Методический материал "игры на невербальное общение". Развитие невербального общения в детском возрасте в процессе игры Невербальное общение в средней группе

Читайте также:
  1. Анализ обеспеченности и эффективности использования строительной организацией основными средствами
  2. Аудит операций с основными средствами; цель аудита; программа; методы сбора доказательств; процедуры средств контроля и по существу.
  3. Билет № 11 Синергетика – язык междисциплинарного общения. Роль хаоса и случайности
  4. Билет №120 Условия получения права на управление транспортными средствами.
  5. В 2. Методы управления структурой капитала: собственными и заемными средствами.
  6. Вопрос Коммуникации и переговоры в гостиничном сервисе. Функции делового общения.
  7. вопрос: Конструирование как вид изодеятельности дошко­льников. Формирование у детей умений переда­вать пространство средствами конструирования из строительного материала
  8. Глава 12 Обработка данных средствами электронных таблиц
  9. Для вывоза раненых с поля боя, транспортировки раненых и больных на этапы медицинской эвакуации медицинская служба располагает различными санитарными средствами.
  10. Игры на овладение невербальными средствами общения и методика их проведения.

Игра «Магазин игрушек».

Цель: учить детей невербальным способом описывать предмет.

Методика проведения: Дети сидят в кругу на стульях. Сегодня мы отправимся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из вас. Называть будем не сами игрушки, а только звуки, которыми можно их описать.

Игра «Зайцы и лиса».

Цель: обогащать возможности невербального общения.

Методика проведения: Воспитатель: « Наступило утро, все зайчики проснулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно. Лиса замечает зайчат и пытается догнать». Соответственно тексту и инструкциям воспитателя дети выполняют соответствующие движения.

Игра «Иностранец».

Цель: Обогащать мимику и пантомимику детей.

Методика проведения: К нм в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать игрушки, естественно не используя слова.

Игра «Через зеркало».

Цель: упражнять в описании действий, используя язык жестов.

Методика проведения: Детям. Предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены стеклом, через которое не проникает звуки. Ребенок объясняет свою просьбу, действия используя жесты, мимику. После игры выясняют, правильно ли они друг друга поняли.

Игра «Изобрази сказку».

Цель: формировать умение договариваться, координировать свои действия друг с другом без слов.

Методика проведения: Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка, и кто кого изображает.

Игра «Расскажи стихи без слов».

Цель: упражнять в передаче содержания стихотворения с помощью мимики и пантомимики.

Методика проведения: Воспитатель читает знакомое детям стихотворение. А выбранный ребенок передает содержание, используя мимику, жесты.

Игра «Зоопарк».

Цель: упражнять в изображении задуманного животного, используя мимику, жесты.

Методика проведения: Дети все сидят за стульями(«в клетках») каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, «клетки» открываются «звери» выходят на свободу, бегают, кричат, рычат.



Игра «Менялки игрушек».

Цель: учить детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Методика проведения: Все дети встают в круг, каждый держит в руках, какую - нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игра «Угадай, о чем я мечтаю».

Цель: развивать воображение, пантомимику, умения передать собеседнику без слов содержание своего посыла.

Методика проведения: Дети в парах поочередно изображают пантомически то, что пытался выразить им партнер. По окончании игры ребята показывают друг другу рисунки и обсуждают их.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Цель: учить с помощью мимики и жестов описывать действия.

Методика проведения: Один ребенок выходит за дверь, оставшиеся договариваются между собой, что они будут одновременно показывать. Задача ребенка - отгадать, что изображает команда. .



Игра «Угадай сказку».

Цель: учить детей с помощью мимики и жестов угадать героя сказки.

Методика проведения: Ребенок старается без слов, с помощью пантомимики описать сказочного героя. Остальные дети пытаются угадать.

Игра «Тихий разговор».

Цель: формировать умение передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.

Методика проведения: Участники садятся в круг. Задание - невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую воспитатель предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют « произнесенную фразу».

Игра «Подарок другу».

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

Методика проведения: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

Игра «Передача чувств».

Цель: научить детей предавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Методика проведения: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становиться любой желающий.

Игра «Зеркало».

Цель: учить с помощью жестов и мимики копировать поведение людей. Методика проведения: дети разбиваются по парам. Один из них «зеркало». Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем дети меняются местами.

Игра «Тихий час для мышат».

Цель: учить передавать повадки животных, используя мимику и пантомимику.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра – обедают. Гладят свои животики – наелись. Вознестись сонным писком, что хотят спать. Затем дети – мышата укладываются « спать» на коврик.

Игра «Собери пиктограмму».

Цель: развивать дифференциации различных эмоциональных состояний по мимическим проявлениям.

Методика проведения: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников – как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму.

Игра «Пластилинчик».

Цель: показать загаданную фигуру, используя мимику и жесты.

Методика проведения: Ведущий выбирает одного из детей, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что - либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает – пластилинчик и «лепит» из него какое либо животное. Остальные дети угадывают, какое это животное.

Игра «Из семечка – в дерево».

Цель: обучать выразительным движениям, использую мимику, жесты и движения.

Методика проведения: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко. «Взрослый садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти. У него раскрываются листочки, растет стебелек, появляются веточки с бутонами. Наступает радостный момент – и бутоны лопаются, росток превращается в прекрасный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам – соседям, слегка дотрагивается до соседей своими лепестками. Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой, сгибается, ложится на землю. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превращается в маленькое семечко. Снег укутал семечко. Скоро опять весна и оно оживет». Воспитатель ходит между детьми и показывает им движения.

Игра «Ива на ветру».

Цель: обогащать общение невербальным способом.

Методика проведения: «Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, летний ветер раскачивает чуткие ветви ивы». Группа становиться в тесный круг, плечом к плечу, а в центре один ребенок – «ива». Легкие движения рук по направлению вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивают иву. У ребенка – «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней.

Занятие на развитие коммуникативных навыков подростков. Тема: «Невербальная коммуникация» Составила: педагог-психолог ГБОУ СОШ №1034 Пимчева О.А.

Цель: помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков.
Задачи:
· отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;
· расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации.
Участники : подростки 14-16 лет
Численность группы : 10-12 человек.

Ход занятия. Разминка

Упражнение «Атомы-молекулы»
Цель упражнения : раскрепощение участников.
Инструкция (произносится тренером): Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).
Возможная модификация : скорость движения атомов и собранных молекул зависит от температуры окружающей среды. Если тренер называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышение – ускоряется.
По завершению упражнения можно задать вопросы: - Как вы себя чувствуете? - Все ли соединились с теми, с кем хотели?


- мне было не комфортно, когда я не смог ни к кому присоединиться;
-мне было очень весело, упражнение понравилось;
-сложно сразу сориентироваться, к какой группе присоединиться.

Теоретическая часть

«Невербальная коммуникация»
Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
5 подсистем невербального общения:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица), пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д.

Рассказ о трёх подсистемах, имеющих наибольшее значение, несущих максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

Упражнение «Автобус»
Цель упражнения : отработка гибкости невербального поведения
Участники разбиваются на пары. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».
После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Примерные ответы детей из анализа упражнения:
- жестами не сложно договориться о том, чтобы созвониться;
-по эмоциям на его лице я сразу понял, что он тоже хочет со мной встретиться;
- догадался по ассоциациям по поводу места встречи;
- время удобно показать на пальцах;
- я с этим человеком очень близко общался, поэтому мне легко понять его жестикуляции;
-можно частично прочитать по губам.

Упражнение «Испорченный телефон»
Цель упражнения : совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.
Из группы выбирается пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даётся текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.
Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.

Из анализа упражнения:
Использовались мимика, жесты, подручные средства, указывание на людей, при понимании помимо этого обращалось внимание на эмоциональную окраску «рассказчика». При передаче информации многие пользовались теми жестами, которые показывали им, не всегда понимая их смысла.

Упражнение «Побег из тюрьмы»
Цель упражнения : развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны „рассказать“ преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый „сообщник“ спасает одного „преступника“)».
После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Упражнение «Зеркало»
Инструкция тренера : «Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, вернее сымитировать их выполнение. Для первого выполнения потребуется 2 участника».
Пара участников выходит вперед. Один из них - исполнитель, а другой - его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы - зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Каждый выполняет по 2 действия. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Обсудить, как себя чувствовали участники в разных ролях, удобно ли им было быть зеркалом и отображать чужие действия.

Предлагаемые действия : пришить пуговицу, погладить белье, испечь пирог, собраться в дорогу, зашнуровать ботинки, выступить в цирке, помыть голову, подмести пол, убраться в комнате, нарисовать картину, посадить картошку, приготовить салат…действия могут добавляться в зависимости от количества участников.

Упражнение «Аплодисменты»
Цель : эмоциональная разрядка участников в конце занятия.
Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.».
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Обратная связь и рефлексия занятия
В конце занятия попросить участников высказать обратную связь по прошедшему занятию. Высказаться должны все, можно предложить вариант по кругу или с перекидыванием игрушки следующему участнику.

Из анализа работы:
Занятие понравилось, было интересно узнать, как ещё, помимо слов, можно передавать информацию.
Во время выполнения упражнений столкнулись с рядом сложностей, но все их удалось в последствии преодолеть. Сначала казалось невозможным объясниться без слов, а в процессе оказалось, что при отсутствии речи мы начинаем обращать большее внимание на мимику, жесты и прочее, которые помогают нам понять других людей.
Список литературы: 1. Браткин А., Скоробогатова И. «Чемоданчик тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»
2. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. «Игра в тренинге. Личный помощник тренера»
3. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками»
4. Фопель К. «Групповая сплоченность»
5. Фопель К. «На пороге взрослой жизни»
6. Чуричков А., Снегирев В. «Головоломки и занимательные задачи в тренинге»
7. Чуричков А., Снегирев В. «Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

ПОДГОТОВИЛИ:

Ефремова Т.В.,

воспитатель,

Кочешкова О.С.,

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Арзамас, 2014 г.

Общее представление об упражнениях с элементами тренинга общения

Упражнения с элементами тренинга общения ориентированы на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Цели упражнений с элементами тренинга общения:

Участники групп общения должны научиться:

  • правильно общаться друг с другом;
  • давать и получать обратную связь;
  • развивать чувство открытости и доверия;
  • проявлять уважение к индивидуальности других;
  • сохранять конфиденциальные факты и информацию интимного характера.

Положительное влияние упражнений с элементами тренинга общения:

  • развивают коммуникативную, творческую, организаторскую способности, эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • помогают познать себя, свои возможности, увидеть себя глазами других, раскрепоститься, снять психологические барьеры;
  • повышают уровень социальной адаптации, снижают уровень агрессии, формируют навык активной самостоятельной деятельности, умение принимать решение в проблемных и нестандартных ситуациях;
  • позволяют человеку увидеть себя другими глазами, скорректировать свое поведение, создать программу собственного личностного развития;
  • дают возможность получения обратной связи и поддержки о людей, имеющих общие проблемы и переживания;
  • дают возможность участнику почувствовать себя принятым, пользующимся доверием, окруженным заботой, получающим помощь;
  • развивают умение идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;
  • снимают психологический дискомфорт при произношении или получении комплиментов и критики;
  • формируют навыки выхода из сложных и конфликтных ситуаций.

Арсенал невербальных средств общения достаточно широк. Он включает в себя:

  • паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, пауза, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика;
  • экстралингвистические средства: смех, плач, постукивания, вздохи, дыхание, касание и т.д.;
  • кинетические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, взгляд и т.д.;
  • проксемические средства: расстояния между участниками, пространственные передвижения.

Все эти средства имеют в общении существенную роль, они могут выразить то же, что и речь, превосходить то, что будет сказано, акцентировать сказанное и т.д.

Многое становится доступным, если овладеть этими средствами. Общение – не только природный дар, но и технология: приемы установления контактов, умение видеть, чувствовать, воспринимать. Овладение способами и средствами невербального общения требует серьезного, вдумчивого подхода и систематического обучения.

Упражнение с элементами тренинга «Развитие невербальных форм общения»

Цель: развитие способности эффективного общения посредством невербальной коммуникации, а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.

Задачи:

  • определить способности невербального общения в переговорах;
  • развивать навыки невербального общения;
  • построить доверительные отношения средствами невербальной коммуникации;
  • помочь осознать свои позы и собственные жесты;
  • помочь овладеть эффективными невербальными приемами, воздействующими на бессознательном уровне;
  • развивать умение контролировать речь в стрессовых ситуациях.

Упражнение «Искорка»

Цель: создание положительного ээмоционального настроя, доверительной атмосферы.

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Они должны «передать искорку» по часовой стрелке: пожать руку соседу слева и улыбнутся ему.

Упражнение «Подарок»

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

Участники стоят в кругу. Каждый должен сделать подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы сосед понял, что ему подарили. Тот, кто получает, должен понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. В конце – обсуждение.

Вопросы: Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? Не было ли желания использовать еще и речь?

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.

Выбирается пять человек, четверо из них выходят из комнаты. Пятому дается текст: «У отца было три сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе». Он должен без слов показать этот текст четвертому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная с самого последнего человека, ведущий расспрашивает, о чем был текст истории. Можно просить повторить текст, если тот, кому он передается, не понимает его.

Упражнение «Ящик Пандоры»

Цель: снятие стресса, эмоционального напряжения.

Притча:

Первую женщину на Земле звали Пандора. Её создал на небесах Юпитер, и каждый из богов внес свою лепту в то, чтобы она стала совершенством. Венера подарила ей красоту, Меркурий – умение убеждать, а Аполлон – любовь к музыке.

Во всеоружии, Пандора снизошла на Землю, предстала перед Эпиметеем и стала его женой. Эпиметей очень обрадовался, хотя брат предупреждал его опасаться даров Юпитера.

В доме Эпиметея стоял ящик, в котором хранились некие пагубные предметы. Пандора сгорала от любопытства – так ей хотелось узнать, что же спрятано в этом ящике. Однажды она подняла крышку ящика и заглянула в него.

И тотчас наружу вырвались самые разные напасти на голову несчастного человека – подагра, ревматизм и колики, терзающие его тело, зависть, злоба и жажда мести, мучающие его разум, и многое другое… Они разлетелись по всей Земле.

Пандора поспешила захлопнуть ящик, но… увы! Все напасти успели вырваться из него, кроме одной вещи, лежавшей на самом дне, - и это была Надежда.

И до сих пор, какие бы несчастья не обрушивались на нашу голову, Надежда никогда не покидает нас; и пока она с нами, никакие напасти не смогут нас одолеть.

Всем участникам раздаются листочки и ручки. Им предлагается написать на листочках все обиды, которые им причинил кто-то из участников или сразу несколько человек. Потом бумажки с обидами складываются в «ящик» и сжигаются.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.

Слова ведущего: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Литература

  1. Нэпп М. Невербальное общение. – СПб.: Прайм Еврознак, 2006.
  2. Оганесян Н. Меоды активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры.
  3. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. – М.: Феникс, 2004.
  4. Рубштейн Н. Тренинг общения за 14 дней. – М.: Эксмо, 2010.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника, его отношение к той информации, о которой он говорит.

Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Процесс обучения невербальным средствам общения дошкольников включает основные этапы работы:

развитие мышц лица, тела;

ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.

Игровые приемы активизации невербальных способов общения детей дошкольного возраста

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

В ходе развития невербальных средств общения у детей можно использовать следующие игры:

«Как говорят части тела»

Ход. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

«Прочитай письмо»

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход. «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

«Сделай подарок»

Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«День наступает, все оживает…»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

«Облака»

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Ход. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

«Люблю - не люблю»

Ход. Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

“Большой - маленький”

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход. Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

«Магазин зеркал»

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети - это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

«Пойми меня»

Цель: понимание мимики и жестов.

Ход. Дети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

«Бездомный заяц»

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Ход. Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками - 1 - 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

«Жизнь в лесу»

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь -- тремся об него головой (показывает).

Готовы? Тогда -- начали. Сейчас -- утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

«Добрые эльфы»

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон -- дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую -- эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы -- подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

«Птенцы»

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? -- спрашивает воспитатель. -- Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Ход. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«Муравьи»

Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности движений и мимики. Ход. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так -- всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

«Театр теней»

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход. «У каждого из вас есть тень, -- объясняет взрослый. -- Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она -- наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы -- наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

«Ожившие игрушки»

Цель: развитие воображения и выразительности мимических движений.

Ход. Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр.), подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

В этих играх дети общаются с помощью мимики, жестов и движениями тела, они развивают коммуникацию между дошкольниками, внимание и творчество. Дети должны видеть своих коллег, ставить себя в их положение, понять невербальную коммуникацию и реагировать соответствующим образом на запросы, должны быть в состоянии понимать и ответить на них без словесного общения.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью.

Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению межличностного общения детей . .

Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.

Предлагаемые игры, надеюсь, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению

“Кто говорит?”

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Дети стоят в полукруге. Один ребёнок - в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

“Угадай, кто это”

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй - меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

“Пожелание”

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

“Комплименты”

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

“Закончи предложение”

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня….

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

“Ласковое имя”

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

“Разговор по телефону”

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

“О чём спросить при встрече”

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего - эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” - “Хорошо”. “Как идут дела?” - “Нормально”. “Что нового?” - “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

“Вопрос - ответ”

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” - “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” - “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” - “Ловишки” и т.д.).

“Прощай”

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Игры на развитие навыков невербального общения

“Как говорят части тела”

Цель: учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

  • как говорят плечи “Я не знаю”;
  • как говорит палец “Иди сюда”;
  • как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
  • как говорит голова “Да” и “Нет”;
  • как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

“Зоопарк”

Цель: развивать невербальные способы общения.

Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

“Сделай подарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, всё оживает…”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

“Робот”

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой - робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

“Эхо”

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

“Руки - ноги”

Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок - поднять руки вверх, на два - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

“Удержи предмет”

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

“Змея”

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок - “голова змеи”, последний - “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры на телесный контакт

“Дрозды”

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

“Возьмёмся за руки, друзья”

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

“Рисунок на спине”

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой - за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

“Ручеёк”

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

“Руки танцуют”

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант - указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.