Студентам в последнее время предстоит сложный выбор. Они могут отдать предпочтение программам бакалавриата и программам специалитета. Однако еще совсем недавно все было намного проще. После окончания вузов все выпускники автоматически получали степень специалиста. После того как Министерство образования издало указ о принятии Болонской системы, студенты встали не перепутье, потому что не знали, что выбирать: специалитет или бакалавриат? Ведь Болонская система образования включает в себя несколько ступеней: специалитет, бакалавриат, магистратура. Об этих формах обучения и пойдет речь в статье.
Это привычная для российской действительности форма обучения. После института или университета бывший студент полностью готов к работе в любой отдельной отрасли. Дипломированные специалисты обучаются как минимум пять лет, получая как базовые, так и углубленные знания по направленной специальности. Квалификация специалиста присваивается только поле того, как студент напишет и защитит дипломную работу, принять которую может лишь государственная аттестационная комиссия.
Итак, подытожим. Специалитет - что это? А это пятилетняя форма обучения, после окончания которой выпускник становится высококлассным специалистом. Он может претендовать на самостоятельные и высокие должности, получив такое образование. Специалитет дает уверенность человеку в своих силах. В отличие от бакалавриата, получая образование по форме специалитета, выпускник, окончивший вуз, полностью готов к работе.
Несмотря на то что диплом специалиста имеет свои плюсы, существует и ряд минусов, которые представлены ниже.
Давайте рассмотрим, какие плюсы имеет специалитет. Что это такое, знает каждый гражданин нашей страны, но не каждый понимает, какие преимущества дает такое образование.
В 1996 году был введен бакалавриат. Выпускники, окончившие вуз по этой форме обучения, имеют профессиональное образование в выбранной квалификации. После окончания этой формы обучения не обязательно сразу же поступать в магистратуру. Можно это сделать позже, ведь законом разрешено работать по специальности с дипломом бакалавра.
Произошедшие изменения в квалификации «специалитет» 2014 года удивили многих. Диплом бакалавра и специалиста приравняли, так как Министерство образования посчитало более корректным перейти на Болонскую систему обучения, как в Европе.
Главное отличие между специалитетом и бакалавриатом заключается в том, что специалисты выходят из учебного заведения с более высоким уровнем знаний, в отличие от бакалавров. Последние изучают в основном общие предметы. В них закладывают базу их будущей деятельности, а специалистов углубленно обучают конкретно их специальности.
Также есть разница между специалитетом и бакалавриатом еще и в количестве лет, необходимых для обучения: бакалавры обучаются минимум четыре года, а специалисты - минимум пять лет. После окончания бакалавриата студент может поступать сразу в магистратуру, а после получения диплома специалиста - в аспирантуру.
Магистратура - это вторая по очередности ступень высшего образования, которая позволяет углубить свою специализацию в профессиональном направлении. Обучение на магистратуре занимает два года. Здесь подготавливают студентов к научной исследовательской деятельности, а также к работе, которая впоследствии потребует проектных и аналитических навыков. Поступить на магистратуру можно как после бакалавриата, так и после специалитета. Право на участие в конкурсе предоставляется обеим ступеням образования. Обучатся на магистратуре можно как на бюджетной основе, так и на платной. Но в связи с ужесточением конкурса и сокращением количества бюджетных мест поступить на бесплатное место крайне сложно.
Не стоит полагать, что нужно обязательно поступать на магистратуру сразу же после окончания бакалавриата или специалитета. Это можно осуществить по собственному желанию. Также можно, поступая на магистратуру, поменять специальность, если есть на то желание. В таком случае окончание вуза будет приравниваться ко второму высшему образованию.
Магистратура после специалитета - есть ли в этом смысл? Это каждый должен решить для себя сам. После специалитета можно поступать в аспирантуру и двигаться дальше по научной степени, поэтому магистратура большой роли не играет. Но почему? А потому, что, поступая после специалитета на магистратуру, студент теряет как минимум один год. А после введения двухуровневой системы образования можно поступать на магистратуру после окончания бакалавриата.
Так что же выбрать - специалитет или бакалавриат с магистратурой? Что лучше - магистратура после специалитета или магистратура после бакалавриата? Ответить на эти вопросы однозначно нельзя, поскольку все системы имеют как преимущества, так и недостатки, которые нужно учитывать. На сегодняшний день обе системы пользуются одинаковым спросом у студентов.
Ответить на вопрос кем лучше выйти из стен ВУЗа - специалистом или бакалавром, поднимается уже не первый год. С тех пор как Россия присоединилась к Болонскому процессу (а это уже 12 лет назад!) бакалавриат прочно вошел в нашу жизнь. Но ведь остаются ВУЗы, которые до сих пор готовят специалистов в различных областях. Так в чем же различие этих двух форм высшего образования? Редакция "сайт" попыталась в этом разобраться.
Бакалавры появились еще в средние века в странах Европы. Уже тогда это понятие относилось к студентам университетов, достигшим некой ступени мастерства в своем обучении. В частности, есть версия, что сам термин возник в связи с вручением бакалавру лаврового венка. В свою очередь специалист как термин появился и активно развивался на территории советского и постсоветского пространства. Дипломированным специалистом назвался, да и сейчас называется человек, получивший диплом о высшем образовании по конкретной специальности.
Таким образом, можно сказать, что основное отличие бакалавра от специалиста кроется в терминах: бакалавр - это ученая степень , специалист - это квалификация .
В России бакалавры стали появляться лишь после 2003 года. Именно тогда наша страна присоединилась к Болонскому процессу на берлинской встрече министров образования европейских стран. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в ВУЗах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.
Кроме того, между специалитетом и бакалавриатом есть и вполне реальные различия. Так, например, бакалавру предстоит просидеть за партой всего 4 года, в то время как специалисту 5-6 лет в зависимости от специальности . Дело в том, что первые два года будущие бакалавры и будущие специалисты обучаются по одной программе, разделение начинается на третьем курсе. В то время как бакалавры продолжают изучать предметы широкого профиля, специалист переходит к узкопрофильным дисциплинам.
Кроме того, разница между бакалавром и специалистом по окончании ВУЗа состоит в том, что специалист получает диплом по своей специальности, а бакалавр об общем высшем образовании. При этом, бакалавр и специалист могут продолжить обучение в магистратуре. Но для бакалавра-магистра и специалиста-магистра разница состоит в том, что первый формально продолжает получать высшее образование и может это делать на бюджетной основе, а для специалиста - это второе образование, в любом случае платное.
Как мы видим, плюсы есть как у бакалавра, так и у специалиста. Так что делать выбор нужно так: если Вы точно уверены в своей будущей специальностью, то уверенно учитесь на специалиста. Если же хотите получить время для "подумать", либо планируете продолжить обучение за границей - смело шагайте в бакалавры, поскольку диплом бакалавра - унифицированный стандарт.
Редакция "сайт"
Определимся с терминами. «Руководитель – это лицо, которое управляет кем/чем-нибудь». (Толковый словарь русского языка Сергея Ожегова ). То есть у человека есть определенная власть (по использованию ресурсов) для достижения целей, и ответственность за результаты работы и использования этой власти (ресурсов). В нашем контексте будем рассматривать в первую очередь человеческие ресурсы – сотрудников.
Руководитель отвечает уже не только за себя, но и за свою команду, а самое главное – за ее результат ! И именно этим он должен заниматься. Но этому его никто не учит, а времени в сутках больше не становится. И вместо того, чтобы управлять, новоиспеченный руководитель начинает латать дыры и тушить пожары, заниматься тем делом, к которому он привык – продавать сам! Чем больше руководитель занимается продажами (делом ТП), тем меньше времени у него остается на управление: это называется функциональной ямой. То есть не выполняются, попадают в яму, задачи, связанные с управлением: на них просто не остается времени. Отсюда и перегруз на работе, и нехватка времени, и постоянные пожары.
И чем выше пост занимает руководитель , тем меньше времени он должен тратить на задачи исполнителя, но больше времени уделять задачам управления.
Все очень просто:
Когда вы едете на своей машине, вы не крутите сами ее колеса, не работаете двигателем и коробкой передач. Вы жмете на педали и крутите руль. А отлаженный механизм работает, как бы сам по себе. Отладьте механизм своей компании, настройте работу и наслаждайтесь дорогой!
Ну а если вы не доверяете своим сотрудникам, вам самому нравится продавать или крутить колеса – займитесь тем, что вам нравится… Скорее всего, в вас еще не родился руководитель.
При очной форме обучения на подготовку бакалавра, как правило, отводится 4 года, а на подготовку специалиста – не менее 5-ти лет. В чем же между специалистом и бакалавром?
На первом и втором курсах программа обучения специалиста и бакалавра совершенно одинакова. Она включает в себя преимущественно общеобразовательные дисциплины. Начиная с третьего курса, подготовка специалиста ведется в соответствии с профилем выбранной специальности, а бакалавра обучают дисциплинам, соответствующим более широкому профилю. Таким образом, степень бакалавра является более вариативной и в будущем дает выпускнику возможность, при желании или необходимости поменять свою профессию. В то же время специалист получает совершенно конкретную профессиональную квалификацию, предполагающую практико-прикладную направленность.
Специалист может сразу после завершения высшего образования поступить в аспирантуру, в то время как бакалавр может пойти в аспирантуру лишь после окончания магистратуры.
Нередко у бакалавров возникают проблемы с трудоустройством, так как некоторые работодатели настороженно относятся к полученной ими квалификации и предпочитают брать на работу специалистов. В то же время, степень бакалавра является международной и, соответственно, признается за рубежом.
Однако, несмотря на международное признание степени бакалавра, в России квалификация специалиста по сей день остается более привычной, актуальной и востребованной на рынке труда.
Различия между указанными участниками процесса закреплены в ст.57 и 58 Уголовно-процессуального кодекса. Как эксперты, так и специалисты обладают специальными знаниями, уровень которых подтверждён соответствующими документами. Они являются незаинтересованной стороной судебного разбирательства, а потому должны быть максимально объективными и беспристрастными.
Эксперт работает лишь с теми материалами, которые ему предоставлены лицом, назначившим экспертизу, и не может заниматься их самостоятельным сбором. За дачу заведомо ложного заключения предусмотрена уголовная ответственность. Специалист не занимается проведением экспертизы и лишь высказывает своё мнение. Он может быть привлечён к ответственности за разглашение информации, которая стала ему известна в силу профессиональной деятельности.
Для дачи ответов на поставленные вопросы эксперту необходимо проведение специальных исследований. Это касается судебно-медицинской, дактилоскопической, баллистической экспертизы. Специалист может высказать своё мнение без подготовки, используя собственные знания или обратившись к технической литературе. Его можно вызвать в процесс для разрешения отдельных вопросов, в то время как экспертизу можно только назначить.
Необходимость в назначении судебной экспертизы может возникнуть по делу практически любой категории. Потребность проведения судебной экспертизы того или иного рода, вида возникает в связи с необходимостью привлечения судом лица, обладающего необходимыми для решения дела специальными знаниями. Разумеется, судья, как и любое другое лицо, не имеет возможности владеть информацией по всем отраслям искусства, техники или науки, поэтому часто не имеет возможности самостоятельно провести оценку всех обстоятельств дела. В связи с чем, при возникновении у суда вопросов, решение которых требует применения специальных знаний, по делу назначается судебная экспертиза.
Назначение судебной экспертизы сопровождается вынесением определения суда с указанием в нем вопросов, на которые должен ответить судебный эксперт, и других данных, включая род или вид назначаемой экспертизы, наименование экспертного учреждения, сведения о суде и сторонах по делу, некоторые обстоятельства дела, перечень представленных эксперту на исследование материалов и объектов, срок проведения экспертизы, сторону, на которую судом была возложена обязанность по оплате, а также другие сведения и указания. При назначении экспертизы стороны могут ходатайствовать перед судом о постановке тех или иных вопросов, суд же определяет окончательный перечень вопросов, мотивировав при этом отклоненные им. Также у сторон имеется право ходатайствовать перед судом о назначении экспертизы в выбранном ими экспертном учреждении, судья же, соглашаясь с мнением какой-либо стороны по делу или нет, указывает наименование выбранного им экспертного учреждения. Обязанности мотивировать отклонение предложенного одной или обеими сторонами экспертных учреждений у суда не имеется. После вынесения определения суд отправляет его со всеми необходимыми экспертами материалами в адрес экспертного учреждения.
При получении судебно-экспертным учреждением определения о назначении экспертизы и представленных материалов, его руководитель поручает проведение экспертизы определенному эксперту или экспертам. Выбор руководителем эксперта обычно основан на загрузке экспертов данной области, сложности назначенной экспертизы, а также специфики поставленных задач. Нередки случаи, когда в определении суда указывается не только наименование выбранного им экспертного учреждения, но и Ф.И.О. конкретного эксперта. Тогда руководитель, при возможности, поручает проведение экспертизы именно ему. В случае невозможности привлечения указанного в определении эксперта, например, из-за большой загрузки, отпуска, длительной командировки, необладания им специальными знаниями в конкретной области (указан эксперт, который занимается другим видом экспертиз), руководитель предлагает суду другую кандидатуру эксперта и согласовывает с ним возможность его привлечения к проведению судебной экспертизы. Далее эксперт изучает определение и представленные материалы на возможность проведения исследования по поставленным вопросам, запрашиваю у суда при необходимости недостающие материалы или объекты. В случае возможности проведения назначенной экспертизы, экспертное учреждение связывается со стороной, на которую судом возложена обязанность по внесению оплаты за проведение экспертизы для осуществления данной функции.
По результатам произведенных действий, после получения всех необходимых материалов и оплаты экспертизы (или осуществления депонирования денежных средств на счет суда), эксперт приступает к проведению исследования, осуществляя при необходимости осмотр объекта экспертизы. В результате проведенного исследования составляется заключение эксперта, в котором отражается ход исследования, а также полученные в результате проведенного исследования выводы. Подготовленное заключение эксперта вместе с представленными материалами отправляется в суд, назначивший экспертизу. При этом важно отметить, что заключение не может быть передано стороне по делу, а также не могут быть сообщены стороне или другому лицу результаты экспертизы.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: критериями использования специальных знаний, а следовательно экспертизы в гражданском процессе являются: 1) норма права (материального или процессуального), содержащая специальные элементы в определенной форме; 2) уровень развития научных знаний, позволяющий использовать их для практических целей; 3) наличие объективной связи между способом применения определенных научных знаний и юридической целью их использования.
Ко всему прочему следует учесть, что требования гражданско-процессуальной формы предполагают формализацию критериев и определение форм использования специальных знаний для достижения определенных юридических целей. Соответственно, такие критерии (основания), формы и цели должны быть опосредованы законодательно. Фактическое использование специальных знаний вне процессуальных правил не может иметь никаких юридических последствий, ибо любые общественные отношения в процессе существуют только в правовой форме. Однако одного указания в норме права на возможность применения специальных знаний недостаточно – необходимо определить их форму; в противном случае возникают проблемы в практической реализации правового предписания, его системном толковании.