Такой маленький полный кадр. Обзор компактной камеры Sony DSC-RX1. Sony RX1 — полнокадровый компакт Фотоаппарат цифровой sony dsc rx1


Размеры и вес Sony RX1 с другими камерами я не сравнивал, но в сети бродит такая картинка:

Хочу сразу отметить, что я совершенно равнодушен к фото-оборудованию и не испытываю никакого пиетета к брендам. Технических форумов не читаю. Покупаю то, что на данный момент времени является оптимальным по соотношению цена-качество и отвечает тем задачам, которые мне приходится решать в процессе работы. Раньше снимал различными пленочными узко-, средне- и полноформатными камерами, позже цифровыми. Сейчас снимаю на Canon Mark II в комплекте с объективами Sigma 20mm f=1.8, Canon L 50mm f=1.2, Sigma 70-200mm f=2.8, Sigma 180mm Macro f=3.5, Canon L 100-400mm. Иногда на плёночную дальномерку Fuji 6х9 см с объективом 65mm.
Моей единственной компактной камерой была Смена-8М, еще во времена СССР. Погибла она в какой-то карстовой шахте на Кавказе четверть века назад. В дальнейшем этим типом техники я не пользовался.
RX1 мне подарила компания Sony. Игнорируя народную мудрость про зубы дарёных копытных, попробую описать свой опыт использования этого фотоаппарата. Описываемые здесь впечатления основаны на съемке растений в течении часа и 2 прогулок по Москве. Так что ожидать от этого поста какой-то необычайной глубины не имеет смысла. Зато есть интрига. Я не знаю, оставлю себе эту камеру или продам.

Первые впечатления
Судя по инструкции, производители камеры имеют весьма смутные представления о собственном изделии. Часть функций фотоаппарата попросту не описаны. Приходится осваивать методом «тыка». В зависимости от характера и темперамента пользователя первые опыты использования RX1 могут вызывать как неконтролируемую ярость, так и умиление от акта познания тайн и загадок волшебного инструмента.

Фотосъемка ночью с рук
Качество картинок очень высокое. Иногда уместно использовать режимы "Дешевый фотоаппарат" или "Авто HDR".

ISO-2000, 1/40 sec, f/2.8, съемка с рук, режим "Дешевый фотоаппарат"

Фрагмент

ISO-3200, 1/80 sec, f/2, съемка с рук

Фрагмент

ISO-2000, 1/30 sec, f/3.5, съемка с рук, три варианта режима "Дешевый фотоаппарат"

ISO-2000, 1/30 sec, f/3.5, съемка с рук, вторая картинка в режиме "Авто HDR"

ISO-2000, 1/30 sec, f/3.5, съемка с рук, режим "Авто HDR"

В режиме "Авто HDR" движущиеся объекты (обычно машины) на относительно длительных выдержках типа 1/30 sec двоятся и троятся. Но, при необходимости это легко ретушируется.

Режим "Панорама"
Панорамы снимаются моментально, склейка простых сюжетов качественная. Поворачиваемся корпусом, камера делает тыр-тыр-тыр-тыр-тыр.., а потом сама склеивает панораму (при этом можно перемещать камеру горизонтально, вертикально, вправо, влево, вверх или вниз).

ISO-100, 1/500 sec, f/10, съемка с рук, режим "Панорама", камера в горизонтальном положении

Фрагмент

Склейка сложных сюжетов (когда камера наклонена вниз или вверх) с отдельными разрывами (см. провода на фоне неба), что вполне естественно.

ISO-100, 1/500 sec, f/5, съемка с рук, режим "Панорама", камера в горизонтальном положении

Если смазанные треки машин не актуальны, режим "Панорама" может использоваться и ночью.

ISO-6400, 1/500 sec, f/2, режим "Панорама", камера в вертикальном положении, съемка с рук

Резкость

Резкость хорошая по всему полю кадра.

ISO-100, 1/160 sec, f/8, съемка с рук

Фрагмент, левый верхний угол

Фотосъемка с длительной выдержкой
В ручном режиме при съемке пейзажа на выдержке 30 сек картинка пересвечивается на 2EV. Крутим выдержку и диафрагму глядя на монотор до получения неземной красоты, нажимаем кнопку спуск, ждем пока отработается выдержка, потом ждем пока камера подавит шумы, смотрим на картинку и видим вот это:

ISO-100, 30 sec, f/16

Или недоработка программного обеспечения, или реакция на температуру -15 С. Вероятнее первое.
Глюк не критичный, если о нем знать. Со временем доработают.

Приходится делать поправку и снимать еще раз, после чего получаем нормальную картинку:

ISO-50, 30 sec, f/22, штатив, резкость несколько снижена наличием снегопада

Фрагмент

ISO-250, 5 sec, f/18, съемка с поручня подземного перехода

Попытка снять этот сюжет на длительной выдержке в режиме "Авто HDR" не удалась. Камера не стала объединять картинки в одну итоговую и сохранила две фотографии. Видимо из-за того, что промежуточные картинки слишком различны. С движущейся водой HDR скорее всего сложится.

Фокусировка

Автофокус субъективно медленнее, чем у зеркалки, но специально этот показатель я не сравнивал. При съемке портрета удобны функции: "Следящая фокусировка с приоритетом лиц" и "Распознавание лиц". Фокусировка в глубоких сумерках без ощутимой задержки. Ручная фокусировка при макро-съемке в режиме 0,2 м - 0,3 м довольно удобная. Позволяет сфокусироваться очень точно.

Фотосъемка небольших объектов с рук
Поскольку у меня дома постоянно цветут какие-нибудь орхидеи, я на них и тестировал камеру. Свет от окна, погода пасмурная, поэтому выставлены ISO от 800 до 1600. Качество картинок меня полностью устраивает.

ISO-1600, 1/125 sec, f/5.6, съемка с рук

ISO-1600, 1/640 sec, f/2.8, съемка с рук

ISO-1600, 1/60 sec, f/11, съемка с рук

ISO-800, 1/320 sec, f/2.8, съемка с рук

ISO-800, 1/60 sec, f/4, съемка с рук

ISO-800, 1/320 sec, f/2, съемка с рук

Дизайн, эргономика
Дизайн аскетичный. Без чехла камера мужская, или для женщин от 40 и старше. С чехлом типа http://www.leicatime.com/a000CasesOtherDigitalCameras.htm подходит под одежду в стилях Marlboro и Camel Active.
На вид вполне прочная. Расположение кнопок и колёсиков относительно удобное. Хорошая крышка на объектив. Жк-экран качественный, но как и у Markов льстивый, показывает картинки лучше, чем они есть на самом деле.

Некие предварительные рассуждения на тему: "зачем мне полноматричный компакт с объективом 35мм?"
1. Совершенно не нужен. Что, я испытывал какие-то особые проблемы пока его у меня не было? Нет не испытывал.
2. Благодаря RX1 буду ли я снимать лучше? Нет не буду.
3. Благодаря RX1 буду ли я снимать чаще и больше? Возможно. Но зачем это нужно?
4. Зеркальный фотоаппарат - инструмент идеальный. Но тяжёлый, объемный и предполагающий наличие тяжёлых и объемных дополнительных объективов. Компактная камера этих недостатков лишена.
5. Человек идущий по городу с хорошей зеркалкой на пузе груди ничем не отличается от человека открыто несущего в вытянутой руке 60000-100000 рублей. Компактная камера, особенно с замазанным названием бренда и модели почти не привлекает внимания и позволяет мимикрировать под бедного, но любознательного туриста.
6. RX1 позволяет работать в таких направлениях фотографии, как портрет, пейзаж, жанр, флора. Нет той гибкости, которую даёт зеркалка + зумы + сменная оптика, да и хрен бы с ней, с этой гибкостью. Зато глаз быстро привыкает находить сюжеты и строить кадр именно под 35 мм. Если бы я не зарабатывал деньги фотографией, то имел бы дешёвую зеркалку + телевик 100-400мм + макрообъектив 180 мм и полноматричный компакт с фиксом 35 мм. Сожаления некоторых пользователей по поводу отсутствия у RX1 сменной оптики мне не понятны. RX1 совершенно самодостаточная камера. Компакты со сменной оптикой - тупиковая ветвь эволюции, по сути - неудобные зеркалки без зеркала.
7. Для профессионального фотографа RX1 – хорошая страховочная камера на случай поломки основной.
8. Для фотографа, которого задолбала фотография, RX1 – забавная игрушка возвращающая интерес к творчеству.

Снизу по традиции находится отсек для батареи и карты памяти. Резьба штативного крепления размещается правее, но недостаточно далеко. В зависимости от конструкции штатива доступ к отсеку с картой памяти может быть заблокирован. Снизу также имеется системный динамик, скрытый под решеткой.

Объектив имеет отдельное кольцо для перевода в режим макро. По умолчанию он фокусируется с дистанции 30 см до бесконечности, а вот в макрорежиме фокусировка возможно с расстояния 20–35 см до объекта.

Экран и интерфейс

Трехдюймовый экран имеет разрешение 1 228 800 точек и выполнен по фирменной технологии WhiteMagic. Ее суть заключается в присутствии четырех цветовых точек на пиксель - красной, синей, зеленой и белой. Такой дисплей отличается повышенной яркостью и пониженным энергопотреблением. Это матрица с отличной цветопередачей, а также с широкими углами обзора. Съемка в солнечную погоду возможна без проблем. При прямом попадании лучей, правда, будет сложновато оценить правильность экспозиции, однако в этом может помочь гистограмма, которая выводится на экран по нажатию кнопки Disp.

Конечно, с профессиональной точки зрения это не равноценная замена видоискателю. Как вариант, можно воспользоваться внешним электронным или оптическим видоискателем, но лучше было бы перенять опыт Fujifilm и реализовать встроенный видоискатель. Экран не имеет сенсорного слоя, а задать точку фокусировки достаточно трудно, ведь никаких выделенных механических элементов для этого не предусмотрено. Кроме того, матрица дисплея имеет пластиковую защиту, хотя хорошим тоном было бы поставить здесь прочное стекло. Это даже удивительно, учитывая высокую стоимость камеры.

Меню Sony RX1 досталось в наследство от фотоаппаратов со сменной оптикой серии Alpha. Оно же было внедрено и для Sony RX100. Оно предельно просто организовано и не потребует долгого привыкания, хотя не обошлось и без промахов. Например, через быстрое меню невозможно переключить режимы съемки (RAW или JPEG). По краям дисплея выводятся как основные, так и второстепенные параметры съемки. При этом выглядят они ненавязчиво и почти не отвлекают от кадрирования.

Еще один забавный момент - в настройках можно изменять качество картинки на дисплее. Это ни на что не влияет в плане съемки и качества картинки. Видимо, камера отключает сглаживание шрифтов и предобработку изображения перед выводом на экран. Сколь-либо заметным образом снижение качества экрана не отражается даже на времени автономной работы. Так что спишем это на загадочность японской души.

Функциональные возможности

Здесь, конечно, сразу стоит поговорить о матрице. Это настоящий full frame с разрешением 24.3 мегапикселя. Такая же матрица (или, по меньшей мере технологически очень близкая) используется в профессиональной камере с полупрозрачным зеркалом SLT-A99. Есть информация, что матрица была специально доработана для использования в RX1, а шумовые характеристики на высоких значениях ISO выглядят лучше, чем у SLT-A99. Но сама Sony это никак не комментирует.

Светочувствительность сенсора регулируется в пределах 100-25600 единиц ISO, а при желании нижняя граница сдвигается вплоть до ISO 50. Это может быть особенно полезно при съемке с полностью открытой диафрагмой на ярком солнце. По непонятным причинам минимальная выдержка при F2.0 равна 1/2000 с. В отдельных случаях на помощь может прийти нейтральный фильтр, но его придется покупать отдельно.

Сам же сенсор заслуживает высших оценок по всем параметрам - чувствительности, шумам, динамическому диапазону. Такая крупная матрица позволяет реализовать как минимум двухкратное цифровое увеличение без существенной потери качества. В экстренном случае воспользоваться им не грех. В меню доступно лишь два формата кадра - 16:9 и 3:2. Ну а при съемке в RAW доступно только соотношение 3:2.

В последнее время намечается тенденция по увеличению физического размера сенсора при сохранении минимальных размеров фотоаппаратов. За мегапикселями уже никто не гонится. В этой области компанию Sony можно назвать лидером, так как она выпустила камеру с полнокадровым сенсором, которая относится к линейке Cyber-shot.

Камера RX1 получила сенсор со старшей модели SLT-A99. Размещение фотоаппарата в линейке Cyber-shot можно назвать условным, так как устройство не совсем компактное и по стоимости не относится к сегменту бюджетных камер. RX1 является очень серьезной камерой. Единственный существенный её недостаток заключается в несъемной оптике.

Основные характеристики Sony Cyber-shot DSC-RX1

  • Матрица: полнокадровая Exmor, физический размер 35,8 x 23,9 мм; разрешение — 24,3 Мп
  • Объектив: фокусное расстояние 35 мм; Carl Zeiss Vario Sonnar T, светосила F2,0-22; минимальная фокусировка - 14 см в режиме макро, в обычном режиме - 24 см; Цифровой зум за счет кропа полного формата матрицы. Диаметр фильтров - 49 мм
  • Стабилизатор: цифровой Steady Shot
  • Разрешение фотографий: 6000 x 4000
  • Форматы файлов фотографий: JPEG, RAW
  • Соотношение сторон: 3:2, 16:9, 4:3, 1:1
  • Панорамные фотографии: широкая (5536 x 2160/12416 x 1856) / стандартная (3872 x 2160/8192 x 1856)
  • Видеофайлы: максимальное разрешение 1920 x 1080, 50p, 28 Мбит/с; формат AVCHD, MP4; стереозвук
  • ISO: 100 - 25600 с расширением до 50; шумоподавление Multi-Frame NR
  • Дисплей: ЖК LCD Xtra Fine, диагональ 3"", количество точек 1 288 000
  • Серийная съемка: до 5 кадр/сек; с покадровой фокусировкой - 2,5 кадр/сек
  • Диапазон выдержки: 30-1/4000 с
  • Коррекция экспозиции: +/-3,0 EV шаг 1/3 EV
  • Вспышка встроенная: режимы: Авто, Медленная синхронизация, По задней шторке; коррекция красных глаз; горячий башмак
  • Память: Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo/; SD/SDHC/SDXC
  • Интерфейсы: USB 2.0, HDMI, разъем для микрофона

Стоимость камеры в магазине Sony составляет 119 999 рублей.

Дизайн и конструкция

Sony не старается воплощать невероятные дизайнерские решения. Камера получилась вполне обычной формы.

Глаз не цепляется за камеру. Выглядит она как безликий черный квадрат. Это, конечно же, можно отнести и к достоинству камеры.

Корпус не очень радует своим маленьким выступом под захват рукой. Все места соприкосновения камеры с рукой фотографа прорезинены, но от этого держать камеру в руках становится не намного удобнее. Габариты устройства — 113,3 x 65,4 x 69,6 мм, а масса — 482 грамма. Фотоаппарат тяжеловат для своего размера. Не смотря на то, что RX1 считается компактом, в карман её не уместить. Виноват в этом сильно выступающий объектив.

Функциональные элементы . На передней части камеры расположился объектив, светодиод для подсветки автофокуса, переключатель режимов автофокуса. Слева расположились разъемы: microHDMI, microUSB и 3,5 мм джек для микрофона. Справа функциональных элементов нет. Там только лишь проушина для крепления ремня, которая продублирована и слева. внизу расположился отсек для батареи и карты памяти, а также резьба для штатива. Наверху можно видеть поднимающуюся вспышку, горячий башмак, переключатель режимов, элемент регулировки экспокоррекции, кнопка спуска затвора, которая совмещена с выключателем и программируемая клавиша. Кнопка спуска затвора имеет резьбу для подключения спускового тросика.

На тыльной стороне разместился 3" экран без поворотного механизма, рычаг включения вспышки, кнопка запуска просмотра отснятого материала, колесо управления, пятипозиционный джойстик с клавишами, пригодными для программирования. Этот джойстик совмещен со вторым управляющим колесом. Также имеется кнопка начала видеозаписи.

Сборка корпуса выполнена отлично, но расстраивает легко царапающееся стекло экрана и отсутствие в комплекте поставки защиты. Также не входит в поставку и чехол. Это всё можно купить за дополнительную плату. С камерой поставляется мешочек для транспортировки камеры в сумке и платок для протирки экрана и оптики.

Интерфейс управления

Элементы управления камерой разместились удобно. Радует наличие возможности управления диафрагмой. Кольцо управления ей разместилось на объективе. Очень удобно настраивать на своё усмотрение 5 программируемых кнопок. В интерфейсе меню имеются два столбца (справа и слева) для управления. Навигация по ним осуществляется при помощи двух селекторных колец. В целом меню похоже на то, что можно увидеть в камерах Alpha-серии и на RX100. Интересно, что в камере отсутствует учебник по фотографированию, хотя Sony часто снабжает свои фотоаппараты подобными учебными материалами.

Видоискатель в RX1 отсутствует. Можно установить дополнительно купленный электронный видоискатель на горячий башмак. Это перекроет место для установки внешней вспышки. Кадрирование снимков можно делать по экрану, который не имеет поворотного механизма. На экран можно выводить несколько различных типов сетки и гистограмму.

Функциональность

Гордостью камеры Sony Cyber-shot DSC-RX1 является полнокадровый сенсор от топовой зеркальной модели Alpha SLT-A99. Его физический размер составляет 35,8 x 23,9 мм. Разрешение — 24,3 Мп. Высокое разрешение позволяет выполнять практически не заметный для глаза кроп, что приводит к возможности получения цифрового зума. Объектив фотоаппарата не поддерживает зумирование, поэтому цифровой зум - это единственный способ зумирования.

Обработкой снимков занимается процессор BIONZ. Включается камера около одной секунды. Серийная съемка позволяет делать 5 кадров в секунду при непрерывной фокусировке и 2,5 кадра при покадровой фокусировке. В серии может быть до 16 снимков в формате Jpeg и 12 - RAW.

Автофокус работает по 25 точкам. Он достаточно быстр и отлично справляется со своей задачей в умеренных условиях. При плохом освещении автофокус может промахиваться и надолго задумываться, но такое поведение вполне нормальное для подобного типа системы автофокуса. Ручная фокусировка выполняется при помощи кольца на объективе, но это кольцо электронное, поэтому иногда бывают лаги в скорости работы.

Оптической стабилизации нет. Есть электронная, но только для видео.

Камера имеет вполне стандартные режимы съемки - это P/A/S/M, iAuto+, панорама, видео, сюжетные режимы и три пользовательских режима. Доступен режим выдержки Bulb. Он активируется при настройке выдержки на максимальное значение.

Видео.

Камера RX1 может снимать FullHD видео в двух форматах. Это AVCHD и MP4 с частотой до 50fps. Доступны ручные настройки качества видео. Стереомикрофон имеет систему подавления шума ветра. При необходимости можно подключить внешний микрофон.

Качество съемки

Объектив с фиксированным фокусным расстоянием в 35 мм у камеры RX1 имеет регулируемую диафрагму в пределах от значения 2,0 до 22. Данная оптика дает очень приятное боке и достаточно резкую картинку, но при таких характеристиках часто возникают оптические и световые искажения. В большинстве случаев фильтры камеры исправляют все неточности, но иногда виньетирование остается заметным.

Фотоаппарат с такой отличной матрицей демонстрирует хорошие показатели при съемке в условиях плохой освещенности и при высоких значениях ISO.

Подавление шума работает очень хорошо, но оно делает картинку слегка замыленной. Оно убивает детали. Данную опцию можно отключить. Режим iAuto+ дает очень хорошие результаты. Экспозамер и баланс белого определяют условия съемки практически безошибочно. Можно просто включить автоматический режим и снимать в своё удовольствие.

Батарея

Батарея RX1 имеет емкость 1240 мАч. Этого хватает на 250—260 снимков. Этого очень мало для камеры такого уровня, но большинство компактов демонстрируют такой же показатель. Очень удобно о, что камеру можно заряжать прямо от сети, не используя внешнее зарядное устройство.

Sony Cyber-shot DSC-RX1R II: У камеры есть Wi-Fi и NFC для беспроводной передачи данных.

Вам, наверняка, понравятся быстрый автофокус и отличное качество обработки. Правда, недолгое время автономной работы аккумулятора заставляет постоянно носить с собой запасную батарею.

Sony Cyber-shot DSC-RX1R II выглядит скромно как никакая другая камера класса люкс. Внешне она напоминает обычную компактную камеру. Но на высокое качество фотоаппарата указывает и магниевый корпус, весом около 500 грамм, с многочисленными кнопками прямого действия, двумя колесиками настройки, и сравнительно большой объектив.

Трудно поверить, что на самом деле скрывается внутри Sony Cyber-shot DSC-RX1R II: камера работает на полнокадровой матрице с разрешением 42 мегапикселя. Кто при этом вспомнил про топовую модель беззеркальной камеры Sony Alpha 7R II, тот совершенно прав - у Sony Cyber-shot DSC-RX1R II полноформатная матрица с таким же большим разрешением. Поэтому неудивительно, что благодаря такой матрице получаются классные снимки, хотя, возможно, некоторые ожидали большего.

Детализация как ни у какой другой камеры


Sony Cyber-shot DSC-RX1R II: 3-дюймовый экран с высокой резкостью, который можно повернуть на 100 градусов

Ровно 2132 пар линий на высоту изображения мы получим с Sony RX1R II при минимальной светочувствительности. Хорошая резкость краев изображения, благодаря которой камера гарантирует великолепные снимки с отличной детализацией. Даже повышение светочувствительности почти не влияет на качество снимков: до ISO 6400 (включительно) снимки получаются очень четкими.

Ну, хорошо, тепловой шум становится заметным при 100-процентном размере снимка, уже начиная с ISO 1600, особенно на фотографиях, сделанных в помещении. Но разрешение все равно остается великолепным. Кто готов к компромиссам, может попробовать рискнуть и посмотреть, какие результаты получатся при ISO 102800 (см. ниже).

Больше разрешения, чем может выдержать оптика?


Sony Cyber-shot DSC-RX1R II: нет встроенной выдвижной вспышки, осветить объект съемки можно только с помощью системной вспышки.

Но надо признать, что резкость по краю снимков, сделанных с помощью Sony Cyber-shot DSC-RX1R II, могла бы быть немного выше. Камера выдает на 90 пар линий на высоту изображения больше, чем модель-предшественница, у которой, к тому же, всего 24 мегапикселя. Напрашивается вывод, что оптика камеры по техническим характеристикам не дотягивает до уровня матрицы.

Хотя, в общем и целом, светосильный фикс-объектив 35мм/F2 оставляет очень хорошее впечатление. Его не портит и небольшая потеря резкости по краям кадра (меньше, чем 20%). Кажется, матрица способна выдать большее разрешение, чем потянет оптика. Плохо ли это? Вряд ли. Ибо фотографии и так представляют собой образец резкости и детализации.

Прибавьте к этому то, что благодаря 42 мегапикселям, у вас будут огромные возможности для последующего кадрирования. Чего нам не хватило в настройках этой камеры, это функции цифрового кадрирования непосредственно при съемке (цифрового изменения границ кадра), как, например, у Leica Q, которая еще во время съемки сохраняет изображение с указанием соответствующего фокусного расстояния. Ну, и раз уж мы начали загадывать желания, то Sony Cyber-shot DSC-RX1R II точно бы не повредили сенсорный экран и стабилизатор изображения.

F8, 1/4 с, ISO 50

F8, 1/30 с, ISO 400

F11, 1/60 с, ISO 1600

F11, 1/320 с, ISO 6400

F16, 1/640 с, ISO 25 600

F22, 1/1250s, ISO 102 400

Зато у камеры есть то, что можно назвать мировой новинкой: ­ электронный фильтр нижних частот. Работающий в трех режимах фильтр при нажатии соответствующей кнопки, подавляет так называемый эффект муара. При отключенном фильтре получаем максимальную резкость краев изображения на фотографиях и видео. Кстати о видео: из-за возможного сильного перегрева камеры фотоаппарат не поддерживает формат Ultra-HD.

Но с уверенностью можем утверждать, что разрешения Full-HD (60 кадров секунду), стереозвука и разъема для микрофона должно хватить для высококачественного видео. У Sony RX1R II есть специальный режим ускоренной съемки видео с частотой 120 кадров в секунду, но, правда, с разрешением только 720p.

Хорошая комплектация с небольшим количеством минусов

Для целевой аудитории, на которую рассчитана камера, все же интереснее будут возможности фотосъемки. И здесь мы не можем не упомянуть еще одну приятную техническую деталь камеры Sony RX1R II: с помощью маленького ползункового переключателя на задней панели можно выдвинуть электронный видоискатель.



Это немного напоминает родственные модели Sony RX100 III и RX100 IV. Видоискатель со стопроцентным покрытием поля кадра и высоким разрешением около 2,4 миллиона субпикселей к тому же немного больше, чем у родственных моделей. Особенно удобно то, что вам не придется выдвигать его вручную.



Нам очень понравился быстрый автофокус, который даже в условиях плохого освещения при создании моментальных снимков срабатывает довольно быстро. Серийная съемка со скоростью 5 кадров в секунду и 25 фотографиями в каждой серии ­ для полноформатной матрицы весьма неплохой результат.

    Описание Характеристики
  • Тест
  • Отзывы Статьи

Обзор компактной камеры Sony DSC-RX1 за 120 тысяч рублей

В начале лета 2012 г. Sony порадовала искушенных фотографов компактной камерой с качественным зум-объективом Carl Zeiss Vario-Sonnar и 1-дюймовой CMOS-матрицей (аналогичная применяется в беззеркалках Nikon 1). Но уже в сентябре компания повергла всех в настоящий (но по приятному поводу) шок, анонсировав первую в мире компактную камеру с полноформатной 24,3-мегапиксельной CMOS-матрицей. «Неужто полноформатная беззеркалка»? – ёкнуло сердце у фотографов-энтузиастов.

Sony DSC-RX1

Но, как оказалось, сменять оптику не позволяет - она оснащена жестковстроенным высококачественным и светосильным умеренным широкоугольником - Carl Zeiss Sonnar 35 мм/F2.0. Энтузиасты тут же отреагировали на фотографических форумах примерно так: «Ну ясно, Sony решила первой отметиться в новом классе фотокамер, а байонет под сменную оптику, наверное уже давно в работе, и скоро будет беззеркалка). Надеемся, насколько верны эти ожидания, мы узнаем, уже довольно скоро, а пока рассмотрим то, что уже есть - модель RX1 с несменным «фиксом».

Дизайн, эргономика и функционал

Начнем с дизайна в целом. Даже по первым фотографиям новинки было очевидно, что это продукт премиум-класса. Строгий черный корпус с плавными обводами и сдержанным полуматовым блеском сразу внушает уважение. Добавим, что с момента представления камерe уже успели отметить несколькими престижными премиями за дизайн и инновации. Когда RX1 впервые берешь в руки, металлический довольно увесистый корпус приятно холодит пальцы и ощущение техники класса High End усиливается.

Хотя резиновые накладки спереди и сзади на правом боку корпуса почти плоские, они позволяют надежно удерживать камеру одной рукой. Это пригодится непосредственно в процессе съемки, но для работы с настройками, особенно объектива, без поддержки второй руки не обойтись. Несмотря на то, что объектив выглядит массивным, а корпус камеры тонким, вся конструкция достаточно хорошо сбалансирована.

Органы управления Sony DSC-RX1

На верхней грани расположены два управляющих диска (селектор режимов съемки и ввода экспокоррекции) и две кнопки (функциональная С и спуска затвора). Последняя нажимается мягко и отчетливо, а дополнительно повысить плавность нажатия позволяет резьбовое отверстие для присоединения механического спускового тросика. Это простое ретро-приспособление позволит, например, поставить камеру на ровную поверхность и без всякой «шевеленки» сделать снимок с минимальной чувствительностью и длинной выдержкой (было успешно проверено на практике).

Селекторный диск по набору режимов съемки почти совпадает с установленным на флагманской зеркалке Sony Alpha SLT-A99. Кстати, она тоже оснащена 24,3-мегапиксельной матрицей (возможно той же самой, ведь эта камера появилась на рынке практически одновременно с RX1). На диск RX1, помимо типичных режимов Auto, P/A/S/M и Scene (выбор сюжентной программы) выведены отдельные позиции для съемки панорам, видеосъемки и трех пользовательских настроек. Диск экспокоррекции, в соответствии с уже сложившейся модой, расположен так, что его удобно крутить большим пальцем правой руки (чуть ниже с той же целью расположен еще один управляющий диск).

Кнопка C (видимо Custom) является перепрограммируемой: через главное меню ей можно назначить вызов одной из 26 настроек.


Прорезиненные бока Sony DSC-RX1 предотвратят выскальзывание

Кстати, то же самое можно сделать с кнопкой AEL и боковыми кнопками мультиселектора, расположенного на задней панели. По умолчанию в нем используется только верхняя кнопка DISP, которая служит для управления отображением информации на дисплее (пять вариантов: минимум информации, минимум + уровень горизонта, минимум + живая гистограмма, минимум + шкалы выдержек и диафрагмы, максимум). Еще одна весьма полезная кнопка - Fn - вызывает на экран меню быстрой настройки параметров съемки. Их иконки располагаются вдоль вертикальных сторон кадра. Эта кнопка также помогает войти в режим быстрой навигации (Quick Navy), где можно не только увидеть сразу все основные настройки камеры, но и прямо тут же их изменить. Он наиболее удобен при использовании внешнего электронного видоискателя (EVF) модели FDA-EV1MK (приобретается отдельно).

Отметим, что в камерах семейства NEX для подключения EVF предусмотрен аксессуарный порт, расположенный над ЖК-экраном. Но в RX1 инженеры, видимо, ради лаконизма дизайна, спрятали электрические контакты для сопряжения видоискателя и других аксессуаров прямо в разъем «горячий башмак». Через него можно подключать внешние вспышки (полностью совместимые HVL-F60M и кольцевые HVL-RL1, HVL-RLAM, через адаптер - ADP-MAA HVL-F20AM, HVL-F36AM, HVL-F42AM, HVL-F43AM, HVL-F56AM, HVL-F58AM, двухламповую HVL-MT24AM), синхроконтакты и кабели для студийного света, направленный микрофон ECM-CG50. Салазки «башмака», кроме того, позволяют использовать оптический видоискатель FDA-V1K и дополнительный упор для большого пальца TGA-1. Для полноты картины по аксессуарам упомянем металлическую (дорогущую) бленду для объектива LHP-1, циркулярный полярный, нейтральный и защитный фильтры с резьбой 49 мм, кожанный футляр, а также крепящийся в штативное гнездо кронштейн VCT-55LH и устанавливаемый в него выносной ЖК-экран CLM-V55.

Вернемся к конструктиву и функционалу камеры. Центральная кнопка мультиселектора запрограммирована на вызов режима следящей фокусировки. Цепляется за объект камера довольно уверенно, но, конечно, точность фокусировки и слежения за объектом зависят от интенсивности освещения и наличия контрастных деталей на объекте, выбранном фотографом. Ничего удивительного - автофокусировка в камере контрастного типа и ведет себя уверенно в основном при хорошем освещении. В сумерках или ночью ее скорости хватает лишь для неспешной пейзажной и архитектурной съемки, а также очень терпеливых моделей.

Дисплей Sony DSC-RX1 позволяет адекватно оценить качество сделанного снимка

Впрочем, разработчики камеры предусмотрели способ помощи автоматике при фокусировании в сложных условиях освещения или при наличии мешающих предметов на переднем плане. На передней панели корпуса есть небольшой диск переключения между тремя режимами фокусировки. Ручной (MF) использует кольцо фокусировки на объективе, автоматический (AF) - стандартно активируется кнопкой спуска. А вот третий режим (DMF), названный производителем «Прямая фокусировка», сочетает оба предыдущих способа. Например, кольцом на объективе можно навестись на удаленный объект (тем самым подсказав камере, на какой объект следует фокусироваться), а затем наполовину нажав кнопку спуска, «дошлифовать» фокусировку при помощи автоматики. Ничто не мешает применить обратный алгоритм: сперва выполнить предварительную автоматическую фокусировку, а затем уточнить ее вручную.

Для ручной фокусировки в RX1 предусмотрена очень удобная функция помощи MF Assist. Зону, по которой должна выполняться наводка на резкость, можно выбирать вручную, при помощи стрелок мультиселектора перемещая по экрану рамочку (есть такая возможность и при автофокусировке). Как только вы начинаете крутить кольцо ручной фокусировки, изображение в выбранной области экрана увеличивается в 5,9 раза, а если нажать центральную кнопку мультиселектора - в 11,7 раза. Через меню выбирается время, в течение которого отображается увеличенный фрагмент: 2 с, 5 с или неограниченно. Но вы не просто видите увеличенную картинку - она может быть снабжена очень удобной индикацией точности наводки на резкость. Контрастные границы подсвечиваются, тем ярче, чем точнее выполнена фокусировка. Причем через меню можно отрегулировать интенсивность свечения (3 градации), а также выбрать цвет подсветки: красный, желтый или белый. В отсутствие дорогого опционального EVF, функция MF Assist - особенно полезный способ ручной фокусировки для людей с ослабленным зрением.

Продолжая рассказ об эргономике камеры, отметим продуманное положение кнопки для мгновенного включения видеозаписи. Часто ее располагают под большим пальцем так, что легко включить режим видеосъемки непроизвольно. Но в RX1 она, во-первых, маленькая и утопленная в корпус, а во-вторых, сдвинута вправо и расположена на задней «грани» корпуса, то есть там, где обычно большой палец не располагается.

Съемка в помещении

Ночная уличная съемка

Съемка в помещении с помехами для автофокусировки

Дневная уличная съемка

Видеосъемка может выполняться в автоматическом режиме (при установке селекторного диска в позицию Auto) или с выбранными пользователем настройками (диск в положении «Видео»). Запись ведется либо в формате AVCHD (наивысшее качество - Full HD: 1920x1080@60p, 28 Мбит/с), либо в формате MPEG-4 (1440x1080, 12 Мбит/с), либо в VGA (640x480).

Набор интерфейсов Sony DSC-RX1

Еще одна характерная для камер Sony функция - съемка панорам. В RX1 для нее выделена позиция на селекторном диске. Предлагается достаточно много настроек: четыре направления съемки, вертикальное или горизонтальное положение камеры, выбор стандартного или широкоформатного размера. При быстром повороте камеры частота съемки отдельных кадров бывает недостаточной и тогда подвижных объекты (например, люди, автомобили) могут записаться в фрагментированном виде.

Последнее, на что обратим внимание при рассмотрении конструкции камеры - встроенная вспышка. Взесь она небольшая и «выкидная». т.е. поднимается над корпусом на складывающейся кронштейновой конструкции. Как оказалось в процессе тестирования, она практически не понадобилась, т.к. всегда находился режим, позволяющий снять сюжет с естественным освещением. Если же вспышка все-таки понадобится для репортажа, творческой или студийной съемки, то камера готова поддержать работу даже с профессиональным осветительным оборудованием (см. выше).

Лучше сфокусироваться поможет диск-переключатель на передней панели Sony DSC-RX1

Оптика

Теперь познакомимся поближе с украшением - объективом от Carl Zeiss. Его фиксированное фокусное расстояние (35 мм в эквиваленте) неспроста было самым распространенным во времена расцвета пленочных «мыльниц». Такой объектив является умеренно широкоугольным, что позволяет успешно фотографировать достаточно много типовых сюжетов. При умелом «кадрировании ногами» он годится для съемки пейзажей, архитектуры, натюрмортов, групп людей, ростовых и даже поясных портретов.

Всё сказанное относится к стандартному положению данного объектива, предназначеному для съемки с расстояния от 0,3 м до бесконечности. Но дело в том, что он оснащен дополнительным кольцом, при повороте которого внутри перемещается группа линз, переключая оптику на съемку крупным планом - от 0,2 до 0,35 м. Объектив достаточно светосильный (F2.0), размещенное на нем кольцо управления диафрагмой переключается с шагом в 1/3 ступени, обеспечивая высокую гибкость в управлении характером размытия заднего плана (бокэ).

Здесь уместно добавить, что оптическая схема Sonnar, примененная в данном «стекле», считается особенно художественной, т.е. создающей воздушный и мягкий рисунок при достаточно широко открытой диафрагме. В справедливости данного утверждения мы не раз убедились, рассматривая полученные снимки. Данная камера обладает функциями программной коррекции виньетирования, хроматических аберраций и дисторсий. Но для получения аутентичного (для «Зоннаров») характера изображения эти функции можно через меню отключить.

Объектив довольно хорошо держит встречный солнечный свет. Хотя блики и засветка и возникают, они касаются лишь небольшой области кадра вокруг Солнца, а в остальной его части сохраняется высокая контрастность. Яркие небольшие источники искуственного света оптику вообще «не смущает», и она рисует их в виде аккуратных кружков (с красивыми лучиками, если диафрагма достаточно сильно прикрыта). Хорошо передаются глубина пространства и объем сцены.

Практическая съемка

Общие впечатления от съемки камерой RX1 остались в основном положительные. Руки быстро подружились с нею, а ощущение дорогой добротной вещи не покидало весь период тестирования. Автору, много лет снимающему мануальной оптикой, очень комфортно и привычно было работать с кольцом переключения диафрагмы. Порадовало главное меню, построенное по правильному принципу «всё, что на одной закладке, помещается на одном экране». Такой подход ускоряет поиск нужных настроек.

Оптическая схема Sonnar давно славится своим художественным бокэ (размытием в зоне нерезкости)

f/2; 1/80 сек; ISO 640

f/2.8; 1/80 сек; ISO 1250

f/4; 1/80 сек; ISO 2500

f/5.6; 1/80 сек; ISO 5000

f/8; 1/50 сек; ISO 6400

f/11; 1/25 сек; ISO 6400

f/16; 1/13 сек; ISO 6400


ЖК-экран Xtra FineTFT обладает разрешением 1 229 000 точек - этого вполне достаточно для оценки детализации и попадания в резкость. Динамичная картинка отображается на экране плавно и не страдает от лагов даже при быстрых перемещениях камеры. Правда, нулевая настройка яркости не совсем точно отображает картину, и если не контролировать снимки по гистограмме, может возникнуть ощущение недодержки снимка и желание ввести положительную экспокоррекцию. И как ни хорош ЖК-экран, но даже в зимний солнечный день при стандартной настройке яркости он «слепнет», а при ее повышении, естественно, более быстро разрядится батарея. В такой ситуации особенно остро чувствуется потребность в видоискателе.

Объектив камеры хорошо справляется со встречным солнечным и искусственным светом


f/8; 1/200 сек; ISO 100

f/2.8; 1/80 сек; ISO 400



Практически бесшумный затвор RX1 позволяет не привлекать к себе внимания и не разрушать тонкую атмосферу снимка. Пожалуй, это первая камера, побывавшая у автора, в которой при срабатывании затвора даже прислушавшись, можно уловить лишь едва заметный шорох. Возможно, секрет кроется в том, что затвор лепестковый и вмонтирован прямо в объектив. Кстати, это может стать серьезным препятствием для трансформации данной модели в камеру со сменной оптикой, чего, без сомнения желают очень многие потенциальные покупатели. Ведь, как ни хорош 35-мм Carl Zeiss Sonnar, его возможности не могут перекрыть всех потребностей активно снимающего фотографа. Наверняка ему потребуется и сверхширокоугольная съемка, и репортажная с большого расстояния, да и портретная, между прочим. Выпустить специальную линейку объективов, конечно, можно, но об установке (через адаптеры) на такую «беззеркалку + беззатворку» объективов других производителей можно сразу забыть.

При использовании фунции DRO с настройкой Auto, как правило, все тона высококонтрастных сюжетов передаются без потерь


f/8; 1/800 сек; ISO 100

f/8; 1/400 сек; ISO 100

f/8; 1/400 сек; ISO 100

Для расширения динамического диапазона снимков в камере имеются функции DRO (Dynamic Range Optimizer) и HDR (High Dynamic Range). Первая полезна при съемке подвижных объектов, имеет пять градаций интенсивности плюс автокоррекцию. Функция HDR предлагает шесть вариантов настройки, отличающихся величиной сдвига экспозиции (от 1 до 6 EV) при съемке серии из трех кадров: недодержка и передержка с выбранным шагом, плюс нормальная экспозиция. Напомним, что эта функция дает хорошие результаты только при съемке статичных сюжетов.

После некоторых экспериментов с настройками функции DRO, было принято решение использовать ее постоянно с настройкой «Авто». Как оказалось, доверие автоматике себя оправдало, и даже в сценах с высоким контрастом программа-оптимизатор справлялась со своими обязанностями.

Благодаря полноформатной матрице камера способна сохранять детализацию снимков даже при высоких и очень высоких значениях


f/2.8; 1/80 сек; ISO 1600

f/4; 1/80 сек; ISO 3200

f/4; 1/125 сек; ISO 6400

f/4; 1/160 сек; ISO 8000

f/5.6; 1/100 сек; ISO 10000

f/5.6; 1/125 сек; ISO 12800

f/5.6; 1/160 сек; ISO 16000

f/5.6; 1/200 сек; ISO 20000

f/5.6; 1/250 сек; ISO25600

В зимний солнечный день как правило передавались все полутона, тени и света. Исключения в основном составляли ситуации, когда съемка велась на полностью открытой или на один-два щелчка прикрытой диафрагме. Здесь автоматике не хватало заявленного в характеристиках (для других условий съемки) значения выдержки 1/4000 с, отчего получались провалы в светах. Но в целом можно отметить очень достоверную передачу снега, даже в ситуации, когда на нем практически отсутствуют тени. Когда же сюжет изобиловал ими, они получались сочными и правильными по цвету.

С камерой RX1 cъемка в музее больше не является проблемой


f/2; 1/80 сек; ISO 500

f/4; 1/80 сек; ISO 2000

f/5.6; 1/80 сек; ISO 3200

f/8; 1/60 сек; ISO 6400

Заочно, если только ознакомиться с техническими характеристиками, можно сделать вывод, что камера имеет один существенный недостаток - у нее отсутствует режим оптической стабилизации изображения при фотосъемке. Однако на практике становится ясно, что и бех него вполне можно получать качественные снимки даже в сложных условиях освещения и ночью. Во-первых, большая светочувствительная матрица Exmor в паре с мощным процессором хорошо справляется со съемкой при слабом освещении и даже на высоких значениях ISO (вплоть до 6400) создает не слишком сильные шумы, которые встроенное ПО перед записью снимков в формате JPG довольно аккуратно устраняет, сохраняя даже мелкую детализацию. Впрочем, в тенях все же остаются размытые цветные пятна. Но если снимок сделан в формате RAW, то в продвинутом конвертере этот дефект эффективно устраняется, а весь цветной шум преобразуется в яркостный, похожий на мелкое пленочное зерно.

Пример горизонтальной панорамной съемки


f/7.1; 1/500 сек; ISO 100

Убедительная передача снега а) при отсутствии теней, б) при съемке крупным планом с спецположении объектива, в) при съемке крупным планом в стандартном положении объектива


f/4; 1/2500 сек; ISO 100

f/4; 1/3200 сек; ISO 100

f/4; 1/3200; ISO 100

Для съемки ночью без штатива у данной , как и у многих ее предшественниц, припасен особый режим, для краткости названный по-русски «Сумерки с рук». Суть его в том, что камера снимает серию кадров на высокой чувствительности, а затем усредняет информацию. При этом эффективно устраняется цифровой шум. Смаз картинки исключает достаточно короткая выдержка (в процессе тестирования она неизменно равнялась 1/80 с).

Ночная съемка в режиме «Сумерки с рук»


f/2.8; 1/80; ISO 1250

f/2.8; 1/80; ISO 2000

f/2.5; 1/80; ISO 2000

f/2.8; 1/80; ISO 2500

В случае с RX1 данный режим показывает очень достойные результаты. Единственный объективный минус - быстродвижущиеся объекты могут записаться с дефектами. Также можно придраться к тому, что страдают очень мелкие детали, но, как правило, для передачи атмосферы ночных снимков они не важны. Впрочем, для продвинутых фотографов альтернатива программе «Сумерки с рук» всегда есть - съемка в режимах приоритета диафрагмы или выдержки с высокой чувствительностью в формате RAW. Как уже сказано выше, он позволит получить на выходе мелкозернистое изображение, которое будет казаться заметно более детализированным.

Сравнение качества снимков при съемке в режиме приоритета диафрагмы изначально в JPG; в режиме приоритета диафрагмы, в RAW с конвертацией в Adobe Lightroom 4.4; в режиме «Сумерки с рук»


f/5.6; 1/60; ISO 6400

f/5.6; 1/50; ISO 6400

f/2.8; 1/80; ISO 2500

Выводы

Итак, после подробного знакомства и тестирования камеры у нас только укрепилось первое впечатление, - это очень качественно изготовленный, удобный и функционально насыщенный аппарат, который по многим позициям не уступает профессиональным зеркальным камерам. Однако RX1 лучше всего подойдет для путешествий, турпоездок и неспешной творческой работы. Контрастный метод автофокусировки и ограниченный диапазон коротких выдержек делают эту камеру ограниченно пригодной для репортажной и спортивной съемки, а несменный, пусть и высококлассный, объектив от Carl Zeiss ограничивает круг снимаемых сюжетов. Учитывая сегодняшнюю цену камеры на уровне профессиональных зеркалок, можно резюмировать, что она станет очень хорошим выбором для не испытывающих финансовых затруднений фотографов-энтузиастов, которым важен не только сам процесс съемки, но и имиджевая составляющая. Ведь за дизайн данной камере можно смело поставить твердую «пятерку с плюсом».