Подводные лодки проекта 945а кондор. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Характеристики и вооружение

Параллельно с разработкой многоцелевых атомных подлодок второго поколения в ведущих КБ страны, флотских и отраслевых научных центрах, вели поисковые работы по субмаринам третьего поколения. Например, в начале 1960-х годов Горьковское (сегодня нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» разработало предэскизный проект № 673 - многоцелевая атомная подводная лодка, в конструкции которой заложили много передовых решений - оптимальные с точки зрения гидродинамики обводы (без ограждения рубки), полуторакорпусная схема, одновальная энергетическая установка, имеющая один реактор и тому подобное. Позднее работы по новым многоцелевым атомным подлодкам в Горьком продолжили. Одна такая проработка и была в 71-м году взята за основу проекта первой советской АПЛ третьего поколения.

Расширение боевых возможностей флота США - в первую очередь, подводной составляющей, которая в 1960-80-х годах развивался наиболее динамично, требовало резкого увеличить противолодочный потенциал советского военно-морского флота. В 73-м году в СССР в рамках программы «Аргус» разработали концепцию противолодочной обороны. В рамках данной концепции ЦНПО «Комета» (руководитель – генеральный конструктор Савин) начали реализовывать программу создания КСОПО «Нептун» (комплексная система освещения обстановки) которая включала:
- центральным звеном системы являлись центр сбора, обработки, распределения и отображения информации, отражения;
- стационарная система освещения подводной обстановки, которая работала по различным физическим полям подводной лодки;
- гидроакустические буи, которые выставляются в океанах самолетами и кораблями;
- космические системы обнаружения подлодок по разным демаскирующим признакам;
- маневренные силы, которые включают самолеты, подлодки и надводные корабли. При этом многоцелевые АПЛ нового поколения, которые обладали повышенными поисковыми возможностями, рассматривали как важнейшее средство обнаружения, слежения и уничтожения (после получения соответствующей команды) субмарин противника.

ТТЗ на разработку большой многоцелевой атомной подводной лодки выдали в марте 72-го года. При этом военно-морской флот ставил задачу ограничить водоизмещение лодок в пределах, которые обеспечивают строительство подлодок на внутренних заводах (в частности - на заводе «Красное Сормово» г. Горький). Основным назначением новых субмарин проекта 945 («Барракуда») было слежение за ракетными авианосными ударными группами и подлодками потенциального противника, а также уничтожение данных целей в случае начала боевых действий. Главный конструктор проекта – Н.И. Кваша, а главный наблюдающий от военно-морских сил - И.П. Богаченко.

Принципиально важным элементом новой атомной подлодки было применение в ее прочном корпусе титанового сплава имеющего предел текучести 70-72 кгс/мм2, что обеспечивало увеличение в 1,5 раза предельной глубины погружения по сравнению с субмаринами второго поколения. Использование титанового сплава имеющего высокую удельную прочность позволяло за счет снижения массы корпуса сэкономить на водоизмещении подлодки до 30%, что давало возможность строить атомные подводные лодки в Горьком и транспортировать их внутренними водными путями. Кроме того, титановый корпус позволял значительно уменьшить магнитное поле судна (по данному параметру подлодки 945-го проекта сохраняют лидерство среди подлодок и сегодня).

Однако использование титана влекло за собой существенное увеличение стоимости атомной подлодки и по тех. причинам ограничивало количество строящихся судов, а также число предприятий, участвующих в программе (в Комсомольске-на-Амуре технология постройки корпусов из титана освоена не была).

Торпедно-ракетный комплекс новой подлодки по сравнению с атомными субмаринами предыдущего поколения должен был обладать вдвое большим боезапасом, возросшей дальностью стрельбы, за счет использования усовершенствованной системы целеуказания и новых боеприпасов, (для ракето-торпед – в 3 раза, для торпед – в 1,5 раза), а также повышенной боеготовностью (для подготовки к стрельбе первым залпом требовалось в два раза меньше времени).

В ОКБ Минавиапрома «Новатор» под руководством Л.В. Люльева в декабре 1969 года начали работать над новыми 533-миллиметровыми противолодочными ракетными комплексами второго поколения «Водопад» и 650-миллиметровыми «Ветер», предназначенных главным образом для оснащения перспективных атомных подводных лодок третьего поколения. «Водопад» в отличие от ПЛРК «Вьюга-53» должен был комплектоваться не только специальной боевой частью, но и малогабаритной самонаводящейся торпедой УМГТ-1 (разработан в НПО «Уран») с дальностью реагирования 1500 м по акустическому каналу, дальностью хода до 8000 м и максимальной скоростью подводного хода 41 узел. Применение двух типов комплектации расширяло диапазон использования . У «Водопада», по сравнению с «Вьюга-53», возрастала максимальная глубина запуска ракеты, которая составляла до 150 метров, увеличивался диапазон дальностей огня (с глубин от 20 до 50 метров - от 5 до 50 тыс. м, со 150 метров - от 5 до 35 тыс. м), значительно уменьшалось время предстартовой подготовки (которое составляло 10 секунд).



Атомная подводная лодка К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда"

«Ветер», который имел в два раза большую, по сравнению с «Водопадом», максимальную дальность, мог комплектоваться торпедой УМГТ или ядерной боевой частью. Комплекс «Водопад» (индекс РПК-6) на вооружение ВМФ поступил в 1981 г (им оснащались как АПЛ, так и надводные корабли), «Ветер» (индекс РПК-7) - в 84-м г.

Еще одним типом оружия, которое было внедрено на АПЛ третьего поколения, стала самонаводящаяся телеуправляемая торпеда ТЭСТ-71. Данная торпеда предназначалась для поражения подлодок и оснащалась активно-пассивной ГАС самонаведения, которая вместе с системой телеуправления обеспечивала двухплоскостное наведение на цель. Наличие системы телеуправления давала возможность осуществлять контроль за работой аппаратуры самонаведения и маневрированием торпеды, а также управлять ими при выстреле. Оператор на борту атомной подводной лодки, в зависимости от тактической ситуации, мог перенацелить торпеду или запретить ее самонаведение.

Электрической силовой установкой обеспечивалось движение торпеды в двух режимах - поисковый (скорость 24 узла) и режим сближения (скорость 40 узлов) с многократным переключением режима. Максимальная дальность хода (зависит от преобладающей скорости) составляла от 15 до 20 тыс. м. Глубина поиска/поражения цели от 2 до 400 метров. По уровню скрытности ТЭСТ-71 во многом превосходила американскую торпеду Мк.48, оснащенную поршневым двигателем, хотя американская торпеда, при сопоставимой дальности, имела несколько большую скорость хода (около 50 узлов).

АПЛ К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома"), после столкновения 11 февраля 1992 года с АПЛ «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес». Снимок сделал во время сопровождения лодки в базу с борта спасательного буксира СБ-523 дежуривший на нём в числе спасательного отряда Северного флота

Боевые повреждения ограждения выдвижных устройств АПЛ К-276 (с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда" после столкновения 11.02.1992. с АПЛ "Батон Руж" ВМС США

Для освещения надводной и подводной обстановки и целеуказания было принято решение применить усовершенствованный ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря мерам по уменьшению шумности атомной подлодки и уменьшению собственных помех во время работы гидроакустического комплекса дальность обнаружения целей увеличилась более в два раза по сравнению с субмаринами второго поколения.

Использование новой системы радиоэлектронного вооружения дало возможность уменьшить в пять раз предельную ошибку при определении места, а также значительно увеличить интервалы между всплытиями при определении координат. В два раза возросла дальность связи, в три раза – глубина приема радиосигналов.

Для отработки технологии и вопросов прочности заводом «Красное Сормово» из титанового сплава построили натурный отсек, а также полунатурный отсек с использованием другого, более прочного титанового сплава, который предназначался для использования на сверхглубоководных перспективных АПЛ. Отсеки доставили в Северодвинск, где провели усталостные и статические испытания в специальной док-камере.

Атомная подлодка проекта 945 предназначалась для ведения борьбы с ракетными подлодками противника, и с надводными судами из состава ударных группировок и авианосных соединений. Боевой потенциал повышался за счет усиления торпедного и ракетно-торпедного вооружения, прогресса в развитии систем целеуказания, обнаружения, навигации, связи, внедрения информационно-управляющих комплексов и улучшения тактико-технических элементов - глубины погружения, скорости, скрытности, маневренности, живучести и надежности.


Подводная лодка 945-го проекта была выполнена по двухкорпусной схеме. У легкого корпуса эллипсоидная носовая и веретенообразная кормовая оконечность. Забортные отверстия закрываются при помощи шпигатных затворов, а также кингстонов на цистернах главного балласта.

Прочный корпус, изготовленный из сплава титана, имеет относительно простые формообразования – конические оконечности и цилиндрическая средняя часть. Концевые переборки - сферические. Прочные цистерны к корпусу крепятся таким образом, что исключаются изгибные напряжения, которые возникают при обжатии подлодки на глубине.

Корпус субмарины разделен на 6 водонепроницаемых отсеков. Лодка оснащена системой аварийного продувания цистерн главного балласта при помощи продуктов сгорания топлива.

Экипаж лодки состоит из 31-го офицера и 28-ми мичманов, для которых создали хорошие условия обитаемости. Атомная подлодка имеет всплывающую спасательную камеру, способную вместить весь экипаж субмарины.

Главная энергоустановка номинальной мощностью 43 тыс. л. с. включает водоводяной реактор ОК-650А (мощностью 180 МВт) и паро-зубчатый агрегат. ОК-650А имеет 4 парогенератора, по 2 циркуляционных насоса первого и четвертого контуров и 3 насоса третьего контура.

Лодка имеет два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Для обслуживания потребителей, которые используют постоянный ток, имеется два обратимых преобразователя и две группы аккумуляторных батарей.

Многолопастный гребной винт имеет улучшенные гидроакустические характеристики и уменьшенную частоту вращения.

Слева большая АПЛ "Псков" проекта 945А "Кондор", справа АПЛ "Кострома" проекта 945 "Барракуда". Главное визуальное отличие - форма носовой части ограждения выдвижных устройств и боевой рубки

При выходе из строя главной энергоустановки для последующего ввода были предусмотрены аварийные источники питания, а также резервные средства движения. Имеются пара дизельных генераторов ДГ-300 оснащенных обратимыми преобразователями (каждый 750 л. с.) с десятисуточным запасом топлива. Они предназначались для выработки переменного тока для общекорабельных потребителей и постоянного – для гребных электродвигателей.

Для обеспечения движения в подводном положении со скоростью до 5 узлов атомная подводная лодка оборудовалась двумя гребными электродвигателями постоянного тока (мощность каждого 370 кВт), каждый работает на собственный винт.

Подлодка оснащена ГАК МГК-503 «Скат-КС» (имеет аналоговую обработку информации). Комплекс «Молния-М» состоит из системы спутниковой связи и буксируемой антенны «Параван».

Комплексом ракетно-торпедного вооружения и боевой информационно-управляющей системой обеспечиваются одиночная и залповая стрельба без ограничений по глубине (вплоть до предельной глубины погружения). В носовой части смонтировано четыре торпедных аппарата калибром 533 миллиметра и два 650 миллиметров. В боекомплект входит 40 единиц оружия - торпеды и ракето-торпеды.

Головная лодка проекта 945, К-239 «Карп», заложили 8 мая 1982 года в Сормово, 29 июля 1983 году спущена на воду и 21 сентября 1984 года вступила в строй. Второе однотипное судно, К-276 «Краб», заложили в августе 1983 года и в апреле 1984 года спустили на воду. Атомная подводная лодка вошла в состав военно-морского флота осенью 1987 года. В 96-м году К-276 (под командованием капитана первого ранга В. Соколова) было присвоено название - «Кострома».

Дальнейшим развитием подлодки 945-го проекта стала атомная подводная лодка проекта 945А («Кондор»). Основное отличие субмарины от кораблей предыдущей серии – измененный состав вооружения, который включал шесть торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. В боекомплект включили стратегические крылатые ракеты «Гранат», предназначавшиеся для поражения на дальности до 3 тыс. м наземных целей. Подлодку также оснастили восемью комплектами самообороны ПЗРК «Игла».

Проекции АПЛ проекта 945А "Кондор"

Число водонепроницаемых отсеков увеличилось до семи. Субмарина получила усовершенствованную энергоустановку мощностью 48 тыс. л.с. со 190-мегаваттным реактором ОК-650Б. В выдвижных колонках установили два подруливающих устройства (370 л.с каждый). По уровню демаскирующих признаков (магнитному полю и шумности) субмарина проекта 945А была самой малозаметной подлодкой в отечественном флоте.

Первая усовершенствованная подлодка, К-534 «Зубатка», была заложена в июне 1986 года в Сормове, в июле 1988 года спущена на воду и 28 декабря 1990 года вступила в строй. «Зубатку» в 1995 году переименовали в «Нижний Новгород» (капитан первого ранга Воронков). После этого последовал «Окунь» К-336 (в мае 1990 года заложен, в июне 1992 года спущен на воду и в 1993 году вошел в строй). Эту АПЛ в 1995 году переименовали в «Псков».

Пятую атомную подлодку, строившуюся по проекту 945Б («Марс») которая по своим характеристикам практически соответствовала требованиям к субмаринам четвертого поколения, разрезали в 1993 году на стапеле.



АПЛ "Псков". Ара-Губа. Лето 2004. Правый борт со следами копоти после возгорания в ходе ремонта в плав-доке ПД-50 82-го СРЗ

У острова Кильдин, в российских территориальных водах, 11 февраля 1992 года К-276 под командованием капитана второго ранга И. Локтя столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» («Лос-Анджелес»), которая пыталась осуществлять скрытное слежение за кораблями ВМФ России в районе учений. В результате столкновения у «Краба» была повреждена рубка, имеющая ледовые подкрепления. Положение американской атомной субмарины оказалось более тяжелым, она с трудом сумела дойти до базы, после чего решили лодку не ремонтировать, а вывести из состава флота.

В настоящее время все большие атомные подлодки проектов 945 и 945А продолжают нести службу в составе первой флотилии подлодок на Северном флоте (Ара-губа), кроме выведенной в 1998 году из боевого состава Б-239 «Карп».

Основные технические характеристики атомных подводных лодок проектов 945 и 945А:
Надводное водоизмещение – 6300/6470 т;
Подводное водоизмещение – 9100/10400 т;
Длина – 107,0/110,5 м;
Ширина – 12,2 м;
Осадка – 8,8/9,4 м;
Максимальная подводная скорость 35 узлов;
Максимальная надводная скорость 19 узлов;
Рабочая глубина погружения – 480/520 м;
Предельная глубина погружения – 550/600 м;
Экипаж – 60/65 человек.

АПЛ "Кострома" на ремонте в 2006 г. Редкое фото гребного винта АПЛ проекта 945

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» - это серия атомных многоцелевых подводных лодок, разработанных и построенных в Советском Союзе в период с 1976 по 1986 год. Они стали первыми представителями третьего поколения советских атомных субмарин этого типа.

Созданием АПЛ проекта 945 занималось горьковское ЦКБ-112 «Лазурит», строительство кораблей велось на заводе «Красное Сормово». Головной корабль проекта 945 был заложен 8 мая 1982 года, а через два года он уже был принят в состав ВМФ СССР.

Уникальной особенностью подлодок этого проекта является использование титана в их прочном корпусе, что позволило значительно увеличить глубину погружения, уменьшить водоизмещение, а также снизить магнитное поле – один из главных демаскирующих факторов для любого подводного корабля. Правда, применение титана значительно повысило стоимость постройки кораблей, поэтому АПЛ проекта 971 строили уже из обычной маломагнитной стали.

Дальнейшим развитием АПЛ проекта 945 стали субмарины проектов 945А и 945Б («Кондор» и «Марс»), которые были заложены в конце 80-х годов. В настоящее время в состав российского флота входят подлодки проектов 945 и 945А. В 1998 году из него была выведена подводная лодка «Карп» - первый корабль серии. Еще ранее, в 1993 году прямо на стапелях была порезана на металл АПЛ проекта 945Б «Марс», причем этот корабль по своим характеристикам вплотную приближался к субмаринам четвертного поколения.

В настоящее время «Барракуды» входят в состав 7-й дивизии подлодок Северного флота.

История создания

В середине 70-х годов американский военно-морской флот получил на вооружение атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес», которые относились к третьему поколению АПЛ. Эти субмарины отличались гораздо меньшим уровнем шумности, лучшей обитаемостью, совершенным радиоэлектронным и – особенно – гидроакустическим оборудованием. Более мощным и эффективным стало их вооружение.

Советский военно-морской флот, вооруженный подлодками предыдущего, второго поколения, оказался в роли догоняющего. Причем ситуация была весьма серьезной: в какой-то период советские рубежи оказались крайне уязвимы перед угрозой прорыва подводными силами вероятного противника. Подобные успехи США и их союзников не могли не вызывать обеспокоенности у военного и политического руководства СССР. Поэтому еще в начале 70-х годов началась разработка программы «Аргус», которая была не чем иным, как попыткой создать новую концепцию противолодочной обороны страны. В ходе ее реализации военные пришли к выводу, что наиболее эффективным противолодочным средством должны стать многоцелевые АПЛ нового поколения, обладающие мощными средствами поиска и поражения противника. Однако такую лодку нужно было сначала создать…

Еще в 60-е годы конструкторы ЦКБ «Лазурит» разработали эскиз подводной лодки третьего поколения, конструкцию которой можно смело назвать революционной. Она вовсе не имела ограждения выдвижных устройств (что обычно называют рубкой), была выполнена по полуторакорпусной схеме, имела одновальную энергетическую установку с единственным реактором и обводы корпуса, оптимальные для подводного хода. Однако данный проект реализован так и не был.

Техническое задание на нее было подготовлено в начале 1972 года. Главными целями новой подлодки должны были стать субмарины противника и надводные корабли, входящие в состав авианосных ударных групп (АУГ). Основным требованием, предъявленным к разработчикам проекта 945, стало ограничение водоизмещения лодок, с таким учетом, чтобы их можно было изготавливать на судостроительных заводах внутри страны, а уже затем транспортировать их к морю. Разработка проекта была поручена горьковскому ЦКБ «Лазурит».

Основной «изюминкой» новой подводной лодки стало применение титанового сплава в ее корпусе. Подобное конструкторское решение давало сразу несколько преимуществ. Во-первых, использования особо прочного сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2 значительно увеличивало максимальную глубину погружения корабля – почти в полтора раза по сравнению с лодками второго поколения – а, во-вторых, применение этого материала уменьшало магнитное поле судна. Ну и самое главное: благодаря титановому корпусу можно было на 30% уменьшить водоизмещение подводной лодки, что позволяло изготавливать корабли этого проекта на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

У советских кораблестроителей уже был опыт постройки подводных лодок с титановым корпусом. В 1969 году на воду была спущена уникальная субмарина проекта 661 «Анчар». Она не только была изготовлена из титана, но и могла развивать неслыханную по тем временам скорость – 44 узла. Правда, ее постройка обошлась советскому бюджету в такую сумму, что «Анчар» получил на флоте прозвище «Золотая рыбка».

Однако применение титана имело и значительные недостатки. Главным из них было, конечно, значительное увеличение стоимость кораблей. Кроме того, работать с этим металлом было сложно, далеко не все предприятия освоили подобные технологии. Поэтому часть советских кораблестроительных предприятий из проекта выпали сразу (например, Комсомольск-на-Амуре).

Любопытно, что, кроме горьковского «Лазурита», разработкой многоцелевой подводной лодки третьего поколения занимались и их основные конкуренты – ленинградское СКБ-143 «Малахит». Результатом его работы стали подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». При этом следует отметить, что конструкторы обоих КБ работали по одному и тому же техническому заданию. В итоге советские моряки получили две разные субмарины со сходными характеристиками для выполнения одних и тех же боевых задач. Правда, «Щука» была изготовлена из стали, а не из титана. Подобная ситуация была типичной для советского флота, многообразие типов подводных лодок, которые он использовал в период Холодной войны, поражает. Более практичные американцы пошли абсолютно другим путем: начиная с 70-х годов, они максимально унифицировали свои подводные силы, постепенно уменьшая количество типов субмарин. Подобный подход позволял существенно экономить на постройке и эксплуатации плавсостава.

Для отработки конструкции титанового корпуса и уточнения вопросов его прочности на заводе «Красное Сормово» был построен натурный отсек из этого материала, а также полунатурный отсек из еще более прочного сплава, который планировали использовать для создания новых, еще более глубоководных АПЛ. Они были доставлены на Северный флот, где в специальной док-камере прошли прочностные и другие испытания.

Головная лодка проекта К-239 «Карп» была спущена на воду 29 июля 1983 года, а чуть более чем через год она была принята в состав флота. Вторая подлодка проекта – К-276 «Краб» – была заложена в августе 1983 года, осенью 1987 года она вошла в состав ВМФ СССР. Уже в российский период, в 1996 году, корабль получил название «Кострома».

Дальнейшим развитием «Барракуд» стали лодки улучшенных проектов – 945А и 945Б. В 1986 году была заложена первая подлодка проекта 945А – К-534 «Зубатка». В состав флота она была принята в 1990 году (с 1995 года это подводная лодка «Нижний Новгород»). Затем был К-336 «Окунь» К-336, который вступил в строй в 1993 году (с 1995 года это подводная лодка «Псков»). Основным отличием проекта 945А от кораблей базовой серии был измененный состав вооружения. «Зубатка» и «Окунь» получили шесть 533-мм торпедных аппарата, а также возможность стрелять стратегическими крылатыми ракетами С-10 «Гранат», способными поражать цели на дистанциях в 3 тыс. км. Также лодки нового проекта были оснащены более современным и мощным реактором, еще более была уменьшена их шумность. На момент принятия на вооружение «Зубатка» была одной из самых «тихих» подлодок советского флота.

В 1990 году на заводе «Красное Сормово» была заложена подводная лодка К-123 «Марс», которая относится к усовершенствованному проекту 945Б. По мнению большинства экспертов, по своим характеристикам этот корабль должен был вплотную приблизиться к субмаринам четвертого поколения. Однако из-за развала Советского Союза и отсутствия финансирования этот очень интересный проект был приостановлен, а К-123 был разрезан на металл прямо на стапеле.

В 1992 году К-276 «Краб» в территориальных водах столкнулся с американской подлодкой «Батон-Руж» (типа «Лос-Анджелес»), которая осуществляла скрытое наблюдения за российскими кораблями во время учений. У «Краба» было смято ограждение выдвижных устройств, но американец пострадал куда больше. После столкновения на «Батон-Руж» начался пожар, лодка едва смогла добраться до базы. Повреждения были настолько тяжелы, что субмарину решили не восстанавливать, а списать и утилизировать. Все-таки хорошая вещь титановый корпус!

В 2013 году руководством российского флота было принято решение о модернизации подлодок проектов 945 и 945А «Кондор». Ее планируют проводить на судоремонтном заводе «Звездочка». На лодках будет проведен ремонт реакторов, замена всего электрооборудования и части механических элементов конструкции. Корабли получат новые гидроакустические станции (ГАС), РЛС, навигационные системы ГЛОНАСС и информационно-управляющие системы. В ходе модернизации планируют обновить комплекс вооружения субмарин. В частности, боевые возможности кораблей будут значительно расширены за счет новейших крылатых ракет «Калибр». Модернизацию планируют провести до 2020 года. После ее окончания срок службы обновленных «Барракуд» и «Кондоров» будет продлен еще на десять лет.

Описание конструкции

Подводные лодки проекта 945 выполнены по классической для советского судостроения двухкорпусной схеме.

Прочный корпус кораблей этой серии выполнен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму в средней части с коническими оконечностями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. «Барракуды» оснащены системой экстренной продувки цистерн главного балласта за счет сжигания твердого топлива. Легкий корпус субмарины имеет форму эллипса, кормовая оконечность веретенообразная.

В состав экипажа кораблей этой серии входит 28 мичманов и 31 офицер, для которых на борту созданы комфортные условия обитания. В случае нештатных ситуаций моряки могут покинуть подлодку экстренно: для этого есть спасательная камера, способная вместить в себя весь экипаж.

Подводные лодки проекта 945 имеют главную энергетическую установку в составе водо-водяного реактора ОК-650А мощностью 180 мВт и паро-зубчатого агрегата. Этот реактор оснащен четырьмя парогенераторами, и двумя циркуляционными насосами для первого и четвертого контуров, третий контур имеет три насоса. ГЭУ позволяет подлодкам этой серии развивать скорость в 35 узлов под водой и 12 узлов – в надводном положении.

На случай поломки главной энергетической установки лодка имеет два дизель-генератора с мощностью по 750 л. с. и запасом топлива на десять суток плавания. Гребной винт субмарин этого проекта имеет прекрасные гидроакустические характеристики. Кроме того, имеются два винта и два двигателя малого хода (по 370 кВт).

На лодках проекта «Барракуда» были установлены гидроакустические комплексы «Скат». Новые технические решения, использованные в его конструкции, а также уменьшение шумности самой лодки, позволили увеличить дальность обнаружения вражеских субмарин практически в два раза по сравнению с кораблями второго поколения. Использование нового комплекса связи «Молния-М» позволило в два раза повысить ее дальность и в три раза – глубину. Лодки серии 945 оснащались системами спутниковой связи и буксируемой антенной «Параван». Навигационный комплекс позволил в несколько раз увеличить точность определения координат корабля.

Еще в конце 60-х годов началась разработка нескольких комплексов ракетно-торпедного вооружения для подводных лодок нового поколения. Ее результатом стало создание противолодочных ракетных комплексов «Водопад» (533 мм) и «Ветер» (650 мм). Они позволяют субмарине вести огонь на всем диапазоне глубин погружения, включая и максимальную. Также было значительно сокращено время предстартовой подготовки. По сравнению с кораблями второго поколения лодки проекта 945 имеют большую дальность стрельбы, а за счет более совершенной системы целеуказания и использования новых боеприпасов возросла ее точность. Кроме того, был значительно увеличен боекомплект: он составил 12 торпед или ракетоторпед калибра 650 мм и 28 – калибра 533 мм.

Лодки проекта 945 имеют шесть торпедных аппаратов: четыре калибра 533 мм и два 650-миллиметровых. Торпеды могли оснащаться как обычной, так и ядерной боевой частью.

Еще одним типом вооружения «Барракуд» стала телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71. Она оснащалась ГАС самонаведения активно-пассивного типа, обеспечивавшей наведение на цель в двух плоскостях. Этой торпедой можно было управлять после запуска, перенацеливать или отменить самонаведение. Силовая установка ТЭСТ-71 могла работать в двух режимах: поисковом (скорость до 24 узлов) и атакующем (40 узлов). Максимальная дальность стрельбы составляла 20 тыс. метров, а глубина – 400 метров. При этом по уровню скрытности советская торпеда значительно превосходила знаменитую американскую Мк.48.

Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана, рассказал высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, подчеркнув, что решение восстановить лодки было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым. «Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать», - пояснил он.

Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» - К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» - К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Слева большая АПЛ "Псков" проекта 945А "Кондор", справа АПЛ "Кострома" проекта 945 "Барракуда". Главное визуальное отличие - форма носовой части ограждения выдвижных устройств и боевой рубки

Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» - авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже - до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».

Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления. Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией двух АПЛ.

АПЛ "Кострома" на ремонте в 2006 г. Редкое фото гребного винта АПЛ проекта 945

Как рассказал один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся на первой лодке уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому», - пояснил представитель «Звездочки».

Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии». «Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие», - добавил судоремонтник.

АПЛ "Псков"

По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S).

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.

АПЛ К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома"), после столкновения 11 февраля 1992 года с АПЛ «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес». Снимок сделал во время сопровождения лодки в базу с борта спасательного буксира СБ-523 дежуривший на нём в числе спасательного отряда Северного флота

Боевые повреждения ограждения выдвижных устройств АПЛ К-276 (с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда" после столкновения 11.02.1992. с АПЛ "Батон Руж" ВМС США

«Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок - это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 - бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу лодки могут служить до 100 лет», - сказал он.

Атомная подводная лодка К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. - Б-276, с 06.04.1993. - "Краб", с 15.11.1996. - "Кострома") проекта 945 "Барракуда"

Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, - не самое правильное решение.«Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановые. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Поэтому я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше», - пояснил Кравченко.

Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево.

В 60-ые годы идет строительство подводных кораблей второго поколения, проектируются новые подлодки данного класса. Однако советские конструкторы ведут активные поиски по созданию подлодки следующего поколения. Например, проект 673, представленный Горьковским конструкторским бюро №112 в начале шестидесятых – это уже была многоцелевая ПЛА третьего поколения. Конструкторы заложили в нее известные передовые решения. Схема корпуса – полуторная, эффективные обводы, ЭУ с одним реактором, одновальная, а также ряд других инновационных в то время решений. Кроме данного проекта Горьковское ЦКБ разработало еще несколько проектов. В 1971 году один из таких проектов стал базой для проектирования ПЛА третьего поколения.

Успехи американских конструкторов в области построения новейших подводных кораблей и сопутствующего вооружения, что особенно стало заметно к 80 годам, требовали адекватных действий со стороны Советского Союза. 1973 год: в СССР в рамках программы «Аргус» разработали концепцию ПЛО государства. Для успешной реализации данной концепции центральное НПО «Комета» создает КСОПО «Нептун» - программу создания комплексных систем освещения подводной обстановки. Программа «Нептун» состоит из:
- центрального звена системы. В нем осуществлялись сбор, обработка, отображение и распределение всей информации;
- стационарные системы освещения подводной обстановки. Они обрабатывали широкий спектр физических полей;
- радиогидроакустические буи, которые оставляли в заданных районах корабли и самолеты;
- системы для обнаружения подлодок из космоса по характерным признакам и следам;
- силы маневрирования, состоящие из кораблей, подлодок и самолетов. А многоцелевые ПЛА 3-го поколения играли здесь важнейшую роль в обнаружении, слежении и уничтожении подводных кораблей противника.

Конструкция, устройство и вооружение ПЛАРК проекта 945

В 1972 году, согласно выданному заданию, начинается процесс проектирования многоцелевой ПЛА. Одно из условий задания – водоизмещение подводного корабля не должно превышать возможности отечественных судостроительных заводов, то есть она должна вписаться в верфи завода. Основное предназначение новых подводных кораблей – обнаружение, слежение и гарантированное поражение ракетных подлодок, АУГ, КУГ, ДЕСО и КОН противника. Применение новой технологии построения корпуса из титанового сплава позволило увеличить максимальную глубину погружения более чем в полтора раза в сравнении с подлодками 2-го поколения. Это же позволило уменьшить массу корпуса и добиться требуемого водоизмещения. Такая конструкция корпуса снизила, вдобавок, и магнитные характеристики подводного корабля, по данным характеристикам они выделяются в лучшую сторону и по сей день. Но производство корпуса из титановых сплавов привело к значительному росту всех затрат на строительство одной подлодки, что свело построение будущих подлодок к ограниченному числу экземпляров.

Согласно проекту, ТРК подлодки должен получить увеличенный вдвое боезапас. Это достигалось применением в ТРК новых видов боеприпасов. Усовершенствовали систему целеуказания, возросла дальность применения ракето-торпед, сократилось почти в 2 раза время, необходимое для осуществления первого залпа. В конце 1969 года ОКБ «Новатор» приступило к работам по созданию новейших ракетных противолодочных комплексов 2-го поколения "Водопад" и "Ветер", калибра 533 и 650 мм соответственно. Основное предназначение – вооружение ПЛА нового поколения. Они получили два типа боеприпасов, увеличенный диапазон применения и скоростные характеристики. Водопад получил название РПК-6 и поступил на вооружение флота в 1981 году, мог использовать малогабаритные самонаводящиеся торпеды и специальные БЧ. "Ветер" получает название РПК-7 и в 1984 году поступает на вооружение флота, как и РПК-6 может использовать УМГТ и ядерные БЧ.

Следующим вооружением, которое получает новая ПЛА, становятся торпеды типа ТЭСТ-71. Основное назначение торпед – нанесение критических повреждений подводным лодкам противника. ТЭСТ-71 оснастили системой гидроакустики активно-пассивного типа с самонаведением. По проводам осуществляли телеуправляемое наведение в 2-х плоскостях с борта подлодки. При необходимости торпеду можно было быстро перенацелить или выключить самонаведение. По скрытности действия торпеда опережала американскую Мк.48, но проигрывала по скоростным характеристикам. Для наблюдения за надводно-подводной обстановкой в новой ПЛА установили комплекс гидроакустики МГК-503 «Скат». Из-за малой шумности и сниженных помех от подлодки дальность действия гидроакустики выросла с два раза по сравнению с существующими ПЛА. Радиоэлектронное вооружение, устанавливаемое на ПЛА типа "Барракуда", увеличило точность определения координат противника в 5 раз. Увеличилось время между всплытиями, необходимое для уточнения собственных координат. Дальность действия связи увеличилась в 2 раза. Для создания ПЛА на заводе «Красное Сормово» строят настоящий отсек из сплавов титана, на котором отрабатывают технологии прочности корпуса и отсеков. Для перспективных ПЛА с теми же целями строят отсек в половину реальной величины из сплавов титана повышенной прочности. Оба отсека перевозят в Северодвинск, где собственно в доковой камере и проходили испытания характеристик прочности. ПЛА класса 945 «Барракуда» изготовлена по двухкорпусной концепции. Легкий корпус получил носовое эллипсоидное окончание и кормовое веретенообразное окончание. Внешние отверстия всех цистерн в нем закрываются с помощью кингстонов и затворов шпигатного типа. Прочный корпус, изготовленный из сплавов титана, получил среднюю цилиндрическую часть и конические носовую и кормовую оконечности. Переборки в концах корпуса – сферические. Конструкция креплений выполнена без возможности получить изгибные напряжения на глубине.

ПЛА разделена на 6 отсеков. На борту находится аварийная система продува 2-х цистерн главного балласта при помощи результатов сгорания топлива. Экипаж подводного корабля - 61 человек, из которых больше половины офицеры. Условия обитания на борту ПЛА достаточны комфортные на то время. Подлодка имеет всплывающую спасательную камеру, рассчитанную на всю команду. ГЭУ – мощность 43 тысячи л.с. Состоит из одного водоводяного реактора ОК-650А и паро-зубчатого агрегата. Реактор обеспечен 4-мя парогенераторами и насосами для каждого контура. На борту подлодки находятся также два турбогенератора с обслуживающими насосами, вырабатывающими переменный ток. Для использования электроэнергии имеются 2 группы батарей аккумуляторного типа и 2 преобразователя. Винт гребной изготовили малозаметным в плане гидроакустики и уменьшили частоту его вращения. Имеются на ПЛА резервные двигатели - 2 дизеля ДГ-300 со своим запасом топлива, которого хватит на десять дней работы. Они вырабатывают постоянный ток для гребных ЭД и переменный ток для систем подлодки. Гребные ЭД заставляют двигаться подлодку на скорости до 5 узлов, где каждый из них движет свой винт.

На борту установили комплекс «Молния-М», состоящий из спутниковой системы и антенны «Параван» буксируемого типа. ТРК и БИУС сохраняют возможность проведения выстрела даже на большой глубине. Носовая часть получила 4 ТА калибра 533 мм и 2 ТА калибра 650 мм. Боезапас - более 40 единиц боеприпасов.

ПЛА проекта 945/945А/945Б

Головной подводный атомный корабль, получивший название "Карп" и номер К-239, начали строить в 1982 году, в1983 году он сошел со стапелей и в 1984 году поступил на вооружение советского флота. Списан в 1998 году.

Следующий корабль, получивший название "Краб" и номер К-276, начали строить в 1983 году, в 1984 году он сошел со стапелей и в 1987 году поступил на вооружение. В 1993 году получает номер Б-276. В 1996 году подлодку переименовали в «Кострома».

Следующими подводными кораблями из серии 945 стали модернизированные подлодки проекта 945А «Кондор». Модернизация коснулась в основном состава вооружения – на борту ПЛА устанавливают 6 ТА калибра 533 мм вместо 4-х однотипных на «Барракуде» и 2-х ТА калибра 650 мм. ПЛА получает стратегические КР «Гранат» и 8 комплектов ПЗРК «Игла». Увеличили число отсеков – их становится 7 единиц. Модернизировали реактор ОК-650Б, он стал более мощным – 48 тысяч л.с. По характеристикам скрытности данный проект 945А «Кондор» становится самым малозаметным в Советском ВМФ.

Первая подлодка проекта 945А, получившая название "Зубатка" и номер К-534, начала строится в 1986 году, в 1988 году она сходит со стапелей и в 1990 году поступает на вооружение советского флота. В 1993 году получает номер Б-534. В 1995 году ее переименовывают в «Нижний Новгород».

Следующая подлодка данного проекта, получившая название "Окунь" и номер К-336 начала строится в 1990 году, в 1992 году она сходит со стапелей и в 1993 году поступает на вооружение под номером Б-336. В 1995 году получает новое имя «Псков».

Последняя подлодка в серии 945 строилась по модернизированному проекту 945Б «Марс». Основное отличие – согласно проекту, подлодка получалась четвертого поколения. Начало строительства подлодки под рабочим номером 305 - 1990 год, в 1993 году из-за нехватки финансирования строительные работы прекращают. Немного позже подлодку разрезают прямо на стапелях. Все ПЛАРК 945/945А несут службу на Северном флоте, приписаны к базе Ара-губа.

Основные характеристики ПЛАРК 945/945А

Водоизмещение 9.1/10.4 тысяч тонн;
- длина 107/110.5 метров;
- ширина 12.2/12.2 метра;
- осадка 8.8./9.4 метра;
- скорость подводного хода 35/35 узлов;
- скорость надводного хода 19/19 узлов;
- стандартная глубина 480/520 метров;
- команда 61/65 человек.

Аварии многоцелевых ПЛА пр. 945

Начало 1992 года. Российская атомная торпедная подводная лодка находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу (т.н. "Л-2") и подводная лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за своим русским "собратом", следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с "Сиеррой" и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир "Батон Руж" решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин. При столкновении "Кострома" своей рубкой протаранила днище американского "филера". Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели. На рубке "Костромы" остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту. Американская ПЛА получила тяжелые повреждения, но сумела самостоятельно дойти до своей базы. Ремонт лодки признается нерентабельным, и ее выводят из состава ВМС Соединенных Штатов.
2001 год. Внештатная ситуация произошла в отсеке реактора на подлодке «Нижний Новгород». Семь лет подлодка простояла на судоремонтном заводе «Нерпа», и только в 2008 году работы по восстановлению «Нижнего Новгорода» были закончены, ПЛАРК возвращается в пункт базирования.

Расширение боевых возможностей американского флота - в первую очередь - его подводной составляющей, развивавшейся в 60 - 80-х гг. наиболее динамично, требовало резкого увеличения противолодочного потенциала советского ВМФ.

В 1973 г. в нашей стране в рамках комплексной программы "Аргус" была разработана концепция противолодочной обороны страны. В рамках этой концепции ЦНПО "Комета" (генеральный конструктор А. И. Савин) началась реализация программы создания комплексной системы освещения обстановки "Нептун" (КСОПО "Нептун"), включающей:
- центральное звено системы - центр сбора, обработки, отображения и распределения информации, отражения;
- стационарные системы освещения подводной обстановки, работающие по различных физическим полям ПЛ;
- гидроакустические буи, выставляемые в океане кораблями и самолетами;
- космические системы обнаружения подводных лодок по различным демаскирующим признакам;
- маневренные силы, включающие самолеты, надводные корабли и подводные лодки. При этом атомные многоцелевые подводные лодки нового поколения, обладающие повышенными поисковыми возможностями, рассматривались как одно из важнейших средств обнаружения, слежения и (после получения соответствующей команды) уничтожения субмарин противника.

Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны (в частности - на горьковском заводе "Красное Сормово").

Основным назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр "Барракуда") должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся Н. И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС - И. П. Богаченко.

АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок.

Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно- торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов - скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.

Подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта. Прочный корпус имеет относительно простые формообразования - цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Концевые переборки - сферические. Конструкция крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на глубине. Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью продуктов сгорания твердого топлива.

Принципиально важным элементом новой АПЛ было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70 - 72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25 - 30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945-го проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время).

Экипаж лодки - 31 офицер и 28 мичманов, для которых созданы относительно хорошие условия обитаемости. АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43 000 л. с. включает один водо-водяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один парозубчатый агрегат. Гребной семилопастной винт обладает улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.

В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и резервные средства движения. Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей.

Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов АПЛ оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 370 кВт, каждый из которых работает на свой винт.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-503 "Скат" (с аналоговой обработкой информации). Комплекс связи "Молния-М" включает систему спутниковой связи и буксируемую антенну "Параван". Благодаря мерам по снижению шумности АПЛ и уменьшению собственных помех при работе ГАК дальность обнаружения целей по сравнению с АПЛ второго поколения увеличена более чем в два раза.

По сравнению с АПЛ предыдущего поколения торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом, усовершенствованной системой целеуказания, повышенной дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза - для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).

В декабре 1969 г. в ОКБ Минавиапрома "Новатор" под руководством главного конструктора Л. В. Люльева начались работы по созданию новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения "Водопад" (калибр 533 мм) и "Ветер" (650 мм), предназначенных в первую очередь для оснащения перспективных АПЛ третьего поколения.

В отличие от своего предшественника, ПЛРК "Вьюга-53", "Водопад" должен был комплектоваться как специальной боевой частью, так и самонаводящейся малогабаритной торпедой УМГТ-1 (разработчик - НПО "Уран") с дальностью реагирования по акустическому каналу 1,5 км, дальностью хода до 8 км и максимальной скоростью 41 уз. Использование двух типов комплектации значительно расширяло диапазон применения оружия. По сравнению с комплексом "Вьюга-53" у "Водопада" резко возрастала максимальная глубина старта ракеты (до 150 м), увеличивался диапазон дальностей стрельбы (с глубин 20-50 м - 5 - 50 км, со 150 м - 5 - 35 км), существенно уменьшалось время предстартовой подготовки (10 с).

"Ветер", имеющий в два раза большие, чем у "Водопада", максимальные дальность и глубину старта, также мог комплектоваться как торпедой УМГТ, так и ядерной боевой частью.

Комплекс "Водопад" под индексом РПК-6 поступил на вооружение ВМФ в 1981 г. (им оснащались не только АПЛ, но и надводные корабли), а "Ветер" (РПК-7) - в 1984 г.

Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ третьего поколения, стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа ТЭСТ-71. Она была предназначена для поражения подводных лодок и оснащена активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения, которая совместно с системой телеуправления по проводам обеспечивала наведение на цель в двух плоскостях. Наличие системы телеуправления позволяло осуществлять контроль за маневрированием торпеды и работой аппара туры самонаведения, а также управлять ими в процессе выстрела. Оператор на борту АПЛ в зависимости от складывающейся тактической ситуации мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее.

Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в двух режимах - поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15 - 20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2 - 400 м. По уровню скрытности применения ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду с MK.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50 узлов).

Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). В носовой части корпуса установлено четыре 533-миллиметровых и два ТА калибром 650 мм. В боекомплект входит до 40 единиц оружия - ракето-торпеды и торпеды. Альтернативный вариант - до 42 мин.

Головная лодка 945-го проекта, К-276 "Краб", была заложена в Сормове 8 мая 1982 г., спущена на воду 29 июля 1983 г. и вступила в строй 21 сентября 1984 г.

Второй однотипный корабль, К-239 "Карп", был заложен в августе 1983 г., спущен на воду в апреле 1984 г. и введен в строй осенью 1987 г. На Западе лодки получили название Sierra. В 1996 г. К-239 "Карпу" было присвоено более благозвучное название - "Тула".


Дальнейшим развитием лодки проекта 945 стала АПЛ проекта 945А (шифр "Кондор"), Ее основным отличием от кораблей предыдущей серии был измененный состав вооружения, включавший шесть 533-мм торпедных аппаратов. В боекомплект лодки были включены стратегические крылатые ракеты "Гранат", предназначенные для поражения наземных целей на дальности до 3000 км.

С-10 Гранат (3М-10; SS-N-21 Sampson) - КР морского базирования.

Дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Модификацией ракеты является ракета РК-55 "ГРАНАТ" (по классификации НАТО SS-N-21 Sampson). Крылатая ракета "ГРАНАТ" предназначена для поражения наземных объектов противника и имеет дальность стрельбы до 3 000км. Может быть оснащена ядерной головной боевой часть мощность 200 кт. Управление ракетой в полете на начальном этапе осуществляется пассивной системой наведения. При приближении к цели на заданную дальность включается активная система самонаведения.
Для уничтожения ПЛ, кораблей и судов противника АПЛ оснащена противокорабельными ракетами "Новатор-1"(SS-N-15 Snarfish) и "Новатор-2"(SS-N-16 Stallion). Запуск ПКР "Новатор-1" производится из торпедных аппаратов калибра 533мм, дальность поражения целей составляет 45 км. Запуск ПКР "Новатор-2" производится из 650мм торпедных аппаратов, дальность поражения целей до 100км. Данные ПКР могут быть оснащены ядерной боевой частью или подвесной универсальной торпедой. Наличие нескольких типов торпед позволяет эффективно уничтожать подводные и надводные корабли и суда противника.

руководство СССР в 1976 г. приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования.. Создание дозвуковой крылатой ракеты РК-55 "Гранат", являющейся аналогом американской ракеты "Томагавк", было поручено свердловскому НПО "Новатор", возглавляемому Л. В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 г. В 1984 г., на четыре года позже, чем американский аналог ("Томагавк"), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения в ВМФ, был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А. С. Абрамов).
Стратегическая крылатая ракета РК-55 "Гранат" имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность -3000 км, система наведения - инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало - середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря 1983 года. В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз.
выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).


Лодку оснастили и восемью комплектами ПЗРК самообороны "Игла". Число водонепроницаемых отсеков возросло до семи. Лодка получила усовершенствованную энергетическую установку мощностью 48 000 л.с. с реактором ОК-650Б (190 мВт). В выдвижных колонках разместили два подруливающих устройства (по 370 л. с.).

На АПЛ установили усовершенствованный ГАК "Скат-КС" с цифровой обработкой сигналов. В состав комплекса вошла низкочастотная протяженная буксируемая антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении. Корабль оснастили комплексом связи "Симфония".

По уровню демаскирующих признаков (шумности и магнитному полю) лодка проекта 945А стала самой малозаметной в советском флоте.

Первый усовершенствованный корабль, К-534 "Зубатка", был заложен в Сормове в июне 1986 г., спущен на воду в июле 1988 г. и вступил в строй 28 декабря 1990 г. В 1986 г. "Зубатку" переименовали в "Псков".

Затем последовал К-336 "Окунь" (заложен в мае 1990 г., спущен в июне 1992 г. и вошел в строй в 1993 г.). В 1995 г. эта АПЛ также была переименована в "Нижний Новгород".

Пятая АПЛ, строившаяся по усовершенствованному проекту 945Б ("Марс") и по своим характеристикам практически соответствующая требованиям к лодкам 4-го поколения, была разрезана на стапеле в 1993 г.

11 февраля 1992 г. у острова Кильдин, в территориальных водах России, К-276 столкнулась с американской АПЛ "Батон Руж" (тип "Лос-Анджелес"), пытавшейся осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе проведения учений. В результате столкновения "Краб" отделался повреждениями рубки (имеющей ледовые подкрепления). Положение американского атомохода оказалось значительно более тяжелым, он с трудом сумел дойти до базы, после чего было принято решение не ремонтировать лодку, а вывести ее из состава флота.

Все подводные крейсера проектов 945 и 945А в настоящее время продолжают нести службу на Северном флоте в составе 1-й флотилии подводных лодок (место базирования - Ара-губа).