Заброшенные заводы, фабрики, комбинаты и аэс в латвии. Население и "демографический урон". Здесь работал Рижский фарфоро-фаянсовый завод

Во времена СССР товары из Прибалтики были известны каждому жителю страны советов. Утро начиналось с зарядки, когда радиоприёмники «Маяк», «Орбита» или «Селга» возвещали об этом трансляцией нехитрых упражнений и музыки. Телефоны «ВЭФ» обеспечивали бесперебойное общение, а микроавтобусы «РАФ» - комфортную езду. Счастливчики могли позволить себе музыкальный центр «Мелодия», приобретение же магнитофона «Скиф» сейчас можно сравнить разве что с покупкой флагманского смартфона. Да и фраза «папа привез из Прибалтики» говорила о многом, ведь это был некий общий бренд для обозначения качественного продукта. И что же сейчас осталось из всего этого великолепия?

Такая любовь к товарам из прибалтийских республик поддерживалась политикой государства, направленной на развитие в них таких трудоёмких обрабатывающих отраслей промышленности, как машиностроение, электротехника и радиоэлектроника. В послевоенные годы строились новые и разрастались уже имеющиеся в республиках предприятия. К 1973 г. продукция прибалтийского экономического района обеспечивала Союз бытовыми электросчетчиками на 80%, телефонными аппаратами на 53%, вагонами на 30% и радиоприёмниками и магнитофонами на 23%. Что же стало с заводами и фабриками, построенными в период промышленного расцвета в регионе?

Товары, когда-то гремевшие на весь Союз, теперь являются экспонатами музеев или за копейки перепродаются на барахолках. А огромные площади заводов - их здания, цеха, трубы - напоминают, скорее, декорации к фильму ужасов, чем времена своей славной работы.

Золотые дни латвийской электроники и радиотехники связаны, прежде всего, с двумя основными предприятиями – Рижским государственным электротехническим заводом «ВЭФ» и Рижским радиозаводом «Радиотехника». Первый был одним из сильнейших производств региона, выпускал практически все - от телефонов до военных изделий - и обеспечивал работой 20 тысяч человек. Территория, занимаемая заводом, равнялась по площади небольшому микрорайону. Как и любое предприятие того времени, помимо производственной функции, завод поддерживал социальную и культурную жизнь своих работников: в доме культуры устраивали концерты, танцы и различные увеселительные мероприятия, в столовых играли свадьбы; поликлиники при предприятии следили за здоровьем трудящихся, а спортивные залы - за их формой и внешним видом.

Однако приватизационный процесс, начавшийся в 90-е годы, разрушительно сказался на жизнедеятельности завода. На месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год выросло до 26, параллельно от ВЭФа были «отрезаны приватизацией» поликлиника, спортивный клуб, другие составные части гиганта. В итоге даже в самом крупном подразделении ВЭФа, где в свое время трудилось около 14 тысяч человек, в начале 1990 гг. осталось всего 400. Сегодня же в реестре предприятий Латвии можно найти информацию о более, чем 90 фирмах, общественных и прочих организациях, которые, хоть и содержат в названии аббревиатуру ВЭФ, к производству завода вовсе никакого отношения не имеют. Размещены они на территории бывшего гиганта, соседствуя с заброшенными корпусами, модными офисными «лофтами» и даже с ночным клубом.

Завод Радиотехника в свое время являлся одним из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в Союзе бытовой аудиотехники. С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем. В период пика производственной активности на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 1990-х их количество сократилось до 1800.

В Эстонии аналогом ВЭФа и Радиотехники являлся Таллинский завод «Пунане Рэт», производивший акустические системы, которые славились далеко за пределами Эстонии. Однако построенный еще в 1935 году завод был закрыт в первый год независимости государства.

Вильнюсский электротехнический завод Эльфа, Вильнюсский приборостроительный завод Вильма и Каунасский радиозавод – одни из крупнейших предприятий Литвы, занимавшиеся выпуском электропроигрывателей, магнитофонов, радиоприёмников, а также обеспечивавших нужды Министерства обороны СССР. Последнее указанное направление деятельности заводов объясняет засекреченность информации о них. Например, завод Эльфа (или то, что от него осталось) являлся секретным объектом вплоть до 2000г. По той же причине очень мало информации о заводе Вильма, который был основан в 1960г. и именовался «Завод звукозаписывающей аппаратуры».

Завод был оборонного значения, и всё, кроме его наименования и выпускаемых бытовых магнитофонов, было строго засекречено.

Сегодня известно, что именно Вильма производила «черные ящики» для всего Союза. Из письма ветерана литовской радиопромышленности Юрия Махлина становятся ясны масштабы производства, он пишет: "На заводе были построены и функционировали вычислительный центр, климатическая лаборатория, цех по производству электродвигателей для магнитофонов, собственная телефонная станция с выходом в городскую телефонную сеть, профессионально-техническое училище, которое готовило молодых специалистов /…/ ".

При заводе было создано конструкторское бюро с техническими отделами и собственным опытным производством». Также, как и любое другое предприятие СССР, Вильма нес в себе и культурно-социальную функцию, из того же письма следует: "Мужскому хору «Вильма» было присвоено звание Народного коллектива республики /…/ Спортивные команды объединения участвовали в городских соревнованиях и соревнованиях со смежными предприятиями из других республик бывшего СССР /…/ проходили выступления художественной самодеятельности работников завода, творческие встречи со знаменитыми артистами, в том числе с Александром Ширвиндтом, Андреем Мироновым и многими другими" . Данный очерк не только открывает нам производственную жизнь завода, но показывает, насколько в систему интегрирован был каждый сотрудник. Несмотря на то, что в 1990-х завод пытался остаться на плаву, производя и продавая магнитофоны, руководство не смогло включиться в рыночную экономику и с 1994г. ввязалось в серию судебных разбирательств, что привело в 1997г. к прекращению деятельности.

Каунасский радиозавод начал свою деятельность в 1956г. и обеспечивал советских граждан телевизорами, радиолами, магнитолами и радиоприёмниками. Однако и его деятельность прекратилась в начале 1990-х годов.

Помимо заводов, производящих электронику, Прибалтийским республикам не удалось уберечь и предприятия иных сфер деятельности: сейчас в руинах лежат десятки объектов, от бумажных фабрик до машиностроительных заводов.

Одним из таких «призраков коммунизма» является Пярнуский машиностроительный завод в Эстонии. Когда-то крупное предприятие не смогло приспособиться к рыночной экономике в годы приобретения Эстонией независимости. Сейчас же его зловещие развалины представляют собой серию сообщающихся между собой корпусов, цехов и зданий с административными помещениями.

В Латвии в северном микрорайоне Риги располагался комплекс предприятий, объединяющий завод железобетонных конструкций, хлебокомбинат, комбикормовый завод и завод напольного транспорта. Также крупным машиностроительным заводом являлся Рижский СельМаш. После восстановления независимости Латвии производства одно за другим стали закрываться, и сейчас их площади ждут сноса. Однако масштабы заброшенных, когда-то мощных предприятий, по сей день производят сильное впечатление.

Еще одним крупным предприятием Риги, берущим отсчет своей деятельности аж с 1841г., является Фарфоро-фаянсовый завод Кузнецова (позже Рижский фарфоро-фаянсовый завод). На его длинный век выпали революция и войны, что практически разорило завод. Тем не менее в период после Второй мировой войны ему удалось наладить производство, и до 1990-х гг. XX в. завод выпускал прекрасную продукцию разнообразного назначения, принимал участие во всесоюзных и международных выставках, занимал призовые места, но не смог удержаться на плаву в независимой Латвии. К 1994 г. оборудование, заготовки и много другое было разворовано, а завод закрыли. В настоящее время некогда знаменитое на всю страну предприятие находится в плачевном состоянии.

И ведь сегодня власти прибалтийских республик даже не оглядываются с тоской назад, вспоминая масштабы производства «хайтека» того времени. Для нынешнего руководства экономика - это очередной банк или проданный гектар леса, а промышленность - лишь напоминание об «ужасах оккупации».

Когда-то эта продукция являла собою «бренды», конкуренцию которым могли составить лишь единицы, а сегодня «памятники» былых успехов покрылись пылью, долгами и шумят ветром в разбитых окнах заводов.

За фотографии спасибо сайтам :

В 1940 году страны Прибалтики были присоединены к Советскому Союзу. Это событие произошло вследствие подписания договора «О дружбе и границе» (пакт Молотова-Риббентропа) между СССР и Третьим Рейхом. Этот документ разделял сферы влияния между двумя сверхдержавами того времени в восточной Европе. В результате в том же году на территорию Литвы, Латвии и Эстонии зашли советские войска, а после территория этих государств была официально включена в состав Союза Советских Социалистических Республик.

В наши дни в странах Прибалтики события тех лет оценивают как оккупацию с последующей аннексией. В 1991 году правительство РСФСР признало, что это действительно была аннексия территории независимых стран. Правда с оговоркой, что такие действия не противоречили международным законам того времени, а сам факт присоединения был признан миром. Хотя были и те государства, которые так и не признали вхождение стран Прибалтики в состав СССР, например, США и Ватикан, а также некоторые другие.

С тех пор утекло много воды, но среди любителей истории до сих пор точатся споры на тот счет, насколько позитивными или негативными были изменения в Литве, Латвии и Эстонии после присоединения этих стран к СССР.

Какие предприятия и заводы были запущены в странах Прибалтики в советские годы?

В период с 1940 по 1960 год только на территории одной Латвии было построено более 20 различных производственных предприятий и заводов. До 1939 года ни одна из стран, расположенных на берегу Балтийского моря, не могла похвастаться такими цифрами. На развитие промышленности выделялись достаточно крупные по меркам того времени ресурсы, благодаря чему уже в 1965 году объемы производимой на территории трех республик продукции возросли более чем в 15 раз в сравнении с показателями на момент присоединения к СССР.

Были восстановлены заводы, разрушенные в годы войны. Кроме того, было построено множество новых предприятий, выпускающих продукцию как для потребителей внутри СССР, так и на экспорт.

Так, в 1948 году промышленность Литвы достигла довоенного уровня, а в 1950-м превысила его на 90%. Восстанавливать народное хозяйство Литвы помогала вся страна - советское правительство выделило для этой цели дотацию в 200 млн рублей. Другие республики СССР поставляли в Литву стройматериалы, машины, станки, оборудование, транспорт, энергопоезда. Правительство СССР продолжало заботиться о развитии промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и инфраструктуры Литвы вплоть до конца 1980-х гг. Так, в середине 1980-х годов здесь была построена 300-километровая автомагистраль, прошедшая почти через всю страну от Вильнюса до Клайпеды.

Неплохо развивалась и Эстонская ССР. В 1970-е - 1980-е годы Эстония фактически находилась на первом месте в СССР по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. По данным ОЭСР, в 1990 году ВВП Эстонии по ППС составлял 10 733 доллара США на душу населения. По оценке ИМЭМО РАН, в 1990 году по ВВП на душу населения Эстония занимала 46-е место в мире.

Прибалтика времен СССР была знаменита своими торговыми марками. Такими, например, как «ВЭФ», «Радиотехника», автомобили «РАФ», «Рижский бальзам», «Рижский хлеб», рижская косметика «Дзинтарс», «Рижские шпроты». Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички «ЭР-1» и «ЭР-2».

«ВЭФ», в годы Союза передовой мировой производитель электроники, радиоприёмников, телефонов, станков, обеспечивавший рабочими местами больше 14 тыс. человек на заводе в Риге и ещё 6 тыс. - в остальной Латвии, дававший прибыль 580 миллионов долларов в год, в середине 1990-х объявил о банкротстве. Сегодня на месте завода торговый центр.

Такая же участь постигла и «РАФ». В 1997 году производство на заводе было остановлено.

По иронии судьбы, последней моделью, сошедшей с конвейера некогда процветающего завода, стал автомобиль-катафалк.

Бывший гигант, Рижский вагоностроительный завод, с трудом пережил девяностые. В 1998 году была объявлена неплатежеспособность завода. Многократно сократились объёмы производства. К 2001 году на заводе осталось меньше полутора сотен сотрудников (при СССР было 6000). Сейчас завод поделен: половина отошла частному предпринимателей, вторая половина продолжает работу, но в объёмах, не сравнимых с советским временем.

Дороги

Не калининградские, а именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. До сих пор их доля во внешнеторговом трафике России превышает 25%. Порты, построенные ещё в советские годы, до сих пор продолжают приносить доход прибалтийским странам.

В 1970-1980-х годах к этим портам были проложены нефтепроводы. Автомобильные дороги в Прибалтике также были на высоте. По качеству они занимали первое место в СССР. Второе место занимала Западная Украина, третье - Закавказье. РСФСР был на 12-13-м месте.

Среди других экономических районов СССР Прибалтика отличалась большой густотой сети железных дорог (6,19 тыс. км ), автомобильных дорог с твёрдым покрытием (56 тыс. км ), а также развитым речным судоходством (Нямунас, Преголя, Даугава, Лиелупе, Вента, Эмайыги, Нарва). Протяжённость внутренних судоходных водных путей составляла в 1973 году (включая Чудское и Псковское озёра) 2 тыс. км .

В странах Прибалтики продолжается кампания за "возмещение ущерба от советской оккупации". Лидирует, как всегда, Латвия. Напомним, что под "советской оккупацией" в современной Латвии понимают период вхождения страны в состав Советского Союза.

По мнению латвийского руководства, за время т. н. "советской оккупации" экономика страны понесла колоссальные убытки. Для их подсчета даже была создана специальная комиссия.

Ее представитель Рута Паздере 18 апреля 2016 г. озвучила примерную цифру мнимого ущерба, понесенного латвийской экономикой за полвека существования Советской Латвии, - 185 млрд евро.

Кроме того, в десятки миллиардов евро Паздере оценила демографический ущерб, понесенный Латвией в результате миграционных потоков, вызванных "советской оккупацией".

То, что латыши ехали работать или учиться в другие республики Советского Союза, а несогласные с советской властью эмигрировали на Запад, Паздере также считает "виной" советского периода в латвийской истории.

Подсчитали и урон, нанесенный окружающей среде, - он также оценивается в десятки миллиардов евро.

Конечно, невозможно рассмотреть все аспекты экономического развития страны, мы решили оценить основные показатели и то, как они менялись с течением времени.

Население и "демографический урон"

Одной из претензий прибалтийских стран к "советской оккупации" стал демографический урон, который нанес странам СССР.

Конечно, никто не станет отрицать тот факт, что во времена Великой Отечественной войны население всего Советского Союза понесло огромный ущерб: множество людей погибли как на фронте, так и в тылу.

А западные республики союза (Белорусская, Литовская, Латвийская, Эстонская и Украинская ССР) пострадали особенно сильно.

Но обвинять в этом Советский Союз было бы просто глупо, ведь убивали население военные гитлеровской Германии.

Мы решили сравнить данные по численности населения за 1989 г., когда демографические последствия войны уже сгладились, и за 2015 г. В Литве в 1989 г. проживало 3, 690 млн человек, в Латвии - 2,680 млн, в Эстонии - 1,573 млн.

Для сравнения, вот данные за 2015 г.: Литва - 2,898 млн человек, Латвия - 1,968 млн, Эстония - 1, 311 млн.

Как видно, за прошедшие 26 лет, большая часть которых пришлась на независимое существование этих стран, численность их населения снизилась.

Жители прибалтийских стран все чаще уезжают в более благополучные страны-члены ЕС, чтобы найти там работу, пусть и не очень престижную, зато дающую возможность получать деньги и отправлять их своим семьям на родину.

Объективные цифры говорят о том, что после выхода из СССР Литва потеряла 28%, а Латвия - 27% населения. И это на сегодняшний день.

Более того, это лишь тренд в развитии: согласно данным отчета к 2060 г. количество жителей сократится еще на 38% (Литва) и 31% (Латвия), опустившись, таким образом, ниже 50% от численности населения на 1991 г.

Социологические исследования говорят о том, что примерно 30% литовцев и латышей твердо намерены не просто эмигрировать из своих стран, но и получить новое гражданство, полностью разорвав связи со своей родиной.

Они не просто не собираются возвращаться обратно, но даже не хотят оставаться литовцами или латышами. Они ставят себе задачу не просто интегрироваться, а полностью ассимилироваться в новой стране пребывания.

Своим детям они дают местные имена, в семейном кругу стараются говорить на местном языке.

Таким образом, Прибалтика фактически "вымирает", и этот процесс начался в 1990-е гг. и продолжается по сей день.

Железные дороги

В конце XIX - первой половине XX вв. в Прибалтике была построена сеть узкоколейных линий общей протяженностью 2051 км. Позднее часть этих узкоколейных дорог была переведена на колею 1520 мм, а часть - ввиду низкой рентабельности - ликвидирована.

В период с 1917 по 1940 гг. происходил упадок железных дорог, ввиду того, что у независимых прибалтийских государств было намного меньше финансов, чем у Российской империи, и средства в дороги не инвестировались.

В период Великой Отечественной войны большая часть железнодорожной инфраструктуры была разрушена. После освобождения оккупированных территорий началось восстановление и коренное техническое перевооружение железных дорог.

В 1953 г. дороги были объединены в Балтийскую железную дорогу, которая в 1956 г. была ликвидирована. В связи с проводившимся перевооружением отрасли в 1950-1960-е гг. движение грузовых и пассажирских поездов было переведено на тепловозную и электровозную тягу, были электрифицированы пригородные участки крупных городов.

В настоящее время участки Прибалтийской железной дороги разделены между Россией (Калининградская железная дорога), Эстонией (Eesti Raudtee), Латвией (Latvijas dzelzceļš) и Литвой (Lietuvos Geležinkeliai).

На сегодняшний день общая протяженность железных дорог в Эстонии составляет 1 166 км, Латвии - 1 859 км, Литве - 1 767 км.

Если говорить о периоде так называемой советской оккупации, то в Латвии эксплуатационная длина основных линий железных дорог составляла 2 263,6 км, Литве - 1 749 км, Эстонии - 1 320 км.

В странах Балтики пассажиропоток на железнодорожном транспорте за 20 лет упал в несколько раз и в настоящее время составляет лишь пятую часть всех перевозок, значение авиа- и автотранспорта, напротив, выросло.

Если же говорить о перевозке грузов, то основной объем грузоперевозок Эстонии и Латвии приходится на страны СНГ, прежде всего Украину, Белоруссию и Россию, которая занимает две трети общего объема.

Похожая ситуация прослеживается в Литве (при этом там небольшую часть занимает еще и Польша). Значительную долю занимают транзитные перевозки, прежде всего традиционные российские экспортные и импортные товары, курсирующие между Россией и прибалтийскими портами: нефтепродукты и каменный уголь (более двух третей всего объема грузов), минеральные удобрения, химические продукты, металлы, руда и зерновые.

Еще десять лет назад, в 2006 г., эстонская железная дорога принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки. В целом по Латвии и Эстонии услуг транспортировки и хранения грузов обеспечивают 8% ВВП, в Литве - 7,7% ВВП.

Однако в последнее время российский транзит через страны Прибалтики резко снизился, и прибалты опасаются, что эти показатели могут опуститься до нуля, что будет означать катастрофу в этом секторе.

Уход российского транзита для этих стран будет означать весомые бюджетные потери и сокращение рабочих мест.

Эксперты компании KMPG подсчитали: в случае полной потери транзита из России экономика Латвии потеряет 1,3 млрд евро, 2,4% налоговых поступлений, а уровень безработицы в стране поднимется на 1,1%: из 1,9 млн граждан работу потеряют 75 тыс. человек.

Промышленность

В Литовской ССР по сравнению с 1940 г. к 1986 г. были достигнуты самые высокие среди союзных республик темпы роста промышленного производства.

Большое развитие получили машиностроение, химия и нефтехимия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, торфяная, легкая и пищевая промышленность.

Достигнут высокий уровень развития сельского хозяйства, особенно животноводства.

В 1986 г. Литва занимала первое место среди союзных республик по производству мяса и молока в расчете на душу населения.

В республике создана энергетическая база: построены Каунасская ГЭС, Литовская ГРЭС, Игналинская АЭС.

Введены в действие крупные заводы: Мажейкский нефтеперерабатывающий, станкостроительный "Жальгирис" в Вильнюсе, искусственного волокна в Каунасе, шлифовальных станков в Вильнюсе, Ионавский азотных удобрений, Кедайнский химический комбинат, ряд крупных предприятий легкой и пищевой промышленности.

В Латвийской ССР особенно высокими темпами развивались машиностроение и металлообработка. Ведущими отраслями являются электротехническая промышленность и промышленность средств связи. В 1986 г. каждый пятый трамвайный вагон в стране, вторая доильная установка имели марку латвийских заводов.

Быстрое развитие получило в республике производство товаров народного потребления: на ее предприятиях изготавливается каждый пятый радиоприемник, восьмая стиральная машина, второй мопед.

В республике достигнута высокая урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства. Ведущая отрасль - молочно-мясное животноводство и беконное свиноводство.

Построены Плявинская и Рижская гидроэлектростанции, Рижская ТЭЦ, введены в действие заводы - электромашиностроительный и дизельный в Риге, Елгавский машиностроительный, Даугавпилсский химического волокна, по переработке пластмасс и химических реактивов в Олайне, Валмиерский завод стекловолокна.

В легкой и пищевой промышленности вошли в строй Огрский трикотажный комбинат, Лиепайский галантерейный комбинат, Рижский молкомбинат, Вентспилсский рыбоконсервный и Елгавский консервный комбинаты.

В Эстонской ССР создана энергетическая база, а также такие отрасли, как электротехническая, приборостроение, химия и нефтехимия, крупная газосланцевая и другие отрасли. Развивается лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Высокий уровень интенсификации достигнут в сельском хозяйстве.

В 1986 г. Эстония занимала одно из первых мест среди союзных республик по производству мяса и молока в расчете на душу населения.

В республике осуществлена большая программа капитального строительства. Введены в действие Прибалтийская и Эстонская тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали в Кохтла-Ярве и Таллине.

Построены новые машиностроительные заводы - экскаваторный в Таллине, судоремонтный в Локсе, газоанализаторов в Выру.

Вошли в строй завод азотных удобрений в Кохтла-Ярве, новые шахты и карьеры в сланцевом бассейне, Прибалтийский комбинат строительных материалов в Нарве, домостроительный комбинат в Тарту, восстановлены и расширены мощности цементного завода "Пунане-Кунда".

Созданы крупные мясокомбинаты, рыбоконсервные заводы, комбинаты молочных продуктов.

В результате трансформации 1990-х гг. структура экономик стран Прибалтики претерпела значительные изменения. Снизилась доля промышленности и сельского хозяйства, расширилась сфера услуг.

К началу кризиса 2008 г. в Латвии фактически произошла деиндустриализация: доля промышленности в структуре экономики сократилась практически вдвое до 13,7%. В Литве и Эстонии доля промышленного производства снизилась до 19,8% и 20,9% .

В ходе кризиса 2008-2009 гг. промышленное производство упало во всех трех странах Прибалтики, но по-разному: в Эстонии спад по отношению к 2007 г. составил 31%, в Латвии - 19%, в Литве - 10%.

Ниже представлены данные по вывозке древесины в прибалтийских республиках:

Литва - 1819 тыс. куб. м (1970 г.), 2 772 тыс. куб. м (1986 г.); Латвия - 4 356 тыс. куб. м (1970 г.), 4 338 тыс. куб. м (1986 г.); Эстония - 2 047 тыс. куб. м (1970 г.), 2 761 тыс. куб. м (1986 г.).

Для сравнения - данные этого в составе Евросоюза:

Эстония - 7 290 тыс. куб. м (2012 г.), 7 654 тыс. куб. м (2013 г.), 8 460 тыс. куб. м (2014 г.);

Латвия - 12 529 тыс. куб. м (2012 г.), 12 241 тыс. куб. м (2013 г.), 12 597 тыс. куб. м (2014 г.);

Литва - 6 921 тыс. куб. м (2012 г.), 7 053 тыс. куб. м (2013 г.), 7 351 тыс. куб. м (2014 г.).

Как видно из статистики, заготовка древесины в странах Прибалтики выросла, что подводит сразу к нескольким выводам: с одной стороны, все претензии к "советским оккупантам" по поводу экологического ущерба кажутся в этом контексте необоснованными.

О каком экологическом ущербе может идти речь, если сейчас, освободившись от "оккупации", страны вырубает в несколько раз больше леса, чем при СССР?

С другой стороны, страны Прибалтики активно развивают мебельную промышленность, для которой как раз и используется древесина. По прогнозам производство мебели будет только расти в этих странах, при этом особенно высоким ростом мебельной промышленности отличается Эстония.

А вот данные по производству бумаги: Литва - 102 тыс. тонн (1970 г.), 121 тыс. тонн (1986 г.), Латвия - 148 тыс. тонн (1970 г.), 153 тыс. тонн (1986 г.), Эстония - 105 тыс. тонн (1970 г.), 99 тыс. тонн (1986 г.).

А вот данные уже в составе ЕС: Эстония - 78,18 тыс. тонн (2012 г.), 73,04 тыс. тонн (2013 г.), 70,81 тыс. тонн (2014 г.).

Латвия - 43,93 тыс. тонн (2012 г.), 47,77 тыс. тонн (2013 г.), Литва - 118 тыс. тонн (2012 г.), 136 тыс. тонн (2013 г.), 139,52 тыс. тонн (2014 г.). Как видно, производство бумаги выросло лишь в Литве, а в Латвии и Эстонии - сократилось.

Легкая промышленность и сельское хозяйство

С дореволюционных времен сельское хозяйство Прибалтики отличалось высокой интенсивностью. Здесь сложилась специализация на молочно-мясном скотоводстве и беконном свиноводстве.

Среди крупных предприятий этой отрасли - мясокомбинат в Алитусе и сыродельный завод в Выру. В Прибалтике действовало 7 сахарных заводов: 4 в Литовской ССР (города Паневежис, Капсукас, Кедайняй, Павянчяй) и 3 в Латвийской ССР (города Елгава, Лиепая, Екабпилс).

Наряду с Белоруссией Прибалтика отличалась самым высококачественным сгущенным молоком, завод по производству которого находился в Резекне. Организационно сельское хозяйство было представлено (на 1973 г.) 2126 колхозами и 752 совхозами.

Вот данные по надою молока в Прибалтике в составе ЕС:

Эстония - 665 тыс. тонн (2012 г.), 705,5 тыс. тонн (2013 г.), 729,96 тыс. тонн (2014 г.);

Латвия - 718,36 тыс. тонн (2012 г.), 735,66 тыс. тонн (2013 г.), 804,4 тыс. тонн (2014 г);

Литва - 1 359,93 тыс. тонн (2012 г.), 1 339,39 тыс. тонн (2013 г.), 1 435,5 тыс. тонн (2014 г.).

Дело в том, что после вступления в ЕС страны Прибалтики оказались вынужденны принимать квоты на производство сельхозпродукции, в частности по объемам надоя молока. Это ставит в крайне невыгодное положение местных фермеров, многие из которых оказались на грани банкротства.

Морские порты

Во времена, когда Прибалтика была в составе СССР, именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. Построенные еще в советские годы порты продолжают приносить доход прибалтийским странам.

В 70-80-х гг. к этим портам были проложены нефтепроводы.

По состоянию на 2008 г. в Прибалтике имелось 8 портов. Все порты расположены в восточной части Балтийского моря.

В 2000 г. суммарная погрузка в портах Прибалтики составляла 103 млн тонн, в 2005 г. - 121 млн тонн. Политика России по снижению зависимости от транзита и конкуренция со стороны морских портов Финляндии привели к значительному снижению грузооборота портов Прибалтики.

В 2006 г. погрузка в портах Прибалтики снизилась до 117 млн тонн, в 2007 г. - до 112 млн тонн, в 2008 г. - до 108 млн тонн, в 2009 г. - до 102 млн тонн.

В последнее время Россия все больше снижает объем погрузки в прибалтийских портах, перенаправляя грузопотоки на российские порты. Наша страна будет все меньше использовать порты прибалтийских стран, а так как именно Россия по-прежнему остается одним из основных клиентов портов Прибалтики, то это грозит серьезными экономическими последствиями для этих стран.

Статистика убедительно доказывает, что за 25 лет независимости Прибалтика прошла деиндустриализацию и депопуляцию. Весь экономический багаж, накопленный за времена Советского Союза, к настоящему моменту растрачен, а вместо него проступают экономические проплешины.

Регион, производивший электронику и транспорт, теперь не может предложить мировому сообществу ничего сложнее спиленных деревьев, консервированной рыбы и нехитрого отдыха у не самого теплого моря.

В этом контексте вполне понятно желание стран Прибалтики получить компенсацию за якобы "оккупацию": раз не получается организовать вливания в свою экономику и промышленность традиционными способами, можно попробовать и так.

© http://www.radiopagajiba.lv

Тридцать лет назад товары латвийской промышленности гремели на весь СССР - телефоны ВЭФ, духи «Кокетка» парфюмерной фабрики «Дзинтарс» и радио «Спидола» рижской «Радиотехники».

Некоторые заводы и фабрики живы по сей день, до сих пор выпускают продукцию под теми же названиями. Только работают там не десятки тысяч человек, а сотни.

Почему вместо расцвета за годы независимости латвийская промышленность зачахла - этим вопросом сегодня задаются многие. Людей, жалеющих о развале СССР, в Латвии было бы в разы меньше, если бы не потерянное производство.

Самой большой утратой здесь считают крах легендарного завода ВЭФ, который обеспечивал работой 20 тысяч человек (при общей численности населения республики 2,6 миллиона человек), занимал площадь, равную территории небольшого микрорайона, и делал практически все - от телефонов до военных изделий.

Когда-то ВЭФ благополучно пережил Вторую мировую войну, а вот встроиться в капитализм не смог. Почему - на эту тему в Латвии спорят до сих пор.

От «шпионской» техники до подводных лодок

В отличие от других гигантов латвийского производства, Государственная фабрика электротехники (Valsts elektrotehnikas fabrika VEF) со дня основания в 1919 году принадлежала государству. Через десять лет работы ВЭФ довел объем производства до 42 тысяч телефонных аппаратов в год, а помимо них были еще радиоприемники, кабели, электрохимия, лампочки и многое другое.

В 30-х годах к списку прибавился легендарный «шпионский» фотоаппарат Minox - самая маленькая камера в мире. К концу 30-х годов на фабрике работало 3000 человек, а концу 1980-х, когда ВЭФ стал легендой советской промышленности, на нем было занято уже 20 тысяч человек.

Однако для того, чтобы производство могло развиваться в новых условиях капитализма, нужны были инвестиции. У государства денег не было.

«Знаете, что там - телефоны, радиоаппараты - это не самая большая часть продукции, по сути, это был военный завод. А когда рухнуло государство, военные закупки прекратились», - говорит Русской службе Би-би-си Айвар Бернанс. В свое время он возглавлял департамент приватизации Министерства экономики.

«Не могу сказать, что завод по большей части был военным, но, насколько мне известно, помимо бытовых телефонных аппаратов, там производили еще и телефонные станции для подводных лодок», - признается Русской службе Би-би-си бывший глава департамента электроники Министерства промышленности и энергетики Латвии Инар Клявиньш.

«Когда все говорят о приватизации, забывают, что СССР обанкротился - были деньги, чтобы купить зерно в Канаде, но не было денег на то, чтобы его привезти. СССР был банкрот, люди по полгода не получали зарплаты, и в результате они просто не могли купить то, что в Латвии умели производить. Так что разговоры о том, что приватизаторы ликвидировали экономику Латвии - ерунда. Большие заводы ликвидировал сам СССР, который стал банкротом», - считает Айвар Бернанс.

В этом есть доля правды - до 1991 года оплата экспортных услуг ВЭФа осуществлялась при посредничестве московских банков. Ни в 1991 году, ни в 1992 счета оплачены не были, все 16 миллионов долларов осели за границей, а сам ВЭФ остался без оборотных средств. У завода начали накапливаться долги по налогам, которые очень быстро обрастали штрафными процентами.

Торговые организации не могли найти партнеров, в результате склады заполнялись никому не нужными товарами. Продукция завода оказалась ненужной даже национальной телекоммуникационной компании Lattelekom, которая почему-то решила закупать оборудование не у местного производителя, а у концерна Alcatel. По сути, уже тогда заводу надо было сокращать штаты, однако чисто по-человечески на это никто не решался. В итоге дотянули до того момента, когда людей уже нельзя было даже нормально уволить - из-за долгов перед социальным бюджетом.

Это еще больше усугубляло ситуацию, налоговые долги продолжали расти. Теоретически, госбюджет мог бы их погасить в счет собственных задолженностей перед предприятием, однако этого сделано не было. В итоге за считанные годы количество сотрудников ВЭФа сократилось на 70%.

«У нас тогда было молодое государство, и премьер-министры - как Ивар Годманис, так и Валдис Биркавс - руководствовались убеждением, что государство не должно заниматься бизнесом. Потом они эту ошибку признали: свободного рынка в полном смысле этого слова нет нигде», - говорит Инар Клявиньш.

Приватизация и 90 осколков завода ВЭФ

Еще одна проблема заключалась в том, что на конец 1980-х завод работал по принципу натурального хозяйства: все, что было нужно, производилось тут же на месте - от военных заказов до обычных домашних телефонов. Учитывая, что весомую часть производства - ту, что уходила на нужды армии - восстановить было невозможно, нарушенной оказалась вся производственная цепочка.

Плюс ко всему сразу после распада СССР завод потерял единое руководство, на месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год доросло до 26. Параллельно от ВЭФа отваливались мелкие части: тут кто-то приватизирует поликлинику, там - спортивный клуб.

В итоге было выделено шесть основных акционерных обществ, которые по разным причинам не смогли сохранить прежние объемы производства: что-то раскололось на мелкие части, что-то было приватизировано, что-то - вовсе исчезло.

«ВЭФ оказался слишком громоздким предприятием для Латвии. После развала единого советского рынка стало ясно, что его надо разделить на несколько частей, чтобы те нашли новые рынки, выжили и развивались. Не получилось. Руководители предприятий в те времена не знали элементарных законов свободного рынка, они даже языков иностранных не знали», - говорит Инар Клявиньш.

Самая весомая часть ВЭФа - VEF-KT - в свое время производила коммутационную технику, именно в этой сфере при СССР было занято больше всего рабочих - 14 тысяч из 20 тысяч. А в начале 90-х осталось 400 человек. В один прекрасный момент, выполнив государственный заказ, АО не получило от бюджета причитающуюся оплату - более трех миллионов долларов, начали накапливаться долги по налогам, которые вместе со штрафными процентами составили около 15 миллионов долларов.

Дошло до того, что из-за долгов перед социальным бюджетом предприятие даже не могло уволить сотрудников. Тысяча рабочих смогла цивилизованно покинуть завод только через несколько лет, когда предприятие получило деньги от Агентства приватизации. В итоге часть VEF-KT перешла в собственность компании PK Investments, дочернего предприятия концерна Pro Kapital, принадлежащего итальянскому предпринимателю Эрнесто Преатони. На месте бывшего завода он открыл один из крупнейших в Риге торговых центров - «Domina».

Еще одна часть завода - VEF-REC - на момент приватизации производила сельскохозяйственную продукцию, средства механизации, оборудование для лесопилок и даже гидротурбины для малых ГЭС. 130 человек умудрялись работать без воды и отопления, под протекающими крышами. Пройдя через процесс неплатежеспособности, предприятие перешло в собственность американской компании Harvey International Ltd. Кстати, под названием VEF-REC оно существует до сих пор, располагается на территории старого ВЭФа и занимается производством.

То же самое случилось с VEF Instrumentu rūpnīca и VEF-Tranzistors - компании были приватизированы, поменяли название на ОАО Tehprojekts и ОАО VEF-Telekom, остались в помещениях старого завода и продолжают существовать до сих пор. А вот АО VEF, которое тоже было приватизировано, сменило профиль - вместо производства оно занимается в основном тем, что сдает в аренду заводские помещения.

В общем и целом регистр предприятий Латвии содержит информацию о более чем 90 фирмах, всевозможных обществах и организациях, в названии которых встречается аббревиатура VEF, однако к профилю работы самого завода отношение имеют единицы. Располагаются они все там же - на территории старого ВЭФа, рядом с заброшенными корпусами, модными офисными «лофтами» и даже ночным клубом.

«Радиотехника»: Hi-Fi и надежды на Россию

Одна из компаний, которой достался бренд VEF - VEF Radiotehnika RRR, преемница рижской «Радиотехники». В свое время это был один из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в СССР бытовой аудиотехники. Некоторые виды продуктов производили только здесь, многое шло на нужды военно-производственного комплекса.

Кстати, основанный в 1927 году завод работал на армию не только в советское время, но и в годы германской оккупации - говорят, тут производили запчасти для крылатых ракет V-1. Перед капитуляцией Германии руководство завода получило приказ отправить в Германию все ценное производственное оборудование. Но вместо этого директор «Радиотехники» Александр Апситис набил коробки камнями, за что, кстати, в Германии был приговорен к смертной казни.

Немцы до него не добрались, и Апситис остался в Риге - продолжил руководить заводом в советские годы. Как ему это удалось, непонятно, но даже будучи на самой верхушке промышленной иерархии, этот человек запросто игнорировал партийную линию и с удовольствием набирал на работу бывших легионеров латышского легиона СС. До войны некоторые из них успели проявить себя как выдающиеся инженеры, но в университеты по понятным причинам их не брали. Осев на радиозаводе, они создали радиолы, которыми восхищался весь СССР.

С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем. В золотые времена на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 90-х их количество сократилось до 1 800 человек.

Как и в случае с ВЭФом, проблемы начались отчасти из-за несостоятельности латвийского бюджета. В 1992 - 1993 году завод передал государству заказ почти на пять миллионов долларов, но денег не получил. Потом, как и в случае с ВЭФом, «Радиотехнику» поделили на шесть частей, которые по отдельности доходили до банкротства: сначала завод микроэлектроники «Эльмира», потом - конструкторское бюро, затем - Рижский электромеханический завод (РЭМЗ). Далее отделилась служба реализации и гарантийного обслуживания, которая задолжала заводу 2,5 миллионов долларов.

«Думаю, подход разделения был правильным, - считает экс-глава департамента электроники министерства промышленности и энергетики Инар Клявиньш. - Это делали для того, чтобы была самостоятельность, свобода действий. К сожалению, этим шансом не воспользовались».

В середине 90-х ситуация была настолько удручающей, что у руководства предприятия не хватало денег даже на оплату коммунальных счетов. Развивать конкурентоспособное производство в таких условиях было невозможно. «Когда-то «Радиотехника» для половины мира производила приемники, но оказалось, что Сингапур и Тайвань делали это дешевле. А ведь в те времена у людей даже на еду денег не было, - рассказывает экс-глава департамента приватизации министерства экономики Латвии Айвар Бернанс. - Имущество тогда распродавали, потому что сам завод не мог производить».

В итоге предприятие было приватизировано. «Мы получили завод в таком состоянии, в каком его оставил Советский Союз - старое здание, устаревшее оборудование, миллионные долги перед государством. При этом предприятие было продано на аукционе, в ходе которого цена поднялась с двух почти до шести миллионов долларов», - рассказывает Русской службе Би-би-си председатель правления VEF Radiotehnika RRR Эдуард Малеев.

Затем к активам завода прибавился осколок ВЭФа и производство печатных плат. «Радиотехника» производит их до сих пор. Однако основным видом производства остается акустика - по большому счету, это все, что осталось от многопрофильного завода. Тем не менее, завод и сегодня считается одним из ведущих производителей систем Hi-Fi в Восточной Европе. Сегодня от десяти тысяч работников на «Радиотехнике» осталось 200 человек, до последнего кризиса было 350. «Политика Латвии заключалась в том, чтобы тут было поменьше «оккупантов» и «иммигрантов». Поэтому большие предприятия закрывались в надежде на то, что уедут все русскоязычные. На мой взгляд, эти надежды частично оправдались», - продолжает Малеев.

«Теперь у Латвии другая проблема - производство нужно возрождать, но те объемы, которые когда-то производились в СССР, сейчас производятся в Китае. И возродить в том виде - исключено, но возрождением производства в Латвии сейчас занимаются все - от меня до премьер-министра. Но думаю, тенденции позитивные, и рентабельное производство с высокой добавочной стоимостью у нас появится», - считает Малеев.

Кстати, сейчас завод планирует не только восстанавливаться после кризиса, но и на полном серьезе готовится к завоеванию мировых рынков посредством внедрения в производство российского ноу-хау - контрапертурной акустики. Авторы этой системы успели запатентовать ее практически во всех индустриальных странах мира, и уже готовы передать разработку в руки рижского завода.

Теперь «Дзинтарс» любят в США и Европе

Переориентацией производства сегодня занята и парфюмерная фабрика «Дзинтарс», известная советским покупателям и декоративной косметикой, и духами «Кредо», «Кокетка», «Рижанка».

«Люди их помнят, до сих пор спрашивают, даже пишут нам письма. Это парфюмерия и декоративная косметика, лучше которой на постсоветском пространстве сделать не смогли, - рассказывает Русской службе Би-би-си президент АО «Дзинтарс» Илья Герчиков. - Мы сейчас ориентированы на западный рынок, перестраиваем производство туда. «Дзинтарс» перешел от производства массовой продукции к средней и высшей категориям товаров. Мы тоже перестроились, выпускаем продукцию для среднего класса, он существует везде и имеет другую покупательную способность».

Именно «Дзинтарс» в Латвии считается самым ярким примером успешного перехода от плановой экономики к рыночной: предприятие работает до сих пор, продает продукцию по всему миру, строит планы на будущее. По словам Герчикова, с советских времен объемы производства не сократились, а наоборот - выросли.

А вот количество сотрудников сократилось весьма драматично: были времена, когда на «Дзинтарсе» работали более 101 тысячи человек, а сейчас - только 417. В начале 90-х работа у них была не всегда, во избежание финансовых провалов завод почти полностью перешел на выполнение крупных заказов, вот и получалось, что в один день конвейер стоит, в другой рабочие работают в две смены. Тем не менее, предприятие выжило.

«У нас изначально не было задачи разваливать, мы не воровали, когда воровали другие. У нас была профессиональная команда, которую нам удалось сохранить, - говорит Герчиков. - Когда разваливается империя, нужно сохранить экономические связи - для этого нужен профессионализм. В конце 80-х - начале 90-х среди руководителей было очень много партийных кадров, потому что культивировалось понятие, что директор ничего не должен знать, что он должен быть идеологическим».

Сегодня, по его словам, «Дзинтарс» ориентируется не на Восток, а на Запад. В Европе и США давно начался бум увлечения экологической косметикой, которая еще не так популярна на постсоветском пространстве. Именно это заинтересовало латвийских производителей.

«Мы ушли от дешевого советского производства к другой продукции, у нас производится высшая ступень экологической косметики - органическая. И спрос на нее оказался выше на Западе, у нас очень много предложений оттуда, - уверяет Герчиков. - В отличие от многих западных предприятий, «Дзинтарс» имеет высокую технологию, контроль за качеством, есть сертификат качества GMP, которым обладают далеко не все западные производители».

Прибалтика в системах макрорегионального районирования

Районирование по К. И. Арсеньеву (1848, слева) и П. П. Семёнову (1877-78, справа)

Районирование по Д. И. Рихтеру (1898)

Балтийское пространство , по Арсеньеву, «идёт от южного берега Финского залива до Литвы и Польши с севера на юг, и от восточного берега Балтийского моря до Алаунского пространства, и заключает в себе Остзейские или Русско-Немецкие губернии: Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую». Наконец, в Низменное пространство вошли Белоруссия (губернии Витебская и Могилёвская), Литва (Минская, Гродненская, Виленская и восточную часть Ковенской) и Самогитию , а также всё Царство Польское .

Приоритет географических критериев над административно-территориальным делением сохранился и здесь. Так, географическое понятие «южный берег Финского залива» разбито между Эстляндской и Санкт-Петербургской губерниями, а историческая Самогития (Жемайтия, северо-западный, прибрежный край Литвы) не полностью соответствует Ковенской губернии. Понятие «Литва» до революции исторически ассоциировалось с Великим княжеством Литовским - прибалтийской частью Красной Руси , что отразила и классификация Арсеньева.

Помимо этих классификаций (авторы которых в разное время возглавляли статистические органы России), русские учёные и методисты в своих научных сочинениях, курсах географии и в географических сборниках излагали и свои оригинальные схемы районирования. И. И. Вильсон в «Объяснении к хозяйственно-статистическому атласу» (1869) выделил 6 погубернских групп: Северную, Прибалтийскую, Западную, Юго-Западную, Центральную, Восточную и Южную. Князь А. И. Васильчиков («Землевладение и земледелие») среди восьми групп губерний назвал «…7) Литву и Северо-Западный край и 8) Остзейский край».

Дополнив физико- и экономико-географические факторы историческими и международно-экономическими, Д. И. Менделеев дал следующую характеристику Балтийского края (выделенного им в числе 14 экономических краёв России):

- «Фабрично-заводская промышленность и торговля России»

На этом основании к Прибалтийскому краю учёный отнёс, помимо трёх прибалтийских губерний, также Псковскую, Новгородскую и Петербургскую (включение которой заставило его предложить альтернативное название краю - Петербургский. Отделяя от Балтийского края Белоруссию и Литву в состав Северо-Западного края , Менделеев, как и его предшественники, Менделеев указал на общность исторического прошлого Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской и Могилёвской губерний - их принадлежность древнему Литовскому княжеству. Тем не менее, учёный отметил, что этот край «составляет во всех отношениях переход… к центральным и прибалтийским») .

Благодаря ликвидации частнокапиталистических противоречий, возникновение общенародной собственности на средства производства в СССР создало предпосылки превращения экономики в единый народнохозяйственный комплекс, развивающийся не по стихийным законам рынка, а на основе народнохозяйственных планов. В числе научных основ их разработки была и методология экономического районирования, основы которой были заложены до революции К. И. Арсеньевым, П. П. Семёновым-Тян-Шанским, Д. И. Менделеевым и др. В новых условиях районирование, помимо пассивного сбора и анализа экономико-географических и статистических народнохозяйственных данных, стало инструментом, обеспечивающим комплексное развитие т. н. территориально-производственных комплексов (ТПК), охватывающих сразу несколько краёв, областей и даже союзных республик . ТПК определяется как «территориальная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся определённым экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда» .

Прибалтийский экономический район - один из таких ТПК. В его состав входили Литовская, Латвийская и Эстонская СССР, а также Калининградская область. Наряду с Белорусским экономическим районом, он понёс наибольшие разрушения, материальные и человеческие потери в годы Великой Отечественной войны. Это потребовало гораздо больших, чем в других районах, инвестиций в расчёте на душу населения для восстановления транспортной и энергетической инфраструктуры, коммуникаций, а также производственных мощностей. Фактически, вся индустриальная база Прибалтики была создана в послевоенные в СССР заново .

Это обеспечило большие, чем в других районах, показатели выпуска продукции и её качества. При том, что одновременно шкала розничных цен была установлена по I категории (например, ниже, чем в Москве и Ленинграде), прибалтийские республики из года в год лидировали в общесоюзной статистике по такому показателю, как объём вкладов на душу населения. Так, в 1982 году при среднем размере вклада на душу населения по СССР в 1143 руб. в Латвии этот показатель составлял 1260, в Эстонии 1398, и в Литве - 1820 рублей (максимум среди союзных республик СССР) .

Общесоюзная специализация

Основная специализация промышленности в общесоюзном масштабе: трудоёмкие, обрабатывающие отрасли, среди которых выделяется машиностроение (электротехника , радиоэлектроника, станкостроение, приборостроение , судостроение и т. д. Были развиты также пищевая и лёгкая промышленность . Сельское хозяйство интенсивного типа, особо развито животноводство и рыболовство.

Уникальной специализацией Прибалтики является янтарь . Основная его добыча ведётся в Калининградской области; годовая мощность карьера - от 400 до 1000 т янтаря в год; по исчерпании запасов велась разведка и обустройство новых месторождений.

Благоприятное приморское географическое положение и морской выход в Атлантический океан обеспечили Прибалтике развитие рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности, морского судостроения и судоремонта. Развитый морской транспорт и портовое хозяйство; порты союзного значения - Рига, Калининград, Таллин, Клайпеда, Лиепая, Вентспилс - играли важную роль во внешнеторговых морских перевозках СССР. До Второй мировой войны лов рыбы вёлся только в Балтийском море; после присоединения к СССР прибалтийские республики получили современный океанский рыболовный флот, позволивший перейти к лову рыбы главным образом в Атлантическом океане.

Прибалтика была тесно интегрирована в общесоюзную систему размещения производительных сил, что обеспечивало высокую эффективность использования её природного и трудового потенциала.

Главными составляющими ввоза из других экономических районов были топливо и сырьё: нефтепродукты, природный газ, уголь, прокат чёрных и цветных металлов, деловая древесина, пиломатериалы, хлопок, шерсть, а также некоторые виды машин (тракторы, комбайны, автомобили) и оборудования. Ввозилось также продуктовое и фуражное зерно.

В структуре вывоза выделялись: рыбная продукция, радиоприёмники, магнитофоны, счётные машины, телефонная аппаратура, приборы, металлорежущие станки, пассажирские электровагоны, трамваи, микроавтобусы, мопеды, электроизделия, бумага, фанера, мебель, ткани, трикотаж, янтарные изделия, животное масло, мясо, сыр.

Прибалтика была в СССР третьей по важности, обеспеченности инфраструктурой и популярности зоной курортов и туризма после Черноморского побережья Кавказа и Крыма. Специфика геологического строения, наличие обширный пляжей, живописных озёрно-лесных местностей, а также минеральных источников позволила создать разветвлённую сеть курортов (в том числе лечебных) и центров отдыха. В их числе:

  • в Эстонии - Пярну, Хаапсалу, Нарва-Йыэсуу
  • в Латвии - Юрмала, Балдоне
  • в Литве - Паланга, Друскининкай, Бирштонас, Ликенай
  • в Калининградской области - Светлогорск, Зеленоградск.

Топливно-энергетический комплекс

Крупнейшие реки - Даугава и Нямунас достаточно многоводны. Крупнейшие ГЭС: Плявиньская , Кегумская и Рижская на Даугаве, Каунасская на Немане. Несмотря на это суммарный гидроэнергетический потенциал района составлял лишь 0,4 % к общесоюзному (оценка в 14,2 млрд квт·ч среднегодовой выработки).

Из ископаемых топливных ресурсов - горючие сланцы в Эстонской ССР и торф. Добыча сланца в 1973 году - 31,1 млн. т . Промышленное использование сланца - сланцеперерабатывающий комбинат в Кохтла-Ярве и сланцехимический комбинат в Кивиыли . Энергетическое - Прибалтийская ГРЭС, и Эстонская ГРЭС в Нарве. Из 2,6 млн. т добытого в 1973 году торфа использовано 1,1 млн. т для топлива и 1,5 млн. т в сельском хозяйстве.

Недостаток энергоресурсов Прибалтика восполняла за счёт ввоза нефтепродуктов и природного газа из России. Для выработки мазута, бензина, керосина и т. п. в Мажейкяе (Литва) был построен крупный нефтеперерабатывающий завод, куда нефть поступала по трубопроводу из Поволжья. Привозной мазут и природный газ использовались также и для выработки электроэнергии на Литовской ГРЭС (г. Электренай). Из других республик СССР Прибалтика получала газ по магистральным газопроводам Дашава - Вильнюс - Рига и Вуктыл - Торжок - Рига, от которых были построены ответвления к другим промышленным центрам.

Отрасли промышленности

Машиностроение являлось одной из ведущих отраслей промышленности Прибалтики. При этом потребность народного хозяйства района в чёрных металлах собственного проката Прибалтика удовлетворяла лишь на 15 %. Их обеспечивал завод «Сарканайс металлургс» в Лиепае, который работал на местных ресурсах металлолома (в основном, демонтаж судов). Основную же часть металла в Прибалтику приходилось завозить из Украины и Урала.

В связи с этим при планировании развития производственных мощностей Госплан СССР делал упор на неметаллоёмкие, точные отрасли машиностроения. Это - радиотехническая, электронная, электротехническая промышленность, приборостроение, прецизионное станкостроение, а также транспортное машиностроение. Соответственно принимались меры к обеспечению района высококвалифицированными кадрами для работы в этих отраслях.

По выпуску продукции этих отраслей в 1973 году Прибалтийский экономический район обеспечивал, в процентах к общесоюзному производству:

  • бытовых электросчётчиков - около 80 %
  • телефонных аппаратов - 53 % (электротехнический завод ВЭФ в Риге)
  • пассажирских магистральных вагонов - 30 % (Рижский вагоностроительный завод)
  • трамвайных вагонов - 29 %
  • радиоприёмников и радиол - 28 % (производственно-техническое объединение «Радиотехника»)
  • магнитофонов - 14 %

Помимо перечисленных, из крупнейших машиностроительных заводов имели общесоюзное значение: станкостроительные в Вильнюсе и Таллине; приборостроительный, электронно-вычислительной техники и др. В Таллине был построен завод экскаваторов, в Елгаве - автомобильный завод РАФ (производство микроавтобусов).

Благодаря достаточной лесистости района (треть территории) с давних пор важное значение в его экономике имели лесная, деревообрабатывающая промышленность и лесное хозяйство. В Прибалтике было немало собственных фанерных заводов, лесопильных и мебельных предприятий. Запасы древесины оцениваются в 695 млн. м ³. Несмотря на то, что это лишь 0,8 % от общесоюзных, их транспортная доступность намного выше, чем в других районах. Объём лесозаготовок в начале 1970-х годов составлял свыше 10 млн. м ³ в год.

Тем не менее, значительную часть древесины приходилось завозить в Прибалтику из лесных районов севера Европейской части РСФСР. Благодаря этому в советское время быстрыми темпами стала развиваться целлюлозно-бумажная промышленность Прибалтики. В 1973 году здесь было произведено 600 тыс. т целлюлозы и 510 тыс. т бумаги, что позволило обеспечить потребности местных полиграфических мощностей. Целлюлозно-бумажные комбинаты были построены в Калининграде, Советске, Немане, Клайпеде, Юрмале, Таллине и Кехре.

Промышленность строительных материалов развивалась на базе местного нерудного сырья. В годы послевоенного восстановления были созданы современные производственные мощности: Акмянский и Рижский цементные заводы; цементно-шиферные комбинаты в Броцене и Пунане-Кунду. В 1973 году они произвели 4,1 млн. т цемента, и 290 млн. листов шифера.

В дореволюционной России и СССР Прибалтика славилась, помимо прочего, продукцией лёгкой промышленности. Крупнейшим и старейшим предприятием этой отрасли являлась Кренгольмская мануфактура в Нарве. Помимо неё можно назвать «Балтийскую мануфактуру» в Таллине, «Ригас мануфактура» и чулочную фабрику «Аврора» в Риге, льнокомбинат в Паневежисе, шёлковый комбинат в Каунасе. В 1970-е годы были вновь построены фабрика бельевого трикотажа в Утене, хлопчатобумажный комбинат в Алитусе, комбинат верхнего трикотажа в Огре, галантерейный комбинат в Лиепае. Для обеспечения потребностей лёгкой промышленности в химических волокнах были построены заводы искусственного волокна в Каунасе и синтетического волокна в Даугавпилсе.

В 1973 году лёгкая промышленность Прибалтики характеризовалась следующими показателями выпуска.

  • Ткани хлопчатобумажные - 332 млн. м ²
  • Ткани шёлковые - 52 млн. м ²
  • Ткани льняные - 47 млн. м ²
  • Ткани шерстяные - 41 млн. м ²
  • Трикотаж - 85 млн шт. бельевой и 45 млн шт. верхний
  • Чулочно-носочные изделия - 157 млн пар

С дореволюционных лет основная часть промышленности была размещена в крупных городах Прибалтики: Риге, Таллине, Вильнюсе, Каунасе, Калининграде, Клайпеде, Даугавпилсе, Шяуляе. По завершении послевоенного восстановления и реконструкции производственных мощностей встала необходимость развивать промышленность также и в средних и малых городах. Такая программа стала активно осуществляться начиная с середины 1960-х годов. Были построены предприятия в Алитусе (хлопчато-бумажные ткани, бытовые холодильники), Нарве (производство электроэнергии, сланцезольные стройматериалы), Паневежисе (льняные ткани, стекло), Кедайняе (фосфорные удобрения, кормовые дрожжи, сахар), Утене (трикотаж), Плунге (искусственные кожи), Валмиере (стекловолокно), Резекне (доильные установки, молочные консервы), Мажейкяе (нефтепереработка) и др.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Сельскохозяйственные угодья занимают в Прибалтике 8,8 млн. га . Из них пашня составляла 5,4 млн. га , а сенокосы и пастбища - 3,1 млн. га . Климатические и почвенные условия остро ставят проблему осушения переувлажнённых и заболоченных земель. К 1974 году общая площадь земель с ирригационной сетью превысила 5 млн. га - более 90 % посевных площадей.

Немалую часть посевов (2,09 млн. га ) составляют зерновые; главным образом - ячмень, рожь, пшеница и овёс. Однако более всего площадей (2,6 млн. га ) занято кормовыми культурами - многолетними и однолетними травами и корнеплодами. Картофель высаживают на площади около 0,4 млн. га . Под технические культуры в Литовской ССР и Латвийской ССР было отведено:

  • лён - 65 тыс. га
  • сахарная свёкла - 44,5 тыс. га

Остальные направления использования земельных угодий:

  • овощи - 43,3 тыс. га
  • плодово-ягодные насаждения - тыс. га

С дореволюционных времён сельское хозяйство Прибалтики отличалось высокой интенсивностью. Здесь сложилась специализация на молочно-мясном скотоводстве и беконном свиноводстве. На начало 1974 года в Прибалтийском экономическом районе было 4500 тысяч голов крупного рогатого скота (в том числе коров - 1932 тысяч), 4595 тысяч свиней, 705 тысяч овец и коз.

В 1973 производство молока достигло 5803 тыс. т , мяса (в убойном весе) 822 тыс. т . Доля района в общесоюзном производстве молока составила 6,6 %, мяса - 6,1 %, картофеля - 6 %, льноволокна - 3,7 %.

Пищевая промышленность в 1973 году произвела:

  • Масла животного - 113 тыс. т
  • Сыра 39 тыс. т
  • Мяса промышленной выработки 584 тыс. т

Среди новейших крупных предприятий этой отрасли - мясокомбинат в Алитусе и сыродельный завод в Выру. В Прибалтике действовало 7 сахарных заводов: 4 в Литовской ССР (города Паневежис, Капсукас, Кедайняй, Павянчяй) и 3 в Латвийской ССР (города Елгава, Лиепая, Екабпилс). Наряду с Белоруссией Прибалтика отличалась самым высококачественным сгущёным молоком, завод по производству которого находился в Резекне.

Для обеспечения нужд сельского хозяйства были построены заводы азотных удобрений в Ионаве и Кохтла-Ярве и комбинаты фосфорных удобрений в Кедайняе и Маарду. К сожалению, культура их применения оказалась не везде достаточно высока. Особенную опасность для экологии стало представлять загрязнение подземных карстовых вод. В связи с этим в Пандивере (Эстония) в 1989 году была создана особая природоохранная зона.

Организационно сельское хозяйство было представлено (на 1973 год) 2126 колхозами и 752 совхозами. В отличие от других районов СССР, где коллективизация с последующими укрупнениями колхозов и их преобразованиями в совхозы создала иной тип среднего сельскохозяйственного предприятия, Прибалтика отличалась, во-первых, численным преобладанием колхозов над совхозами, а во-вторых - наличием большого числа небольших, даже мелких колхозов - в основном сохранивших соответствие с наделами бывших крупных и средних частных землевладельцев.

Транспортная инфраструктура

Среди других экономических районов СССР Прибалтика отличалась большой густотой сети железных дорог (6,19 тыс. км ), автомобильных дорог с твёрдым покрытием (56 тыс. км ), а также развитым речным судоходством (Нямунас, Преголя, Даугава, Лиелупе, Вента, Эмайыги, Нарва). Протяжённость внутренних судоходных водных путей составляла в 1973 году (включая Чудское и Псковское озёра) 2 тыс. км .

Литература

  • Гербов В. Р. Прибалтийский экономический район (рус.) // Большая советская энциклопедия , 3-е изд : Спр(энц) / Гл.ред.А.М.Прохоров. - М .: Сов. энциклопедия, 1975. - Т. 20. - С. 607.