Основные характеристики методов тренинга. Тренинговые методы обучения

· Групповая дискуссия

· Игровые методы

· Методы, направленные па развитие социальной перцепции

· Методы телесно-ориентированной психотерапии

· Медитативные техники

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры (Л. А. Петровская, 1982; Г. А. Ковалев, 1989; Т. С. Яценко, 1987 и др.).

Кроме того, исследователи – теоретики и практики тренингов – предлагают добавить к числу базовых методов тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства (Ю. Н. Емельянов, 1985), включающий. техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость к "языку тела". Мы полагаем, что практика тренингов последних лет убедительно показала правомерность и полезность использования в тренинговой работе также медитативных и суггестивных (с целью научения самовнушению) техник.

Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения . В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:

· тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;

· биографические , ориентированные на прошлый опыт;

· интеракционные , материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, мри анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают игровые методы , которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансакционном анализе Э. Берна.

Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организацнонно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).

В следующий блок основных методов входят методы, направленные на развитие социальной перцепции . Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы использования парапсихологических феноменов и развития под-пороговой чувствительности (например, в холодинамике Вернона Вульфа)

Несколько особняком стоят методы телесно-ориентированной психотерапии , основателем которой является В. Райх (W. Reich, 1960) В последнее время внимания практических психологов – ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Медитативные техники , по нашему мнению, тоже должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт показывает полезность и. эффективность их применения в процессе групповой работы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.

Некоторые из специалистов используют на тренингах трансовую суггестию – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Что достигается за счет реализации комплекса суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза) тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем – 8-10 дней по 18-20 часов)" (А. П. Ситников, 1996 с 178)

Основные методы, используемые в психологическом тренинге, отражены на рисунке 4.

Рис. 4. Важнейшие тренинговое методы

Безусловно, важнейшим вопрос, возникающий при обсуждении правомерности использования суггестивных (в частности медитативных) техник. – этический. Поскольку внушение подразумевает некритическое восприятие сообщаемой информации реципиентом, то могут возникнуть обоснованные возражения против использования этих техник как жестко манипулятивных, что может противоречить гуманистическим установкам психолога или психотерапевта. Соглашаясь с существованием опасности манипулирования группой со стороны ведущего, следует отметить, что, во-первых, техники внушения в практической психологии и психотерапии применяются давно и эффективно; во-вторых, доля этих методов в общем времени тренингов, как правило, мала: в-третьих, использование их подразумевает не только высокую квалификацию, но и высокий нравственный уровень психолога, ведущего группу; в-четвертых, эти техники обычно касаются только установок на саморазвитие и самосовершенствование, на веру в свои собственные силы, на осознание цельности и психофизического единства своего Я, а вовсе не закрепления зависимости от ведущего.

Вообще говоря, нанести вред участникам группы может не только неосторожное или злонамеренное внушение, но и почти любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низкоквалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим. А. Ф. Бондаренко, анализируя эту проблему, подчеркивает: "Так же как "этичность" выступает смысловым ядром семантического пространства Я, а духовность условием и атрибутом психотерапевтических воздействий и личностных изменении, забота об этике является не чем иным, как своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе" (1993, с. 65). Отсюда понятно, почему такие высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс, и почему настолько важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой работы?

2. Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии:

a. по степени организации процесса;

3. Какие виды игр можно выделить в тренинге? Как вы сами оцениваете роль и значение игровых методов в тренинге?

4. Что понимается под методами развития социальной перцепции?

5. Среди конкретных психотехник сензитивного тренинга выделяют вербальные и невербальные. Как вы думаете, могут ли вербальные и невербальные упражнения преследовать и другие цели, помимо развития навыков социальной перцепции?

6. Назовите основные подгруппы приемов, относящихся к методам телесно-ориентированной психотерапии.

7. Какое понятие раскрывается и следующем определении: "....,. – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков"?

8. Правомерно ли использование в психологическом тренинге суггестивных (в частности медитативных) техник? Объясните почему.

9. Какой важнейший вопрос связан с применением ведущим тренинговой группы "сильнодействующих" и манипулятивных психотехник?

10. Согласны ли вы с утверждением Л. Ф. Бондаренко, что "... забота об этике является не чем иным, кик своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе"?

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы технологии группового тренинга

И в вачков.. основы технологии группового тренинга.. м издательство ось..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Общие тренинговые методы: групповая дискуссия; игровые методы; методы, направленные па развитие социальной перцепции; методы телесно-ориентированной психотерапии; медитативные техники

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).

Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.

Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Методы, направленные па развитие социальной перцепции -участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия.

Медитативные техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.

Основные понятия и принципы психодрамы

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе (Морено).

Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания.

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции. В качестве разновидностей терапевтической драматизации А. Вольтман использует биодраму и кукольную драматизацию. Особенность биодрамы в том, что между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода полагают, что ребенку, особенно дошкольнику, легче принять роль животного, чем роль самого себя, своих товарищей или родителей. При кукольных драматизациях взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для него ситуации. Целесообразно использовать кукольные драматизации с преддошкольниками и дошкольниками, с которыми затруднен контакт.

Задачи психодрамы:

1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.

2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.

3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.

4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов: 1.Протагонист; 2. Режиссер (фасилитатор); 3. Вспомогательные "Я"; 4. Зрители; 5. Сцена.

Протагонист - первый игрок, изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы.

Режиссер - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления), предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия.

Вспомогательные "Я" - это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Основные функции вспомогательных "Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

Вспомогательные "Я" решают в психодраме следующие задачи:

1) изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме; 2) яв-ся посредниками между ведущим психодрамы и протагонистом и, как таковые, должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и его указаниях; 3) выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные межчеловеческие отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами. В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе).

Сцена - это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах.

62. Особенности работы в символдраме

Символдрама - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Метод разработан Лёйнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.

Пациента, лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости – последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться.

Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).

После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему – стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа «да», «угу», восклицаний типа «Вот как!», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.

Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта.

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 – 40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут.

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 – 15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30 – 50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.

Межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм :

  • как своеобразная форма дрессировки , при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного - «стираются» нежелательные;
  • как форма активного обучения , целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
  • как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

История тренингов

История развития тренингов, как и история развития обучения , насчитывает тысячи лет. Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги , основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились - и до сих пор проводятся - тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.

Также, громким событием тренерства в России был приезд Вернера Эрхарда в Москву, в июне 1986 года.

В 1989 году в России некоммерческим фондом Лайфспринг , учреждённым Кэндис Хенли были представлены тренинги по развитию личности с элементами психотерапевтической работы. Лайфспринг состоял из трёх курсов: Основной, Продвинутый и Лидерский. Лайфспринг – жёсткий тренинг, где тренер старается вывести участников из зоны комфорта. Что иногда даже приводило к судебным искам. .

В 90-х годах тренинги в России набирают популярность. Становятся известными компании и тренинги «Пролог», «курсы Фиолетовых», «Весна жизни» и тренерство набирает обороты.

Виды тренингов

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений - навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Навыковый тренинг может включать в себя следующие тренировки.

  • физические:
  • психологические:
  • специальные:

Психотерапевтический тренинг

Психотерапевтический тренинг (более корректное название - психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии - психодраматические , гештальт-группы , группы телесно-ориентированной , танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, - корпоративный тренинг) - развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач , повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий . Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес-тренинг - процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания, умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.

Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга .

Бизнес-тренинги в свою очередь, так же могут подразделяться на группы и подгруппы :

  • Профессиональное развитие:
    • Личная эффективность
    • Предпринимательская деятельность
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Развитие личностных качеств:
    • Управление эмоциями
    • Тайм-менеджмент
    • Постановка и достижение целей
  • МВА
    • По сферам деятельности (маркетинг, менеджмент, управление персоналом и так далее)

MBA (Master of Business Administration) - программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена для эффективной работы в бизнесе, государственном и муниципальном управлении (стандарт MBA ).

Бизнес-мастерская - новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие - участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:

  • Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
  • Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
  • Основная роль бизнес-тренера - модерация.

Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.

Методы тренинга

Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:

Групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).

"Игровые методы - (деловые игры , ролевые игры , дидактические, творческие, имитационные, организационно-деятельностные). Развитие социальной перцепции - вербальные и невербальные методы. Телесная терапия . Медиативные техники ".

В числе специфических методов , используемых в тренинге, рассматриваются следующие:

  • «Аквариум» - Мастерские;
  • «Алгоритм-лабиринт» - Метод заданий;
  • Брифинг-группы - Метод инцидентов;
  • «Папка с входящими документами» - Метод кейсов. Кейс - проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.;
  • Игры-симуляции
  • Мозговой штурм - один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил - сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.;
  • Дебаты - Программированные инструкции;
  • Демонстрация - Работа в малых группах;
  • Дискуссия - Разговор;
  • Игры - Решение узкоспециальных вопросов - Игры-разминки - инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
  • Кратковременные ротации - Ролевые игры;
  • Лекция - Семинар;
  • Стратегические креативные сессии.

Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера . Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения , и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала . Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей

Рассмотрим не только методы тренинга, подходящие для реализации когнитивно-поведенческого подхода к тренингу, но и методы, использующиеся в других подходах к активному групповому обучению персонала.

Методы тренинга:

  • лекция;
  • предъявление модели;
  • сбор ожиданий и мнений;
  • демонстрация;
  • ролевое взаимодействие;
  • ролевое проигрывание сложных ситуаций;
  • деловая игра;
  • работа над кейсом;
  • групповая игра.

Лекция на тренинге - это процесс, включающий в себя сильные стороны динамичной интерактивной лекции и деловой презентации. Компонент деловой презентации преобладает, когда тренер доносит до участников результат предтренинговой диагностики. Эта часть не должна целиком стать деловой презентацией, поскольку тренер не является носителем корпоративной роли исследователя или аналитика бизнес-процессов, а участники тренинга не имеют статуса лиц, ответственных за принятие организационных и управленческих решений по результатам представленного им анализа. Компонент интерактивной лекции преобладает, когда тренер описывает схему решения выявленных проблем.

Лекции на тренинге гораздо менее продолжительны, чем лекции в вузе, поэтому часто лекции, соответствующие формату тренинга, называют мини-лекциями. Тренер не должен говорить дольше 10 минут подряд. У некоторых участников интерес к словам тренера может пропасть уже на пятой минуте непрерывного монолога. Если говорить приходится долго, то нужно обязательно разнообразить для участников процесс визуального восприятия и слушания. Хорошо сделанные слайды, поставленная речь, умение делать паузы, изменять темп, высоту и громкость голоса, ритмичность речи - все это позволяет сделать и более продолжительную лекцию информативной и вызывающей неослабевающий интерес. Однако, поскольку тренинг - это активное обучение, требующее активных действий участников, то даже в лекционном способе взаимодействия с группой тренер должен всячески вызывать и направлять самостоятельную активность участников. Это и есть интерактивность.

Целый ряд методов, приемов, подходов позволяющий сделать лекцию интерактивной:

  • вопросы к группе;
  • эвристическая беседа;
  • использование нескольких каналов и способов подачи информации;
  • перенос, завершение и дополнение опорных схем;
  • вовлечение в демонстрации;
  • вопросы участников;
  • второстепенные приемы.

Рассмотрим каждый прием подробнее.

Вопросы к группе могут быть риторическими, не требующими ответа группы, но заставляющими задуматься. Вопросы могут быть и конкретными. В этом случае тренер может попросить ответить каждого участника или же удовлетвориться ответами тех, кто хочет ответить. Ответы участников лучше выносить на флип-чарт, чтобы группа испытывала удовлетворение от зримости своего вклада. В то же время тренер должен оставаться основным источником информации, поскольку если вся его лекция строится только на материале, извлеченном из опыта участников, то вклад тренера останется неясным и группа начинает испытывать справедливое недовольство. Получается, что тренер и тренинг не ведет, и модерацию не осуществляет. Еще одна распространенная ошибка тренеров - это вопросы, сформулированные таким образом, что участники ставятся в положение людей, которых заставляют угадывать, о чем хочет рассказать тренер. Угадать это практически невозможно, в итоге возникает двойное разочарование: участников - из-за того, что они не угадывают и испытывают психологическое давление вопросов тренера, и тренера - из-за того, что он видит совершенно неожиданную и неприемлемую реакцию группы.

Еще одно средство создания интерактивности - это эвристическая беседа , во время которой тренер высказывает проблемные моменты современного делового знания, описывает неоднозначные и прямо противоположные мнения и рекомендуемые способы решения проблем. Такая беседа стимулирует интеллектуальную активность участников и непременно вызывает их интерес.

Использование нескольких каналов передачи информации стимулирует активность участников, поскольку им приходится переключать свое внимание от одного объекта к другому. Использовать можно следующие каналы: слайды презентации, плакаты на стенах, иллюстративные материалы, розданные участникам, короткие видео- или аудиозаписи. Тренер должен использовать эти инструменты так, чтобы они дополняли друг друга.

Важный элемент интерактивности - это необходимость завершать и дополнять опорные схемы , размещенные в рабочих тетрадях участников, или переносить опорные схемы со слайда в рабочую тетрадь.

Тренер может усилить интерактивность мини-лекции за счет активного вовлечения участников тренинга в мини-демонстрации, способствующие пониманию излагаемого материала.

Наконец, один из самых эффективных способов создания интерактивности - это вопросы самих участников. Отвечать на вопросы группы можно разными способами: ответить на вопрос участника сразу и подробно; использовать вопрос участника для описания реально существующей проблемы, которая и стала причиной возникновения вопроса; записать вопрос участника и ответить на него, когда придет удобный момент; использовать вопрос для усиления интерактивности происходящего на тренинге.

К второстепенным средствам создания интерактивности относятся шутки тренера, привязывание элементов информации к знакомым образам, проведение ярких аналогий, запланированные оговорки, образные сравнения, управление воображением участников, упоминание в процессе лекции элементов общего для тренера и участников опыта, смешных и приятных моментов предыдущей активности и др.

Мини-лекцию/деловую презентацию по результатам предтренин-говой диагностики можно осуществлять произвольно или по алгоритму (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Алгоритм мини-лекции, описывающей выявленную проблему

Начать лекцию следует с введения - скажите в общих словах, о какой части предтренинговой диагностики сейчас расскажете.

Затем изложите факты , т.е. конкретные результаты диагностики, раскрывающие проблему и/или зону роста.

После этого сделайте выводы на основании фактов, обобщите данные, раскройте тенденцию, сделайте предположение о других факторах, влияющих на проблему, можно также получить эту информацию от участников тренинга. Вы должны сформировать у участников тренинга четкое понимание того, почему проблема является проблемой, как именно составляющие проблему параметры снижают эффективность деятельности.

Завершите мини-лекцию заключением , подводящим итог передаче информации и переключающим внимание на следующий этап - мини-лекцию о предлагаемом вами решении проблемы. Мини-лекция должна сопровождаться специально подготовленной последовательностью слайдов (табл. 3.1).

Мини-лекцию, формирующую когнитивную схему решения проблемы (описывающую средства реализации зоны роста), тоже можно построить по алгоритму (рис. 3.6).

Таблица 3.1

Слайды для мини-лекции, посвященной проблеме

Вначале сделайте введение, в котором можно описать:

  • тенденции развития научной мысли, ставшие предпосылками формулировки решения, создания делового инструмента;
  • общий контекст, в котором решались проблемы, относящиеся к категории тех, которые выявлены в процессе диагностики.

Рис. 3.6.

Затем опишите само решение ; если требуется, то сначала опишите его в общем виде, в авторском варианте, а затем - в преобразованном вами для применения в конкретной ситуации. Необходимо сформировать у участников четкое понимание того, почему решение является решением, в чем залог его эффективности, почему предлагаемые вами средства работают.

В заключении подведите итоги и скажите, как будет проводиться работа по освоению алгоритма и доведению последовательности его действий до автоматизма. Мини-лекция должна сопровождаться специально подготовленной последовательностью слайдов, примерное содержание слайдов и их последовательность приведены в табл. 3.2.

В формате мини-лекции осуществляется и первичное представление алгоритма действий участникам тренинга. Алгоритм действий - это более подробное, чем опорная схема, описание решения проблемы, в котором активность участника разделяется не столько на смысловые блоки, сколько на конкретные шаги. Опорная схема алгоритма должна быть представлена на слайде, если алгоритм короткий и мало разветвленный, или в иллюстративных материалах, розданных участникам тренинга, если алгоритм длинный и разветвленный. Помимо опорной схемы алгоритма, в которой каждый шаг обозначен короткой и емкой фразой, необходимо подробное описание каждого шага алгоритма. Это описание тренер проводит устно, предоставляет участникам в виде иллюстративных материалов. Затем тренер закрепляет алгоритм в сознании участников, используя следующее средство обучения - предъявление модели.

Таблица 3.2

Слайды для мини-лекции, посвященной решению проблемы

Шаг алгоритма

Введение

Слайд I. Название решения и подходящая иллюстрация

Слайд 2. Рисунки, схемы, иллюстрирующие контекст создания решения, тенденции научной мысли и пр.

Источники

Слайд 1. Наименование решения с подходящей иллюстрацией

Слайд 2:

  • Ссылки на источники, в которых описано решение, - книги, статьи
  • Фотографии обложек книг, журналов
  • Фотографии авторов решения
  • Фотография и название учреждения, в котором разрабатывалось решение

Слайд I. Опорная схема решения в авторском, общем виде

Слайд 2. Опорная схема решения проблемы, на которой в удобном для восприятия, понимания и запоминания виде представлены факторы, создающие проблему

Заключение

Символ перехода к отработке навыков, например, фраза:

«Приступим к тренировке!»

На этом слайде лучше оставить опорную схему решения, которая должна быть уменьшена так, чтобы основная площадь слайда была отдана символу перехода к отработке

Предъявление модели. Обучение на модели наиболее полно исследовано американским исследователем Альбертом Бандурой. Именно он обнаружил склонность людей и высших приматов подражать поведению другой особи, если это поведение на глазах наблюдателя получило подкрепление. Тренер выступает моделью, на которой обучаются участники тренинга.

Тренер должен выполнять алгоритм действий, проявлять навык четко, без запинки, но в то же время так, чтобы участники четко видели последовательность шагов. Тренер должен демонстрировать навык несколько раз, немного изменяя условия. Наконец, тренер должен демонстрировать удовольствие от исполнения. Замечательно, если после демонстрации группа взрывается аплодисментами. В большинстве случаев тренер может комментировать свои слова и действия, при этом распространенная ошибка - это подмена комментариями реальных действий. Пусть участники сами увидят, что действия в соответствии с алгоритмом могут давать желаемые результаты. В противном случае получается, что тренер предлагает неэффективный способ действия, выдавая его за эффективный с помощью комментариев.

Сбор ожиданий и мнений. Данный метод широко используется при проведении тренинга с ориентацией на игры и обсуждения. Суть метода в том, что прежде чем предоставлять группе материал, выясняют ожидания и мнения участников по поводу этого материала и записывает их на флип-чарте, несколько перефразируя и объединяя в группы. Обычно ожидания выясняются в самом начале тренинга и в теории должны обеспечить лояльность группы, нахождение общего языка группы с тренером и тренера с группой. Сбор мнений в теории должен обеспечить адекватное восприятие материала и облегчение его усвоения, если материал совпадает или хотя бы релевантен опыту участников тренинга. Сбор мнений может быть хорошим вспомогательным методом обеспечения интерактивности лекций, если осуществляется правильно и адекватно. Адекватность и правильность определяются тем, насколько материал лекции может быть получен и/или представлен как результат обобщения мнений группы.

Отдельную категорию методов тренинга составляют приемы и способы разделения группы на подгруппы. Работа в подгруппах - важная часть тренинга, поэтому разделение группы на подгруппы должно проводиться активно, позитивно и разнообразными способами. Среди приемов разделения группы на подгруппы можно выделить следующие. Если участники подгруппы сидят полукругом и их нужно разделить на пары, не меняя их расположения, то тренер просит участников рассчитаться на «первый-второй». Первые поворачиваются направо, а вторые - налево. Сначала первые демонстрируют алгоритм вторым, затем вторые - первым.

Если нужно распределить участников на пары без сохранения их расположения полукругом, то тренер, например, может предложить построиться в шеренгу по цвету волос: здесь - явные блондины, а на противоположном конце - явные брюнеты.

Помимо цвета волос могут использоваться и другие показатели, по которым можно распределять членов группы: рост (выстроиться от самых высоких до самых невысоких), алфавитный порядок фамилий, алфавитный порядок имен и др.

Если применяется распределение участников в одну шеренгу по выраженности того или иного показателя, то всегда надо указывать начало шеренги (самые явные блондины) и конец шеренги (самые явные брюнеты).

Выстроив участников в одну шеренгу, тренер дает примерно следующую инструкцию: «А теперь рассчитайтесь на «первый-второй» (правый-левый/клиент-продавец). Хорошо. Запомните, кем вы оказались.

Теперь первые (правые/клиенты) сделайте шаг вперед и повернитесь лицом ко вторым (левым/продавцам). Вторые (левые/продавцы) - выберите себе партнера из первых (правых/клиентов)».

Если необходимо разделить группу на тройки, то участников нужно попросить рассчитаться на «первый-второй-третий».

При работе в подгруппах необходимо, чтобы участники менялись партнерами. Смену партнеров можно осуществлять, применяя следующие приемы.

Если необходимо поменять партнеров в ситуации, когда участники разделены на подгруппы без изменения расположения полукругом, то тренер просто просит каждого участника развернуться в другую сторону и сдвинуться на одно сиденье влево (вправо).

Если партнеров нужно поменять внутри каждой подгруппы, то тренер просит каждого участника сдвинуться в подгруппе на один шаг: первый становится вторым, второй - третьим, третий - первым.

Если необходимо изменить состав подгрупп, т.е. поменять участников местами с участниками из других подгрупп, то тренер может, например, попросить участников снова встать в шеренгу и найти себе другого партнера.

Демонстрация - это метод тренинга, реализующий начальный этап формирования навыка - демонстрацию навыка. Цель демонстрации - отработка последовательности шагов алгоритма. До этого этапа у участника формировалось лишь понимание последовательности действий - когнитивная схема навыка. На этапе же демонстрации формируется уже сама последовательность действий. Каждый участник демонстрирует алгоритм. В данном случае цель - привязать каждый предыдущий шаг к каждому последующему. Сначала человек читает алгоритм с листа, затем произносит его по памяти. Участники обязательно должны сначала прочувствовать алгоритм, внутренние связи между его шагами. У участника должна сложиться когнитивная схема алгоритма. Такую работу лучше всего проводить в парах. Роль второго участника пары - подкреплять правильное исполнение алгоритма и помогать видеть ошибки его исполнения.

Рассмотрим раздаточный материал и примерные инструкции для демонстрации, проводящейся в рамках сессии тренинга продаж, направленной на формирование навыков эффективного снятия возражений.

Раздаточный материал для демонстрации - лист альтернативных реакций (см. Приложение 1).

Инструкция группе:

«Сейчас мы с вами приступим к первой фазе формирования у вас устойчивых навыков эффективного снятия возражений. На этой стадии работы каждый из вас будет демонстрировать алгоритм снятия возражений партнеру. Вы будете работать в парах. Партнер внимательно слушает вас и говорит вам, что вы сделали так, а что - не так. Вы демонстрируете алгоритм по очереди так, чтобы каждый продемонстрировал алгоритм три раза. Я буду подходить к каждой паре, чтобы посмотреть, насколько правильно каждый из вас демонстрирует алгоритм».

Инструкция подгруппам:

«Тот, кто демонстрирует алгоритм, опирается на лист альтернативных реакций. Посмотрите на него - в нем указаны только начала предложений, вам нужно будет самим сформулировать послания для вашего партнера, опираясь на эти шаблонные начальные фразы. Если на каком-то шаге алгоритма сформулировать фразу не представляется возможным, тогда вы просто проговариваете, что бы вы сказали или сделали.

Тот, кто смотрит и слушает демонстрацию алгоритма, должен улыбаться и кивать всякий раз, как партнер действует и говорит правильно, и не должен ничего делать, если видит явную ошибку. О том, что было сделано не так, вы скажите партнеру только после того, как он закончит демонстрацию».

Ролевое взаимодействие. Этот метод тренинга предназначен для реализации завершающего этапа формирования навыка - воспроизведения навыка. Термин «ролевое взаимодействие» предпочтительнее, чем термин «ролевая игра», поскольку роль исполняет только тот член подгруппы, который демонстрирует реакции клиента, партнера по переговорам, руководителя, подчиненного, второй же член подгруппы остается собой. Ролевое взаимодействие проводится в подгруппах, размер которых может варьировать в узком диапазоне - от двух до трех человек. Чем сложнее формируемый навык, тем важнее роль третьего члена подгруппы, который выступает фактически в роли котренера и помогает участнику отрабатывать алгоритм действий эффективно через предоставление конструктивной обратной связи, подкрепление и грамотное исправление ошибок. Конечно, ролевое взаимодействие пригодно только для отработки навыков, применяемых для оптимизации взаимодействия: если для реализации навыка другой человек не нужен, то и ролевое взаимодействие не нужно.

Рассмотрим раздаточный материал и примерные инструкции для ролевого взаимодействия, проводящегося в рамках сессии тренинга продаж, направленной на формирование навыков эффективного снятия возражений.

Раздаточный материал - лист альтернативных реакций (см. Приложение 1) и игровые карточки (рис. 3.3 и 3.4).

Инструкция группе:

«На этот раз мы станем формировать навык через создание ситуации, максимально приближенной к реальности. Настолько приближенной, насколько позволяет нам формат тренинга и наши с вами актерские способности. Вы будете работать в тройках, а я буду подходить к каждой тройке, чтобы посмотреть на работу каждого. Вы будете меняться ролями внутри подгрупп, а затем я заново распределю вас по подгруппам».

Инструкция подгруппам:

«Итак, вы разделились на тройки.

Первый участник тройки будет играть роль клиента, который будет высказывать возражение. Клиенты должны подыгрывать продавцам, помогать им учиться.

Второй участник тройки будет играть роль продавца, в его задачу входит снять высказанное клиентом возражение.

Третий участник подгруппы - котренер. Он будет давать продавцу обратную связь по завершении цикла снятия возражения. Каждый должен совершить в роли продавца пять попыток снять возражение подряд. Каждый раз вы будете работать с новым возражением.

Затем вы поменяетесь ролями: продавец станет котренером, котренер - клиентом, а клиент - продавцом и т.д. Каждый должен побывать в роли продавца и поработать с пятью возражениями.

Я в любом случае подойду к каждой тройке и посмотрю на работу каждого в роли продавца».

Ролевое проигрывание сложных ситуаций. Этот метод применяется в основном как один из инструментов тренинговой составляющей посттренингового сопровождения - тренинговых сессий. Метод сводится к тому, что участник тренинга в нетренинговое время фиксирует письменно сложную ситуацию, с которой периодически сталкивается на работе и которую ему не удается решить конструктивно, например ситуация общения со сложным клиентом. Участник самостоятельно или с помощью тренера, наставника, руководителя должен подробно описать ситуацию: свои реакции, реакции партнера, другие параметры ситуации. Затем уже на тренинговой сессии участник будет играть собственную роль, а на роль сложного клиента он сам или тренер выбирает другого участника. Сначала ситуация проигрывается без изменений. Каждый участник ролевого проигрывания действует строго в соответствии с ранее подготовленным описанием ситуации и реакций. Затем тренер и/или другие участники предлагают варианты решения ситуации. Возможно, на примере данной ситуации тренер увидит, что один из навыков не был доведен до автоматизма на тренинге или алгоритм, предложенный тренером, был неэффективным. В любом случае ролевое проигрывание сложных ситуаций - это весьма продуктивный инструмент тренинговой составляющей посттренингового сопровождения.

Деловые игры. Данный метод соответствует тренингу, предназначенному для освоения навыков группового взаимодействия. Фактически деловая игра представляет собой симуляцию многостадийного делового взаимодействия, которое имеет место в реальной работе участников тренинга. Цель деловой игры - не формирование отдельных навыков, а проигрывание всего бизнес-процесса. Например, простейшая деловая игра на тему «Оформление сделки» призвана помочь его участниками принять участие в процессе оформления сделки, выступая при этом как в своей собственной должностной роли, так и в ролях других сотрудников, участвующих в оформлении сделки.

Ход игры может быть примерно следующим. В компании оформление сделки проводится в несколько этапов. Сначала сотрудник копирует документы клиента, затем получает подписи клиента на договорах. Затем покидает клиента, вежливо попросив подождать, и идет на свое рабочее место, где вносит данные клиента в базу данных. Затем идет в финансовый отдел, где регистрирует сделку, и несет договор на подпись генеральному директору. Затем возвращается к клиенту, отдает ему подписанный договор и прощается.

В зависимости от размера группы, количества стадий бизнес-процесса и числа его участников работа может происходить по цепочке, когда сначала один сотрудник играет собственную роль, а после завершения бизнес-процесса роли сдвигаются на один шаг. Деловая игра может быть проведена и одновременно со всеми участниками тренинга, выступающими в собственных должностных ролях. В последнем случае возможно привлечение специальных «актеров», в том числе и сотрудников других отделов, участвующих в бизнес-процессе, которые будут играть в игре собственные должностные роли.

Деловые игры с вовлечением сотрудников нескольких отделов могут быть мощным средством оптимизации рабочих отношений между отделами. Особенно в случае, если каждый сотрудник одного отдела побывает в роли сотрудника другого отдела. Это позволит каждому взглянуть на себя со стороны и побывать на месте партнера, что, скорее всего, приведет к исчезновению обид и огорчений и сделает взаимодействие между отделами гораздо более конструктивным.

Деловая игра может проводиться и с элементами соперничества между отдельными участниками или командами.

Если деловая игра посвящена бизнес-процессу принятия группой заинтересованных лиц делового решения, то материалом для игры может выступать тот или иной бизнес-кейс.

Работа над кейсом. Метод был разработан на Западе для целей делового обучения и носит наименование case study. Кейс - это подробное (многостраничное) описание ситуации в компании.

В проблемном кейсе должны быть описаны стратегия компании, тактика ее действий в проблемной ситуации, сама проблемная ситуация. Участники работают над кейсом в формате конструктивной групповой дискуссии. Задача дискуссии - сформулировать набор альтернативных тактических действий, оценить правильность действий компании, описанных в кейсе. Участники выступают аналогом рабочей или проектной группы, команды менеджеров, задача которых - разработать систему мер, направленных на разрешение проблемы компании, преодоление сложной ситуации, в которой она находится.

Можно использовать и положительные кейсы, т.е. кейсы, в которых описываются не проблемы компании, а ее достижения и средства, которые позволили эти достижения совершить. В этом случае групповая дискуссия просто помогает лучше запомнить меры, предпринятые компанией через создание ассоциаций между этими мерами и личным опытом и суждениями участников тренинга. Работа с кейсами предназначена для:

  • шлифовки* навыков конструктивной групповой дискуссии, навыков взаимодействия внутри проектной группы;
  • донесения до участников позитивного мирового опыта (позитивные кейсы) - альтернатива деловой презентации, мини-лекции;
  • синтеза знаний, понятий, способов анализа ситуации, полученных участниками в процессе обучения;
  • проверки освоенности различных навыков, которые активируются в процессе работы над кейсом - в этом случае лучше всего записывать работу над кейсом на видеоноситель, чтобы потом было удобно оценивать работу сотрудников и анализировать ее. Групповые игры - это игры, в которых задействован каждый участник, проходящие по определенным правилам. В процессе групповой игры каждый должен по определенным правилам и с определенной целью вступить во взаимодействие с каждым, или же одна подгруппа

Во время работы над кейсом в формате групповой дискуссии участники должны применять уже сформированные другими методами тренинга навыки конструктивного взаимодействия. - Прим. авт.

взаимодействует с другой подгруппой. Групповая игра имеет следующие свойства:

  • время взаимодействия строго лимитировано;
  • осуществлять взаимодействие надо с высоким уровнем интенсивности;
  • требуется не только умственная, но и коммуникативная и физическая активность участников.

Групповые игры следует использовать для разминок, иллюстрации важных тактических или стратегических принципов, но только не как заменитель целенаправленной постановки навыков. Игры могут быть разминочными, задача которых - приблизить участников к реальному контексту применения навыков, повысить их уровень активности до оптимального, и заминочными, задача которых отдалить участников от контекста реальной работы, отвлечь, развлечь, позабавить, снизить уровень их активации.

Тренинг - это активная форма обучения. Здесь участник не пассивно слушает преподавателя, как на лекции, а активно трудится, усваивая знания и приёмы.

Ролевая игра (и её разновидность - )

Как выглядит: участники делятся на пары или на тройки и отыгрывают ту или иную ситуацию. Например, разговор начальника в подчинённым.

Зачем нужно: ролевые игры используются для двух задач - во-первых, отработать приёмы, изучаемые в ходе тренинга; во-вторых, оценить уровень участников (используется обычно в самом начале тренинга, при чём один человек в паре, как правило, тренер).

Время: от двух минут до часа.

Мозговые штурмы в мини-группах

Как выглядит: большая группа разбивается на мини-группы, и каждая мини-группа выполняет то или иное задание. Например, составить список всех возражений клиентов. Или прописать слабые стороны продукта, который продаёт компания, заказавшая тренинг. Или наоборот - сильные стороны.

Зачем нужно: задача мозгового штурма в мини-группах - создать материал, который потом будет использоваться в дальнейшей работе.

Время: от десяти минут до получаса.

Решение кейсов (правильнее говорить - решение задач, но термин «кейс» уже устоялся)

Как выглядит: кейс - это ситуация, в которой нужно найти эффективное решение. Группа может решать один кейс на всех. Можно разбить группу на мини-группы и дать им разные кейсы. Кейс может быть записан на бумаге, рассказан устно, показан на видео. Главное, чтобы были обозначены важные условия и дана чёткая команда - какой результат обсуждается.

Зачем нужно: решение кейсов - это уже тренировка, попытка применения того материала, который давался на тренинге. Либо - что бывает реже - способ заинтересовать группу материалом. Если дать кейс в начале тренинга и группа не справится, что велик шанс вызвать у них интерес к способам решения такой задачи.

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Групповые обсуждения

Как выглядит: тренер даёт группе тему для разговора, как правило, через вопрос («Как вы думаете, почему мужчина должен платить за девушку в ресторане?», «Кто решил, что клиент всегда прав?», «Как правильно уволить сотрудника?» и пр.). Если вопрос «попадает» в болевую точку группы, очень быстро разгорается богатейший спор.

Зачем нужно: во-первых, групповые обсуждения позволяют людям высказаться и услышать других (если, конечно, тренер следит за цивилизованностью дискуссии). В результате такой дискуссии люди приходят к общему мнению или, хотя бы, лучше понимают позиции друг друга. Во-вторых, групповое обсуждение используется для обучения приёмам продуктивной дискуссии. Сначала эти приёмы разбираются, потом люди начинают дискутировать, используя приёмы.

Время: от двадцати минут до часа.

Общегрупповая игра

Как выглядит: увлекательный процесс (обычно с правилами и сюжетом), в котором участвуют все члены группы (иногда в командах, иногда индивидуально). Самая известная общегрупповая игра - «Воздушный шар». Вся группа играет роль путешественников, решающих, что нужно выбросить из корзины падающего воздушного шара, чтобы спастись от катастрофы.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренингов "Миллион евро"

    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста.

    Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели , которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать , и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!

    Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.

  • Ролевая игра "Слалом"

    Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей , а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения , все тренерские тонкости и нюансы.

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть , просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.