Для чего нужна государственная печать. Глава II. Происхождение печатей и гербов. Внешний вид печатей. Теоретическая геральдика. Технологии изготовления современных печатей

Первые печати и штампы появились ещё задолго до возникновения письменности. Назначение их было в определении прав собственности на скот, какую-то вещь или на земельный участок.

Древний мир

В Индии второго тысячелетия до н.э. уже массово использовали печати с изображениями животных (как реальных, так и мифических), например, для обозначения товаров, поскольку в те далёкие времена индийская торговля велась очень активно, и каждому купцу просто необходимо было маркировать свой товар особым образом. Кроме того, печати и штампы с изображениями тигра и слона являлись символами касты правителей Индии и ставились на письмах и указах.

В Китае изготовление печатей очень быстро стало особым видом искусства, процветающего и в наши дни. Религия китайцев, направленная на созерцание природы, размышления и медитации, не позволила этому ремеслу остаться на одной ступени с изготовлением повседневной посуды и рабочих инструментов. Мастер печатей обязан был владеть всеми стилями каллиграфии, быть профессиональным гравировщиком и знать принципы композиции рисунка, чтобы суметь изобразить на печати несколько иероглифов и, возможно, даже вырезать на ручке изящную фигурку животного, которые произведут на людей глубокое положительное впечатление. Недаром искусство изготовления печатей в Китае называется «цзиньшисюэ» - изучение металла и камня.

Античность

В Древнем Египте и Вавилоне пользовались преимущественно цилиндрическими каменными печатями с рельефными изображениями животных, людей и различных фраз.

Вступив во взаимодействие с восточными цивилизациями, греки, а затем и римляне, переняли у них традиции использования рельефных клише. Греки назвали печати словом «сфрагис», от которого много позже произошло название науки о печатях и штампах - сфрагистики. У римлян в большом ходу были печати-перстни, которые передавались из поколение в поколение в пределах одного рода. Так в Европе возникли фамильные печати.

После падения Римской империи европейские племена, сплясав на её руинах, не посчитали свою цивилизацию хуже римской и попытались уподобиться ей, в чём могли. В том числе начали использовать печати, хотя стать неотъемлемой частью социального устройства европейского мира им удалось лишь к концу XII века.

Средние века в Европе

Королевские династии придавали огромное значение своим печатям. При дворах служили специальные люди - хранители печатей, которые часто носили охраняемые предметы на шее, чтобы ни на минуту не оставлять их без присмотра. В те времена печати делали из различных материалов: свинца, олова, бронзы, серебра и даже золота. И если изначально такие клише были односторонними, то с X века в употребление всё больше стали входить двойные висячие печати, прикреплявшиеся на шнурке к документу после подписи. В то же время широко применялись печати сургучные и восковые, причём по цвету воска различали достоинства лиц, поставивших такую отметку, и их род деятельности. Например, печатать красным воском имел право только государь.

А как в России?

Впервые русские печати упомянуты в договорах князя Игоря и его сына Святослава с греками от 945 года, где указано, что послы Руси должны иметь при себе золотые печати, а купцы - серебряные. Когда появились в русском государстве подобные знаки отличия, доподлинно не известно. Вероятно, их начали использовать князья рода Рюрика, подражая византийским обычаям. Они утвердили клише с изображением двузубца и имени правителя на греческом языке. Родовым знаком отмечались ремесленные изделия княжеских холопов, границы земель, кони из хозяйств Рюриковичей. В таком виде печать просуществовала до кровавого крещения Руси князем Владимиром, после чего рельеф клише кардинально поменялся: на нём появились изображения святых, надписи религиозного характера и тому подобные символы христианской веры.

Со временем печати усложнялись, становились всё более разнообразными, а с появлением крупных государственных бюрократических аппаратов число их форм начало стремиться к бесконечности, ведь каждое ведомство, большое или малое, обязано было иметь собственную, отличную от других, печать для визирования документов.

В наши дни важность нисколько не уменьшилась. Государственные печати по прежнему изготавливают из ценных металлов и украшают драгоценными камнями. Учреждения и торговые предприятия применяют различные типы клише для удостоверения юридической силы документов. И даже обычные люди порой используют такой вид печатей как экслибрис, чтобы отметить книги в домашней библиотеке.

По-видимому, печати ещё долгое время не уйдут из нашей жизни, а потому необходимость их изготовления лежит в основе становления каждого бизнес-проекта или госучреждения.

Печать является неотъемлемой составляющей современной жизни. На самом деле человечество ежедневно печатает умопомрачительное количество информации, нанося ее на бумагу и другие носители. Однако прежде чем были достигнуты результаты сегодняшнего дня, людям пришлось долгое время работать над совершенствованием технологий и принципов нанесения отпечатков на различные носители.
Если смотреть с позиций сегодняшнего дня, принципы нанесения информации на носитель не всегда были совершенными. Люди долгое время выбивали изображения и символы на камнях, создавая тем самым нерушимые, но и не слишком емкие записи, к тому же не очень понятные современному человеку.

Поиск носителя

Первым шагом в области переноса информации на материальный носитель стал папирус, который был изобретен в Египте, а спустя некоторое время в городе Пергама придумали выделывать кожу так, чтобы на нее можно было легко наносить чернила – так получился пергамент. Однако создание обоих носителей было очень трудоемким, и никто даже не задумывался о печати книг или других объемных произведений.
Настоящей революцией стало изобретение бумаги в древнем Китае. Она состояла из волокон бамбука и шелковичного дерева. Преимуществом этого процесса была его простота: все «ингредиенты» разваривались в горячей воде, затем крошились и из получившейся жидкой массы формировались бумажные листы. Заметьте, этой технологией мы пользуемся до сих пор! Слава китайцам!

Вот так китайцы и делают бумагу

Идея переноса или офсетная печать
Историки до сих пор спорят, кому же первому пришла в голову идея ускорения процесса создания манускриптов за счет переноса информации с уже готовых носителей на бумагу или другие носители (например, фольгу или металл). Некоторые считают, что еще туземцы полинезийских островов, глядя на то, как насекомые проделывают дырки в растениях, придумали переносить изображения с банановых листьев на другие поверхности – проделывая в них отверстия и наливая в них краситель. Что же, возможно современные любители трафаретных раскрасок действительно родом из Полинезии – времени то прошло очень много.
Однако признанный прорыв в области печати произошел в XV веке, когда немецкий ювелир Гуттенберг изобрел метод наборных литер. Он придумал, что можно отливать трафареты в зеркальном отражении из свинца, а потом наносить отпечатки на бумагу. Сначала в роли обволакивающего материала использовался картон, а потом – резина, которая долгое время играла в печати важную роль. Кстати, первая отпечатанная книга – Библия – была сожжена в городе Кёльне как «дело рук сатаны», ибо она лишала дохода монахов-переписчиков. Впрочем, Гуттенбергу повезло – он остался цел и смог продолжить свое дело.

Печатные машинки
Однако уже через двести лет у людей появилось желание дифференцировать печатные тексты, не отливая каждый раз новые трафареты и колодки…тогда трафарет уменьшился до одной буквы и появилась печатная машинка. Кстати, в следующем году исполнится триста лет с момента изобретения печатной машинки Генри Миллом в 1714 году. Этот факт подтверждается патентом на изобретение, выданным Королевой Англией. Но вот только изображения этой машинки не сохранилось.

Принцип работы печатных машинок можно увидеть в некоторых современных принтерах, о которых будет рассказано в следующем посте. Машинки же обладают набором молоточков с выгравированными на них буквами и цифрами. При нажатии на клавиши, молоточки ударяют по бумаге через окрашенную ленту. В некоторых моделях печатных машинок использовались ленты разного цвета для создания цветного текста, например, выделения заглавных букв абзаца красным. Если задуматься, в этом тоже можно увидеть прообраз цветных принтеров.

Изобретения прошлых веков
Ставшая действительно популярной печатная машинка была создана почти сто лет спустя. Впервые серийную модель разработал итальянец Терри Пеллегрино в 1808 году. Он создал пишущий аппарат для одной слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно.

И только в 1863 году появился предок всех современных печатных машин. Американцы Кристофер Лехтем Шоулз и Самуэль Суле уже являлись сотрудниками типографии и придумали сначала устройство для быстрой нумерации страниц, что и вдохновило их на разработку работоспособной, но не очень удобной машинки, печатающую слова и буквы.
Они получили патент на изобретение в 1868 году. Первый вариант их изобретения был оснащен двумя рядами клавиш с алфавитным расположением букв от A до Z только в строчном варианте. Цифр на той машинке не было. Да и вообще при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор.

И вот тогда г-н Шоулз разработал привычную нам клавиатуру QWERTY, которая решала вопрос «заклинов» при печати. Проанализировав сочетаемость букв в английском языке он предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний молоточков при печати.
Впрочем, классическая печатная машинка Ундервуд (Underwood) появилась в 1895 году и стала самой популярной в начале XX века. В результате многие производители печатных машинок выполняли свои модели в том же стиле и также располагали основные элементы.

Что касается кириллической раскладки ЙЦУКЕН, она также была изобретена в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали русскоязычные машинки только с раскладкой ЙIУКЕН, а используемый сегодня ЙЦУКЕН появился на клавиатуре только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли буквы «ять» и «I». И хотя пишущие машинки ушли в историю и стали музейным достоянием, они и обусловили дальнейшее развитие технологий печати.

Первый принтер – химера
Первый принтер, изобретенный Чарльзом Бебиджем (он же создал знаменитую счетную машину), так и не был создан, но именно он доказывает тесную эволюционную связь между принтерами и печатными машинками. Difference Engine так и не был создан, и лишь по чертежам изобратателя 150 спустя в музее наук Лондона данный агрегат был восстановлен. Принтер весил 2,5 тонны и состоял из 4000 частей. Такой принтер практически представлял собой усложненную версию печатной машинки. Его конструкция была настолько сложна, что на сборку аппарата ушло десять лет.

Принтеры, к которым мы привыкли

Однако все это - предыстория и рабочие модели принтеров возникли только в пятидесятых годах двадцатого века, после создания первой ЭВМ. Они разрабатывались в США и в СССР, однако об эволюции печатающей техники XX века мы расскажем в следующем посте.

И напоследок еще одна картинка очень странной печатной машинки:

В наши дни печатью называют специальное приспособление, предназначенное для получения оттиска изображения – этот же термин обозначает получаемый при помощи инструмента оттиск на документе или упаковочном материале. Существует целый ряд компаний, занятый изготовление штампов - изготовление печатей срочно является одной из самых востребованных услуг отечественного рынка. А когда впервые появились печати? Какие инструменты изначально использовались для изготовления инструментов специального назначения, посредством которых получали оттиски? На эти и многие другие вопросы отвечает сфрагистика. Речь идет о вспомогательной исторической дисциплине (термин получил свое название от греческого корня «сфрагис», что в переводе на русский и обозначает печать), объектом изучения которой являются печати. Ручной инструмент сам по себе представляет историческую ценность, печати даже в отрыве от документов, посредством которых их скрепляли, выступают в роли артефактов для изучения института формирования государства.

Собственно, приспособления для получения оттисков в разрезе сфрагистики подразделяются на непосредственно печати и пломбы. Термин “печать” здесь более широкий – он объединяет в себе как штампы и матрицы, так и получаемые с их помощью оттиски. В свое время оттиски оставляли на самых различных материалах, не только на бумаге, но и воске, сургуче и металлах. Матрицы изготавливали из материалов высокой степени прочности – например, на дереве, кости, камне, металле, в ряде случаев изготовление печатей производится на основе резины и каучука.

Существует классификация и относительно прикрепления печатей к конкретному документу. Различают две группы печатей:

Подвешиваемые к конкретному документу специальным шнурком;

Прикладные (оттиск с их помощью получают в результате прикладыванию к поверхности).

Указанные выше прикладные штампы могут быть исключительно односторонними. Печати вислого типа подразделяются как на одно-, так и на двухсторонние. Инструменты с одной рабочей стороной помещаются в специальную открытую коробку, заполняемую материалом, по которому и производится оттиск.

Получение оттисков двухсторонними матрицами выполнялось изначально щипцами-буллотириями, позже для данных целей начали использовать тисковые станки.

Формы изготовления односторонних прикладных печатей отличаются друг от друга формой, конфигурацией и способом изготовления. Наибольшее распространение получили матрицы в форме перстня – тем не менее активно использовались и снабженные рукоятями штампы (например, шахматные фигуры), пластины, имеющие приспособления для подвешивания.

Скрепление документов в период Средневековья осуществлялось, преимущественно, матрицами вислого типа. Начиная с 14-16 веков в обиходе начали появляться прикладные печати, которые, впрочем, были известные еще с античных времен. Практически до 20 века вислые печати сохранялись в делопроизводстве государства Ватикан.

Из каких материалов выполнялись вислые матрицы? Различают 2 основные группы: печати металлические и восковые. Оттиски металлических штампов (булл) производились на:

Свинце (моливдовулы);

Золоте (хрисовулы);

Серебре (аргировулы).

Первые сведения о золотых оттисках в русской сфрагистике известны с периода становления Московского государства – найден лишь один хрисовул домонгольской эпохи. Более известен российский вариант позолоченных аргировул, используемый для скрепления документов особой важности. Русское Средневековье характеризуется массовым использованием моливдовулы – вислых печатей для получения оттисков на свинце. Часто оттиски получали не на металле, а на более хрупких материалах – воске или восковой мастике. Чтобы защитить поверхности от разрушения, их помещали в кустодии – прочные контейнеры.

Печати прикладного типа могли быть как восковыми и воско-мастичными, так и дегтярными, копчеными (речь ведется о получении оттиска на бумажном листе сажей), мастичными, сургучными. До конца так и не разрешен принцип как колористической гаммы металла булл, так и выбор цвета вощаной мастики. В практических целях использовались печати черно-, желто- и красновосковые. Строгой регламентации применения конкретного типа печатей до сих пор не выяснено. Известно только, что красновосковыми печатями скрепляли документы служащие великокняжеской канцелярии, черновосковыми – департамента делопроизводства московского митрополита.

В чем состоит главный смысл печатей? Скрепление ими подтверждает подлинность документа, наглядно доказывает, что составлен он от имени владельца печати. В большинстве случаев печати были личными – после смерти их владельцев инструменты для получения оттисков уничтожались (по крайней мере, подобный порядок сохранялся в Российском государстве вплоть до 16 века). Ученые полагают, что как метод подтверждение подлинности документа посредством скрепления его печатями впервые сформировался в Древнем Египте.

Кроме того, наличие на бумаге печати означало то, что она получала силу документа. Целостность оттиска служила способом защиты документов от несанкционированного их вскрытия – прочитать документ можно было только повредив оттиск.

Отдельного разговора заслуживают изображения, наносимые на печати. Древнерусские матрицы представляли собой поверхности с ликом Христа, Богоматери, креста, композиций церковной тематики (в основном, праздничной). Властные полномочия владельца печати характеризовались наличием на ней креста, изображения Христоса или княжеской эмблемы. Лик Богоматери означал, что печать принадлежит представителю духовенства. Печати же собора или монастыря содержали изображения посвящения, парных святых (Козьмы и Дамиана, Бориса и Глеба, Петра и Павла).

Изображения оттисков, изображавших ездца (позже двуглавого орла), появились в Московском княжестве в 15 веке. Первая «двойная кормчая» или «кормленная» печать датируется 1497 годом. Позже подобные ручные инструменты для получения оттисков использовались российскими правителями вплоть до Михаила Федоровича – начиная с Бориса Годунова орел был увенчан тремя коронами. Прожившийся в последствие вариант (наложенное на орла изображение ездца) ввел Иван Грозный. Реверс подобной печати содержал двуглавого орла, в нагрудном его щите помещался единорог.

Стоит отметить, что Иван Грозный «приложил руку» к созданию и Большой Государственной Печати. Двуглавый орел на ней увенчивался одной короной, рядом с которой помещались 24 территориальные эмблемы земель, входивших в титул московского князя.

В ходе развития геральдизации на печатях стали появляться гербы. Собственно говоря, отсюда и пошел термин Гербовая печать. Разработка трех типов государственных печатей тесно сопряжена с нанесением на их поверхности изображения Большого, Среднего и Малого Государственных Гербов. Особым образом регламентировалось не только изображение матриц, но и порядок их использования. Так, применительно к скреплению государственных законов, уставов, учредительных актов использовалась Большая Государственная печать. Она же прилагалась для подтверждения подлинности грамот на титул князя императорской крови или его императорского высочества, к грамотам на графские титулы, к патентам на консульское звание.

В соответствие с регламентом, Средняя Государственная Печать применялась для скрепления:

Дипломов на баронское и дворянское достоинство;

Грамот городов и обществ с подтверждением прав и преимуществ.

С ее помощью осуществлялась ратификация трактатов с иностранными государствами и грамот к восточным правителям, к ханам Хивинским и эмирам Бухарским.

Малой Государственной Печатью скреплялись:

Благоволительные грамоты;

Ответные грамоты;

Аккредитивы.

Министры Временного правительства сохранили на Государственной печати изображение двуглавого орла. Правда, он «потерял» короны, всадника, убившего змия, входящие в императорский титул гербы. Под орлом появилось здание Таврического дворца в Петрограде – место, в котором заседала Государственная дума.

В соответствии с решением Совнаркома, учреждениям было запрещено использовать императорский герб на печатях. В этот же день был учрежден герб нового советского образца. В союзном государстве Гербовой печатью могли пользоваться высшие, центральные и местные правительственные организации и учреждения. В условиях современной России право пользования Гербовой печатью имеют:

Федеральные органы государственной и исполнительной власти;

Иные государственные организации и учреждения;

Органы, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями.

Современную жизнь невозможно представить без того изобретения, которое подарил миру простой немецкий ремесленник Книгопечатание, основателем которого он стал, до такой степени изменило ход мировой истории, что по праву отнесено к величайшим достижениям цивилизации. Его заслуга столь велика, что незаслуженно забываются те, кто ещё за много веков до этого создавал основу будущего открытия.

Оттиск с деревянной доски

История книгопечатания берёт своё начало в Китае, где ещё в III веке вошла в употребление техника так называемой штучной печати - оттиск на текстиле, а позже и на бумаге различных рисунков и коротких текстов, вырезанных на деревянной доске. Такой метод получил название ксилографии и из Китая быстро распространился по всей Восточной Азии.

Следует отметить, что печатные гравюры появились значительно раньше, чем книги. До наших дней дошли отдельные образцы, выполненные уже в первой половине III века, когда в Китае правили представители В этот же период появилась и техника трёхцветной печати на шёлке и бумаге.

Первая ксилографическая книга

Создание первой печатной книги исследователи относят к 868 году - именно эта дата стоит на самом раннем издании, выполненным в технике ксилографии. Она появилось в Китае и представляла собой сборник религиозно-философских текстов, озаглавленный «Алмазная сутра». Во время раскопок храма Кёнджи в Корее был найден образец печатного изделия, выполненныйпочти на столетие раньше, но, в силу некоторых особенностей, он относится, скорее, к разряду амулетов, чем книг.

На Ближнем Востоке штучная печать, то есть, как было сказано выше, выполненная с доски, на которой вырезался текст или рисунок, вошла в употребление в середине IV столетия. Ксилография, называемая по-арабски «тарш», получила распространение в Египте и своего расцвета достигла к началу X века.

Данный метод применялся главным образом для печатания текстов молитв и изготовления письменных амулетов. Характерной особенностью египетской ксилографии является использование для оттисков не только деревянных досок, но и изготовленных также из олова, свинца и обожжённой глины.

Появление подвижного шрифта

Однако, как бы ни совершенствовалась технология штучной печати, её главным недостатком была необходимость для каждой очередной страницы заново вырезать весь текст. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история книгопечатания получила значительный импульс, произошёл также в Китае.

По сообщению выдающегося учёного и историка прошедших веков Шэнь Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему в период с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать из обожжённой глины подвижные литеры и поместить их в специальные рамки. Это позволяло набирать из них определённый текст, а после печатанья необходимого количества экземпляров рассыпать и использовать заново в иных сочетаниях. Так был изобретён подвижный шрифт, используемый вплоть до наших дней.

Однако эта гениальная идея, ставшая основой всего будущего книгопечатания, не получила в тот период должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке существует несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого шрифта представлялось слишком затруднительным.

Между тем, рассматривая все этапы книгопечатания, следует признать, что наборными литерами впервые воспользовались не европейцы. Известна сохранившаяся до наших дней единственная книга религиозных текстов, изготовленная в 1377 году в Корее. Как установили исследователи, она была отпечатана с использованием технологии подвижного шрифта.

Европейский изобретатель первого печатного станка

В христианской Европе техника штучной печати появилась около 1300 года. На её основе производились всевозможные религиозные изображения, выполненные на ткани. Они были подчас достаточно сложными и многоцветными. Примерно через столетие, когда бумага стала относительно доступной, на ней стали печатать христианские гравюры, и параллельно с этим - игральные карты. Как это ни парадоксально, но прогресс печатного дела послужил одновременно и святости, и пороку.

Однако в полной мере история книгопечатания начинается с изобретения печатного станка. Эта честь принадлежит немецкому ремесленнику из города Майнца Иоганну Гутенбергу, разработавшему в 1440 году способ многократного нанесения оттисков на листы бумаги, используя при этом подвижные литеры. Несмотря на то что в последующие века первенство в этой области приписывалось иным изобретателям, у серьёзных исследователей нет оснований сомневаться в том, что появление книгопечатания связано именно с его именем.

Изобретатель и его инвестор

Изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовил из металла буквы в их перевёрнутом (зеркальном) виде, а затем, набрав из них строки, делал на бумаге оттиск при помощи специального пресса. Как и у большинства гениев, у Гутенберга были блестящие идеи, но отсутствовали средства на их реализацию.

Чтобы дать жизнь своему изобретению, гениальный ремесленник был вынужден обратиться за помощью к майнцкому дельцу по имени Иоганн Фуст и заключить с ним договор, в силу которого тот был обязан финансировать будущее производство, а за это имел право получать определённый процент от прибыли.

Компаньон, оказавшийся ловким дельцом

Несмотря на внешнюю примитивность используемых технических средств и отсутствие квалифицированных помощников, изобретатель первого печатного станка сумел в короткий срок изготовить целый ряд книг, наиболее известной из которых является знаменитая «Библия Гутенберга», хранящаяся в музее города Майнца.

Но уж так устроен мир, что в одном человеке редко уживается дар изобретателя с навыками хладнокровного дельца. Очень скоро Фуст воспользовался невыплаченной ему в срок частью прибыли и через суд прибрал к рукам всё дело. Он стал единоличным собственником типографии, и этим объясняется тот факт, что в течение длительного времени именно с его именем ошибочно связывали создание первой печатной книги.

Иные претенденты на роль первопечатников

Как уже говорилось выше, очень многие народы Западной Европы оспаривали у Германии честь считаться основателями книгопечатания. В связи с этим упоминается несколько имён, среди которых наиболее известны Иоганн Ментелин из Страсбурга, сумевший в 1458 году создать типографию, подобную той, которая была у Гутенберга, а также Пфистер из Бамберга и голландец Лоренс Костер.

Не остались в стороне и итальянцы, утверждающие, что их соотечественник Памфилио Кастальди является изобретателем подвижного шрифта, и что именно он передал свою типографию немецкому коммерсанту Иоганну Фусту. Однако никаких серьёзных доказательств подобного утверждения представлено не было.

Начало печатания книг в России

И, наконец, остановимся подробнее на том, как развивалась история книгопечатания на Руси. Хорошо известно, что первой печатной книгой Московского государства является «Апостол», изготовленный в 1564 году в типографии Ивана Фёдорова и Оба они являлись учениками датского мастера Ганса Миссенгейма, присланного королём по просьбе царя Ивана Грозного. В послесловии книги указано, что их типография была основана в 1553 году.

Как утверждают исследователи, история книгопечатания в Московском государстве получила развитие в результате того, что возникла острая необходимость в исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в тексты религиозных книг, долгие годы копировавшихся от руки. По невнимательности, а подчас и умышленно переписчики вносили искажения, которых с каждым годом становилось всё больше.

Состоявшийся в 1551 году в Москве церковный собор, получивший название «Стоглавого» (по количеству глав в его заключительном постановлении), издал указ, на основании которого все рукописные книги, в которых были замечены ошибки, изымались из пользования и подлежали исправлению. Однако зачастую подобная практика приводила лишь к новым искажениям. Вполне понятно, что решением проблемы могло быть лишь повсеместное введение печатных изданий, многократно тиражирующих оригинальный текст.

Об этой проблеме были хорошо осведомлены за границей, и поэтому, преследуя коммерческие интересы, во многих европейских странах, в частности, в Голландии и Германии, наладили печатание книг из расчёта на их сбыт среди славянских народов. Это создало благоприятную почву для последующего создания целого ряда отечественных типографий.

Российское книгопечатание при патриархе Иове

Ощутимым толчком для развития печатного дела на Руси явилось учреждение в ней патриаршества. Первый предстоятель Русской православной церкви патриарх Иов, занявший престол в 1589 году, с первых дней начал прилагать усилия для обеспечения государства надлежащим количеством духовной литературы. В период его правления книгопечатанием заведовал мастер по фамилии Невежа, выпустивший в свет четырнадцать различных изданий, по своим характерным особенностям весьма близких к «Апостолу», который отпечатал Иван Федоров.

История книгопечатания более позднего периода связана с именами таких мастеров, как О. И. Радищевский-Волынцев и А. Ф. Псковитин. Из их типографии вышло много не только духовной литературы, но и образовательных книг, в частности, пособий по изучению грамматики и освоению навыков чтения.

Последующее развитие печатного дела в России

Резкий спад в развитии типографского дела произошёл в начале XVII века и был обусловлен событиями, связанными с польско-литовской интервенцией и получившими название Смутного времени. Часть мастеров была вынуждена прервать своё занятие, а остальные погибли или покинули пределы России. Возобновилось массовое книгопечатание лишь после восшествия на престол первого государя из Дома Романовых - царя Михаила Фёдоровича.

Не остался равнодушным к типографскому производству и Пётр I. Посетив во время своего европейского вояжа Амстердам, он заключил с голландским купцом Яном Тессингом договор, по которому тот имел право производить печатную продукцию на русском языке и привозить её для сбыта в Архангельск.

Кроме того, государем был дан заказ на изготовление нового гражданского шрифта, вошедшего в повсеместное употребление в 1708 году. Спустя три года в Санкт-Петербурге, готовящемся стать столицей России, была учреждена самая большая в стране типография, ставшая впоследствии синодальной. Отсюда, с берегов Невы, книгопечатание зашагало по всей стране.

История возникновения печатей

Печати возникли в древние времена на Востоке, и их появление было связано с бурным развитием торговли. Печатями скреплялось оформление первых торговых договоров. Предположительно первые печати появились в древнем Египте и Вавилоне. Также печатями издревле пользовались в Китае, а на Руси они, по мнению историков, появились где-то в Х веке.

Предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в историю возникновения печатей в древнем Китае и прочитать про то, как возникло и развивалось изготовление печатей в нашей стране, со времен древней Руси и до наших дней.

Печати древнего Китая

Первые печати, которые использовали в древнем Китае, выполняли функцию клейма, которое хозяин ставил на принадлежащих ему вещах, а также документах. Постепенно печать становится символом власти, свои печати имелись у всех китайских чиновников. Причем потеря печати чиновником строго наказывалась. За утерю печати чиновника могли понизить в должности, оштрафовать или даже уволить. Печати обладали большой ценностью, поэтому все найденные на поле битвы печати полежали сдаче, и за них назначалась награда. Подделка официальных печатей строго каралась ссылкой, а иногда и смертной казнью.

Интересным моментом в истории печатей древнего Китая стало то, что печати здесь постепенно превратились в настоящее произведение искусства. Производство печатей ставили наравне с искусством каллиграфии, живописи или поэзии. Мастер, изготавливающий печати, должен был обладать многими незаурядными умениями. Он должен был знать и следовать законам композиции, быть прекрасным каллиграфом, а также мастером гравировки. Не допускалось никакое отклонение от общепринятых канонов. Мастер должен был на ограниченном пространстве печати изобразить несколько иероглифов, разместив их по законам композиции, чтобы достичь максимального эстетического эффекта. Именно поэтому древние китайские печати были отнесены к культурному наследию Китая, а имена мастеров вошли в историю.

Сначала основными материалами для изготовления печатей были дерево, металл и кости животных. Немного позже стали использоваться драгоценные и полудрагоценные камни. Императорские печати изготавливали из золота. Боковые грани было принято украшать стихами или различными благоприятными пожеланиями.

На печатях в основном гравировались иероглифы, но были также найдены печати с рисунками. Самая известная печать такого типа — печать первого императора Китая Цинь Шихуанди. Она была изготовлена в 221 г. до н.э. в честь победы и объединения всех царств под властью одного императора. Материалом стал нефритовый камень, на котором мастер выгравировал «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо» . А на оттиске печати изображались летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

Печати древней Руси

Первое упоминание о печати на Руси относится к Х веку. Оно было найдено в одном из договоров Руси и Византии, и там говорилось про печати, которые использовали купцы. Однако ученые полагают, что это еще не были те же самые печати, которыми позже скрепляли грамоты. Эти печати заменяли собой верительные грамоты и являлись неким удостоверением личности послов и купцов древней Руси. Нет однозначного мнения о том, что же это были за печати. Некоторые исследователи полагают, что это были пластины или бляхи, которые вешались на шею, но большинство все же считает, что печатями, также как и в Европе, служили перстни.

В Древней Руси личные печати были у князей, ими помечались детали военного снаряжения, ремесленные изделия и даже деревья на границе земельных владений. В Новгороде археологи обнаружили деревянные цилиндры, датированные 70-м годом Х века, на которых были изображены княжеские знаки или надписи «княже». Эти цилиндры могли подобно замкам закрывать мешки с пушниной и различные сосуды, как правило с серебром, для того, чтобы дань, принадлежащую князю, никто не мог вскрыть по пути.

В Древней Руси печать служила скорее удостоверением личности, а в торговле могла выполнять роль пломбы или клейма.

Постепенно вид и назначение печатей менялись и во времена русского средневековья печатями служат круглые металлические предметы с изображениями на обеих сторонах. Такие печати назывались «буллы», а древнейшей считается печать князя Святослава Игоревича, на которой изображен знак Рюриковечей — трезубец (около 945-972 гг).

Постепенно печати стали применяться для скрепления или запечатывания документов. Печати заменяли подписи князей, которые выдавали жалованные грамоты или заключали договора с другими князьями или государствами. Именно такие печати изучает историческая наука сфрагистика («сфрагус» в переводе с греческого означает печать) или сигиллография («силллум» — это печать в переводе с латинского).

Ученые разделяют печати на две группы по способу скрепления ими документа. Первая группа — это так называемы вислые печати. Они были оттиснуты специальными щипцами и привешивались на шнурках к документу. Вторая группа — это прикладные печати, которые были оттиснуты различными штампами, в том числе перстными.

На Руси на протяжении почти пяти столетий пользовались вислыми металлическими печатями по образцу византийских. Они изготавливались из свинца, серебра, серебра с позолотой или даже золота. В середине же XI века начинают возникать печати «греко-русского» типа. На одной стороне таких печатей изображался святой, а на другой имелась греческая благожелательная надпись.

Большинство князей пользовались печатями, на обеих сторонах которых изображались святые. Это объясняется тем, что у князей, как правило, было два имени — мирское (светское) и дано при крещении (христианское). Изображения двух святых на лицевой и оборотной стороне печати указывало на христианское имя и отчество князя. Мирское же имя, как правило, употребляли в летописях. Подобными печатями пользовались новгородские, киевские, черниговские, смоленские и другие русские князья. Кроме князей печати или «буллы» имелись у церковных иерархов — митрополитов и епископов. Также они были у представителей администрации князя. Со времен древней Руси сохранилось несколько сотен свинцовых «булл», которые были найдены археологами.

С 14 века печати начинают постепенно изменяться. Например, на оборотной стороне княжеской печати начинают писать имя и титул владельца, а на лицевой сохраняется изображение святого покровителя. В течение 14-15 веков металлические «буллы» начинают постепенно вытесняться восковыми вислыми и прикладными печатями. На них появляются светские изображения (исключения составляли печати церковных иерархов), а также надпись вокруг изображения (круговая легенда), в которой указывалось не только имя, но и должность владельца. Подобные печати стали активно применяться в различных учреждениях и государственных службах и к концу 15 века практически вытеснили печати из металла. Это связано как с дешевизной воска, так и с заменой пергамента на бумагу. Что касается князей, то вместо металлических «булл» они постепенно начинают применять в качестве личных печатей резные камни — геммы, которые обычно вставляли в металлический ободок.

Печати Московского Государства

В последние годы своей жизни князь Василий II пользовался восьмигранной геммой с изображением льва, терзающего змею. Затем эта печать перешла к его сыну, Ивану III , который и пользовался ей почти четверть века, изменив естественно только имя владельца. Но когда объединитель русских земель создавал общегосударственную печать, он выбрал для нее другое изображение: на лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной — двуглавый орел. Этой печатью пользовались на протяжении 16-18 столетий. Княжескую или царскую печать обычно хранил один человек, должность которого называлась печатник, а в начале 17 века возник специальный печатный Приказ.

Постепенно Московское государство разрасталось, укрепились органы власти, сформировался административный аппарат, увеличилось количество документации. С 17 века печати стали широко использоваться различными учреждениями. Например, приказ Большой, который распоряжался государственными финансами имел печать с изображением весов и надписью «Печать казенная Приказу Большие казны». На печатях иных государственных структур изображение часто отсутствовало, имелась только надпись. На печатях городов и различных земель имелись изображения, которые позже вошли в городские гербы. До наших дней дошла печать Смоленского княжества: пушка на лафете, а на стволе пушки изображена райская птица.
Во второй половине 17 века у русского правителя было уже более десятка различных печатей, которые усложнялись по мере присоединения все новых и новых земель. Новые цари использовали печати своих предшественников, заменяя лишь легенду, которая изготавливалась отдельно от основного изображения и матрица, которая была съемной.

Печати Российской Империи и СССР

В самом начале своего правления Петр I использовал старые печати, а затем приказал вырезать несколько новых. Новые печати отличались расположением гербов на крыльях орла и наличием цепи ордена Святого Андрея Первозванного, которая окружала щиток с орлом и императорскую корону над щитком. Для новых печатей была характерна краткость титула.

В 30-е годы 18 века императрица Анна Иоановна пригласила в Санкт-Петербрг знаменитого европейского гравера Иоганна Гендлидера, который вырезал новую государственную печать с могучим двуглавым орлом. Эта большая государственная печать, гравированная им по петровскому образцу и выполненная в высокохудожественной манере служила русским царям более ста лет — до конца царствования Николая I .

Также государственный герб появился и на печатях государственных учреждений и ведомств. По велению Екатерины II в каждом городе была учреждена своя печать, на которую помещалось изображения герба города.

Созданное в 1917 году временное правительство поместило на свою печать двуглавого орла, но без короны, скипетра и державы и без всадника.

Советское государство, естественно, отказалось от старых символов. Работа по созданию новой печати была начата в 1918 году и в качестве изображения была выбрана эмблема «Серп и молот». Надписи на печати были следующие: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Все органы власти, как центральные, так и местные, должны были применять печать с гербом РСФСР (а затем СССР), в который вошла эмблема «Серп и молот».