Съемка натюрморта в студии. Советы по съёмке натюрмортов для начинающих. Объекты должны быть свежими

Все начинается с идеи. Запомните – без конкретно сформулированной идеи начинать снимать натюрморт нельзя. Принцип «раскладу предметики и посмотрю, что из них получится» только убивает время фотографа и дальнейшее желание снимать. Идея вызревает на основе впечатлений, желаний и фантазии фотографа, в период вызревания идея заключается в рамки, во-первых композиционных стандартов, во-вторых наличием средств воплощения идеи, то-есть, предметов. Поиск предметов для воплощения идеи в материальную композицию – довольно тяжелое и, иногда, дорогое занятие. Я предметы покупаю и беру у знакомых. Иногда, имея один ключевой предмет, возникает сразу десяток идей с разными композициями, в которых он может фигурировать. Обдумав сюжет натюрморта, нужно держать в голове те средства (предметы), которыми Вы располагаете (или докупить что-то), одновременно нужно мысленно складывать композицию из этих предметов, которая бы максимально удовлетворяла вашу идею.

Этап второй: подготовка стола и задника.

У меня есть удобный журнальный столик на колесиках, который может занять то положение к окну или вспышке, которое мне нужно. Столик – это просто основа, на фотографии его видно не будет. То, что будет видно на фото под предметами и позади них, я ласково называю задник и подстилка. Задником у меня служит 150х150 см лист ДВП, с одной стороны покрашенный морилкой в темно-вишневый цвет, а с другой – светло-серо-желтый. В 90% мне хватает именно этого задника. Подстилки у меня разные – доски светлого дерева, двухцветная фанерка, покрашенная с одной стороны морилкой, мешковина, разного цвета ткань. Очень важно, чтобы задник и подстилка не были активными и не выпадали из общей тональности натюрморта.

Этап третий: расстановка предметов.

Как говаривал Сальвадор Дали «Если вам заранее ясна ваша картина, можно ее и не писать». Это означает, что в голове всегда представляется картина по-другому, нежели она будет выглядеть в реальности. Причины этому – мелочи. Никогда нельзя точно предсказать, какого размера будет яблоко и в какой пропорции оно будет с чайником, как ляжет свет и т.д. Поэтому расстановка предметов является воплощением в жизнь фантазий, а жизнь, к сожалению, не идеальна.

На «подгонку» предметов друг к другу порою уходят часы. Каждый миллиметр имеет свое значение. Часто так бывает, что разложив все на столе, идея терпит крах. Да, полный крах, потому что в реальности этот натюрморт выглядит скучным или неправильным. Вот тогда стоит напрячь мозги и выжать хоть что-нибудь из идеи. Иногда получается, чаще нет. Но все-равно, если композиция хоть как-то складывается – не стоит ее крушить, а лучше доработать и снять. У меня были случаи, когда я смотрел на снятый натюрморт и думал, какое же УГ (кто не знает – «скучность»), но обработав в фотошопе, он приобретал черты приличной работы. А недавно было так, что мне казалось, что я снял интересный натюрморт, но он не нашел отклика у людей.

Хочу заметить, что я недоволен всеми своими работами почти без исключения, а у меня скоро 60 наберется. Это таких, которых людям не стыдно показать, а сколько УГ…….

Этап четвертый: постановка света.

Это долгая тема. Хочу только сказать, что в зависимости от сюжета и сезона, я снимаю при дневном свете, или при вспышке. При дневном

свете из окна хорошо снимать фрукты и цветы, «мужские» же натюрморты, с книжкой, трубкой, коньяком….лучше снимать при вспышке – она дает ощущение вечера или ночи, одиночество и успокоение. Но все можно и переиграть, поставив 2 вспышки, изменив баланс белого и т.д. В любом случае нужно использовать заслонки (преграждать путь свету) и отражатели (не всегда, но часто). Без этого не будет светового рисунка. Каким будет световой рисунок, зависит от моей идеи и настроения.

Этап пятый: съемка!

После установки света и закрепления камеры на штатив, начинается этап съемки. Съемка тоже накладывает некие ограничения. На снимке композиция может выглядеть немного по-другому и нужно предметы опять немного переставлять, менять направление света и т.д. Пятый этап тесно переплетен с третьим этапом, поэтому тоже занимает часы, плюс настройки камеры…

Добившись на экранчике фотоаппарата того снимка, который я хочу видеть, я несу флеш-карту фотоаппарата к компьютеру и смотрю результат на большом «экранчике». Чаще всего тут обнаруживаются мелкие недочеты, например промах фокуса, «завал горизонта» и т.д. Несу обратно в фотоаппарат, меняю настройки/переставляю предметы… Несу к компьютеру… И так раз 5 для одного натюрморта!!! При съемке со светом из окна бывает так, что свет уже поменял свою интенсивность и температуру, пока я тут ношусь с карточкой… Но, без этого не будет идеального снимка.

Этап шестой: самый нудный.

Собрать все предметы, подстилки, задники, свет, камеру и поставить на свое место.

Этап седьмой: обработка.

В интернете сейчас нет фотографий без обработки. Где-то она меньше применяется, где-то больше. Фотошоп открывает еще одну грань для творчества.

Я люблю «состаривать» свои натюрморты. Иногда провожу эксперименты с обработкой, но в 90% случаев пользуюсь схемой из таких шагов:

  • Открытие RAW-файла и его редактирование в фотошопной Adobe Camera RAW;
  • придание «живого» контраста;
  • осветление и затемнение конкретных участков изображения;
  • наложение текстур;
  • последние штрихи типа поднятия резкости, мелкой ретуши дефектов предметов, сохранение.

· 03.05.2013

Текст статьи обновлён: 6.12.2018

В своей предыдущей статье я рассказал о том, что решил попробовать сфотографировать натюрморт в деревенском стиле. Под этим понятием я имею ввиду фотографии, на которых в качестве фона используются деревянные доски, стены старых домов, заборы и тому подобное.

Я потратил целый день на то, чтобы сделать свою министудию для съемки натюрморта в квартире при освещении светом из окна. В качестве основы использовались два старых поддона.


День работы, куча мусора и студия готова! 🙂

Министудия для съемки натюрморта при естественном освещении из окна. При помощи картонной коробки и белого листа будем создавать «световой рисунок» на фотографии.На переднем плане — зеркалка Nikon D5100 KIT 18-55 VR.

О том, как ставить свет при съемке натюрморта в том случае, когда источник освещения – естественный свет из окна я прочитал на просторах интернета. Кстати, очень трудно найти фотографии с объяснениями, как это снято. Наиболее наглядно, как мне кажется, принципы фотографирования натюрмортов при естественном освещении описывает известный фотограф Владимир Дарницын.

Первый натюрморт при естественном освещении. Как это снято?

Итак, к вечеру субботы моя министудия была готова, но наступили сумерки, и пришлось с нетерпением ждать следующего утра. Новый день был солнечным, и яркий свет заливал всю мою деревянную студию, которую я установил на письменном столе. Я закрепил свой Nikon D5100 на штативе и приготовился снимать свой первый натюрморт.

Маленькое отступление

Изначально я хотел сфотографировать натюрморт вот с этой комнатной розочкой. По замыслу, на полу должны были лежать листики. Но не будешь же их срывать с живого растения – жена убьет! 🙂 Выход нашел в следующем: за неделю до съемок принес домой несколько веточек березы и поставил их в вазу с водой. Надеялся, что за неделю почки распустятся и у меня будут листочки… Но они распустились только через недели полторы и съемки моего натюрморта были под угрозой… Пришлось на стол бросать листочки шпината, купленного в ближайшем супермаркете. 🙂

Как оказалось, яркое солнце, даже светящее через окно – не лучший вариант освещения натюрморта. Свет очень контрастный. Многие фотографы-путешественники говорят, что если приезжают смотреть какую-то достопримечательность днем, то даже не фотографируют ее, т.к. при контрастном свете фото получается не интересным.

Да и с композицией тоже что-то не то. Вот повернул свою розу в другую сторону.

Попробовал немного обработать в Lightroom. Результат все равно не очень нравится. Как видим – слишком резкие тени.

Кстати, к вопросу о том, как ставить свет при съемке натюрморта у окна. Чтобы на фотографии появились затененные участки, я воспользовался картонной коробкой (см. первую фото с министудией) и листом пластмассы (см. белую пластину у окна на первом фото). Так на моем натюрморте получилась яркая полоса света, имитирующая свет, падающий из небольшого оконца.

Окно в моей студии выходит на южную сторону. Поэтому свет получился слишком яркий и контрастный. В тот день я еще не додумался, что свет из окна можно смягчить, например, натянув марлю или кальку. В одной из дальнейшей статей я покажу фотки, на которых яркий свет я смягчил полупрозрачной белой тканью, а тень создавал не сплошной картонкой, а различными вертикальными предметами. Выглядят такие натюрморты замечательно!

В этот же день солнце через часик зашло за соседний дом, и у меня получился яркий, но рассеянный свет из окна. Мне кажется, что это самые идеальные условия для съемок натюрморта. Позднее я попробовал снимать натюрморт у северного окна, но мне не понравилось, т.к. тени получаются слабо выраженными.

Итак, вот что у меня получилось после нескольких часов работы над моим деревенским натюрмортом.

Конечно, прошу учесть, что я только начинаю изучать основы фотокомпозиции и это мое слабое звено на сегодняшний день. Поэтому прошу: не судите строго. Наверное, данные фотографии и нельзя назвать натюрмортами. Может это больше предметка?
Как бы там ни было, для первого раза получились довольно не плохие натюрморты, снятые при освещении от окна.

Следующую работу я назвал «Зима ушла… пора чехлить лыжи»…

Натюрморт, снятый при естественном освещении из окна. Я назвал его «Зима ушал…. пора чехлить лыжи». Камера Nikon D5100 с КИТовым объективом Nikon 18-55 VR. Настройки: выдержка В=1.3 сек, диафрагма f/9.0, ISO 100, фокусное расстояние 55 мм.

На улице – начало марта. Еще полно снега, но солнышко уже светит в окно совсем по-весеннему.

Все свои натюрморты, да и большинство других фотографий, я снимаю в формате RAW (у моего Nikon D5100 он называется NEF). После съемки натюрморта я обрабатываю его в программе Lightroom, «играюсь» тенями и контрастом, затемняю маской щели между досками, применяю пресет «LOMO» и … voila!.. Мой натюрморт в деревенском стиле готов!

Сейчас бы еще «отполировать» мой натюрморт в фотошопе… Но фотошоп для меня, пока что, высшая школа, а я хожу в… начальный класс… 🙂

Если посмотреть видео опытных фотографов, видно, что на выбор ракурса, правильной композиции они тратят времени гораздо больше, чем я. И результат, конечно, получается лучше.

Когда я показывал процесс изготовления моей министудии для съемки натюрмортов, то я показал оставшиеся деревянные кубики. Сегодня они мне пригодились. На моих «овощных» натюрмортах видно, как красиво прорисовывается деревянная фактура кубиков светом, падающим из окна.

На этом натюрморте вы видите огуречные цветочки. Знали бы вы, какими глазами на меня смотрел кассир в супермаркете, когда я положил в мешочек один огурец и пятнадцать вялых огуречных цветков! 🙂

А вот салатный натюрморт:

«Салатный натюрморт», снятый при естественном освещении на любительскую зеркалку Никон Д5100 КИТ 18-55. Параметры съемки: выдержка В=2.5 сек., f/9.0, светочувствительность 100, ФР=48.

Готов признать, что на моем натюрморте с кошкой слишком много фруктов и композиция не идеальна. Но мне свет здесь нравится. Здесь для света из окна я оставил только узенькую щелочку между коробкой и листом пластика.

А на вот этом натюрморте я положил свой дождевик из плащёвки. Мне кажется, что на данном фото естественный свет из окна красиво «нарисовал» складки ткани. Но поскольку ткань синтетическая, то она не очень красиво блестит на фотографии.

Лучше для съемки натюрморта использовать льняную рогожку или другие натуральные ткани.

Выводы

Вот такие фотографии получились у меня при попытке научиться снимать натюрморт при естественном свете из окна. Теперь вы знаете, как это снято. Буду рад получить комментарии и советы более опытных фотографов.

Для себя отмечу, что нужно долго и упорно работать над композиционными решениями своих фотографий. Не дается мне это искусство. Наверное, композиция – это грань, разделяющая простую механику и талант фотографа… Во как нафилософствовал! 🙂

Представляем серию натюрмортов от фотографа Карины Сосновской из горда Минск. Карина снимает в жанрах архитектурная фотография и натюрморт. Ее стаж съёмки уже 8 лет. Другие работы Карины вы можете .

Карина комментирует свои съемки:

НАТЮРМОРТ — как составить композицию и фотографировать

В о все время жили люди, делающие мир своими руками красочнее, ярче, сочнее. Фотодело — одно из самых интересных в современном мире, а само фотоизображение является одновременно и объектом , и субъектом художественного постижения мира.

Сюжеты, которые мы видим на фотографиях, стали средством нашего самовыражения. И когда этим делом занимаешься много лет, то уже можно сказать: что вы фотографируете, то вы и получаете.

В фотографии, которой занимаюсь более восьми лет, для себя открыла все известные жанры. Например, пейзаж: да, очень даже замечательно оказаться в каком-нибудь экзотическом месте южных широт и тогда впечатления от увиденного через объектив фотоаппарта будут измеряться многими гигабайтами памяти.

Красочная жизнь растений , удивительный мир детей, способность выдержать тяжёлую фотосессию питомцев — всё это увлекательно в мире фотографии и было очень активно в моей жизни; помогала хорошей знакомой для её книги фотографировать множество растений — теперь очень спокойно смотрю на розы, ромашки и многие другие цветы и растения.

Но отдельно для себя выделяю жанр — натюрморт. Тут вы и только вы решаете, каким будет сюжет, какие предметы участвуют в съёмке, чего не скажешь о съёмке пейзажа — настраиваешься на одну погоду, а ветер и дождь могут поменять твои желания.

Про виноград

Композиция натюрморта — это не спонтанное решение; предметы обязательно должны быть объединены в одну историю.

Определяем главный предмет — в данном примере это корзинка . Гроздья винограда и клубок лозы раскладываем так, чтобы тёмная гроздь оказалась в центре, а клубок и светлый виноград по краям; так они не сливаются в один цвет.
Ещё у нас есть высушенный «хвост» клубка — перекидываем его через всю композицию и тем самым он повторяет ручку нашей корзинки.

Всё — композиция составлена. Теперь можем приступать с настройкам съёмки.
Очень важная вещь в предметной съёмке — это штатив. Обязательно трипод, с возможностью вращения в трёх плоскостях, с выходом центральной штанги и высотой съёмки от 40 см до 180 см.

Подойдёт штатив из семейства Slik.

Canon EOS 600D | f 22 | 30сек | ISO 100
Фото делаем в затемнённом месте. Затвор ставим на таймер, чтобы никаких дрожаний не передалось на фото. Зажимаем диафрагму на значении 22 — чем меньше диафрагма, тем больше резких деталей будет на снимке. Выдержку ставим 30 сек: почему так много — потому, что мы даём «выстреливающий свет» отдельной вспышкой на пару секунд, и таким образом достигаем лёгкого освещения композиции.

Но ещё, как вы заметили, фото имеет лёгкую размытость — здесь использовался диффузионный фильтр на объективе. Очень хорошо, когда фотоаппарат при съёмке подключён к компьютеру — сразу виден результат, и если что-то не получилось, можно, не нарушая всех установок штатива, фотоаппарата и композиции, переделать работу.
Иногда фотографирую первые кадры в монохроме: так лучше можно увидеть, как построены предметы , а потом уже в цветном формате видеть полный результат съёмки.

И ещё один важный момент: если серьёзно занимаемся фотографией , то обработка готовых снимков обязательно требует обработки в фоторедакторах. Пользуюсь «народной» программой Photoshop 5 версии. Бывает, что только на компьютере можно увидеть мелкий фотомусор — соринки и т.д.

Уходящее время

Очень долго подбирала предметы для этой композиции. Песочные часы в моей семье ещё с времён царя Гороха, а вот сфотографировать их в композиции никак не получалось.

Но помог, как всегда, случай. Ездила в гончарную мастерскую и под заказ попросила сделать кувшинчик, нарисовала, какой хочу, и мастер мне его сделал. Глина настоящая, высшего качества, обожжённая и без глазури, исключительно для сухих растений: если налить в него любую жидкость, кувшин превратится в комок глины .

Canon EOS 600D | f 19 | 30сек | ISO 100
Поэтому бережно храню его в льняном мешке. Вот уже к часикам был первый предмет готов. Но чего-то не хватало ещё — что только я сюда не подбирала: корзинки, тарелки, фигурки, ткани — ничего не шло. Но помогла подруга — привезла из Индии сувенирные плетения для дизайна: сделаны без швов и клея.

Так и появился плетёный «глаз» в этой композиции: понравилась его прозрачность и форма. Но хотелось сделать вертикальное фото, поэтому в кувшин поставила высокий сухоцвет двух вариантов: крупные и простые пружинки. Сфотографировала и вижу, что опять чего-то не хватает — ведь натюрморт уже имел своё будущее название «уходящее время».

Но, как у каждого фотографа, который делает предметную съёмку, есть большой реквизит сухих растений — так и появились высушенные цветы гипсофилы.

Всё составлено — можно фотографировать. Основной свет направлялся на нижнюю часть композиции и очень хотелось, чтобы кувшин тоже «получил» освещение. Схема была такая: поставила таймер на 30 сек, диафрагма 5 сек в темноте, потом 5-6 сек свет, потом снова темно 5-6 сек, потом свет на кувшин на 2 сек и темно до конца таймера.
Несколько было сделано кадров — этот получился таким, как я его задумывала.

С орехами

Сложная по элементам композиция. Есть стекло, керамика, текстиль, растения.

Отдельно по каждому предмету поговорим. Начнём со стекла. Обязательно до начала съёмки надо привести в порядок внешний вид стеклянных предметов — хорошо вымыть и просушить, потому что, поверьте, обязательно заляпанность будет видна и на фото, какое бы оно не получилось правильное, это будет очень заметно для зрителя.
Поэтому — моем стекло перед съёмкой обязательно!

Кувшин этот из той же гончарной мастерской, куда я приезжаю за такими предметами.
Плетёная тарелка попала ко мне в виде подарка от одной знакомой.

Растения — здесь есть ветка лаванды, спиральки индийские, сушёные лепестки тюльпанов и заготовленные ранее колосья. Хорошо их собирать в августе месяце — просто выезжаете за город и бережно с края поля (с секатором в руках) можно собрать хороший фотоматериал.

Canon EOS 600D | f 16 | 20сек | ISO 100
Собирать их нужно с большим количеством зерен, потому что за время сушки некоторая часть всегда осыпается. Я обычно собирают очень много. Свежие колосья надо поставить в стеклянный сосуд, но не на прямое солнце; и за месяц они очень хорошо высыхают.

Потом их складываем в 10-15 веток и обматываем льняной ниткой нижнюю часть — в таком виде они могут дальше вам прослужить не один сезон в фотосъёмке.

Джентльменский набор фотографа-натюрмортиста

В фотосъёмке очень популярен, и у вас, как у настоящего джентльмена в шкафу с галстуками, должна быть разнообразная цветовая гамма. Лучший текстиль для съёмки — это шифон, он окрашен в рисунок в двух сторон, что при съёмке очень важно, когда ткань раскладывается в композиции, ну и конечно европейского качества материал.

Фон композиции. Берём готовую раскрашенную ткань и с обоих краёв к ней фиксируем планки, тем самым она может ровно без складок держать ЗП (задний план).

Переходим к составлению предметов

Предметов много, и правильно их ставить надо не в одну линию, а на разном уровне. Кувшин ставим первый, ваза/стекло немного ближе к краю и тарелка за вазой позволяет её видеть. Тарелка держится на маленькой подставке для посуды. Теперь ткань раскладываем через всю композицию, не закрывая предметы, а края ткани выводим на боковые стороны.

В вазу насыпаем сухие цветы тюльпанов — наполнение на 1/2 позволяет и вазу выделить, и сухоцвет показать. Теперь уже можно орехи разложить: кладем их так, чтобы не мешали обзору предметов, но и не прятались за композицию.
Теперь можно фотографировать.

Хотелось выделить колосья светом и не затемнить всю композицию. Настроено было 2 боковых света: на колосья и на всю композицию. Фотографировала по схеме предыдущего фото: свет — темнота — свет.

В фоторедакторе photoshop сделала слой с непрозрачностью 15% и только третью часть слоя взяла для лёгкого рассеивая в зоне орехов.

В итоге могу сказать, что сделать случайную композицию хорошей и качественной невозможно — нужно очень продумано подойти к этому делу.

Как снимать натюрморт в домашних условиях fotoshkola_live wrote in 26 января, 2012

Представляем вашему вниманию рубрику «Работа над ошибками». Сегодня ее ведет преподаватель курсов , «Портрет. Основы» , «Фотография в путешествии» Валерия Аникина .


Одна из моих студенток на курсе «Ваш зеркальный Canon. Основы работы с камерой» Наталья решила сфотографировать яблоки. Такой красивый фрукт, казалось бы, только и требует того, чтобы нажать на кнопочку затвора — и сразу получится хорошая фотография. На деле оказалось, что для хорошего результата нужно приложить еще и немного усилий. Давайте посмотрим на допущенные Натальей ошибки.

Что здесь не так?

— резкость ушла на стену;

— формы объектов искажены;

— снимок получился желтым;

— поверхность стола некрасиво наклонена;

— фотография сильно обрезана.

Почему это происходит?

Когда мы очень близко подходим к такому ряду яблок, то камера физически не может сфокусироваться на первом или втором из них, это определяется минимальной дистанцией фокусировки отдельно взятого объектива. Резкость уходит вглубь снимка и выделяет ненужный участок, а весь первый план остается размытым.

В том, как именно будут выглядеть снимаемые вами яблоки, важную роль играет фокусное расстояние объектива. В широкоугольном положении объектива (этот снимок сделан с помощью фокусного расстояния 27 мм), при непосредственной близости от объекта съемки, мы получаем увеличение объекта на переднем плане и постепенное уменьшение объектов к заднему плану. Хотя на самом деле все яблочки одинаковы по размеру!

Не стоит забывать и об удобстве восприятия снимка. Начинающим фотографам кажется, что любой неожиданный наклон камеры поможет сделать снимок оригинальнее. К сожалению, чаще всего это приводит к тому, что на результатах таких экспериментов просто трудно задерживать внимание. То же самое и с изменением привычной нашему взгляду форме кадра — когда прямоугольная фотография превращается в узкую полоску, старательно обрезанную ровно по форме изображенного. Проблему организации пространства лучше решать заботой о композиции.

И последняя, но очень частая ошибка при съемке в помещении заключается в том, что многие забывают подобрать баланс белого, оставляя его заботам автоматики. Кадры получаются то синими, то красными, объекты теряют свои естественные цвета. А ведь это занимает всего пару секунд. Любая современная камера предлагает своему владельцу стандартные решения — предустановку баланса белого. Стоит только подсказать ей в каких условиях вы снимаете и будьте готовы получить естественные оттенки.

Решаем проблему вместе!

Для создания снимка нам понадобятся:

— яблоки;

— торшер;

— плотная белая бумага;

* Свет от торшера дает желтый оттенок, поэтому находим в меню фотоаппарата установку баланса белого и выбираем из списка предустановку «лампа накаливания». Можно настроить баланс белого и по листу, но это потребует чуть больше времени и знания комбинации кнопок (она подробно описана в инструкции к вашему фотоаппарату).

*Чтобы подсветить плотные тени, мне понадобились листы бумаги, которые были укреплены рядом с яблоками. Часть света от торшера отразилась от бумаги на темные бока яблок, подсветив их и отбрасываемые ими тени. А самое первое яблоко еще и стало выглядеть объемнее.

Давайте посмотрим на расположение источника света и отражателя относительно яблок:

А теперь сравним результат:


* Для того, чтобы получить стройный, аккуратный ряд яблок, отходим на некоторое расстояние от стола и используем большее фокусное расстояние (проще говоря, зум) вашего объектива. Фокусное расстояние, которое использовала я — 85 мм.

* Решено сфокусироваться на втором от камеры яблоке. Чтобы выделить его, выставляю значение диафрагмы f4 (это стандартное минимальное значение для большинства объективов). Чем шире открыта диафрагма, тем светлее кадр и меньше глубина резко изображаемого пространства. Объекты перед и за яблоком оказываются размытыми.

* Так как снимок делается в условиях недостаточного освещения, а диафрагма уже максимально открыта, думаем, что ещё можно такого покрутить в камере, чтобы сделать снимок светлее. Первое что приходит на ум — поднять ISO. Глядя на свой снимок, весь покрытый точечками, вы же сами и нахмурите брови, ведь чем выше это значение, тем хуже качество фотографии из-за шума. Остается возможность увеличить выдержку. Так и поступим. Чтобы снимок не вышел смазанным, камеру нужно хорошо укрепить на штативе или в любом другом устойчивом месте. Все эти снимки делались с упором камеры на обычный стул.

В итоге получился вот такой снимок:


Итоговые параметры съёмки:
ISO: 100
Диафрагма: f/4,0
Выдержка: 1/13s

Как видите, совершенно простыми средствами мы получили аккуратную, объемную фотографию без искажений объектов, с точной фокусировкой и естественными цветами.

Ее роскошные натюрморты можно встретить в журналах и рекламе по всему миру. Наташа живет в Бельгии уже почти шесть лет, и все это время посвящает себя любимой работе. О том, как проходит съемка, что служит вдохновением, как выходить из сложных съемочных ситуаций и многое другое - в этом интервью.

Как бы вы назвали жанр, в котором работаете?

Я специализируюсь на предметной съемке. Не могу назвать себя стопроцентным фуд-фотографом, потому что я с одинаковым удовольствием люблю снимать и букеты, и новогодние или пасхальные декорации. Но еду я снимаю все же чаще.

Что вас привлекает в этом виде съемки?

В предметной фотографии я вижу для себя гораздо больше возможностей для самовыражения, чем, например, в пейзажной или даже в работе с моделями. Мне нравится продумывать сюжет, выбирать реквизит, расставлять композицию . Еще мне нравится простота и доступность предметной съемки. Я не завишу от погодных условий или от других людей, которые должны приехать на съемку. А то, что я работаю со стоками, делает меня еще и абсолютно независимой от заказчиков и начальников. Я снимаю, что хочу, когда хочу и не работаю, когда мне не хочется. Думаю, что это достаточное основание, чтобы очень ОЧЕНЬ любить свою работу:)

Как начинали снимать? Были ли условия?

Условий, конечно, не было никаких. Я ходила с маленьким карманным фотоаппаратом и снимала все, что попадалось на улицах во время прогулок с ребенком. Я была молодая мать и меня очень волновала мысль, что же я буду делать, когда все мои мысли перестанут занимать вопросы грудного кормления и памперсов:) Потом муж мне подарил на Новый год профессиональный фотоаппарат и понеслось. Ну а после того, как на сток приняли моего первого голубя (кажется это был именно голубь) и даже начали покупать остальные фотографии, я уже не могла остановиться.

Как считаете, можно ли обойтись без искусственного света, чтобы получать эффектные натюрморты?

Без искусственного света вполне можно обойтись – я знаю немало фотографов, которые предпочитают естественное освещение и используют его всегда, когда позволяют погодные условия. Но если вы в своей работе зависите от погодных условий и времени суток, то, согласитесь, на производительность труда, да и (что особенно важно!) на настроение это будет влиять не лучшим образом.

Расскажите немного о свете. Есть ли любимые световые схемы?

У меня есть несколько любимых и привычных световых схем. Например, если я снимаю букет, то люблю, чтобы цветы казались более объемными, и выставляю контровый свет таким образом, чтобы лепестки казались полупрозрачными. Это хорошо для букетов еще и тем, что такое освещение имитирует свет из окна, а именно такими мы и привыкли видеть букеты, стоящие на подоконниках. Фотографии получаются очень живыми и атмосферными.

Для съемки стекла я меняю световую схему, использую черные флаги, достаю стрипбоксы и вообще много экспериментирую.

У меня до сих пор нет четкого плана действий и схемы освещения, когда снимаю стекло. Всегда все получается по-разному. Даже если свет выставлен хорошо и стеклянные предметы не сливаются с белым фоном, то все равно стекло на белом часто выглядит недостаточно контрастно для создания яркого снимка, поэтому я часто, например, помещаю за стеклянный предмет что-то яркое, на фоне чего стекло выглядит четко и не сливается.

В ложках и вилках отражение получается растянутое, нечеткое, в нем важны не столько очертания предметов, сколько цвета. Один раз, например, я фотографировала шоколадный торт с ягодами красной смородины и букетом алых роз в вазе рядом. Все было в шоколадно-красных тонах, но я не заметила, что в ложке ярким пятном отразилась моя полосатая оранжево-голубая рубашка. Ретушировать пришлось много и долго:)

В фотографировании новогодних шаров есть секрет: матовые шары помещаете на передний план, а глянцевые - на задний. Таким образом вы убиваете сразу двух зайцев: у вас нет ненужных отражений в четких шарах на переднем плане, зато из расфокусированных глянцевых игрушек на фоне получится отличное новогоднее боке с огоньками

Откуда черпаете вдохновение?

Вдохновение - оно вокруг, нужно только поймать. Работы талантливых фотографов в журналах, красивая музыка, ваза в магазине, в которой просто не возможно не сфотографировать весенние тюльпаны, да что угодно может быть источником вдохновения.

У вас много красивой посуды. Как она попадает к вам в дом?

Чаще всего я покупаю посуду, когда вижу, что она обязательно пригодится, как только придет ее очередь. Даже если еще нет сценария конкретно под эту посуду, то, если она фотогеничная, сценарий рано или поздно появится. Иногда идеи появляются только от одного взгляда на тарелку, старую доску или бокал.

Как выбираете фрукты, овощи, цветы? На что обращаете внимание при покупке?

Несмотря на то, что у меня большой сад, в котором растут самые разные цветы и фрукты-овощи, для съемки я их почти не использую. Самым важным критерием при выборе реквизита является свежесть и отсутствие каких-либо дефектов.

Овощи и фрукты из моего сада несомненно без удобрений и полезнее магазинных, но при этом они часто выглядят «беднее», не так ярко. Да и цветы из моего сада, пережив один сильный ветер или дождь, обеспечат мне долгое сидение в Фотошопе.

Поэтому овощи и цветы, купленные для съемки и для себя – это в моем случае две большие разницы.

В садовых магазинах продаются, в основном, цветы, выращенные в теплицах и оранжереях, они абсолютно глянцевые, без изъянов. Скорее всего они также как и овощи щедро поливаются удобрениями. Это может повредить здоровью, но фотографии только улучшит.

Расскажите о процессе съемки, как он проходит. Когда приступаете к съемке, держите под рукой зарисовки будущих снимков или все потихоньку само выстраивается?

Я всегда пишу сценарий. Он является как бы необходимым минимумом. Если съемка будет удачная, то, скорее всего, дополнительно придут идеи, которых и не было в сценарии. Но сценарий - это скелет съемки.

В зависимости от тематики покупается необходимый реквизит, обговаривается время, когда я смогу, не отвлекаясь ни на что, провести целый день в студии.

Ну и, конечно, у меня есть свои ритуалы, которые мне помогают настроиться. Много кофе, много музыки, отключенный телефон, полная концентрация. Если долго гипнотизировать взглядом реквизит, то он, в конце концов, сдаётся и позволяет родиться десяткам фотографий:)

На что опираетесь, складывая композицию?

Дело в том, что я всегда фотографировала по наитию и была удивлена, когда узнала, что все это давно описано. И «золотое сечение», и диагональные композиции, которые я так часто использую. Я всегда делала просто «красиво» и «чтобы мне хотелось купить», а оказывалось, что я четко и до мелочей следовала каким-то основным правилам композиции.

Если говорить о хитростях, то я никогда не начинаю со сложных композиций. Всегда с простого и потом добавляю. Иногда очень увлекаюсь добавлениями и фотографии получаются, на мои взгляд, перегруженными. Один из моих друзей в Livejournal назвал меня мастером художественной россыпи:)

Действительно, иногда от сложных композиций возникает ощущение, что предметы просто рассыпали. Но художественно:)

Много времени уходит на ретушь?

Время на ретушь я стараюсь минимизировать. Отличное качество реквизита и изначально хорошо выставленный свет – большие в этом помощники. Иногда хочется сделать сложную обработку, наложить текстуру или как-то по-особенному тонировать фотографию, тогда можно повозиться с обработкой. Но это только в исключительных случаях.

Как думаете, какими качествами должен обладать фотограф, чтобы создавать идеальные натюрморты?

Я думаю, что он должен быть немного социофоб и немного зануда, зацикленный на деталях и идеальности:)

Если серьезно, то, на мой взгляд, фотограф всегда должен искренне любить то, что он фотографирует и получать от самой съемки удовольствие. Понимать, что нет понятий «правильно»-«неправильно» и «хорошо»-«плохо» в оценке фотографий. Будьте смелее. Покажите простые вещи так, как еще никто не показывал. Думаю, что фотограф должен уметь немного приподняться над обыденностью. Не быть нытиком, который твердит, что все, что можно, уже сто раз сфотографировали и он уже ничего нового не сможет изобрести. Никто до вас еще не показывал людям мир вашими глазами, а значит у вас еще куча дел!