Норматив запасов формула. Нормирование незавершенного производства. II. Страховой гарантийный запас

Данная модель применяется в макрологических системах, когда издержки га выполнение заказа и проверку фактического состояния запасов на складе велики, а заготовительный период и ущерб от дефицита ресурсов (невыполнения заказа) малы.

Еще одной моделью управления запасами, основанной на рассмотренных ранее моделях с фиксированным размером заказа и с фиксированной периодичностью заказа, является модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня. В данной модели заказ ресурсов осуществляется через равные промежутки времени, однако в том случае, если фактический остаток ресурсов на складе снизится до уровня второго бункера, то осуществляется внеочередной заказ. Размер заказа равен разности между максимальным заказом и фактическим наличием запаса на момент заказа или между максимальным запасом и запасом в точке заказа.

Применение данной модели целесообразно при значительных изменениях в потребности ресурсов и необходимости исключить возможность их нехватки до наступления срока очередной поставки. Реализация модели требует оперативного контроля наличия запасов на складе.

В тех случаях, когда нельзя пренебрегать нестационарностью или стохастичностью отдельных параметров системы запасов, применяются более сложные модели управления запасами, для которых Q = var и τ = var.

2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАПАСОВ С ФИКСИРОВАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ЗАПАСА

Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа (τ = const, Q = var) характеризуется тем, что ресурсы заказываются и поступают на склад через равные промежутки времени. Особенности данной модели отражены на рис. 7.

В момент заказа ресурсов проверяется наличие запаса на складе. Размер заказа равен разности между фиксированным необходимым запасом и его фактическим наличием

qз = Qmax – Qфакт.

Таким образом, qз является переменной величиной.

В данной модели определению подлежит уровень максимального запаса и период между двумя смежными поставками ресурсов. Максимальный уровень запаса в системе должен быть равен:

Qmax = qз + Qстр,

а величина периода между смежными заказами:

τсз = qз / λ.

Применение данной модели целесообразно при установлении регулярных сроков поставки и возможности запасать ресурсы в любом количестве. Достоинством модели является то, что при ее использовании нет необходимости в ведении регулярного (ежедневного) учета наличия запасов на складе. Это необходимо лишь в момент времени заказа ресурсов.

Рис. 7. Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Определить транспортный запас в натуральном выражении, если отгружено за квартал – 200 тонн труб, а среднее время их транспортировки – 7 дней.

Запас транспортный в натуральном выражении определяется по формуле

Зтр. н. = Зо дн ∙ Р,

где Зо дн – запас относительный в днях обеспеченности объема потребления (товарооборота); Р – объем среднесуточного потребления (отпуска) в натуральных единицах.

Р = 200 тонн / 90 дней = 2,2 тонн в день.

Следовательно,

Зтр. н. = 2,2 тонны в день ∙ 7 дней = 15,4 тонны.

Транспортный запас в натуральном выражении равен 15,4 тонны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2. Логистика запасов: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Сост. к. э. н., и. о. проф. О. В. Саенко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2001.

3. Третьяков М. М., Хальзова Н. А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002.

Транспортный запас – время нахождения оплаченного материала в дороге. Транспортный запас рассчитывается как количество дней от даты оплаты счёта поставщика до даты прибытия груза на склад предприятия. Если договором предусмотрена отгрузка материалов после получения денег в виде предоплаты, то норма транспортного запаса равна времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика, плюс длительность движения груза от поставщика к потребителю. Если поставщик, отослав платёжное требование-поручение, отгружает материалы, не ожидая поступления предварительной оплаты на своё расчётный счёт, то транспортный запас рассчитывается так: от продолжительности пробега груза отнимается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю и время пробега этих документов почтой (или электронными средствами связи), а также время, необходимое на обработку документов и оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю раньше даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается.

Пример 1 . Предприятие в г. Ужгороде получает материал В от предприятия, расположенного в г. Луганске. Пробег груза по железной дороге составляет 14 дней. Поставщик начал готовить документы на груз (материал В ) одновременно с отправкой груза потребителю. Время для подготовки и отправки документов поставщиком – 2 дня, время пробега документов почтой между городами – 5 дней, время необходимое потребителю для обработки и оплаты – 2 дня. Определить транспортный запас.

В данном случае во время нахождения оплаченного материала в дороге не входит время для подготовки и отправки документов поставщиком, время пробега документов почтой между городами, время необходимое потребителю для обработки и оплаты. Транспортный запас равен:

Ттр = 14 – 2 – 5 – 2 = 5 дней.

Входной запас – норма времени, необходимого для приёмки, разгрузки, складирования, проведения анализов качества сырья и материалов по каждому виду (группе). Входной запас определяется путём хронометража этих операция.

Подготовительный запас – время на подготовку материала к передаче его в производство. Этот элемент принимается во внимание только для тех видов (групп) сырья, материалов, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно пущены в производство, а требуют определённой предварительной подготовки (натуральное старение отливок металла, сушка, сортировка, очистка, правка, и др.). Подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство (tподгот ) превышает ному текущего складского запаса и равен этому превышению.

Тподгот = tподгот - Ттек (если tподгот > Ттек ).

Если tподгот меньше текущего складского запаса, то подготовительный запас не устанавливается (если tподгот < Ттек , то Тподгот = 0).

Пример 2 А составляет 18 дней. Время на подготовку к запуску материала А в производство равно 21 дню. Определить подготовительный запас в днях.

Подготовительный запас учитывается, так как время на подготовку материала А в производство превышает норму текущего складского запаса (tподгот > Ттек ). Определяем подготовительный запас, дней:

Тподгот = tподгот - Ттек = 21 – 18 = 3.

Пример 3 . Текущий складской запас материала Б составляет 16 дней. Время на подготовку материала Б в производство – 10 дней. Определить подготовительный запас в днях.

Время на подготовку материала Б в производство не превышает норму текущего складского запаса (tподгот < Ттек ,). Норма подготовительного запаса не устанавливается (Тподгот = 0).

По балансовым датам вычисляется величина средних остатков за год. Она очищается от излишних неходовых запасов и узнается чистый остаток.

Норма запаса = величина среднего остатка/ однодневный расход сырья.

2. Через приведенную поставку.

Из общего объема поступлений в натуральном выражении исключается нетипичные поставки.

Очищенная величина поступлений/ количество типичных поставок = средняя величина поставки.

Общий объем поступлений/ средняя величина поставки = число приведенных поставок.

Пример: Общий объем поставок - 2240 т

Количество поставок - 22

нетипичных: - крупные - 1 (320 т);

Мелкие - 2 (77 т).

    Число типовых поставок = 22 - 3 = 19

    Объем поступлений - нетипичные поставки = 2240 - 397 = 1843 т.

    Средняя величина поставки = 1843/ 19 = 97 т.

    Приведенное число поставок = 2240/ 97 = 23.

    Средний интервал поставки = 360/ 23 = 15.5 дней.

    Норма текущего запаса = 15.5 * 50 % = 7.8 дней.

3. Метод средневзвешенной величины интервала поставки

Предполагает учет складывающихся взаимодействий интервала и объема поставки.

где I – средний интервал поставки;h – интервал между отдельными поставками;Vi – объемi -й поставки;V – общий объем поставок.

Это методы прямого счета, в основе которого лежат плановые или фактические данные о складывающемся снабжении.

II. Страховой гарантийный запас

Исключения:

1. Если у нас долговременные отношения с поставщиком, в котором мы уверены, гарантийный запас может быть равен 20-30 % текущего запаса, или не создаваться вовсе.

2. Если в производстве используются уникальные виды сырья, материалов, а также при интервале поставки 5 и менее дней, если транспортная связь с поставщиком оказывается ненадежной, то страховой запас может быть более половины нормы текущего запаса (до 100%).

III. Транспортный запас

Чтобы исчислить в днях норму транспортного запаса , необходимо определить среднюю величину остатков товароматериальных ценностей (ТМЦ) в пути.

Норма транспортного запаса = средняя величина остатков ТМЦ / однородный фактический расход сырья и материалов в целом за период, в котором исчисляется норма.

IV. Время на приемку, складирование, контроль и анализ

Существуют технологические нормы осуществления этих процессов. Если их нет, то расчет производится путем хронометрирования подобных работ. Такие работы могут выполняться параллельно.

V. Технологический запас

Учитывается в составе нормы по производственным запасам, если речь идет о подготовке материалов к производству (например, для производства мебели древесина должна быть просушена на воздухе около 2 лет).

Средства на нормы по группе материалов = полученные нормативы/ однодневный расход. Расчет ведется в таблицах.

Группа нормируемого сырья (материалов). Сталь хк (холодно-катанная)

наим-е мат-ла (сорт, размер, тип)

ед. изм-я

однодн. расход

интервал поставки

текущий запас

страх запас

разгрузка, склад-е

входн контроль и анализ

транспортный запас

технол запас

итого норма дн.

норматив Об. ср-в

Итого по группе

Целесообразно в этой таблице приводить максимальные и минимальные значения запасов по каждой конкретной позиции, так как важно эффективно управлять запасами. Минимальная величина - исчислена норма, увеличенная на вторую половину интервала поставки.

Периодичность такого расчета 3-5 лет, но ежегодно производится уточнение норм и нормативов Об. С. исходя из условий производства и снабжения (появляется новый ассортимент, поставщики, транспортные условия, нормы расходования и т. д.).

Кроме того, в производстве используются вспомогательные материалы . Если их значительное количество, то расчет нормы запасов производится также, как и по основным материалам. Если их незначительное количество, то расчет производится упрощенным методом (с использованием величины средних остатков).

2. Определение потребности в оборотных средствах, вложенных в незавершенное производство.

Незавершенное производство – это продукция, находящаяся на различных стадиях изготовления. Нормирование его необходимо, чтобы обеспечить равномерную бесперебойную сдачу продукции на склад.

Величина незавершенного производства зависит от:

    организации производства;

    объема производства;

    структуры выпускаемой продукции;

    характера выпускаемой продукции.

Норматив по незавершенному производству исчисляется по группам и видам изделий для каждого производственного отделения. Если ассортимент очень широк, то норматив определяется по основной части продукции (70-80% то общего объема).

Н = О * Т * К ,

где Т*К - норма,

О - однодневные затраты по смете затрат на производство. Если предприятие сезонное, то в расчет норматива берется квартал с наименьшим объемом производства, если несезонное, то 4-й квартал. В смете берется строка “Затраты на валовую продукцию”.

Т - длительность производственного цикла в днях.

К - коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Т - отражает время пребывания продукции в незавершенном производстве и характеризует время от первой технологической операции до полного изготовления продукции. Это время включает:

    технологический запас – время непосредственной обработки изделий;

    транспортный запас – время пребывания изделий у станка до обработки и после нее;

    оборотный запас – время пролеживания деталей между отдельными операциями вследствие различных темпов работы оборудования;

    страховой запас – на случай непредвиденной остановки в процессе производства.

В случае выпуска широкого ассортимента продукции рассчитывается средняя длительность производственного цикла – средневзвешенная величина на основании удельного веса каждого вида изделий в общем выпуске продукции и длительности производственного цикла по каждому изделию.

Т = (30*10+30*8+30*6+10*12)/100=8,4 дн.

Коэффициент нарастания затрат (К).

Его определение необходимо, т.к. средства вкладываются в незавершенное пр-во постепенно, по дням производственного цикла, и не вся их сумма находится в производстве в течении всего производственного цикла.

Возможны следующие варианты:

    затраты нарастают равномерно по дням производственного цикла.

    затраты нарастают неравномерно по дням производственного цикла.

Единовременные затраты – осуществляются в начале производственного цикла (обычно это материальные затраты).

Нарастающие затраты: заработная плата, амортизация основных средств, накладные расходы.

Коэффициент нарастания затратотражает отношение себестоимости незавершенного производства к плановой производственной себестоимости изделия.

На практике коэффициент нарастания затрат определяется по-разному (для равномерного и неравномерного нарастания затрат).

Для равномерного:

К = (З п + 0,5 о )/С,

где З п – первоначальные затраты, осуществленные в 1 день произв. цикла.

З о – все последующие затраты, входящие в производственную себестоимость изделия.

С – производственная себестоимость изделия.

Для неравномерного: К = (З п * Т + З 1 1 + З 2 2 +...+ 0,5З р )/(С*Т ),

где З п – первоначальные затраты, осуществленные в 1 день произв. цикла;

З 1,2,... разовые затраты на отдельных стадиях производства;

В 1,2,.. – время от момента разовых затрат до полного изготовления изделия;

З р – затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла;

С – производственная себестоимость продукции;

Т – длительность производственного цикла.

Все нормативы по отделениям предприятия складываются и рассчитывается общий норматив незавершенного производства.

3. Нормирование по статье “Расходы будущих периодов”

Норматив оборотных средств в РБП (Н3 ) определяется по формуле:

Н3 = П + Р – С,

где П – переходящая сумма РБП на начало планируемого периода, руб.;

Р –РБП в предстоящем году;

С –РБП, подлежащие списанию на себестоимость продукции предстоящего года в соответствии со сметой производства.

4. Нормирование по статье “Готовая продукция”

Причины нормирования:

    предприятие должно осуществить определенные складские, транспортные и расчетные операции по готовой продукции;

    для регулирования отгрузки продукции необходима подборка изделий по партиям соответствующего ассортимента, накопление партий до соответствующих размеров, время на упаковку, погрузку, транспортировку, оформление расчетных документов и сдачу их в банк.

Н = О *Д ,

где О – однодневные затраты по смете затрат на производство по статье “Производственная себестоимость” за соответствующий квартал.

Д – норма запасов в днях, средневзвешенная величина на основе норм запаса по отдельным видам изделий и их доле в общей стоимости готовой продукции.

Время нахождения продукции на складе измеряется с момента поступления готовой продукции на склад до ее отгрузки покупателю. На это время влияют:

    условия транспортировки;

    условия комплектования;

    способы упаковки.

После расчета частных нормативов оборотных средств исчисляется совокупный норматив по предприятию.

Расчет совокупного норматива можно показать в следующей таблице:

Оборотные

средства

Норматив

Норматив

Прирост (+),

сокращение(-) норматива

производственные запасы

незавершенное производство

готовая продукция

Предприятие определяет прирост или сокращение по всем статьям оборотных средств. Если планируется прирост, то нужно найти источники покрытия этого прироста. Если наблюдается сокращение оборотных средств в плановом году, то предприятие может использовать их на другие нужды. Недостаток (излишек) собственных оборотных средств определяется сравнением наличия оборотных средств по бухгалтерскому балансу с совокупным нормативом оборотных средств на соответствующую отчетную дату. Если фактическое наличие меньше норматива, то это недостаток, наоборот – излишек.

Излишек оборотных средств служит источником покрытия прироста норматива в плановом году.

Причины недостатка оборотных средств:

    зависящие от деятельности предприятия: необеспечение сохранности собственных оборотных средств; недополучение прибыли; работа с убытком.

    не зависящие от деятельности предприятия: инфляция, кризис неплатежей, спад производства и др.

Особенность нормирования жидкого сырья заключается в том, что в емкостях, где хранится это сырье, всегда остается не снижающийся запас сырья.

Особенность нормирования топлива заключена в том, что все топливо, которое перегоняется по трубопроводам, не подлежит нормированию. Нормируется только твердое топливо.

Запаса в размере 90 дней (половины продолжительности интервала между поставками) страховой запас - 50% нормы текущего запаса транспортный и подготовительный запасы - в размере 5 дней.  

ЗАПАСЫ ТРАНСПОРТНЫЕ - продукция, находящаяся в процессе перемещения между предприятиями-поставщиками , снабженческо-сбытовыми организациями и потребителями. Их относительная величина определяется временем транспортировки (включая и маневровые работы) с момента погрузки на транспортное средство и до поступления груза к месту назначения. Время транспортировки (в пути) в свою очередь регламентируется нормативами сроков доставки грузов, утвержденными для различных видов транспорта. Опоздание поступления сопровождающих груз документов и счетов не может служить основанием для отнесения поступивших к потребителям материалов к З.т.  

К наиболее распространенным относятся модели теории игр, теории очередей , модель управления запасами , транспортная задача , а также задача линейного и динамического программирования.  

Логистический план (потребности логистики). Логистические потребности увязывают между собой необходимые производственные мощности , запасы, транспортные и трудовые ресурсы . Порядок вычисления логистических потребностей показан в табл. 8.6.  

Приобретение запасов, включая расходы на информационные, посреднические, с поиском запасов, транспортные расходы и прочие согласно П(С)БУ 9 "Запасы" 20 Производственные запасы Субсчета 201 -209 63 Расчеты с поставщиками и подрядчиками, субсчета 631 С отечественными партнерами 632 С иностранными партнерами  

Общий размер задела складывается из внутрицеховых и межцеховых заделов. Внутрицеховые заделы включают в себя технологический (на рабочих местах в процессе обработки), межоперационный, транспортный и контрольный заделы. Межцеховой задел предназначен для обеспечения нормальной работы потребителей, он складывается из текущего и гарантийного запасов.  

Улучшение качества и снижение издержек. Когда есть синергический эффект при сходстве технологий, пс-пользуемых в производстве основной и интегрируемых фирм, результатом интеграции являются преимущества, порождаемые массовым производством . Например, интеграция производства чугуна и стали снижает транспортные издержки , экономит энергию, сокращает материальные запасы . И - что более важно - повышается качество  

По мере более широкого признания концепции маркетинга все больше внимания со стороны фирм привлекает к себе и концепция товародвижения . Товародвижение - это сфера потенциально высокой экономии издержек и обеспечения более полной удовлетворенности клиентов. Решения, принимаемые специалистами по обработке заказов и организации складирования, управляющими службой товарных запасов и экспедиционно-транспортной службой, сказываются на уровнях издержек в других сферах деятельности и на возможностях фирмы управлять спросом. Концепция товародвижения требует координации всех этих решений в рамках некой единой структуры. Встает задача создания системы управления товародвижением, которая позволяла бы обеспечивать желаемый уровень обслуживания клиентов с минимальными общими затратами.  

Успех корпоративных сетей основан на их способности добиваться ценовых преимуществ над независимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению размеров наценок. Сети обеспечивают свою рентабельность несколькими способами. Во-первых, их размеры позволяют им закупать большие партии товаров , получая максимальные скидки за количество, и одновременно экономить на транспортных расходах . Во-вторых, они способны создавать действенные организационные структуры , нанимая хороших управляющих и разрабатывая специальные методики в области прогнозирования сбыта , управления товарно-материальными запасами , ценообразования и стимулирования. В-третьих, сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли , тогда как независимым розничным торговцам приходится сотрудничать со множеством оптовиков. В-четвертых, сети экономят на издержках по стимулированию сбыта , закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на нее на большие количества товаров . И в-пятых, сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли учесть местные потребительские предпочтения и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках.  

В основу расчета закладывают динамику запаса материалов на производственном объекте, перевалочной базе, опорной (прирельсовой) базе, которая для четырех ранее приведенных транспортных схем показана на >ис. 32. Формулы для расчета текущей части нормы производственных се-  

Динамика текущей части сезонного производственного запаса материалов при различных транспортных схемах доставки грузов  

Для районов с сезонными поставками грузов (северные районы) нормы переходящего запаса оборудования рассчитывают на основе транспортных схем доставки оборудования на приобъектные склады этих районов. Численная величина нормы определяется в днях от первой поставки оборудования на опорную (прирельсовую) базу в году, предшествующем плановому (или предплановому), до момента сдачи этого оборудования в монтаж в плановом году.  

Транспортные запасы,или запасы материалов в пути, представляют собой находящиеся в процессе перемещения сырье, материалы и средства производства других видов. Эти запасы образуются при транспортировке материальных ресурсов от поставщиков до потребителей от поставщиков до снабженческих и сбытовых организаций от снабженческих и сбытовых организаций до потребителей.  

Решение. По таблицам 2.5 и 2.6 находим, что положительное одновременное изменение собственного капитала и индикатора устойчивости описано в блоках № 2 и № 5, но и в том, и в другом блоке не предусмотрен положительный прирост нефинансовых активов. Их изменение может быть только отрицательным (AAN прироста капитала и глубины неустойчивости в конце отчетного периода , предшествующего прогнозному. Если I Во I > IДК81, то для достижения равновесия (Bi = 0), требуется, чтобы IД В > AKS. Это можно достичь только в том случае, если снизить нефинансовые активы (AAN транспортных средств или оборудования и превратить их в собственные денежные средства или в другие собственные финансовые активы (вексель к получению, легко реализуемые ценные бумаги).  

СССР сводные данные о 3 в открытой печати до 1987 г не публиковались В конце 80-х гг в СССР по оценкам стоимость 3 составляла около /3 ВНП В США объем 3 в 1962-1972 гг увеличился вдвое, в 1972-1982 гг - втрое, в 1982-1992 гг -только на 25% Замедление роста 3 связано, по мнению ряда специалистов, с применением идей и методов системы точно вовремя В 1987 г стоимость 3 в США составляла 638 млрд долл (14,1% ВНП), в т ч 3 в розничной и оптовой торговле - 311 млрд долл См также Запасов теория, Затраты на формирование и хранение запасов , Контроль за состоянием запасов, Транспортно-заготовителъные расходы  

Транспортно-заготовительные расходы (затраты на заготовку запасов, оплата тарифов (фрахта), за

Норма оборотных средств в производственных запасах включает следующие элементы:

· время нахождения оплаченных предприятием материалов в пути (транспортный запас ), дн.;

· время на приёмку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству (подготовительный или технологический запас ), дн.;

· время нахождения на складе в виде сменного, дневного и тому подобного запаса (текущий запас ), дн.;

· время нахождения на складе в виде гарантийного запаса (страховой запас ), дн.

Норматив производственных запасов (Н пз) может быть определен по формуле

где Q cy т – среднесуточное потребление материалов (норма расхода);

N ТР – норма транспортного запаса, дн.;

N ПЗ – норма подготовительного (технологического) запаса, дн.;

N T З – норма текущего запаса, дн.;

N ctp – норма страхового запаса, дн.

Среднесуточный расход сырья, основных материалов, покуп­ных изделий и полуфабрикатов рассчитывается по группам, при­чем в каждой группе выделяются их важнейшие виды, которые составляют примерно 80% общей стоимости материальных ценнос­тей данной группы.

Данные для расчета среднесуточного расхода материальных ресур­сов приведены в табл. 4.

Среднесуточный расход материальных ресурсов рассчитывается путем деления суммы всех плановых годовых рас­ходов сырья, основных материалов, покупных изделий и полуфаб­рикатов (972 млн. руб.) на количество рабочих дней в году (360 дней условно), т. е. Р= 972 / 360 = 2700 руб.

Норма транспортного запаса рассчитывается методом прямого счёта или аналитическим методом. Метод прямого счёта применяется при узкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограниченного числа поставщиков. В этом случае по итогам прошлого периода определяется средняя продолжительность пробега груза от поставщика до потребителя, что и является нормой транспортного запаса. При большом числе поставщиков и широкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом на основе норматива прошлого периода.

Норма подготовительного запаса. Подготовительный (технологический) запас создается в тех слу­чаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворя­ют требованиям технологического процесса и до запуска в произ­водство проходят соответствующую обработку. Технологический за­пас рассчитывается как произведение коэффициента технологич­ности материала Ктех на сумму запасов (текущего, страхового и транс­портного):

ТехЗ = (ТЗ + СЗ + ТрЗ) Ктех.

Коэффициент технологичности материала устанавливается ко­миссией, в состав которой входят представители поставщиков и потребителей.

Таблица 4

Расчёт среднесуточного потребления материалов

Норма текущего запаса. Текущий (складской) запас - это постоянный запас материалов, полностью подготовленных к запуску в производство. Он предназначен для обеспечения бес­перебойной производственной деятельности предприятия. Ве­личина этого запаса зависит от частоты (интервала) поставок данного вида материалов. В качестве нормытекущего запаса принимают половину средневзвешенного интервала между поставками.

Норма страхового запаса. Страховой (гарантийный) запас материалов создается на слу­чай нарушения сроков или объема поставок, при поступлении некачественных или некомплектных материалов. Норму стра­хового запаса обычно устанавливают в размере 50% нормы те­кущего запаса.

Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах приведён в таблице 5.

Таблица 5

Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах

Нормирование оборотных средств в незавершённом производстве

Оборотные средства в незавершенном производстве аванси­руются для создания циклового, оборотного и страхового заде­лов, обеспечивающих бесперебойный ход производственного про­цесса в цехах и на участках. В натуральном выражении остатки незавершенного производства состоят из необходимого количества деталей, узлов и полуфабрикатов на рабочих местах и между ними. Размер незавершенного производства определяют следующие фак­торы:

· объем выпускаемой продукции;

· длительность производственного цикла;

· коэффициент нарастания затрат (готовности продукции) в
незавершенном производстве.

Объем выпуска продукции влияет на размер незавершенного про­изводства через величину однодневного выпуска продукции, рассчитанного по себестоимости. Объем выпуска продукции опре­деляется на основе имеющихся заказов потребителей и прогнозов сбыта.

Длительность производственного цикла определяет продолжи­тельность нахождения средств в незавершенном производстве (норма запаса в днях). Производственный цикл измеряется в ка­лендарных единицах времени (дни, часы, минуты) и содержит следующие элементы; рабочий период, естественные процессы, перерывы. Состав и соотношение между собой отдельных эле­ментов производственного цикла характеризуют его структуру.

Коэффициент нарастания затрат (Кнз) характеризует уровень готовности продукции в составе незавершенного производства. Не­обходимость расчета коэффициента нарастания затрат обусловле­на тем, что затраты в незавершенном производстве осуществля­ются в разное время. Обычно их делят на единовременные и ос­тальные затраты. К единовременным затратам относится расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов. Остальные затра­ты (заработная плата, амортизационные отчисления, накладные расходы и т. п.) нарастают постепенно на протяжении всего цик­ла. Коэффициент рассчитывается как отношение себестоимости незавершенного производства к плановой себестоимости изделия и учитывает длительность производственного цикла. При нерав­номерном нарастании затрат используют формулу:

где Зi- затраты на i-й период времени нарастающим итогом (i = 1, 2, ..., п);

С - плановая себестоимость изделия;

Т- длитель­ность полного производственного цикла изделия в календарных временных единицах (дни, недели, месяцы).

Пример. Себестоимость продукции - 1000 руб. Длительность произ­водственного цикла - 4 дня. Затраты в 1-й день - 300 руб., во 2-й день -300 руб., в 3-й день - 200 руб., в 4-й день - 200 руб. Определить коэф­фициент нарастания затрат.

Норма оборотных средств в незавершенном производстве рас­считывается по предприятию в целом или по подразделениям с последующим суммированием. Для этого используют формулу:

где Nнп - норма оборотных средств в незавершенном производстве по предприятию в целом;

Тi - длительность производственного цикла изделия или подразделения;

Ki - коэффициент нарастания затрат изделия или подразделения;

n - число групп изделий, под­разделений.

Норматив оборотных средств незавершенного производства рас­считывается по формуле:

где С/Т - норма однодневного выпуска продукции по плановой себестоимости;

С- полная себестоимость выпускаемой продукции;

Т - число календарных дней в периоде.

Пример. Используем данные предыдущего примера из расчета нормы оборотных средств в незавершенном производстве.