Обеспечение жизнедеятельности экипажа. Средства для работы с неподготовленным аэродромом

Бомбардировщик СУ-34

Недавно, а точнее 13-го декабря в российских средствах массовой информации прозвучало сообщение о том, что российские ВВС получили четыре новых бомбардировщика СУ-34. Преподносилось это с некоторой торжественностью, как событие внушительное и достойное внимания. Я сразу вспомнил, как мы в 1985 году получали на заводе (на том же, кстати Новосибирском им. В.П. Чкалова) новенькие СУ-24МР. Остались мы тогда в безвестности:-). Никто нигде об этом не писал и не сообщал. Так что же это за зверь такой, этот ?

На самом деле это самолет семейства уже давно и хорошо известного СУ-27 . Точнее говоря, это его глубокая модернизация. Внешние отличия, конечно, на лицо, но и сходство очевидное. Это, можно сказать, невооруженным взглядом видно даже на простом фото.

СУ-27 и СУ-34. Сравнивайте...

Такой подход, на мой взгляд, совершенно оправдан. В конструкции 27-го заложен большой потенциал и, конечно же, его надо использовать до конца. Но это уже далеко не истребитель, и изначально он разрабатывался как ударный самолет для работы по наземным целям. И назывался он в процессе разработки по-разному. Вначале это был СУ-27ИБ, то есть истребитель-бомбардировщик , потом в начале 90-х при подготовке Новосибирского завода к серийному выпуску он получил название , а летом 1994 года, когда его впервые показали на международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже под Парижем он имел название СУ-32ФН. Точнее SU-32FN, что означает Fighter Navy – морской истребитель. Уже тогда его стремились продвигать на международном рынке вооружения.

СУ-34. Взлет.

Самолет безусловно отличный. На данный момент у него аналогов в мире нет. Он создавался, как перспективная машина нового поколения для замены истребителей- бомбардировщиков МИГ-27 и СУ-17 и бомбардировщика СУ-24 (ныне основного фронтового бомбардировщика ВВС). Су-34 специально оптимизирован для действий на малых высотах, чтобы быть недосягаемым для «интеллектуальных» средств ПВО и истребителей противника. При этом он становится желанной целью для малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) и переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК, все наверное слышали слово «Стингер»:-)). Поэтому была значительно усилена защита конструкции и агрегатов. Специальная броня защищает двигатели и главный топливный бак. А кабина экипажа вообще выполнена в виде броневой титановой капсулы. Общий вес бронезащиты достигает 1480 кг. На предшественнике СУ-27 в этом плане уже была неплохая защита и теперь в общем комплексе выживаемость значительно повысилась.

СУ-34 на МАКС 2009.

Обязательно надо сказать, что самолет имеет пониженную ЭПР. ЭПР – это эффективная площадь рассеивания (радиолокационного сигнала). То есть радиолокатору, чтобы обнаружить самолет, надо уловить отраженный от него сигнал и чем этот сигнал сильнее, тем самолет заметнее и больше вероятность его уничтожить. Это уже из разряда технологий «Стелс». ЭПР для эффективности ударного самолета надо снижать. Это достаточно успешно сделано и на СУ-34. Бомбардировщик имеет интегральную компоновочную схему (это «семейная» черта Су-27), т.е когда фюзеляж и крыло плавно переходят друг в друга (я уже упоминал об этом , когда фюзеляж в чистом классическом виде не выделить:-)). Кроме того обтекатель самолетной антенны радиолокатора сильно сплюснут, нет уже того клюва, как на 27-ом. Надо сказать, что обтекатель (наряду с воздухозаборниками) вносит большую долю в формирование ЭПР. В конструкции применяется много радиопоглощающих материалов. Все это значительно снижает ЭПР СУ-34-го.

СУ-34. Руление.

Экипаж самолета состоит из двух человек, летчика и штурмана-оператора. Они сидят бок-о-бок рядышком, как в СУ-24. И так же, как в СУ-24 управление спаренное, т.е. штурман может тоже управлять самолетом. Правда теоретически:-). На самом деле (по моему опыту работы на СУ-24) они этого не умеют. Но в аварийных обстоятельствах и в боевых условиях это, конечно, очень ценно и повышает боевую живучесть.

Кабина СУ-34.

Кабина удобная и достаточно просторная и вообще условия работы экипажа значительно улучшены. Во время полета летчики могут отстегнуться и встать в полный рост. На борту есть термос, бортовая аптечка, устройство для разогрева пищи и даже туалет. Звучит все это быть может несколько забавно, но на самом деле все это достаточно важные вещи. – полноценный бомбардировщик. Более того его дальность (за счет дополнительных топливных баков) по сравнению с его предшественником СУ-24 возросла вдвое, а при выполнении определенных задач даже втрое. Он может выполнять задания на расстояниях более 2 тысяч км без дозаправки в воздухе. А ведь на СУ-34 предусмотрена еще и дозаправка. Длительные многочасовые перелеты – это большая нагрузка для экипажа, снижающая его работоспособность, а значит и результат работы. Эта проблема существует для всех дальних полетов, как у нас, так и в зарубежных ВВС. Так что такие «удобства» — большой плюс.

Самолет, естественно, имеет новый мощный комплекс авиационного радиоэлектронного оборудования, позволяющий эффективно выполнять все боевые задачи. Это было на практике показано, когда Су-34 был применен при боевых действиях во время российско-грузинского конфликта в 2008 году. Тогда была уничтожена грузинская РЛС 36Д6-М возле города Гори, которую другими средствами достать было нельзя.

Эффектный пуск ракет.

Вобщем все это звучит очень неплохо, однако придется сказать и о грустном. Хороший самолет, эффектная и эффективная машина. Но есть одно «но»… Нет ее пока в войсках. Разработка ее шла достаточно долго. Первые работы начались летом 1986 года и только в сентябре этого, 2011-го завершились государственные сдаточные испытания и было принято постановление о принятии на вооружение (25 лет! ). Работы часто замедлялись, приостанавливались, менялась концепция и направление работ. Самолет был сначала истребителем-бомбардировщиком, потом штурмовиком и, наконец, окончательно стал бомбардировщиком. Только в Начале 2000-х дело значительно ускорилось и вот теперь, наконец, есть первое известие о том, что строевая часть получила четыре самолета. Всего четыре самолета! Если учесть, что обычная эскадрилья в трехэскадрильском бомбардировочном полку имеет 12-15 самолетов и полков этих нужно для нормальной обороноспособности иметь не 3 и не 5, то я не знаю насколько затянется перевооружение российских ВВС. А если еще, не дай бог, очередная корректировка в планах, какое-нибудь недофинансирование (Су-34, ведь стоит около 1 млрд. рублей) и еще какая неожиданность, которых полно… Вобщем, информация к размышлению. До сегодняшнего дня было выпущено всего порядка 16 самолетов. Но это включая прототипы, предсерийные образцы для испытаний и самолеты, находящиеся в Липецком учебном центре боевого применения. То есть в обычную строевую часть начал поступать только с 13-го декабря этого года. Программа перевооружения вооруженных сил предусматривает его полное завершение до 2020 года. Не знаю… Не очень веселая пока картина.

Тем не менее все же хочется верить в лучшее. У нас очень хорошие талантливые конструктора, отличный научный и производственный потенциал, опытные (пока еще!) летчики. Я надеюсь, что все это будет только развиваться и наши самолеты будут всегда лучшими в мире:-).

В заключение предлагаю вам видео. Там этот замечательный самолет и его отличные качества и характеристики очень хорошо показаны.

Фотографии кликабельны.

Су-34 - истребитель-бомбардировщик российского производства, предназначенный для атаки наземных целей противника авиационными средствами поражения, в условиях активного противодействия средствами ПВО. Эффективность самолета достигается за счет применения инновационных средств для радиоэлектронной борьбы, уникальных боевых качеств, а также возможности поражения воздушных целей вне зависимости от времени суток и погодных условий. Российские военные называют этот истребитель «утенком», а когда речь доходит до его боевых характеристик - «адским утенком».

По своим тактико-техническим параметрам самолет Су-34 относится к поколению «4++». При выполнении боевых задач он не нуждается в сопровождении истребителями прикрытия, благодаря высоким боевым качествам, позволяющим самостоятельно вести маневренный воздушный бой практически с любыми существующими военными самолетами мира.

История создания самолета

Самолет Су-34 создавался для замены фронтового бомбардировщика Су-24, который хорошо показал себя в ряде вооруженных конфликтов, но устарел. В процессе разработки учитывалось, что вероятный противник имеет на своем вооружении большое количество машин 4-го поколения. Истребитель проектировался на основе опыта боевой эксплуатации всех существующих на тот момент российских военных самолетов, а также зарубежного опыта использования сил авиации в локальных конфликтах.

Разработка машины была начата в июне 1986 года. Проект получил кодовое название «Т-10В» или «Су-27ИБ» (истребитель-бомбардировщик). Как можно понять из последнего названия, в качестве основы для нового самолета выступил проект истребителя Су-27. Первый прототип Т-10В впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 года. Широкой публике самолет был впервые представлен под именем СУ-32Ф лишь в 1995 году, в рамках международного авиасалона в Ле Бурже (Франция).

Позже были произведены два опытных и один стендовый образец. После ряда испытаний последовал выпуск семи предсерийных машин, одна из которых была доработана до характеристик серийного самолета.

Истребитель-бомбардировщик был пущен в серию в апреле 2005 года на Новосибирском авиационном заводе. Первый серийный самолет поднялся в небо 12 октября 2006 года на аэродроме им. Чкалова. Пилотирование новой машиной поручили Евгению Рудакасу и Рустему Асадуллину. Государственные испытания были начаты 30 октября того же года, и проходили параллельно с производством первых моделей.

В 2008 году завод-производитель подписал 5-летний контракт на поставку военно-воздушным силам РФ 32 самолетов, а в 2012 году - 8-летний контракт на поставку еще 92 машин. В марте 2014 года Су-34 был принят на вооружение Российской Федерации. К 2020 году новый истребитель должен полностью заменить своего предшественника, модель Су-24.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Су-34 создан для нанесения бомбовых атак в оперативном и тактическом тылу противника, вне зависимости от времени суток и погодных условий, в том числе на малых высотах. Кроме того, он достойно может вести воздушный бой и уничтожать вражеские самолеты.

Самолет построен по аэродинамической схеме «продольный триплан», которая позволяет увеличить его маневренность, по сравнению с моделями, выполненными по обычной схеме. Кроме того, по сравнению с истребителем Су-27, Су-34 имеет увеличенную бомбовую нагрузку и запас топлива. Передняя часть имеет приплюснутую форму, за что самолет и нарекли «утенком». Она оснащается двухместной кабиной, в которой были предприняты меры по повышению уровня комфортности для членов экипажа при продолжительных полетах.

Силовая установка

Самолет оснащается парой моторов модели ТРДДФ АЛ-31Ф-М1. Каждый из них имеет 13 300 кгс тяги, что позволяет машине разогнаться до скорости в 1900 км/ч. Так как предполагается постоянная модернизация истребителя, его конструкция допускает смену моторов на новые, модели АЛ-41Ф. Такие двигатели дают до 14500 кгс тяги и позволяют выполнять полеты в режиме «суперкруз». Благодаря этому режиму, самолет получает массу преимуществ, в частности решается вопрос высокого расхода топлива при форсажном полете.

РЛС переднего обзора

Самолет оснащается радиолокационной станцией Ш-141, позволяющей эффективно обнаруживать наземные и воздушные цели. Дальность обнаружения этой системы колеблется от 75 до 250 километров и зависит от размера цели. Одновременно РЛС может сопровождать до 10 целей, а обстреливать - до 4. Она также способна ассистировать наведение ракет типа «воздух-воздух», оснащенных собственными радарами, путем «подсветки цели». Ракетам ближнего боя, оснащенным инфракрасной головкой самонаведения, РЛС предоставляет первоначальные координаты цели. Система также предусматривает возможность полета на предельно малой высоте и автоматическое огибание рельефа местности.

РЛС заднего обзора

Между моторами, в специальном контейнере, располагается РЛС заднего обзора. Она отслеживает атаки истребителя в заднюю полусферу и в качестве контрмеры предлагает режим обстрела атакующего самолета ракетами РВВ-АЕ типа воздух-воздух. Таким образом, пилоту, намеревающемуся атаковать преследующий самолет, не нужно тратить драгоценное время для маневрирования.

Так как РЛС заднего обзора с возможностью пуска ракет являются уникальной технологией, которую еще не использовали даже на передовых западных истребителях, и даже перспективных бомбардировщиках НАТО, многие эксперты ведут дискуссию насчет реальности ее существования и эффективности использования. Оживленные обсуждения вызваны недостатком в свободном доступе официальных данных о ней.

Подвесное оборудование для разведки

Для использования самолета Су-34 в качестве разведчика предусмотрена возможность установки на него подвесного оборудования, а именно УКР (универсального контейнера разведки) «Сыч». В зависимости от типа разведки он может выполняться в трех вариантах: радиолокационном, радиотехническом и оптическом.

Отражающая площадь

Вовремя разработки самолета особое внимание уделялось снижению его эффективной площади рассеяния. С этой целью были использованы композитные материалы, которые за счет радиопоглощающего покрытия способны уменьшить уровень отражения РЛ-волн. Кроме того, во время проектирования аэродинамической схемы корпуса были исключены аэродинамические гребки, а геометрия планера рассчитывалась особым образом. В результате, как утверждают представители ОКБ Сухого, при полете на небольшой высоте степень радиолокационной заметности самолета находится на уровне показателей крылатых ракет, при том, что размеры Су-34, естественно, в несколько раз больше.

Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО

Для возможности противодействия вражеской РЛС в случае своего обнаружения самолет имеет оборудование для радиоэлектронной борьбы. Данный комплекс позволяет примерно в тридцать раз снизить вероятность поражения истребителя посредством систем с РЛ-наведением. С точки зрения РЭБ (радиоэлектронной борьбы), истребитель оснащен на уровне со специализированными машинами. По оценке западных экспертов, мощность его системы РЭБ аналогична по уровню системам самолетов EA-18G и EF-111A.

Для огневого поражения радиолокационных систем ПВО противника машина вооружается ракетами Х-15П, Х-58 и Х-31П с дальностью 120-160 км, а также ракетами Х-31ПД с дальностью 180-250 км. Отличным доказательством практической эффективности РЭБ Су-34 является тот факт, что во время одного из конфликтов в Грузии он использовался как истребитель радиоэлектронной борьбы.

Средства наведения самолета

Для эффективного использования вооружения Су-34 оснащен прицельным комплексом, позволяющим осуществлять поиск и поражение вражеских целей с помощью РЛС. В комплекс входит система «Платон», призванная наводить ракеты типа Х-29, а также управляемые бомбы КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л. Ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр не нуждаются в дальнейшем наведении. Получив начальные координаты цели, они наводятся на нее посредством ТВ-камеры установленной в головке самонаведения.

Прицельный комплекс, используемый для поражения обычными средствами (неуправляемые бомбы и ракеты), обеспечивает высокие показатели точности, которые не единожды отмечались экспертами, в том числе представителями НАТО, на основе опыта применения Су-34 в Сирии. Важным является тот факт, что бомбардировки с помощью неуправляемых ракет обходятся гораздо дешевле. Запасы такого вооружения, оставшиеся в России от СССР, позволяют существенно сэкономить. Это крайне важно, учитывая, что стоимость Су-34 составляет более миллиарда рублей.

Характеристики истребителя позволяют использовать ракеты и бомбы номенклатуры НАТО с помощью модуля Damocles, производимого на Уральском оптико-механическом заводе по лицензии Thales Group. Разработка этого модуля была вынужденной мерой при исполнении контракта на поставку истребителей Су-30 в Малайзию.

Для повышения уровня защищенности экипажа и живучести самолета в целом внешний корпус кабины выполняется из бронированной титановой оболочки. Во время ее разработки учитывался опыт боевого применения истребителей Су-25. Су-34 получил гораздо более толстую броню (17 мм), которая способна остановить снаряды калибром до 12,7 мм. Общая масса брони составляет 1480 килограмм, что в полтора раза больше, чем у упомянутого предшественника. Помимо толщины, защита Су-34 примечательна тем, что она выполняется полностью из титанового сплава, без использования стальных и алюминиевых плит.

Кабина Су-34 оснащается парой катапультных кресел модели К-36ДМ, позволяющих выполнить катапультирование на любой высоте, в том числе с земли. На рабочее место летчики попадают через нижний люк, оборудованный ступеньками.

Обеспечение жизнедеятельности экипажа

Для эффективной и комфортной работы экипажа при полетах на значительную дальность (с дополнительными топливными баками самолет способен преодолевать расстояние до 7 тыс. километров), истребитель оснащается системами, повышающими комфортность.

Среди таковых стоит отметить:

  1. Биотуалет.
  2. Раскладное спальное место.
  3. Герметичный корпус и кислородную систему, позволяющие подниматься на высоту до 10 тыс. км без применения кислородных масок.
  4. Отопление и кондиционирование кабины.
  5. Кухонный отсек с микроволновой печью и термосами.
  6. Свободное пространство, позволяющее выпрямляться в полный рост.
  7. Электромассаж, встроенный в кресло.
  8. Проецирование приборной панели на стекло, позволяющее следить за показателями работы машины, находясь вне рабочего места.

Средства для работы с неподготовленным аэродромом

Самолет Су-34 оснащается вспомогательным газотурбинным двигателем модели ТА14-130-35, который позволяет производить автономный запуск основного мотора без применения наземных средств запуска. Эта особенность дает возможность машине взлетать с любых аэродромов и существенно расширяет радиус ее действия.

Система пожаротушения

Для повышения уровня живучести истребителя и безопасности его пилотов, он снабжен оборудованием автоматического тушения пожара и средствами для дублирования всех основным систем. Баки для горючего защищаются от возгорания и взрыва посредством заполнения пенополиуретаном. Суть технологии состоит в эффекте «капсулирования» топлива, препятствующем формированию горючей паровоздушной смеси в случае повреждения топливного бака.

Технические характеристики

Напоследок рассмотрим основные тактико-технические характеристики Су-34:

  1. Габариты: длина - 23,3 м, высота - 6,09 м, размах крыла - 14,7 м.
  2. База шасси - 6,63 м.
  3. Масса: нормальная - 39 т, максимальная - 45 т.
  4. Запас топлива - 12,1 т.
  5. Максимальная тяга двигателя: без форсажа -8250 кгс, на форсаже - 13500 кгс.
  6. Максимальная перегрузка - 7 G.
  7. Максимальная скорость: на высоте - 2200 км/ч, у земли - 1400 км/ч.
  8. Практический потолок - 17 км.

Боевое применение

В августе 2008 года российский Су-34 в количестве 2 единиц прошел боевое крещение в Южной Осетии. Истребители применяли для радиоэлектронной борьбы с грузинскими ПВО и прикрытия ударной авиации.

С конца сентября 2015 года 6 истребителей Су-34 использовались в военных действиях в Сирии. В районе населенных пунктов Ракка и Мадан-Джадид с высоты около 5 км самолеты нанесли первые удары по объектам террористов.

Весной 2016 года военные самолеты Су-34 были использованы в Вологодской области довольно непривычным образом - для метания бомб по ледовым заторам.

Ударный самолет (Фронтовой бомбардировщик)

Технические характеристики

Размеры:

Размах крыла, м 14,70

Длина самолета, м 22,00
Высота самолета, м 5,93
Площадь крыла, м 2 62.00

Экипаж (кол-во человек): 2

Вооружение: Встроенное вооружение состоит из 30-мм пушки ГШ-301, установленной в правом наплыве крыла.

На 8 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных пилона подвешивается до 8000 кг боевой нагрузки: 6 УР класса воздух-воздух Р-73; 8 УР класса воздух-воздух Р-27 различных модификаций; 10 УР класса воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ);

6 УР класса воздух-поверхность Х- 29Т/Л; 6 УР класса воздух-РЛС Х-31П либо воздух-корабль Х-31А; 6 корректируемых ракет класса воздух-поверхность С-25; 1 многоцелевая УР Альфа; 3 УР класса воздух-поверхность Х-59М;

3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК; 6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;

6 ПУ Б-8М по 20 80-мм НУРС С-8; 6 ПУ УБ-13 по 5 122-мм НУРС С-13; 6 одноразовых ПУ О-25 для 6 266/340-мм либо 256/420-мм НУРС С-25; 12-16 500-кг авиабомб; 22 250-кг авиабомб; 34 100-кг авиабомб; 7 контейнеров КМГУ.

Массы и нагрузки:

Пустого самолета, кг 22300

Взлетная нормальная, кг 42000

Взлетная максимальная, кг 44600


Летные данные:

Максимальная скорость, км/ч

У земли 1400

На высоте 1900 (М=1.8)

Практическая дальность полета, км 4500

Боевой радиус действия на высоте, км 1130

Практический потолок, м 17000

Макс. эксплуатационная перегрузка 9

Разработчик: ОКБ Сухого

Серийно выпускается с 1995 года.

Двигатели: 2 ТРДД АЛ-35Ф (2 х 12800 кгс)

История создания и особенности конструкции:

Су-32 — экспортный ударный вариант фронтового бомбардировщика Су-34. Впервые был представлен на международных выставках в 1995-м году. Этим самолётом будет оснащаться береговая авиация. Основные применения — противокорабельные, противолодочные и другие ударные операции в зоне усиленной ПВО.

В декабре 1994 г. совершил вылет и первый серийный Т-10В-5, а в 1995 г. он уже был представлен на Парижском авиасалоне. К тому времени его название поменялось на Су-32ФН (в английской транскрипции SU-32FN, что означало Su-32 Fighter Navy — истребитель морской). Очевидно, решили, что желающих купить фронтовой бомбардировщик на мировом рынке будет найти трудно, а если предложить самолет для обороны морских рубежей, то продать его будет легче. Размерность машины и ее внутренние объемы позволяют установить большое количество аппаратуры различного назначения для решения конкретных задач, в том числе и для борьбы с кораблями и подводными лодками. Предварительные проработки были проведены в ОКБ в 1995-97 гг. Предлагалось, оставив практически без изменения базовый комплекс, разместить в хвостовом обтекателе средства поиска подводных лодок — магнитометры и гидроакустические буи, а также дополнить номенклатуру вооружения новыми противокорабельными ракетами типа "Москит" (ЗМ80) и "Альфа", последние можно подвешивать до четырех штук. Кроме этого, в печати проходила информация о создании на базе Су-32ФН самолета-разведчика и постановщика помех, но официально эту информацию представители ОКБ пока не подтвердили. Двухместный цельнометаллический свободнонесущий среднеплан, выполненный по схеме триплан, оснащённый дополнительным ПГО, с двумя двигателями и трёхстоечным убираемым шасси, с использованием двухколёсного носового шасси с усиленной стойкой. Подфюзеляжных килей не имеет. Планер самолёта выполнен из алюминиево-литиевых сплавов с ограниченным применением титана и нержавеющих сталей. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапецивидное и имеет стреловидность по передней кромке 42гр. ПГО выполнено цельноповоротным. Стабилизатор — дифференциально отклоняемый. Рабочие места экипажа размещены рядом, одно возле другого, плечом к плечу, что значительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Экмпаж находится в закрытой гермокабине, оснащённой системой отопления и кондиционирования воздуха. Вход осуществляется через носовую нишу шасси по откидному трапу. Сама кабина выполнена как единая бронекапсула. Броня — титановая. Толщина стенок доходит до 17 мм. Остекление — так же бронированное. 2 катапультных кресла типа К-39ДМ позволяют аварийно покидать неподвижно стоящую машину. Силовая установка состоит из ТРДДФ АЛ-35Ф с тягой на форсаже по 12800 кгс. Самолёт оборудован системой дозаправки топливом в полёте.

Разведывательно-ударный самолет берегового базирования Су-32 предназначен для поиска и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника на значительном удалении от обороняемой территории. Самолет способен эффективно выполнять оборону морской экономической зоны прибрежных государств днем и ночью в условиях плохой погоды и радиопротиводействия. Кроме того, летные качества самолета Су-32 наряду с высокоавтоматизированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования и мощным набором управляемых ракет класса "воздух — воздух" позволяют обеспечить надежную защиту от авиационных средств нападения, действующих с морских направлений.

Двухместный сверхзвуковой самолет Су-32, являясь, согласно принятой ныне классификации, новым самолетом четвертого поколения, унаследовал от своего знаменитого предшественника — истребителя семейства Су-27 — целый ряд наукоемких технологий. Обводы его крыла, стабилизатора и вертикального оперения соответствуют самолету Су-27. Как и Су-27, он имеет интегральную аэродинамическую компоновку и адаптивное крыло, передняя и задняя кромки которого автоматически, по командам цифровой многоканальной электродистанционной системы управления, отслеживают текущие значения угла атаки и перегрузки. Hа Су-32 эта же система в автоматическом режиме управляет положением ПГО.

Специфика боевого предназначения Су-32 обусловила ряд отличий в конструкции самолета. Существенные изменения претерпели фюзеляж и шасси. Самое характерное — новая кабина экипажа: пилот и штурман-оператор размещаются в сварной бронекабине "бок о бок" для их наилучшего взаимодействия. Кабина оптимизирована для длительных полетов (летчики могут вставать с кресла, выпрямляться в полный рост, принимать горячую пищу).

Система жизнеобеспечения до высоты 10 км поддерживает давление воздуха в кабине, позволяющее экипажу работать без кислородных масок. Катапультируемые кресла К-36ДМ дают возможность аварийного покидания машины на всех режимах полета, включая катапультирование с уровня земли при нулевой скорости.

Основная концепция самолета Су-32, его не имеющий аналогов облик, а также идеология кабины, обеспечивающая высокую боевую живучесть машине и комфортные условия работы экипажу, сформированы непосредственно генеральным конструктором АООТ "ОКБ Сухого" Михаилом Петровичем Симоновым. Генеральный конструктор заложил в проект самые перспективные разработки отечественного бортового радиоэлектронного оборудования. Выбранная им архитектоника в сочетании с каналом мультиплексного информационного обмена позволяет безболезненно заменять отдельные системы БРЭО на более совершенные по мере развития самолета Су-32.

Самолет оборудован комплексом бортового радиоэлектронного оборудования "Морской змей", предназначенным для разведки, наблюдения за поверхностью моря, поиска подводных лодок, обнаружения мин и борьбы с надводными кораблями. Структура комплекса является раздельно-интегральной. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки БЦВМ "Аргон". Модульная конструкция всего комплекса, определенное дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем позволяют выполнить боевую задачу даже при выходе из строя части информационных систем. Кроме того, раздельная конструкция позволяет легко изменять конфигурацию комплекса, то есть делать его менее сложным и дорогим или добавлять некоторые новые информационные системы при необходимости.

Все составляющие комплекса управляются через центральную компьютерную систему, которая обеспечивает полную координацию работы, обмен данными и интеллектуальную помощь экипажу самолета Су-32 при выполнении боевой задачи во всем диапазоне условий применения. При выполнении задачи морского патрулирования самолет Су-32 обеспечивает сбор данных по наличию цели в заданной зоне поиска, обнаружение радиолокационных и акустических демаскирующих признаков цели. В определенных условиях обнаруживаются оптические демаскирующие признаки цели на большом удалении. При этом комплекс позволяет осуществлять наблюдение за береговой обстановкой и контроль ситуации в портах. Кроме того, когерентная РЛС комплекса "Морской змей" обнаруживает и определяет местонахождение воздушных целей (включая малоразмерные), находящихся над морем на удалении 150-200 км. Морское патрулирование обеспечивается РЛС, системой электронной разведки и ИК-телевизионной системой.

Задача борьбы с надводными кораблями решается с помощью использования вышеупомянутых информационных систем. Самолет находится на максимально возможном удалении от зоны действия корабельных средств ПВО и осуществляет работу в условиях активных и пассивных помех. Противокорабельное вооружение самолета Су-32 размещается на 12 наружных узлах под фюзеляжем, мотогондолами и консолями крыла. Общий вес вооружения — 8000 кг. В его состав входят противокорабельные управляемые ракеты ASM-MSS, ASM-MS с дальностью действия до 250 км, противокорабельные управляемые ракеты ASM-M с дальностью полета 70 км, противокорабельные ракеты АSM-M2 с дальностью действия 180 км, управляемые ракеты AGM-TTC с телевизионной командной системой наведения, торпеды, гидроакустические буи и управляемые ракеты класса "воздух- воздух". Возможна подвеска обычных авиабомб.

Самолет Су-32 с комплексом БРЭО "Морской змей" самостоятельно решает все без исключения задачи борьбы с подводными лодками, а также может участвовать в поиске подводной лодки, определяя местонахождение, осуществляя слежение за ней и уничтожение лодки после установления другими средствами факта ее присутствия. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства оператора, предоставляя несколько вариантов решения. При этом обязанностью оператора является мониторинг автоматического выполнения боевой задачи вплоть до принятия решения. Hа рабочем месте оператора имеются два индикатора с большим прямоугольным дисплеем на ЭЛТ и панелью на жидких кристаллах. Индикаторы допускают одновременную индикацию информационных данных от различных систем. В состав бортовых средств обнаружения подводной лодки входят:

РЛС в комплексе с гидроакустическими буями, включая пассивные направленные гидроакустические буи, работающие в диапазоне звуковых и инфразвуковых частот, активные направленные гидроакустические буи и средства образования взрывной волны. По своим характеристикам они превосходят известные американские буи типа SSQ-53B, SSQ-77А, SSQ-75.

РЛС как средство обнаружения малоразмерных объектов (например, перископы подводных лодок и шноркели), контроля за работой гидроакустических буев, а также навигации. Характеристики РЛС превосходят характеристики американского радара АN/АPS-137. Надо отметить, что входящее в состав гидролокационной системы оборудование и соответствующее программное обеспечение могут быть легко модифицированы и адаптированы к работе с гидроакустическими буями, применяемыми в Великобритании.

Магнитометр, регистрирующий вызванное наличием подводной лодки искажение магнитного поля Земли. По своим характеристикам он сходен с известными системами АN/АSQ-81 или АH/АSQ-502. Эффективность обнаружения с его помощью магнитных аномалий и слежения за лодкой может быть повышена при совместном использовании его с системой гидроакустических буев.

ИК-телевизионная система с телевизионным (оптическим) и инфракрасным каналами получения данных, которые могут использоваться независимо или совместно, с учетом погодных условий и времени суток.

Система электронной разведки (основной режим работы — ожидание, и в то же время может обнаружить, идентифицировать и определить направление на радиооборудование загоризонтной подводной цели).

Боевые возможности Су-32 привлекают к нему всеобщее внимание в мире. По мнению многих зарубежных специалистов, самолет Су-32 представляет собой новую авиационную систему оружия наступательно-оборонительного назначения с расширенными возможностями действий по наземным, надводным/подводным целям на значительном удалении от береговой черты, с возможностью воздушного патрулирования для обнаружения и уничтожения морских целей при сохранении высокоэффективной способности действовать по воздушным целям. Hеобходимо отметить, что специфика и сложность решаемых Су-32 боевых задач, не ограничивают возможности создания по желанию заказчика новых его модификаций.

Самолеты Су-32 дважды (в 1995 и 1997 гг.) выставлялись на наиболее престижном авиасалоне в Ле Бурже, вызывали большое внимание специалистов и всеобщее восхищение посетителей.

Весной 1997 г в НАПО завершилось изготовление самолета установочной партии — Т-10В-6 (бортовой № 46) Первый полет на нем был выполнен 27 декабря 1997 г. В то же время темпы постройки и испытаний Су-34 падали очередную машину (Т-10В-7, бортовой № 47) удалось вывести на аэродром только спустя три года. Облет ее состоялся 22 декабря 2000 г. К тому времени Су-34, с 1999 г. официально представляемый ОКБ Сухого под названием Су-32МФ (многофункциональный), успел стать мировым рекордсменом 28 июля 1999 г. летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев и штурман-испытатель Александр Гайворонский, стартовав с аэродрома ГЛИЦ Министерства обороны России в Ахтубинске на одном из первых серийных самолетов, представленных в администрацию ФАИ как Су-32МФ № 66 003, достигли высоты полета 14727 м с грузом 5000 кг. Взлетная масса самолета в этом полете, в ходе которого попутно было установлено еще три рекорда (высота полета с грузом в 1 и 2 т и максимальная масса груза, поднятого на высоту 2000 м), составила 36160 кг, что соответствовало классу С-11 в группе 3 — реактивные самолеты со взлетной массой 35-45 т.

Спустя неделю, 3 августа, аналогичный рекордный полет предприняли военные испытатели ГЛИЦ — летчик Вячеслав Петруша и штурман Александр Ощепков, достигшие высоты 15063 м с грузом 5 т и поднявшие груз 5129 кг на высоту 2000 м (два рекорда) На этот раз взлетная масса Су-32МФ составила 34130 кг (класс С-1к, группа 3, взлетная масса 25-35 т).

Еще три мировых авиационных рекорда было установлено на Су-32МФ во время проведения Дня ОКБ Сухого на МАКС-99 19 августа 1999 г летчик-испытатель Игорь Соловьев и штурман-испытатель Владимир Шендрик, взлетев с аэродрома ЛИИ им М. М. Громова, улучшили недавние достижения своих коллег Вотинцева и Гайворонского, достигнув высоты полета 16206 м с грузом в 1 и 2 т, и установили новый рекорд массы груза, поднятого на высоту 15000 м, — 2330 кг Рекорды были зафиксированы в классе реактивных самолетов взлетной массой 35-45 т.

Документы о рекордных полетах Су-32МФ были переданы в Международную авиационную федерацию ФАИ и 29 марта 2000 г. зарегистрированы в качестве пяти официальных мировых авиационных рекордов. По состоянию на 2005 г. три из них (высота полета с грузом 5 т в двух классах и подъем груза на высоту 15 км) по-прежнему числятся действующими, а показатели высоты полета с грузом в 1 и 2 т улучшены 1 августа 2003 г. другими российскими летчиками — В. Гуркиным и А. Козаченко, выполнившими серию рекордных полетов на истребителе-перехватчике МиГ-31.

Основные отличия самолета Су-32ФН от самолета Су-34:

несколько изменен состав БРЭО: в него включена доработанная БРЛС с улучшенными характеристиками работы над морем и повышенной дальностью обнаружения надводных целей, новая оптико-электронная обзорно-прицельная система с тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами, магнитометр; модифицированы навигационное и связное оборудование, аппаратура разведки и РЭП;

обеспечено применение 72 радиогидроакустических буев (активных, пассивных и взрывных акустических генераторов), размещаемых в подфюзеляжном контейнере;

в состав вооружения дополнительно включены 2 тяжелые противокорабельные ракеты массой по 4000 кг с дальностью пуска 150 км, 3 противокорабельные ракеты массой по 1500 кг с дальностью пуска 250 км, 4 противолодочные самонаводящиеся торпеды.

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса "воздух-воздух", управляемое ракетное класса "воздух-поверхность", неуправляемое ракетное и бомбардировочное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 — под консолями крыла, 2 — под законцовками крыла, 2 — под гондолами двигателей и 2 — под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").

На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет "воздух-воздух" средней дальности типа с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73.

В состав управляемого вооружения класса "воздух-поверхность" входят 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения, 6 ракет Х-29Л, Х-25МЛ или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения, 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения или КАБ-500Л с полуактивными лазерными головками самонаведения, 3 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, 3 корректируемые бомбы КАБ-1500, 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения. На модификации Су-32ФН дополнительно предполагается обеспечить применение тяжелых противокорабельных ракет ASM-MSS и ASM-MS.

Максимальная масса неуправляемого вооружения класса "воздух-поверхность" составляет 8000 кг. В его состав могут входить 3 бомбы ФАБ-1500М54, 16 бомб ФАБ-500М54 или 14 бомб ФАБ-500М62 или 14 зажигательных баков ЗБ-500 или 36 бомб ФАБ-250М54 (на однозамковых и многозамковых балочных держателях), 48 бомб ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях), 8 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8(в 6 блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6 блоках УБ-13), 6 ракет С-25 (в пусковых устройствах О-25).

В настоящее время Иордания проявляет интерес к покупке российских фронтовых бомбардировщиков Су-32.

Пока конкретной заявки от Аммана не поступало, но уже можно говорить о том, что идут консультации на самом серьезном уровне, которые уже в самое ближайшее время могут вылиться в предконтрактные переговоры по существу.

Весьма интересен в этом контексте вопрос, что представляет собой такая боевая машина как Су-32.

С одной стороны, под этой аббревиатурой скрывается экспортный вариант российского фронтового бомбардировщика Су-34, который недавно очень успешно дебютировал во время боевых действий в Сирии, чем, вероятно, и «заворожил» Иорданию.

С другой – под аббревиатурой Су-32 скрывается также вариант Су-34 для оснащения подразделений береговой авиации и ПВО, который предназначен для противокорабельных и противолодочных операций и который пока не поступил на вооружение в российские ВКС.

Заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что речь в случае иорданского контракта, наверняка, идет об экспортной модели фронтового бомбардировщика Су-34.

Дело в том, что Иордания, во-первых, не имеет выхода к морю, поэтому ей не нужен противокорабельный вариант, а, во-вторых, к этой стране у Москвы существуют претензии по части поставок боеприпасов для террористов в Сирию, и это очень важный фактор, несмотря на неплохие отношения между Москвой и Амманом.

Дело в том, что целый ряд экспертов и аналитиков отмечают, что наряду с Турцией часть поставок вооружений террористическим организациям идет непосредственно через территорию Иордании.

Из-за этого Амману может быть поставлен только экспортный, а значит ухудшенный или даже скорее ограниченный вариант Су-34.

«Экспортный вариант от базовой модели отличается тем, что у таких машин – заниженные характеристики. Это делается на тот случай, если возникнет, условно говоря, военное противостояние между Россией и страной-импортером российского вооружения. В такой ситуации мы должны иметь преимущество», - констатирует Дрозденко.

Ввиду этого, экспортный вариант нашего вооружения, как отмечает Дрозденко, всегда хуже тех образцов, которые непосредственно стоят на вооружении подразделений Российской армии.

Пуск ракеты «Калибр-НК»

«Наиболее «живой» пример с теми же ракетами «Калибр-НК», которые Россия также применила в Сирии. Мы их до этого поставляли на экспорт, но оперативная дальность их была всего 360 км, поэтому, когда мы применили их против террористов, и они без проблем преодолели несколько тысяч километров, те же американцы были этим фактом просто шокированы», - резюмирует Дрозденко.

Чем конкретно будет отличаться экспортная модель Су-32 от базового российского бомбардировщика Су-34, по словам Дрозденко, пока говорить рано, потому что мы еще не поставляли этот самолет на экспорт, но эти различия, наверняка, будут серьезными.

«Экспортные самолеты будут чуть ниже летать, а их электроника будет «зажатой» и иметь меньший функционал, причем, в первую очередь будут «сбиты» именно эти характеристики», - заключает Дрозденко.

Дрозденко отмечает, что это нормальная для России практика, что поставляемые на экспорт образцы российской вооруженной техники имеют другие аббревиатуры.

Другое дело, что когда какая-то техника под этой маркировкой поступает на вооружение российской армии, то на практике – это уже совершенно другой образец оружия.

«Так было, например, с ударным вертолетом Ми-35, который являлся экспортным вариантом Ми-24 с некоторыми дополнениями для конкретных заказчиков, но в итоге он превратился таким путем в совершенно отдельную машину, стоящую в настоящий момент на вооружении российской армии», - заключает Дрозденко.

Можно сказать, что мы таким путем просто развиваем вариативность своих боевых платформ, и где экспортный вариант показал свою эффективность, идет уже планомерная доработка и получение образца непосредственно для нужд Российской армии.

«Можно здесь вспомнить Ми-28, которые мы поставляли Ираку и те, что стоят у нас на вооружении – разница в этих машинах, грубо говоря, как «небо и земля», - резюмирует Дрозденко.


Многофункциональный истребитель Су-30МКИ

Таким образом, если в будущем под аббревиатурой Су-32 мы действительно возьмем на вооружение машину для нужд нашей береговой авиации и войск ПВО, то она вряд ли будет иметь что-либо общее с иорданским контрактом кроме своего названия.

Единственным исключением из этой практики является истребитель , созданный изначально по иностранному заказу для нужд армии Индии, а уже потом взятый Россией на вооружение.

«Просто здесь идет речь о стратегическом партнерстве между Россией и Индией, а также имеет место тот факт, что здесь существует совместное производство данных машин, поэтому в случае контракта на Су-30МКИ передача технологий была более полной, чем в других наших экспортных сделках», - констатирует Дрозденко.

Другой вопрос, что наши Су-30МКИ были сделаны уже после выполнения индийского контракта, а, значит, можно предположить, что они также серьезно отличаются от своих аналогов в Индии.

В конце декабря аэродром «Балтимор» получил очередные два фронтовых бомбардировщика Су-34, последние в уходящем году.

33 фотографии, общий вес 2,6 мегабайт

В этот раз съемка проходила на территории авиабазы. Перелет снова не получилось осуществить как запланировано. Из-за плохой погоды его перенесли на день. К сожалению, незадолго до прилета, погода совсем испортилась и практически все время шел снег.

2. Мы переместились в траву рядом с полосой, пока ждали два рейса из Новосибирска.

3. Садились Су-24М.

4. Слякоть способствовала эффектным бурунам.

5.

6.

7. Су-34. Под фюзеляжем топливный бак на 3000 литров.

8. В хвостой балке между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием и ВСУ (вспомогательной силовой установкой), что заставило перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным.

9.

10. Во время выпускания парашюта, раздается очень мощный и низкий гудящий звук, как у огромного сабвуфера.

11. Рулежка.

12.

13.

14. Самолет Су-34 является глубокой модификацией истребителя Су-27. Су-34 — уже закрепившееся название, потому что ранее самолет был известен как Су-27ИБ и Су-32ФН. Главное отличие от Су-27, которое бросается в глаза, это измененная конструкция головной части фюзеляжа, с двухместной кабиной экипажа с размещением летчика и оператора рядом.

15. Изменены обводы средней и хвостовой частей фюзеляжа. Внутренние объемы увеличены для размещения оборудования и топливных баков увеличенной емкости.

16. Вход в кабину осуществляется через люк в нише уборки передней опоры шасси.

17. Желтый оттенок остекления фонаря, как мне рассказали, обусловлен тончайшим слоем золота. Это необходимо для рассеивания отраженного сигнала из кабины (иной раз очки или маска летчика «фонят» отраженным сигналом «громче», чем остальной самолет). Хотя вопрос спорный и однозначного ответа на него пока нет.

18. Кабина выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление так же бронированное. Кабина настолько просторная, что в ней можно встать почти в полный рост. Так же имеется два санузла — о них чуть ниже.

19.

20.

21. Преодолев три с лишним тысячи километров, летчики выглядят довольно бодро.

22. На самолете применена новая тележка шасси с тандемным расположением колес на основных опорах, обеспечивающее хорошую проходимость по плохо подготовленным аэродромам. От этого в немалой степени зависит и боевая выживаемость, в условиях, когда капитальные ВПП будут выведены из строя.

23. Модернизация оснащения самолетов Су-34, прошедшая в 2010 году, в частности предусматривает двухконтурные ТРД АЛ-31Ф-М1. Двигатель имеет на 1000 кгс повышенную силу тяги при сохранении размеров и веса. По сравнению с АЛ-31Ф был так же снижен удельный расход топлива.

24. Немало места в хвостовом отсеке занимает газотурбинная ВСУ, которая позволяет производить запуск двигателей на земле без применения наземного оборудования. Это повышает автономность и расширяет количество аэродромов базирования. Все Су-34, выпускаемые с 2011 года оснащаются ВСУ. Множество отверстий в нижней части балки — места для установки ложных тепловых целей.

25. Пушка ГШ-301 имеет 30-мм снаряды и скорострельность 1800 выстрелов в минуту. Боезапас 180 снарядов.

26.

27. Су-34, в отличие от своего предшественника Су-24, имеет больше возможностей для поражения воздушных целей. Расширена номенклатура ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»

28. Следует понимать, что Су-34 все же не имеет всех возможностей истребителя, как Су-27.

Увеличить изображение

29. К моей радости, показали девайс для справления летчиками малой нужды. В самолете таких устройства два. Принцип использования, думаю, и так понятен. Честно говоря, туалет в этом самолете я себе раньше представлял более роскошным, где можно посидеть, изучить карту боевого района и подумать о Родине.

30. Подъехал наливник с целой бочкой гептила керосина. Вот вам смешно, но активисты движения по переносу авиабазы подальше от города, на полном серьезе считают, что самолеты заправляют токсичным ракетным топливом — гептилом , что как бы намекает.

31.

32.

33.

upd: движков АЛ-31Ф-М1 пока нет ни на одном Су-34. Может в следующих сериях поставят.

Большое спасибо пресс-службе Западного военного округа в Воронеже за организацию этой поездки!