Гуси стоят на одной ноге примета. Гусь: Символика животных и птицы в славянской мифологии

С которыми его связывают ряд общих свойств, фольклорные тексты и лексика: сходные календарные приметы о первом снеге и наступлении зимы в связи с отлетом этих птиц, сходные ритуальные действия при встрече гусей и аистов, одинаковые заклички и способы сбивания их с пути, сходная роль масок Гуся, аиста и журавля в святочной обрядности и общая эротическая символика клевания, общность лексических обозначений Млечного пути (гусиная дорога, бусь-кова дорога, журавлиная дорога) и др. (ср. журавль и гусак "колодец с длинным шестом"). Сильнее, чем у аиста и журавля, у Гуся выражена брачная мужская символика. Демонологические свойства приписывают гусям преимущественно зап. славяне. В народной традиции домашние Гуси включаются в общий круг представлений о домашней птице.

День святых- покровителей гусей.

Гадания о зиме. У русских о гусях молятся св. Никите. В его день (15.IX), известный как «праздник гусятников», бьют Гуся и стригут овец. У банатских болгар считается, что на св. Матея (16.XI) этот святой крадет гусиные яйца. У зап. славян, хорватов и словенцев покровитель Гусей - св. Мартин. На св. Мартина (11.XI) режут Гуся, и ритуальным блюдом в этот день является печеный Гусь. В Хорватии в день св. Мартина начинают откармливать Г. к рождественскому столу. По грудной кости печеного марганского Гуся, а в Чехии, Моравии и Словении также по его внутренностям гадают о предстоящей зиме: напр., пятно в середине кости означает, что зима не будет ранней, белая кость предсказывает сухую и устойчивую зиму или же снежную и морозную, пятнистая - неустойчивую, темная - ненастную, влажную, мягкую, крапчатая - снежную, вьюжную (пол.). В связи с этим поляки Силезии говорят: [На св. Мартина лучшая гусятина, смотри на грудь и на кости, какая зима придет к нам в гости). О предстоящей зиме гадают и по полету Гусей, отлетающих на юг: если они летят низко, зима наступит скоро, если высоко - холода будут не скоро. У поляков связанные с Гусями календарные приметы о погоде выражены в пословицах: [Если на Мартина гусь на воде, на Рождество будет на льду] и наоборот: [На Мартина гуси на льду, на Святки будут на воде] . Аналогичная примета известна и украинцам: «Коли на Мартина гуска вийде на лед, то ще буде плавати по воде>

Отлет и прилет гусей.

У русских Млечный путь называется, в частности, гусиной дорогой. Считается, что по этой дороге гуси прилетают весной и по ней же летят осенью в . В Гродненской губ. с отлетом гусей связана примета: за сколько недель до Святок гуси улетят в ирей, столько недель после Святок будет длиться зима. В Вятской губ. период отлета гусей называется гусиным летом, оно следует за бабьим летом. День отлета гусей у русских и отчасти у украинцев приурочивается в некоторых местах к дню св. Никиты - Никиты-гусятника, Никиты-гусаря, Гусепролета, у карпатских украинцев - к дню св. Мартина, когда с отлетом диких гусей появляется первый снег. В Моравии существует поверье, что во время отлета гусей можно избавиться от дремоты. Для этого нужно умыться в проточной воде и, завидя улетающих гусей, попросить их забрать с собой дремоту, крикнув им: [Гуси, гуси дикие, возьмите у меня дремоту!] . Во время прилета гусей весной к ним обращаются со словами: [Гусь, гусь дикий, где ты так долго был? «Я был на реке, мыл свои ноги, руки, чтобы быть белым, как снег и как мел»]. На Украине встреча первых весенних гусей аналогична встрече аиста. Гусей встречают, подбрасывая им вверх солому со словами: «Гуси, гуси, нате вам на гнездечко, а нам на здоровячко!», «Гуси, гуси, вам на гнездо, а нам на тепло (на добро)!», «Гуси, гуси, нате вам на гниздо - подохнит на Риздво!» . Упавшую солому подбирают и подкладывают потом под сидящих на яйцах домашних гусей или кур , на каждое яйцо кладут по соломинке, чтобы не было бесплодных яиц. В Курской и Воронежской губерниях, увидев первых прилетающих гусей, кидают солому со словами: «Гуси, нате вам соломки, штоб гуси у нас вялись!» или же просто кладут в гнездо домашней птице пучок соломы, чтобы она хорошо плодилась. Согласно польскому поверью, если первыми увидишь весной гусей, будешь весь год слабым, как Гусь, а если жеребенка - будешь сильным и здоровым, как конь . У украинцев весной при виде первых гусят завязывают на чем-нибудь узел и, когда кто-либо заболеет, дают больному развязать его, отчего он выздоровеет.
Обычай сбивать летящих гусей с пути. Одни и те же игровые способы и заклички используются применительно и к гусям, и к журавлям, и к аисту. Так, распространено поверье, что если пересчитать летящих ключом гусей, они перемешаются и собьются с пути. Чтобы сбить их, завязывают левой рукой узел на платке или рубашке, «перекрывают» им дорогу красным поясом, бросают две палочки крест-накрест, втыкают пастушью палку (kfivak) в землю (чеш.), кричат: «Гуси, гуси! Завяжу вам дорогу, щоб не втрапш до дому!» (укр.-карпат.), «Гуси, гуси, колесом, колесом! Червоним поясом!» (укр.), «Задний переднего перегнал!» (рус), «Sledna prenim nazabega!» [Передний настигает первого!] (в.-луж.). Гуси также не любят и сбиваются с пути, когда им желают счастливого пути. Чтобы летящие гуси выстроились в ключ, нужно трижды крикнуть им: [Ключом, дикие гуси, ключом!] .

Гусь в народной демонологии.

Поверья и былинки о нечистой силе, принимающей облик Гуся, особенно распространены у зап. славян. Известны былички о явлении нечистой силы в лунную ночь в виде белого Гуся и о черте в облике Гуся. Облик Гуся может принимать kiobuk - дух, приносящий своему хозяину богатство . По кашубскому поверью, плавает по воде в виде Гуся; по лужицкому - ведьмы обращаются в гусей в Вальпургиеву ночь , проникают на скотный двор и насылают порчу, закапывая, напр., в конюшне гусиные лапы, кости, кожу и т. п. В польской быличке ведьма навлекает на село град величиной с гусиное яйцо, высиживая, как наседка, гусиные яйца в ямке, выкопанной в укромном месте. У русских в день Гусепролета задабривают водяного , бросая ему Гусz без головы, голову же относят домой для домового . Помимо этого существует также поверье, что если гуси раскричались ночью это значит, что они увидели злого духа, - крик их, как и пение петуха, устрашает и изгоняет его.

Свадебная и брачная символика гуся.

Гусь (гусак) нередко символизирует жениха. Гусь, приснившийся вдове, сулит ей хозяина, т. е. новое замужество. В русских свадебных песнях жених с поезжанами часто противопоставляется невесте с подругами как серые гуси белым лебедям . В польской любовной песне: [Потому, мой милый Ясь, что ты мне понравился, ты передо мной на воде, как гусак, кичился]. Известны девичьи гадания с Гусем о замужестве на св. Андрея или под Новый год : впускают в дом гусака, и та из девушек, к которой он подойдет первой или которую первой ущипнет, первой выйдет замуж. Щипание, клевание Гуся, так же как и аиста, имеет эротический смысл. У карпатских украинцев во время рождественского поста на вечеринках устраивается игра, во время которой парни загикают гусака (кладут смоченную в воде кудель в печную сажу) и этим гусаком мажут лицо той из девушек, которая откажется поцеловать их всех. На Украине, в Белоруссии и вост. Польше гусками, гусонъками, гусочками, gaskami называется род свадебного печенья и украшения из теста на свадебном каравае в виде птичек. В белорусском Полесье в случае, если невеста оказалась «нечестной», утром после брачной ночи на стол перед ее родителями с позором ставят откормленного Гуся и кочан капусты (мужской и женский эротические символы), а также решето с отходами от молотьбы гречихи.

Гусь в святочной обряд¬ности.

У поляков и лужичан на Рождество, Новый год или день Трех королей пекут хлебцы в виде гусей (как и других животных), которые скармливают домашней птице. В Хорватии печеный Гусь - ритуальное блюдо на Рождество. У лужичан Гусь бывает обязательным блюдом за девять дней до святых вечеров. У русских известны святочные игры с «гусем» - ряженым, который старается поклевать играющих своим «клювом» (палкой, клюшкой). Хорваты на второй день Рождества поят вином гусаков и петухов, чтобы весь год они были сильными. У карпатских украинцев встречается запрет участникам рождественской трапезы вставать из-за стола и пить воду, иначе гуси не будут вестись.

Магические действия с домашними гусями.

У лужичан на Новый год черенки ощипанных гусиных перьев выбрасывают перед домом, чтобы люди обходили их стороной; считается, что в этом случае Гуси будут вестись в течение девяти лет. У поляков их бросают на развилке дорог, чтобы Гуси хорошо велись. При первом выгоне гусят на подножный корм их обливают помоями, чтобы предохранить от сглаза; завязывают на чем-нибудь узел, чтобы уберечь от болезней; подстригают им перышки на голове и окуривают жжеными перьями; трижды обегают вокруг них, чтобы они возвращались вместе лишь на свой двор, с той же целью выпускают их на двор через штаны хозяина, обратно загоняют кизиловой веткой, которой ударяли по спине при поздравлении с Новым годом, чтобы они держались своего двора. Покупая гусей на развод, следует брать их, встав против течения реки, и следить, чтобы продавец не выдрал пуха из-под крыльев. За месяц до посадки гусыни на яйца в хате чистят трубы от сажи, иначе яйца почернеют и гусята не вылупятся. Гуси несутся с конца февраля и, как считают на Украине, снесут столько яиц, сколько недель длится мясоед. Сажая гусыню на яйца, берут присутствующего мальчика за волосы, приговаривая: «Щоб гусы булы ухати, волохати, бородати» (полтав.). В гнездо ей кладут рождественскую солому или солому, которую подбрасывали вверх во время прилета диких Гусей. По укр. поверью, если посадить гусыню на яйца на св. Якова (21.III), из всех яиц вылупятся гусята. Гусиное яйцо, снесенное на Благовещение, наседке не подкладывают, т. к. из него вылупится урод. В Благовещение ([аистиный праздник]) наседку-гусыню старались не трогать, чтобы она снесла крупные, как у аиста, яйца. Для предохранения от порчи на вылупившихся гусят запрещают смотреть, окуривают их гусиным гнездом и скорлупой от первого гусиного яйца. Гуси, на которых наслана порча, способны защипать друг друга насмерть, и когда это происходит, их посыпают землей со свежей могилы.

Гусь в народной медицине.

Гусиный пух прикладывают к гнойникам для вытягивания гноя. Гусиный помет накладывают на нарыв, чтобы он лопнул и зажил (болг.). Молодым птенцом Гуся прикасаются к лицу для выведения веснушек (пол.). Если новорожденный не дышит после родов, сжигают гусиное перо, чтобы привести его в чувство (словац.).

Время чтения: 3 мин.

Народный праздник Никита Гусятник отмечается 28 сентября (15 сентября по старому стилю) каждого года.

В этот день православная церковь чтит память святого великомученика Никиты Готского.

Другие названия праздника

Гусепролёт, Репорез, Никита осенний.

На Никиту в деревнях начинался забой гусей, откормленных на лето. Дикие гуси в это же время улетали в теплые края, и охотники выходили на последний промысел. Птица шла и на продажу, и на крестьянский стол. Главным блюдом в этот день был, конечно, печеный гусь.

Никита жил в 4 веке на берегах Дуная. Приняв крещение, он начал проповедовать христианство среди своих соплеменников-готов. Никита рьяно обличал в грехах правителя-язычника Атанариха, за что его арестовали и подвергли пыткам. Язычники хотели вынудить христианина отречься от веры, но Никита был тверд. В конце концов мученика приговорили к смерти через сожжение, однако огонь не опалил тело святого. Позже мощи Никиты Готского были перенесены в Константинополь.

Традиции и обряды на Никита Гусятник

Угощали гусем водяного, так как верили, что именно этот дух охраняет водоплавающих птиц. Ему отдавали лучшего гуся, предварительно отрубив птице голову. Так нужно было сделать для того, чтобы пропажу не обнаружил домовой, который охраняет домашнюю птицу и пересчитывает ее по головам.

В этот день говорили: «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут», – и делали различные предсказания, наблюдая за полетом птиц. Если гуси летели высоко – это предвещало высокое половодье весной. По поведению гусей судили и о погоде на ближайшее время: если птица стоит над лужей, поджимая одну ногу, значит, будет мороз, если полощется в воде – будет тепло. Шутники говорили так: «Если гусь нос под крыло прячет – быть ранней зиме, а если гусь заговорил с тобой – знать, хорошо ты Никиту Гусятника отметил».

В это время убирали репу с грядок, обрезали у нее ботву, поэтому праздник нередко называли Репорезом. Этот овощ, который часто присутствовал на крестьянском столе, наши предки очень любили. «Репа – не мясо, режь да ешь», – говорили люди. Репу ели свежую, пареную, вареную, пекли из нее пироги, делали квас, варили кашу. - Детям рассказывали сказку про репку и загадывали многочисленные загадки. Например, такие: «В землю – крошки, из земли – лепешки»; «Кину кидком, вырастет клубком, под зеленым садком с хвостиком»; «Кругла, да не деньга; красна, да не девка; с хвостом, да не мышь»; «Сверху зелено, посередке толсто, к концу востро».

В этот день стригли овец, причем шерсть должна была пойти на валенки, онучи и рукавицы - только так можно было защитить руки и ноги от обморожений. На огородах выкапывали последнюю репу.

Приметы и поговорки на Никита Гусятник

— Ветви ели и сосны опускаются вниз – к дождю.

— До Никиты-гусятника гусь жиру нагуливает, после Никиты - прогуливает.

— Начинается перелет гусей: если летят высоко - к дружному половодью, низко - к малой воде.

— Родившимся в этот день следует носить сапфир.

— Гуси на Никиту летят - зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.

— Дикие гуси низко летят - снег сулят.

— Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме.

— Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы.

— Не дремли, баба, на репорезов день.

— Высоко летят гуси на Воздвиженье - к высокому половодью, низко - к малому.

— Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы - ожидалась осень сухой и теплой.

Людмила, Андрей, Виссарион, Герасим, Иван, Григорий, Дмитрий, Иван, Игнатий, Иосиф, Леонид, Макар, Максим, Мария, Никита, Николай, Степан, Федот.

Гусь – одна из тех узнаваемых птиц, с которой мы знакомимся ещё в раннем детстве благодаря народным сказкам, песенкам и прибауткам. Кто из нас в нежном возрасте не повторял за мамой или бабушкой «Гуси-гуси! Га-га-га!»? Став взрослыми, мы часто говорим о слишком важном и напыщенном человеке «Ну он и гусь!»

А вот наши предки видели в гусе не только забавного героя сказок и потешек или источник вкусного мяса. Они знали, что он – весьма полезная птица, которая умеет предсказывать грядущие события. Основные «таланты» оракула в перьях относятся к умению предсказывать погоду, но «разбирается» он и в других сферах жизни.

  • Если домашний питомец беззаботно плещется в воде и щиплет себя за перья, то предстоит несколько дней жаркой погоды. Заметили, что предсказатель прячет голову под крыло и поджимает лапы – готовьте тёплую одежду, так как впереди маячит похолодание.
  • Если осенью обратить внимание, на какой высоте летят перелётные дикие гуси, то можно узнать, когда поджидать приход зимы. Очертания клина лишь угадываются за облаками – морозы наступят ещё не скоро. Птицы, парящие низко над головой предостерегают, что зимняя стужа и снег нагрянут со дня на день.
  • А вот пересчитывать летящих в небе птиц не стоит. Наши предки были уверены, что тот, кто это делает, рискует вскоре потерять память. Считается, что её уносят с собой пернатые путешественники.
  • В крестьянских семьях хозяйки знали ещё одну полезную примету, связанную с улетающими в тёплые края дикими гусями. Тот, кто увидит их клин, должен сразу взять пучок соломы и положить в гнездо домашней птицы. Тогда она всю зиму будет нестись очень хорошо.
  • В приморских поселениях признаком хорошей погоды станет стая гусей, летящая по направлению от берега. А вот людям, живущим по берегам озёр, стоит опасаться вида пернатого на ночной глади водоёма. Ведь такое зрелище предрекает беду.
  • Дикие гуси обычно предпочитают селиться рядом с водой и у человеческого жилья появляются редко. Видимо поэтому вид оракула в перьях, кружащего над домом, расценивается как дурной знак, предсказывающий смерть кого-то из членов семьи.
  • Домашняя птица тоже «умеет» предостерегать от опасности. Например, пернатый беглец, внезапно покинувший родной двор в порыве к свободе, предупреждает, что жилищу хозяина угрожает пожар. А гусыня, которая снесла сразу два яйца, пророчит семье какое-то другое несчастье. Особенно нехорошо, если один экземпляр оказывается при этом покрыт мягкой скорлупой.
  • Даже жареный гусь не теряет своих способностей к прорицанию. В Европе его мясо, съеденное 29 сентября (на Михайлов день), принесёт семье достаток и избавление от материальных проблем на целый год вперёд. Если же домашние решат полакомиться гусятиной 11 ноября (в День св. Мартина), то весь год их будет сопровождать невероятная удача.
  • Даже гусиные косточки, оставшиеся от пиршества, служат бывшим хозяевам птицы верой и правдой. Их тёмно-коричневый цвет предупреждает, что нужно готовиться к суровой зиме, а вот белоснежный или синеватый оттенок успокаивает, что сильных холодов можно не опасаться.

Какой бы точности не достигали научные прогнозы, «народная метеослужба» по-прежнему актуальна. Ведь это так интересно – выведать у птиц и у деревьев, у луны и облаков о погоде на завтра. Тем более, народные приметы ошибаются не больше, чем синоптики. Сегодня речь о сентябре – нежном и светлом первенце осени.

Актуальные народные приметы сентября по дням

  • По обычному календарю сентябрь начинается праздником знаний, а по народному днем Феклы-свекольницы и уборкой свеклы. Дождичек 1 сентября сулит «плаксивую» осень.
  • 2 сентября – Самуила или же Самойла. Начиналась «тихая охота». Мало опят? Значит, зима пожалует с обильными снегами.
  • 3 сентября. Считалось, если на Фаддея солнечно и сухо, целый месяц будет таким же. Следили за белками: много запасаются орехами – к стылой, продолжительной зиме.
  • 4 сентября, на Агафона, наблюдали за пчелами: если соты запечатаны неплотно, лютой зимы опасаться не стоит.
  • 5 сентября посматривали в небо: журавли высоко летят, зима студеной выдастся. А если быстро и молчком – жди ненастья прямо завтра.
  • 6 сентября, Евтихия: дождик побрызгает, осень установится сухая. Синица пищит – холод зовет.
  • 7 сентября – Тита, который «последний гриб тащит». Глядели на птиц: садятся на землю – к теплу, отдыхают на крышах – к сырой непогоде.
  • 8 сентября, на Наталью, если зябко поутру, то осень будет ветреной и мокрой.
  • 9 сентября, на Анфисы, смотрели на гроздья рябины: крупные да щедрые – к жестокой зиме. А вот гроза в этот день – к теплым осенним денькам.
  • 10 сентября, Моисея и Анны. Дуб еще в листьях красуется – ледяную зиму пророчит.
  • 11 сентября – Иоанна Предтечи. «На Ивана лебедя в небе увидишь к снегам, а гуся к дождям».
  • 12 сентября. Журавли уносятся – скоро зима в окно постучится.
  • 13 сентября, на Киприана, журавли курлычут и парят – осень пойдет ясная, а если улетают поодиночке, лето в будущем году случится сухое, неурожайное.
  • 14 сентября – Семена-Летопроводца. Зима пожалует скоро, если гуси на Семена улетают. А солнечный день – на солнечную осень.
  • 15 сентября, Федота и Руфины. Дневной дождь – на сухую погоду, а красный закат – к скорым зазимкам.
  • 16 сентября, Домны. Утренний туман – вестник ясных, солнечных дней.
  • 17 сентября, праздник образа «Неопалимая Купина». Дождь, если утром начнется, быстро закончится. Но коли лужи до обеда высохнут – ждите долгого ненастья.
  • 18 сентября. На Захария и Елисавету угадывали зиму: на рябине листья совсем пожелтели – грянут крепкие морозы в декабре.
  • 19 сентября, день Михаила-Архистратига, вечерние тучки синего цвета – к превратностям погоды. Месяц молодой затуманился – к похолоданию и слякоти.
  • 20 сентября, Сушили лук и на нем же гадали: «одежки» много – зима придет с морозами и вьюгами.
  • 21-22 сентября, Если в равноденствие погода радует, осень до конца продержится погожая. В деревнях примечали: куры начали линять – зима нехолодная будет.
  • 23 сентября – осенние Петра да Павла, пора заготовки рябины. Высокое, чистое небо – к вёдру.
  • 24 сентября, на Федора, чайки вьются – к ветру шквалистому.
  • 25 сентября, на Артамона, к ночи ветер не утих – будет несколько дней беспогодицы.
  • 26 сентября, Корнилия. Ветер поменял вдруг направление – готовьте зонтики и сапоги. А если грачи улетают – ждите осеннего снега.
  • 27 сентября – Воздвижение. Ветреный день знаменует плохую в ближайшее время погоду.
  • 28 сентября, на Никиту, чем выше летят птицы – тем больше весной прибудет воды.
  • 29 сентября, на Ефимия, верили: чем светлее этот день да суше, тем мягче, деликатней выдастся зима.
  • 30 сентября почитают Веру, Надежду, Любовь и Софию. Увидеть в небе журавлей – к морозам на Покрову.

А еще в старину были актуальны такие народные приметы сентября:

  • В сентябре грибов видимо-невидимо – декабрь снегами землю укутает.
  • Чем больше рябины – тем дождливей осень.
  • Сухой сентябрь – знак лютой зимы.
  • Сентябрьский гром – к осени ласковой.
  • Если в сентябре комары донимают – характер у зимы незлобный будет.
  • Желтые листья не опадают – стужа нескоро придет.
  • Много желудей – к ядреным морозам.

Как видите, погоду в сентябре «читают» по грибах да ягодах, поведению птиц и по тому, как «засыпают» дубы и березы.