только таким способом вы завоюете у них авторитет.

Качества руководителя-лидера

Как стать первоклассным руководителем? Конечно же, ко всему вышеперечисленному следует воспитать в себе лидерские качества. А кто такой лидер?

В широком понимании это человек, который умеет повести за собой толпы людей. Ну а начальники из них – самые лучшие, поскольку они умеют организовать работу таким образом, что у их подчиненных «глаза горят» от того, чем они профессионально занимаются. Как стать руководителем-лидером? Нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их, быть уверенным в себе, уметь приспосабливаться к ситуации, быть интеллектуалом. Такой человек никогда не унывает и не падает духом, он стойко переносит все неурядицы и неудачи. Лидер – настолько энергичная натура, что он заражает своей увлеченностью окружающих.

Руководитель-лидер не просто помогает своим работникам достигать определенной цели, но и беспокоится о том, чтобы при этом каждый сотрудник мог раскрыть свой потенциал для достижения общего результата.

Если вы уже являетесь начальником, но при этом хотите стать лидером, хотя таковым себя не считаете, то нижеприведенные рекомендации будут вам полезны.

Во-первых, детально проанализируйте ваш стиль управления. Вы должны определить, в чем сильные стороны вашего руководства, а какие из них нуждаются в корректировке. Существуют даже специальные тесты, которые помогают выяснить, насколько вы хороший начальник. Во-вторых, подумайте над тем, какие качества, присущие вам, используются для управления, насколько они уместны вообще. Все очень просто. Если что-то мешает или носит неэффективный характер, то необходимо это исключить. В-третьих, лидер должен регулярно ставить перед своими подопечными новые задачи, ибо только так можно оценивать масштаб творческого потенциала. В-четвертых, вы должны быть примером для подражания для своих сотрудников. У них должно появиться жгучее желание походить на вас – это показатель того, что вы настоящий лидер-управленец.

Заключение

Так или иначе, но большинство людей хочет управлять, а не подчиняться кому-то. Руководить может каждый, а вот грамотно руководить – это целая наука, которую порой постигаешь долгие годы. Как уже подчеркивалось, для эффективного управления мало быть профессионалом своего дела, нужны еще и определенные качества. Помните, что именно в кресле начальника вам будет труднее всего доказать то, что вы самый лучший, поскольку на ваше место метят очень многие.

Мало кто из рядовых работников не мечтает занять должность руководителя. Разве кого-то не обрадует перспектива быть начальником, раздавать задания подчиненным, указывать им на ошибки и наслаждаться новым положением?

Однако, как известно, новая ответственная должность – это не только неограниченная власть, но и новые обязанности, большая ответственность и потребность в постоянном контроле работы коллектива.

Как же научиться правильно руководить? Как найти подход к каждому работнику, чтобы обстановка в коллективе была спокойной и гармоничной, а к вашему мнению прислушивались все без исключения? Ниже мы поговорим о десяти золотых правилах о том как стать успешным руководителем?

Одна из негативных черт многих руководителей – это неумение четко сформулировать и донести задачу до подчиненного. Когда руководитель не знает, чего он хочет, то, скорее всего, он непонятно что получит в результате, обрушив свой гнев на плохого, по его мнению, работника.

Четко поставленные цели, а также порядок выполнения заданий существенно облегчат коммуникацию между начальником и подчиненными и ускорят процесс выполнения работы.

Ругать только наедине

Если человек не справился с поставленной задачей, то ни в коем случае нельзя отчитывать его на общем собрании или при других подчиненных. Этот ход может существенно испортить ваши с ним отношения и оскорбить человека. Все свои претензии выскажите ему непременно, но с глазу на глаз. К тому же это позволит вам не нажить врага в коллективе.

Похвала

Большая часть руководителей весьма щедро ругает подчиненных за проступки и некачественное выполнение работы, в то же время забывая хвалить их за хороший результат. Между тем все мы знаем, что похвала обычно является лучшим стимулом, чем порицание, и заставляет человека выполнять работу в разы лучше. Если есть за что, обязательно хвалите сотрудников и вы увидите, как изменится их отношение к вам и к работе.

Дружественная атмосфера в коллективе

Руководитель задает тон развитию отношений между сотрудниками. Вы обязательно добьетесь успеха, если создадите в коллективе теплую и доброжелательную атмосферу, в которой не будет места склокам и интригам. Кроме того, работников очень порадует, если вы будете проводить плановые еженедельные собрания с кофе и печеньем или пиццей.


Научите сотрудников самостоятельно контролировать процесс своей работы

Сначала установите правило: ежедневно в конце рабочего дня каждый работник компании должен сделать небольшой отчет своей работы, чтобы и он, и вы могли понимать, что он сделал за день. Не следует заставлять людей писать тонны пояснений. Вполне достаточно будет устного ответа. Вскоре это войдет в привычку, и работа будет протекать продуктивнее.

Четкая организация рабочего процесса

Ваши подчиненные должны знать, что с таким начальником, как вы, нужно выполнять работу быстро и качественно. Дайте им понять, что вы намерены контролировать все этапы работы, а в случае каких-либо проблем готовы помочь.

Сохраняйте спокойствие

Нет ничего хуже в работе, чем истерика и крик руководителя на подчиненных. Часто он является не вполне обоснованным, а практически в 100% случаев – абсолютно не нужным. Все можно уладить путем спокойного диалога. Это поможет сохранить хорошие отношения с людьми и правильно выяснить ситуацию.


Не бойтесь брать на себя ответственность за неудачи или ошибки своих подчиненных

В конце концов это вы контролировали то, как выполнялась работа, и раз уж не смогли проследить за качеством, то за это нужно отвечать. Вы существенно добавите себе баллов в глазах подчиненных, если при разговоре с вышестоящим начальством возьмете всю ответственность на себя, а позже на собрании с коллективом сделаете работу над ошибками. Никто не любит людей, которые кричат о своей значимости, а когда приходит время отвечать за работу, прячутся за спины работников.

Будьте примером для других

Когда человек видит в начальнике не только руководителя, но и умного, развитого, харизматичного человека, ему вдвойне приятно с ним работать. Очень важно, чтобы авторитет зарабатывался не только благодаря должности, но и личностным качествам. Когда работники будут гордиться своим начальником, они постараются более качественно выполнять работу.

Субординация

Не допускайте на работе фамильярных обращений к себе. Вы руководитель, и точка!

Постоянно совершенствуйтесь

Если вы действительно хотите стать успешным руководителем, вы должны постоянно развиваться как личность, совершенствовать свои навыки руководителя, вы должны стать лидером команды который берет ответственность за продуктивность и успешную работу своих подчиненных.

Обязательно читайте бизнес книги, книги для руководителей, по психологии взаимоотношений — руководитель это еще и психолог который умеет найти правильный подход к своим подчиненным, умеет правильно мотивировать своих сотрудников, создать благоприятную атмосферу в коллективе.

Ниже представлены курсы и тренинги для руководителей:

Мотивация

  1. Секреты мотивации. 15 способов удержать ценного сотрудника. Перейти .
  2. Три инструмента точечной мотивации. Перейти .

Управление персоналом

  1. Секреты управления персоналом в крупной компании. Перейти .
  2. Как управлять вовлеченностью персонала. Перейти .
  3. Развитие персонала компании с минимальными затратами. Перейти .
  4. Создание эффективной управленческой команды. Перейти .

Руководителям

  1. Максимальная эффективность руководителя. Перейти .
  2. Навыки руководителя 3.0. Перейти .

Лидерство

  1. Инновационное лидерство. Перейти .
  2. Вертикальное развитие лидеров. Перейти .

Видение переговоров

  1. Вербальное айкидо. Как использовать силу оппонента на переговорах. Перейти .
  2. Как проводить конструктивные переговоры: стратегия и анализ ошибок. Перейти .
  3. Игры и сценарии жёстких переговоров в продажах. Перейти .
  4. Эффективные навыки ведения коммерческих переговоров. Перейти .
  5. Искусство вести переговоры. Как выжать максимум из оппонента? Перейти .

Электронная переписка

  1. Деловая электронная переписка: правила игры. Перейти .
  2. Проблемная переписка от А до Я. Перейти .

Стать успешным руководителем непросто, однако, прислушиваясь к некоторым советам и своему коллективу, можно найти подход к каждому сотруднику.

А как считаете Вы, какими навыками, знаниями и личностными качествами характера должен обладать успешный руководитель? Поделитесь своим мнением, а возможно опытом в комментариях к данной статье.

Удачи вам и до встречи в следующей статье.

Сегодня многие компании в разных сферах бизнеса сталкиваются с проблемой нехватки руководящих кадров. Одним из методов решения такой задачи является вырастить управленческие кадры внутри своей компании. Но возникает вопрос: "Какими качествами должен обладать руководитель, чтобы успешно вести свой коллектив к намеченным целям?". Как отличить перспективного управленца от простого механического исполнителя рабочих процессов?

Можно перефразировать знаменитую фразу и сказать: «Успешными руководителями компаний не рождаются, ими становятся». Процесс вырастания кадров для управления занимает около 7 лет. На это влияют некоторые факторы:

Накопление опыта руководителя;

Умение генерировать новые идеи;

Способность быстро перестраивать стиль работы;

Значительный багаж знаний в технологических и технических процессах;

Психологическая устойчивость.

Но вопрос не столько в том, какими качествами должен обладать руководитель, а в том, сможет ли он обеспечить качественное решение стоящих перед его компанией задач. Грамотный управленец обязан организовать свой коллектив на их успешное выполнение.

Самодисциплина;

Способность принимать на себя решение ответственных задач;

Способность анализировать;

Умение рационально распределять личное время;

И взглядов;

Умение знать и понимать людей;

Наличие знаний и навыков своего производства.

Психологический аспект управления становится главным в вопросе "какими качествами должен обладать руководитель?". Он для успешного управленца становится даже важнее, чем производственный. Грамотный руководитель должен быть отличным психологом, понимать людей, иметь способность отвечать им взаимностью. Необходимо эффективно использовать знания, умения и опыт других людей, организовать из подчиненных квалифицированный коллектив, создать слаженно действующий рабочий механизм.

Умение воспитывать подчиненных, разрешать и предупреждать возникающие в рабочей обстановке конфликты становятся главным приоритетом успешного командира. Здесь главной становится задача - создать среди своих подчиненных здоровую обстановку, способствующую достижению трудовых успехов. Если же в коллективе не очень дружеская обстановка, то она может способствовать подрыву авторитета управленца, уничтожить все его усилия и даже повлиять на работу всей команды.

Лучших результатов достигает не тот, кто имеет умную и светлую голову, а тот, кто способен эффективно координировать работу своих подчиненных. Чем лучше управленец знает своих подчиненных, их способности и умения, ценит их таланты, тем лучше он может определить балласт коллектива и быстро и безболезненно от него избавиться. Лидер коллектива должен быть доступен любому подчиненному.

Но какими качествами должен обладать хороший руководитель, чтобы уметь организовать себя и других? Это находчивость, умение побуждать своих подчиненных к творчеству, способность преодолевать трудности и препятствия, рисковать, экспериментировать. Очень важно уметь влиять не только на членов своего коллектива, но и на тех, кто не является непосредственными подчиненными, чтобы иметь поддержку и помощь в решении различных производственных задач.

Тот, кто способен управлять своими подчиненными - руководитель на 50%. На все 100% - тот управленец, кто умеет манипулировать и своим начальником.

2.2 Качества успешного руководителя

Важнейший вклад, сделанный психологической наукой в области предпринимательства в последние годы, состоял в выявлении ключевых черт характера признанных лидеров. Были проведены психологические тесты с целью выяснить, какие именно качества наиболее часто встречаются у успешных руководителей. Перечень этих качеств может быть взят менеджерами на вооружение. Он поможет им развить интуицию и выработать организаторские способности.

Часто меняющиеся обстоятельства, при которых осуществляется предпринимательская деятельность, - главная причина повышенного внимания к роли руководителей в наше время. Если в прошлом для того, чтобы фирма процветала, от руководства требовалось лишь поддерживать существующий порядок вещей (статус-кво), то сегодня новые тенденции на рынке диктуют более широкий взгляд на вещи. Будущие лидеры - это провидцы. Они одновременно и ученики, и учителя. Они способны предвидеть важные изменения в обществе, обладают высокими моральными качествами и стараются привить своим организациям дух честности и порядочности.

Рэймонд Каттелл, первопроходец в области оценки выдающихся личностей, в 1954 году вывел уравнение потенциала руководителя. Это уравнение, полученное на основе изучения личностей военачальников, используется в настоящее время для определения черт, присущих успешному руководителю. К таковым относятся следующие:

Уравновешенность. Хорошие руководители должны справляться с неудачами и стрессами. В целом они должны уметь приспосабливаться и быть достаточно психологически зрелыми, чтобы справиться с любой возникающей перед ними проблемой.

Преобладание. Лидеры - в большинстве своем люди решительные, они любят оставлять соперников позади и преодолевать препятствия. В целом они мыслят позитивно и так же относятся к окружающим.

Энтузиазм. Лидеры обычно активны, эмоциональны и энергичны. Часто они чересчур оптимистичны и не боятся перемен. В целом они быстры, проворны и стремятся к неограниченной свободе.

Добросовестность. У лидеров обычно очень развито чувство долга и повышенная требовательность к окружающим. Обычно их критерии совершенства очень высоки, поэтому они ощущают внутреннюю потребность делать все наилучшим образом. Они любят порядок и приучают себя к самодисциплине.

Общественная активность. Риск заложен у лидеров в крови. Обычно они социально агрессивны и эмоционально непробиваемы. Тем не менее, они отзывчивы по отношению к другим и стараются проявлять благородство.

Практичность. Хорошие лидеры практичны, логичны и конкретны. Им чужда сентиментальная привязанность, они не боятся критики. Обычно они равнодушны к трудностям и имеют отличное самообладание.

Уверенность в себе. Уверенность в себе и гибкость - типичные черты лидеров. Они стремятся не культивировать в себе чувство вины и не нуждаются (или почти не нуждаются) в чьем-либо одобрении. Обычно они держатся уверенно и не испытывают угрызений совести. Как правило, на них не оказывают влияния прошлые ошибки и неудачи.

Подверженность влиянию. Как выяснилось, лидеры подвержены чужому влиянию и очень щепетильны в общении с окружающими. В целом они очень заботятся о своей чести и репутации, поэтому стремятся всегда быть в курсе происходящего. Они осторожны и предусмотрительны, принимают решения и переходят к конкретным действиям лишь после того, как все взвесят.

Помимо вышеизложенных качеств, современные лидеры должны также уметь убеждать других людей и быть способными повести их за собой в новом направлении. Лидеры будущего должны уметь предвидеть развитие событий и убедить других в том, что их прогноз заслуживает доверия. Для этого им следует обладать следующими чертами характера:

Энергичность. Ненормированный рабочий день и частые поездки входят в обязанности руководителя. Это особенно актуально, когда компания расширяется. Всегда быть бдительным и сосредоточенным - вот две самые большие трудности, которым вам придется научиться на руководящем посту.

Интуиция. Стремительные изменения, происходящие в современном мире, в сочетании с информационной перегрузкой не дают возможности "знать" решительно все. Другими словами, одной только рассудительности и логики может оказаться недостаточно, чтобы найти выход из ситуации. Нынче все большее число лидеров прибегают к интуиции и полагаются на нее при принятии решений.

Зрелость. Для того, чтобы стать хорошим руководителем, следует понимать, что ваша личная власть и всеобщее признание должны быть на втором месте, а повышение квалификации вашего персонала - на первом. Другими словами, когда руководитель понимает, что можно добиться большего, если отказаться от безраздельного управления подчиненными и вместо этого наделить их полномочиями, значит, он достиг зрелости.

Ориентация на команду. В настоящее время предприниматели прилагают много усилий к тому, чтобы коллектив работал как единая команда. Отношениям с подчиненными в стиле "взрослый-ребенок" лидеры предпочитают отношения "взрослый-взрослый", что способствует сплочению коллектива.

Сопереживание. Умение "поставить себя на место другого" - это главная черта современных лидеров. Если не уметь сопереживать, то не сможете добиться взаимного доверия. А без доверия никогда не добиться максимальной самоотдачи на работе от персонала.

Обаяние. Окружающие обычно воспринимают лидеров как людей особенных. И тут большую роль играет личное обаяние лидера. Руководители, обладающие таким обаянием, способны вызывать у своих подчиненных сильные эмоции. Благодаря своему умению убеждать, объединять людей и увлекать их, такие руководители находят нужные мотивировки для работников при достижении поставленных целей. При этом используется как система вознаграждений, так и аппелирование к гражданскому долгу.

В целом, лидеры - люди особого склада. И лишь личные качества определяют, сможет или не сможет данный человек успешно руководить другими. Тем не менее, не следует забывать, что люди в течение жизни способны обучаться и изменяться.

Лидерами редко рождаются. Благоприятные обстоятельства и настойчивость - вот основные составляющие воспитания любого лидера. Следовательно, если цель руководителя - выбиться в лидеры, развивать надо те качества, которые, еще не соответствуют "стандарту". Скажем, если руководитель обладает многими вышеперечисленными чертами, но не может похвалиться отзывчивостью, надо пройти обучение на специальных курсах или почитать специальную литературу, посвященную вопросам сопереживания. Если же он всегда любил людей, а принятие логических решений, напротив, давалось с трудом, надо почитать руководство о том, как стать практичным человеком и приобрести большую психологическую устойчивость.


Заключение

В бизнесе не бывает ненужных деталей. Для достижения конкурентоспособности и положительных результатов для фирмы важна совокупность множества факторов – это и налаженный бухгалтерский учет, и отточенная маркетинговая машина, и грамотно построенная бухгалтерия.

Но, ничего из вышеперечисленного не может работать эффективно, без наличия грамотного и обученного персонала. Именно люди – залог успеха любой организации.

Для того чтобы люди с разносторонними возможностями превратились в коллектив, чтобы коллектив добивался поставленных целей – нужен руководитель.

Роль руководителя в современной организации трудно недооценить, ведь именно благодаря эффективному руководству появляются новые компании, которые постепенно превращаются в крупных игроков на различных рынках, именно руководящий состав фирмы может вывести компанию из кризиса и заставить работать ее эффективно.

Какие же навыки важны, для современного руководителя? Исходя из данной работы, руководитель должен быть разносторонней развитой личностью. Основная задача руководителя – знать процессы производства руководимой фирмы и обладать личностными данными, необходимыми в процессе управления людьми.

Только в совокупности этих двух качеств – знание производства и наличие личностных навыков, руководитель превращается из руководителя в эффективного руководителя.

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты знаний эффективного руководителя, а также практические результаты исследований, направленных на выявление качеств эффективного руководителя.


Список используемой литературы

1. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. – М.: изд-во “Экономика”, 1998.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. В41 Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с. Высшая школа, 1999.

3. Герчикова И.Н. "Менеджмент", М–1994, издательское объеди­нение “Юнити”.

4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997

5. Генри Минцберг, "Природа управленческого труда" (1973).

6. Д. Трейси “Менеджмент с точки зрения здравого смысла”, “Автор” 1993 г.

7. Журнал: Менеджмент сегодня, #4, 2002 г. Доступ http://grebennikon.ru/article-PyIn-215.html

8. Журнал: Менеджмент сегодня, #4, 2001 г. Доступ http://grebennikon.ru/article-8vrB-130.html

9. Кудряшева Л.Д. Каким быть руководителю. Л., 1986 г.

10. М. Вудкок, Д. Фрэнсис “Раскрепощенный менеджер”.

11. Менеджмент: Учебник для вузов /М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 – 343с.

12. «ПСИ-ФАКТОР» - информационный ресурсный центр по практической психологии. Доступ http://www.psyfactor.org/lider4.htm

13. Розанова В.А. Психология управления. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.

14. Управление организацией / Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА-М, 1999.

15. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА - М, 1999.

16. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 1999.

17. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.

18. Элитариум - Центр дистанционного образования Доступ http://www.elitarium.ru


Приложение 1

Воспитание лидеров в западных компаниях

В современном мире, где преобладают корпорации со сложной организационной структурой, возникает повышенная потребность в лидерах. Рыночная динамика не дает расслабиться. Те формулы успеха, что действовали еще вчера, сегодня себя изживают. В итоге, если сегодня действовать вчерашними методами или даже чуть лучше, - это не приведет к успеху. Перед компаниями встает задача выдержать натиск перемен и суметь сохранить свою конкурентоспособность в постоянно меняющихся условиях. А чем серьезнее изменения, тем значительнее потребность в эффективном лидерстве. Поэтому в последние десятилетия бизнес столкнулся с необходимостью создания такой корпоративной культуры, которая всячески способствует развитию лидерских качеств. Главное, что необходимо для процветания организации - это чтобы как можно больше людей участвовали в формировании культуры такого типа.

Несмотря на растущее значение лидерских навыков для достижения успеха в бизнесе, в реальности тот жизненный опыт, который получает большинство людей на протяжении жизни, скорее препятствует развитию у них подобных качеств. Тем не менее существуют компании, которым в течение длительного времени удается демонстрировать миру способность делать из своих сотрудников выдающихся лидеров и первоклассных менеджеров.

Руководители преуспевающих компаний не дожидаются, пока подходящий лидер свалится с неба. Они активно ищут людей с лидерскими способностями и предоставляют им карьерные возможности, позволяющие максимально раскрыть их потенциал. При условии тщательного отбора, обучения и поощрения компании получают в свое распоряжение десятки людей, способных играть роль лидеров.

Прием на работу соискателей, обладающих лидерскими способностями - лишь первый этап процесса воспитания лидеров. Не менее важно дать человеку попробовать себя в различных направлениях для профессионального роста. Часто бывает так, что люди, достигшие высших должностей, имеют опыт работы в нескольких областях, имеющих отношение к их профессии.

Очень распространенный и одновременно наиболее важный этап в карьере эффективных лидеров - это момент, когда в самом начале трудового пути им поручают выполнение сложного и ответственного задания. Молодому специалисту предоставляется возможность попробовать себя в роли лидера, рискнуть и на собственном опыте узнать радость победы и горечь поражения. Такого рода опыт - необходимая предпосылка развития у сотрудника лидерских навыков, а также представлений о перспективах своей работы. Подобное «боевое крещение» дает человеку возможность, как говорится, на своей шкуре испытать трудности роли лидера и вместе с тем почувствовать ее немалые возможности в плане осуществления перемен.

На следующей стадии воспитания лидера и становления его карьеры происходит еще один, не менее важный перелом, так или иначе связанный с расширением его профессионального кругозора. В жизни многих людей, которые сегодня занимают важные руководящие посты и блестяще справляются со своими обязанностями, в свое время был момент, когда они получили возможность переступить узкие профессиональные рамки, характерные для работы большинства менеджеров. Как правило, это происходило в результате ротации кадров - перехода на аналогичную по статусу, но требующую совершенно других навыков работу, или же раннего продвижения на должность с необычайно широкими полномочиями.

В западных корпорациях такой ротационный этап деловой карьеры будущего лидера может продолжаться несколько лет, в течение которых он переходит с одного отдела в другой или с одного офиса в другой, который порой расположен на другом конце земного шара.

Иногда переходу на новый уровень способствуют и другие факторы, например назначение членом специальной рабочей группы или прохождение продолжительного курса общего менеджмента. Как бы то ни было, широкие знания, приобретенные на этом этапе карьеры, благотворно влияют на все аспекты будущей работы руководителя. Аналогичную положительную роль играют и личные связи, которые человек обычно успевает за это время установить как внутри компании, так и за ее пределами. Более того, когда описанные возможности получают многие сотрудники организации, то их деловые контакты помогают, помимо всего прочего, наладить в коллективе и прочные неформальные отношения, а именно последние необходимы для мобилизации рядовых сотрудников на выдвижение лидерских инициатив.

Компании, в которых воспитанию лидеров уделяется особое внимание, обязательно стараются поручать относительно молодым специалистам интересные, но ответственные задания. На многих предприятиях ставка делается на децентрализацию полномочий. Этот процесс, по определению, предполагает передачу части важных обязанностей на нижние уровни управления, в результате чего у рядовых сотрудников появляется шанс проявить себя в трудном, но интересном деле. Этот подход с успехом применяется в таких известных компаниях, как Johnson&Johnson, 3M, Hewlett-Packard, General Electric, Intel и других. К тому же руководство этих компаний старается создать как можно больше мелких подразделений, а значит, появляется масса вакансий в нелегкой области общего менеджмента низшего звена.

Иногда начальство создает для работников дополнительные возможности проявить свои таланты. С этой целью оно делает особый упор на развитии компании за счет разработки новых товаров или услуг. Так, в корпорации ЗМ многие годы действует правило: не менее 25% дохода должно поступать от продажи продукции, запущенной в производство в последней пятилетке. Такой подход способствует реализации небольших новаторских проектов, которые, в свою очередь, дают руководству компании сотни возможностей испытать молодых специалистов, обладающих лидерскими способностями, и стимулировать их переход на новый профессиональный уровень.

Одно только участие сотрудников в подобных программах уже, по сути дела, способно подготовить их к выполнению руководящих обязанностей в низшем и среднем звеньях. Что же касается кандидатур на ключевые лидерские посты, то в этом случае главам компаний приходится прилагать более серьезные усилия, и времени на их подготовку зачастую уходит много. Работа начинается с того, что руководство старается выявить людей со значительным выдающимся лидерским потенциалом уже на самом раннем этапе их деловой карьеры. Затем следует определить, что потребуется для развития и расширения спектра их способностей.

Методы, которые применяются успешными компаниями для отбора и воспитания лидеров, на удивление просты и логичны. Все делается для того, чтобы руководство могло следить за достижениями молодых специалистов и сотрудников на нижних ступенях иерархии. Каждый из топ-менеджеров выносит свое заключение по поводу одаренности того или иного работника и необходимых этапов его дальнейшей подготовки. Затем они обсуждают эти предварительные выводы между собой и принимают окончательное взвешенное решение по каждой кандидатуре.

Вооруженное ясным представлением о том, кто из сотрудников обладает значительным лидерским потенциалом и каких умений ему пока недостает, руководство принимается за организационную работу, предваряющую начало обучения. Бывает, что план занятий составляется в рамках программы обеспечения преемственности власти или подготовки многообещающих кадров. Но зачастую руководство предпочитает, чтобы обучение будущих лидеров проходило в более свободной форме. В любом случае ключевой элемент этой подготовительной работы - объективная оценка того, какие возможные варианты профессионального развития подходят каждому из кандидатов.

Сегодня в западной деловой культуре распространен ряд представлений о том, как должно проходить профессиональное обучение и воспитание лидера. Считается, что лучший способ чему-либо научиться - это общение с коллегами. При общении равного с равным якобы сама собой исчезает угроза оценивающего отношения и даже неуважения. Объясняют это тем, что люди одного и того же ранга склонны отождествлять себя друг с другом и, кроме того, социальные нормы тоже налагают запрет на авторитарный стиль общения равного с равным. Обучение по такому принципу широко используется в организациях, причем реализуется оно в самых разных формах.

Например, создание целевых групп, куда входят специалисты одного уровня, но разного профиля (скажем, эксперты по сбыту, производству, НИОКР, финансам), как считается, устраняет статусные препоны и полностью раскрепощает людей, способствуя свободному обмену мнениями и идеями. В итоге, теоретически, собеседники общаются более открыто, внимательнее прислушиваются к критике и суждениям инакомыслящих и, наконец, многому учатся благодаря работе в этой здоровой обстановке.

Иначе поставлено «обучение равных» в некоторых крупных компаниях, где организационная структура построена на принципах солидарной ответственности двух коллег: один из них представляет коммерческую сторону деятельности фирмы, а другой - техническую (например, так принято в компании Philips.). С формальной точки зрения оба несут одинаковую ответственность за деятельность компании в каком-либо регионе или секторе рынка. Иногда это соблюдается и на практике. Однако может случиться и так, что один из этой пары начнет тянуть одеяло на себя. Но даже в таком случае основное взаимодействие осуществляется между этими двумя или несколькими формально равными по статусу сотрудниками.

Приведем еще несколько примеров воспитания лидеров. В другой компании, менее крупной, чем Philips, описанные подходы реализуются в несколько измененном виде, так как начальство стремится избежать негативного влияния «обучения равных» на их предприимчивость и личную инициативу. Коллеги здесь тоже отвечают за деятельность функциональных отделов солидарно, но с одним важным отличием. Глава компании поощряет конкуренцию и соперничество среди подчиненных и награждает того из равных по статусу сослуживцев, кто в итоге побеждает в соревновании и берет на себя повышенную ответственность.

Хотя руководство исходит из благих побуждений, на деле такая смешанная тактика имеет ряд недостатков. например, она может приводить к ряду непредвиденных последствий, которые могут оказаться катастрофическими. Умерить борьбу между коллегами чрезвычайно сложно. Стоит допустить такое противостояние, и дрязги начинаются на всех уровнях управления. В компании воцаряется атмосфера интриг - благодатная почва для образования враждебных группировок.

Вторым по уровню значимости считается признание важности развития лидерских качеств путем непосредственного воздействия высокопоставленных сотрудников на молодых. Например, глава компании, занимающий должности председателя совета директоров и генерального директора, регулярно выбирает одного талантливого выпускника университета и назначает его своим помощником. Целый год они работают в тесном контакте. По окончании обучения молодой специалист становится ценной кандидатурой на руководящую должность в одном из функциональных подразделений. Теперь его уже назначают на официальный ответственный пост, а не предлагают ему роль стажера. В процессе обучения молодой сотрудник непосредственно наблюдает за осуществлением властных полномочий. Он узнает, как много значат честный труд и прямота в общении - два важных средства борьбы с заносчивостью, звездной болезнью руководителей.

Такие отношения, однако, тоже не лишены сложностей. Когда молодой человек работает в тесном контакте с наставником, существует явное и всеми признанное различие в статусе. Поэтому искреннее эмоциональное общение требует от обеих сторон большого напряжения. Если два человека сотрудничают столь тесно, общение неизбежно приобретает личный, эмоциональный характер. Возможно, этим и объясняется нежелание многих руководителей вступать в такие отношения.

Чтобы стимулировать участие менеджеров в деятельности по воспитанию будущих лидеров, руководители компаний стараются отмечать и поощрять сотрудников, наиболее отличившихся во время подготовки новых кадров. В этом случае редко применяются формальные методы, например повышение зарплаты или премирование, просто потому, что подобные достижения весьма сложно оценить с достаточной точностью. Однако подобные достижения серьезно влияют на карьерные перспективы проявивших себя на этом поприще менеджеров и особенно учитываются начальством при подборе специалистов на высшие управленческие должности. Когда люди узнают, что в дальнейшем их продвижение по службе будет зависеть, в частности, от умения «взращивать» молодые кадры с задатками лидеров, то за воспитательную работу берутся даже те, кто утверждал, будто лидером нужно родиться, а обучение тут не поможет.

Подобная стратегия кадрового развития способствует формированию в компании такой корпоративной культуры, в которой принято ценить сильное лидерство и стремиться его стимулировать.


Приложение 2

Качественный юмор – залог успешного руководителя.

Смех продлевает жизнь и поднимает настроение, а руководитель (начальник, директор), умеющий шутить, поднимает производительность своего персонала. При условии, что юмор не направлен против конкретного работника, не высмеивает и не унижает сотрудников. Кому-то повезло, и чувство юмора дано при рождении, а кто-то шутит настолько неуклюже, что хочется плакать.

Следует отметить, что умение посмеяться над собой в неловкой ситуации, либо тактично разрешить конфликт с подчиненным, сняв эмоциональное напряжение удачной шуткой, дано не каждому. Как сказал Марк Твен: «Избегайте тех, кто пытается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим».

Такие «мелкие» люди встречаются часто, и особенно неприятны они в качестве непосредственных начальников. Можно воспользоваться советом Марка Твена и поменять работу, а вместе с ней и руководителя, а можно «бить врага его же оружием». А именно, отвечать острой сатирой на попытку высмеять, опорочить некие ваши качества. Определите некоторый круг коллег, в которых вы уверены «как в себе» и не смейтесь на откровенно неудачные и злые выпады шефа. Дружное молчание коллектива и одинокий смех поставят начальника в неудобное положение и заставят задуматься над качеством шуток.

Если Вам не повезло – начальник хам и тиран, который обожает подкалывать Вас и ваших коллег, доводя особо истеричных барышень до слез, то постарайтесь держаться с достоинством и не опускайтесь до мелких склок и выяснения отношений. Увольняться с работы следует лишь в том случае, когда Вы перестали видеть перспективу для личностного роста. Нельзя поддаваться давлению, плохому настроению и откладывать дела «на потом», когда у него, т.е. шефа, будет хорошее настроение. Ведь невыполненное в срок задание даст вашим недоброжелателям законный повод для злорадства, вплоть до административного взыскания.

Чтобы стать великим по М. Твену человеком, достаточно следовать простым правилам:

Правило первое.

Можно пошутить над отдельным действием или высказыванием человека, но непосредственно в момент разговора. Недопустимо вспоминать давние события, за которые человеку может стать стыдно.

Правило второе.

Крайне неприлично открыто смеяться над необычной фамилией подчиненного, над его физическими недостатками, заиканием, тем самым привлекать ненужное внимание всего персонала.

Правило третье.

Не надо смеяться над собственной шуткой раньше всех. Если Вы – руководитель, то не стоит заранее подавать свой анекдот (или случай из жизни) как нечто забавное и остроумное. Предвзятое отношение к Вашей персоне вызовет обратный эффект, особенно если рассказ действительно не очень смешной.

«Если хочешь вызвать слезы - плачь. Но если желаешь насмешить, самому смеяться нельзя», - говорится в итальянской пословице.

Правило четвертое.

Пошлые, так называемые половые шутки неуместны в офисе, в разгар рабочего процесса. Они выявляют низкую культуру руководителя, показывают неуважение личности подчиненных, не имеют ничего общего с остроумием.

Правило пятое.

Разве станет человек с чувством юмора смеяться над «американскими приколами» - поскользнулся, упал, ударился?..

Правило шестое.

Внимательный руководитель знает, у кого из подчиненных какой «пунктик» или «комплекс». Он не станет иронизировать, насмехаться и заведомо ранить словом человека. Этими действиями можно усилить существующий у работника комплекс, обострить конфликт с руководителем.

Данные правила – это не руководство к действию. Ведь грамотный, воспитанный, да просто приятный в общении человек интуитивно или осознанно, но следует принципам корпоративной культуры; специалисту экстра-класса не надо рассказывать о профессиональной этике.

У Марка Твена есть отличное высказывание: «Хорошее воспитание - это умение скрыть, что вы очень высокого мнения о себе и очень невысокого о своем собеседнике». Думаю, многие согласятся, что твердая уверенность, а также сдержанная, но убедительная манера отстаивать свою точку зрения позволяет выглядеть в споре на голову выше оппонентов. При этом доза свежего юмора даст Вам несомненное преимущество.

Итак, хорошая шутка – отличный способ немного расслабиться в течении рабочего дня, замечательное средство вдохнуть нелишний энтузиазм в приунывшего работника, и великолепное средство произвести приятное впечатление на деловых партнеров.


Приложение 3

Результаты исследования «Успешный руководитель: что он собой представляет?»

Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски. Они обнаружили ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров. Знание данных характеристик будет полезно всем, кто интересуется психологией лидерства и вопросами эффективного руководства организациями. Они предоставляют возможность сравнить ваше реальное поведение и идеальное поведение лидера, помогая тем самым ликвидировать различия между тем и другим.

1. Способность к экстраполяции. Сильные лидеры не нуждаются в обилии данных. Обладая глубокими и широкими знаниями, они интуитивно понимают, как далеко могут зайти в своей экстраполяции ситуации.

2. Способность к разработке нескольких проблем одновременно. Слишком высокий показатель упорства по психологическому тесту Эдвардса для успешно действующих руководителей нежелателен. Требуется гибкость, составляющая важнейший аспект поведения лидера.

3. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи. Белые пятна не мешают его деятельности. Он справляется со своим делом и без немедленной обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для других, неспособных к действиям в условиях неопределенности.

4. Понимание. Успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией. Им присуща способность, которую можно назвать «проворством в уличной толчее». Они схватывают суть дела интуитивно и быстро, обнаруживая удивительную способность отличать существенные стороны ситуации от несущественных.

5. Способность брать управление на себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения, не извиняясь за него и не обращая внимания на претензии тех, кто считал себя кандидатом на данный пост. Он не позволяет их разочарованию, зависти и ревности мешать выполнению своих обязанностей.

6. Настойчивость. Успешно действующие руководители при отсутствии ригидности и догматизма упорно выполняют задуманное, даже если их точка зрения оказывается непопулярной. Им присуще интуитивное понимание, за какие идеи следует держаться, при этом они активно интересуются всеми доступными данными. Их не пугает несогласие с ними других.

7. Способность к сотрудничеству. Успешно выполняющие свои функции лидеры умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Им удается нивелировать свои неприязненные чувства. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне. Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей. Лидер умеет сдерживать свою враждебность и агрессивность.

8. Инициативность. Успешно действующий лидер активен. Он ведет в атаку. Ему понятны возможности, ускользающие от внимания других. Он знает, когда начать - это часть его интуитивного знания. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность такого руководителя включает одно из основных качеств, ведущих к успеху, - способность рисковать.

9. Энергичность. Руководителю трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, без физических и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости.

10. Способность делать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.

11. Сензитивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Им свойственна эмпатия (сопереживание). Они способны поставить себя на место другого и испытать его чувства. Достигающие успеха лидеры обладают своего рода личным радаром, дающим им возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги.

12. Идентификация себя с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все. Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть как таковая, они скорее заинтересованы в достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества. Власть, которой они пользуются, происходит из уважения, которое они внушают. Они не стремятся занять как можно больше руководящих постов, зная, что их влияние и так достаточно и им не требуется применять власть для достижения успеха. Они знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий.

13. Способность к сочувствию. Успешно действующие руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить. Они способны непредвзято и точно оценить своих подчиненных, прекрасно понимая, что невозможно угодить всем. Они умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощными и нетребовательными. Такой лидер прекрасно понимает, что стремление, во что бы то ни стало нравиться подчиненным сделает его неспособным руководить ими. Благодаря сильному чувству идентификации он способен принимать непопулярные решения.

14. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление - не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.

15. Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в разрез с его взглядами и убеждениями.

16. Гибкость. Руководителю нет необходимости сосредоточиваться в каждый данный момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость, понимая, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями.

17. Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, и справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем. Успешно действующий руководитель не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой. Он хорошо чувствует себя при таком образе жизни и с удовольствием предвкушает все, что ждет его впереди каждый день. Чувствуя действие стресса, он знает, что предпринять, чтобы избежать урона для здоровья.

18. Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что преподнесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели. Целью обычно является осуществление мечты: мечты о том, чем станет его корпорация; мечты о том, чем станет вся его жизнь. Лидер любит и умеет - часто философски - говорить о своей мечте. Однако взгляды руководителя не должны быть окостенелыми: мечта должна развиваться, как и связанная с ее осуществлением цель.

19. Руководство сообществом. Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности, например, по охране окружающей среды. Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

20. Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. Они легко находят разнообразные возможности. Сделав ошибку, они признают ее и готовы посмеяться над собой, а не взваливают вину на других.

21. Цельность личностного идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет - во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. Следствием совпадения этого идеала и фактического поведения является то, что лидер живет в мире с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, независимо от их должности или общественного положения. Люди не испытывают страха и охотно поверяют ему свои горести и заботы, только личностная цельность лидера делает это возможным.

Труда руководителя, которая отличается продуманной системой работы, сосредоточением внимания на резервах использования рабочего времени, повышении качества управления. Исследование проблем организации личного трудового процесса руководителя, изучение и анализ затрат рабочего времени рассмотрение учебной и научной литературы позволили выработать и сформулировать следующие выводы и предложения. ...

Должности руководителей структурных подразделений и специалистов, не включенные в приложение 1, тарифицируются согласно приложению 4 к Инструкции. 3. РАСЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Оплата труда работников автотранспортных предприятий осуществляется на основе действующих в Республике Законов, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, Постановлений...

Чтобы быть на руководящей должности, важно обладать определенными лидерскими качествами, брать на себя ответственность и часто становиться объектом для ненависти. Завоевать карьерный Олимп и стать хорошим руководителем довольно тяжело, но вполне реально. В этой статье мы разберемся, как стать хорошим руководителем. Хороший шеф - это профессионал своего дела и образец для подражания. Его задача - создать постоянно развивающуюся команду. Достичь этого без лидерских качеств не получится.

Качества хорошего начальника

Лидер должен быть:
    Честным. Человек, который желает завоевать доверие людей, не будет выдавать желаемое за действительное.Открытым. Умение выслушивать чужие идеи и конструктивно к ним относиться - это особый навык лидера.Иметь творческий подход, который проявляется в способности думать иначе, смотреть на проблему под другим углом.Уверенным в себе и своих силах.Иметь чувство юмора, чтобы снять напряжение и разрядить обстановку.Обладать аналитическим мышлением, чтобы уметь разбить цель на части.Готовым к переменам.
Среди прочих качеств можно отметить:
    Ответственность.Психологическая устойчивость.Пунктуальность.Человечность.Смелость.Активизм.

Задатки лидера и мотиватора

Научиться формулировать цели можно из мотивационных книг. Не менее важно ежедневно ставить перед собой задачи и следить за их выполнением.
    Принимайте решения в тех областях, где неудача не станет критической для самооценки. Потерпев поражение, извлеките урок и двигайтесь дальше.Научиться принимать риски можно следующим образом. Оцените каждый недостаток ситуации от 1 до 5. Представьте развитие событий по худшему сценарию. Определитесь, на какой риск вы готовы пойти.Чтобы правильно мотивировать персонал, изучите их потребности. Добиться результата получиться, если каждый подчиненный поймет, что его работа влияет на конечный результат.Анализируйте свои поступки и их последствия. Самые значимые инциденты можно записывать в дневник. Пытайтесь извлечь из них урок.
Потенциал руководителя зависит от стремления человека к изменениям. Лидер должен поощрять сотрудников за новшества и давать им возможность самостоятельно отвечать за свои решения. Добиться этого можно только с командой профессионалов.Разбираться в тонкостях рабочего процесса Чтобы стать хорошим руководителем, повысить свою рыночную стоимость и управлять командой, постоянно развивайтесь: изучать новое специализированное программное обеспечение, проходить профессиональные онлайн-курсы. Хороший аналитик должен уметь планировать свой день и акцентировать внимание на тонкостях в реализации рабочего процесса. Это дает возможность лучше оценивать риски и отвечать за результат труда коллектива в целом. Если лидер сможет организовать эффективно свой труд и своих заместителей, то у него всегда будет время для оперативного решения важных вопросов.

Создать благоприятные условия для труда Рациональное управление трудом основывается на применении современной техники. Автоматизация труда может быть достигнута путем внедрения электронно-вычислительных систем, использование оргтехники. Это не все инструменты, с помощью которых можно повысить производительность труда. Среди дополнительных мер можно выделить:
    соблюдение санитарно-гигиенических условий в кабинете;наличие рабочего стола;обустройство помещение мебелью;обеспечение сотрудника канцелярскими товарами и прочими рабочими инструментами;организация режима труда и отдыха.
Хорошее освещение, оптимальная температура, отсутствие шума влияют на работоспособность.Грамотно организовать работу коллектива В независимости от того, сколько у вас человек в подчинении, четыре или сотня, лидер всегда должен уметь четко разъяснять свои требования. Добиться поставленной цели поможет кодекс правил и поведений. Проще всего понимать цели и ожидания, если они записаны на бумаге. Еще лучше заранее прописать последовательность действий. Если интересная цель посетила вас в середине проекта, не имеет смысла ее озвучивать. Сотрудники не воспримут вас всерьез и едва успеют добиться определенного результата. Внедрять серьезные изменения в середине проекта не стоит, однако, мелкие корректировки рабочему процессу не помешают. Создать правильную атмосферу в коллективе Настойчивость в достижении цели не должна мешать подчиненному выдвигать свои предложения. Взгляд на проблему со стороны позволит откорректировать ход действий. Особенно важно слушать чужое мнение на завершающем этапе. Если хотите услышать честный ответ, то не угрожайте. Не напугать подчиненных и выслушать их точку зрения можно несколькими способами: организовать анонимный опрос, отправить электронное письмо, спросить мнение при личной встречи. Сотрудники быстрее поделятся своим мнением, если будут понимать, что оно влияет на успех проекта в целом. У них всегда должно быть время на обдумывание проблемы, над которым они трудятся.Держать дистанцию с подчиненными Заслужить любовь подчиненных можно не только панибратством, но и честным путем:
    Легко признаваться в своих ошибках. Любой человек может ошибаться, в том числе и шеф. Не стоит винить в своих просчетах других людей. Найдите ошибку, признайте ее и попытайтесь исправить. Только так можно показать умение находить решение в любой ситуации.Будьте последовательным. При разговоре с собеседником четко излагайте свои мысли и требования. В этом случае сотрудники смогут помочь решить вопрос.Не допускайте панибратства. Разумеется, босс должен уметь общаться с сотрудником, когда тот находится в любом настроении. Но не стоит допускать панибратства. Всегда держите дистанцию. О хороших навыках общения говорит число подписанных договоров, а не отношения в неформальной обстановке с коллективом.
Быть строгим, но справедливым Хороший босс поддерживает коллег и мотивирует их на достижение результатов. Сделать это можно с помощью системы поощрения.
    Заведите привычку ежемесячно встречаться с командой за праздничным ужином. Это интересный способ подружиться с коллективом и мотивировать их на достижение целей.Устройте индивидуальный прием. Если работник достиг невероятных высот, следует объявить коллективу об этом в электронном письме или при личной встрече.Поощряйте трудоголиков. Любой подарок, будь то новая модель телефона или билет в кино, могут мотивировать сотрудника на качественное выполнение обязанностей.
Брать ответственность на себя Умение брать на себя ответственность за проект в целом - ценное качество лидера. Любой результат работы команды - это, в первую очередь, результат его собственных действий. Причины неудач руководитель ищет в своем поведении. Такое отношение мотивирует руководителя принимать эффективные решения в будущем.Подчиненный может не справиться с задачей, потому что неправильно ее понял, забыл о ней или выбрал неэффективный метод. Со стороны руководителя наблюдаются такие сбои: не правильная постановка задачи, отсутствие промежуточного контроля и регламента решения вопросов. Способ решения уникальных проблем должно разрабатывать само руководство, так же, как и следить за ходом их выполнения.

Отстаивать интересы подчиненных Ответственность подразумевает также желание влиять на все происходящее изнутри и не допускать внешнего влияния без веских причин. Достичь этого невозможно без систематического контроля работы подчиненных. К своим подчиненным руководитель должен относиться как к равным партнерам, отстаивать их интересы перед вышестоящим управлением и в спорных ситуациях с третьими лицами. Сотрудники обязательно оценят лояльность руководства и попытаются улучшить результаты своей работы. Доверительные отношения в коллективе как раз и строятся на том, что шеф будет вести себя последовательно как при личном разговоре, так и публично.Держать свое слово Чтобы подчиненные уважали руководителя, он обязан уметь выполнять свои обещания. Это касается не только выплат зарплаты и распределения отпусков. Поэтому прежде чем давать обещания, нужно взять паузу и подумать над тем, как его выполнить. Не стоит расставлять приоритеты, ведь каждое обещание важно. Если вы договорились найти помощника крупному специалисту, то сделайте это несмотря на назревающий кризис и сокращение фонда заработной платы. Сделать это важно, потому что вы дали слово. Неумение выполнять обещания скажется на репутации человека как профессионала.

Как руководить коллективом без опыта

Многие менеджеры мечтают возглавить отдел и управлять командой. Недостаточно просто стать руководителем, нужно еще уметь удержаться на этой позиции.

Что стоит знать начинающему директору

По статистике основная причина увольнения сотрудников - отсутствие общего языка с начальством. Поэтому руководитель обязательно должен уметь внимательно слушать подчиненных. Общаться нужно не только через электронные письма, но и вживую.Начальник должен знать, как вдохновить коллектив. Особенно если речь идет о творческой работе. Перед стартом работы укажите на важность работы каждого сотрудника.Руководителю стоит уметь мотивировать коллектив. Иногда для этого достаточно проявить инициативу и первым взяться за большой объем сложной работы.В любом коллективе есть гений, который мыслит нестандартно и отказывается работать в команде. Со временем он становится неуправляемым. Таких личностей надо уметь выявлять и по возможности сразу от них избавляться. Иначе не получится наладить работу в коллективе.

Что должен уметь управляющий

Формулировать цели развития отдела и задачи, которые нужно выполнить, чтобы добиться результатов.Грамотно использовать ресурсы фирмы. К ним относятся: материальные ресурсы, капитал, информация и время. Ценность каждого из них менялась с развитием человечества. Сегодня в приоритете информация. Задача лидера заключается в том, чтобы грамотно выстроить внутреннюю структуру организации.Уметь мотивировать сотрудников. Для этой цели можно использовать внешние стимулы (соцпакет, штрафы, работу в команде), а также желание сотрудников развиваться.Контролировать ситуацию на всех этапах. Перед запуском проекта анализируются имеющиеся ресурсы. Целью промежуточного контроля является оценка выполнения каждого этапа. На заключительной стадии сравнивается достигнутый результат с поставленной целью. Делегировать подчиненным можно только контроль на первых двух этапах.

Правила хорошего шефа

    Разделяйте труд с целью качественного выполнения большого объема работы.Где появляются полномочия там, возникает и ответственность. Она является сильной мотивацией в срочных проектах. Иногда только моральная ответственность может удержать сотрудника от того, чтобы не сдаться.Дисциплинированность в коллективе базируется на авторитете руководителя.В идеале сотрудник должен получать приказ только от одного начальника. Сегодня границы иерархии раздвинуты. Распоряжения могут выдавать одновременно руководители нескольких отделов. Здесь важно, чтобы приказы не противоречили друг другу.Интересы одного человека не должны превалировать над интересами организации в целом. Иначе наступит диктатура.Верность и поддержку сотрудников можно обеспечить стабильной зарплатой.

Как стать начальником при мягкости характера

Считается, что либералы не могут стать лидерами ввиду своей человечности и склонности к попустительству. Вместо них коллективом управляют неформальные лидеры.Чтобы стать хорошим руководителем, надо найти амбициозного человека и сделать его своим советником. Затем с его помощью построить структуру управления и воздействовать на коллектив, используя модель «добрый директор – строгий зам».Демократический лидер должен быть:
    инициативным, ответственным;творчески относиться к работе;уметь убеждать;разрабатывать способы достижения цели.
Таких специалистов ждут в высокоразвитых командах, где каждый сотрудник хорошо мотивирован и может обосновать свою точку зрения на проблему.Начинать карьеру управленца следует с собственной жизни: ставить перед собой задачи, двигаться к цели. Общайтесь с людьми, которые добились профессионального успеха и готовы дать дельный совет.
    Выслушивайте мнение своих сотрудников даже если не согласны с ним.Не пытайтесь контролировать каждый шаг. Делегируйте свои полномочия.Не взрывайтесь по поводу каждой ошибки на сотрудников.Развивайте межличностные отношения с коллективом.Постоянно обучайтесь, стремитесь узнать что-то новое.Изучайте самого себя. Проблема большинства руководителей - отсутствие самоанализа и осмысленных действий.Концентрируйтесь на одной крупной цели и разрабатывайте шаги ее достижения.Избавляйтесь от неэффективных менеджеров. Либо выигрывают все члены команды, либо ни один из них.Ежедневно тренируйте свои лидерские качества.

Босс не всегда прав, но он всегда босс

Ситуация, в которой подчиненный оказывается умнее своего руководителя, встречается редко. Директор не возьмет на работу сотрудника, который в чем-то превосходит его самого: по уровню образования, опыта, квалификации. Тенденция брать на работу своих родственников за последние годы также снизилась к минимуму. Все остальные конфликты с руководством можно разрешить. Директор - это тоже человек со своими переживаниями и мыслями. Если он ошибается по какому-то вопросу, найдите разумные доказательства, чтобы поменять его точку зрения. Хороший руководитель это оценит. Не стоит увольняться с работы при возникновении конфликтной ситуации.