Старые карты 18 века

Созданный в промежутке между 1724 и 1737.(Ссылка для скачивания) .Атлас не полный,к сожалению, там есть карты не всех областей и местностей нашей страны. Но это по сути начало русской картографии, как ни странно это и звучит.
Есть правда так называемые Чертёжная книга Сибири(1699—1701) , Ремезова . (Ссылка для скачивания) А также «Хорографическая книга Сибири» (1697-1711) . Вот только их датировки и соответствие действительности лично у меня вызывают очень много вопросов. Для примера привожу карту Перми Великой из Чертежной книги. Все картинки кликабельны до больших размеров.

Например, Авраам Ортелиус начал свое участие в торговле картами как колорист ранних карт. В редких случаях также добавлялся лист золота. В большинстве случаев цвет применялся на линии сборки, часто детьми. В редких случаях карты были окрашены профессиональными колористами, чья работа теперь очень желанна.

Добавление цвета к карте обычно делалось по одной из двух причин. Первым было упростить использование карты, разграничить границы, выделить города или определить регионы или топографические объекты. Вторая причина для окраски карты заключалась в том, чтобы украсить изображение и сделать его более привлекательным. Со временем некоторые из неокрашенных примеров были окрашены позднее. Есть книги, изданные в 17 и 18 веках, которые описывают методы нанесения цвета на карту и способы цветения карт и символов.

Вот такие карты рисуют дети в 1 классе. Север тут справа (но это очень условно) . А вообще в своих работах Ремезов явно не заморачивался ориентировкой своих "карт" по сторонам света. От карты к карте они постоянно скачут по сторонам листа.Такие понятия как масштаб, пропорция отсутствуют от слова вообще. В это же время на Западе уже создаются карты, которые почти приближаются по степени точности к современным.
Юзер palexy процитировал мне один отрывок:
У меня есть карта Д.Г.Мессешмидта 1721 г.(участка обских притоков Томи и Ини) которая практически полностью копирует карту Ремезова . Дата экспедиции Мессершмидта бесспорна поскольку документов по ней завались, а вот отрывок из дневника приведённый Невлянской: «Капитан Табберт ходил сегодня с корнетом Иористом к одному ху-дожнику по фамилии Ремезов, у которого он видел нарисованную масляными краска-ми карту Томского уезда; он бегло просмотрел ее, но не нашел в ней ничего, что было бы изображено правильно ». (Новлянская М. Г. Филипп Иоганн Страленберг. М.; Л., 1966. С. 36.) .

В течение этого периода времени гравёры часто использовали специальные гравюрные ключи в картешу, чтобы направлять колорист в их выборе цветов. Практика ручной раскраски карт процветала в 17 веке. Ручная раскраска карт продолжалась, но становилась все более функциональной, хотя, безусловно, есть заметные исключения. Современный цвет - это термин, используемый для цвета, который был добавлен недавно. Торговля антикварными картами, признанная когда-то в середине 20-го века, добавила цвет к неокрашенным картам, что сделало их более доступными.

Ну наконец на этой карте нет, открытых мною городов Пермь Великая и Вятка . На сотнях иностранных карт они есть а у Ремезова нет. Петр Первый в 1708 году включил эти два города во вновь созданную Сибирскую Губернию .Они упоминаются в Докладах и приговорах Сената того времени . Но справедливости ради надо сказать, что именно на этой карте я нашел реку Моложек, на которой стояла Старая Пермь .

Говорят, что один из самых известных дилеров ранних карт, Рональд Вере Тоули, по желанию раскрасил карты для клиентов, пока они ждали. Другие термины, которые используются для современного цвета, включают в себя недавний цвет и цвет периода. Последний термин часто используется аукционными домами и другими каталогизаторами, которые не желают представлять цвет как старый, но хотят предположить, что это может быть. Мы считаем, что этот термин более целесообразно использовать, чтобы предположить, что цвет был правильно выполнен, но добавлен в последнее время.

Есть такой Чертеж сибирской земли, составленный в 1667 г. под руководством тобольского воеводы стольника Петра Ивановича Годунова. Из служебной чертежной книги С. У. Ремезова (Рукописный отдел Гос. публичной б-ки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Эрмитажное собрание, № 237, л 31 в разворот) .

Как цвет влияет на значение карты? Нас часто задают этот вопрос. Ответ очень субъективен. Легче всего разбить ответ на две группы: карты, которые правильно выписаны в цвете, и карты, которые обычно выдаются неокрашенными. Карты, которые были первоначально выпущены цветом.

Античная карта с великолепным оригинальным цветом, как правило, продается для более чем неокрашенного примера, недавно окрашенного примера или плохо окрашенного примера одной и той же карты. Напротив, если одна и та же карта плохо окрашена или старый цвет наносит урон или имеет смещение, значение неокрашенного или недавно окрашенного примера принесет более высокую цену.



Север тут внизу. Насчет чертежной книги Ремезова это они конечно погорячились. У того, как я уже писал, ориентации по сторонам света вообще не было.
И еще один вариант этой же карты:


В сети есть более (хотел написать совершенный, но это не так) подробный вариант этой карты.Тоже приписывается Ремезову. Если смотреть с точки зрения отсутствия каких либо масштабов и пропорций то да, согласен это Ремезов. Но вот четкое наличие сторон света говорит об обратном.


Между этими двумя крайностями разница в значительной степени зависит от личных предпочтений. Очень немногие коллекционеры активно ищут неокрашенные примеры карт Ортелиуса, Блау, Гондиуса и других картографов из Золотого Века Голландской Картографии, но более половины всех карт и атласов, выпущенных этими производителями, были предложены неокрашенными. В результате, со временем, когда эти неокрашенные карты были выставлены на продажу дилерами, многие из них были окрашены. Несмотря на то, что в последние 50 лет существуют примеры плохого современного цвета, большинство профессиональных дилеров наняли квалифицированных и хорошо обученных карт-колористов, которые, в свою очередь, снабжены копиями карты в прекрасном старом цвете для использования в качестве примера.

Ища материалы по городу Пермь Великая наткнулся на маленький фрагмент карты с сервера Уральского государственного университета , которая обозначена как - Карта Перми Великой. XVI в. Репродукция.

Опять же Север тут внизу. И город Пермь есть. Вон он там, под словом "Черемисы" .К сожалению всю карту достать не удалось. И откуда они ее там выкопали так и не доискался.
Видел еще несколько подобных карт в сети, но они уж больно мутные и жутко примитивные. Поэтому даже не стал их сохранять.
А теперь самое интересное.


Вот она в полном размере:

Чувствуете разницу? Небо и земля с чертежами Ремезова. Даже параллели указаны верно. К сожалению разрешение у карты не очень большое и многие мелкие надписи вообще не видны. Но кое что узнать можно.
Белгородская орда на территории современной Одесской области Украины:

В результате многие карты с современным цветом более визуально привлекательны, чем старые цветовые примеры. Прохождение времени, использование и элементы обычно вызывают некоторое ухудшение старого цвета. Многие дилеры будут обновлять старый цвет, особенно если карта требует незначительного ремонта или очистки перед продажей карты.

Есть опытные колористы, которые также окрашивают обратную сторону карты в соответствии со стилем оригинальных цветных карт и используют другие методы, чтобы карта выглядела оригинальным цветом. Эта практика противоречива. Некоторые считают, что это делается только для обмана и, следовательно, не является приемлемой практикой. Другие считают эту практику просто дополнительным шагом в окраске карты в стиле периода. Мы считаем, что раскрытие информации является единственным актуальным вопросом. Все уважаемые дилеры могут различать старый и современный цвет практически во всех случаях.

Малая Тартария (именно что ТаРтария) в причерноморских степях.

А справа от нее, отделена границей, местность под названием - Юрты Донских Казаков.Причем тянется она аж до Волги,скорее всего.

Кстати приведу часть одной карты 1614 года из моего поста: Города Пермь Великая, Вятка,Рязань и Троя на карте 1614 года .

Если цвет на карте не искажается продавцом, покупатель может принять обоснованное решение. Последний вопрос о цвете - правильный ли цвет. Правильный цвет означает, что цвет был выполнен в стиле периода, в который была напечатана карта. Есть примеры карт с старым и современным цветом, которые не окрашены правильно. Когда карта не окрашена правильно, это, как правило, оказывает значительное негативное влияние на ценность карты. Часто плохой цвет может уменьшить значение карты на 50% до 75%.

Общее правило с этой группой карт заключается в том, что приятный цвет лучше, чем плохой цвет, и коллекционеры предпочитают цветные карты для неокрашенных карт. Карты, первоначально выпущенные неокрашенными. На момент публикации некоторые карты не были окрашены. Большинство изданий карт Птолемея, морских карт Роберта Дадли и карт Винченцо Коронелли - это три примера карт, которые не были выпущены в цвете. Большинство коллекционеров, которые ищут эти карты, ожидают купить их без цвета и найдут современные цветные примеры менее ценные, чем неокрашенные примеры, возможно, значительно.



Т.е. за сто лет до этого эти две местности были единым государством. И именно от его "татарского ига" избавлялся царь Иван Грозный .
Кстати раньше казаками называли именно татар. У меня есть по этому поводу небольшой пост . Там в конце прямо написано, что Малороссийские казаки живут на землях, где раньше жили татарские казаки. А может быть они были их потомки. Кто знает.

Часть причин, по которым эти карты не окрашены, заключается в том, что они рассматриваются как известные и важные карты. Не все карты известны и важны. Некоторые карты являются общими, но довольно декоративными. В результате некоторые карты, которые были выпущены неокрашенными, обычно окрашиваются дилерами, чтобы сделать их более доступными. Левассер взял маленькие карты и окружил их сложными аллегорическими виньетками, часто талантливыми французскими художниками. Жизнь пластинок этих карт была очень длинной и часто, более поздние издания отражают длительное использование пластин.

Собственно и все.

Ну и напоследок Книга: Древняя российская идрография, : Содержащая описание Московскаго государства рек, протоков, озер, кладязей, и какие по них городы и урочища и на каком оныя разстоянии. - Санктпетербург: Изданная Николаем Новиковым: [Тип. Акад. наук], 1773 . Сейчас она известна больше под названием "Книга Большого Чертежа.Это та же карта 16, начала 17 века, только рукописная. Собственно не исключено, что свои чертежи Ремезов рисовал именно вот по таким текстам.
Кстати там в предисловии есть интересный пассаж:



Работа хорошего колориста является значительным украшением и делает общие карты очень декоративными. Другим примером этого явления являются карты Джона Таллиса. Опять же, карты относительно малы и не являются редкие. Нецветные, виньетки и декоративные границы относительно просты.

Добавление цвета делает их гораздо более привлекательными для большинства коллекционеров. В каждом случае добавление цвета добавляет ценность картам. Короче говоря, покупайте то, что вам нравится, и на них не влияют мнения других. Если вы являетесь пуристом, оставайтесь верным своим убеждениям. Если вы ищете красивый объект для своей коллекции, купите то, что вам нравится. важная ценность, которую может принести вам антикварная карта, - это удовольствие от владения. Купите то, что вам нравится, и вы не можете проиграть.

Вот точно также дело обстояло у нас и с картами. Их просто не было. Точнее наверно все таки были. Но либо их уничтожили, либо они лежать глубоко глубоко в архивах. Просто потому, что там совсем другая история России. Где были, заново открытые мной, города Пермь Великая , Вятка , Резань . Кстати последний таки засветился на картах середины 18 века , но это не помещало современных историкам упорно твердить, что его не было.

Признание античной карты из репродукции, факсимиле или подделки - полезный инструмент для коллекционеров. Есть много простых повторяющихся вещей, которые дилеры ищут для быстрого определения того, является ли карта подлинной. Большинство репродукций и факсимиле не предназначалось для обмана. Пятно это, как правило, довольно легко. Существуют также высококачественные репродукции, которые, хотя и не предназначены для обмана, могут вводить в заблуждение и ничего не подозревать коллекционера. Эта карта и несколько подобных ранних «подделок» стали частично собираемыми в своем собственном праве.

Вчера мне рассказали, что в архивах Библиотеки РАН хранится аж 10 000 старинных карт. Я пока точно не знаю, что это за карты, наши или иностранные и каких веков, но я очень надеюсь, что там будут и русские старинные карты 16-17 и начала 18 веков. Мои знакомые сейчас пытаются все это отсканировать и выложить в сеть. Дай боже, что бы у них все получилось. И тогда мы узнаем немного больше правды об истории того времени.

Наиболее сложными репродукциями являются подделки, которые предназначены для обмана. Следует отметить, что эти типы карт встречаются очень редко. Как дилер, я, вероятно, видел менее 20 преднамеренных фальсификаций в моей дилерской карьере, которые были предназначены для обмана. В первом случае первым признаком отсутствия подлинности было то, что карта была напечатана только одним цветом. Возраст статьи, на которой была напечатана карта, предлагает повторное гравирование 17 или 18 века, но доступность пустой бумаги 18-го века позволяет повторная гравировка была сделана позднее.

Дополнение :

Сегодня посмотрим две русские карты начала 18 века из архивов Российской национальной библиотеки. Хотя слово "посмотрим" тут очень условно. У меня есть очень большое желание поставить все руководство этой библиотеки к стенке и расстрелять их из крупнокалиберного пулемета.Саботажники они а не ученые.

Первой посмотрим Карту полушарий 1713 года, издана в Гражданской типографии В.О. Киприянова . Карта большая а разрешение у снимка таки наоборот, маленькое. Поэтому модно посмотреть только очень большие записи. По клику откроется в большем разрешении. Но кое что из нее вытянуть можно. Обратите внимание на Антарктиду. Ее нет. Я как то специально смотрел подобные атласы западных картографов. Там Антарктиды тоже нет до начала 19 века, когда ее наши моряки открыли. Поэтому если вы увидите старинную карту, где Антарктида присутствует то знайте, она сделана во второй половине 19 века. Или позже.
Хотелось бы обратить внимание на высокую степень мастерства тогдашних русских картографов. В первой части я приводил Атлас Ремезова . И повторю свою мысль - это не карты а детские рисунки на уровне начальной школы.

Во втором случае редкая американская карта была скопирована на старую бумагу. Гравировочные линии и метка пластины были тщательно воссозданы, вероятно, с помощью зубного инструмента или аналогичного объекта. Он тщательно проанализировал толщину «выгравированных» линий, чтобы, наконец, прийти к выводу, что карта не аутентична.

К счастью, частота подделок и подделок, предлагаемых как подлинных, очень низкая. Тем не менее, мы столкнулись с нечетной подделкой или подделкой в ​​инвентарях нескольких дилеров за последние 15 лет. Это подчеркивает важность работы с опытным и уважаемым дилером.



И еще одна карта того же автора: Глобус географический сиречь землеописательный иже из"являет четыре части земли, Африку, Азию, Америку, иЕвропу, нанеиже обитаем, и яже нас отовсюду об"емлет. Повелением во гражданской Типографии Лета Господня: 1707. В царствующем Граде Москве, Тщанием Василия Киприанова. Под назрением его превосходительства Господина Генерала Лейтенанта Иакова Виллимовича Брюса .
Ее вот по этой ссылке более или менее рассмотреть можно. Но после этого хочется душить тамошних программистов голыми руками, долго долго. Всю карту утащить оттуда нельзя, поэтому я сделал несколько скриншотов оттуда. И на них наш ждет несколько интересных открытий.А именно слово - "Сармат" прямо под буквой М слова Москва. А выше виден Океан Сарматский .

Покупка античной карты должна рассматриваться как инвестиция. Есть много способов идентифицировать античную карту. Карты, предлагаемые на этом сайте, представляют собой практически все печатные карты. Эти карты были напечатаны на бумаге, а затем выпущены отдельно или связаны с атласами, книгами или другими связями. Отдельно выпущенные карты были либо предложены в виде листа, либо установлены на белье или какой-либо другой форме поддержки для удобства использования. На протяжении многих лет смена белья меняется, карты восстанавливаются, а исходное состояние периодически изменяется для сохранения карты.

Вот еще один отрывок К Сарматскому Океану добавился еще и Скифский. Справа от названия "М. Московское". Не понял, что это значит.Большими буквами написано слово ТАРТАРИЯ. Через "р" .Чуть выше начала этого слова видны названия -Скифия. А вот выше буквы "И" в слове "Сибирь" видна река "Татар" .Выше слова "МОСКВА" тоже вроде бы написано -Сарматия. Опять же почему не написано Россия или Русь? А вот что означает слово "Асинский" не понятно.

Все они приемлемы и не оказывают существенного влияния на собираемость карты. С другой стороны, подделка, подделка или воспроизведение античной карты - совсем другое дело. Ниже приведен список показателей, которые ищут дилеры и опытные коллекционеры при оценке карты. Нет исчерпывающего списка или набора показателей, и способ применения этого списка варьируется от человека к человеку и сопоставляется с картой. Для опытного дилера, который обрабатывал десятки тысяч карт и многократно проверял этот показатель за многие годы, коэффициент признания часто мгновенен и автоматичен, настолько, что требуется время, чтобы изолировать факторы, основанные на принятии решения.

Ох не зря писал Ломоносов в своей книге: . Краткой российской летописец с родословием, Санктпетербург: При Имп. Акад. наук, 1760 .


Ну и на последок Описание Европы. Правда видно очень плохо. Вместо Франции написано Галлия. Есть еще какая то Дакия. Польша написана без мягкого знака. В самом конце кажись написано Елладу. Для сведения Грецией мы тогда современную Турцию называли . А вот Россия тут есть. И она, как я понял, в Европейской Москве и Тартарии а также Туркие.Или это отдельные государства на территории континента?

Большинство античных карт исходит либо из книг, либо из атласов, и поэтому они были свернуты хотя бы один раз. Поэтому одна или несколько линий сгиба являются одним из первых показателей, которые дилеры ищут при оценке карты. Многие карты, удаленные из атласов, по-прежнему имеют охрану, прикрепленную к центру. Другим распространенным способом идентификации античной карты является метод печати, используемый при публикации карты. Самые ранние печатные карты были напечатаны с использованием либо деревянных блоков, либо медных пластин.

Более ранние методы картографической печати характеризуются отметками пластин, показывая, что печатная пластина или деревянный блок оставлены на бумаге при печати карты. Эта метка сжатия обычно появляется за пределами чистой линии на карте. Для более ранних карт метка пластины обычно меньше 1 сантиметра за пределами чистой линии. Многие репродукции ранних карт могут быть легко идентифицированы либо отсутствием знака пластины, либо знака пластины, который находится слишком далеко от аккуратной линии.

В описание есть очень интересная строчка:
Рисунки: над полушариями герб Российской Империи на фоне горностаевой мантии, поддерживаемой архангелами с мечами в руках; в обрамлении мантии фигуры Марса, Аполлона, знамена и прочая воинская атрибутика ;
А вот и они сами. И это далеко не единичный случай. По именам греческих богов у нас тогда называли корабли и даже на гербах городов были древнегреческие боги . И все это очень хорошо ложиться в мое prostoyoleg мы может с вами видеть карту целиком. Правда в том же не очень большом разрешении.