Социальный проект «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною. Изготовление и размещение кормушек. Место обитания, зимовка

Экологический проект

Руководитель проекта : Яцута Юлия Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 с.Прикумское, Минераловодского района Ставропольского края.

Проект составила: Яцута Юлия Ивановна, учитель начальных классов.

Тип проекта : познавательно-практический

Цели: 1.Закрепить представления учащихся о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Задачи: 1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

3.Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4.Научить детей правильно их подкармливать.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта : ноябрь – апрель

Участники проекта: учащиеся 2 класса «б».

План проведения проекта:

Подготовительный этап

    Составление предварительного плана проведения проекта;

    Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, загадок и стихов о зимующих птицах;

    Подготовка презентации для привлечения детей к проекту;

    Разработка анкеты для проведения опроса учащихся, с целью выявления знаний детей о зимующих птицах.

    Приобретение методической литературы.

Основной этап

мероприятие

сроки

форма

Анкета входная

ноябрь

внеурочная

Исследовательская работа «Зимующие птицы в нашем крае»

ноябрь

внеурочная, родители, дети

3.

Знакомство с зимующими птицами. Игра «Угадай птицу по описанию».

ноябрь

внеурочная

4.

Беседа «Птицы – наши друзья»

декабрь

внеурочная

5.

Изготовление птиц из бумаги (оригами)

урок, внеурочная

6.

Рисуем птиц (урок ИЗО)

декабрь

урок

7.

Выполнение заданий и отгадывание кроссвордов, загадок, ребусов. (творческие задания)

январь

внеурочная с родителями

8.

Просмотр презентации «Как помочь птицам зимой»

январь

урок внеурочная

9.

Сбор книг о птицах, стихов, загадок, пословиц и поговорок, разыгрывание сценок.

январь

внеурочная, с родителями

10.

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»

февраль

внеурочная

11 .

Подкормка и наблюдение за птицами.

внеурочная

12.

февраль

внеурочная

13.

Проведение дидактических игр «верю-не верю», «Четвертый лишний», «Накорми птиц».

март

урок внеурочная

14.

март

внеурочная

15.

Викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

март

урок

16.

Изготовление памятки «Как кормить птиц»

апрель

внеурочная

17.

Изготовление кормушек для птиц. Организация птичьей столовой на территории школы.

декабрь

внеурочная с родителями

18.

Участие в акции «Скворечник»

март

внеурочная

19.

Отчетное мероприятие «Покормите птиц зимой»

внеурочная

20.

Итоговая анкета по проекту.

апрель

внеурочная

Заключительный этап.

Готовый продукт проекта:

Оформление отчётов исследования работ. Оформление альбома работ на данную тему, выставка рисунков и фотографий зимующих птиц, поделок. Участие в акции «Скворечник».

    Викторина по командам. Награждение;

    Внеклассное отчётное мероприятие - «Покормите птиц зимой!»

    Оборудование:

    Фотоаппарат

    Компьютер

    телевизор

    магнитофон

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий в школе по формированию у школьников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Выводы о проделанной работе:

    Готовя угощение, дети имели в виду, что птицам нельзя давать цитрусовые, соленые сухарики и чипсы, не должны быть жаренными, сало – солёным, а ржаным. Игнорирование этих запретов не только может вызвать нарушение пищеварения, но и привести к гибели птиц. Дети внимательно относились и к качеству пищи, зная, что птички вряд ли обрадуются прогорклым семенам, заплесневелому хлебу или крупе изъеденной жучком

    Для синиц и других насекомоядных птиц лучшая подкормка – это не соленое сало, нежирные семечки подсолнечника, семена тыквы,арбуза, дыни, крошки белого хлеба, овсяные хлопья. Не забыли мы и про главный деликатес синичек и дятлов – сало и маргарин, которые можно не только положить в кормушку в виде кусочков, но и намазали ими кору дерева.

    Только заканчивается конкурс, посвященная определению лучшей кормушки. Авторы затейливых конструкций, получив заслуженную порцию славы, забывают о тех, для кого их творения предназначалось. В таком случае кормушка может нанести только вред. Если птицы несколько раз пообедали на определенной кормушке, то однажды, не найдя в ней корм, они не сразу полетят искать другую, а останутся ждать следующей кормёжки.

    Следует помнить несколько не хитрых правил: кормушка должна быть с крышей и, желательно с бортиками. Чтобы ветер и снег не проникли в кормушку. Еще одно важное «техническое» требование: у кормушки не должно быть острых краев и глубоких щелей, иначе птички могут застрять или поранится. В закрытых кормушках – домиках отверстие для птиц должно быть не меньше 8 см., но не стоит делать его слишком большим, иначе обед синички достанется голубю или вороне. Кормушку нужно не только постоянно пополнять пищей, но и регулярно очищать ее от снега и мусора, проверять. Не появились ли, в ней щели и не выступил ли где - нибудь гвоздь. Моделей кормушек – множество. Но голодные птички к эстетическим изыскам равнодушны, для них главное в кормушках – удобство и безопасность. Ведь самые удачные кормушки – это не те, в корм надежно защищен от осадков и ветра.

    Помочь птицам не так уж сложно: организовав кормление всего на одной кормушке, можно поддержать не малое количество птиц. Зимняя подкормка - дело не только нужное и полезное, выжившие зимой птицы истребят большое количество вредных насекомых, но и очень увлекательное: наблюдать за веселой птичьей толкотнёй у «обеденного» стола- огромное удовольствие!

I этап – подготовительный

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.

Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах.

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

II этап – основной (практический)

Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.

Ежегодно, начиная, с 12 ноября …(пока не появится корм для птиц) в нашей школе проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни).

Мы с ребятами с большим удовольствием изготавливаем кормушки для птиц. В работу идет всё: пластиковые бутылки, и пакеты из - под сока, молока и красочные упаковки от новогодних подарков.

Учащиеся нашего класса с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.

Во время подкормки дети учатся соблюдать правила поведения возле кормушек: громко не кричать, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Дети узнают, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала, ягоды рябины.

Ребята должны знать, что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.

Места для размещения кормушек также заранее планируем: места подбираем не шумные. И желательно, чтобы кормушки были видны из окон, где можно было посмотреть и понаблюдать за птицами (разнообразием, повадками).

Планирование акции начинается задолго до её начала, ведь прежде чем накормить, необходимо знать какие птицы зимуют, особенности их поведения, чем питаются птицы, а также заготовить корм заранее.

В классе проводим различные мероприятия познавательного характера.

Учащиеся рассматривают картинки с птицами, разучивают стихи о птицах.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

А. Яшин «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетаются зимой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна:

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну!

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

***

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их -не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

***

НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

И. Беляков

***

СВИРИСТЕЛИ

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

***

ПОПОЛЗЕНЬ

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки

Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

***

КЛЕСТЫ

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.

***

СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.

Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.

Ю.Синицын

***

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев

***

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

    Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)

    Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

    Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

    Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

    Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

    Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

    Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

    Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

    Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)

    Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

    Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

1. Какого цвета ворон и ворона?

2. У какой птицы птенцы не знают своей матери?

3. Какие птицы особенно любят рябину?

4. Какие птицы остаются у нас на зиму?

5. Какая птица издает крик, похожий на рёв быка?

6. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок?

8. Какая птица имеет самый длинный язык – 8-10 см?

9. Какая птица летает в «очках» на носу?

10. Есть ли у скворца своя песня?

11. Без рук, без топорёнка построена избёнка.

Загадки о зимующих птицах.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый...(воробей)

Трещала с самого утра:

Пор-ра! Пор-ра!

А что пора? такая всем морока,

Когда трещит... (сорока)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись… (дятел)

И в лесу, заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Памятка «Как кормить птиц».

1. Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

2. Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

3. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)

4. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

5. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

6. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы.

7. По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

8. Кормушку необходимо регулярно чистить

Дидактическая игра «Накорми птиц»

Дети получают карточки с изображением птиц. Учитель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.

Дидактическая игра «Разрезная картинка».

Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел)

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

1 Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь

2 Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.

Дидактическая игра «Верю – не верю»

· Клесты выводят птенцов зимой.

· У синицы желтая грудка.

· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

· У сороки длинный черный хвост.

· У свиристеля на голове хохолок.

· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

· Ворона питается остатками пищи.

· Клесты любят семена шишек.

Игра - инсценировка “Узнай птицу!”

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Ребята попробуйте угадать какие птицы живут в лесу.

Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь : У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока : Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)

Кто присел на толстый сук

И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее -… (Ворона.)

Кто так громко всех стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

Мы построили вдвоем,

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец,

Прилетай скорей … (Скворец.)

Всех прелестных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица… (Грач.)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат

На носу повисла капля…

Узнаете? Это… (Цапля.)

В лесу ночном кукует птица.

Она позвать себя боится

Ку-ку…ку-ку не спит опушка

А птицу эту звать? (Кукушка.)

Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)

Что такое – посмотри!

Выпал снег, на нем огни

Это птицы - … (снегири).

Летом ловит он жуков,

Поедает червяков.

На юг не улетает,

Под крышей обитает.

«Чики-рики», - не робей.

Дам тебе крошек, …. (воробей).

Села на кормушку

Птичка с желтым брюшком (синица).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая,

Знатная персона.

Это же … (ворона)

Бела как снег,

Черна как жук,

Вертится как бес,

Стрекочет на весь лес. (сорока).

На деревьях днем умело

Клювом долбит он кору.

Друг деревьев, враг жуков –

Это кто же он таков? (дятел)

Анкета.

1. В каком виде работы ты участвовал?

Рисунок птицы;

Доклад о зимующей птице;

Поиск литературного произведения

Написание сочинения;

Изготовление кормушки;

- кормление птиц;

- выступление.

2. Что тебе больше всего понравилось делать?

- рисунок птицы;

- доклад о зимующей птице;

- поиск литературного произведения;

- написание сочинения;

- изготовление кормушки;

- кормление птиц;

- выступление.

3. Как выполнял задание?

- самостоятельно;

- с помощью родителей;

- с помощью учителя.

4. Чем пользовался?

- справочниками, энциклопедиями;

- компьютером.

5. У твоего дома есть кормушка?

Да -

Нет -

6. Кормишь птиц сам или после напоминания взрослых?

Сам

Взрослые

7. Чего ты достиг (что понял, узнал, чему научился)?

- расширил знания о птицах;

- учился находить и пользоваться дополнительной литературой;

- учился оформлять доклад, сочинение;

- учился выступать перед публикой;

- учился работать в группе

- получил удовольствие.

III этап - заключительный

После таких бесед, викторин, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями, изготавливают кормушки. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.

Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают

правила поведения возле кормушек:

громко не кричать,

не сорить,

не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, даже в праздничные дни у ребят нашего класса есть обязанность, приходить и приносить корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.

Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.

Итогом нашего проекта стал праздник «День птиц».

Список использованной литературы:

4. «Птицы. Какие они?» Т.А.Шорыгина

5. «Времена года» Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева

6. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М., Педагогика, 1992 г

7. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М., Просвещение,1986г.

8. Сайт:http://www.rbcu.ru/

Нина Ващенко

Подготовили проект:

Ващенко Нина Евгеньевна

Егорова Марина Владимировна

Введение

В связи с проведением Всероссийской акции «Покормите птиц зимой» дети старшей группы № 1 «Капелька» решили организовать проект, в котором и ответили на интересующие их вопросы о птицах.

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняем, что о птицах дети знают мало. Появляется идея – познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому был разработан проект «Покормите птиц зимой».

Тип проекта: познавательно-практический, краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы № 1 «Капелька»

Цель проекта: создать условия для развития детской исследовательской деятельности.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Проблема. Почему не все птицы улетают в теплые края?

Гипотеза. Наверное, зимующие птицы не боятся холода и могут сами находить корм.

Цель: узнать, как живут в нашем городе птицы зимой.

Задачи:

1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.

2. Определить, чем питаются птицы зимой.

3. Узнать о видах кормушек

3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.

Объект исследования: зимующие птицы нашего города.

Методы исследования, которые ребенок для себя определяет сам:

Подумай сам.

Спроси у другого.

Посмотри в книге, получи информацию по интернету.

Понаблюдай.

Теоретический этап исследования

Дети обратились за помощью к родителям и воспитателям. Оказывается, рядом с ними и летом, и зимой живут птицы, и их не так уж и мало. В нашем городе зимуют: воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, свиристели, вороны, клесты, дятлы, совы. Им захотелось узнать подробнее о каждой птице. В этом помогали родители. С помощью интернета, на страницах книг были найдены фотографии птиц, дети узнали об особенностях их зимовки. Информацию, которую нашли дети:

Зимующие птицы могут переносить холода. Например: сова и дятел прячутся в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло.

Зимующие птицы могут сами находить себе корм – ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках – то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма – семян из еловых шишек.

Питание птиц.

Воспитанники вспоминали разновидность зимующих птиц, узнали их рацион, познакомились с различными видами кормушек. Дети очень удивились, когда узнали, что синицы любят сало. Воспитанники подумали, а где они его берут? И вспомнили, что синицы, чтобы выжить зимой прилетают поближе к жилью человека.

Подкармливая птиц, дети наблюдали и узнали, что:

Почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы.

Синицы не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием.

Пшено и просо – любимая еда воробьев.

Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц.

Изготовление кормушек.

Практический этап исследования

Вместе с родителями воспитанники смастерили разные кормушки и развесили их на участке детского сада. Каждый воспитанник принес свою кормушку выполненную из разных материалов и разной технике. Дошколята интересовались у родителей и воспитателей, чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стали наблюдать. Воробьи, вороны и голуби – были главными гостями. А вот синицы прилетали, когда мы уходили с прогулки. Они очень пугливы и осторожны.

Работа проводимая дети-воспитатели

Наблюдения

Чтение худ. литературы

Трудовая деятельность

Коррекционная работа

Рассматривание репродукций картин

Исследовательская деятельность

Результаты исследования:

1. Дети знают зимующих птиц и могут определить их по внешнему виду.

3. Составили рассказ о птицах для детей своей группы по плану: внешний вид, где живут, чем питаются.

Гипотеза подтвердилась: остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше птиц.

4. Дети привлекли своих друзей к оказанию помощи птицам. И теперь воспитанники вместе следили, что бы в кормушках был корм и наблюдали за ними.

5. Птиц на участке детского сада стало больше.

Вывод: Зима – трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.

МБОУ Пакалёвская основная

общеобразовательная школа.

«Покормите птиц зимой»

Участники проекта:

ученики начальных классов.

Руководитель проекта:

учитель начальных классов Косолапова З.К.


Цель проекта: узнать нужна ли помощь птицам зимой, живущих рядом с человеком.

Задачи проекта:

1. Расширить представления о жизни зимующих птиц нашего села;

2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

3. Практическое выполнение кормушек;

4. Сделать анализ и обобщить результат .

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

1 этап – теоретический.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Речка покрылась льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. К тому же маленькие птицы питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается слоем снега или льда.А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: овес, семечки тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности,

узнать и изучить материал о зимующих птицах – их местообитание, питание и особенности приспособления к зимовке.

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.

А есть птицы - гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг.

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух . Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.


Синица

Обитает в Европе, Азии и Северо-Западной Африке. В дикой природе встречается в разнообразных лесах, обычно на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. Гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах.

Тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках. Питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов .


Поползень

Обычен как в средней полосе России, так и в Сибири, где гнездится в лиственных, хвойных и смешанных лесах, а также садах и парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.

Гнездятся в дуплах, однако в отличие от дятлов, сами выдолбить дупло не в состоянии, поэтому они используют старые гнёзда дятлов либо занимают естественные полости деревьев.

Обитает в лесах - как лиственных, так смешанных и хвойных, при этом предпочитает районы с изобилием высокоствольных и старых деревьев, где находит себе пропитание. В любое время года делают запасы впрок, пряча по отдельности каждое семя в щелях ствола дерева и маскируя его лишайником или кусочком коры. Зимой охотно пользуются оставленными человеком кормушками.


Дятел

Большой пёстрый дятел - населяет самые разнообразные лесные ландшафты. Нередко селится в пределах населённых пунктов - в старых садах, парках, на кладбищах.

Дятел играет важную роль в экологии леса, оставляя выдолбленные им дупла для других гнездящихся в них мелких птиц, таких как синиц и мухоловок. Кроме того, он в большом количестве поедает лесных вредителей - тлю, гусениц бабочек и питающихся древесиной насекомых - усачей, златок, короедов, муравьёв и многих других В лесах с хвойными породами деревьев их основной корм - семена сосны, ели и лиственницы. Для долбления шишек используется «кузница», специально отведённое место - развилка дерева, щель в коре или отверстие, проделанное дятлом, в которое вставляется шишка. В южных широколиственных лесах дятлы употребляют в пищу орехи и плоды косточковых растений.


Сойка

Размером с галку, но от неё она отличается рыжевато-коричневой окраской. У встревоженной сойки на голове поднимается хохолок. Весной и летом сойки питаются насекомыми, а зимой – желудями и орехами. Но в суровые зимы могут залетать в сады и огороды, чтобы подкормиться на кормушках.

Питается как растительной, так и животной пищей. У европейских подвидов основная пища - жёлуди. Делая значительные (до 4 кг) запасы на зиму, способствует распространению дуба. Также питается различными ягодами, семенами, насекомыми, при случае - мелкими грызунами, ящерицами, лягушками.


Воробей

Все знают воробья. Но не всем известно, что воробьи бывают разных видов. ПОЛЕВОЙ ВО-РОБЕЙ с коричневой шапочкой и чёрными пятнышками на щеках. А ВОРОБЕЙ ДОМОВЫЙ с серой шапочкой на голове и пятен на щеках у него нет. Эта маленькая птичка уничтожает вредителей полей, садов и огородов намного больше, чем весит сама. А вот зимой они жмутся поближе к жилью человека, надеясь найти пропитание в холода.


ГОЛУБИ

Дикие голуби появились на земле 35 миллионов лет назад. Предком всех современных голубей был дикий сизый голубь. Голубь – действующее лицо многих древних легенд. Согласно легенде бог войны Марс не стал воевать потому, что голубка сила гнездо на его боевом шлеме. С этого момента голубь стал символом мира и дружбы. Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания. Но эта красивая птица обладает быстрым, уверенным полётом. Голуби, живущие в городах и селениях, кормятся рано утром и во второй половине дня. Они съедают много хлебных зёрен, посещая поля и хозяйственные дворы, но и уничтожают семена сорных трав.


Клёст

Клёст-еловик, или обыкновенный клёст- лесная певчая птица. Характеризуется мощным клювом с перекрещивающимися кончиками и питанием семенами ели и других хвойных деревьев.

Дневная, шумная и подвижная птица. Почти всё время проводит на деревьях. Летает, быстро по волнистой траектории. В полёте стайка клестов перекликается, издавая «кеп-кеп-кеп».

В любое время года клесты совершают перекочёвки, покидая области с неурожаем шишек и скопляясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов.

Помимо хвойных семян клесты питаются сорняками и семенами подсолнуха, иногда насекомыми.

Клёсты могут гнездоваться летом и зимой в зависимости от урожая семян хвойных, чаще гнездование бывает в январе. Птицы строят гнёзда недалеко друг от друга.


Загадки о птицах

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

сорока

воробей

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой

Все равно он будет мой!

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.

сойка

дятел

Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит.

В желтой шубке перьевой

Прилетает к нам зимой.

Щечки белые, как снег

Любит крошки на обед.

Это птичка-невеличка,

А зовут её…

Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют. Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут.

синичка



2 этап - практический

Задача: изготовить с родителями кормушки, развесить их в саду и следить за тем, чтобы в них был корм, сфотографировать.

Мы решили устроить птичью столовую возле нашей школы. Стали с увлечением делать кормушки для птиц.



Мы каждый день кормим птиц. Они дожидаются нас, сидя на деревьях. Если долго не выносим корм, то птицы прилетают к окну и стучат. Напоминают о том, что им пора завтракать.

Вывод:

Кормушки облегчают птицам поиски еды, а это значит, что они будут тратить меньше сил, что поможет сохранить им драгоценную энергию.


Памятка “Как подкармливать птиц”.

Мы решили привлечь жителей села заботиться о птицах зимой. Для этого мы приготовили листовки и памятки и раздали их.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.



3 этап – наблюдение.

Задачи: отмечать в таблице температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Дата

Температура воздуха

Количество птиц

Какие птицы прилетают

4воробья, 1 синица

3 синицы, 1 воробей

6 синиц

2 сороки, 5 синиц.

3 синицы

4 синицы

7 синиц, 1 сойка.

6 воробьёв, 7 синиц,2 сороки

7 синиц

12 синиц, 3 воробья, 1 сорока

5 синиц

4 синицы,2 воробья

6 синиц

Вывод:в холодную погоду на кормушку прилетает меньше пернатых гостей, они прячутся и экономят энергию.


4 этап – защита проекта.

Цель:сделать анализ своей работы; обобщить результат


Педагогический проект в средней группе на тему: «Покормите птиц зимой»

Данный проект будет полезен для воспитателей детей дошкольного возраста, педагогов дополнительного образования, студентов педагогического профиля.
Название проекта: «Покормите птиц зимой»
Автор : воспитатель средней группы детского сада «Октябрьский детский сад» Василькова Татьяна Леонидовна.
Продолжительность проекта : краткосрочный 2 недели с 11 ноября по 28 ноября.
Тип проекта : познавательно, информационно, продуктивный.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Возраст детей : 3-5 лет.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края.В нашем случае Калужской области. У детей не сформировано знания о названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, и о том как они сами могут помочь птицам.
Актуальность проекта : 2017 год, указом нашего президента В.В.Путина объявлен годом Экологии в России. В стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе,научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.
Также в холодное время года для птиц становиться всё меньше и меньше корма, в результате они могут доже погибнуть, что допустить нельзя! Задача взрослых (педагогов, родителей) воспитывать интерес, заботу, желание узнавать новые факты их жизни, испытывать радость от осознания того,что они сами могут, делясь крохами, спасти птиц от гибели.
Цель проекта : Формировать представление детей о зимующих птицах,об их образе жизни,о том чем их кормить. Создавать условия для развития познавательного интереса.
Задачи проекта:
Образовательные
:
Дать представление детям о зимующих птицах родного края (Калужской области).
Расширять и углублять знания дошкольников на тему: «Жизнь птиц зимой»
Активизировать словарь детей терминами из темы проекта.
Развивающие:
Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь.
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
Развивать любознательность и интерес к живой природе.
Воспитывающие:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных холодных условиях.
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Способствовать формированию интереса к окружающему миру.
Для педагога:
А. Дать детям знания о зимующих птицах Калужской области.
Б. Развивать любознательность, «живой» интерес.
В. Расширять знания детей живой природе, о среде обитания зимующих птиц и их образе жизни.
Г. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат :
А.Совершенствовать уровень знаний детей о окружающем мире,о зимующих птицах.
Б.Формирование у детей заботливого отношения к живой природе.
В.Повышение уровня знаний родителей.
Г.Изготовление родителями кормушек для птиц.
Д.Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к заботе о птицах,желании им помогать в зимний период.
Продукт проектной деятельности :

Б. Рисование гуашью: «Снегирёк»
В. Презентация «Перелётные и зимующие птицы»
Г. Папка-передвижка «12 ноября Синичкин день»
Д. Пластилинография «Снегирь на веточке рябины»
Е. Изготовление кормушки из втулки от туалетной бумаги.
Ё.Разукрашивание шаблонов снегиря,синички,воробья.
Ж.Аппликация снегирь.
3.Изготовление родителями кормушек для птиц.
И.Лепка воробья.
Реализация проекта:
Подготовительный этап
:
А. Определить тему проекта.
Б. Сформулировать цели и задачи проекта.
В. Составить план реализации проекта.
Г.Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.
Д. Подбор материала для продуктивной деятельности.

Основной этап .
А. Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.
Б. Проведение НОД по окружающему миру: «Птицы родного края»
В. Проведение НОД по окружающему миру: «12 ноября Синичкин день»
(в результате проведённого занятия детьми были сделаны мини-кормушки из бросового материала)
Г. Проведение НОД по ХЭР аппликация тема: «Снегирь»
Д. Проведение НОД АО ХЭР рисование гуашью: «Снегирёк»
Е. Проведение НОД по музыке с прослушиванием и разучиванием песни «Воробей»
Ж.Просмотр презентации: «Перелётные и зимующие птицы»
З. Разучивание стихотворение: Е.Евсеевой«Синица,синица,что тебе сниться?»
И.Проведение пальчиковой гимнастики: «Сел на ветку снегирёк..» , «Я по дереву стучу…»
К.Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку»
Л.Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек: «Покормите птиц зимой»
М.Проведение НОД по ХЭР пластилинография «Снегирёк на веточке рябины.
Завершающий этап.
А. Выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (Рисование ладошкой,ватной палочкой и отпечаток пластиковой пробки)красками: «Птичья столовая»
Б. Проведение НОД по окружающему миру: «Чем мы можем помочь зимующим птицам?»
В. Подведение итогов конкурса кормушек.
Г. Развешивание кормушек. Одну кормушку мы повесили за окно нашей группы.
Д. Проведение наблюдения за птицами в кормушках.
Результат.
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе.Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.





















Волклкова Алена

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Роженцовская средняя школа

Шарангского района

Нижегородской области

«Покормите птиц зимой»

(социальный проект)

Волкова Алена, 7 класс

Руководитель проекта:

Бахтина Елена Леонидовна

2015год

Пояснительная записка.

Тема проекта : «Покормите птиц зимой»

Актуальность: Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.

Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.

Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?

Цель проекта:

Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи проекта:

  • Привлечь внимание детей к помощи зимующим птицам;
  • Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
  • Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Сроки работы: январь-февраль 2015 г.

Методы и приёмы:

1. Наблюдения;
2. Сбор информации;
3. Работа с литературой, интернет-источниками;
4. Экскурсии;
5. Обработка собранной информации;
6. Творческая работа.

План работы над проектом:

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы;
  • Создание творческой группы;
  • Совместное составление плана работы над проектом.
  • Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
  • Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории школьного парка.

Участники проекта : Волкова Алена, Куклина Юлия, Киселев Максим,Кузнецов Сергей, Чепайкина Елизавета

Ресурсное обеспечение проекта:

Вид

Ресурсов

Перечень действий

Информационные

Кадровые

Создать инициативную группу из членов ДОО «Поколение» и их родителей по реализации проекта;

Нормативно-правовые

Утвердить местоположение уголка птиц на территории школьного парка.

Программно-методические

Подготовить подборку материалов по оформлению птичьих кормушек.

Материально-технические

Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал.

Этапы реализации проекта:

Социальная оценка результатов реализации проекта

План проекта был полностью реализован. Инициативная группа награждена грамотами. Доброе дело не прошло незамеченным.

Администрация школы и учащиеся положительно оценили деятельность учащихся.

Результат проекта.

  • Участие в проекте учащихся 6-8 классов
  • Организация на территории школьного учреждения природоохранной зоны для птиц.
  • Повышение экологического сознания у всех участников проекта.

Описание проекта.

1. Теоретический этап .

Задачи : расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.

2.Практический этап.

Задачи : сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.

А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам.

Вывод : зимующие птицы постоянные гости кормушек

Среди учащихся была проведена викторина «Знаете ли Вы птиц?», операция «Покормите птиц зимой!».

Чтобы помочь зимующим птицам нашего села, необходимо знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

Мы объявили в школе опрерацию « Покормите птиц зимой! » . Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или

пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что они их не выбросили, а проявили заботу о птицах. 25 января мы с ребятами вышли на территорию школы, для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

3. Результаты наблюдений

Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц , которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение 3) . Из таблицы видно, что о сновной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками

течение часа. Наблюдения проводились как на улице - на территории школы, так и из окна кабинета.

Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно

подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками ) . Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы - наши друзья! Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение

После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

  • Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях.
  • В нашем селе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.
  • Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.
  • И человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки