WI-FI в метро: архитектура сети и подземные камни. Бесплатный интернет в поездах МЦК включили в единую сеть транспортного Wi-Fi

Началось все с того, что находясь дома, в прямой видимости роутера у меня стал пропадать сигнал WiFi на смартфоне - на мгновение возле значка появлялся восклицательный знак и через пару секунд пропадал, интернет начинал работать нормально. Первое время я на проблему просто забивал - случалось это довольно редко и при серфинге особых проблем это не вызывало. Ровно до того момента как моя родня не прознала, что в вайбере есть бесплатные звонки.
В момент, когда сеть пропадает, звонок в вайбере тоже отваливается - это начало меня раздражать и я начал искать проблему. Никакие программные и аппаратные методы не помогли - у меня дома два роутера и оба давали сбой, при этом у других устройств таких симптомов не возникало, только смартфон. Поэтому я со спокойной душой его сбросил. И проблема решилась, но ровно на сутки - вернувшись вечером из офиса домой я обнаружил что проблема возобновилась. Я решил что без решения не успокоюсь, в дело вступил мой внутренний сыщик!


Корень зла был найден чуть позднее - начиная отсекать все возможные и невозможные варианты до меня «дошло» - каждые 6 минут, иногда по расписанию, иногда не очень, под моим домом проходит автобус. И каждые 6 минут мой телефон, находящийся в 12 этажах от него ловит его слабый сигнал, подключается на пару секунд и затем, потеряв его, отключается.


В начале октября «МаксимаТелеком», обеспечивающая бесплатный интернет в Московском метро, расширила свои услуги и на наземный транспорт - в сотрудничестве с NetByNet интернет появился в автобусах, трамваях и троллейбусах. Более того, было принято решение строить единую сеть для наземного транспорта и метро. Принцип работы изначально кажется очень удобным - SSID автобусных сетей совпадает с «метрошным» (MT_FREE) и выходя из метро и садясь в автобус, вы сразу получаете интернет.

С 1 января 2017 года сеть вышла из стадии тестирования, в наземном транспорте еще нельзя пользоваться своей метрошной подпиской, а в метро еще сохраняется сеть MosMetro_Free, но все идет к тому, что биллинг будет общим, а SSID единым - MT_FREE.

Обновлено: 1 февраля MosMetro_Free полностью пропал из вагонов метро, на стекла вагонов вешают стикеры с SSID «MT_FREE».


И МаксимаТелеком не собирается останавливаться - компания расширяется во всех возможных направлениях - WiFi появится в электричках, аэроэкспрессах, залах аэро- и ЖД вокзалов, парках Москвы и в центре города. А чего же тут плохого, скажете вы? Это же халява, бесплатный интернет!


С одной стороны да, а с другой - бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Для того чтобы получить доступ к интернету вы должны для начала пройти регистрацию - интернет привязывается к вашему MAC-адресу устройства. Один номер телефона - одно устройство. После регистрации через пару входов вас попросят заполнить небольшую анкету - пол, возраст, увлечения. Делается это для того чтобы оградить вас от нежелательной рекламы и наоборот - чтобы наиболее точно попадать в ЦА рекламного объявления. Нет никакого смысла показывать рекламу для женщин мужчинам и т.д. Это основы и они всем понятны.

Кроме этого МаксимаТелеком открыто не запрещает программы для автоматического подключения к WiFi - за это разработчики этих приложений предоставляют вашу отладочную информацию «Максиме». А это уже несколько больше. Небольшое количество пользователей таких программ в рамках всех пользователей позволяет безболезненно узнавать о проблемах с интернетом в определенных перегонах. Пруфы можно отыскать на форумах 4PDA, где автор ссылается на представителей компании.
Многие исхитряются и вместо нажатия кнопки «Войти в интернет» нажимают на рекламу, это тоже способ и вполне рабочий вариант, но помучившись с рекламой пару месяцев я решил просто купить подписку, благо стоит она не так дорого.

Помимо рекламы после нажатия кнопки «Войти» реклама может открываться перед многими популярными сайтами - вы вбиваете Lenta.ru, а перед тем как открыться показывается заглушка с Яндекс.Директ или Google.Adsense. Ещё одна лазейка и проблема - http трафик никак не защищен от инжекта в код рекламных библиотек или рекламных счетчиков, многие большие провайдеры грешили этим, якобы оказывая услугу, которая по итогу становилась медвежьей.
Кроме этого, не стоит забывать, что у вас не получится авторизоваться, если вы хотите посетить первым https-сайт - для авторизации нужно перейти либо на vmet.ro, либо на любой http-ресурс.

А теперь вернемся к моей проблеме - представьте картину, вот я вышел из офиса, поехал домой, в метро потупил на Трешбоксе, выдал пару Днищ , снял пару Днищ от Ростика, вышел из метро и решил до дома прогуляться пешком. Не знаю как вы, но я Wi-Fi в смартфоне никогда не выключаю - в офисе все цепляется само, в метро, дома, удобно. И вот по пути домой я решил поговорить со своими родными по вайберу. И что я получу? Если мимо меня проедет автобус - дисконнект. Если я буду идти через парк - дисконнект. И все из-за того что вчера я решил не идти до дома, а проехать на автобусе.

Когда я определил для себя проблему, Саша подтвердил её сразу же - он уже успел словить пару бугуртов от того, что в автобусах и метро одинаковое название сети. Но буквально на днях, приехав до офиса на такси он сообщил, что ситуация с перехватами сети автобусом имеет место быть и при поездках на авто, и избавиться от нее можно только вручную включая и отключая Wi-Fi - один раз я так сожрал себе трафик мобильного интернета, так как просто не имею привычки переключать эти режимы.


Но не все так плохо - ситуацию можно легко исправить.

Достаточно только переименовать обратно сеть WiFi для метро, либо добавить отдельно уникальную, которая не будет доступна на поверхности. Таким образом, пассажиры будут автоматически входить в метрошную сеть при входе в вагон, пересадке и т.п., но проезжающие мимо автобусы не будут перехватывать соединение. Ведь сейчас, чтобы этого не было, приходится целиком отключать Wi-Fi каждый раз при выходе на поверхность, потому что в Москве автобусы с MT_FREE практически повсюду. Это здорово и удобно, когда ты едешь в таком автобусе, но когда он мчится мимо, обрывая твое соединение - не очень. Очень надеюсь, что скоро сети в метро вернут её привычное название.

А пока остается «терпеть».

Привет! Сегодня я покажу вам как бесплатно подключить интернет вай фай в метро Москвы. Вы сможете автоматически подключаться к Wi-Fi в московском метрополитене, аэроэкспрессах, МЦК и другом наземном транспорте: автобусах, троллейбусах, трамваях. Всё очень просто! Смотрите далее!

  • MosMetro_Free.
  • AURA.
  • MosGorTrans_Free.
  • MT_Free, MT_FREE_.
  • Air_WiFi_Free.
  • CPPK_Free.

Вам понадобится смартфон на базе андроид. Зайдите на мобильный сайт сервиса Google Play. Через поиск вверху найдите приложение Wi-Fi в метро и установите его на свой телефон.

После установки, откройте приложение.

Далее, при запуске приложения, у вас откроется окно с уведомлением: Начиная с Android 6.0, вам необходимо внести это приложение в белый список энергосбережения, чтобы оно могло получать доступ к сети в фоновом режиме. В противном случае возможно зависание фонового процесса из-за новой политики энергосбережения. Нажмите на вкладку Запросить разрешение.

Всё готово! У вас откроется главная страница приложения (смотри скриншот ниже). Здесь уже можно ничего не настраивать. Сразу после установки, приложение начнёт свою работу. Если вы в метро, вы автоматически подключитесь к интернету через бесплатный вай фай. В настройках вы можете выбрать Автоматическое (по умолчанию) или Ручное подключение к интернету.

Обратите внимание. В настройках подключения вы можете:

  • Включить переподключение к Wi-Fi. Пытаться восстановить соединение с сетью при потере сигнала.
  • Привязка процесса к сети. Предотвращает утечку трафика через мобильную сеть.
  • Мониторинг соединения. Проверять соединение с интернетом каждые 10 секунд и перезапускать подключение при ошибке.
  • Интервал проверок. Количество секунд между проверками. Влияет на трафик и потребление энергии.
  • Диалог ввода капчи. Будет открываться автоматически поверх других приложений, если включить.
  • Обход блокировки. Пытаться отключить блокировку с помощью нескольких методов обхода.
  • Количество попыток. Количество повторных ошибок при ошибке (по умолчанию 3).
  • Задержка между попытками в секундах.
  • Ожидание IP адреса. Количество секунд, в течении которых приложение ожидает получение ip-адреса.
  • Таймаут соединения. Количество секунд, в течении которых приложение ожидает ответа от сервера.
  • Случайная задержка. Диапазон значений случайной задержки (в секундах), добавляемой к каждому запросу.
  • Заголовок User-Agent. Используется для маскировки приложения под браузер.

В настройках вы можете установить модуль Распознавание капчи. Данный модуль будет автоматически вводить код с картинки во время подключения. Устанавливается отдельно (смотри скриншот ниже).

Всё готово! Вот так просто и быстро вы можете подключаться к вай фай метро Москвы и другого транспорта. Пользуйтесь интернетом бесплатно!

Остались вопросы? Напиши комментарий! Удачи!


Как подключить интернет вай фай в метро Москвы на телефоне обновлено: Декабрь 17, 2018 автором: Илья Журавлёв

Всего за пару лет поездка москвича в метро перестала быть ежедневной рутиной. Если раньше единственным развлечением в подземке были чтение книг, прессы и MP3-плеер, то теперь к ним добавились онлайн-шоппинг, просмотр сериалов, деловая переписка, даже знакомства в Tinder и квесты. А все благодаря появлению в метро бесплатной сети Wi-Fi. Порядка 80% москвичей регулярно подключаются к сети MT_FREE в метро, не задумываясь, как это работает и чьими силами это сделано. Бытует мнение, что Wi-Fi в метро “провел” сам метрополитен, но это не совсем верно. Беспроводная сеть - это проект “МаксимаТелеком”. Для компании это был первый опыт строительства высокоскоростной сети Wi-Fi с уникальными в мировой практике инженерными и техническими решениями. В этом посте мы расскажем, как организована сеть Wi-Fi в метро Москвы.

На самом деле у нас две сети...

Радиосеть внутри вагонов

Вы входите в вагон, видите стикер с названием сети или уже по привычке включаете Wi-Fi на своем телефоне. В это же время устройство подключается к сети с SSID MT_FREE. Она организована высокоплотными точками доступа, которые находятся в каждом вагоне, работают в двух диапазонах 2,4 ГГц и 5 ГГц и поддерживают стандарты 802.11a/b/g/n. Управляет ими контроллер в головном вагоне. В составе таких вагонов два, а значит, и контроллера тоже два. Все оборудование в подвижном составе, в том числе и между вагонами, соединяют кабели - витая пара.

Дело техники

Для организации сети Wi-Fi и сетевой инфраструктуры в подвижном составе мы использовали оборудование Cisco: в частности, точки доступа air-cap2602i, контроллеры air-ct2504, коммутаторы 29хх серии и маршрутизаторы 8хх серии. Для повышения отказоустойчивости между вагонами мы проложили две кабельные трассы. Если углубляться в сетевую архитектуру, то Layer2 для пользовательского трафика терминируется на маршрутизаторе в подвижном составе, а NAT (network address translation) осуществляется на пограничных маршрутизаторах сети точно так же, как это организовано у большинства операторов проводного доступа.


Радиосеть поезд-тоннель

После прохождения внутренней поездной сети данные передаются на стационарную сетевую инфраструктуру с использованием радиоканала поезд-тоннель. Он устанавливается между базовой станцией, находящейся в каждом головном вагоне, и базовыми станциями, расположенными вдоль пути следования подвижного состава в тоннеле, а также на открытых участках путей. Расположение базовых станций вдоль путей таково, что поезд движется в сплошном радиополе. Благодаря этому перерывы в связи минимальны. Базовые станции на поезде размещаются так же, как и контроллеры точек доступа на каждом головном вагоне, при этом во время движения состава активна только одна из станций. Радиоканал работает в том же частотном диапазоне, что и Wi-Fi – 5 ГГц, но использует проприетарный протокол передачи данных. В отличие от оборудования внутри поезда, оборудование радиоканала поезд-тоннель можно увидеть снаружи подвижного состава и в тоннелях/на открытых участках путей.

Дело техники

Для организации канала связи используется оборудование производства компании Radwin серии 5000. Оно использует чипы Wi-Fi, соответствующие стандарту 802.11n, при этом данные передаются по проприетарному протоколу, основанному на TDM (Time Division Multiplexing), который формируется дополнительной микросхемой. Синхронизация базовых станций осуществляется по протоколу, схожему с PTP 1588v2.

Разрешенный частотный спектр 5150 – 5350 МГц разбит на пять непересекающихся каналов по 40 МГц каждый. На каждой линии используются все пять каналов, обычно в последовательности 1-3-5-2-4, чтобы максимально избежать влияния помех при работе соседних устройств в одном частотном диапазоне.

Сетевая архитектура


Каждая базовая станция на пути следования поезда подключена к расположенным в служебных помещениях метрополитена коммутационным узлам с помощью выделенной волоконно-оптической сети. Бесперебойное электроснабжение базовых станций также организовано с помощью оборудования, установленного в этих коммутационных узлах.

Архитектура стационарной сети передачи данных не отличается от типовой архитектуры операторов связи. Это “двойная звезда” с географическим резервированием каналов связи и ключевого оборудования. В сети есть несколько каналов связи с магистральными операторами связи, общей пропускной способностью более 60 Гбит/с.

Дело техники

Сетевое оборудование на уровне доступа (коммутаторы, в которые непосредственно включаются базовые станции), агрегации, а также ядра представлено коммутаторами и маршрутизаторами Cisco.

Базовые станции подключаются в коммутаторы с использованием WDM-технологии для экономии волокон (то есть по одному волокну на разных длинах волн одновременно происходит прием и передача данных). Коммутаторы доступа имеют по два аплинка с георезервированием (кабели ВОЛС физически расположены в разных тоннелях) в коммутаторы агрегации по 1 Гбит/с каждый. Те, в свою очередь, подключены по георезервированным линиям связи в коммутаторы ядра, но уже интерфейсами 10 Гбит/с.

Хьюстон, у нас проблемы...

Технологические сложности

Для работы в метрополитене нужно оборудование:

  • выдерживающее тяжелые условия эксплуатации в тоннеле (взвешенная металлическая пыль и машинное масло) и на подвижном составе (резкие перепады температур и вибрация);
  • удовлетворяющее требованиям метрополитена (использовать негорючие материалы, соответствовать требованиям по электромагнитной совместимости, работать от нестандартных источников питания);
  • имеющее необходимую для работы сети функциональность.
В метрополитене в подвижном составе используется постоянный ток с номинальным напряжением 80В. Однако в зависимости от состояния аккумуляторных батарей и количества разрывов в контактном рельсе реальное напряжение “скачет” от 30В до 150В .

Найти приемлемый по цене блок питания с такими параметрами нам не удалось, а стоимость подходящих вариантов делала проект нецелесообразным.

Здесь нас очень выручила компания из Новосибирска «Сибконтакт». Под наши требования коллеги изготовили блок питания, который мы успешно протестировали и в дальнейшем использовали во всех составах. Устройства оказались очень надежными, стоили недорого, а производить необходимое количество поставщик успевал за несколько недель, а не месяцев, как это происходит обычно.

Также мы столкнулись с нестандартным электропитанием в тоннеле - двухфазной сетью с напряжением 127В. Запитать оборудование, работающее от однофазной сети 220В от нее невозможно, и мы протягивали новые кабели от собственных источников питания, установленных в технических помещениях станций. Это повысило надежность сети, поскольку мы применили источники бесперебойного питания и автоматы ввода резерва.

Большие трудности вызвало и многообразие типов поездов . Это повлияло на работу по проектированию размещения оборудования локальных сетей составов - она была колоссальной. Во-вторых, при строительстве выяснилось, что почти все составы, даже одной серии и года выпуска – разные. Это связано с тем, что их постоянно модернизировали и устанавливали дополнительное оборудование. Такие работы проводились отдельно по каждому составу, а мы каждый раз оснащали поезд уникальным образом.

Серьезные вопросы возникли при радиопланировании сети. Они были связаны как с разнообразием материалов, из которых выполнены тоннели , так и с нехваткой исходной информации по их конструкции, геометрии, а также ответвлениям и препятствиям.

Мы сами полностью обследовали все тоннели - в московском метро их более 330 км, а в двухпутном исчислении более 660 км. Мы применяли определенные метрики и правила размещения базовых станций, а уже после установки и запуска оборудования в ходе эксплуатации проводили измерения радиопокрытия и уточняли оптимальные точки размещения оборудования. Некоторые базовые станции нам пришлось перенести уже после установки.

Эти трудности заставили нас вместе с коллегами из нижегородской компании «Радио Гигабит» провести научно-исследовательские работы и разработать уникальную методику радиопланирования в тоннелях, которая базируется на симуляции (математическом моделировании) канального и системного уровня транспортной радиосети в тоннелях и на открытых участках. В новых проектах мы уже не гадаем, а точно знаем, как именно расставлять оборудование для получения заданных характеристики канала.

Архитектурные сложности

Основное оборудование, формирующее радиоканал между составом и тоннелем располагается в “голове” (помним, что их две), при этом вагоны при заезде в депо в подвижных составах постоянно меняются. Сеть работает в постоянном движении, в результате которого все время меняются сетевые порты и физические устройства, через которые идет трафик одних и тех же сессий из одного состава. В связи с этим мы решали целый ряд архитектурных проблем:

  • полностью автоматическая настройка сети состава при замене или изменении порядка вагонов
  • распределение внутривагонных точек доступа между двумя контроллерами W-Fi в поезде
  • корректное получение пользователями и оборудованием в составе IP-адресов
  • “выход” трафика пользователя через правильную базовую станцию, активную в данный момент времени
  • перескакивание MAC-адресов с одного порта стационарного коммутатора на другой при движении поезда (в стационарной сети такое не происходит или случается крайне редко), требующее постоянного “переобучения” сетевых портов на MAC-уровне
Отдельную проблему представлял мониторинг нашей сети. Обычные системы мониторинга сетевого оборудования неспособны отличить ситуацию, при которой состав уходит из зоны радиопокрытия от поломки оборудования состава. Это приводит к большому количеству ложных срабатываний системы предупреждений о неисправностях. Кроме того, единицей мониторинга и технического обслуживания является именно поезд (поскольку всегда надо понимать, где находится в данный момент та или иная единица оборудования и как она соединена с другими элементами сети), а на практике составы в метро - сущность динамическая, состав вагонов в которой может меняться ежедневно, а то и по два раза в день. Мы создали собственные средства мониторинга, которые автоматически детектируют появление поезда в зоне покрытия, “обходят” его, определяя состав и порядок следования вагонов и установленного в них оборудования и представляют операторам центра управления сетью данные уже в разрезе фактически действующих на линии поездов.

Это ключевые технические задачи, которые «МаксимаТелеком» решала при планировании и создании сети. Причем процесс этот продолжается до сих пор, поскольку нагрузки на сеть растут и появляются новые станции метро. Многие уроки, полученные в ходе московского проекта, мы применили при строительстве сети Wi-Fi в метро Петербурга, благодаря этому её удалось сделать гораздо более производительной и быстрой. Но об этом мы расскажем в следующих постах.

WiFi в метро Москвы в вагонах поездов стал реальностью — на некоторых ветках появился бесплатный интернет. Удивительно, но даже в таких продвинутых городах, как Лондон или Париж такого изобилия бесплатного доступа в интернет в транспорте нет и по сей день. Хотя с появлением смартфонов, мы можем каждый день увидеть такую картину, когда сотни людей погружены в свои гаджеты. Это не удивительно — поездка от дома до работа занимает сегодня час-два в день — самое время, чтобы почитать новости, посмотреть фоточки в ВК или ответить на электронные письма. Что ж, давайте разбираться, как подключиться к WiFi в московском метро — уверен, после прочтения этой пошаговой инструкции у вас больше не останется вопросов по этой теме!

Пошаговая инструкция по подключению к wifi в метро

Для того, чтобы войти в интернет, необходимо просто иметь на своем гаджете — будь то, телефон Andorid или iPhone, или планшет, или ноутбук — поддержку сети WiFi. Но просто так взять и подключить телефон к WiFi в метро как дома не получится — предварительно необходимо:

Регистрация в метро в сети WiFi MT_Free

Для вашего удобства, чтобы не оставалось никаких вопросов о том, как подключиться к WiFi в московском метрополитене, я распишу подробно каждый шаг. Начинается все с регистрации в сети — это неудобство создано не просто так — по закону человек при использовании бесплатного интернета в общественных местах должен быть идентифицирован по номеру телефону, чтобы мошенники не могли его анонимно использовать для своих черных делишек.

На следующем шаге

  • указываем свой номер мобильного телефона,
  • получаем код подтверждения по СМС
  • и вводим его в соответствующее поле.

К одному номеру можно прицепить 5 устройств, в том числе гаджеты, у которых нет симки.

Весь прикол заключается в том, что как известно, внутри тоннеля сотовая сеть работает не у всех операторов или качество связи плохое, поэтому в ожидании СМС-ки можно легко ненароком проехать свою остановку — будьте внимательны 😉

Избежать этой неприятности можно в том случае, если вы имеете свой личный кабинет на сайте Госуслуги, то можно использовать его для авторизации в WiFi в метро Москвы. Для этого просто необходимо вместо ввода номера телефона указать свой логин и пароль от портала электронного правительства и войти в интернет.

Авторизация в метро WiFi

После логина в сети WiFi «MT-Free» автоматически откроется страница авторизации Vmet.Ro. Поскольку мы уже зарегистрировались, вход в интернет произойдет автоматически без ввода каких-то дополнительных данных. Просто выбираем теперь вариант «Войти в Интернет» и ждем около минуты, пока прокрутятся рекламные ролики.


Для нетерпеливых есть возможность отключить показ рекламы, но эта услуга уже предоставляется за ваши кровные. На заре эпохи повсеместного заселения беспроводного интернета в транспорте, я практиковал использование мобильной версии блокиратора рекламы, и он в случае с подключением к wifi в метро срабатывал. Однако метрополитеновские айтишники просекли эту фишку и научились блокировать такой способ обхода рекламы — пока не посмотрите, никакого интернета вам не положено. Но об этом речь пойдет в отдельной статье.