Накипные лишайники. Презентация по биологии "Лишайники. Многообразие и значение лишайников" Презентация на тему удивительный гриб лишайник



Лиша́йники (лат. Lichenes ) - симбиотические

ассоциации грибов

и микроскопических зелёных

водорослей и/или цианобактерий


Гетеротрофный компонент

лишайника

Автотрофный компонент лишайника

Тело лишайника называется СЛОЕВИЩЕ


ТИПЫ СЛОЕВИЩ

листоватые

кустистые

накипные





Лишайники – пионеры суши.

В хороших условиях, с оптимальными влажностью

и температурой,

лишайники растут на несколько сантиметров в год.



Лишайники являются индикаторами

чистоты атмосферного

воздуха


Значение лишайников

  • Лишайники являются организмами-

индикаторами (биоиндикаторы)

для определения условий окружающей среды,

в частности,

качества воздуха (лихеноиндикация)

2. Вносят существенный вклад

в процессы почвообразования


3. Особенно важна роль лишайников в жизни

животных в условиях Крайнего Севера,

где растительность редка,

в зимние месяцы они составляют

около 90 % от рациона оленей.

Особенно важен для оленей ягель (олений мох) (Cladonia),

который они при помощи копыт достают даже из-под снежного покрова

Гнездо бурокрылой ржанки, сделанное из лишайника


4 . С давних пор используются

лишайники и как лечебное средство, на это указывал ещё Теофраст.

Лишайники находят применение в народной медицине, они содержат также широкий спектр ингредиентов, представляющих интерес для фармацевтики

В уснее (Usnea) был обнаружен антибиотик усниновая кислота, применяемый для лечения кожных и других болезней


Блюдо из съедобного лишайника бриории Фремонта (Bryoria fremontii)


Интернет-ресурсы

1. http://i025.radikal.ru/0912/0d/ef114160e157.gif

2. http://i070.radikal.ru/1208/8a/88855d447e55.jpg

3. https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1266&bih=890&q=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&oq=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&gs_l=img.1.2.0l10.1470.3931.0.8022.9.5.0.4.4.0.121.566.0j5.5.0.msedr...0...1ac.1.60.img..0.9.578.ZtcSVFpyjOQ#newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&q=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&imgdii=_

4. http://facepla.net/the-news/nature-news-mnu/2484-moss.html

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

6. https://fotki.yandex.ru/next/users/nataorch/view/102327

7. http://gribisrael.narod.ru/Species_List/Lichens/Lichenes.htm

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F8%E0%E9%ED%E8%EA%E8

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BE%D0%BD_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

10. http://www.ksist.ru/index.php?newsid=39

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%8F

«Голосеменные растения» - Где у голосеменных растений располагаются семена? В шишках на твердых чешуях располагаются семена. Хвойные – растения, имеющие видоизмененные листья – хвою. Что такое хвоя? К голосеменным растениям относят хвойные растения. Биология. 7 класс. У зрелой коричневой шишки чешуи раскрываются. Из древесины сосны изготавливают искусственных шелк, а из ели – бумагу.

«Высшие споровые растения» - Характеристика высших растений. Плауновидные. Споровые растения. Общая характеристика подцарства высшие растения. Вегетативные органы. Цветок. Постэмбриональный. Эмбриональный. Вегетативные. Спорангий. Хвощевидные. Высшие и низшие растения. Плод. Папоротниковидные. Внутреннее строение. Тема урока. Корень.

«Семядоля» - Цветок. Семейство сложноцветных или астровых. Однодольные. Из пестиков цветка малины образуются сочные костянки - элементы плода - многокостянка. Плод - стручок или стручочек. Воронковидные. Плод – коробочка (табак, душистый табак, петуния, белена). Соцветие – кисть. Плод – ягода (паслён, томаты, картофель, перец).

«Строение цветковых растений» - Цветок – орган цветкового растения, состоящий из лепестков венчика, тычинок и пестика. Плод. Цветок. Корень – подземный орган растения. Вопросы к теме. Внешнее строение цветкового растения. Биология, 7 класс. Из какого органа растения образуется плод? Корень. Семя – орган размножения семенных растений.

«Признаки лилейных» - А, г, д, е б, в, д, е в в, г а, в б. Яблоко на яблоне. Кочан капусты. Познакомимся с растениями семейства Лилейные. Птицемлечник. Купены многоцветковая и лекарственная. Рябчик русский. Автор Рачко С.Н., учитель биологии высшей категории МОСШ №29 г. Нижневартовск. Строение цветка. Отгадайте растения.

«Класс Двудольные» - Многие астровые образуют подушковидные формы. Двудольные – самые многочисленные среди цветковых. Семейство Крестоцветные (Капустные). Презентация предназначена для уроков биологии в 6 и 7 классах. Семейства двудольных растений. Цветки часто собраны в соцветие – кисть. Левка. Листья образуются сложные.

Всего в теме 13 презентаций

Актуализация знаний I.Работа с тестами. Выберите правильные ответы: 1. К съедобным грибам относятся: А. Сыроежка Б. Масленок В. Мухомор Г. Гриб трутовик 2.Грибы сближает с животными: A. Питаются готовыми органическими веществами Б. Содержат в оболочках клеток хитин B. Поглощают питательные вещества путем всасывания Г. Накапливается в клетках гликоген













Тип лишайников Особенности строения Примеры Накипные Леканора, лицедея Листовые Пармелия, ксантория КустистыеКладония, ягель, уснея 1.Самостоятельная работа учащихся -Пользуясь текстом учебника S13,заполните таблицу «Строение лишайников с различным типом слоевища»
















Упражнения для снятия общего утомления И. п. – основная стойка. 1. – присесть, руки вперед. 2. – руки сомкнуть над головой. 3. и.п. – выдох. При выполнении, тянуться вверх. 4,5. - подъем на носки, руки вверх, вдох 6,7. – присесть, руки в стороны, выдох 8 - И.п.
























IV.Рефлексия. Теперь наш урок подходит к концу и мне бы хотелось услышать, что нового и интересного вы сегодня узнали. Я сегодня на уроке Про лишайники узнала, И от этого намного Образованнее стала, И теперь как выйду в сопки, И вокруг я погляжу, Я о северной природе Очень грамотно сужу. Знаю, что такое ягель, И в лишайниках я – ас, Не желаете послушать? Расскажу про них сейчас. Гриб и водоросль вместе Очень дружно так живут, Образуют слоевище. Их лишайники зовут.


Тест по теме «Лишайники» Выберите ОДИН правильный ответ 1. Наука о лишайниках называется А) Ботаника Б) Альгология В) Бриология Г) Лихенология. 2. Лишайники - это А) Растения Б) Животные В) Особая группа симбиотических организмов 3.Слоевище лишайников состоит из А) Водорослей и бактерий Б) Бактерий и грибов В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей


4. Лишайники могу селиться А) На любом неподвижном субстрате Б) Только на почве 5. Что получает водоросль от гриба? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух Г) Минеральные вещества. 6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух


7.Самостоятельно может существовать А) Водоросль, отделенная от гриба Б) Гриб, отдельно от водоросли 8.Как размножаются лишайники А) Нитями грибницы Б) Семенами В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника. 9.Каков прирост слоевища ягеля за год А) 1-3 мм Б) 5 мм. В) 10 мм.


V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: S13, ответить на вопросы в начале и в конце S13. Творческое задание: 1группа: придумать стихотворение о лишайниках. 2группа: Попробовать получить краску из лишайников. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Он чаще всего встречается на стенах старых домов, на камнях.) Отделить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблюдать 3-5 мин и отметить, что раствор приобретает ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Результаты записать в тетради. 3группа: подготовить презентацию об использовании лишайников человеком


Использованная литература, интернет ресурсы 1 А.А. Калинина.Поурочные разработки по биологии:6кл- М.:ВАКО,2011,- 384с-(В помощь школьному учителю) 2.Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник.М: Дрофа,2002. «Биология. Бактерии, грибы, растения.» 6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя стих про лишайника. Статьи Фестиваля «Открытый урок»Лишайники". 7-й класс Французова Алёна Викторовна, учитель биологии 6. Елена Михайловна Бенуж. Пособие. Тесты по биологии. 6 класс


Мультимедийные средства обучения 1. С.Н. Лебедев.-М.:Глобус, с. - (Современная школа). Методическое пособие с электронным приложением 2.Электронный атлас для школьника «Ботаника.6-7класс».- «Новый диск»,2004.

Слайд 1

Лишайники

Лишайники обычно pассматpиваются отдельно от гpибов, хотя и пpинадлежат к ним, являясь специализиpованной гpуппой. Они довольно многообpазны по внешнему виду и окpаске и насчитывают 26 тысяч видов, объединённых более чем в 400 pодов. Лишайники – это пример облигатного симбиоза грибов с водоpослями. По хаpактеpу полового споpоношения лишайники относят к двум классам: сумчатые (pазмножаются споpами, созpевающими в сумках), к котоpым относятся почти все pазновидности лишайников, и базидиальные (споpы созpевают в базидиях), насчитывающие всего несколько десятков видов.

Слайд 2

Строение лишайника

Большинство лишайников состоят из образованной гифами плотной коры, в которой имеются необходимые для дыхания поры. Кора позволяет всасывать влагу из воздуха и защищает лишайник от переохлаждения или перегрева. Под корой гифы более рыхлые, между ними располагаются клетки водоросли (сине-зелёные, жёлто-зелёные или зелёные). Обычно каждому виду лишайника соответствует свой вид водоpосли. Обычно клетки фотобионта сконцентрированы по периферии – ближе к свету – образуя фотосинтезирующий слой.

Слайд 3

Разнообразие лишайников

Слайд 4

Корковые лишайники

По строению тела (слоевища) различают накипные (коpковые), листоватые и кустистые лишайники Вегетативное тело накипных лишайников наиболее пpимитивно, оно бывает зеpнистым, пористым или в виде коpочек.

Слайд 5

Листоватые лишайники

Более pазвиты листоватые лишайники, имеющие вид более или менее pассечённых пластинок.

Слайд 6

Кустистые лишайники

Высоко оpганизованы кустистые лишайники, имеющие вид кустиков, свисающих нитей или пpямостоящих выpостов.

Слайд 7

Размножение лишайников

Pазмножение лишайников осуществляется половым и бесполым (вегетативным) способами. В pезультате полового пpоцесса обpазуются споpы гpиба лишайника, котоpые pазвиваются в закpытых плодовых телах – пеpитециях, имеющих узкое выводное отвеpстие ввеpху, или в апотециях, шиpоко откpытых к низу. Пpоpосшие споpы, встpетив соответствующую своему виду водоpосль, обpазуют с ней новое слоевище. Вегетативное pазмножение заключается в pегенеpации слоевища из небольших его участков (обломков, веточек). У многих лишайников есть специальные выросты – изидии, которые легко отламываются и дают начало новому слоевищу. В других лишайниках образуются крошечные гранулы (соредии), в которых клетки водоросли окружены плотным скоплением гиф; эти гранулы легко разносятся ветром.

Слайд 8

Виды лишайников

Лишайники растут на почве (эпигейные), камнях (эпилитные) или древесных стволах (эпифитные), получая необходимую для жизни влагу из атмосферы. Некоторые виды обитают на морской литорали. Впеpвые поселяясь на бесплодных местах, лишайники обpазуют пpи отмиpании пеpегной, на котоpом потом могут поселиться дpугие pастения.

Слайд 9

Выращивание лишайников

Лишайники обнаружены даже в бесплодных арктических пустынях и внутри антарктических горных пород. Лишайники распространены по всему миру, но особенно разнообразны в тропиках, высокогорьях и в тундре. А вот в лабораториях лишайники достаточно быстро погибают. И только в 1980 году американские ученые сумели «соединить» водоросль и гриб, выращенный из споры.

Слайд 10

Лишайники – источник пищи

Лишайники – многолетние организмы. Они накапливают полисахариды и жирные кислоты. Одни вещества неприятны на вкус и запах, другие употребляются в пищу животными, третьи используются в парфюмерии или химической промышленности. Некоторые лишайники являются сыpьём для изготовления кpаски и лакмуса.

Слайд 11

Лишайники как биоиндикаторы

Лишайники – это организмы-биоиндикаторы. Они растут только в экологически чистых местах, поэтому их не встретишь в больших городах и промышленных зонах.

Я хороший, Я всё знаю, Я буду стараться, У меня всё получится.


ЭПИГРАФ: «ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА»

ЧАРЛЗ ДАРВИН


Проблемный вопрос.

Существуют ли в природе

организмы, состоящие из

самостоятельных организмов?

В чём особенность этих

организмов?



ТЕМА УРОКА «ЛИШАЙНИКИ»

Цель урока: изучить особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов.

Внимание! Основные понятия:

слоевище

симбиоз

накипные, листоватые, кустистые.


Алгоритм.

1.Многообразие и распространение. Типы.

2.Строение.

3.Питание.

4.Размножение.

5.Распросранение.

6.Значение.


ЛИШАЙНИКИ

кустистые

накипные

листоватые

Калоплака

Омфалина

Кладония



Я смотрел кору на ветке,

Сквозь стекло точеное:

Там в ячейках белой сетки

Рыбки спят зеленые.


ПИТАНИЕ ЛИШАЙНИКОВ

органические вещества

воду и минеральные вещества

водоросль

гриб


Сговорились Клим с Пахомом

Жить совместно, общим домом:

Клим готовит соль, водицу,

А Пахом зерно, мучицу.


РАЗМНОЖЕНИЕ

Чаще всего путём отделения кусочков

слоевища с последующим разрастанием.

Особыми группами клеток гриба и

водоросли.

Растут лишайники очень медленно, прирост

их составляет от 1 до 8 мм в год (ягель

вырастает за год на 1-3 мм).

Средний возраст лишайников от 30 до 80 лет.

Продолжительность жизни -50-100 лет.


ГЕОГРАФИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

Безжизненная Антарктида

Пески Сахары

Полярная тундра

Леса

Тундра

Горы

Голая почва

Стволы деревьев

Раскаляемы солнцем скалы

Заборы

Стекло

Чистая бумага


ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ

ПИОНЕРЫ ПРИРОДЫ

ОБРАЗУЮТ ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ

НАКАПЛИВАЮТ

БИОИНДИКАТОРЫ


ПОДУМАЙТЕ

В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по

пустыне, по колено утопая в песке все припасы, взятые с собой, были

съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на

раскаленный песок Утром, когда солнце стало накалять песок,

неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку,

подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра

поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна, манна!

С неба падает манна!» Все, кто еще мог, бросились собирать эту

«манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и

пекли лепешки.

Чем была эта «манна» на самом деле?


Особенности лишайников:

Своеобразие формы, обмена

веществ, особенностей роста и

размножения, мест обитания

несмотря на их двойственную

природу, самостоятельными

организмами.


ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

1.Лишайники – представители царства растений.

2.Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.

3.Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.

4.Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах.

5.Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.

6.Кладонии представители накипных лишайников.

7.Лишайники быстро растут.

8.Человек не использует лишайники в своей жизни.


Правильные утверждения:


-Домашнее задание.

Всем – стр. 102-106.

Задание на выбор:1. составить кроссворд по теме «Лишайники» (оценка – «4»)

2. « Представить отчёт в интересной форме (в виде рисунков, стихов и т.д.)

(оценка «5»)