Когда в жизни начинается «черная полоса» многие впадают в депрессию, тем самым еще больше усугубляя сложившуюся ситуацию. Подчиняясь обстоятельствам, они как бы заранее признают, что проиграли. И даже не пытаются найти выход, решив, что все равно ничего уже не поделаешь. Такие мысли - первый признак слабости. Бороться нужно в любом случае, какие бы испытания не уготовила жизнь.
Не нужно настраивать себя на плохое, но и ожидать от жизни одних только подарков также не надо. Любые обстоятельства стоит воспринимать как опыт, который и формирует отношение к окружающей действительности.
Не стоит рассчитывать на помощь и поддержку близких. Да, когда вокруг сочувствующие люди, пережить неприятности легче. Но, с другой стороны, это тоже шаг назад. Поддержка, слова утешения очень часто порождают чувства жалости к себе. Они редко мотивируют на решительные действия. Слова близких действуют успокаивающе, и появляется желание смириться с ситуацией, а не преодолевать ее. Именно поэтому часто бывает полезнее попытаться разобраться с проблемами самостоятельно. Конечно, отказываться от помощи не стоит. Но и рассчитывать на нее, обвиняя окружающих в равнодушии, тоже. Возможно, самоустранение близких от решения ваших проблем - первый шаг к началу новой, более яркой и насыщенной жизни, которой вы будете управлять сами.
Не стоит винить себя во всех проблемах. Самокопание - первый шаг к глубокой депрессии. Лучше направить энергию на поиски выхода из сложившейся неприятной ситуации.
Далеко не все кто пережил неприятные события способны стать сильнее. Многие «ломаются», начинают употреблять алкоголь, чтобы забыться. Это путь на дно. Опьянение лишь временно избавляет от проблем, заставляет перестать думать о них. Но не решает их. Неприятности накапливаются, «накручиваются» друг на дружку, и с каждым днем все сложнее найти выход. Именно поэтому бороться со сложными обстоятельствами нужно сразу же, как только они появились. Думать над решением проблем, искать способы их преодоления, а не прятаться от них. Только такое поведение способно превратить человека в сильную цельную личность. И чем скорее это произойдет - тем проще будет жить дальше. Мелкие неурядицы, которые раньше казались неразрешимыми, просто перестанут замечаться. А крупные проблемы будут восприниматься не как трагедии, а как еще один способ проявить свои лучшие качества и получить новый опыт.
Людей вдохновляют нас в трудных ситуациях, ими можно украсить свою речь, употребить в переписке, на своей странице в социальных сетях. Кто-то выбирает особо понравившуюся цитату своим девизом, а кто-то делает с ней тату. Одной из любимых многими таких фраз является "Что не убивает нас, делает нас сильнее". Давайте познакомимся с ее автором, оригиналом, смыслом и прочими интересными подробностями.
Автором крылатой фразы был весьма неоднозначный мыслитель Фридрих Ницше. Цитату понимают в разных смыслах, но суть толкований одна: только преодолев значительные трудности, а то и беды, пережив горе, человек станет поистине духовно сильной личностью.
Фраза, однако, была вырвана из контекста. Ницше не хотел вложить в нее романтический, мотивационный смысл и как-то призвать своих последователей не бояться жизненных невзгод. Эти слова связаны с его учением о сверхчеловеке.
Фридрих Ницше, как известно, был немцем. Поэтому интересно будет определиться, как "Что не убивает нас, делает нас сильнее" звучит на родном языке автора.
Was mich nicht umbringt, macht mich stärker - так будет выглядеть эта цитата на немецком.
Фридрих Ницше много времени посвятил исследованию предельных возможностей людей. И он считал, что именно сверхчеловек может зайти за эти границы, чтобы стать тем, кем он есть. Отметим, что Ницше характеризовал сверхлюдей немаленьким списком качеств, где выход за пределы эмоциональных сил являлся всего лишь одним из пунктов.
Подробнее ознакомиться с этой темой вы можете, прочтя труд "Так говорил Заратустра". Сверхчеловек (Übermensch) у Ницше - это образ, которым он обозначал существо, которое духовным могуществом настолько превзойдет современных людей, насколько мы превосходим обезьян. Согласно гипотезе ученого, Übermensch - это следующая эволюционная ступень, которая последует за человеком.
Однако Ф. Ницше при этом отмечал, что сверхлюди уже есть среди нас, более того - они рождались давно. К этой категории он относил Юлия Цезаря, Ч. Борджиа, Наполеона.
Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) - это немецкий философ, мыслитель, филолог, поэт, композитор. К тому же, он известен миру как создатель самобытного философского течения.
Если мы посмотрим на лейтмотив трудов Ницше, отметим его новые критерии оценки всей окружающей действительности. Он подставил под сомнение все существующие в его эпоху принципы и формы морали, культуры, искусства, общественных отношений.
Самыми известными его трудами выступают "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Сумерки идолов", "Антихрист", Ecce Homo.
Не секрет, что учение мыслителя разобрано на цитаты. Причина в том, что, будучи филологом по образованию, Ницше уделял большое значение стилю изложения своих мыслей и взглядов. Они не представлены у него стройной системой, а выступают в роли афоризмов - лаконичного краткого высказывания, полностью законченной мысли. В этой фразе автор пытается максимально сконцентрировать суть своих суждений и отразить контекст выражения.
Конечно, Ницше выбрал такой стиль изложения не для того, чтобы прославиться цитированием своих слов. Он много времени проводил в длительных прогулках, а также ему было сложно долго сидеть над записями - у мыслителя начинались сильные рези в глазах. В частности поэтому им была выбрана такая короткая и емкая форма повествования и рассуждения.
Каждый из нас волен искать свой смысл во фразе "То, что нас не убивает, делает нас сильнее". Но все же давайте посмотрим, как ее понимают другие люди:
Авторитет Фридриха Ницше, как и слова его авторства, так убедительны, что многие принимают им сказанное на веру. И продолжают жить по принципу: чем больше трудностей я пройду, тем сильнее буду как личность. Но так ли это?
Наверняка вас заинтересует любопытное исследование, которое провела команда ученых Калифорнийского университета (США) во главе с С. Чарлз. Специалисты, конечно, не пытались проверить именно актуальность гениальной фразы "Что нас не убивает, делает нас сильнее", но решили доказать тот факт, что негативный опыт приводит далеко не к хорошим последствиям.
В 1995 г. психолог Д. Альмейда (США, Пенсильвания) провел обширный опрос, в котором приняли участие 1483 разновозрастных респондента, мужчины и женщины. Им предлагалось оценить по 5-бальной шкале (от "никогда" до "всегда"), как часто за последний месяц они испытывали негативные состояния: чувствовали себя несчастными, ненужными, нервными. Люди должны были отметить также, сколько раз они ощущали состояние депрессии, чувство, что ничего не получается, весь мир против них.
В другой части теста респондент отмечал, находился ли он в состоянии стресса за день до участия в опросе. Последняя часть анкеты включала в себя вопросы о том, лечился ли когда-то участник от эмоциональных расстройств, затянувшейся депрессии и проч.
Через десять лет Д. Альмейда вновь попытался связаться с респондентами. Однако кого-то к тому времени уже не было в живых, кто-то не захотел проходить опрос повторно. В результате второй тест прошли 711 человек. Вопросы в анкете были теми же сами.
Группа ученых во главе с С. Чарлз проанализировала результаты исследований Д. Альмейды. То, что показала эта деятельность, в корне отрицало фразу "Что не убивает нас, делает нас сильнее!". Оказывается, чем чаще человек чувствовал десять лет назад себя ненужным, покинутым, бесполезным, впадал в депрессию и находился в стрессовых ситуациях, тем вероятнее, что в настоящее время он имеет серьезное психическое расстройство.
Конечно, такая тенденция индивидуальна. Кого-то трудности закаляют, а кого-то морально уничтожают. Но нельзя не отрицать тот факт, что жизненные неурядицы, слабые или сильные, могут не только укрепить психику, но и сильно ослабить ее. Поэтому фраза Ницше "Что не убивает нас, делает нас сильнее" актуальна не для всех и каждого.
Представим вам и менее известные афоризмы Фридриха Ницше, но такие же интересные, вдохновляющие и содержательные:
Вот мы и познакомились поближе как с самой фразой, так и ее автором. Хоть она известна далеко не в том глубоком смысле, что вложил в нее Ницше, цитата весьма распространена, вызывает множество споров и рассуждений.
Фридрих Ницше - выдающийся немецкий мыслитель, поэт, создатель собственного учения, провозглашающего новое отношение к существующим нормам морали и культуры. Филолог по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии. Его произведения отличаются особой афористичностью и метафоричностью. В настоящем издании собраны самые значимые и популярные труды философа: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и «Ессе Homo». Философские трактаты как нельзя лучше отражают авторскую позицию и дарят читателю возможность оценить творческое наследие Ницше, по сей день вызывающее множество разногласий. Формат: Твердая бумажная, 704 стр. |
|
Дата и место смерти: | |
Школа/традиция: | |
Период: | Философия XIX века |
Направление: | |
Основные интересы: | , |
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше ( Friedrich Wilhelm Nietzsche ; - ) - , представитель . Он подверг резкой , и своего времени и разработал собственную теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование и , и также стала весьма популярна в литературных и кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.
Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя мысль , Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей». Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка - не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.
Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти», поскольку жизнь есть ничто иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за , за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ, каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение, - достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов» , тем самым подвергнув все моральные положения . Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль - упадочна, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели - цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком».
В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели - самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.
Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию:
«"Цель", "надобность" достаточно часто оказываются лишь благовидным предлогом, добавочным самоослеплением тщеславия, не желающего признаться, что корабль следует течению, в которое он случайно попал»
«...Как будто ценности скрыты в вещах и все дело только в том, чтобы овладеть ими!»
«Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!»
«Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, - где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем…»
«Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»…»
«Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!»
«Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя»
«Есть два вида одиночества. Для одного одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных»
«Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь»
«Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений»
«Критика новейшей философии: ошибочность отправного пункта, будто существуют «факты сознания» - будто в области самонаблюдения нет места феноменализму»
«Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его - или отстал от него»
«Мы - наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.»
«Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних»
«Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы…»
«Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции…»
«Познавший самого себя - собственный палач»
«С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.»
«Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни»
«Человек понемногу стал фантастическим животным, которое в большей степени, чем любое другое животное, тщится оправдать условие существования: человеку должно время от времени казаться, что он знает, почему он существует, его порода не в состоянии преуспевать без периодического доверия к жизни, без веры в разум, присущий жизни»
«Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать»
«Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом»
«Чтобы моральные ценности могли достигнуть господства, они должны опираться исключительно на силы и аффекты безнравственного характера.»
«Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество»
«…Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов.»
Эти замечательные слова когда-то сказал Фридрих Ницше, и в новой статье очень хочется посмотреть на эту фразу с психологической точки зрения. Что нас «не убивает»? Наверное, что-то тяжелое, болезненное, катастрофическое, что приносит огромную фрустрацию, но при этом оставляет нас физически вполне функционирующими. Почему это что-то «делает нас сильнее»? Как ни странно, именно негативные ситуации в большей степени чем позитивные приводят к очень серьезному скачку в душевном развитии человека и могут спровоцировать значимые изменения в его мировоззрении. Известны случаи, когда неожиданные тяжелые события меняли курс жизни людей. Например, человек живет по инерции, почти не задумываясь, каждый день похож на предыдущий, и все в порядке, но вдруг – случайность, он чудом избегает смерти в страшной аварии. Такое глобальное расшатывание всей системы может натолкнуть на вопросы о смысле жизни, истинных желаниях и многом другом. В итоге мысли могут привести к интересным переменам, когда люди меняют образ жизни, призвание, ценностные приоритеты. Но конечно, в момент, когда больно, тяжело, страшно, вряд ли мы думаем о перспективах позитивных перемен.
Можно обратить внимание, что для каждого человека это «не убивает» совсем разное – для кого-то это серьезная болезнь, для кого-то неудача на работе, для третьего – царапина на автомобиле. У каждого свой порог чувствительности – кто-то не переносит уколов, а кто-то может выдержать операцию без анестезии, это пример из физических проявлений. А что насчет душевных? Почему мы чувствительны к одному и нечувствительны к другому, почему одна сложная ситуация вводит нас в депрессию, а с другой мы справляемся легко? Дело в том, что в каждом человеке есть «болевые точки», особенно о них можно говорить очевидно, если реакция на ситуацию несоразмерно больше, чем стоит того повод. Например, вы звоните человеку, а он отвечает, что не может пока говорить и быстро кладет трубку – и вы испытываете обиду; или вы опоздали на встречу к человеку, а он расценил это как оскорбление и устроил вам скандал и т.д. Таких примеров очень много, и мы часто сами не замечаем эту несоразмерность, несоответствие реакции ситуации. Для одного, казалось бы, ничего страшного не случилось, а для другого – это целая трагедия. Почему так? Все дело в структуре нашей личности, характера, в установках. В моменты, когда нам душевно тяжело, хоть умом мы понимаем, что повод почти незначимый и даже пустяковый, стоит задуматься, а что внутри мешает пережить это событие на более оптимистичной волне? Это не значит, что нужно делать вид, что все хорошо, наоборот, если вы, например, чувствуете обиду, стоит поплакать, получить утешение. Переживания лучше не глушить, ведь это потребует много сил и энергии. Но можно попробовать понять, почему вам так плохо, больно и мучительно.
Упражнение: Вспомните подобное событие в жизни и попробуйте «включиться» в ощущения, в то состояние. Что чувствует тело, какие у вас мысли, переживания, ассоциации, события из прошлого опыта со сходными ощущениями, что вспоминается? Попробуйте сесть и отразить все это на листочке или проговорить то, что вас мучает. Отпустите на время голос разума, который говорит, что все это ерунда, и вы зря переживаете.
Включившись в свое переживание, вы можете узнать о себе довольно много неожиданного, если будете открыты своим чувствам.
Ницше был неправ, считает группа американских ученых во главе с Сьюзен Чарлз из Калифорнийского университета (США). Их исследования позволяют сделать вывод, что негативный опыт оказывает на многих из нас противоположное воздействие.
Еще в 1995 году психолог из Пенсильванского университета Дэвид Альмейда начал эксперимент, в котором приняли участие 1483 человека, мужчины и женщины разных возрастов. Им было предложено пройти два теста.
В первом требовалось оценить по шкале от 1 до 5 (где 1 означало «никогда», а 5 - «всегда»), как часто в течение последних 30 дней они ощущали себя: а) бесполезными/безнадежными/нервными/дергаными/беспокойными, б) как часто им казалось, что все, что они делают, требует больших усилий, в) как часто им бывало так грустно, что ничто, казалось, не могло их развеселить.
Мелкие источники повседневного стресса, случившегося в прошлом, оказали долгосрочное влияние на психическое здоровье респондентов
Во втором тесте участников просили ответить, испытывали ли они какой-либо из указанных видов стресса за день до опроса. Виды стресса включали в себя споры, ситуации, в которых воздержались от назревавших споров, проблемы на работе, проблемы дома, переживания по поводу проблем друзей. И наконец, респондентов спросили, приходилось ли им в течение предыдущего года лечиться от тревоги, депрессии или любого другого эмоционального расстройства.
По прошествии 10 лет Дэвид Альмейда попробовал снова связаться с теми же респондентами. Кто-то уже умер, кто-то отказался во второй раз принимать участие в опросе, кто-то переехал.
Откликнулось около половины участников - 711 человек от 25 до 74 лет. Альмейда попросил их оценить по той же шкале, как часто они испытывали различные отрицательные эмоции в течение последних 30 дней. Он также снова спросил, приходилось ли им лечиться от каких-то эмоциональных расстройств в течение последних 12 месяцев.
Результаты двух опросов были проанализированы группой ученых из разных американских университетов. Они обнаружили, что, вопреки идее Ницше, мелкие источники повседневного стресса, случившегося в прошлом, оказали долгосрочное влияние на психическое здоровье респондентов.
Чем болезненней мы воспринимаем повседневные мелкие трудности, тем уязвимей окажется в будущем наше психическое здоровье
«Чем чаще люди ощущали себя бесполезными/безнадежными/нервными/дергаными/беспокойными (хотя им еще не требовалось лечение по поводу психических расстройств), тем с большей вероятностью 10 лет спустя у них развивалось психическое расстройство», - делают вывод авторы.
Конечно, причина может быть в личных особенностях, а не в сложных обстоятельствах. Разные люди по-разному реагируют на схожие неприятные события. Что одного человека заставит чувствовать себя ничтожеством, на то другой лишь махнет рукой. Тем не менее результаты исследования показывают, что для некоторых даже небольшие неурядицы означают негативные последствия - ослабляя, а не укрепляя психику.
Другими словами, чем болезненней мы воспринимаем повседневные мелкие трудности, тем уязвимей окажется в будущем наше психическое здоровье. Так что крылатая фраза Ницще если и справедлива, то, увы, не для всех.